|
|
||
ГРАНИЦА2010-й год. |
Администрация псковской области. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ. Контрольно-пропускной пункт номер два "Убылинка" , Пыталовский район. |
---|
Расчетный лист разового сбора номер 3922 За проезд по платной (!) автомобильной дороге общего пользования. Дата...13.08.2010 Время 14,08,54 (какая точность!) Марка легкового авт....vw Маршрут...из России. Оплачено за проезд....300 р. Оператор.....Борозинец Н.И. Печать. |
Комментрарий: Как может быть дорога общего пользования платной? Впрочем, чего придираться. Туалеты ведь тоже общего пользования, но ни везде они бесплатные. Между тем к платным дорогам надо готовиться. Ни сегодня, так завтра Дума (предполагаю) выдумает закон о всеобщих платных дорогах, неважно, состояние дорог. Даже если будешь ехать на велосипеде-плати!
Пролетело двадцать дней. Все это время мы провели в деревне. Даже здесь, далеко на Севере, стояла несносная жара. Ни ягод, ни грибов. Всё изжарилось на солнце. Коровы и те целыми днями в реке. Дочь собирала лечебные травы. Это её хобби. Я с Колей ежечасно на дворе обливались водой. Ночами также не было спасу от жары. По телевизору одни "боевые" сводки по тушению пожаров. Горит треть, а может быть, больше лесов России. Задымление и здесь. Дым идет от горящих торфяников в подмосковье, покрывая огромные пространства.
Деревня "Верхний конец" - внушительных размеров. Молодежи нет. Одни бабушки, дедушки -пенсионеры. Но зато много приезжих к родственникам из Вологды и Череповца. Имеется приличный магазин. Идешь поутру в магазин, все бабушки с тобой здороваются, неважно, что не знакомы. Они непротив поговорить. Душевные, терпеливые русские бабушки. Все они прошли суровую школу жизни. Война, разруха, восстановление хозяйства. Всё на их плечах.
Напротив нашего дома примерно в таком же доме живет дед восьмидесяти лет. Сам он еще в порядке, а вот его жене постоянно не здоровится. Как-то подошел он ко мне, сели на лавочку и разговорились.
-Побаливают ноги,-пожаловался он.
-А как само житье?-Спросил я.
-Ничего. Поживаем. Картошки много. Хлеба вдоволь. Яица.. Молоко тоже свое, держим корову. А чего еще надо...
Я заметил:
-Вижу, кур у вас,- как на колхозной ферме..
-Поначалу неслись плохо, -стал рассказывать дед,- старуха моя пожаловалась. Ну я провел с петухом политбеседу. Смотрим, дело улучшилось. Ну я снова провел с ним политбеседу. Теперь не знаем куда девать яица.
Я рассмеялся и спросил:
- А в чем заключалась ваша политбеседа?
- Я ему сказал, Петя, будешь лениться, отрублю голову...
- Не поверите, он вытянул шею и ответил-Коко! Понял, чертеняга!
Я спросил его кто же придумал деревне дать название "Верхний конец", дед попытался влезть в историческую давность, но так ничего путевого не сказал.
И все-таки, самая рискованная и тяжелая езда-это в Москве, в Питере. На зеленый свет светофора, срываются подобно урагану сотни машин. Скорости-сто и выше км. Не дай бог прозевать этот момент-сомнут. "Ассы!" После поездок по Питеру и по его окрестностям, езда по Клайпеде-это как на учебной площадке. Чайники! По другому и не скажешь. Водители сонные, как мухи. В особенности женщины за рулем( В Клайпеде женщин за рулем стало больше, чем мужчин). Пока она поправит прическу, посмотрится в зеркало, поговорит по мобильнику... В итоге, выезжаешь с ул. Дебрецена на Шилутское шоссе за два-три приема. Я подсчитал, самое большое успевает проехать перекресток шесть-восемь машин. Частенько бывает так: загорелся зеленый, а никто не трогается с места. Случись такое в Москве....Мало того, что обматерили бы, но и чего худого, бабахнули по окнам из травматика, кои имеют едва ли не каждый водитель.. Не исключено, что намеренно впилили бы в багажник, чтобы не зевал. Вдобавок набили бы морду...Расстояния огромные, все спешат или на работу, или с работы. А у нас ныне спешить некуда....Нет, я совершенно непротив осторожной езды, но когда самый первый перед светофором "хлопает" ушами, а на тех, которые позади его, ему совершенно наплевать, то такая ситуация меня раздражает. Это поначалу, потом привыкаю.
Самое скверное впечатление от трассы Санкт-Петербург-Москва. Шоссе само по себе отвратильное. Совершенно не оборудованные обочины. Ямы, колдобины, жуткая грязь. Днем и ночью сплошной поток машин. Страшнейшая загазованность.Если нет пробок-скорости сумашедшие. Машины стали другими, чем двадцать лет назад. На маломощных- в большом городе -это помехи. Джипы, один за другим могучие трейлеры- в сторону Москвы, в сторону Питера. Деловые, крутые, мафиози, несутся в обе стороны..
Расстояния в тысячи километров, у нас же вся Литва -400 км.
Из деревни к Питеру мы подъезжали вечером. Не доезжая Колпина 20 км, где проживает моя дочь, застряли в длинной пробке. Она растянулась...впрочем, затруднительно сказать, очевидно, на эти же двадцать км. По всей видимости где-то впереди произошло ДТП. Встречный поток просто "летел", а наша сторона, две полосы- по метру за полчаса..Да. Три часа-дергушек: вперед-стоп..вперед-стоп. Голова раскалывается. Все-таки отмахал по жарище 670 км. Пот до сих пор льется ручьями по спине. В моей машин нет кондиционера. Вспомнил о кольцевой дороге. Но как выехать из потока? Зажат со всех сторон как клещами. Полметра влево,- сомнет в гармошку какой-нибудь трейлер, полметра вправо-долбанут сзади. Вот и приходится вертеться, как вошь на гребешке.Только нырнул вправо, в прореху, как меня едва не смяла маршрутка, полная пассажиров. Маршрутка выскочила на обочину и едва не перевернулась, встав на "дыбы", передком уткнувшись в глубокий кювет. Воспользовавшись удобным моментом, я вырулил на грязную стоянку недалеко от Славянского базара. Тут стояло несколько машин. Возле одной из легковушек мучился водитель, меняя поврежденное колесо на запаску. Пришлось подождать пока он не закончил. Когда водитель стал ветошью вытирать руки, я подошел к нему. Мужчина лет пятидесяти, и судя по его "Жигуленку", он был человеком небогатым. Озлобленное лицо его мне не понравилось. Впрочем, кто в этой клоаке имеет веселый вид. Чему радоваться?
-Извините пожалуйста,-обратился я к нему,-не подскажете ли как выбраться на кольцевую дорогу?
Сначала он бросил взгляд на меня, затем на мою машину. Глаза его преобразились, не стало на лице злобы. Начало было забавным. Криво усмехнувшись, мужчина проронил:
-Вальку-губернаторшу прокатить бы толстой задницей по этой дороге...Позорище на всю Европу!
Он подождал, очевидно, в надежде что-то услышать от меня, но мне нечего было добавить.
Затем он обстоятельно ответил на мой вопрос.
Потребовалось еще полчаса чтобы прорваться на другую сторону шоссе.
Постов ГИБДД заметно поубавилось. Раньше ездить было не в моготу. Через каждые десять-пятнадцать километров Пост. И обязательно остановят, заметив иностранные номера. Кроме постов по дорогам стояли милицейские патрули. " На заработках".
Мой сосед по дому, Миша, частенько посещающий своих родственников, рассказывает:-Забавный случай, вроде анекдота, произошел со мной в Эстонии. Я ездил в Таллин к брату. Возвращаясь в Клайпеду, очень торопился. На одной из дорог километров на пятнадцать превысил разрешенную скорость. В России водители проявляют солидарность-подмаргивают фарами, если на дороге стоят гаишники.В Прибалтике подобной практики не существует; каждый отвечает за себя.
И вот гоню я, поздно заметив полицейскую машину на обочине. Они тут же бросились вдогонку. Вижу, дело плохо. Обдерут как липку. И пришла мне странная мысль... Не долго думая, на счастье, увидел небольшой перекресточек, остановился, бросился к кустам, снял штаны и присел, якобы срочно приспичило. Они остановились рядом с моей машиной; вышли двое полицейских, мощные детины высоченного роста. И видят... сижу я в кустах... с голой задницей. Подойти ближе не решились. Смотрят на меня, и о чем-то переговариваются...Затем один из них обращается ко мне:
-Как тольга ви собираешь..ся ситеть? Почьему-у не останавливался мой сигнал?
Надо было что-то отвечать, и я, продолжая сидеть на корточках, выдал, что пришло в голову:
-Может быть, до утра... Извините пожалуйста, прихватил живот. Торопился, чтобы не наделать в штаны. И не мог же я остановиться возле вас.... и бежать в кусты.
Они снова о чем-то посовещались, дружно рассмеялись, и уехали. Не важно, что я их надул, тем не менее они проявили человечность и порядочность.
Должен заявить, что среди российских гаишников есть и нормальные люди, но таких очень мало. Наверное, их будет больше после переименования милиции в полицию. Ха-ха!
На пути в деревню, кажется, возле Бабаево, не заметив, я проскочил нужный мне поворот, как раз на том месте стоял пост гаи. Остановившись, я развернулся, и тут же был остановлен инспектором. Подошел симпатичный, высокого роста молодой сержант. Он сказал, что я пересек сплошную линию, чем нарушил правила. По правде сказать, так оно и было. Но эту сплошную линию я принял за прерывистую поскольку трудно было понять, какая она. Местами краска давно уже слезла. Сержант попросил документы, я поначалу заерохорился, так как был очень утомлен, просидев за рулем семь часов, однако отдал и пошел с ним на пост. Там сидел еще один. Меня записали в журнал, отдали документы и предупредив о внимательности на дороге, пожелали счастливого пути.
Так бы все и произошло, если бы на месте сержанта стоял другой? Очевидно, да.
Никогда бы не подумал, что на севере жара может быть покруче чем на юге. Днем до + 30 и выше. В деревне хорошо, но ненадолго. Скучно. В это лето, я уже об этом говорил, ни грибов, ни ягод; в лесу делать нечего. Единственная отрада-банька.
Итак через двадцать дней было решено возвращаться в Питер.
13 августа. Пятница. Говорят, что в этот день в каком-то месте собираются все дьявольские силы и правят миром. В прошлые далекие времена парусные корабли никогда не покидали порты в подобное совпадение даты и дня недели. Моряки-народ суеверный.
Но так уж получилось, что мы с моей бабулей, Елизаветой Александровной отправились в обратный путь. Дочь осталась дома в Петербурге.
Перед границей у Пыталово, растянувшаяся на несколько километров очередь из большегрузных автомобилей: Маны, Форды, Камазы, Мерседесы; сухогрузные и рефрижераторы, сдавшие свои грузы в разных городах России. Раздетые до пояса водители, измученные жаждой и долгим ожиданием контроля, стоят возле своих кормильцев с усталыми, понурыми лицами. Кое-где они, объединившись в небольшие группы, о чем-то судачат, покуривая. Стоят сутками, неделями. Ни туалетов, ни захудалых ларьков, где можно было бы купить воды, выпить кофе. (Где же малый бизнес? Где торговля? Сколько можно заработать денег!) Для легковых-своя очередь, и я качусь по второй полосе мимо грузовиков.
Ставший уже "родным" желтого цвета шлагбаум.. Оплачиваю дорогу. Шлагбаум поднимается, и я следую дальше. Останавливаюсь в хвосте очереди для легковушек. В основном латвийской прописки. Как уже ранее отмечал, приехали за дешевым топливом.. Заправляются тут же, на терминале. Заправки находятся по обе стороны. Нет нужды выезжать за пределы пограничной зоны.
Прикинул: машин около полусотни. Примерный подсчет времени подсказал: придется постоять часов шесть. Радостного мало. Расстояние, покрытое мною, примерно пятьсот километров. Устал. Легкое головокружение, слабость. Это от жары.
Неожиданно ко мне подходит водитель машины, что стоит передо мной. Человек средних лет, сухощавый с бородкой и с небрежными небольшими бакенбардами.
-Я вижу, вы транзитом. В Литву. Советую подойти на контроль, вон первая будка. -Он показал рукой, -скажите, что вы транзитник. Думаю, вас пропустят без очереди.
"Есть же хорошие, душевные люди" -подумал я о нем, и заранее ощущая некое чувство вины, перед ним и другими водителями, если мне удастся пройти контроль без очереди. И чтобы еще более оправдаться в его глазах, я сказал:
- Все бы ничего, да у меня пассажирка, пожилая женщина, ей почти восемьдесят лет. Боюсь, что не выдержит...
- Тем более,-заметил он, заглянув в мою машину, -весомый аргумент.
В будке сидела молодая симпатичная женщина. Я ей изложил мою просьбу, упомянув о своей пассажирке. Она также оказалась человеком добрым, отзывчивым. Кому - то позвонила по телефону, а затем выдала мне контрольный листок, предупредив:
-Поставьте свою машину перед первой пятеркой, и по зеленому сигналу поезжайте на пограничный контроль.
Радости у меня была полная попа. "Такая удача!"-подумал я . Но радовался я рано. Не знаешь с какого боку тебя ущипнет неудача.
К моей внеочередности водители отнеслись спокойно. Ни один из них не выказал хоть сколько-нибудь недовольства.
На паспортном контроле сидела женщина необъятных габаритов далеко не первой молодости в погонах прапорщика. (Целиком я её увидел когда она входила в помещение, а общение только через форточку, вроде как на свидании в тюремной камере) В окошке женское лицо, судя по губам, оно что-то требует, а я не слышу, Наконец понял-требует паспорта.
Таможенники давно уже осмотрели машину, а она все разглядывала паспорта моей бабули. У неё их два: литовский (гражданство Литвы), российский-вид на жительство сроком до 2013 года. Наконец, пограничница вынесла свой вердикт:
-Вашу бабушку через границу я не выпущу. У нее российский паспорт уже не имеет силы. Три года назад данную форму паспорта отменили. А сами вы можете ехать в Литву....(Оставить бабулю, здесь, на терминале? Ну и сказанула!)
Елизавета Александровна, пришибленная этой новостью, стояла рядом, беспомощная, маленькая, невзрачная, с костылем в руке, едва доставая глазами до окошка. Увидев под шляпой глаза моей пассажирки, пограничница подтвердила выше сказанное:
-Да, да, бабуля, вас я не имею права пропустить.
-Как же так! -заговорила отчаявшимся голосом Елизавета Александровна,- полмесяца назад мы здесь же проехали в Россию, и мне по поводу паспорта никто ничего не сказал.
А теперь вдруг такое...За эти полгода я дважды ездила в Москву и ничего. А вы говорите, что три года как паспорт не действителен.
Пограничница раздраженно отрезала:
-Ничего не знаю!
И ведь на самом деле- никакой логики в действиях пограничницы. Рассуждая от противного, дипломатическим языком, по всем бы правилам, как гражданку Литвы, пограничные власти обязаны не только просто выпустить её, а "выдворить", если они усматривают не соответсвие паспорта с новыми какими-то правилами. Но ведь прошло-то всего двадцать дней с того момента, как на этом же терминале прошли проверку.
- Елизавета Александровна, идите к начальнику смены и поговорите...,- посоветовал я, -да не забудьте свой костыль, посильнее хромайте, глядишь, вызовете у него чувство состродания...
Бабуля поковыляла, как я просил, но без видимого энтузиазма, а я отвел машину в тупик, чтобы не быть помехой другим.
Прошло не меньше часа, мне надоело ждать, и я отправился на "выручку" моей бабули. В просторном кабинете административного здания я увидел за обширным столом сидящих Елизавету Александровну, а напротив женщину также с погонами прапорщика, габаритами не менее той, что стоит на контроле.(От сидячей работы,видимо, они все тут крупногабаритные). Под шляпой я не видел глаз моей бабушки, возможно, она и всплакнула...И куда же делась её обычная говорливость, якобы для неё нигде нет никаких преград? .И какие мысли крутилсь в её голове, даже и не догадывался. Но мне почему-то показалось, что она не особо защищает свои права. Ведет себя пассивно, молчит, в то время, как тетка в погонах что-то ей говорит и говорит, ссылается на какие-то статьи законодательства. Каждая статья, надо полагать, тянет на определенную сумму...
Я стоял, слушал, совершенно ничего не понимая. Для чего она пичкает мозги пожилой женщине своими доводами? Это вынудило меня вступить с ней в полемику:
- Я не знаю, что говорят ваши правила, но вы неправы, сударыня! Даже чисто по-человечески, вам бы следовало женщину пропустить. А тем более, что на вашем участке она прошла въездной контроль. И главное- паспорт до триннадцатого года. Она сама выписала его? Что вы от неё хотите?
Надо было видеть тот взгляд, какой она бросила на меня. Взгляд обозленной тигрицы.
Понятно, ей не по нраву пришлось слово "Сударыня". А чего в нем плохого? Затем она бросилась листать какой-то толстый журнал, сопровождая словами.
-Я сейчас найду запись когда вы пересекли границу. Уверена, в ней есть замечание той смены, которая вас оформляла.
Минут пять или десять пограничница листала журнал, но, вероятно, ничего не отыскав, захлопнула его. Затем сказала
-Как вы хотите, но я не имею право пропускать вашу бабушку!
Стало для меня понятным, бесполезно что-либо говорить. Тогда я попросил:
-Скажите свою фамилию, и фамилию той, что стоит на контроле.
После минуты раздумья она назвала фамилию. Чью, я не понял: свою или своей коллеги. Пешкова.
Я заметил:
- Фамилия -то у вас как у Максима Горького.
"Сударыня" растерянно заметила:
-Не знаю, Горького или еще чья..
Чуть позже Елизавета Александровна о правах все-таки вспомнит., но в разговоре со мной. Однако, какой толк объясняться когда "поезд уже ушел". И на самом деле, ей же баранку не крутить. Сиди себе и созерцай в свое удовольствие. Бабуле все равно куда ехать, лишь бы дома не сидеть. После того, как пограничница окончательно подтвердила невозможность пересечения границы, я было кинулся к майору-начальнику погранучастка.. Но тот меня встретил насупленным взглядом быка, и короткой фразой:
-Сделать ничего не могу. Отправляйтесь обратно, делайте визу... (Находясь на территории России, оформлять Российскую визу, чтобы выехать за границу?- полная чушь!)
Так что даже костыль не помог. У меня же больше претензий к бабушке, нежели к майору. Наверно, ей не в новинку подобные приключения, ей это нравится. Будет, что рассказать своим подружкам.
Затем меня стала мучить главная проблема: куда ехать? Обратно в Питер? Сдать бабушку на попечение дочери, а самому возвратиться? И пусть она там занимается визой? Или дождаться понедельника в Пыталово, чтобы как-то решить этот вопрос? Оставить бабушку в отеле, а самому продолжить путь? Она сама же и подсказала: оформление визы займет не меньше пятнадцати дней. А жара-невыносимая. К машине не притронешься. На капоте можно варить яица. Я как подумал о возвращении в Питер, заныло под ложечкой. Пятьсот километров в обратную сторону! Не выдюжу.
Выручил один из сотрудников таможни, он был в курсе нашей проблемы. Когда я садился в машину, он подсказал:
-Советую вам ехать через Белоруссию на Вильнюс. Со стороны России граница открыта, а белорусы паспорта не проверяют.
Я прикинул что к чему, и решил: стоит рискнуть, хотя расстояние увеличивается на четыре сотни километров. А если и там застопорят? Я не выдержу такой нагрузки. Мои силы на пределе. Заколебался глотать валидол. Нет! Старух я больше никогда и никуда не повезу! Хорошие мысли, как правило приходят апосля. Грешным делом я нехорошо подумал о Елизавете Александровне: " прожила столько лет, накопила огромный жизненный опыт, пора бы научиться кое-чему...Дала бы каких пятьдесят евро, и дело в шляпе!" Разумеется, мне не известно, сколько денег в её сумочке, но полагаю, они имеются.
Я намекнул ей об этом, так она сказала, что не знает " как надо давать". Я и сам не знаю. А между тем, все так поступают. И никто еще обратно с границы не уехал. Я стану первым... А чего знать-то, все официально- для срочного оформления выездной визы. Думаю, бабушка пожалела денег. А вот на мое здоровье ей наплевать. Меня же в любой момент может прихватить "кондрашка". Однажды это уже произошло. Тогда я выкорабкался. А здесь, на дороге кто поможет? В том-то и суть...
Делать нечего. Погрузились в машину и поехали. Решено-на Белоруссию. Моя бабуля не упала духом, одним словом, отнеслась с великим спокойствием. Дорога оказалась гравийной, а из-за сухости позади машины протянулся устойчивый шлейф из пыли. Хуже всего когда попадаются встречные машины. Накрывает облако пыли и приходится сбавлять скорость потому что ничего не видно. Впрочем, я привык ко всяким дорогам. Сорок лет за рулем. Конечно, не постоянно, временами, поскольку основная моя профессия была также дороги, но по воде.
От поселка Гавры, не доезжая до Пыталово, сворачиваю на городишко Красногородск.
От него начался асфальт. Позади 37 км пыльной дороги. Опочка, затем Себеж-также небольшие городишки. Граница между Россией и Белоруссией местечко под названием Юховичи.
Шлагбаум. Для меня -это неожиданность. Кто-то мне говорил, что якобы на границе между Р, и Б, никакого контроля, как в Евросоюзе. Единое экономическое пространство. В который раз? До чего же у нас любят отгораживаться друг от друга! Усадьбы -высокими заборами, огороды- чем попало, лишь бы отгородиться от соседа, тюрьмы - высокими стенами с колючей проволокой. К примеру, едешь по Штатам, где-то на дороге увидел щит с предупреждением: "танковый испытательный полигон". Ни охраны, ни забора. Понятно, американцы не поедут сюда ради сбора металлолома. У нас же подобный "клондайк" мигом был бы очищен. А какому человеку и в какой стране взбредет в голову обрезать высоковольтные провода и сдавать на металлолом?
Видно, пограничная система снимается или восстанавливается взависимости от того, поругается Путин с Лукашенко или помирится. Вот так уже на протяжении пятнадцати лет, прихватив несколько лет правления Ельцина, граница то открывается, то закрывается. Ельцин тоже, как и Путин, был " не равнодушен" к Лукашенко.
Нельзя отрицать того, что белорусский президент имеет крутой нрав, и частенько выражается языком далеко не дружественным, но причем здесь два народа, которые по-братски относятся друг к другу?
Напрасны были мои волнения, когда я увидел белорусский пограничный контроль. Проверили паспорта, заплатил за что, не знаю, ( кажется, за экологию) сто двадцать российских рубликов, и покатил дальше.
Белорусские дороги. Ехать по ним-очень приятно. Для меня, уставшего физически и морально, это как бальзам на душу. Прекрасное покрытие, ухоженные обочины, травка всюду подрезана, великолепные стоянки для отдыха. Оборудованы "грибочками", чтобы спрятаться от солнца, скамеечки; радовали глаз различные скульптурки из дерева. Никакого мусора. Проезжая мимо деревень, поселков отмечал огромный контраст с деревнями в Псковской губернии. Здесь, практически, имеет начало Большая Европа. Чистота, порядок, замечательные постройки, то ли это простые дома или коттеджики, чувствуется рука хозяина. Ни поваленных гнилых заборов, ни дырявых крыш. Впрочем, для меня это не ново, я ведь не впервый раз еду по Белоруссии.
До Полоцка оставалось порядочное расстояние. Какая-то непонятная надобность заставила меня взглянуть в зеркало заднего вида на пассажирку. При этом обратил внимание на её странную позу: сидит, повалившись вправо, скрещенные руки на груди, глаза закрыты, отвалилась нижняя челюсть, подозрительная бледность разлилась по ее лицу, никаких движений, никаких эмоций. "Померла!" -С ужасом подумал я. В трагическом предчувствии, задрожали мои руки, и, я тотчас вырулил на обочину. Повернувшись назад головой, снова внимательно взглянул на неё. От резкой остановки женщина даже не пошелохнулась, словно приросла к сиденью. "Точно, померла!" -снова подумал я. Мне было страшно даже её окликнуть... И все-таки я, прождав с минуту, решился. Осторожно, тихо её позвал:
-Елизавета Александровна....
Ничего. Даже не дрогнули её ресницы. Муха ползает по лицу, мухи "любят" мертвецов и назойливо к ним липнут... Грешным делом подумал: "Ей-то хорошо, спокойненько ушла на тот свет, и никаких проблем, а мне-то что делать?" Одна мысль за другой и все -хуже не бывает. Впереди-еще такая дорога, затем граница...А уж там с покойницей проблем не оберешься. Вот уж не везет, так не везет! Одним словом, влип! И какого черта я согласился на поездку? Хоть садись на дорогу и плачь горькими слезами....Просидел минут пятнадцать, поглядывая на покойницу. Никаких признаков жизни.
Опять что-то такое меня толкнуло, стукнуло по башке. Я отодвинул свое кресло, меня раздражала муха, ползающая по её лицу, взял бутылку с водой, и издалека брызнул водичкой на лицо женщины. Когда она открыла глаза, я едва не опешил.
-Ох и крепко же я заснула!-Проворковала бабуля,- а чего мы стоим?
Невозможно представить, какая радость охватила меня. Это сначала. За ней пришла злость. Я был готов растерзать старуху. А собственно говоря, за что?
По приезду в Клайпеду, Елизавета Александровна наведалась в Российское консульство справиться на каком основании её не пропустили на российской границе. А позже позвонила мне. С её слов: якобы в консульстве сказали,что на границе её не вправе были отказывать в проезде в Литву. Но это только пустые слова.
По мере возможности я посещаю свою Родину-Сибирь-матушку. Город Тобольск., когда-то являлся столицей Сибири. Атаман Ермак Тимофеевич, Кольцо, Иван Грозный, первый российский картограф Ремезов, ученый с мировым именем Менделеев, композитор Алябьев, декабристы, писатель Ершов. Великолепный белокаменный кремль, видимый с расстояния двадцати километров. История! Живописнейшие места.
Прекрасный памятник старины- драмматический театр. Сделанный из дерева без единого гвоздя, он простоял более двухсот лет. Настоящий русский теремок. Любимое место всех тобольчан, особенно детей. В нем часто показывали спектакли сказок. Сам театр был похож на сказку. Бархатные бордовые зановеси, бархатные мягкие кресла... Был театр. Теперь его нет. Город лишился исторического памятника. Девяностые годы. Кто-то его поджег и он сгорел до тла. Кому надо было? А кто ныне поджигает леса? Загораются сами? Не надо смешить людей. Сгорают поселки...Глядишь, строительным компаниям работы на пару лет как минимум. А в заповедных местах, выженных пожарами, как грибы, станут выростать богатые коттеджи.
Для меня составляет огромное удовольствие ехать на машине и любоваться сибирской природой. Множество речушек, рек, озер. И, кажется, нет ничего прекрасней родной стороны. Приходят другие воспоминания. Дорога дает пищу для размышленй.
Когда я бываю в Тобольске и Тюмени меня выручает мой друг Миша. Он имеет "жигули", и в каждый мой приезд мы обязательно сгоняем в Тобольск В нем прошло наше детство.Тогда мы еще не знали, что в этих краях жил какой-то Распутин... Гришка, Григорий. Намного позже, после прочтения "Нечистой силы" Пикуля я захотел непременно побывать в селе Покровском, где он проживал и бедокурил.(Кто не читал, советую прочесть. Великолепная книга.) Сам главный персонаж, Г. Распутин, конечно же никакого уважения не вызывает.
Так вот, это Покровское находится по дороге от Тюмени на Тобольск. Село большое, сохранился и двухэтажный особняк Распутина. Заехав в него, мы встретили древнюю старушку, ковыляющую с помощью палочки по дороге. Я подумал: "Это то, что нам надо. Она то точно о Распутине кое-что знает. Увы, бабуля на мои вопросы отвечала очень неохотно. По всему было видно, что Распутин для неё личность неприятная, как и для писателя Пикуля. Наконец она указала на мужика, сидящего возле одного из домов на завалинке, назвав его родственником Распутина. У меня навернулась мыслишка спросить её о других родственниках Григория. Как известно, у него были две дочери. Бабушка косо взглянула на меня и невнятно пробормотала:
-Поговаривали якобы живуть в Америке...
Бабуле, я так прикинул, лет девяносто, а быть может, все сто, и наверняка могла бы немало интересного рассказать, но не хотела.
Мужчина, словно почувствовав интерес к его персоне, сам подошел к машине. Это был здоровенный мужик, настоящий сибирский мужик, лет пятидесяти. Я как увидел его, и мне почудилось: вот он настоящий Гришка ! Жуть, как волосастый, с бородищей, и запах от него конский. Впрочем, сам по себе уникально симпатичный. И он мне понравился. Мужик с превеликим удовольствием начал отвечать на мои вопросы. Между тем, говорил что-то об увековечании памяти Распутина, якобы кто-то собирается сделать из его особняка музей итд. Исходя из его осведомленности и какой-то близости к Распутину у меня, помня разговор с бабулей, с языка сорвалось, не потомок ( родственник) ли он Распутина. Что удивительно, он этого не отрицали и остановился на вероятной ветви праправнука. И когда я назвал Распутина Гришкой..., он меня вежливо поправил-Григорий Ефимович.. Возможно, он выполнял функции неофициального, добровольного экскурсовода.
В то время, когда я был мальчишкой, между Тюменью, областным городом и Тобольском существовали две дороги: одна по реке, другая по лесам и болоту, называвшаяся тогда Сибирским трактом. Зыбучее бездонное болото. По нему были уложены толстые бревна, по ним очень медленно, одна за другой караваном ехали машины. Автобусов тогда не было. Пассажиры сидели на скамейках в кузовах. Помню хорошо, один из грузовиков сошел с бревен и оказался в болоте. Водитель успел выпрыгнуть, а через несколько минут машина полностью погрузилась в болотную жижу. Очень опасно было ездить по тракту. Зимой болото промерзало, и дорога в этом смысле была безопасной. Если хватало березовых чурочек. Дело в том, что большое количество автомобилей было оснащено газогенераторами. Вместо бензина двигатели "кормились" чурочками. Для этого стояли по бортам одна или две "печи" и в них постоянно кто-то должен был бросать деревяшки, которые сгорая, выделяли горючий газ для двигателя. Для пассажиров было очень хорошо в зимнее время. Всегда можно было погреть руки и ноги. Да. Такие вот чудеса.
Родина! Она всегда замечательна и незабываема. В треугольнике между Тюменью, Тобольском, Вагаем нет ни одной деревни или села, где бы не проживали мои родственники. У деда по матери было девять детей, по отцовской линии-столько же. Дети, внуки, правнуки разбрелись по всей России. Однако деревни и села стоят на том же месте; Ярково, Ушакова, Давыдова, Новоалександровка, Петухова, Евстафьева ( её уже нет), Иевлево, Вагай, итд.
Южаковы, Плесовских, Ишимцевы-все мои фамилии. Хелло! Родственники, откликнитесь! А мои одногодки, вспомните наше голопузое детство!
Ныне эти два города связывает железная дорога и великолепное шоссе. 240 километров трассы, сделаной по последнему слову техники, и далее до Сургута, это еще 1000 км. А какие развязки! Дороги- не хуже европейских! Ведь можем же делать хорошо! Благодаря "трубе"?
Да. Настолько все извменилось, что некоторые места трудно узнать. У меня была мечта- доехать на своей машине до Байкала. Мечта с каждым годом тускнеет и тускнеет. Как догорающая свеча. К тому несколько причин.
Байкал. Одно из чудес света. Однажды мне привелось с Дальнего Востока ехать до Москвы. Когда поезд двигался возле озера, пассажиры имели счастье его лицезреть. Изумительнейшая панорама. Бесспорно, Россия-самая богатая страна в мире по водным ресурсам. Половина человечества страдает от нехватки питьевой воды. Придет время, когда закончатся нефтяные запасы, и тогда по тем же трубам заграницу погонят воду на экспорт. Так что у России в любом случае, ну.. допустим, небезоблачное будущее, однако не голодное. Хорошие надежды связаны с молодым поколением. Но пока переводятся дураки, всякое может случиться. В наше непростое время возможно всё, что угодно. Например, появится какой-нибудь новый Абрамович и присвоит себе Байкал.
Спора нет, на земле много замечательных уголков. Но я уже в таком возрасте, что общение с родиной-это внутрення потребность. Побывал и в Америке, и в Африке, в Японии, и в Китае. С меня достаточно.
Российский учебный паруснике "СЕДОВ". Самый большой в мире. Перед международной регатой, которая началась в Клайпеде. На праздник прибыло 100 парусников со всего мира.
Знаменитый драмтеатр. С его балкона в 1939 году Гитлер выступал перед мемельцами., в котором фактически сто процентов проживали немцы. Фюрер прибыл на мощном линкоре с целью "договориться" с Литвой о возвращении Германии Мемеля. Как всегда речь его была истеричной, жители приняли её с огромным воодушевлением и криками: Хайль, Гитлер!)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"