Южный Андрей Юрьевич :
другие произведения.
Жизнь искусства за порогом черного квадрата
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Южный Андрей Юрьевич
(
n89055693350n@mail.ru
)
Размещен: 14/01/2008, изменен: 14/01/2008. 55k.
Статистика.
Статья
:
Естествознание
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
манифест-предисловие к поэтическому сборнику
Sic transit gloria mundi
Прежде всего необходимо отметить, что препарирование разных
высоких материй, а тем более поэзии попросту безрезультатное занятие.Не то,
что неблагодарное или... тут даже сложно подобрать эпитет.С другой же стороны
пытливый ум обязан обратить внимание на следующий аргумент: раз Провидением ра-
зум человека устроен таким образом, что постижение действительности происходит
зачастую путем сравнивания частей, на которые предварительно этот разум разби-
вает созерцаемое им нечто целокупное, то метод разбивания на части, как анали-
тический прием, представляется вполне целесообразным и сообразным с задачами
и целями, существующими в области интеллектуальной интуиции.Поэтому тут же хо-
телось бы обратить внимание читателя на самодостаточную версионность всего
того, о чем пойдет речь ниже в этом предисловии где дается легкий абрис Теории
Потоков, методология коей задействована самым
непосредственным образом при освоении поэтических массивов, приводящихся в
этой книге. Роль при этом такой методы менее всего автор хотел бы рассматривать
как превышенную в ущерб известной поэтической апофатике, значение коей ни при
каких обстоятельствах не может быть уменьшено, по глубокому убеждению автора,
даже кое может возрастать и обогащаться при, по мере сил, непредубежденно сде-
ланным таким образом рациональном анализе. Выражаясь по иному - необходимо уло-
вить ядро вечно мигрирующей срединности, касающейся метода анализа вещей и,
в частности, анализа рифм и строк, как некоей овеществленной в письменном
символе музыки.
В конце мая 1994 года я попытался классифицировать поэзию
и образно понять развитие этого литературного жанра. Тогда еще будучи сту-
дентом Университета мне и самому пришлось пережить напряженный и довольно
плодотворный период в смысле поэтического созерцания действительности. Во
многом этому способствовало, необходимо признаться, мое частое и желанное
посещение трех залов Московской Консерватории в результате чего я осознал,
что вибрации классической музыки и поэзии вызывают дыхательную практику
"глубокого вдоха".То же но в еще большей степени проникало мое существо
на православной службе. Все это позволило допустить
наличие некоей связи между состоянием восприятия и духовными энергиями(ви-
брациями) находящими путь воздействия на оное посредством "настройки" лютне-
образной человеческой грудной клетки и куполообразного черепа с помощью
элементов: водорода, кислорода, углерода и их изотопов.Водород, как самое рас
пространенное вещество (вибрация) во Вселенной соединяясь с кислородом,
обеспечивал среду распространения некоего информационного агента Космоса,
и соединяясь с углекислым газом активизировался как этот агент в кровеносной
системе человека. Бесспорно водород как некий эфир не мог не нести информации
о разных планах жизни Вселенной, хотя бы потому, что он является фундаментальным
элементом и повсеместно распространенным. Могло быть также верным предположение
о водороде как верхушке айсберга, большая часть которого представляла из себя
бы полевые структуры подчиняющимся пока неизвестным людям законам. В любом слу-
чае вибрации классической музыки или поэзии производили вероятно чисто меха
нический эффект в черепе и груди благодаря строению последних, в результате
которого включался механизм задержки дыхания. Количество углекислого газа,
естественно, возрастало в крови и следовал глубокий вдох, в результате ко
торого концентрация атомов водорода в крови связанных с ионом углекислоты
не могла не возрасти.И здесь вероятно включался второй механизм: каким-то
образом водород, достигнувший некоего критического количества во всем теле
человека начинал информировать человеческое существо о жизни Вселенной.Причем
это информирование происходило, надо полагать,во всей возможной глубине и
объеме, т. е. и о линейных процессах и о нелинейных. То есть это означало,
что вся толща человеческого подсознания , а при определенных условиях и со-
знание могли получать любую всеобъемлющую информацию о времени и о простран-
стве.Проникать так сказать сквозь. Тут уж мне поневоле начал вспоминаться
Степлдон.Что ж может быть он действительно описывал реальное? Вспоминались
также слова апостола о глубине, высоте, ширине.Загадочные слова. Тут нужно
сказать о третьем механизме, самом труднопостигаемом: Тонкие вибрации, не-
сущие информацию о точке слияния времени и пространства, т.е. о преддверии
Вечности, допустим, как радиоволны не могли не приниматься специфическим
органом присущим душе человека. Если самый грубый и неотесанный человек
чувствует на своей спине чужой взгляд, то что уж говорить о, надо полагать,
совершенной организации этого душевного приемника.Мне виделся этот
орган как свернутый в спираль молодой побег папоротника, причем каждая кле-
точка которого как бы содержала всю информацию об определенном представителе
рода, к которому принадлежит человек.Этот "орган -побег" тогда не только соде-
ржал всю информацию о всей жизни своего владельца, причем и то, что еще только
должно случиться, но и в отношении всего рода этого человека т.е. от Адама
до Второго Пришествия, а если быть логичным до конца, то и в отношении всего
человечества
сие было бы актуальным. Искус о предопределении которое витало над Кальвином
а теперь и над католическим миром преодолевался бы, если представлять неслу
чившееся, но записанное в клеточках "Папоротника" как матовую картинку, как
поверхность взбугривающегося кожистого яйца Дали откуда рождается гомункулюс.
Эти взбугривания, эти еще туманные полупроявленные движения и есть запись буду-
щего, т.е. всевозможные сценарии развития событий, все потэнции как-бы являлись
внутренним содержанием клеточки "папоротниковой спирали".Только в этом смысле
иследует понимать запись о будущем.Но речь не об абстрактном, но о конкретном -
все же эти записи будущего носили бы в некотором ракурсе предопределенный
характер. Предопределенность касалась бы магистральных путей, широких жизне-
нных русел.Если мне, к примеру, никак не суждено взойти на английский престол,
то это не может не быть отмеченным в моем душевном органе, а вот у простой
девушки Жанны Д'Арк, - то, что она никак не окажется в центре исторической спеку-
ляции, с самого рождения такой информацции или скорее отсутствие быть не должно.
Последний третий механизм - "спираль папоротника" можно было бы, выражаясь сов
ременным языком, назвать "агрегатом счастья" из-за того, что этот орган непосред-
ственно работает с энергиями, предназначенными вынести человека за пределы
конечного. Единственная цель любого человека - счастье любой ценой. Счастье же
в конечном итоге связано с бессмертием, т.е. с той точкой откуда "активизиро-
ванный водород" приносит информацию душе.Можно предположить что суть третьего
механизма заключается в подрагивании, как-бы в репетиции к разворачиванию во
всю красу "спирали - побега папоротника". Это заставляет его делать весть о
более высокоразвитой жизни Вселенной стремящейся к Вечности(хотя что в ней к
ней не стремится?).Слушая музыку читая хорошую поэзию т.о. человек естественно
затормаживает дыхание, PH его крови кратко изменяется, концентрация водорода, как агента
тонких излучений, растет,в подсознании человека просыпается воспринимающий эти из-
лучения орган - спираль, которая под воздействием информации о том самом единс-
твенном и заветном, к чему стремится душа - о вечном блаженстве, начинает ожи
вать , бутон пытается раскрыться и это ему немного удается. До человека объятого
молитвой, музыкой или стихами тогда как бы доносятся какие-то кусочки, капельки
дуновения бессмертия и человек испытывает блаженство, счастье. Вероятно, на более
грубом физиологическом уровне это проявляется в виде эмиссии эндорфинов или
подобных веществ, чисто химическим путем воздействующих на центры наслаждения в
лобных долях. Вот такова вкратце схема которая постепенно оформилась в моем
сознании, причем в немалой степени благодаря той самой практике" глубокого
вдоха". Но идеал далек от жизни. Кроме того существует масса подводных камней.
И все это лишь следствия, как представляется, первородной катастрофы, поэтому,
в смысле лечения причин а не симптомов, эффективность действия всех трех меха
низмов( эмиссию эндорфинов я бы поостерегся называть четвертым механизмом, ско
рее это побочный эффект, некое послабление устроенное для человека) не предста
вляет особой ценности. Это скорее - тупиковая ветвь, и даже искус по отношению
к истинному преображению. Хотя все может быть использовано
во благо. По моим наблюдениям в Консерватории только три процента сознательно
или несознательно практикуют глубокий вдох, в Храме и того меньше.Чаще это неа
декватные с точки зрения социума люди. Люди не способные противостоять нынешним
инфернальным вибрациям техногенной цивилизации или не желающие расстрачивать се
бя.В консерватории, например, в середине 90-х одним из постоянных слушателей
был некий уже немолодой мужчина ,двигающийся всегда с величавым достоинством
и невозмутимым выражением лица.Обычно он одевался в потертый темный пиджак уве
шанный гирляндой планок от медалей. Носил он пиджак на голое тело. Или припо
минаю еще одного истинного адепта классических медитаций. Тот был очень гибким
подвижным господином с круглой головой, увенчанной шапкой черных, всклоченных
волос. Стоило вам перед концертом разок попристальней взглянуть хоть даже на
его спину, даже если вы сидели за двадцать рядов от него, и он почти весь концерт
внезапно оборачивался в вашу сторону, вперивая в вас на десяток секунд горящий
взор.Или тот парень, который непременно выбирал для прослушивания последний ряд
в партере. Обычно к середине первого отделения оттуда начинал доносится густой,
смачный храп. Что он видел там , в своих окрашенных Бахом, Де Бюсси и Чайковским
грезах? Музыканты морщились, но играли. Справедливости ради следует заметить, что
классическая музыка для восприятия требует часто известного усилия, направленного
на борьбу со сном. Многие хотят достичь счастья быстро и сразу и это по челове-
чески понятно. И если отсутствие дыхательной практики можно объяснить, вероятно,
блокировкой какой-то нейродуги, ответственной за торможение дыхательного центра,
то сознательное гипертрофирование какого- либо этапа ( а чаще всего следствия
последнего) в процессе работы вышеоб
рисованных трех механизмов( или лучше сказать без техногенного оттенка -
в процессе космического онтогенеза персонального древа жизни, в стадии овогенеза
которого также наблюдаются три составляющие) чаще всего вызывается слабым самосо-
знанием, блокировкой силы воли,
например, по причине родовых(уходящих в глубь времен) коллизий. Тогда следствие
от единого органичного процесса индивидум стремится превратить в "кнопку
счастья".Алкоголь наркотики табак - то что вызывает эмиссию эндорфинов быстро и на
дежно, можно даже сказать дешево и сердито. Возбужденная в одном своем звене
отзывается так или иначе вся цепочка, более или менее сильным эхом. Налицо некое
искусственное раскрытие спирали папоротника. Можно даже сказать принудительное.
Благовония, пейотль
Кастанеды, мухоморы древних славян и т.д. приобретают тогда значения неких
духовных стартеров, умелое использование которых могло послужить делу, т.е.
не дивиативному раскрытию спирали, а в результате духовных усилий.Именно в отноше
нии последних и видится самый чреватый искус практики "глубокого вдоха".Непрерывное
моление, предписываемое, например, православием не трудно убедиться даже на кратком
на опыте
содержит мощную вибрацию, призванную также к запуску трех механизмов или косми
ческого онтогенеза, но он должен происходить при жестком смысловом наполнении.
Как уже было отмечено ранее именно последнее играет главную роль.Т.е. человек так
чудесно непостижимо устроен, что сам изнутри может раскрывать эту спираль
с помощью мысленного настроя. Т.е. от мысленного содержания зависит раскрытие спирали
но уже нечеловеческими силами.Не ментальное, а более низкое, но пока более эффек-
тивное эфирное раскрытие спирали третьего механизма - с помощью двух предыдущих
механизмов должно в идеале действовать вкупе и способствовать некоему правиль-
ному развитию усилий. Хотя конечно канон трудно очертить.Все персоналистично до
известного предела.Или фантастические вселенные которые могут поглощать челове
ческое воображение или миры откровенно ведущие в преисподнюю - все это может
составлять самый чреватый искус. Цель же действия трех механизмов или космичес
кого онтогенеза опять - таки удивительна по своей сути. Вот как ее формулирует
православная максима: судьба человека в Вечности решается в этой временной жизни.
Человек, как воспринимающее космический пульс существо и как существо способное
содержанием мысли призывать нетварные энергии - и все с одной целью - обретения
истинного счастья, счастья бессмертия способен, - мы видим, - своим отношением к вре
менным вещам менять отношение Вечности к себе.Новый Завет, в самом начале упоминает
и о мышлении как исследовании (Лк,1-34) и уже затем о восприятии действия
космического агента(Мф,2-2).
Во всех этих претендующих на фундаментальность выводах меня
собственно интересовала совсем незначительная частность - развитие поэзии как жа
нра, призванного быть одним из шурупчиков в агрегате трех механизмов или листиком
в величественном древе космического онтогенеза.Сама ценность поэзии для меня
все яснее определялась не отточенностью рифм, красотой образов или передачей нас
троений но тем балансом который давало сочетание звуковой и ментальной вибраций.
От этого баланса зависел эффект поэзии как онтологической вещи.Совершенно оче-
видно что с течением истории оптимум этого баланса не мог не изменяться.Т.е.
это означало что ответная реакция человека на поэзию как на нечто затрагивающее
душу в истории претерпевает метаморфозу.Закон цикличности эволюции поэзии и стал
предметом моего, к сожалению, достаточно поверхностного исследования.Я начал от
осмысления поэзы - так я назвал переходную верлибрную форму способную манифес-
тировать переход в музыкальном пространстве стихотворения от тональности гласных
к тональности согласных, что являлось следствием рождения новых тонких виб-
раций, вершиной айсберга которых, как уже отмечалось, мог служить активизированный
водород,и, затем, пришел к идее поэклы - клипа-поэзы,или той формы которая должна
завершить и уравновесить циклическое развитие поэзии в этом эоне.Поэкла явилась
для меня и своеобразным поэтическим черным квадратом и той формой, где музыкальный
ритм, рисунок рифм перерастали в ментальную вибрацию, однако совсем не исчезая.
Поэкла представлялась мне насыщенным обилием образов и смыслов, а также перекликаю
щимися ритмами нечто.Она должна была быть и зерном будущего поэзии (которое
в принципе есть старое на новом этапе и в новом обличье) и резюме прошедшего этапа.
Имея конец своего цикла в виде краткой информативной верлибрной формы и начало
в виде трансовводящих рокочущих океаноподобных и аморальных как кажется эпосах
древних, поэзия, мне представлялось, обретала свою ось, золотую середину, свое
ядро и в чем-то своего древнепоточного искупителя в шекспировских пьесах.И вправду
там можно встретить все и прошлые и будущие поэтические формы.В предлогаемой чи-
тателю части этой книги (Эра розового) приводится очень разнородный поэтический материал
где формы поэза и поэкла только начинают полуявно ощупью прослеживаться так
сказать появляться на свет.Можно предположить, что отличие поэзы от поэклы
в том ,что первая есть пронизанное смыслом мерцание фраз - кристаллов,в каждой
из которых слышится свой ритм.Это соответствует сжатию времени, пространства,
как антитезе расширения Вселенной , сознания. Поэза же есть не преимушествен-
но вещь с обилием и простором смыслов,но повествование где верлибрная рифма
как бы некоей насыщенной вибрацией ведет к форме ,где обилие смыслов, их локусовид-
ность в идеале должно сочетаться с красотой внутренне разных перекликающихся
ритмов.В совокупности это и есть совершенная поэкла. Таким образом поэза есть
перерастающий себя верлибр, где красная нить - как бы углубление к центру с по
верхности традиционных поэтических ритмов, но и формирующаяся, созревающая поэкла,
которая есть ни что иное как потэнциальная почва для, с новой силой развивающихся
традиционных ритмов.Праритмы Гомера, Овидия, Вергилия,многословные, эмоциональные,
цветисто-изобильные есть соответственно аналог того, что должно возникнуть как сле-
дующая за нынешней поэклой ступень, со временем должную развиться в бесконечные
и новопрекрасные традиционные ритмы. Т.о. сжатие и расширение являясь концом и началом
цикла являются одним, являются входами в друг друга.И поэкла и поэза могут включать в себя
отрывки с традиционной рифмой, чего, в обратном смысле меньше наблюдается в
традиционных ритмах и более в праритмах цикла и в его центре - оси вращения.
Поэза же вообще является зрелым самостоятельным верлибром,который в младенчестве
являет собою нечто привязанное к традиционным ритмам, в качестве антитезного.В этом
случае поэкла - преображающийся верлибр.
Некоторые сихотворения и поэзы в этом сборнике отобразили
иные понятия и категории Теории(Метафизики)Потоков.Особенно это касается книги
"Gloria Mundi" где уже можно отчетливо рассмотреть, что же представляют из себя
новые поэтические формы.
Теория потоков, благодаря которой именно так сложился
представляемый здесь поэтический и прозаический опыт и которую этот опыт во мно-
гом отобразил
включает в себя два основных момента: теоритический и методологический.Теорити-
ческий включает в себя тезис о тройственном делении всего сотворенного, образу-
ющего три потока: Древний, Солнечный и Синтетический.Миры материи и Духа
образуют цельность. Они неразрывны, но и неслиянны,все состоит из вибраций, вся-
кая вибрация циклична.Покой, Вечное Блаженство тоже цикличен, точнее за неимением
определений , способных отразить это состояние попытка отражения действительности
доступными нам средствами есть возможно целесообразная.Циклов не так много в природе:
поступательный, обратный и "ленинский" (два шага вперед, три - назад). Последний -
наиболее свойственный нашему миру( Что мы делаем в монастыре? Восстаем и падаем,
восстаем и падаем.(Святоотеческое предание)).Трансцендентность рая как цикла
возможно тогда представить как поступательный цикл - от блаженства к еще большему
блаженству, или как обратное "вращение" - от более пронизанного несовершенством кон-
тиниума к менее и так до бесконечности. Единственное, что абсолютно не присуще
Эдему так это "ленинская вибрация".Вневременное и внепространственное райское
вращение можно представить и как мысль о Ничто, из которого и рождается и не рож-
дается вся совокупность всех возможных циклов. Мы не можем говорить и о пульсации
этой мысли , и о ее неподвижности, и о ее отсутствии, и о ее апофатичности или
катафатичности. Все , что мы можем - это сказать: ну да, вращение...
Цикличность может быть исследована с помощью квартета
методов:1.Разбивание на части 2.Поход от обратного 3.Метод аналогий4.Инспира-
тивные реминисценции
Низкие вибрации - материя - пассивны, высокие вибрации -духовное - активны.