В настоящее время мы до сих пор сталкивается (при решении жилищно-коммунальных и связанных с ними вопросов) с такой формой самоуправления граждан - домовыми комитетами и старшими по дому (подъезду).
Данный способ перешел по наследству с советских времен. Как способ обеспечения мобилизационной готовности населения (в т.ч. принятия мер ГО и ЧС) он более чем оправдан, однако рассмотрим его на предмет соответствия новому Жилищному кодексу РФ.
Домовые комитеты и старшие по дому считают себя представителями жителей многоквартирных домов, в связи с чем проводят (некоторые из них) информационную работу с населением, участвуют в приемке работ по содержанию, эксплуатации и ремонту дома, запрашивают различные сведения о содержании общего имущества многоквартирного дома, сведения о собственниках помещений, в том числе содержащие персональные данные.
К примеру, в Москве полномочия домового комитета определены Порядком, утв. постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. ? 651-ПП, где под домовым комитетом понимается общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах) для совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.
Старший по дому (подъезду) в Москве, согласно ранее действовавшим Примерным положениям (утв. постановлением Правительства Москвы от 26 мая 1998 г. ? 421, утратило силу в соотв. с п. 31.9. постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 ? 299-ПП), избирается на общем собрании жителей дома и уполномочивается представлять интересы жителей в дирекции единого заказчика, управлениях района, внутренних дел и других государственных организациях по вопросам содержания и сохранности жилого дома и придомовой территории.
Необходимо отметить, что в Москве нормативные акты, определяющие статус и льготы старших по дому (подъезду) и членов рук. органов домкомов приняты до вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.).
Функции домовых комитетов и старших по дому подпадают под определения управления многоквартирным домом (ст. 161 ЖК РФ) и относятся к компетенции собственников помещений и управляющей организации. Наниматели помещений полномочий по управлению многоквартирным домом не имеют.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Для решения указанных задач собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление; управление ТСЖ, ЖСК, ЖК; управляющей организацией), который обеспечит выполнение всех вышеуказанных задач.
Необходимо отметить, что все отношения, связанные с правом собственности, в том числе на жилые помещения и общее имущество многоквартирного дома, а также вопросы представления интересов собственников строго регламентированы гражданским и жилищным законодательством. В ЖК РФ порядок принятия решений по использованию общего имущества многоквартирного дома определен ст. ст. 44-48, 145, 146.
В соответствии с ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников (ст. 247 ГК РФ), а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст.249 ГК РФ).
Более того, согласно ст. 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
Возвращаясь к нашим представителям отмечу, что институт представительства в ГК РФ закреплен в главе 10 (ст. ст. 182, 183, 185 - 189 ГК РФ). Исходя из закрепленного в ч. 1 ст. 182 ГК РФ правила, полномочия представителя могут быть основаны "на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления". И, что характерно, согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, домовые комитеты или старшие по дому должны быть уполномочены на представление интересов собственников помещений должным образом (свидетельства должны выдаваться управами районов).
Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. ? 189-ФЗ 'О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации' - впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, а рассматриваемые акты о домовых комитетах и старших по дому противоречат ЖК РФ, домовые комитеты и старшие по дому могут действовать только на основании доверенности от собственников помещений дома.
Получается, что имеющийся на сегодняшний момент способ выбора старших по дому (подъезду) и домовых комитетов не соответствует требованиям действующего гражданского (ст. 182-189, 247-249 ГК РФ) и жилищного (44-48, 145, 146, 161,162 ЖК РФ) законодательства по представлению интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом следует, что старшие по дому (подъезду) и домовые комитеты в их нынешней форме действуют неправомерно, а также получают льготу по оплате ЖКУ не будучи включенными в установленный законом перечень льготных категорий за выполнение функций, которые не могут быть на них возложены. Кроме того, выполнение указанных функций является работой, а оплата труда при помощи льгот на оплату ЖКУ противоречит принципам действующего законодательства.
Что гораздо печальнее, это безрезультатно (как правило) потраченное время и усилия старших по дому, жителей при решении жилищно-коммунальных вопросов ненадлежащим способом при игнорировании такого механизма, как товарищество собственников жилья.
Обращаясь к возможности удержать рассматриваемые формы самоуправления отмечу вариант создания домового комитета в форме органа территориального общественного самоуправления, который с момента регистрации его Устава муниципалитетом (ст. 21 закона города Москвы от 6 ноября 2002 года ? 56) может представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории.
Также возможно принятия решения на общем собрание собственников (провести его в соответствии с ЖК РФ), где собственникам необходимо самостоятельно определить полномочия старших (в раках действующего законодательства), рассчитать размер поощрения и дать соответствующее поручение лицам, ответственным за начисление платы.
Приоритетным способом существования старших по дому все же следует считать принятие их в штат управляющей организации (ТСЖ) с оплатой труда в денежном эквиваленте.
С учетом изложенного надо понять одну простую вещь, что попытки заменить уже сложившиеся в мировой практике и в том числе в жилищно-коммунальной сфере России и отдельно города Москвы правовые и экономические отношения путем простого несогласия отдельных лиц привлекательны с позиции продавцов лозунгов, но не состоятельны на практике. Для решения таких задач существуют установленные законом способы, именно которые и необходимо применять.
Дополнительно (справочно) по льготам.
В настоящее время начисление гражданам - старшим по дому (подъезду) платы за ЖКУ с учетом освобождения от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и платы за обслуживание запирающего устройства (домофон).
Категория 51: Старшие по дому и придомовой территории, старшие по подъезду; члены руководящего органа домового комитета (код 71).
Стимулирование старших по дому было предусмотрено распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 4 августа 1999 г. ? 596-РЗП. Сам статус старшего по дому в настоящее время законодательно не определен (положение, закрепляющее данный статус утратило силу).
Для поощрения старших по дому и подъезду Постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. ? 94-ПП префектурам административных округов города Москвы было разрешено использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы (способ поощрения не указан). Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. ? 1081-ПП с 1 января 2008 г. из состава бюджета города Москвы исключены целевые бюджетные фонды развития территорий города Москвы. Более того, исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки приведен в статье 3 закона города Москвы от 03.11.2004 г. ? 70 - вышеуказанная категория в данном перечне отсутствует.
Таким образом следует, что старшие по дому (подъезду) и домовые комитеты получают льготу по оплате ЖКУ не будучи включенными в установленный законом перечень льготных категорий за выполнение функций, которые не могут быть на них возложены. Кроме того, выполнение указанных функций является работой, а оплата труда при помощи льгот на оплату ЖКУ противоречит принципам действующего законодательства.
Способ поощрения старших по дому в иной форме может быть решен только после определения их статуса (прав, обязанностей ) и источника финансирования.