Бессмертный К. С.: другие произведения.

Несколько Тезисов Об Анархо-Коммунизме (век 21-й)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 5.16*4  Ваша оценка:

  Наша борьба идет за:
  
  I
  Отсутствие социального, экономического и политического, равно
  как физического и морального, насилия над личностью
  Под этим подразумевается отсутствие в свободном (анархистском) обществе давления любого рода на человеческую личность, равно как со стороны другой личности, так и коллектива. При этом речь идет ни о том, что человек имеет полный простор для деструктивной деятельности, ведь если он оскорбит другого, или сделает еще что-либо подобное, то совершит насилие в отношении другого, а это неприемлемо.
  Таким образом, мы выступаем за то, чтобы человека не принуждали к тем или иным действиям, выбор должен быть всегда добровольным, и обусловлен собственной человеческой волей, сознательностью. Желание трудится, учится, производить материальные блага, помогать другим, все это должно основываться на собственном, внутреннем осознании необходимости оного, иначе не может быть и речи о свободе в анархистском понимании.
  Добиться такого в полной мере в безгосударственном обществе вряд ли возможно сразу, однако, необходимо осуществлять переход к такому состоянию общества, в котором это будет возможным максимально быстро.
  Ну, а чтобы стало в принципе возможным полноценное освобождение человеческой воли, чтобы человек научился полностью отвечать сам за свои поступки необходимо, прежде всего разрушить политическую власть (государство), когда на личность давит авторитет государство, со своими, подчас совершенно чуждыми простым людям интересами; уничтожение капиталистической система, так как она способствует эксплуатации человека человеком, влияет на человека путем экономического принуждения, заставляя заниматься чем-либо в этой жизни, опираясь на потребность в хлебе насущном, прежде всего, что нередко препятствует развитию свободной личности, не дает ей раскрыться.
  И, если эти два угнетателя человеческой личности будут уничтожены, то должен будет исчезнуть и третий фактор давления - социальный, во многом по той причине, что общество перестанет, наконец-то быть разделенным на два враждебных, антагонистических класса - эксплуататоров и эксплуатируемых.
  
  II
  Отсутствие любой диктатуры в обществе, как то:
   большинства над меньшинством, и наоборот
  Отрицание любых форм насилия над личностью, давления на нее, автоматически подразумевает и отрицание насилия разного рода общественных групп друг на друга. При этом для нас очевидно, что диктатура одной группы лиц над другой - это групповое насилие над личностью, так как навязывается точка зрения, требуется деятельность и т. п. А, так как группа состоит из отдельных людей, то диктуется каждому в отдельности, как представляющему собой часть коллектива, стало быть диктат любого вида и в любой форме для нас не приемлем.
  
  III
  Свободное объединение равных в своих правах и возможностях людей
  Выступая против любой формы диктатуры, любого вида насилия над человеческой личностью мы вовсе не подразумеваем окончательную атомизацию общества, когда каждый человек станет полностью независим от окружающего его мира, мы более чем далеки от выдвинутого Максом Штирнером постулата об обществе эгоистов, где царит принцип личного интереса, превалирующего над всем остальным. Дело в том, что общество, о котором мы говорим подразумевает здоровый коллективизм, то есть такое состояние, при котором взаимопомощь, взаимоподдержка и прочие подобные принципы абсолютно естественны для людей.
  И, в связи с этим мы выступаем за свободу добровольного объединения, так как только общество, устроенное таким образом сможет развить на новом уровне в людях коллективистскую психологию, находящуюся в истинной гармонии со свободой личности.
  
  IV
  Свободный труд, не связанный с работой на эксплуататора
  (чиновник, начальник, хозяин, барин, государство...)
  Говоря о свободе личности, о стопроцентно добровольном объединении людей по тем или иным интересам мы затрагиваем вопрос о труде в обществе торжества либертарного коммунизма.
  И ответ здесь, как нам кажется, прост и очевиден - это будет уже не труд, вызванный потребностью как-то свести концы с концами, то есть труд по принуждению (не важно, будь то экономическое или внеэкономическое принуждение), но будет уже труд свободный, вызванный уже потребностью самореализации, самовыражения человека, а так же чувство внутреннего долга перед окружающими.
  Здесь речь идет даже не о труд на коллектив, но о труде в интересах общества, органичной частью которого мы все с вами и являемся. То есть это не коллектив тебя принудит трудиться, а ты сам для себя решаешь, хочешь ли работать, но понимаешь при этом, что никто за тебя твою часть труда не выполнит, а, соответственно, и никто не взрастит (допустим такой пример) хлеб, если этого не сделаешь ты. Таким образом мы говорим о совершенно новом уровне ответственности, внутренней мотивации, нежели может себе представить человек современного, капиталистического, государственнического мира.
  
  V
  Возможность быть бездельником
  Раз уж мы заговорили о свободном труде в свободном обществе, то необходимо затронуть и другой, не менее важный вопрос - возможность вообще ничего не делать, то есть быть бездельником, тунеядцем.
  С точки зрения современно общества - это чревато элементарной голодной смертью, ну, либо прозябанием в жуткой нищете, нужде.
  С точки зрения авторитарных левых, либо не менее авторитарных правых - это попросту аморально, так как человек обязан трудиться на пользу общества, чтобы быть достойным жить в нем, пользоваться какими бы то ни было правами, дабы, на что бы то ни было рассчитывать.
  Если же говорить о нашем подходе, то есть анархистов-коммунистов на данную проблему, то в данном случае мы предлагаем вернуться к словам Михаила Бакунина о том, что каждый человек имеет право на безделье в свободном обществе, вопрос только в том, кто его станет кормить и одевать. Если найдутся такие альтруисты, то всегда пожалуйста, если нет, то извини, ты совершил добровольный выбор, знал, на что идешь.
  Конечно, здесь главное не допустить массового паразитизма, однако, если мы говорим об обществе, в котором люди сами, коллективно разрешают свои вопросы, то нам кажется, что найдется не так много желающих кормить бездельников, а, значит, и мало желающих ничего не делать, ибо тогда им будет нечего есть.
  
  VI
   Свобода перемещения и проживания на любой территории
  Свобода перемещения по любой территории есть неотъемлемое право любого человека в анархо-коммунистическом обществе, так как ничто не должно разделять людей - границы существуют для искусственного раздела пространства между государствами, и не более того, служат только разъединению, способствуют войнам и несчастьям. Мы же настаиваем на миролюбивых отношениях между людьми, в которых нет места сектантскому отгорождению отдельных территорий, которое легко может привести к возрождению иерархических моделей, государства, и чего либо еще, что должно неминуемо исчезнуть с победой анархистов.
  К этой же сфере относится и вопрос о проживании, так как мы считаем, что это может быть исключительно личным выбором каждого, и тут не должно быть препятствий, как со стороны третьих лиц, так и чисто экономических препятствий, как то цены на жилье при отсутствии необходимых средств у человека (это опять же к слову о "равных возможностях" в условиях капитализма, когда одни "ворочают" миллионами, а то и миллиардами, а другие борются за выживание). Соответственно и бюрократические препятствия - их мы также считаем противоестественными, как и все вышеперечисленные.
  Мир - для людей. Человек имеет право на свободный выбор, а границы и паспортизация только мешают осуществлению данного принципа, нагнетая напряжение на пустом месте, создавая проблемы буквально из ничего.
  
  VII
  Возможность заниматься обеспечением своей жизни без контроля, в любых пределах, при условии не нарушения принципов чужой свободы
  Каждый человек вправе иметь столько и того, сколько и чего он желает иметь. Это называется, говоря словами отца-основателя теории анархо-коммунизма Петра Алексеевича Кропоткин - "довольство для всех".
  Как нам представляется данный принцип является одним из основополагающих в теории либертарного коммунизма, так как никто не вправе ограничивать потребности человека, если есть возможность удовлетворять их без ущерба для окружающих. Конечно, если при этом какого-то продукта мало, то доступ к нему будет ограничен, но не более того, тем более, что необходимо стремится именно к изобилию, и, желательно, по возможности, во всем (в максимально возможной размерах), иначе, при уничтоженной товарно-денежной системе это грозит переродится в элементарную тотальную распределиловку, откуда уже рукой подать до тоталитаризма, основой которого станут Советы, взявшие на себя функции тотального распределения, контроля за потреблением (это лишь возможной вариант того, как и во что может переродится либертарное общество в условиях нехватки производимой продукции).
  При этом, хотя сегодня и стало модным говорить о том, что такое изобилие вовсе не обязательно, апеллируя при этом к тому, что люди сотни тысяч лет жили при первобытном коммунизме, однако, забывается о том, что то общество потерпело крах перед лицом государственности (по разным причинам, одной из которых было фактически полное подавление личности в интересах коллектива), что опыт двух гражданских войн, в России и Испании говорит о том, что без изобилия нельзя пытаться провозгласить анархистский коммунизм (при этом можно услышать заявления, что не был осуществлен такой переход и это ставится в вину, хотя, на самом деле, в особенности если посмотреть на Испанский опыт, на опыт коммун Арагона, то мы видим, что как раз таки попытки такие проводились, но они потерпели поражение, и в этом смысле пришлось уступить реальности). О том же, по большому счету, свидетельствует и опыт коммун Ауровилля, когда анархо-коммунистический эксперимент с введением в жизнь на относительно большой (по анархистским меркам) территории были введены в жизнь определенные коммунистические принципы, за несколько десятков лет эксперимент потерпел поражение, и не только под воздействием внешнего капиталистического окружения, но и по причине внутренних противоречий, в том числе по причине противоречия интересов личности и общества.
  
  VIII
  Отсутствие денег, по крайней мере, в том понимании,
   какие они имеют на сегодняшний день
  Говоря о либертарном (анархистском) коммунизме, как своем идеале будущего мироустройства, мы не можем не затронуть вопроса о деньгах. По большому счету деньги в коммунистическом обществе должны отсутствовать, так как, если мы говорим о довольстве для всех, то само собой, что это означает отсутствие каких-либо финансовых ограничений. Другое дело, что возможно люди решат, что им все же нужно некое универсальное меновое средство, для упрощения процедуры выдачи-получения продукта, тогда да, деньги, в смысле менового эквивалента видимо останутся, потеряв всякую самостоятельную ценность.
  Опять же, как нам видится, процесс избавления мира от товарно-денежных отношений будет довольно долгим, причем, во многом не из-за проблем с изобилием (думается, что это-та проблема будет решена относительно быстро), но из-за чисто психологических проблем, так как необходимо еще научится брать не платя, и брать столько, сколько тебе действительно нужно, а не набирать столько, сколько ты способен унести, пусть даже тебе это совсем не нужно.
  
  IX
  Возможность заниматься именно тем видом деятельности,
  к которому существует наибольшая предрасположенность (способности)
  Человек свободного мира имеет полное право на всестороннее самовыражение. К этому относится и его профессионально-трудовая занятость.
  В конце концов, все мы рождаемся свободными, и, если говорим об обществе равных и свободных людей, то мы обязаны признать за каждым членом либертарного общество абсолютно свободный выбор сферы его деятельности, когда человек станет исходит из собственных предпочтений, но и не будет забывать об интересах коллектива, в котором он живет.
  Мы считаем, что в таких условиях человеку много проще будет выбрать себе занятие по интересам, нежели в мире, где царит государственный диктат и капиталистическое принуждение. Сегодня же говорить о полной свободе в выборе своей сферы деятельности не приходится, точнее, можно конечно, но только в отношении привилегированных слоев общества, в то время как большая часть населения вынуждена выбирать исходя не из собственных склонностей, но из предложенных владельцами капиталов вариантами.
  
  X
  Федерализм, в смысле свободного отношения между собой отдельных
   областей, регионов. Свобода как объединяться, так и разъединяться
  Имеется в виду такой принцип взаимоотношений между отдельными территориальными объединениями, который будет руководствоваться не какими-то там абстрактными интересами небольших кучек людей (как сейчас - правительственная власть, руководство корпораций и т.д.), а интересами собственно проживающего и трудящегося здесь и сейчас населения.
  Такие отношения собственно и выстраиваются по федералистскому принципу, при этом стоит различать Федерацию и Конфедерацию, уже хотя бы потому, что при Федерации есть центр (какой, никакой, но, есть), а при Конфедерации его нет.
  Здесь, как нам видится подход должен быть такой. Если мы говорим о том, что анархия победила во всем, или почти во всем мире, то должен работать принцип Кропоткина - то есть, принцип конфедерации, когда отдельные области образуют взаимопереплетенную сеть, отношения строятся строго по горизонтали. Если же анархия восторжествовала лишь в пределах одной или нескольких стран, то здесь, скорее всего, наиболее уместен будет принцип Бакунина, то есть принцип федерации, когда, на фоне сетевого переплетения между собой отдельных областей, система военной защиты от внешнего мира, а также по ряду подобных вещей выстраивается снизу вверх, чтобы, с одной стороны упростить защиту от возможного посягательства, а, с другой стороны, упростить отношения с существующими параллельно государствами, которые будут пытаться подмять под себя отдельные анархистские регионы.
  При этом, если мы говорим о федерации, то есть о такой системе, при которой существует центр, то необходимо заметить, что центр в данном случае отнюдь не является командно-административным, политическим центром - это все тот же координатор, только несколько более сложном уровне, нежели при строго вертикальных отношениях. Такой центр отнюдь не управляет жизнью десятков, сотен (тысяч...) областей, он только координирует, все равно как если бы происходило при взаимодействии, допустим, двух или трех коммун, а, главное, центральный координационный совет, как было уже отмечено, вступал бы сношение с "внешним" миром.
  
  XI
  Формирование областей (и любых союзов) по принципу
  взаимовыгодной необходимости
  Раз уж мы подняли вопрос о конфедерационных отношениях, то есть о сетевых принципах взаимодействия, то стоит отметить отдельным пунктом, что мы настаиваем на том принципе, что любые отношения между отдельными областями (регионами) должны выстраиваться при анархии исключительно по принципу взаимовыгодной необходимости, и никак не иначе, в противном случае не будет работать основополагающий либертарный принцип - принцип свободного самоопределения.
  
  XII
   Возможность полноценного развития своих способностей
  Только личность полноценно и всесторонне развитая может быть идеалом анархистов, в противном случае мы говорим о неравенстве и притеснении. Достигнуто это может быть только при торжестве экономического, политического и социального равенства между людьми, в противном случае невозможно говорить полноценном развитии всех людей.
  Проблема в том, что капиталистический мир основывается на неравенстве, когда один человек (небольшая группа лиц) присваивает себе труд миллионов других, так как они "на него работают". Если представить себе, что в обществе, основанном на сегодняшних принципах иерархии все, абсолютно все люди смогут получить равное, полноценное образование, получат одинаково-легкий доступ ко всем последним достижениям науки (да и не обязательно даже ко всем), то тут же встает вопрос о том, зачем им теперь чье бы то ни было руководство, стоящих над ними людей, оторванных от производственного процесса, и только командующих им.
  Тоже самое касается и системы государственности. Если представить себе общество, состоящее из свободных, гармонично развитых личностей, то, опять же встает вопрос о том, зачем им нужны политические вожди, ведь грамотный народ, получивший полноценное образование (а не как мы имеем сейчас - отдельные индивиды поимели в своей жизни таковую привилегию) сам способен наладить свою жизнь путем коллективного согласия, если будет необходимо, просто изберет себе эдакий совет, который будет координировать наиболее сложные процессы, и будет исполнять волю избравших их людей (а не самостоятельно решать, как жить другим).
  Полноценно, всесторонне развитая личность - вот наш идеал, который возможно осуществить, но которому мешают такие пережитки истории, как Государство и Капитализм.
  
  XIII
  Отсутствие политической власти.
   Организация жизни на основе самоуправления
  Данный вопрос уже поднимался при обсуждении ряда предыдущих вопросов, так что теперь нам остается только резюмировать наши высказывания по данному вопросу.
  Соответственно он звучит просто и однозначно - мы против любой политической власти, ибо свободным, равным людям со свободным и по-настоящему равным (а не просто декларируемым) доступом к знаниям (образованию) власть абсолютно не нужна. Человек свободный и умный способен сам за себя принимать решения, а так же участвовать в коллективном принятии решения. Только демагоги от Государства могут нас уверять, что мы говорим глупость, что человек, де человеку волк от природы (это притом, что даже в условиях государства, до начала распространения капиталистических отношений, среди людей одного класса, в особенности одного сословия была распространена взаимопомощь, взаимовыручка). Человека именно тогда становится волком по отношению к другому человеку, когда начинает действовать принцип капиталистической конкуренции, но никак не раньше.
  Так что, власть нам не нужна, она только портит людей, культивирует неравенство, развивает в людях эгоизм и этатизм. Мы - за взаимопомощь, за коллективное руководство и управление. Диктовать другим свою волю - это не про нас.
  В каждом, отдельно взятом районе (коммуне, федерации, городе, деревне и т. д., в поле, на производстве...) люди вольны сами распоряжаться своей жизнью, сообразуясь с интересами своих сожителей, соработников, а это означает торжество принципа самоуправления, когда люди не ждут указаний, не зависят от некого центрального правителя, а сами вершат свою судьбу.
  
  XIV
  Свобода добровольного подчинения,
  либо не подчинения между людьми
  Этот пункт тоже имеет право на освещения, хотя и всего в двух словах, так как много тут не скажешь. Просто мы считаем нужным отметить особо, что если человек добровольно, осознанно желает подчиняться чьим бы то ни было указаниям (скажем так, на бытовом уровне), то никто не вправе ему этого запретить, так как каждый человек сугубо индивидуален. Здесь важно понимать только то, что подчиняться будет только тот и только тогда, когда сам посчитает нужным, в противном случае это уже будет власть.
  При этом речь не идет о коллективно принятых решениях, так как они на то и коллективные, чтобы выполнялись всеми, хотя, конечно, если человек может мотивировать свой отказ от выполнения принятого коллективом решения достаточно аргументировано (то есть, сможет убедить других в правоте своей позиции), то никто не вправе подчинять его своему давлению.
  
  XV
  Защита окружающей среды, в том числе в
   ущерб научно-техническому прогрессу
  Защита окружающей среды - это проблема, ставшая по-настоящему актуальной и понятой человечеством относительно недавно - во второй половине двадцатого столетия. Особенно же остро она встала на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века, в эпоху неолиберализма.
  Неплохо о проблемах экологизма высказывается в своих работах Андре Горц, и, хотя он является сторонником марксисткой теории, это вовсе не нивелирует его критику современного капиталистического общества и требований бережного отношения к окружающей среде.
  В конце концов, если мы будем продолжать настаивать на безудержном развитии научно-технической сферы жизни, то рискуем либо получить экологическую катастрофу планетарного масштаба (пусть даже и в меньших масштабах - от этого как-то не легче), либо просто загнать себя (человечество в угол) и поставить на грань самоуничтожения.
  Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости более чем внимательного отношения к природе, так как иначе мы мало, чем будем отличаться от современных капиталистов, которые ставят на кон все ради получения прибыли, которые готовы угробить экосистему, лишь бы выкачать и продать побольше нефти и газа, вырубить и продать лес, которые готовы строить и строить атомные электростанции, видимо забывая о том, что такое Чернобыль, и что кроме него были аварии, пусть и не такого масштаба на других АЭС, и что возможны много большие катастрофы, связанные с использованием атомных технологий.
  Опять же свалки, эта по-настоящему огромная проблема современного общества, общества потребления. Многие ее не замечают, выбрасывая ежедневно килограммы и килограммы мусора, в то время, как на периферии мегаполисов (и не только их) вырастают огромные горы мусора, которые уже сейчас представляют не малую опасность для человечества.
  Не менее серьезная проблема современного общества, связанная с экологией - это нехватка качественной здоровой пищи, вызванный не недостатком производства, но, в большинстве видимо случаев, плохим качеством исходного продукта.
  Наша задача сегодня - спасти планету от катастрофы, наша задача завтра - не допустить нового сползания в бездну экологической беды.
  Задача анархистского общества - жить в максимальной гармонии с природой, и, если ее интересы требуют от людей пожертвовать своими приоритетами, то не задумываясь жертвовать ими, ибо всегда лучше жить с одними джинсами в раю, нежели с десятком, но в аду.
  Мы видим своей задачей соизмерять свои потребности с заботой об окружающей среде, тем более что если жить в либертарном обществе, лишенном безумия нашей современности, то многое станет делать легче и проще, в частности по тому, что производить мы будем не на продажу ради прибыли, а для себя, ради удовлетворения потребности.
  
  XVI
  Отсутствие мегаполисов
  Современные мегаполисы должны быть заменены менее населенными городами, так как, во-первых, мегаполисы создают внутри себя нездоровую психологическую обстановку (повышается процент людей, страдающих разной степени серьезности расстройствами в области психики, люди чаще страдают от депрессий), во-вторых, жизнью мегаполиса эффективно может управлять только централизованная власть (да и в принципе они - порождение современной капиталистической системы, и тяги к централизации). При этом единственно возможным способом избавится от огромных городов мы считаем - развитие жизни "на местах", то есть в остальных частях страны (любой страны, будь то Франция, Россия или Китай, или еще какая бы то ни было - не важно).
  Мегаполис - это сложный организм с чрезвычайно сложной инфраструктурой, который возник именно в условиях индустриального общества и явился закономерным итогом перетягивания центра общественной жизни из деревни в город. Сказать, при этом, что мы положительно оцениваем данный ход исторического развития, значит, наступить на горло собственной песне, так как мы вовсе не считаем всякое развитие, всякую закономерность прогрессом - явлением положительным. Вовсе нет, и ситуация с большими городами это только подчеркивает, так как укрупнение городов, до таких размеров, как сегодняшние Москва, Токио, Нью-Йорк и т. д. - это, как нам кажется, огромный шаг назад, деградация человечества, во многом, по уже перечисленным выше причинам.
  Кроме того, современные крупные города - это очень уязвимые организмы, так как полностью зависят от центров привозных продуктов питания, которые не в состоянии сами производить, да и к тому же жители современных мегаполисов приучены в большинстве своем жить "на готовеньком", порой уже не то, что покупающие исходные продукты, дабы приготовить их в домашних условиях, но покупающие, так называемые полуфабрикаты, а то и вовсе уже полностью готовую пищу (сюда относится и система фастфудов и всевозможные рестораны-забегаловки-столовые и т. п., которые превалируют в общественном сознании над домашней пищей).
  Люди не умеют в таких местах жить, но, зато, с рождения приучаются потреблять.
  Таким образом, мы выступаем за относительно небольшие города, против разросшихся городов-монстров, не возражая при этом против совсем крохотных поселений-деревень, так как люди в праве жить уединенно либо небольшими группами, если испытывают в том необходимость.
  
  XVII
  Отрицание частной собственности
  Частная собственность - это порождение капиталистического мира, она развивает в людях чувство конкуренции, благодаря данной системе человек становится волком человеку, и понятия дружбы и взаимопомощи уходят из нашей жизни, оставляя на произвол необузданного эгоизма.
  Частная собственность - это источник эксплуатации, так как способствует купле-продаже, накопительству, ведет к разорению одних и попадание их в зависимость от других (причины разорения могут быть совершенно различны). Собственно эта система и возникла благодаря разложению общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Конечно, система частнособственнических отношений возникла не вчера, она уходит своими корнями в древность, где можно обнаружить ее следы, однако, укрепиться, стать настоящей движущей силой система частной собственности смогла только в эпоху Нового Времени, когда сложились подходящие политические и производственные условия, когда появилась возможность поставить ее "на широкую ногу".
  Капитализм во многом использовался системой государственности, чтобы уничтожить своих антиэтатистски настроенных противников. Поэтому уже хотя бы капитализм не может быть назван прогрессивным. Он и присущая ему система частной собственности всегда была для привилегированного меньшинства в противовес интересам большей части людей, и, хотя сегодня мир сильно отличается от даже первой половины двадцатого века, изменились многие нюансы, связанные, в частности, с взаимоотношением между отдельными категориями населения, изменился уровень жизни, но антагонизм остался, а, вместе с ним, остался и принцип работы капитализма со всеми его институтами на подавляющее меньшинство человечества.
  Только обобществление средств производства и потребления могут вернуть нам такие понятия, как солидарность, взаимовыручка, взаимопомощь и п. п., без которых человечества - это совокупность враждебно настроенных друг по отношению к другу индивидов.
  
  XVIII
  Равноправие всех трудящихся между собой
  Это еще один комментарий к вопросу о производственных, да и вообще любых других отношений в анархистском обществе.
  В нем не должно быть абсолютно никакой иерархии, а, значит, и никакой подчиненности-подчиняемости, значит, все должны быть равны между собой, не декларировано, а, опять же, по факту, когда все в равной мере интегрированы в существующее мироустройство, нет выброшенных за борт социальной жизни (как это происходит в нынешней жизни, и как это было на протяжении всей истории существования государственности).
  В конце концов, такое всестороннее равенство связано напрямую с понятием о "довольстве", ведь оно подразумевает, что каждый человек будет иметь возможность брать для себя любой продукции столько, сколько будет считает нужным (если конечно продукции производится в избытке, если же нет - то должен работать принцип, по которому данный продукт будет распределен между всеми испытывающими в нем нужду в равных пропорциях, учитывающих те или иные обстоятельства, как, например возраст, состояние здоровья и т. п.). Будут ли существовать для этого какие бы то ни было меновые средства или нет должно зависеть при этом исключительно от решения непосредственно заинтересованных в этом людей (жителей конкретной федерации), но уж никак по причине доктринерские установленных законов теории, из которых станут исходить недальновидные фанатики.
  
  XIX
  Координация потребностей и производственных возможностей
  Выявление текущих и перспективных потребностей жителей для составления чего-то вроде "заказов", в целях координации производства товаров. Это уже принцип "Рабочих Советов", принцип - на первом этапе, скорее всего, но, не обязательно - прудоновских трудовых чеков, в последствии (опять же - не факт, но, пожалуй, хотелось бы) - принцип - бери, что хочешь, все равно всего много.
  Здесь должен действовать именно Советский принцип - когда путем выявления статистических данных о спросе на товары, выстраивается производственный процесс - с запасом, именно так, не иначе, в противном случае мы можем как недопроизвести, так и наоборот - увлечься изготовлением никому не нужного барахла, что только отнимет у людей время и силы, а так же не безграничные ресурсы - а мы же должны исходить из принципов экономии, так как и нам самим еще жить, и жить нашим детям, нашим потомкам.
  Так что, именно статистические данные должны прийти на смену бездумной конкурентной борьбе, когда предложения действуют на спрос, спрос же зависти от предлагаемых товаров. Но это и не должно быть тоталитарное статистическое бюро, которое станет управлять всеми сферами жизни - каждая группа производителей определенного товара сама будет изучать потребность населения в производимом ими товаре. И, естественно, это не должно будет быть планирование в духе СССР - мы не собираемся заниматься планированием "с потолка" - в анархистском обществе должны учитываться реальные потребности населения, а не непонятные фантазии, родившиеся в мозгах кабинетных бюрократов, чиновников.
  
  XX
  Ориентирование экономики на максимально
  возможное самообеспечение
   Данный принцип должен будет помочь смягчить экологические, сырьевые и транспортные проблемы, и приблизить производство к потребителю, обеспечить экономическую независимость регионов (но не их изолированность). К тому же, это восходит к давним идеям о том, что каждый отдельный регион был способен к полноценной самостоятельной жизни, когда не нужно из-за какого-то элементарно производимого продукта обращаться за ним к другим, если есть возможность произвести его самому - речь, прежде всего о сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственной технике, которые необходимы для элементарного жизнеобеспечения, без чего один район легко попадает в зависимость от другого (что мы можем элементарно наблюдать в современном капиталистическом мире, где отдельные страны находятся в искусственно созданной зависимости от других). При это речь именно о том и идет, чтобы создавать сеть взаимопереплетенных в своих интересах федераций, когда желательно сотрудничество с другими, дабы удовлетворить свои потребности в каком-нибудь трудно-доступном товаре для данной местности.
  Можно отметить, что подобный принцип, однако, в гипертрофированном виде, существовал на территории Восточной Европы времен СССР, когда искусственно заставляли руководители из Москвы развивать в разных государствах разные отрасли производства. На практике это привело к сильным перекосам в экономике, а все от того, что это было не естественное разделение функций, а насильно навязанное.
  Необходимо, как и во всем, если мы говорим об анархическом обществе, всестороннее развитие (как это применимо к отдельным людям, так это должно быть применимо и к отдельным федерациям).
  
  XXI
  Производить продукцию (бытовые приборы, одежда и др.) максимально прочную и долговечную (надежную)
  Это еще один принцип, с помощью которого мы будем стараться приблизить анархистский коммунизм, и на котором будем вообще базировать производство при любой стадии анархии, во многом по тому, что он подразумевает заботу об экологии, об окружающей среде, о чем писалось в конце первой части данной небольшой работы.
  Такой подход должен экономить:
  - материальные ресурсы (ограниченные)
  - человеческий труд (люди не роботы, нельзя работать на износ, но - надо обеспечивать народ всем необходимым и немного с запасом)
  - время, так как только при таком подходе, когда производство будет ориентированно не на продажу, а на удовлетворение конкретных нужд, будут производиться не "вещи на один день", но прочные, надежные и долговечные предметы
  Все это будет способствовать развитие в людях здорового чувства бережливости, основанном на "экологизированном" сознании (искренней, заложенной в душу любви к природе); чувство меры, которое напрочь атрофировано в обществе потребления, когда люди покупают, лишь бы купить (сегодня мы имеем новомодную болезнь - шопингоманию, что весьма характерно).
  Высвобождение рабочего времени приведет к тому, что все больше возможности будет появляться у людей для полноценного проведения досуга, общения с друзьями и знакомыми, родными и близкими. Совместно с другим принципом - вовлеченность в процесс производства максимально возможного количества людей - это приведет к тому, что люди смогут максимально самореализоваться, так как получать возможность для полноценного развития своих индивидуальных способностей, наклонностей. Так появится шанс для по-настоящему грандиозного взлета в развитии науки и культуры, так как не коммерция будет двигать их развитием, а личный интерес и профессионализм по-настоящему способных и заинтересованных людей.
  В условиях, когда экономика станет ориентироваться на экономичное удовлетворение потребностей появиться настоящий шанс для создания и развития анархического коммунизма, так как принцип материального изобилия будет подкреплен новой психологией, новым мышлением - люди станут искренними защитниками собственной окружающей среды, что невозможно в условиях существования национальных государств и капиталистических отношений.
  
  XXII
  Равнодоступное для всех образование
  Образование должно будет стать максимально эффективным и практичным, всеобщим (то, что сегодня называется высшим образованием должно стать столь же доступным, как и школьное - оно должно быть не доступным в принципе, а его реально должны получать, по возможности, все). Только при таких условиях мы сможем получить людей, способных проникнуться экологизированным сознанием, не навязанным со стороны, ну искренне и внутренне принятым, которое будет исходить из личной грамотности всех и каждого, когда проблемы экологии перестанут быть абстрактными, но, станут легко поняты для всех.
  К тому же, как отмечал в своих работах еще старик Михаил Бакунин (а следом за ним и Петр Кропоткин, и Эррико Малатеста и другие теоретики анархизма) - только всеобщее, доступное для всех образование способно изменить человеческое мышление народов, и, соответственно, только это сделает возможным принципиальное существование Анархии, так как, если образование, максимально возможного уровня, получат все, кто только будет к этому способен, тогда отпадет необходимость в какой бы то ни было иерархии, тогда будет возможным спокойно и без особых проблем наладить функционирование системы Вольных Координационных Советов.
  Грамотный, разносторонне развитый человек - настоящий враг существующей Системы, так как является ее потенциальным могильщиком, а когда таких людей становится все больше, тогда они вступают в настоящей конфликт с ней, так как Система поймет, что ей придется уступать свои позиции, и, возможно, дни ее сочтены, ну а добровольно она никогда не самоликвидируется.
  Да и не возможно в современном мире полноценное и всестороннее развитие масс, на этом в древности базировалось зарождение иерархии, первых государств - Власти, и сейчас этим поддерживается их существование, да еще и существование капитализма, к тому же.
  
  XXIII
  Равнодоступность достижений науки и культуры
  Здесь такой же подход, как вопросе об образовании, просто, как кажется, науке и культуре необходимо уделить особо внимание, так как это уже отдельные аспекты нашей жизни, хотя и взаимосвязанные с другими, но, все же, имеющие и свою самостоятельную важность.
  Так, культура должна быть не изолирована от общества, но быть достоянием каждого, когда всевозможные ее достижения не являются достоянием единиц, или отдельных групп людей, но ее могут пользоваться, наслаждаться ей могут все желающие, так как, в противном случае, мы имеем все ту же элитарность сознания.
  Наука так же должна перестать быть уделом немногих - каждый желающий может заниматься ей, особенно, если у него есть к ней какие бы то ни было способности. И все должны иметь равный доступ к ее достижениям. Причем, речь не просто о всех людях; пример - если было совершено новое открытие в области сельскохозяйственного производства, возможность использовать это новое достижение должна быть равная у всех без исключения регионов планеты, если оно им подходит, а то в нашей сегодняшней действительности существует принцип авторского права, проявляющийся, в данном случае, в том, что если кто-то, где-то, что-то изобрел, то использует это сам, а другими манипулирует, как хочет (сможет) по своему произволу, обогащаясь за счет своего эксклюзивного владения.
  
  XXIV
  Равнодоступность качественной медицины
  Речь идет о том же, о чем и ранее относительно образования, достижений науки и культуры, так как любые имеющиеся достижения всегда должны быть равно доступны для всех, все имеют на них абсолютно одинаковое право, в противном случае - это уже элитаризм, что противоречит основополагающим принципам анархизма.
  Например: на сегодняшний день существует большое количество достижений в медицине, однако, вследствие того, что большинство из них связаны с высокими технологиями (не только), все это очень и очень дорого, и практической пользы, по большому счету, не имеет - лишь только малая часть человечества, наиболее богатая, имеет возможность пожинать плоды медицинских ноу-хау. А это ведет только к обострению классовых противоречий, к социальной напряженности (так как, по меньшей мере, несправедливо, когда возможность излечиться от болезни зависит только от твоих связей и денежных средств).
  Мы, конечно, не хотим сказать, что выступаем в связи с этим против развития медицины, отнюдь нет, однако считаем, что в свободном обществе медицина должна быть одинакова для всех, что же касается действительно сложных операций, редких лекарств и т. п. (когда таковые будут иметь место), то только общество само, посредством общенародного выбора с участием всех заинтересованных лиц может определить того, кому в первую очередь будет оказана своевременная квалифицированная помощь (и вовсе не цинизм, цинизм - это когда помощь оказывают богатому банкиру или там депутату, потому что у них есть деньги и власть, а не ребенку из рабочей семьи, потому как раз, что он "всего лишь" из рабочей семьи).
  При этом медицина, само собой, должна быть максимально качественной и эффективной. Лечиться должны не следствия болезней (что сегодня подчас происходит под воздействием меркантильного экономического интереса), а причины этих самых заболеваний, так как в противном случае она перестает иметь практическое значение, которое должно превалировать (надо лечить не кашель - а причину кашля).
  
  XXV
  Грамотное половое воспитание подрастающего поколения
  На сегодняшний день приходится констатировать тот прискорбный факт, что означенному вопросу не уделяется того внимания, которого тот действительно заслуживает (никто не спорит, соответствующее воспитание есть в современных школах, однако, как показывают наблюдения за нашей с вами жизнью, толку от него практически нет, скорее даже больше вреда).
  В первую очередь воспитание в данной области должно исходить от его же собственных родителей, которые смогут научить его не абстрактным истинам (как это происходит в современных школах), а совершенно конкретным жизненным принципам, не написанным для "усредненного" человека, но учитывающими индивидуальные особенности человеческого восприятия. Во вторую очередь воспитание должно давать то общество, в котором живут родители ребенка, в том смысле, что максимально посильное участие в воспитании должны принимать участие максимум друзей и знакомых родителей ребенка, что даст дополнительные необходимые жизненные принципы для формирующейся детской психики.
  Когда ребенок будет расти и воспитываться в здоровой, спокойной обстановке, не по книжным догматам, а собственными родителями и их знакомыми, друзьями, то он станет много более спокойным, чувствительным, понимающим в отношении представителей противоположного пола, нежели если его будут пытаться заставить усвоить какие-то истины, которым подчас не следуют собственные же родители.
  Причем половое воспитание должно начинаться с раннего детства, надо не "сказки про детей из капусты" рассказывать, а уметь нормально, спокойно и доходчиво объяснять соответствующие вопросы возможно еще даже до того, как они будут заданы - тогда и мозги ребенка не будут забиваться совершенно ненужной информацией, которая очень скоро окажется на поверку ложной (а ложь, лицемерие при воспитании, обучении всегда несет в себе только вред), а будет сразу вестись формирование полноценной личности.
  В конце концов, одной из серьезнейших проблем нашего общества является на сегодняшний день ситуация с изнасилованиями, а так же и множество других (прежде всего - психологических) проблем связанных с половыми взаимоотношениями между людьми.
  И, опять же, очень важно здесь научить человека с детства быть чутким в отношении других, уметь относится к ним с пониманием, иначе случаются, например такие случаи, как описанные Виктором Сержем, когда во время укрепления большевистской власти в СССР после Революции 1917-го года, происходили нередко групповые изнасилования, а люди, которых судили и расстреливали за содеянное, искренне не понимали, в чем же заключается их вина.
  
  XXVI
  Третейская система вместо судебной
  Еще одной из важнейших иллюзий современного общества является вера в так называемую "диктатуру закона", когда решение всех имеющихся, всех возникающих, маленьких и больших (абсолютно любых, всех - не важно каких по своему происхождению) проблем отдаются на откуп судебной системе, так как она "наиболее адекватна, компетентна и справедлива".
  Здесь и сейчас не место рассуждать о том, почему мы против такого подхода (так как подобные рассуждения займут ни одну сотню страниц, по всей видимости, вспомнить хотя бы работы Петра Кропоткина по данному вопросу, ту же его книгу "В русских и французских тюрьмах"), скажем лишь в двух словах, что подчас решения принимаются отнюдь не по справедливости, но в интересах определенных лиц (и здесь опять мы видим доводы против существования Капитализма и Государства, как систем), плюс к тому данная система очень громоздка и неповоротлива - судебные процессы длятся порой годами, хотя все можно было бы решить в несколько раз быстрее.
  Что же касается нашей позиции по отношению к самому факту существования данной системы, то мы против ее присутствия в свободном анархистском мире, и считаем, что ее должна заменить система третейского судейства, так как в таком случае решение будет приниматься третьей, незаинтересованной стороной, и решение будет обязательным к исполнению.
  В конце концов, если учитывать еще и тот факт, что задача собственно третейского судьи - это вынести решение на основе собранных фактов, а не заниматься поисками компромисса между чьими бы то ни было интересами, хоть федерации, хоть семьи чьей-то, хоть еще какими, то решение будет наиболее справедливым, принятым, к тому же, с полным беспристрастием.
  
  XXVII
  Торжество принципа взаимопомощи
  В древние времена, когда люди еще не знали государственной власти, в человеческом обществе торжествовал принцип взаимопомощи (не в том конечно виде, как мы его понимаем сегодня - было, в конце концов, и много циничного, и просто "нехорошего", на взгляд современного человека, но вот только современный человек все равно хуже своих древних собратьев в этом смысле), который продолжал иметь огромную роль в обществе вплоть до начала капиталистической эпохи, которая фактически изничтожила в людях данный принцип, возведя во главу угла эгоистический интерес индивида, из-за чего началась война всех против всех (или говоря более привычным языком - конкуренция).
  Мы считаем, что с уничтожением капиталистических отношений (экономического принуждения и разъединения) общество должно вернуться к торжеству взаимопомощи во всех аспектах своей жизни. В конце концов, нужно к другим относится так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе: сегодня ты поможешь человеку в трудной ситуации, а ведь завтра, кто знает, возможно, помощь понадобится уже тебе. Так что необходимо исходить не из принципа личной сиюминутной выгоды, а из принципов общечеловеческой справедливости, когда бросить человека в беде - это значит навлечь на себя позор и всеобщее презрение.
  
  XXVIII
  За новые принципы морали
  Затрагивая данный аспект наших пожеланий в отношении будущего общества, хочется отметить, что из века в век, от эпохи к эпохе менялось понятие о том, что есть "нравственно", а что - "безнравственно", и в связи с этим говорить о какой-то "правильной" и "единственно верной" нравственности, все равно, что говорить о знании абсолютной Истины (которую в принципе познать человеку не дано, равно как и познать, а существует ли она вообще), так что мы считаем быть в оппозиции к существующим на сегодняшний день критериям "этики" и "морали", уже хотя бы потому, что несмотря ни на какие слова, лозунги, в мире продолжаются войны, миллионы людей ежегодно умирают от голода и лишений, в то время как остальное человечество ("цивилизованное") вполне в состоянии им помочь.
  Так что, мы считаем, что в новом, свободном от гнета государственной власти и капиталистических отношений, обществе должны будут измениться и моральные принципы, которые будут базироваться на взаимопомощи, интересах общества, неприкосновенности человеческой индивидуальности (общественный интерес хоть и должен превалировать, но он не должен касаться личной жизни человека, его индивидуальных особенностей, вкусов в чем бы то ни было).
  
  
  
  Это, конечно, не всё, что можно сказать про общество, основанное на принципах анархо-коммунизма, что называется, охватили то, что пришло на ум именно сейчас, что показалось наиболее важным, теперь далее.
  
  
  Так мы приближаем свой идеал:
  
  I
  Способ достижения - революция
  Единственным, по-настоящему реальным шансом на построение анархистского общества является, на наш взгляд, - Революция, причем не просто революция, но Революция Социальная, и это очень важный, принципиальный момент.
  Дело все в том, что власть предержащие и капиталисты никогда не согласятся добровольно на замену современной государственной, равно как и капиталистической системы полноценным народным самоуправлением, при ликвидации современных товарно-денежных отношений, основанных на системе извлечения прибыли, присвоении немногими прибавочной стоимости продукции, производимой массами людей (тоже самое касается и извлечения немногими выгод, получаемых от сферы услуг, в которую сегодня во многих странах втянута огромная часть населения).
  То есть, мы получаем такую систему общественных взаимоотношений, когда есть подчиняющие своей воле и подчиненные, и, как бы не были размыты между ними границы, как бы ни был легок переход из одного состояния в другое, никогда сама суть такой системы не позволит уничтожить себя без боя, этому учит нас история человечества, история великих и не очень революций, реформ и просто малейших изменений в жизни общества.
  Кроме того, надо уяснить себе суть такого понятия, как Власть, которая являет собой весьма притягательное явление, которое очень крепко держится в людском сознании раз туда проникнув.
  Когда ты видишь, что она делает с людьми, то невольно приходишь в ужас оттого, насколько они становятся хуже, как используют ее в личных целях. Конечно, деградируют не все и не всегда, но, мягко говоря, подавляющее большинство людей. Примеров этому множество, от простого бригадира на какой-нибудь стройки, до сержантов и офицеров в армии, милиции, не говоря уж о государственных чиновниках, частных предпринимателях (это уже власть экономическая над людьми).
  Сама суть существования современного общественного устройства зиждется на государственном насилии, принуждении, экономической эксплуатации капиталистов. И все это имеет твердую опору в лице армии, полиции, судебной системы, за ними всегда стоит мощнейший административный ресурс, все возможные рычаги давления и принуждения.
  И после этого можно не думать о Социальной Революции? Притом, что государство только и думает, как бы урезать простой народ в правах, и только силовое противодействие масс оказывается способным противостоять этому.
  Так что, мы видим только один выход - насильственное уничтожение народом власти Государства и Капитала, иначе мы все обречены жить баранами среди баранов понукаемые власть предержащими пастухами, стерегущими нас, чтобы мы и не думали даже нарушать существующую "идиллию".
  
  II
  Способы приближения анархо-коммунизма
  А) агитационно-пропагандистские (листовки, манифесты, брошюры, литература, демонстрации, лекции)
  Это самый основной и действенный комплекс мер по распространению в обществе либертарных идей, он включает в себя все возможные на сегодня способы распространения информации, демонстрации себя, как социально-политического течения, популяризации нашего мировоззрения. Сюда входят как проверенные временем приемы, так и все возможные новаторские задумки, так как все это - агитация и пропаганда, ведущиеся по всем возможным направлениям.
  "Древнейшие" виды пропаганды и агитации, такие, как распространение листовок и периодических изданий сочетается сегодня с расклеиванием стикеров, нанесением на стены пропагандистских граффити, по мере сил и возможностей печатаются и распространяются брошюры, сборники, работы анархистов.
  Кроме того, нельзя забывать, что мы живем в постиндустриальную эпоху, когда повсеместно распространено радио, телевиденье, охватывает все новые территории (западный - "цивилизованный" - мир уже охвачен целиком, равно как и ряд районов "не западного" мира) Интернет. И мы, естественно, не забываем, и, хотя доступ наш к радио и телевиденью весьма ограничен, но мы все равно стараемся их использовать для популяризации собственных идей, и особенно активно стараемся использовать в своих целях Интернет пространство, так как, с одной стороны, за ним будущее, связанное с информационном обществом (переход к которому еще предстоит, на что мы возлагаем определенные надежды), а, с другой стороны, они - неотъемлемая часть настоящего, в том смысле, что имеют горазда большее влияние на современных людей, нежели старые-добрые средства пропаганды.
  В общем, стараемся идти в ногу со временем и не забывать о проверенных средствах, стараясь не навязать свою точку зрения, но донести ее смысл до других, чтобы они сами ее прониклись.
  Б) экспроприаторские - изъятие у имущих классов денежных средств, при условии их использования в революционных целях, а также для раздачи малоимущим
  Ну, этот способ приближения анархии стар и тривиален - индивидуальные акты террора, экстремизм, экспроприация (именно она, а не банальный грабеж - это уже просто уголовщина, а она к анархизму отношения никакого не имеет). Пояснять можно конечно, но не стоит, точнее, в данной работе мы не станем этого делать по ряду причин, просто упомянем об этом, и добавим, что все вышеперечисленное, ни то что бы приветствуем, но и не отрицаем.
  В) Акции протеста
  К ним можно отнести всевозможные несанкционированные (так как получить санкцию - это значит огородить себя заранее кордонами милиции, что как раз не нужно) уличные акции, которые призваны привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам.
  И особенно они оказываются необходимыми, когда нужно оперативно выразить свой протест против каких либо произошедших событий (например, арест активиста экологического движения, ну или еще что-либо).
  Особенно славятся подобными акциями радикальные экологи и автономы (хотя проводят их конечно не только представители данных движений), и им действительно порой удается привлечь внимание, причем не к себе, но именно к той проблеме, что заставила их провести акцию.
  Конечно, так или иначе к акциям протеста можно отнести и альтерглобалистские акции, и синдикализм, и митинги и демонстрации, однако мы выделили их все-таки отдельно, так как все перечисленное имеет собственные особенности, и потому будет рассматриваться отдельно.
  Остается лишь сказать, что подобные акции должны отличаться продуманностью, согласованностью и своевременностью, так как иначе они не дадут абсолютно никакого эффекта, максимум - создадут небольшой дискомфорт "стражам порядка", и немного позабавят прохожих, которые не воспримут протестующих всерьез (а то и вовсе воззовут у них агрессию).
  
  III
  Отношение к участию в парламентской деятельности (в любых органах власти) для приближения анархо-коммунизма - отрицательное
  Здесь все по-прежнему, и с годами не меняется - это слишком важные принципы анархизма, чтобы их нарушать, стоит разве что пояснить не лишний раз такую принципиальность нашей позиции.
  Дело в том, что правы были еще первые теоретики анархизма, когда говорили, что, во-первых, власть только развращает причастных к ней людей, губит, даже если человек изначально и был хорошим и добрым, замечательным во всех отношениях. Со временем мы только получали этому подтверждения. Ну, а, самое главное, это то, что мы ведь не за захват власти боремся, не за косметические изменения выступаем, а за коренное переустройство жизни, хотим не сменить одну власть на другую, а полностью уничтожить любую власть. И, в этом смысле нам, естественно, участие в политической борьбе способно только помешать - навредить, так как, с одной стороны, отвлечет от нашей основной цели, а, с другой стороны, может развратить нас (мы ведь тоже - люди), развить чувство элитарности, богемного превосходства над остальными.
  Кроме того, мы выступаем за создания такого общества, где каждый умеет думать сам, где каждый человек - личность, а не просто винтик огромной системы, когда массы людей позволяют решать и делать за себя единицам. Наша цель - это максимально и разносторонне развитые люди, умеющие отвечать за свои поступки. А как мы этого сможем добиться, если с самого начала будем предлагать им избрать себя в Думу, Парламент, или куда там еще? Нам все это к чему, мы ведь не дешевые политиканы - мы, это наиболее сознательные из людей, которые хотят сделать такими же (и даже более) сознательными и всех остальных.
  Так что, наш отказ от участия в подобной мышиной возне не просто мистически принципиален, но и строго мотивирован, уже хотя бы тем, что сильно противоречит нашим целям, идеям, идеалам того общества, той жизни, за которые мы боремся (а нередко и жизни отдаем - и это никакой не революционный пафос, достаточно посмотреть, как часто пишут о погибших анархистах, и, если учесть, сколько наших товарищей погибло ранее).
  И не верьте тем, кто вам обещает райскую жизнь, если вы за них проголосуете - это все обман, причем дешевый и не прикрытый. Достаточно взглянуть на историю преобразований за последние двести лет: все достижения либерализма, все те свободы и права, о которых нынче столь модно говорить - все это было достигнуто реками крови тысяч и тысяч бойцов-революционеров, которые отдавали свои жизни за лучшую жизнь, только по причине проявленного ими героизма и мужества происходили реформы, улучшалась жизнь. Никогда ничего не менялось к лучшему в социально-экономических, политических вопросах для простого народа, пока он ни брался за оружие.
  Не политическая борьба принесет нам счастье, не мирные реформы сверху - только вооруженное восстание всего народа, осознавшего необходимость перемен и познавшего свой идеал будущего общества способны будут принести наконец Социальную Свободу, не декларированную, но - Действительную!
  
  IV
  Обобществленные средства производства
  Это еще один принципиальный момент, но он уже касается послереволюционного устройства общества, так как раньше о нем можно говорить только теоретически, в практическую же плоскость он перейдет только с падением Власти, как таковой.
  Что касается обобществления, то это, опять же, один из базовых принципов анархистского коммунизма, без которого он автоматически перестает таковым именоваться. И бояться его не стоит, если чуть-чуть призадуматься, то единственно, кого он должен пугать - это капиталисты и государственники, но уж никак не простой народ, который от этого, естественно, только выиграет (хотя, современному, атомизированному, эгоистичному человеку в это и слабо вериться, но это, опять же, не его и не наша вина - а вина капиталистов).
  Итак, напомним, для тех кто не в курсе, что обобществление средств производства - это передача данных средств в коллективное владение тем, кто их непосредственно использует, то есть - производителям. Это когда крестьяне действительно получают землю, рабочие - фабрики и заводы и т. д. и т. п.
  И именно средства производства оказываются в коллективном владении, и именно у производителей, а не кому что придется - заимеют. И получение в пользование означает к тому же, что средства эти подвергаются отныне коллективному самоуправленческому владению, то есть каждый причастный к ним, становится вершителем их судьбы - участвует в принятии решении, что, как и в каких количествах производить.
  Опять же, надо сразу уяснить, что речь тут вовсе не идет об "обобществлении жен" или общих "зубных щетках" - это неграмотная пропаганда, которую ведут против нас не вполне (точнее - вполне не...) честные наши враги - государственники всех мастей, капиталисты...
  Так что, все более чем просто - личное имущество остается личным, а вопрос о женах - это вопрос о семье вообще, и не в данной теме мы будем его обсуждать, ограничимся на данный момент лишь тем, что скажем - каждый имеет право на то, чтобы жить с тем и так, как того хочет он, и тот, кого это касается. Только свободный выбор каждого конкретного человека способен разрешить подобные вопросы, мы можем дать лишь простой и извечный ответ - главное, не принуждайте, это не по анархистски (или вам хочется, чтобы вас тоже принудили к чему-нибудь?).
  И запомните одно - коллективное владение много лучше и честнее индивидуального, в смысле производственной сферы, так как развивает чувство здорового коллективизма, личной инициативы, но и (и что самое важное) не позволяет развиваться конкуренции, которая раскалывает общество, создает богатых и бедных, имущих и не имущих, когда одни навязывают свою волю другим (кто-то скажет, что может навязать коллектив, один - другому, или всей федерации, однако, ответим им так - "ни хлебом едины жив человек", то есть такие коллективы будут взаимосвязаны с другими подобными коллективами и не смогут навязать свою волю - тогда начнут навязывать им, а это уже, просто напросто - невыгодно с любой точки зрения).
  
  V
  Вовлеченность в процесс труда максимально
  возможное количество людей
  Работа на пользу, но не на износ (не работать, когда кончаются силы, и есть возможность "доделать завтра", так как при таком условии человек больше заинтересован в своём труде), максимальное облегчение условий труда, и, одновременно, стремление к максимальной эффективности - вот еще один наш принцип, который должен быть осуществлен на следующий день после революции, так как только так мы сможем обеспечить довольство для всех, по крайней мере, начать приближать торжество данного принципа. Сначала же, по крайней мере, это должно будет продемонстрировать, что работать реально стало легче и проще, а главное - на это стало меньше уходить времени.
  В конце то концов, ведь еще на рубеже XIX-XX-го веков Петр Алексеевич Кропоткин доказал и показал в своих трудах "Хлеб и Воля", "Поля, Фабрики и Мастерские" (основываясь в них на изучении и анализе производственных процессов), что возможна организация производства, когда все люди (при этом речь шла только о мужчинах) будут работать по четыре-пять часов в день (шесть дней в неделю), в возрасте примерно от двадцати до сорока - сорока пяти лет.
  А ведь, между тем, с тех пор многое изменилось, так что сегодня, нам видится возможным осуществить такую организацию производственных и прочих трудовых процессов, когда трудится можно будет не более пятнадцати-двадцати часов в неделю, причем работать, естественно, смогут (если захотят) как мужчины, так и женщины, опять же, в возрасте примерно от двадцати пяти до сорока пяти лет (в более раннем возрасте - учеба, совмещенная с практической тренировкой осуществления на практике получаемых знаний, в более позднем - заслуженный отдых, за счет федерации). При чем, опять же, мы считаем, что возможно не поголовное вовлечение в производственный процесс, а занятие людьми теми видами деятельности, к каким они наиболее способны. И, естественно, труд должен быть наиболее приятным, наиболее гигиеничным и комфортным.
  
  VI
  Интернациональная солидарность
  Интернационализм - это один из основополагающих принципов анархизма, так как без него (особенно в современном мире), невозможно говорить о по-настоящему эффективной борьбе за приближение нашего идеала.
  Только благодаря интернациональной совместной борьбе, когда всевозможные протестные акции, забастовки, и т. д., и т. п. будут поддерживаться не то что в родной стране, но и по всему миру, мы имеем шанс осуществить задуманное в возможно большем объеме, а иначе придется ограничиваться полумерами, так как даже если Анархистская Революция победит всего в одной стране, но будет иметь множество сочувствующих по всему миру, то положение будет много более благоприятным и устойчивым, нежели если народ в остальных странах окажется равнодушным, а то и вовсе враждебным в отношении новых революционеров.
  К тому же такая поддержка, такое единство очень важно на фоне существования транснациональных корпораций, на фоне существующего "интернационального единства" Капитала.
  История опять же на стороне интернационализма, так как еще с зарождения социалистического, анархистского движения такая солидарность показывала и доказывала свою эффективность.
  
  VII
  Синдикализм
  Так и хочется назвать этот вид анархистской борьбы "древнейшим", однако, конечно же, он таковым не является, просто его эффективность, его действенность, тот резонанс, который он имел в первой половине двадцатого столетия, та массовость наводят порой на подобные мысли.
  Да, сегодня прежний размах анархо-синдикалистского движения мы видим только в исторических научно-исследовательских работах, особенно когда речь заходит о Гражданской Войне в Испании в 1930-х годах, конечно, сейчас нет в мире тех огромных организаций, но МАТ (Международный Альянс Трудящихся - Анархо-Синдикалистский Интернационал) существует и по сей день.
  При этом мы вовсе не собираемся отказываться от старого, проверенного и эффективного вида рабочей борьбы с капитализмом и государственной властью за свои права и Свободу, скорее наоборот, мы намерены и дальше поднимать из небытия данный вид анархистского сопротивления.
  Конечно, сложно сегодня говорить о какой-то массовости, о какой-то популярности анархо-синдикализма, однако, он является главным видом организованного сопротивления существующей Системе, а потому, как минимум, должен пропагандироваться среди рабочего класса, среди всех угнетенных, так как без дезорганизованность - это одна из главных причин того, что анархистам до сих пор нельзя похвастаться особенными какими-то достижениями, победами.
  
  VIII
  Сквотирование
  Это относительно новый вид анархистского сопротивления Системе, имеющий как свои плюсы, так и свои недостатки, однако главного у него не отнимешь - это почти (хотя и именно "почти", не более того) аналог коммун, так как коммуна - это все-таки независимое (должно быть, по крайней мере, в теории) поселение вне города, тогда как сквот - это "захваченное" здание внутри города, приспособленное под совместную жизнь энтузиастов, и не только, и не просто жизнь.
  Зачастую капитализм доводит людей до нищеты и им становится негде жить, они становятся изгоями, поэтому сквот - это одна из немногих возможностей выжить в наших бетонных джунглях. К тому же, захвату подвергаются пустующие, заброшенные здания.
  И, хотя сквоты - это, пожалуй, в первую очередь, именно культурно-досуговые центры, однако это не так уж и плохо, если они служат делу продвижения, популяризации анархистских, анархистского образа жизни, если служат местом помощи для тех, кто в этом нуждается, кому нужно временное или постоянное жилье; плохо становится тогда, когда сквот становится просто "тусовочным" местом, куда люди приходят просто "весело и беззаботно провести время в компании друзей".
  В конце концов, такой образ жизни (жизнь на сквоте) дает людям возможность почувствовать в условиях современного города пусть и иллюзию, пусть и далеко не стопроцентный, но все-таки маленький "коммунистический мирок", в котором люди братья и царит взаимопомощь, а не тупой мещанский быт современности.
  Так что мы получаем в итоге не бегство от реальности, а наглядный пример альтернативной жизни, когда во главу угла ставится не буржуазный комфорт ради комфорта и тупая нажива, а человек и его интересы, причем не человек-эгоист, а человек-коллективист, человек, как часть сообщества единомышленников, которые готовы сказать нет существующей в мире несправедливости.
  
  IX
  Создание коммун
  А вот уже, пожалуй, действительно "древнейший" вид анархистского сопротивления Системе, который уходит в глубину веков, еще к ранним христианам (если говорить о провозвестниках анархизма, хотя были и более ранние протоанархисты).
   Про коммуны вообще можно говорить много, фактически бесконечно в том смысле, что у них богатая историю, равно как и богатое, интересное настоящее, они разнообразны по своей сути, по своей структуре, однако, в данном случае мы не будем всего этого описывать, и ограничимся лишь теми замечаниями, что касаются коммун, как средства (способа) приближения торжества на нашей планете анархистского коммунизма.
  Дело в том, что коммуна - это должно быть не просто местом жизни анархистов, не эдакой точкой "воплощения мечты", а лишь только первым шагом на пути к ней, то есть это должно быть то место, куда будут легко попадать все заинтересованные лица (собственно анархисты и сочувствующие, интересующиеся идеями анархизма), и которые будут не просто жить там, но постигать на практике, что есть воплощение идеи в жизнь.
  Это вообще должны быть, по большому счету, центры анархистской борьбы, в которых люди будут спокойно общаться между собой, не испытывая никакого преследования, слежки, когда будут зависеть только от собственного труда, либо лени. В них люди должны постигать на практике то, к чему сами же призывают народные массы, критически оценивать результаты своей деятельности, свои достижения и просчеты, иначе данный вид деятельности бесполезен и неэффективен, и является не более, чем бегством от реальности.
  
  X
  Альтерглобалистское движение
  С конца 1990-х годов в мире стало набирать мощь так называемое "антиглобалистское движение", очень разрозненное по своему составу, включающее в себя как либералов, так и социалистов всех мастей, определенной его частью являются даже правые движения (так как выступают против глобализации капитализма), однако в данном случае речь идет только об анархистах, как составной части движения (хотя можно рассматривать и как самостоятельное явление, в отрыве от остальных участников антиглобалистского поля).
  Для начала, именно альтерглобализмом, а не антиглобализмом правильнее называть данное явление, так как его участники отнюдь не выступают против единения мира, однако их деятельность направлена против конкретно капиталистического объединения мира, что происходит под эгидой всевозможных ТНК, а так же богатейших людей планеты, богатейших и наиболее промышленно (и технически) развитых стран, так как подобная глобализация (вернее - глобализм) ведет к дальнейшему ухудшению экономического климата на планете, а так же чревато экологическими бедствиями в огромных размерах (обусловленных погоней за прибылями и сверхприбылями), способствует дальнейшей сегрегации различных стран по принципу их интегрированности в мировую капиталистическую экономику (происходит укоренение разделения труда между народами).
  Таким образом, анархисты, участники альтерглобалистского движения выступают с идеей единого мира, но без государств (в том числе и против идеи о неком едином государстве), и без капиталистических отношений.
  Глобализация, как процесс единения мира, это вполне закономерный процесс развития человеческой цивилизации, и он только на руку последователям анархо-коммунистического учения, однако когда в этот процесс вмешивается капитализм, мы получаем глобализм, суть которого замешана на неолиберальной идее о свободном рынке, в деятельность которого не вмешивается государство (а еще лучше, если государства вообще прекратят свое существование и отдадут мир на откуп капиталистам), что нас, конечно же не устраивает, так как это ведет, по меньшей мере, к росту безработицы, искоренению социальной защищенности основной массы населения и укоренению в нашем мире общества потребления (его негативных последствий).
  Альтерглобалистское движение проявляется не просто в акциях международной солидарности (что характерно для анархо-синдикализма), но проявляется в частности в том, что люди со всех концов планеты съезжаются в места проведения международных встреч Большой Восьмерки, Всемирного банка, Международного валютного фонда и т. д. Такие события сопровождаются при этом акциями солидарности альтерглобалистов по всему миру (так как многим по тем или иным причинам не удается приехать на место проведения международной акции протеста).
  При этом в движении участвуют как мирные демонстранты, так и радикально настроенные люди ("Черный Блок"), при этом и те и другие выполняют, по сути дела, каждый свои определенные функции: мирные демонстранты (коих большинство, и временами их собираются сотни тысяч) привлекают внимание общественности к определенным проблемам, стараются помешать проведению встреч лидеров капиталистического мира, а радикалы (которые всегда в меньшинстве) выступают с одной стороны, как защитники мирных акций (принимая обычно первыми на себя удары полиции, которая всячески старается спровоцировать столкновения) как от полиции, так и от правоэкстремистов, кроме того, радикальная часть альтерглобалистов выступает этаким "побудчиком" человечества, так как их действия направлены не только на силовое противостояние силовикам, но и против ( в первую очередь) собственности капиталистов (часто и много оказывается сожженных машин - но, во-первых, они итак почти все застрахованы, а во-вторых, человечество должно понять уже наконец, что своей погоней за комфортом, своим "вещизмом", они сами превращают свою жизнь в погоню за вещами, при этом деградируя до уровня эдакой машины для потребления товаров, и человеческого в них становится все меньше и меньше)...
  Споры об оправданности действий участников "черного блока" не утихают, однако это скорее означает только то, что человечество все больше погружается в болото "овеществления", атомизируется и все ближе приближается к глобальной экологической катастрофе, которая (вполне возможно) сотрет человечество с лица земли (и не только само человечество)...
  
  
  Естественно, здесь мы не дали, да и не могли, и не входило это в наши планы и намерения дать ответы на все возможные вопросы, однако, нам хотелось внести ясность в некоторые принципиальные моменты, и, надеемся, что это у нас получилось. Если же где-то осталось недопонимание, то, базируясь на подобных тезисах, будет проще понять концепцию анархо-коммунистического мировоззрения в целом (мы на это искренне надеемся).
  По крайней мере, наша цель была - расставить принципиальные акценты для понимания нас и наших целей, если нам это хотя бы отчасти удалось - это уже мы будем считать своей удачей.
  Надеемся, что нам удалось внести дополнительную ясность по ряду вопросов, связанных с идеями современного анархо-коммунистического движения, и хотя наверняка многие важные моменты остались так и не разобранными, нам все же кажется, что большинство традиционных вопросов мы все таки попытались разъяснить, и если это действительно так, то можно смело говорить, что удалось выполнить свою задачу.
   Май 2007
Оценка: 5.16*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Тополян "Механист"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"