Южаков Геннадий Васильевич : другие произведения.

Граница ( На границе без перемен )

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

ГРАНИЦА
(На границе - без перемен)

Познавательно-аналитические путевые заметки в сокращенном варианте.
2010-й год.

Перед дальней поездкой. Клайпеда
Беспредел | Почему на российской границе бабушку не пустили к себе домой в Литву? | Бабушкин сон сулил мне инфаркт | "Уникальная" платная дорога к Пскову | Белорусские дороги - на уровне европейских | Соприкосновение с Историей | Сибирское село Покровское - родина Г.Распутина | Потомок Распутина в Покровском? А не в Америке? | Тобольск - бывшая столица Сибири | На Украине- все в порядке | Соединенные Штаты Америки глазами неамериканца | Дорога до Флориды | Русский мужик - основатель американского Санкт-Петербурга

ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОЕ

Поскольку я живу в г. Клайпеде, то разумеется, куда бы я ни поехал, путь начинается с этого города Если для москвичей и петербургжцев поездки на свои дачи за много километров являются обычным делом, то для меня обычным делом до недавнего времени были поездки в любое время года к родителям жены, проживавшим в Ивановской области. А это за тысячу с лишним километров. Для этого мне требовалось сутки, учитывая время для сна где-нибудь приткнувшись к обочине. В советское время не существовало ни границ, ни бандитов. Ныне пересечение границ занимает очень много времени, а дороги стали не безопасными. Вот, о границах мне бы хотелось рассказать.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Пыталово-приграничный с Латвией городок, Псковской области, таможенный, пограничный терминал.

После того, как пограничники на контрольном пункте продержали меня около трех часов, а при той жаре, какая свалилась на наши головы этим летом (2010 г)., моя бабушка-пассажирка, семидесяти восьми лет, едва не теряя сознание, загробным голосом взмолилась:
- Да что же это такое делается! Ведь это настоящее издевательство над человеком! А как же быть с правами человека? (Бабуля грамотная, знает и о правах человека...)
В сердцах я ей напомнил:
- О правах человека, Елизавета Александровна, вы порассуждаете дома, за чашкой чая, но не теперь, в особой зоне контроля. Здесь о них ничего не слышали. Свои-то граждане их никак не найдут, куда ни кинься, всюду затычки.

Она стала лепетать, что Россия -это ее также дом, неважно, что имеет литовское гражданство, она имеет вид на жительство в России, что родилась в Вологде, итд. Я ей посоветовал выпить несколько капель валокордина.

Такой получился финиш нашего путешествия. Но начало было совсем неплохим.

Мы, много нас, как зернышек, рассыпанных по окраинам бывшего Советского Союза, так называемым бывшим республикам. С началом радикальных перемен мы были никому не нужным сбродом. Со временем начались кое-какие подвижки. Но наша Родина, где многие родились, имеющих окончания на фамилиях ..ов,... ин, до сих пор весьма неохотно принимает своих "детей" не только на жительство, но и в качестве бывших "родственников", которым есть необходимость посетить могилы своих предков, повидаться с близкими. Одним словом, из родной матери превратилась в злую мачеху. ...Например, в Литве своим этническим литовцам, не важно где проживают,-пожалуйста- второе гражданство. К тому же всем, проживающим в Литве, независимо от национальности, беспрепятственно давали литовское гражданство. Лично я долго определялся и в итоге остался с видом на жительство. Но это ни в какой мере не ущемляет мои права. (Поэтому, если пишу " у нас", то надо иметь ввиду место моего рождения-Россия.)

Так как мне приходится иногда навещать своих родственников в России, на то, как к нам, живущим в зарубежье, относятся на Российской границе невозможно, чтобы не обратить внимание. Не отрицаю, ныне есть некоторые изменения в лучшую сторону. Тем не менее, какое-то странное отношение. Складывается вполне определенное впечатление : у служащих пограничных служб менталитет остался на козлином уровне. Да и сама процедура оформления утомительна. Оформление таможенной деклорации, бегаешь от окошка к окошку. Стоя в очереди, томишься, не зная где пописать, терпишь, боясь, чтобы не лопнул мочевой пузырь.

На латвийской, литовской границе вся процедура, без учета стоянки в очереди, занимает от семи до десяти минут, без бумажной волокиты, без дополнительных сборов. Все четко, уважительно, не унизительно. Всюду, вдоль трассы на несколько километров стоят туалеты. А это очень важно, когда приходится стоять в очереди. Не час и не два, а водители фур до нескольких суток. И не до смеха, когда припрёт...

Калининград (Кёник-Кенигсберг) находится в ста двадцати километрах от Клайпеды.Временами туда выбираюсь. Несколько лет назад за проезд по Куршской косе оплата за личный транспорт была небольшой, ныне она возрасла на несколько порядков, и поэтому удобней ездить на автобусе. И что интересно, казалось бы соседи, но совершенно разный подход к пассажирам. Обычно едут пожилые люди к родственникам, студенты. На Литовской границе приходят пограничники, чаще женщины, собирают паспорта, у себя в оффисе отштампуют, приносят, раздают и на этом досмотр заканчивается. Выборочно могут проверить вещи. Другое дело на Российской границе- всех выпрут, как скот, из автобуса вместе с вещами... на контроль. Там поглядят на физиономии пассажиров, проверят вещи... и это занимает немало времени, и действует на нервы... Не знаю, возможно, что-то изменилось, а год назад было так. Стремимся в Европу. Но этой Европы следует прежде чему-то научиться...Повторяюсь, граница-это лицо государства, парадный въезд.

Моя дочь, проживающая в пригороде Петербурга, стала меня уговаривать:
- Папуля, давай поедем на машине. Заодно прихватим тетушку Лизу. Бензин мы оплатим. (Тетушка Лиза является какой-то дальней-дальней родственницей, родства с которой я что-то не припомню)
- А тетушка твоя как? Выдержит дорогу? Кажется, недавно она перенесла какую-то операцию?
-Выдержит!-Заверила меня дочь,-уж очень она хочет побывать в деревне. Попробуйка просиди осень, зиму в этой квартире! К тому же она ой как любит путешествовать.

В том, что она любит путешествовать, вскоре мне придется убедиться.

Пожилая женщина, и совсем не пессимистка. Милая, скромная бабуля, которую про себя я обозвал "бабушка-божий одуванчик", не в меру говорливая.

Небольшого росточка, пухленькая, а под широкополой соломенной шляпкой выглядит грибком-боровичком.

Я догадывался к чему дочь клонит. Ей за время отпуска хочется побывать в деревне, находящейся в вологодской области, в шестистах километрах от Питера. Добираться до туда на общественном транспорте весьма проблематично.

Два года назад я уже совершил подобное путешествие. В той деревне, со странным названием "Верхний конец", стоит хороший дом, принадлежавший когда-то родителям её мужа. Родители померли, а дом требует хотя бы периодического ухода. Да и природа там великолепна. Река, лес, ягоды, грибы. Коля, её муж, рассказывал, что летом иногда к дому наведывается медведь. Очевидно, последний из медьвежьего племени, так как человек проник всюду, и зверью уже стало некуда деться.

Через Волхов до Тихвина на Бабаево-300 км, а там в обратную сторону по Вологодской области еще 300 км. По российским меркам дорога относительно хорошая, если не считать 18 км грунтовой дороги. Про асфальт дорожные службы забыли, а по ней туда-сюда снуют огромные лесовозы. Вырубают лес, куда-то увозят, не заботясь о прокладке асфальта.

За эти шестьсот километров стоянок наберется около десятка. Но каковы они, особенно после Волхова? Горы мусора: пластмассовые банки, бутылки, ветошь, пищевые отходы, шины, запчасти. Тучи мух, а еще невыносимая жара! Настоящий смрад. Даже по необходимости, неприятно останавливаться. Как не прискорбно, но вывод напрашивается сам по себе: не любят в России порядок. Сами водители-это немалая часть- бескультурье. При такой жаре достаточно спички, чтобы заполыхал мусор, а за ним и лес. По дороге то и дело видишь, как из кабин вылетают на дорогу бутылки, окурки, ненужные вещи. Это на ходу.. Сразу вспоминается Белоруссия. (И не грех-повториться) Почему же в этой родственной стране повсюду идеальный порядок, примерно, как в Германии? Честно сказать, во-первых, совершенно другой спрос, во-вторых- трудолюбие. И желание сделать свою страну краше.

С видеокамеры. Вологодская обл. д.Верхний конец. Через реку вброд. Жалко речки. Камазы всю её загадили. Раньше в ней водилась всякая рыба, теперь - какие-то странные мутанты. Между тем жители берут из неё воду для бань. У каждого своя баня по обоим берегам реки.

Заход солнца. Редкой красоты картинка. Над деревней сгустились черные тучи. За полмесяца несносной жары все ждали дождя. Однако к утру тучи рассеялись. Упало лишь несколько дождинок.

Я люблю снимать природу, но не города. Деревня со странным названием "Верхний конец" Вологодской области

Хозяин в доме кот Василий. В наше отсутствие живет у родственников. Как только приезжаем, ровно в девять утра - здесь. Любит кошачью еду из магазина.

Вечером тропинкой по лесу, но не по дороге, уходит к родственникам. А утром-тут как -тут.

Ездить по литовским дорогам одно удовольствие. Катишься как по маслу. Бросает в дремоту. И думаешь: хоть бы какая ямка или полицейский, чтобы вздернуть свое полусонное состояние. Ни колдобин, ни полицейских я так и не встречу, проехав почти триста пятьдесят километров. Не подумайте, что дороги эти построены после выхода Литвы из Союза, лично я не видел ни одной новой дороги, и уж вполне определенно, трасса -Клайпеда -Вильнюс введена в эксплуатацию во времена так называемой "советской аккупации". А то, что основная автортрасса до сих пор функционирует, так спасибо литовским строителям за качественную работу и своевременный ремонт.

Трасса Клайпеда-Вильнюс - 320 км - практически прямая дорога
Очередная "Заезжаловка"

Таких до Вильнюса порядка тридцати. Очень удобные, практически с любой тех. помощью. Пока делают машину, есть возможность принять душ, поесть, погулять.

После обретения Независимости кому-то захотелось, уповая на вал туристов с запада, Литву превратить в туристический "Клондайк", ничего не делать, а денежки сами поплывут рекой. Увы. Для туризма-не тот климат, да и Балтийское море не каждое лето бывает теплым. К примеру, немцам, шведам какой смысл ехать в Литву? Из дождя под дождь? Разумеется, даже ихние пенсионеры, имея довольно приличную пенсию, вполне способны погреть свои старые кости где-нибудь возле Средиземного моря. Разве что остается надежда на россиян, по привычке, некогда отдыхавших в Паланге. Но и этим стало проще слетать в Египет или в Турцию. Дешевле обходится.

Но каким-то образом выживать нужно. Несмотря на ограниченный приток туристов, как бы возродилась (нашла развитие) сфера обслуживания, особенно вдоль дорог. В принципе, дороги не пустуют. Летом огромная масса людей передвигается на колесах. И я бы сказал, что система придорожного обслуживания находится на очень высоком уровне.

При необходимости есть возможность остановиться, передохнуть. Стоянок, чистых, удобных- я не считал, но их много.. Оборудованы детскими площадками, имеются магазины, бары, мотели.

Клайпеда-самый красивый город в Литве (во всяком случае для меня), к тому же морской порт. В 2002 году городу исполнилось 750 лет. До 1945 года назывался Мемель и входил в состав Восточной Пруссии, т.е. Германии. Начало городу положили крестоносцы-рыцари тевтонского ордена и немецкие купцы.Сначала на древнюю землю пруссов, которые в то время обитали в районе западной Литвы,

Та самая крепость. Ныне-морской музей

Россияне, соотечественники, приезжайте. Литва богата не только историческими памятниками, но и своей национальной культурой.

Центр Клайпеды

Не! Так дальше нельзя! На пути оказалась удобная стоянка с баром и со станцией для ремонта машин. Зарулил. Мои женщины выходить из машины отказались, зато я выпил чашечку крепкого кофе. От Каунаса я поверну влево на латвийский Даугавпилс. Ныне границы между Литвой и Латвией не существует, и поэтому я спокоен. В этом смысле стало очень удобно. Можно прокатиться по всему Евросоюзу, до Ла-Манша, и не обременять себя беспокойной мыслью о пограничниках, таможениках, о визах, паспортном режиме итд.

Два года назад я впервые "освоил" путь через латвийский Даугавпилс на Псков, с оформлением проезда в Россию в приграничном Пыталово. И немало был удивлен, когда намеревался выехать с территории пограничного терминала.. Наткнулся на шлагбаум, а охранник меня предупредил: "Оплати! Дорога платная!" 270 рублей-это равносильно подачке нищему, но что поделаешь, страна "бедная", денег на дороги не хватает. В то же время я хорошо подумал о дороге: значит,- шедевр дорожного строительства, каких я еще не видывал, проехав фактически всю Европу по бесплатным дорогам...

Ехал в одиночестве, как дурак, повстречалась пара машин местной прописки-бесплатники. Из шестидесяти километров, если и было полкилометра хорошей дороги...Я не уверен, что даже внедорожники в распутицу могли благополучно её осилить. Яма на яме, а обочины-лучше не пытаться свернуть в сторону. Поскольку мой "Фольсваген Гольф" был основательно перегружен, двое пассажиров плюс полный багажник вещей, то результат был ожидаем. Вышли из строя амортизаторы задних колес. В Питере пришлось заменить за три тысячи рублей. А кому пожалуешься? Псковскому губернатору? Понятно, губернатору не с чем сравнивать, а мне есть.

Чуть в сторону от трассы-непроходимая грязюга. Даже в средние века, во времена Новгородской Республики, дороги были лучше. Деревянные!

В тот раз я так и не понял: перед шлагбаумом я оказался в единственном лице, на дороге также, куда же девается остальной транспорт?

Вспомнил слова М. Задорного о русской смекалке. Все машины объезжали шлагбаум окольными путями. Я же не мог себя подвергать риску. Как ни говори, а машина-то иностранка.

А пока что еду по Каунаской трассе со скоростью 90-100 км. Меня с легкостью, как стоячего, обходят крутые джипы, мерседесы, БМВ. Они несутся со скоростью 150-180 км. Мне некуда спешить. Как говорится, тише едешь, дальше будешь. Или -жизнь и без того коротка, так зачем же её еще более укорачивать...Третья поговорка, касающаяся также езды, мне думается, несправедлива : "Скоро едешь-беду накличешь, тихо-она тебя нагонит". С возрастом к скорости у меня азарт прошел. Да. И вообще за эту поездку ничего сверхестественного не произошло. Ничего интересного, ничего трагического, слава Богу. Разве что авария на дороге возле Пскова. Мне показалось,что и там обошлось более менее благополучно. Внезапно на дорогу выбежал лось. И надо такому случиться, как раз на том участке проезжал (вероятно) свадебный кортеж из нескольких машин. Останавливаться я не стал, заметив, что моя помощь не потребуется, а немного притормозил. И лишь увидел окровавленное животное, лежащее на дороге. В моей жизни подобное случалось. Однажды ехал в Калининград, дороги узкие, строили в свое время немцы, выбежала косуля, буквально в нескольких метрах от капота. Скорость была 115 км. Каким то чудом успел отвернуть влево, удар пришелся на правую боковину бампера. Но это не спасло косулю, зато спасло меня. Остановился, и пока "переваривал" произошедшее, подбежал водитель какого-то грузовика, следовавшего за мной, и спросил меня:
-Косулю на мясо не возьмешь?

Мне было ни до чего. В последний момент перед столкновением я увидел глаза косули. Огромные, выразительные, человечьи. Мне до того было жалко животное... А водитель грузовика закинул косулю в кузов и проехал мимо меня, помохав мне рукой.

Кстати сказать, литовские скоростные дороги огорожены высокой сеткой во избежании подобных ДТП.

***

Чтобы попасть на границу в более благоприятное время и долго не стоять в очереди, было решено переночевать в Резекне-небольшом городке на территории Латвии. А раненько утром прибыть на границу. Так подсказывала интуиция. "Латыши" ездят в Россию за дешевым бензином и обычно по выходным, а также в послеобеденное время создается на погранконтроле большая очередь. Учитывая мой возраст-70 лет, а также моей пассажирки, нам с ней в дневную жару не выдюжить. Впрочем, на всякий случай мы запаслись валидолом, валокардином. Да. В этом смысле я напрасно, повидимому, беспокоюсь за бабулю. У неё здоровья хватит на двоих , таких как я.

Нашли неплохой мотель с номером на четыре койки за 20 евро. Относительно недорого, учитывая все удобства плюс бесплатный утренний кофе.

Моя интуиция меня не подвела. Очередь из дальнебойшиков протянулась на пять-шесть километров, зато легковушек было немного. Я оказался в первой пятерке. (Пропускают по пять машин). При оформлении на латвийской границе не рекомендуется выходить из машины. Пограничница, молодая женщина забрала наши документы, минут через пять вернув, пожелала доброго пути.

Российская граница рядом, надо проехать метров сто. Как обычно, заполнил таможенную декларацию, побегал от окошка к окошку. В прошлом году с меня взяли 350 рублей за какую-то малюсенькую бумажку. В этот раз-ничего. И оказалось, что срок пребывания машины на территории российской федерации увеличен с двадцати дней до трех месяцев.

И опять же эта платная дорога. Шлагбаум никуда не делся, а на контроле та же рыжая, толстая, неприветливая дама . Я хорошо её запомнил год спустя.

Остановившись недалеко от будки, я стал соображать, как мне быть. Вспоминая прежнюю поездку, очень уж не хотелось ломать машину. Думал я долго, хотя никакого выхода не видел. Возмутилась дочь:
-Папа, чего мы стоим?
-Думаю.
О чем? Вот тебе деньги, и вперед!

А в это время я наблюдал. Мне стало страшно интересно...У шлагбаума я не видел ни одной машины...Недалеко, возле своего авто с российскими номерами, стоял водитель и курил. К нему я и подошел с вопросом:. Так, для любопытства.
-Имеется ли какая объездная дорога?
Он показал рукой влево.
-Там по низине.
Потом показал вправо.
-И там тоже.

Действительно, теряясь в высокой осоке, одна за другой шли машины. Они ехали очень медленно, видно, по двум причинам: очень плохая, болотистая дорога, второе, водители высматривали где-нибудь притаившегося гаишника. Разве такое возможно, например, в той же пресловутой Германии. Не знаю уж, или им денег жалко, или желание подобным образом заявить свой протест.

И на этот раз я не рискнул. Подошел к кассирше, и подавая деньги, спросил:
-Дорогу-то хоть подремонтировали?
-Дорога, как дорога!-Грубовато ответила она, и добавила,-гражданин, а вы мало мне дали денег!
-А сколько надо?
-Триста рублей!

Вышел я с удовлетворительным чувством. Раз повысли ставку, значит, дорога в порядке.

И на самом деле, дорогу подлатали, а кое-где положили новый асфальт. Правда, обочины так и остались в ужасном состоянии.

На обратном пути пришлось снова отдать 300 рублей за дорогу. Сохранил и квитанцию.
Администрация псковской области.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ.
Контрольно-пропускной пункт номер два "Убылинка" , Пыталовский район.
Расчетный лист разового сбора номер 3922
За проезд по платной (!) автомобильной дороге общего пользования.
Дата...13.08.2010 Время 14,08,54 (какая точность!)
Марка легкового авт....vw
Маршрут...из России.
Оплачено за проезд....300 р.
Оператор.....Борозинец Н.И.
Печать.

Комментрарий: Как может быть дорога общего пользования платной? Впрочем, чего придираться. Туалеты ведь тоже общего пользования, но ни везде они бесплатные. Между тем к платным дорогам надо готовиться. Ни сегодня, так завтра Дума (предполагаю) выдумает закон о всеобщих платных дорогах, неважно, состояние дорог. Даже если будешь ехать на велосипеде-плати!

Пролетело двадцать дней. Все это время мы провели в деревне. Даже здесь, далеко на Севере, стояла несносная жара. Ни ягод, ни грибов. Всё изжарилось на солнце. Коровы и те целыми днями в реке. Дочь собирала лечебные травы. Это её хобби. Я с Колей ежечасно на дворе обливались водой. Ночами также не было спасу от жары. По телевизору одни "боевые" сводки по тушению пожаров. Горит треть, а может быть, больше лесов России. Задымление и здесь. Дым идет от горящих торфяников в подмосковье, покрывая огромные пространства.

Деревня "Верхний конец" - внушительных размеров. Молодежи нет. Одни бабушки, дедушки -пенсионеры. Но зато много приезжих к родственникам из Вологды и Череповца. Имеется приличный магазин. Идешь поутру в магазин, все бабушки с тобой здороваются, неважно, что не знакомы. Они непротив поговорить. Душевные, терпеливые русские бабушки. Все они прошли суровую школу жизни. Война, разруха, восстановление хозяйства. Всё на их плечах.

Напротив нашего дома примерно в таком же доме живет дед восьмидесяти лет. Сам он еще в порядке, а вот его жене постоянно не здоровится. Как-то подошел он ко мне, сели на лавочку и разговорились.
-Побаливают ноги,-пожаловался он.
-А как само житье?-Спросил я.
-Ничего. Поживаем. Картошки много. Хлеба вдоволь. Яица.. Молоко тоже свое, держим корову. А чего еще надо...
Я заметил:
-Вижу, кур у вас,- как на колхозной ферме..
-Поначалу неслись плохо, -стал рассказывать дед,- старуха моя пожаловалась. Ну я провел с петухом политбеседу. Смотрим, дело улучшилось. Ну я снова провел с ним политбеседу. Теперь не знаем куда девать яица.
Я рассмеялся и спросил:
- А в чем заключалась ваша политбеседа?
- Я ему сказал, Петя, будешь лениться, отрублю голову...
- Не поверите, он вытянул шею и ответил-Коко! Понял, чертеняга!

Я спросил его кто же придумал деревне дать название "Верхний конец", дед попытался влезть в историческую давность, но так ничего путевого не сказал.

И все-таки, самая рискованная и тяжелая езда-это в Москве, в Питере. На зеленый свет светофора, срываются подобно урагану сотни машин. Скорости-сто и выше км. Не дай бог прозевать этот момент-сомнут. "Ассы!" После поездок по Питеру и по его окрестностям, езда по Клайпеде-это как на учебной площадке. Чайники! По другому и не скажешь. Водители сонные, как мухи. В особенности женщины за рулем( В Клайпеде женщин за рулем стало больше, чем мужчин). Пока она поправит прическу, посмотрится в зеркало, поговорит по мобильнику... В итоге, выезжаешь с ул. Дебрецена на Шилутское шоссе за два-три приема. Я подсчитал, самое большое успевает проехать перекресток шесть-восемь машин. Частенько бывает так: загорелся зеленый, а никто не трогается с места. Случись такое в Москве....Мало того, что обматерили бы, но и чего худого, бабахнули по окнам из травматика, кои имеют едва ли не каждый водитель.. Не исключено, что намеренно впилили бы в багажник, чтобы не зевал. Вдобавок набили бы морду...Расстояния огромные, все спешат или на работу, или с работы. А у нас ныне спешить некуда....Нет, я совершенно непротив осторожной езды, но когда самый первый перед светофором "хлопает" ушами, а на тех, которые позади его, ему совершенно наплевать, то такая ситуация меня раздражает. Это поначалу, потом привыкаю.

Самое скверное впечатление от трассы Санкт-Петербург-Москва. Шоссе само по себе отвратильное. Совершенно не оборудованные обочины. Ямы, колдобины, жуткая грязь. Днем и ночью сплошной поток машин. Страшнейшая загазованность.Если нет пробок-скорости сумашедшие. Машины стали другими, чем двадцать лет назад. На маломощных- в большом городе -это помехи. Джипы, один за другим могучие трейлеры- в сторону Москвы, в сторону Питера. Деловые, крутые, мафиози, несутся в обе стороны..

Расстояния в тысячи километров, у нас же вся Литва -400 км.

Из деревни к Питеру мы подъезжали вечером. Не доезжая Колпина 20 км, где проживает моя дочь, застряли в длинной пробке. Она растянулась...впрочем, затруднительно сказать, очевидно, на эти же двадцать км. По всей видимости где-то впереди произошло ДТП. Встречный поток просто "летел", а наша сторона, две полосы- по метру за полчаса..Да. Три часа-дергушек: вперед-стоп..вперед-стоп. Голова раскалывается. Все-таки отмахал по жарище 670 км. Пот до сих пор льется ручьями по спине. В моей машин нет кондиционера. Вспомнил о кольцевой дороге. Но как выехать из потока? Зажат со всех сторон как клещами. Полметра влево,- сомнет в гармошку какой-нибудь трейлер, полметра вправо-долбанут сзади. Вот и приходится вертеться, как вошь на гребешке.Только нырнул вправо, в прореху, как меня едва не смяла маршрутка, полная пассажиров. Маршрутка выскочила на обочину и едва не перевернулась, встав на "дыбы", передком уткнувшись в глубокий кювет. Воспользовавшись удобным моментом, я вырулил на грязную стоянку недалеко от Славянского базара. Тут стояло несколько машин. Возле одной из легковушек мучился водитель, меняя поврежденное колесо на запаску. Пришлось подождать пока он не закончил. Когда водитель стал ветошью вытирать руки, я подошел к нему. Мужчина лет пятидесяти, и судя по его "Жигуленку", он был человеком небогатым. Озлобленное лицо его мне не понравилось. Впрочем, кто в этой клоаке имеет веселый вид. Чему радоваться?
-Извините пожалуйста,-обратился я к нему,-не подскажете ли как выбраться на кольцевую дорогу?

Сначала он бросил взгляд на меня, затем на мою машину. Глаза его преобразились, не стало на лице злобы. Начало было забавным. Криво усмехнувшись, мужчина проронил:
-Вальку-губернаторшу прокатить бы толстой задницей по этой дороге...Позорище на всю Европу!

Он подождал, очевидно, в надежде что-то услышать от меня, но мне нечего было добавить.

Затем он обстоятельно ответил на мой вопрос.

Потребовалось еще полчаса чтобы прорваться на другую сторону шоссе.

Постов ГИБДД заметно поубавилось. Раньше ездить было не в моготу. Через каждые десять-пятнадцать километров Пост. И обязательно остановят, заметив иностранные номера. Кроме постов по дорогам стояли милицейские патрули. " На заработках".

Мой сосед по дому, Миша, частенько посещающий своих родственников, рассказывает:-Забавный случай, вроде анекдота, произошел со мной в Эстонии. Я ездил в Таллин к брату. Возвращаясь в Клайпеду, очень торопился. На одной из дорог километров на пятнадцать превысил разрешенную скорость. В России водители проявляют солидарность-подмаргивают фарами, если на дороге стоят гаишники.В Прибалтике подобной практики не существует; каждый отвечает за себя.

И вот гоню я, поздно заметив полицейскую машину на обочине. Они тут же бросились вдогонку. Вижу, дело плохо. Обдерут как липку. И пришла мне странная мысль... Не долго думая, на счастье, увидел небольшой перекресточек, остановился, бросился к кустам, снял штаны и присел, якобы срочно приспичило. Они остановились рядом с моей машиной; вышли двое полицейских, мощные детины высоченного роста. И видят... сижу я в кустах... с голой задницей. Подойти ближе не решились. Смотрят на меня, и о чем-то переговариваются...Затем один из них обращается ко мне:
-Как тольга ви собираешь..ся ситеть? Почьему-у не останавливался мой сигнал?

Надо было что-то отвечать, и я, продолжая сидеть на корточках, выдал, что пришло в голову:
-Может быть, до утра... Извините пожалуйста, прихватил живот. Торопился, чтобы не наделать в штаны. И не мог же я остановиться возле вас.... и бежать в кусты.

Они снова о чем-то посовещались, дружно рассмеялись, и уехали. Не важно, что я их надул, тем не менее они проявили человечность и порядочность.

***

Должен заявить, что среди российских гаишников есть и нормальные люди, но таких очень мало. Наверное, их будет больше после переименования милиции в полицию. Ха-ха!

На пути в деревню, кажется, возле Бабаево, не заметив, я проскочил нужный мне поворот, как раз на том месте стоял пост гаи. Остановившись, я развернулся, и тут же был остановлен инспектором. Подошел симпатичный, высокого роста молодой сержант. Он сказал, что я пересек сплошную линию, чем нарушил правила. По правде сказать, так оно и было. Но эту сплошную линию я принял за прерывистую поскольку трудно было понять, какая она. Местами краска давно уже слезла. Сержант попросил документы, я поначалу заерохорился, так как был очень утомлен, просидев за рулем семь часов, однако отдал и пошел с ним на пост. Там сидел еще один. Меня записали в журнал, отдали документы и предупредив о внимательности на дороге, пожелали счастливого пути.

Так бы все и произошло, если бы на месте сержанта стоял другой? Очевидно, да.

Никогда бы не подумал, что на севере жара может быть покруче чем на юге. Днем до + 30 и выше. В деревне хорошо, но ненадолго. Скучно. В это лето, я уже об этом говорил, ни грибов, ни ягод; в лесу делать нечего. Единственная отрада-банька.

Итак через двадцать дней было решено возвращаться в Питер.

13 августа. Пятница. Говорят, что в этот день в каком-то месте собираются все дьявольские силы и правят миром. В прошлые далекие времена парусные корабли никогда не покидали порты в подобное совпадение даты и дня недели. Моряки-народ суеверный.

Но так уж получилось, что мы с моей бабулей, Елизаветой Александровной отправились в обратный путь. Дочь осталась дома в Петербурге.

Перед границей у Пыталово, растянувшаяся на несколько километров очередь из большегрузных автомобилей: Маны, Форды, Камазы, Мерседесы; сухогрузные и рефрижераторы, сдавшие свои грузы в разных городах России. Раздетые до пояса водители, измученные жаждой и долгим ожиданием контроля, стоят возле своих кормильцев с усталыми, понурыми лицами. Кое-где они, объединившись в небольшие группы, о чем-то судачат, покуривая. Стоят сутками, неделями. Ни туалетов, ни захудалых ларьков, где можно было бы купить воды, выпить кофе. (Где же малый бизнес? Где торговля? Сколько можно заработать денег!) Для легковых-своя очередь, и я качусь по второй полосе мимо грузовиков.

Ставший уже "родным" желтого цвета шлагбаум.. Оплачиваю дорогу. Шлагбаум поднимается, и я следую дальше. Останавливаюсь в хвосте очереди для легковушек. В основном латвийской прописки. Как уже ранее отмечал, приехали за дешевым топливом.. Заправляются тут же, на терминале. Заправки находятся по обе стороны. Нет нужды выезжать за пределы пограничной зоны.

Прикинул: машин около полусотни. Примерный подсчет времени подсказал: придется постоять часов шесть. Радостного мало. Расстояние, покрытое мною, примерно пятьсот километров. Устал. Легкое головокружение, слабость. Это от жары.

Неожиданно ко мне подходит водитель машины, что стоит передо мной. Человек средних лет, сухощавый с бородкой и с небрежными небольшими бакенбардами.
-Я вижу, вы транзитом. В Литву. Советую подойти на контроль, вон первая будка. -Он показал рукой, -скажите, что вы транзитник. Думаю, вас пропустят без очереди.
"Есть же хорошие, душевные люди" -подумал я о нем, и заранее ощущая некое чувство вины, перед ним и другими водителями, если мне удастся пройти контроль без очереди. И чтобы еще более оправдаться в его глазах, я сказал:
- Все бы ничего, да у меня пассажирка, пожилая женщина, ей почти восемьдесят лет. Боюсь, что не выдержит...
- Тем более,-заметил он, заглянув в мою машину, -весомый аргумент.

В будке сидела молодая симпатичная женщина. Я ей изложил мою просьбу, упомянув о своей пассажирке. Она также оказалась человеком добрым, отзывчивым. Кому - то позвонила по телефону, а затем выдала мне контрольный листок, предупредив:
-Поставьте свою машину перед первой пятеркой, и по зеленому сигналу поезжайте на пограничный контроль.

Радости у меня была полная попа. "Такая удача!"-подумал я . Но радовался я рано. Не знаешь с какого боку тебя ущипнет неудача.

К моей внеочередности водители отнеслись спокойно. Ни один из них не выказал хоть сколько-нибудь недовольства.

На паспортном контроле сидела женщина необъятных габаритов далеко не первой молодости в погонах прапорщика. (Целиком я её увидел когда она входила в помещение, а общение только через форточку, вроде как на свидании в тюремной камере) В окошке женское лицо, судя по губам, оно что-то требует, а я не слышу, Наконец понял-требует паспорта.

Таможенники давно уже осмотрели машину, а она все разглядывала паспорта моей бабули. У неё их два: литовский (гражданство Литвы), российский-вид на жительство сроком до 2013 года. Наконец, пограничница вынесла свой вердикт:
-Вашу бабушку через границу я не выпущу. У нее российский паспорт уже не имеет силы. Три года назад данную форму паспорта отменили. А сами вы можете ехать в Литву....(Оставить бабулю, здесь, на терминале? Ну и сказанула!)

Елизавета Александровна, пришибленная этой новостью, стояла рядом, беспомощная, маленькая, невзрачная, с костылем в руке, едва доставая глазами до окошка. Увидев под шляпой глаза моей пассажирки, пограничница подтвердила выше сказанное:
-Да, да, бабуля, вас я не имею права пропустить.
-Как же так! -заговорила отчаявшимся голосом Елизавета Александровна,- полмесяца назад мы здесь же проехали в Россию, и мне по поводу паспорта никто ничего не сказал.

А теперь вдруг такое...За эти полгода я дважды ездила в Москву и ничего. А вы говорите, что три года как паспорт не действителен.

Пограничница раздраженно отрезала:
-Ничего не знаю!

И ведь на самом деле- никакой логики в действиях пограничницы. Рассуждая от противного, дипломатическим языком, по всем бы правилам, как гражданку Литвы, пограничные власти обязаны не только просто выпустить её, а "выдворить", если они усматривают не соответсвие паспорта с новыми какими-то правилами. Но ведь прошло-то всего двадцать дней с того момента, как на этом же терминале прошли проверку.
- Елизавета Александровна, идите к начальнику смены и поговорите...,- посоветовал я, -да не забудьте свой костыль, посильнее хромайте, глядишь, вызовете у него чувство состродания...

Бабуля поковыляла, как я просил, но без видимого энтузиазма, а я отвел машину в тупик, чтобы не быть помехой другим.

Прошло не меньше часа, мне надоело ждать, и я отправился на "выручку" моей бабули. В просторном кабинете административного здания я увидел за обширным столом сидящих Елизавету Александровну, а напротив женщину также с погонами прапорщика, габаритами не менее той, что стоит на контроле.(От сидячей работы,видимо, они все тут крупногабаритные). Под шляпой я не видел глаз моей бабушки, возможно, она и всплакнула...И куда же делась её обычная говорливость, якобы для неё нигде нет никаких преград? .И какие мысли крутилсь в её голове, даже и не догадывался. Но мне почему-то показалось, что она не особо защищает свои права. Ведет себя пассивно, молчит, в то время, как тетка в погонах что-то ей говорит и говорит, ссылается на какие-то статьи законодательства. Каждая статья, надо полагать, тянет на определенную сумму...

Я стоял, слушал, совершенно ничего не понимая. Для чего она пичкает мозги пожилой женщине своими доводами? Это вынудило меня вступить с ней в полемику:
- Я не знаю, что говорят ваши правила, но вы неправы, сударыня! Даже чисто по-человечески, вам бы следовало женщину пропустить. А тем более, что на вашем участке она прошла въездной контроль. И главное- паспорт до триннадцатого года. Она сама выписала его? Что вы от неё хотите?

Надо было видеть тот взгляд, какой она бросила на меня. Взгляд обозленной тигрицы.

Понятно, ей не по нраву пришлось слово "Сударыня". А чего в нем плохого? Затем она бросилась листать какой-то толстый журнал, сопровождая словами.
-Я сейчас найду запись когда вы пересекли границу. Уверена, в ней есть замечание той смены, которая вас оформляла.

Минут пять или десять пограничница листала журнал, но, вероятно, ничего не отыскав, захлопнула его. Затем сказала
-Как вы хотите, но я не имею право пропускать вашу бабушку!

Стало для меня понятным, бесполезно что-либо говорить. Тогда я попросил:
-Скажите свою фамилию, и фамилию той, что стоит на контроле.

После минуты раздумья она назвала фамилию. Чью, я не понял: свою или своей коллеги. Пешкова.

Я заметил:
- Фамилия -то у вас как у Максима Горького.

"Сударыня" растерянно заметила:
-Не знаю, Горького или еще чья..

Чуть позже Елизавета Александровна о правах все-таки вспомнит., но в разговоре со мной. Однако, какой толк объясняться когда "поезд уже ушел". И на самом деле, ей же баранку не крутить. Сиди себе и созерцай в свое удовольствие. Бабуле все равно куда ехать, лишь бы дома не сидеть. После того, как пограничница окончательно подтвердила невозможность пересечения границы, я было кинулся к майору-начальнику погранучастка.. Но тот меня встретил насупленным взглядом быка, и короткой фразой:
-Сделать ничего не могу. Отправляйтесь обратно, делайте визу... (Находясь на территории России, оформлять Российскую визу, чтобы выехать за границу?- полная чушь!)

Так что даже костыль не помог. У меня же больше претензий к бабушке, нежели к майору. Наверно, ей не в новинку подобные приключения, ей это нравится. Будет, что рассказать своим подружкам.

Затем меня стала мучить главная проблема: куда ехать? Обратно в Питер? Сдать бабушку на попечение дочери, а самому возвратиться? И пусть она там занимается визой? Или дождаться понедельника в Пыталово, чтобы как-то решить этот вопрос? Оставить бабушку в отеле, а самому продолжить путь? Она сама же и подсказала: оформление визы займет не меньше пятнадцати дней. А жара-невыносимая. К машине не притронешься. На капоте можно варить яица. Я как подумал о возвращении в Питер, заныло под ложечкой. Пятьсот километров в обратную сторону! Не выдюжу.

***

Выручил один из сотрудников таможни, он был в курсе нашей проблемы. Когда я садился в машину, он подсказал:
-Советую вам ехать через Белоруссию на Вильнюс. Со стороны России граница открыта, а белорусы паспорта не проверяют.

Я прикинул что к чему, и решил: стоит рискнуть, хотя расстояние увеличивается на четыре сотни километров. А если и там застопорят? Я не выдержу такой нагрузки. Мои силы на пределе. Заколебался глотать валидол. Нет! Старух я больше никогда и никуда не повезу! Хорошие мысли, как правило приходят апосля. Грешным делом я нехорошо подумал о Елизавете Александровне: " прожила столько лет, накопила огромный жизненный опыт, пора бы научиться кое-чему...Дала бы каких пятьдесят евро, и дело в шляпе!" Разумеется, мне не известно, сколько денег в её сумочке, но полагаю, они имеются.

Я намекнул ей об этом, так она сказала, что не знает " как надо давать". Я и сам не знаю. А между тем, все так поступают. И никто еще обратно с границы не уехал. Я стану первым... А чего знать-то, все официально- для срочного оформления выездной визы. Думаю, бабушка пожалела денег. А вот на мое здоровье ей наплевать. Меня же в любой момент может прихватить "кондрашка". Однажды это уже произошло. Тогда я выкорабкался. А здесь, на дороге кто поможет? В том-то и суть...

БЕЛОРУССИЯ

Делать нечего. Погрузились в машину и поехали. Решено-на Белоруссию. Моя бабуля не упала духом, одним словом, отнеслась с великим спокойствием. Дорога оказалась гравийной, а из-за сухости позади машины протянулся устойчивый шлейф из пыли. Хуже всего когда попадаются встречные машины. Накрывает облако пыли и приходится сбавлять скорость потому что ничего не видно. Впрочем, я привык ко всяким дорогам. Сорок лет за рулем. Конечно, не постоянно, временами, поскольку основная моя профессия была также дороги, но по воде.

От поселка Гавры, не доезжая до Пыталово, сворачиваю на городишко Красногородск.

От него начался асфальт. Позади 37 км пыльной дороги. Опочка, затем Себеж-также небольшие городишки. Граница между Россией и Белоруссией местечко под названием Юховичи.

Шлагбаум. Для меня -это неожиданность. Кто-то мне говорил, что якобы на границе между Р, и Б, никакого контроля, как в Евросоюзе. Единое экономическое пространство. В который раз? До чего же у нас любят отгораживаться друг от друга! Усадьбы -высокими заборами, огороды- чем попало, лишь бы отгородиться от соседа, тюрьмы - высокими стенами с колючей проволокой. К примеру, едешь по Штатам, где-то на дороге увидел щит с предупреждением: "танковый испытательный полигон". Ни охраны, ни забора. Понятно, американцы не поедут сюда ради сбора металлолома. У нас же подобный "клондайк" мигом был бы очищен. А какому человеку и в какой стране взбредет в голову обрезать высоковольтные провода и сдавать на металлолом?

Видно, пограничная система снимается или восстанавливается взависимости от того, поругается Путин с Лукашенко или помирится. Вот так уже на протяжении пятнадцати лет, прихватив несколько лет правления Ельцина, граница то открывается, то закрывается. Ельцин тоже, как и Путин, был " не равнодушен" к Лукашенко.

Нельзя отрицать того, что белорусский президент имеет крутой нрав, и частенько выражается языком далеко не дружественным, но причем здесь два народа, которые по-братски относятся друг к другу?

Напрасны были мои волнения, когда я увидел белорусский пограничный контроль. Проверили паспорта, заплатил за что, не знаю, ( кажется, за экологию) сто двадцать российских рубликов, и покатил дальше.

Белорусские дороги. Ехать по ним-очень приятно. Для меня, уставшего физически и морально, это как бальзам на душу. Прекрасное покрытие, ухоженные обочины, травка всюду подрезана, великолепные стоянки для отдыха. Оборудованы "грибочками", чтобы спрятаться от солнца, скамеечки; радовали глаз различные скульптурки из дерева. Никакого мусора. Проезжая мимо деревень, поселков отмечал огромный контраст с деревнями в Псковской губернии. Здесь, практически, имеет начало Большая Европа. Чистота, порядок, замечательные постройки, то ли это простые дома или коттеджики, чувствуется рука хозяина. Ни поваленных гнилых заборов, ни дырявых крыш. Впрочем, для меня это не ново, я ведь не впервый раз еду по Белоруссии.

До Полоцка оставалось порядочное расстояние. Какая-то непонятная надобность заставила меня взглянуть в зеркало заднего вида на пассажирку. При этом обратил внимание на её странную позу: сидит, повалившись вправо, скрещенные руки на груди, глаза закрыты, отвалилась нижняя челюсть, подозрительная бледность разлилась по ее лицу, никаких движений, никаких эмоций. "Померла!" -С ужасом подумал я. В трагическом предчувствии, задрожали мои руки, и, я тотчас вырулил на обочину. Повернувшись назад головой, снова внимательно взглянул на неё. От резкой остановки женщина даже не пошелохнулась, словно приросла к сиденью. "Точно, померла!" -снова подумал я. Мне было страшно даже её окликнуть... И все-таки я, прождав с минуту, решился. Осторожно, тихо её позвал:
-Елизавета Александровна....

Ничего. Даже не дрогнули её ресницы. Муха ползает по лицу, мухи "любят" мертвецов и назойливо к ним липнут... Грешным делом подумал: "Ей-то хорошо, спокойненько ушла на тот свет, и никаких проблем, а мне-то что делать?" Одна мысль за другой и все -хуже не бывает. Впереди-еще такая дорога, затем граница...А уж там с покойницей проблем не оберешься. Вот уж не везет, так не везет! Одним словом, влип! И какого черта я согласился на поездку? Хоть садись на дорогу и плачь горькими слезами....Просидел минут пятнадцать, поглядывая на покойницу. Никаких признаков жизни.

Опять что-то такое меня толкнуло, стукнуло по башке. Я отодвинул свое кресло, меня раздражала муха, ползающая по её лицу, взял бутылку с водой, и издалека брызнул водичкой на лицо женщины. Когда она открыла глаза, я едва не опешил.
-Ох и крепко же я заснула!-Проворковала бабуля,- а чего мы стоим?

Невозможно представить, какая радость охватила меня. Это сначала. За ней пришла злость. Я был готов растерзать старуху. А собственно говоря, за что?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

По приезду в Клайпеду, Елизавета Александровна наведалась в Российское консульство справиться на каком основании её не пропустили на российской границе. А позже позвонила мне. С её слов: якобы в консульстве сказали,что на границе её не вправе были отказывать в проезде в Литву. Но это только пустые слова.

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОДНЫМ МЕСТАМ-2008г.

По мере возможности я посещаю свою Родину-Сибирь-матушку. Город Тобольск., когда-то являлся столицей Сибири. Атаман Ермак Тимофеевич, Кольцо, Иван Грозный, первый российский картограф Ремезов, ученый с мировым именем Менделеев, композитор Алябьев, декабристы, писатель Ершов. Великолепный белокаменный кремль, видимый с расстояния двадцати километров. История! Живописнейшие места.

Прекрасный памятник старины- драмматический театр. Сделанный из дерева без единого гвоздя, он простоял более двухсот лет. Настоящий русский теремок. Любимое место всех тобольчан, особенно детей. В нем часто показывали спектакли сказок. Сам театр был похож на сказку. Бархатные бордовые зановеси, бархатные мягкие кресла... Был театр. Теперь его нет. Город лишился исторического памятника. Девяностые годы. Кто-то его поджег и он сгорел до тла. Кому надо было? А кто ныне поджигает леса? Загораются сами? Не надо смешить людей. Сгорают поселки...Глядишь, строительным компаниям работы на пару лет как минимум. А в заповедных местах, выженных пожарами, как грибы, станут выростать богатые коттеджи.

***

Для меня составляет огромное удовольствие ехать на машине и любоваться сибирской природой. Множество речушек, рек, озер. И, кажется, нет ничего прекрасней родной стороны. Приходят другие воспоминания. Дорога дает пищу для размышленй.

Когда я бываю в Тобольске и Тюмени меня выручает мой друг Миша. Он имеет "жигули", и в каждый мой приезд мы обязательно сгоняем в Тобольск В нем прошло наше детство.Тогда мы еще не знали, что в этих краях жил какой-то Распутин... Гришка, Григорий. Намного позже, после прочтения "Нечистой силы" Пикуля я захотел непременно побывать в селе Покровском, где он проживал и бедокурил.(Кто не читал, советую прочесть. Великолепная книга.) Сам главный персонаж, Г. Распутин, конечно же никакого уважения не вызывает.

Так вот, это Покровское находится по дороге от Тюмени на Тобольск. Село большое, сохранился и двухэтажный особняк Распутина. Заехав в него, мы встретили древнюю старушку, ковыляющую с помощью палочки по дороге. Я подумал: "Это то, что нам надо. Она то точно о Распутине кое-что знает. Увы, бабуля на мои вопросы отвечала очень неохотно. По всему было видно, что Распутин для неё личность неприятная, как и для писателя Пикуля. Наконец она указала на мужика, сидящего возле одного из домов на завалинке, назвав его родственником Распутина. У меня навернулась мыслишка спросить её о других родственниках Григория. Как известно, у него были две дочери. Бабушка косо взглянула на меня и невнятно пробормотала:
-Поговаривали якобы живуть в Америке...

Бабуле, я так прикинул, лет девяносто, а быть может, все сто, и наверняка могла бы немало интересного рассказать, но не хотела.

Мужчина, словно почувствовав интерес к его персоне, сам подошел к машине. Это был здоровенный мужик, настоящий сибирский мужик, лет пятидесяти. Я как увидел его, и мне почудилось: вот он настоящий Гришка ! Жуть, как волосастый, с бородищей, и запах от него конский. Впрочем, сам по себе уникально симпатичный. И он мне понравился. Мужик с превеликим удовольствием начал отвечать на мои вопросы. Между тем, говорил что-то об увековечании памяти Распутина, якобы кто-то собирается сделать из его особняка музей итд. Исходя из его осведомленности и какой-то близости к Распутину у меня, помня разговор с бабулей, с языка сорвалось, не потомок ( родственник) ли он Распутина. Что удивительно, он этого не отрицали и остановился на вероятной ветви праправнука. И когда я назвал Распутина Гришкой..., он меня вежливо поправил-Григорий Ефимович.. Возможно, он выполнял функции неофициального, добровольного экскурсовода.

С видеокамеры. Праправнук Г. Распутина?

В то время, когда я был мальчишкой, между Тюменью, областным городом и Тобольском существовали две дороги: одна по реке, другая по лесам и болоту, называвшаяся тогда Сибирским трактом. Зыбучее бездонное болото. По нему были уложены толстые бревна, по ним очень медленно, одна за другой караваном ехали машины. Автобусов тогда не было. Пассажиры сидели на скамейках в кузовах. Помню хорошо, один из грузовиков сошел с бревен и оказался в болоте. Водитель успел выпрыгнуть, а через несколько минут машина полностью погрузилась в болотную жижу. Очень опасно было ездить по тракту. Зимой болото промерзало, и дорога в этом смысле была безопасной. Если хватало березовых чурочек. Дело в том, что большое количество автомобилей было оснащено газогенераторами. Вместо бензина двигатели "кормились" чурочками. Для этого стояли по бортам одна или две "печи" и в них постоянно кто-то должен был бросать деревяшки, которые сгорая, выделяли горючий газ для двигателя. Для пассажиров было очень хорошо в зимнее время. Всегда можно было погреть руки и ноги. Да. Такие вот чудеса.

Родина! Она всегда замечательна и незабываема. В треугольнике между Тюменью, Тобольском, Вагаем нет ни одной деревни или села, где бы не проживали мои родственники. У деда по матери было девять детей, по отцовской линии-столько же. Дети, внуки, правнуки разбрелись по всей России. Однако деревни и села стоят на том же месте; Ярково, Ушакова, Давыдова, Новоалександровка, Петухова, Евстафьева ( её уже нет), Иевлево, Вагай, итд.

Южаковы, Плесовских, Ишимцевы-все мои фамилии. Хелло! Родственники, откликнитесь! А мои одногодки, вспомните наше голопузое детство!

Ныне эти два города связывает железная дорога и великолепное шоссе. 240 километров трассы, сделаной по последнему слову техники, и далее до Сургута, это еще 1000 км. А какие развязки! Дороги- не хуже европейских! Ведь можем же делать хорошо! Благодаря "трубе"?

С видеокамеры. Чтобы проехать в деревню Ново-Александровку (между Тюменью и Тобольском) сократить путь можно через паромную переправу на реке Тобол. В ожидании парома.

Да. Настолько все извменилось, что некоторые места трудно узнать. У меня была мечта- доехать на своей машине до Байкала. Мечта с каждым годом тускнеет и тускнеет. Как догорающая свеча. К тому несколько причин.

Байкал. Одно из чудес света. Однажды мне привелось с Дальнего Востока ехать до Москвы. Когда поезд двигался возле озера, пассажиры имели счастье его лицезреть. Изумительнейшая панорама. Бесспорно, Россия-самая богатая страна в мире по водным ресурсам. Половина человечества страдает от нехватки питьевой воды. Придет время, когда закончатся нефтяные запасы, и тогда по тем же трубам заграницу погонят воду на экспорт. Так что у России в любом случае, ну.. допустим, небезоблачное будущее, однако не голодное. Хорошие надежды связаны с молодым поколением. Но пока переводятся дураки, всякое может случиться. В наше непростое время возможно всё, что угодно. Например, появится какой-нибудь новый Абрамович и присвоит себе Байкал.

Спора нет, на земле много замечательных уголков. Но я уже в таком возрасте, что общение с родиной-это внутрення потребность. Побывал и в Америке, и в Африке, в Японии, и в Китае. С меня достаточно.

***

Литва, Клайпеда. ФОТОСНИМКИ.

Морская регата.2009 г.

Российский учебный паруснике "СЕДОВ". Самый большой в мире. Перед международной регатой, которая началась в Клайпеде. На праздник прибыло 100 парусников со всего мира.

Учебный парусник "Меридиан". Ныне ресторан. В 1956. на нем я проходил Практику.
Ночью на реке Дане
Морской музей. Располагается в бывшей крепости. Один из замечательных музеев в Европе.
Дельфинарий. "Артисты" на отдыхе в Греции.
Юный моряк на вечной вахте
Пресвятая дева Мария (Паланга)

Знаменитый драмтеатр. С его балкона в 1939 году Гитлер выступал перед мемельцами., в котором фактически сто процентов проживали немцы. Фюрер прибыл на мощном линкоре с целью "договориться" с Литвой о возвращении Германии Мемеля. Как всегда речь его была истеричной, жители приняли её с огромным воодушевлением и криками: Хайль, Гитлер!)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"