Кабаева Анастасия Олеговна : другие произведения.

Путь без конца и предела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Путь без конца и предела
   Странник от жизни покоя не ждёт:
   Стоит закончить решающий бой -
   Сотни дорог вновь поманят поход,
   Тысячи звёзд позовут за собой.
   Нарглин
   Посвящается автору этих строк.
   Начато 20 марта 2013 г.
  Пролог
  Тьма. Ни земли, ни воды, ни звёзд - одна лишь пустота и сон. Здесь покоятся многие из тех, чья песнь ещё не прописана в Скрижалях Бытия. Ещё не пробил их час - да и откуда взяться часам в холодном безвременьи?.. Нарушить этот безмолвный покой могут только Высшие, для которых вовсе не тайна, сколько сверкающих песчинок лежит на звёздном мосту. Но слышите?.. Еле уловимая трель, легчайшее дуновение ветерка, таинственное голубое мерцание. Такова Скрытая.
  "Пробудись", - высокая фигура соткалась из света. - "Ты задержался со своим приходом. Больше медлить нельзя..."
  - КАК БУДЕТ УГОДНО ГОСПОЖЕ.
  "Время тебе избрать оружие, которое в твоих руках защитит слабых. Решай!"
  - ПУСТЬ МОИМ ОРУЖИЕМ СТАНЕТ МАГИЧЕСКИЙ ПОСОХ.
  "Как ты утешишь павших духом, отчаявшихся и убитых горем?"
  - В ЭТОМ МНЕ ПОМОГУТ СТИХИ. ЧТО ЖЕ ДО МУЗЫКИ - Я ИЗБРАЛ СВИРЕЛЬ, КОТОРАЯ СКРОМНА. ЕЁ НЕЖНЫЙ ГОЛОС БУДЕТ ВОЗВРАЩАТЬ И УКРЕПЛЯТЬ НАДЕЖДУ.
  "Желаешь ты земного могущества или многих знаний?"
  - Я ПРОШУ ДАРОВАТЬ МНЕ ЗНАНИЯ ЦЕЛИТЕЛЯ - ОНИ ПОМОГУТ УМИРАЮЩИМ. И ЗНАНИЕ ЛЮДСКИХ НАРЕЧИЙ - ЧТОБЫ СЛИТЬСЯ С ЛЮБЫМ НАРОДОМ, ГОВОРЯ С КАЖДЫМ НА ЕГО ЯЗЫКЕ.
  "Какая стезя угодна тебе? Возможно всё, главное - сделать правильный выбор... Поторопись!"
  Молчание. Ровный твёрдый голос:
  - Я РЕШИЛ. И ВЫБРАЛ - ДОРОГИ...
  "Будь же, отныне и во веки веков, Странником!"
  Ослепительная голубая вспышка - и снова безмолвие.
  ... Его прихода не заметил никто из спящих людей. Только старый звездочёт наблюдал на высокой башне за летними созвездиями. Ему внезапно почудилось, что Звёздный Охотник спустил с тетивы стрелу. Протерев глаза, он увидел яркий след от летящего в небе метеора - так старик поспешил истолковать увиденное. "Близятся перемены", - подумал он. - "Быть может, к лучшему - слишком много на земле горя и страданий..."
  Глава 1. Рин-Горчица меняет ремесло.
  Худая, невысокая девчонка обшаривала взглядом нарядную толпу, шныряя по улице. Людской поток пестрел бархатом, атласом, шёлком, золотой и серебряной канителью на рукавах, подолах и шлейфах. Пышно разодетые горожане спешили на Площадь Мира. На роскошных вышитых поясах позванивали тугие кошельки. И все - без шнурков, застёжка - цельнокроеная. Не срежешь. А если и отважишься, то поймают и за ухо отведут к господину Зерве, начальнику стражи. Мало того, что "несчастная жертва" истошно вопит, как резаная, так ещё и выпорют. Так уже попались двое. Стать третьей и потерять репутацию самой ловкой воровки? Собаки засмеют! Короче говоря, Рин-Горчица от души проклинала злосчастную судьбу и моду на "противокражные" кошельки. И свою бедную одежду с чужого плеча. У других воров и то праздничные наряды есть! А она щеголяет в одних и тех же башмаках и платье круглый год...
  Внезапно она увидела в тридцати шагах от себя самого ненавистного ей человека из сверстников. Это был сын богатого лавочника, на год старше Рин. Когда-то, рисуясь перед приятелями, он защищал маленькую "книжницу" от нападок безжалостных ровесников. Как была рада девочка из обедневшей семьи! Однажды она написала на клочке бумаги короткую записку из трех слов и подписи. Подождала, пока мальчишка выйдет из лавки, сунула ему в руки скомканный от волнения клочок и убежала. А на следующий день она услышала, как её детский "кумир" самодовольно рассказывает об этом в компании смеющихся детей - тех самых, что насмехались над ней. С того дня издёвки и насмешки посыпались на девочку, как из рога изобилия. Всюду только и слышалось: "Горчица в Эрмара втрескалась! По уши, по уши!" Она не забыла этого унижения. Даже спустя пять лет.
  Но вернёмся к данному моменту. В ту минуту, когда её недруг хвастал перед своей "свитой" новым камзолом и золотыми пряжками на туфлях, Рин пришла в голову шальная мысль о быстрой поживе. Дело в том, что щёголю Эрмару никогда не разрешали носить кошель на поясе, но всегда давали ему на развлечения и сласти мешочек монет. Довольно увесистый и на позолоченном шнурке. Вот и сейчас похожий болтался у юнца на запястье.
  Молниеносно решив рискнуть, Рин начала понемногу перемещаться в сторону компании Эрмара, стараясь зайти к нему со спины. Наконец ей это удалось. Девчонка вытащила ножичек, который всегда носила с собой, дождалась, пока Эрмар опустит руку, и быстро срезала кошель, не боясь, что здоровяк надерёт ей уши. Затем побежала вниз по булыжной мостовой к площади, на которой уже разминались акробаты, слыша за спиной вопли фальцетом:
  - Караул! Ограбили! Стража! Стража! Держи вора!
  - Чего голосишь? - ухмыльнулся подошедший к Эрмару стражник. - Кругом люди, а ты визжишь, как свинья! На скотный двор захотел? Так маги тебя быстренько обратят!
  - У меня только что срезали кошелёк! - возмущённо кудахтал сын лавочника. - Ваша обязанность - не допускать этого безобразия! Где же ваша хвалёная дисциплина?!
  - Что за шум? - подошёл второй стражник. - Ба, кого я вижу! Это же тот самый, которого наш патруль на прошлой неделе задержал.
  Первый стражник внимательно пригляделся к взбешённому щёголю. Холёное лицо Эрмара пошло пятнами, кулаки судорожно сжимались. Тем временем его дружки успели скрыться из-под бдительного взора. Так что выкручиваться ему предстояло самому и без "свиты".
  - Точно, знакомая рожа! Мы его с дурманным куревом поймали, да ещё под окнами ратуши. А ну-ка, выворачивай карманы!
  - Что?! - взвизгнул юнец, привстав на носки. - Да вы знаете, кто мой отец?! Вас выкинут из стражи по первой его жалобе!
  Здесь Эрмар блефовал: слово его отца против слова господина Зерве не имело силы. Видимо, стражники это почувствовали по его срывающемуся голосу. Поэтому второй стражник насмешливо сказал:
  - Ври, да не завирайся! - Затем, обращаясь к первому: - Отведём его в отделение и проверим, есть ли у него дурман.
  Первый кивнул, вместе они взяли Эрмара под локти и увели с улицы в отделение. Тот отбивался и грозился всевозможными карами на головы его задержавших, но его унял тычок под дых.
  А в это время Рин успела добежать до Площади Мира и подсчитать, сколько денег дали Эрмару родители. На удивление много серебра, несколько медяшек, с десяток, и три золотых монеты - хорошая добыча для такого дня. Стоя за статуей маршала Бастирона, она пересыпала деньги в сумку, из которой ранее достала ножичек. Затем вывернула кошелёк наизнанку, чтобы скрыть клеймо, и тоже спрятала в сумку. Опасно щеголять клеймёной вещью, да в старом платье - не избежать каверзных вопросов. А так - пусть попробуют прикопаться.
  Однако пора подкрепиться - с вечера маковой росинки во рту не было. Рин достала две серебрушки и осмотрелась, выискивая, где можно разжиться горячими пирожками. Как раз в пятидесяти шагах наблюдалась палата пекаря. Подойдя к ней, маленькая воровка убедилась, что ей везёт - подмастерье как раз выставил лоток со свежей выпечкой. Аромат от пирожков шёл просто сказочный... Девочка сглотнула слюнки.
  - Чего тебе, девочка? - спросил подмастерье, чуть наклоняясь. - Пирожков или пончиков? А может, сладкую булочку?
  - Мне... пирожков с мясом, господин. На две серебрушки. - Рин протянула монетки подмастерью, который тут же их забрал и положил в карман фартука.
  - Так-так, на две серебрушки... Это будет... - он немного помедлил, считая в уме, - четыре пирожка. Забирай. Кстати, не слышала, что говорят про того вора, который недавно пробрался в герцогскую кладовую? - Он подождал, пока Горчица забрала пирожки и откусила кусок.
  - Говорят, что он большой шутник и подсыпал перца в сладкий пирог, - осторожно проговорила воровка, аккуратно укладывая пирожки в сумку, стараясь не брякать монетами. - Ну, в тот, что готовился для праздника. А ещё болтают, что он уволок три пуда колбас и целую бочку ланневиттского вина. Только это досужие выдумки: один человек не мог бы стащить столько еды незамеченным. Даже очень здоровый человек. Большое спасибо, очень вкусные пирожки. Я пойду? Скоро состязания...
  - Иди-иди. Мне ещё работать до самого вечера. Как раз к песенному состязанию и отпустят. Приходи ещё! - И подмастерье побежал за кренделями.
  Рин доела пирожок и подошла к фонтану напиться. Дно и стенки его чаши были покрыты серебром. В народе говорили, что оно может лечить почти от всех болезней. Доподлинно этого ещё никто не знал, однако свежесть воды с серебром ценили очень многие. Впрочем, воровка об этом больше не задумывалась. Она достала из сумки маленькую фляжку, наполнила её водой и убрала обратно. Затем зачерпнула горстью со дна фонтана и умылась. Солнце так и пекло. Надо было доесть пирожки, пока они не испортились, чем и занялась Рин.
  Утолив голод и жажду, Горчица крепко задумалась. Больше в этом городе нельзя было оставаться - со дня на день её могли схватить, не стража, так гильдия воров. Благодаря ловким рукам и быстрым ногам Рин всегда успевала скрыться от возможной погони, зачастую подставляя какого-нибудь неприятного типа, что не могло не злить матёрых "коллег", иногда попадавшихся на мелочах. Так что они поклялись разделаться с дерзким воришкой, кем бы он ни был.
  И всё-таки стоило дождаться конца праздников - можно было на украденные деньги сменить одежду и обувь. А заодно и род занятий. Рин пришла в голову чудная идея, как избежать излишнего внимания со стороны жертв - привлечь его более невинным способом, чем кражи и шутки с острыми приправами. (Да-да, проделка с пирогом и колбасами была на её совести, и сильно преувеличенная при этом. На самом деле она стащила лишь окорок да фунтов тридцать колбасы - вино не трогала вовсе. Что же до пирога, то это был отвлекающий манёвр - иначе повар хватился бы мяса раньше, чем Рин успела бы унести ноги. Благо, окно было открыто... А байку про три пуда колбас и бочку ланневиттского сочинили слуги, которые были весьма падкими на вино.) Стоило наведаться к знакомому старьевщику для смены личины. А потом - на состязания, глядишь, и повезет.
  Лавка старьевщика располагалась на узкой улочке в получасе быстрой ходьбы от площади. Он скупал все, что другим людям было не нужно, торговал всем, чем только можно и чем нельзя - в том числе и воровскими штучками. Но сейчас Рин нужно было нечто другое. Она спустилась к нужному подвалу и побрякала дверным молотком. Старьевщик открыл довольно быстро.
  - Что угодно? - прошамкал старик, щуря подслеповатые глаза. - А-а, это ты, шустрик! Что тебе нужно на этот раз?
  - Не здесь, - тихо процедила Рин. - Можно зайти? Так будет легче выбрать.
  - Конечно-конечно, заходи. - Старьевщик отступил от двери, подождал, пока девчонка проскользнёт внутрь, а затем спросил, понизив голос:
  - Хвоста не привела? Здесь слишком много того, за что могут надолго превратить! А в моем возрасте вредно испытывать на себе заячье обличье...
  - Вы еще многих переживете, дядюшка Шамги, - перебила его Рин. - Никакого хвоста не было. В этом беспорядке, я надеюсь, найдется пара-тройка музыкальных инструментов? Заплачу, сколько потребуется. Сегодня у меня есть даже золото, - добавила она, побренчав монетами в сумке. - Мне надо как можно быстрее убраться из города. Хорошо, что родители обучили музыке, а то бы пришлось сейчас к кому-нибудь наниматься в служанки! И прощай, вольная жизнь! - Во время этой тирады воровка успела присмотреть себе смену одежды.
  - Не тараторь! - неожиданно резко оборвал её старик. - Здесь кое-что может найтись, если ты заткнешься. Идем!
  В дальнем углу нашлась хорошая гитара, и даже с чехлом. Как оказалось, она лежала здесь уже лет десять - какой-то обедневший музыкант продал её за гроши, а покупателя не нашлось. Рин проверила - она отлично держала строй. Сошлись на десяти монетах. Рубашка стоила пять, саржевые штаны - столько же. Черный суконный плащ, к удивлению Рин, потянул на все пятнадцать.
  - Зачем тебе столько? И десяти довольно! Он же даже мехом не подбит!
  - Двенадцать, и ни монетой меньше!
  - Ладно, это еще куда ни шло. А сапоги? - Рин примерила пару кожаных сапог. - Сколько запросишь?
  - Двадцать!
  - А давай так - я тебе отдам три золотые монеты, а ты мне продашь за них все, что я уже просила, и свирель со шляпой впридачу? Старую одежду оставлю здесь.
  - Идет, - прищурился старьевщик. - Постой! Какую свирель?
  - Вот эту. - Воровка протянула Шамги небольшую дудочку коричневого цвета, с клеймом ясеневого листа и полустертой надписью на древнем языке.
  - Её я отдам тебе даром.
  - Откуда такая щедрость?
  - А я её не покупал. Эту свирель сюда принёс какой-то маг и велел отдать первому, кто попросит.
  - Какой ещё маг? - подобралась девчонка. Неужели по её следу пустили герцогских колдунов? Бред какой-то!
  - Нездешний, судя по выговору. Серый плащ с капюшоном, под ним - что-то вроде рясы, подпоясан широким серым поясом. В правой руке здоровенный посох, через плечо большая сумка.
  - Нездешний? Это радует... Значит, есть шанс выбраться незамеченной ищейками. Ладно, - Рин порылась в сумке, - получай монеты и дай переодеться.
  Переодевшись, девчонка посмотрелась в зеркало и радостно засмеялась. Теперь ничего больше в её облике не выдавало ту оборвашку с голодными глазами, которая думала лишь о пропитании и жалела себя. Из зеркала на неё смотрела, блестя озорными глазами, типичная искательница приключений пятнадцати лет от роду. Рин повесила за плечо гитару и положила в сумку свирель.
  - Вот и готов странствующий бард! Ну, разве я не красотка? Несомненно, не будь я Принсипа Данари! Ну а теперь - на площадь... С прошлым покончено.
  Уже от двери девчонка окликнула старьёвщика, который что-то искал в углу, бормоча себе под нос.
  - Прощайте, дядюшка Шамги! Не забуду вашей щедрости!
  - И тебе всего хорошего, шустрик, - проскрипел старик.
  Глава 2. Взгляд в прошлое.
  Теперь, когда Рин уверенно шагает на Площадь Мира, преисполненная самых радужных надежд, можно приглядеться к ней поближе. То, что она худа, читатель уже знает. У Принсипы Данари от природы была хорошая фигура, правильные черты лица и удивительно зоркие карие глаза. Она всегда производила впечатление лирической барышни, мечтательной и беззащитной. Однако что заставило её ступить на скользкую дорожку воровства, когда она могла вырасти завидной невестой?
  Только крайняя бедность.
  После рождения седьмого ребёнка семейство Данари едва сводило концы с концами. Старший сын, ушедший из дома в поисках счастья, не прислал ни одной весточки: жив ли, здоров, что его задерживает на пути домой - было совершенно неизвестно. Рин его почти не помнила, разве что имя - Андроникус, да то, что он был старше неё на десять лет. Отец залез в долги, только для того, чтобы все дети остались живы - он не вынес бы смерти хотя бы одного сына или дочери. Ему пришлось заложить родоое поместье, и срок уплаты неотвратимо приближался.
  В четырнадцать лет Рин удалось подслушать разговор родителей, который подтолкнул её к решительным действиям. Это было весной, поздним вечером. Рин не спалось от голода. Она выбралась из комнаты в ночной рубашке и решила пройтись по замку. Её внимание привлёк обрывок фразы из-за двери родительской спальни.
  - ...Это просто невыносимо - смотреть, как безжалостные кредиторы оценивают твоё поместье, охотничьи угодья, коней... Даже платья наших дочерей! Винсент, родной, позволь мне написать брату. Последний раз! Он не откажет нам в помощи.
  Даже через дверь девочка различила молящие нотки в голосе матери и тяжёлый вздох отца.
  - Эглантина, мы столько раз просили его о помощи, что он может нас возненавидеть. Боюсь, нам придется поселиться в другом месте, и жить огородничеством. Но ни поместье, ни графский титул не спасут нас от разорения. А наши дочери слишком юны для замужества, да и приданого не собрать даже для Катарины. А ведь есть еще Лавиния, Принсипа, Эвлалия и крошка Анджели. Камилу всего семь лет, и его не отправишь в оруженосцы...
  - Если бы только Андроникус вернулся!
  - Я надеюсь на это. Но пока что он не прислал ни строки. Срок уплаты долгов через неделю... - Дальше Рин не стала слушать, а вернулась в комнату, где спала с младшими сёстрами. Дверь негромко стукнула. Закрываясь. Стук разбудил толстую Эвлалию.
  - Опять не спишь? - пробормотала она, вертя головой. - Вот расскажу маме...
  - Тихо ты, Эвлалия, разбудишь Анджели! - прошипела Рин, пробираясь к своей кровати мимо колыбельки, в которой посапывала хорошеньким носиком пухлощёкая малышка.
  Засыпая, девочка всё ещё искала выход из той западни, которую готовили семье кредиторы. И нашла, как ей показалось.
  За неделю Рин осторожно собрала все свои наряды и украшения, кроме некоторых, что хотела оставить дома на память о себе. Вечером предпоследнего дня она сходила к купцу и продала вещи. Но вырученной суммы хватало только на уплату одной пятой долга. Рассудив, что одна пятая - всё же лучше, чем ничего, она вернулась домой. К её удаче, ни сёстры, ни брат не заметили, куда она ходила. После скудного ужина Рин поблагодарила родителей, поцеловала их и отправилась в спальню. Дождавшись, пока все уснут, она тихонько встала, оделась и взяла перо и бумагу, чтобы написать прощальное письмо. Обмакнув перо в чернильницу, она бытро начала письмо при лунном свете:
  "Милые папа и мама, брат и сёстры!
  Я больше не могу обременять вас заботами обо мне. Денег от продажи моих платьев и украшений хватит, чтобы уплатить пятую часть долга. Я оставляю Анджели свой перстень и медальон. Обещаю не продать своей чести. Прошу, не ищите меня. Постараюсь найти способ прожить, быть может, поступлю к кому-нибудь в ученицы. Вернусь, если представится возможность.
  Любящая вас Рин."
  Запечатав письмо, Рин подошла к колыбели, чтобы в последний раз перед уходом полюбоваться на сестрёнку. Её русо-золотистые волосики разметались по подушке, щёчки разрумянились от сна. Она улыбалась, как может улыбаться лишь ребёнок полутора лет от роду, когда ему снится что-то очень приятное. Рин сняла с правой руки кольцо с сапфиром и надела его на тоненький пальчик Анджели. Затем сняла с шеи медальон - серебряную безделушку на длинной цепочке, и взяла со стола маленькие ножнички. Раскрыв медальон, со своим портретом в эмали, она отрезала прядь своих шелковистых волос и положила внутрь. Закрыв медальон, Рин вернулась к колыбельке и положила его под подушку.
  - Ты вырастешь настоящей красавицей, - шепнула она малышке. Та завозилась, укладываясь на бочок. Поцеловав сестрёнку, Рин выскользнула из комнаты, не забыв письмо и узелок с деньгами. Их она оставила на обеденном столе. Потом наведалась в кладовую, где взяла ковригу хлеба, флягу для воды и старый плащ. Не забыла и о перчатках. Сумку девочка взяла самую старую, чтобы не привлекать внимания возможных грабителей.
  На рассвете можно было увидеть одинокую фигурку, бредущую по восточной дороге от замка Бериллик к городу Регнаросе, что находился в десяти милях пути. А по северной дороге к замку уже подъезжали два всадника. Один - молодой гигант, с карими глазами и русыми кудрями, развевавшимися на ветру. Его доспехи сверкали в солнечных лучах так, что больно было смотреть. Лицо его светилось улыбкой счастья - он наконец-то возвращался домой. Что же до другого... Другой всадник походил на светлого жреца, однако несовсем. На нём был серо-голубой балахон с красноватой шёлковой подкладкой, вышитый по краям серебром. Вышивка напоминала местами растительные побеги - или же упражнения в каллиграфии, изящными завитками. В правой руке этот всадник держал длинный посох светлого дерева, украшенный резьбой. Кое-где можно было узнать лист ясеня. Через плечо у него висела внушительного размера сумка. Выражение лица было сосредоточенным - по крайней мере, той его части, что виднелась из-под капюшона.
  - У меня странное предчувствие, друг, - обратился к магу рыцарь. - Я возвращаюсь домой, где так долго не был, но мне кажется, что кто-то из близких не смог дождаться.
  - В таком случае поторопимся, - отозвался маг, подстегнув серого в яблоках коня. - Возможно, он захотел последовать по вашим стопам.
  Через четверть часа путники уже спешились у дверей Бериллика. Рыцарь взялся за кольцо и громко постучал.
  Дверь открыла Катарина - высокая девица лет девятнадцати. Кое-как заколотые волосы и красные глаза не располагали к дружеской беседе.
   - Кто вы, господа, и что вам нужно от нашей семьи? Если вас послали наши кредиторы - то не в добрый час!
   - Я Андроникус Данари, сударыня, - не растерялся молодой человек, - и я вернулся домой! Мой спутник - маг Игнациус. А вы не изволите представиться?.. - он пригляделся к девушке повнимательнее. Та оцепенела в изумлении.
  - Какой же я глупец! Катари, котёнок, ты не узнаёшь меня? Вот мой шрам! - Андроникус протянул левую ладонь. На ней действительно белел короткий шрамик.
   - Точно, это ты, - прошептала Катарина, широко раскрыв глаза. - Пойдём... тебя все заждались... скорее! - она сорвалась с места и побежала в зал с криком:
   - Он вернулся! Он поможет!
  Андроникус и ман поспешили внутрь, не забыв седельные сумки. Они застали домашних за чтением письма. Анджели плакала на руках у Эвлалии, мусоля во рту цепочку. Отец обернулся на вошедших и остолбенел. Затем, взяв себя в руки, произнёс:
  - Ты явился вовремя, сын мой. И вы, уважаемый чародей. Весьма рад вас видеть. Роник, подойди сюда и прочти письмо своей сестры.
  - Лёник! Иди сюдя! - повторила малышка.
  Молодой человек не осмелился ослушаться. Он пересёк зал, быстро пробежал глазами скачущие строчки и закашлялся.
   - Предчувствие меня не обмануло... Сколько мы должны заплатить?
   - Пять тысяч флорелей. Как ты можешь понять, твоя сестра ушла из дома, продав почти все свои наряды и драгоценности, выручив лишь тысячу. Где взять остальное, я не имею ни малейшего представления. Но главное - догнать её, пока она не попала в переделку... Эвлалия, возьми уребёнка медальон. Хотя нет, лучше подойди с ней к свету и просто открой его.
  Эвлалия послушалась.
   - Кажется, я знаю, что отвадит жадных ростовщиков от Бериллика раз и навсегда. И поможет вернуть Рин со всеми вещами. - Андроникус открыл одну из седельных сумок и вытряхнул на стол всё содержимое. Из сумки посыпались жемчужины такой совершенной формы, что они были достойны королевской короны. Самые крупные нельзя было даже сжать в кулаке, а сиял жемчуг, подобно росе на лепестках эдельвейса.
   - Я показывал некоторые из них знатокам. Не самые большие. Самая маленькая стоит пятьсот флорелей. Неужели Рин смогла выручить за всю свою одежду и украшения лишь тысячу? Какой скряга посмел дать так мало?
   - Мы это узнаем, когда осмотрим лавки. Сейчас важнее всего вернуть её... целой и невредимой, - промолвила мать.
  Во время разговора маг терпеливо ждал, пока к нему обратятся, опершись на посох.
   - Нам посчастливилось, матушка, - сказал Андроникус, нежно взяв за руку Эглантину. - В дальних землях востока меня исцелил от проклятия маг Игнациус. Он возвратил мне память о доме... обо всех вас! И он согласился отправиться со мной сюда.
  Винсент подошёл к магу и протянул ему письмо дрожащей рукой. В глазах главы семьи показались слёзы.
   - Найдите нашу дочь, кир Играциус. Мы ничего не пожалеем, только бы она была жива и здорова... Её имя - Принсипа Данари, ей четырнадцать.
  Маг кивнул и взял письмо. Прочитав его и сделав для себя нужные выводы, он подошёл к Анджели, всё ещё сидящей на руках сестры. Малютка крепко держала медальон, настороженно глядя на незнакомца, и в любую минуту готова была снова заплакать. Но маг откинул капюшон и дружелюбно ей улыбнулся.
   - Ну что, маленькая кири, покажешь свою Рин? Я не заберу.
   - Ли-ин! - заулыбалась девочка, протягивая портрет. Игнациус коснулся медальона навершием посоха. Он украшения отделилось призрачное изображение нашей героини и перешло в мягко засветившийся посох. Маг прислушался к вибрации, идущей от посоха к рукам, обернулся и кивнул.
   - Она жива. Сейчас она в Регнаросе. Не торопитесь! - добавил маг, видя, как кир Винсент направился к дверям. - Хотя от радости не умирают, сейчас бесполезно её возвращать. Как я понял из письма, ваша дочь была на тот момент в отчаянии. Возможно, её подтолкнул к этому решению какой-нибудь разговор, услышанный не вовремя. В таком возрасте житейские неурядицы оставляют в душе ощутимый отпечаток. Вспомните, когда вы беседовали последний раз о неприятностях, на что вы надеялись?
   - Кажется, мне ясно, какие слова подслушала эта негодница, - тяжело вздохнула кирин Данари. - Мы с мужем надеялись только на чудо: что вернется старший сын. Наверное, она надеялась отыскать Андроникуса и рассказать о нашей беде. Но вот он здесь - благодаря вам, кир Игнациус! И мы никогда не забудем этого. Что касается Принсипы... Вы сможете вернуть её домой, я уверена в этом...
  Фразу прервал стук в дверь - раскатистый, с бравадой. Стучавший как будто знал, что ему непременно откроют. Андроникус поспешил отворить дверь, причём на его лице ясно было написано, что словами назойливые заимодавцы не отделаются, и любезностей не дождутся.
  Распахнувшаяся дверь едва не ударили ростовщика по длинному носу, так, что он отшатнулся. Впрочем, наглости это ему не убавило, и с крысиного лица не исчезла надменная гримаса.
   - Я желаю видеть хозяина Бериллика! - с апломбом заявил ростовщик, взмахнув резной тростью. Её набалдашник был сделан в виде вороньей головы с железным клювом - острым, как стилет, сама же трость была чёрного дерева с серебряной инкрустацией. Глаза были рубиновыми.
  - И вы его увидите, клянусь Серебряными Костями! - процедил молодой человек. - За мной, почтенный, прошу не отставать.
  - Не имею чести знать вас, юноша, - подозрительно сощурился ростовщик. - Уж не нанял ли кир Винсент новый штат прислуги? Интересно, на какие деньги? Быть может, он нашёл клад? Ах, как тяжело в его годы орудовать лопатой... - Он в открытую глумился. Для наследника Данари стоило огромного труда не дать ему пинка. Вместо этого Андроникус отступил внутрь, открывая дверь в обеденную залу.
  - Вы узнаете всё внутри, почтенный. Стоять на пороге вредно для вашего здоровья. Ещё простудитесь, - не удержался от шпильки юноша.
  Ростовщика задел намёк на здоровье. Ему было не меньше сорока лет, рост его не достигал пяти локтей - из-за сгорбленной спины и кривых ног. И при этом он ещё лелеял надежду стать супругом Катарины - в случае, если семья пожелает остаться в замке, но не найдёт нужной суммы, чтобы откупиться. Так что он поспешил в залу, в душе потирая руки от предвкушения того, как легко ему достаётся замок. Поэтому последние новости должны были стать для него ударом, и немалым.
  Глава 3. Чудесное спасение.
  
  Открывшаяся взору ростовщика картина поразила его до глубины того, что человек с воображением мог бы назвать душой негодяя. Зрелище было достойно кисти великого художника.
  Анджели ползала по ковру, играя с упавшими со стола жемчужинами. Камил и Эвлалия старались проследить, чтобы она не проглотила ни одной - хотя теоретически маг был в состоянии извлечь драгоценный шарик, всё же не стоило злоупотреблять его добротой и снисходительностью. Катарина и Лавиния собирали жемчуг обратно в сумку. Родители и маг продолжали беседу, но повернулись в сторону дверей.
  - Желаю вам здравствовать! - с вызовом сказала Катарина. - Как видите, мне уже не грозит печальная судьба, на которую вы так надеялись. Заберёте то, что вам причитается и...
   - Постой, Катарина, - не выдержал рыцарь. - О какой печальной судьбе ты говоришь?
   - Вас это не касается! - пренебрежительно бросил ростовщик. Затем он обратился к киру Винсенту:
   - Ваш слуга слишком дерзок! Советую наказать его за излишнее любопытство! Кстати, я получу сегодня свои флорели? - алчно покосился он на жемчуг.
   - Мне придётся вас разочаровать, любезный Криккул, - холодно уронил кир Винсент. - Никак не могу выбрать, с которой вести начать: с той, что мы в состоянии заплатить вам с процентами, или с той, что это не слуга, а старший сын? Андроникус, будь любезен, отсчитай ему жемчужин на пять тысяч...
   - Подожди, отец, - Андроникус не торопился повиноваться. - Что этому стервятнику было нужно, если бы нечем было заплатить?
  Отец позволил себе улыбку сарказма.
   - Не будь жемчуга - Катарина стала бы его женой. Единственно для того, чтобы мы остались в замке и не просили милостыню на дорогах той же Регнаросы. К счастью, вернулся ты.
  Тут в разговор вмешался Игнациус.
   - Неужели вы могли согласиться на столь подлые условия?
  Шокированный крушением своего плана Криккул начал закипать.
   - Это вас не касается - заскрипел он зубами. Рука, держащая трость, затряслась от бессильного гнева.
   - А здесь вы не правы, сударь, - поднялся маг, перехватывая посох поудобнее. - Меня касается вся несправедливость этого мира. Как ты думаешь, Криккул, справедливы ли твои притязания? Негодяй, который угрожает расправой над младенцем ради своей выгоды, не заслуживает пощады. Скажи-ка, для чего тебе понадобился именно этот замок?
   - Какой любознательный молодой господин, - прошелестел ростовщик. - Ах, простите, маг. Дело в том, что предание о замке Бериллик гласит: тот человек, который отыщет в его подвалах потайную комнату, обнаружит в ней то сокровище, против которого все богатства и вся магия этого мира бессильны! И я догадался без всяческих подсказок - это артефакт, дарующий бессмертие. Ради бессмертия люди готовы сделать что угодно, любую мерзость! Свергнуть монарха, втоптать в грязь вековые устои, предать родных и друзей, объединиться с заклятым врагом... Продолжать можно до бесконечности. Но я не стану. Умри! - С этими словами негодяй ударил тростью о пол. Вороний клюв раскрылся, из него ударил алый луч, направленный прямо в лицо магу. Тог принял его на навершие посоха, мгновенно впитавшее чужую атаку. Не дожидаясь, пока трость восстановит резерв, ростовщик попытался нанести удар клювом, алчно щёлкавшим, как у живой птицы, но маг снова защитился посохом, который был прочнее, чем казалось на первый взгляд. От соприкосновения с ним трость раскалилась и обожгла ростовщику руку, но он не мог её разжать и корчился от невыносимой боли.
  Младшие дети вместе с матерью поспешили покинуть зал. Остальные наблюдали за поединком. Ростовщик всё пытался освободить руку, крича от ужаса. Его очертания постепенно размывались, бледнея с каждой минутой. Железный клюв ухмылялся, рубины глаз пылали торжеством хищника, заполучившего наконец жертву. Криккула постепенно затягивало в трость. Наконец, его контуры окончательно растворились. Трость упала на пол и начала изменяться. Теперь набалдашник напоминал скорее голову грифа, чем ворона, а на серебре появилась гравировка - горбатый карлик с мешком за спиной.
  Игнациус отступил на шаг от коварного артефакта, но тот уже разрушался, не выдержав соприкосновения с посохом.
   - Больше он не опасен, - спокойно повернулся он к замершим в ожидании Данари. - Этот несчастный не понимал: люди, прибегающие к помощи тёмных сил, платят слишком высокую цену. И стоит ли обращаться к ним, если они отнимают самое дорогое, и самая личность человеческая падает под натиском низменных страстей?..
   Пока маг говорил, трость развеялась, оставив тяжёлый запах.
   - Вот так разрушаются чёрные души тех, кто ломает жизни себе подобных ради призрачных благ и почестей.
  Несколько секунд все молчали, осознавая смысл услышанного. Затем Катарина и Лавиния отворили ставни, впуская чистый воздух.
   - Ужасный конец! - подал голос Андроникус. - Но он получил по заслугам. Сейчас важно вернуть сестру, пока она цела и невредима.
   - Вы правы, друг мой. Я не забыл о ней. - Игнациус подошёл к киру Винсенту.
   - Обещаю защитить вашу дочь и вернуть её домой - тогда, когда она узнает то, ради чего покинула дом. Я буду помогать ей - по возможности незаметно. Она будет считать это удачей. Если появится опасность для её жизни - я окажусь рядом. Теперь я вас оставляю. Верьте, надейтесь и ждите. - Маг поклонился и вышел. Андроникус последовал за ним, чтобы проводить.
  Уже снаружи рыцарь спросил:
   - Кто же вы на самом деле? Вы вернули мне памяь о доме, спасли этим моих родных. Теперь обещаете спасти мою сестру. Вы не просто маг, как придворные, которые обращают преступников в диких зверей, или как солдафоны, живущие лишь войной. Ответьте на мой вопрос.
   - А так ли это необходимо?.. - с улыбкой отозвался Игнациус, вглядываясь в узкую полоску горизонта. Солнце на краткий миг скрылось за облачком, но тут же засияло вновь. В небе летела стая журавлей. - Вспомните о небесных светилах. Не так важно, из чего они состоят - важно, что они помогают найти верный путь. Я действительно не совсем обычный маг. Но я и не посланник тьмы. Я тот, кто спешит на помощь, когда она необходима, и не требует за это награды. Я обещал вернуть вашу сестру и сделаю это. Вы же помогите своим родным. До скорого свидания. - Чародей сел на коня и проверил сумки. - Вообще-то я могу обойтись и без лошади, переместившись в Регнаросу с помощью магии. Но это привлечёт внимание, а так я буду просто путником, не вызывающим подозрения у городской стражи.
   - Удачи вам, мой добрый друг И благодарю вас, - склонил голову рыцарь.
  Он долго смотрел, как его спаситель удаляется на восток.
  За последующий год удалось не только спасти Бериллик от разорения, но и полностью его восстановить. Игнациус посылал вести о Рин с голубями, незаметно помогая ей. Семья не теряла надежду и готовила беглянке самый тёплый приём. Сама же девочка и не подозревала об этом.
  А теперь вернёмся в день, когда должно было состояться то самое состязание певцов и музыкантов...
  Глава 4. Ступенька к славе.
  
  Рин шла, не торопясь. Глаза её светились радостью - наконец-то можно перестать прятаться и вернуться к честной жизни! В уме она уже планировала, какую песню сможет исполнить без ошибки. Стоило придумать что-нибудь новое, хотя и от проверенных временем произведений отказываться не имело смысла. То и дело её обгоняли разнаряженные зеваки, либо будущие соперники - с какой стороны посмотреть.
  Чтобы участвовать в состязании, нужно было записаться. Шатёр, где находился герольд со свитком, стоял рядом с помостом, на котором и должно было происходить действо. Рин заглянула в него и не ошиблась: там толпилось уже человек шесть, таких же, как она, искателей славы. Все вели себя настороженно и между собой не разговаривали. Каждый сосредоточенно просчитывал шансы. Девочка тихо встала в очередь.
  Когда те шестеро записались, герольд наконец обратил внимание на Рин. В его глазах отчетливо плескались скука и пренебрежение: ещё одна малявка с гитарой, как многие до неё. И все надеялись победить заслуженных мастеров. Ну что ж, пусть попытается. Дураков много, а талантов мало. Хоть народ потешится.
   - Ну и как тебя зовут? - зевнул герольд, обмакивая перо в чернильницу. - Имей в виду: никаких длинных имён и титулов! Все титулы записываю только при наличии верительных грамот. Одно имя, и прозвище - если таковое имеется.
   - Чайка Лири, - осторожно сказала Рин, поправив плащ и шляпу.
   - И чтобы никаких срамных куплетов! Иначе... тебе же хуже.
   - Обещаю: всё будет пристойно и благонравно. - Рин вышла из шатра и с облегчением выдохнула. Неприличных песенок в её памяти не водилось, да и незачем было попадаться в руки страже тогда, когда уже решено уйти из города.
  Через полчаса объявили о жеребьёвке. Рин достался шестой номер. Ещё было время, чтобы разыграться. Рин поискала глазами, где это можно было сделать без особых помех. И такое место нашлось - справа от помоста была небольшая площадка, где настраивались остальные участники.
  Некоторые из них заслуживали пристального внимания. Вот, к примеру, молодой флейтист, который во время игры раскачивался в такт. Он не просто бездумно перебирал пальцами по инструменту - он сам был мелодией и весь в ней растворялся. А вот два барда - парень с гитарой и девушка, заметно, что влюблённые. Ещё одна парочка - волынщик и певица, репетируют в стороне, чтобы не заглушать остальных. Но самыми дружелюбными нашей героине показались два рыжих близнеца. Один распевался, а другой подыгрывал на арфе. К ним и направилась Рин.
   - Привет! - поздоровался певец. - Какой у тебя номер?
   - Шестой, - улыбнулась Рин. - А у вас?
   - Первый. В нашей категории, после двадцати одного года. Ты выступишь раньше. - Тот, что играл на арфе, аккуратно её поставил и потянулся. - Чтобы новички не успели перетрусить, их пускают первыми, - пояснил он.
   - Я не трусиха, - обиженно нахмурилась Рин, приняв последнюю фразу на свой счёт.
   - Ты, может, и нет. - Певец посмотрел на небо и усмехнулся. - А некоторые в обморок хлопаются от ожидания. Лет пять назад, помнится, одну нервную девицу унесли с помоста. Пришлось ей на следующий год выступать. - Он помолчал и посмотрел на Рин. - Думаю, ты справишься. Распевайся, разыгрывайся - время ещё есть. Мы пока пройдёмся.
   - Хорошо. - Рин расчехлила гитару. - А что нужно для того, чтобы петь не только чисто, но и громко? Чтобы все услышали?
   - Чтобы все услышали? Дышать в низ живота, петь на улыбке и главное - не давить на горло... Работает только живот. Впрочем, это не всегда понятно. Пожалуй, гулять мы сейчас не будем. Альгер! - обратился он к брату, - давай объясним девочке. Ты не против короткого урока?
   - Нет, отчего же? - пожал плечами арфист. - Заодно для себя повторим. Начинай, Гарет.
  Рин приготовилась внимательно слушать, но тут Гарет спросил:
   - Постой, а как тебя зовут? Или как ты записалась?
   - Записалась как Чайка Лири, а что?
   - Ну надо же к тебе обращаться по имени?
   - Действительно... - Рин сдвинула шляпу назад. - Я вас внимательно слушаю.
   - Итак, прежде всего - дыхание. Чтобы избежать ненужных призвуков, дышать нужно, как я уже сказал, в низ живота. Для этого выпрями спину и расправь плечи. Когда вдыхаешь, они подниматься не должны, работает только живот. Если всё сделаешь правильно, горло не будет сохнуть. Поняла?
   - Кажется, да. - Рин попробовала сделать вдох. - Поняла.
   - Теперь горло. На него нельзя давить, иначе пересохнет и можно вообще сорвать голос. И лицо. Лицо и горло должны быть расслабленными, но в меру. Верхние ноты берутся как бы на улыбке, скулы чуть приподняты. Нижняя челюсть расслаблена, верхнее нёбо - колоколом. Звук как бы разбивается о верхние зубы и идёт дальше - как солнечный луч через увеличительное стекло... - Заметив, что последние слова привели Рин в замешательство, Гарет спохватился:
   - Попробуй спеть гамму! Альгер, дай-ка ноту до...
  Пока шёл этот урок, на площади появился человек, о котором вскользь рассказал Рин старьёвщик. Впрочем, до поры до времени он смешался с толпой.
  Наконец подали сигнал к первой части состязания. Рин поблагодарила братьев и стала ждать своей очереди. Участники держались на помосте достойно, что певцы, что музыканты. Звучали давно знакомые мелодии, а иногда - совсем старые. Особых ошибок не слышалось, хотя, по мнению братьев, можно было некоторые песни обработать и поинтереснее. Когда объявили "Чайка Лири!", Рин не сразу осознала, что ждут именно её.
   - Ну иди же! Лири, тебя ждут! - Гарет похлопал Рин по плечу. Спохватившись, она схватила гитару и взбежала на помост. Коротко поклонившись, она заиграла вступление к песне, которую знала с детства:
  "Снится часто мне луна,
  Равнодушна, холодна,
  Оплетает душу сетью, как паук.
  Силы нет тогда идти
  По тернистому пути,
  Одиноко раздаётся сердца стук.
  Кто же так меня пленил,
  Сердце в клетку посадил,
  Кто откроет дверцу клетки для него?
  Пусть идёт моя любовь
  По стене из чёрных снов,
  Пусть сразит кошмары все до одного..."
  Песня была старая, нравилась многим, легко запоминалась, но сама Рин думала, что можно было сочинить и получше. Однако слушатели были внимательны. Особо чувствительные даже прослезились. Допев до конца, девочка ещё раз поклонилась и спустилась под аплодисменты.
   - Ну как? У меня получилось? - обратилась она к братьям. - Песня, конечно, не самая лучшая, но, по крайней мере, я её знаю.
   - Ты с ней справилась, - ответил Гарет. А Альгер добавил: - Она для тебя простовата, я думаю. Ты не пробовала сочинять сама?
  Вопрос этот почему-то смутил Рин.
   - Пробовала... Но чего-то моим песням не хватает. Они сырые, как... как непропечённый хлеб. - Она уставилась в землю.
   - Это бывает. Иногда песня должна отлежаться. Наш тебе совет: дорабатывай уже сочинённые песни и складывай новые. Учись на известных. Совершенствуйся. При должном старании ты достигнешь успеха. - Братья ободряюще ей улыбнулись и взошли на помост.
  Их песня славила солнечный весенний день.
  К своему удивлению, Рин услышала свое "имя" в числе прошедших во второй тур. Альгер и Гарет тоже прошли. Тем, кто не нашёл места на постоялых дворах, но ещё участвовал, предложили ночлег и ужин в доме для почётных гостей. Туда-то и прошла Рин вместе с новыми знакомыми - не без дрожи в коленях, ещё не до конца веря в успех. Прошла, хотя не занималась год! Не осрамиться бы на следующий день...
  Поднимаясь после ужина на второй этаж, Рин заметила на стене нечто странное. Стена была увешана картинами, но одна притянула взгляд девушки так, что она даже остановилась. А пожалуй, даже три...
  Это был триптих. Слева была изображена девушка в синем платье, расшитом золотом, с золотым же поясом. Она держала арфу. Хотя волосы у девушки на картине были не русые, а золотистые, да и выглядела она лет на семнадцать-восемнадцать, всё же Рин отметила в ней сходство с собой - разрезом и выражением глаз, ищущим и беспокойным, но решительным лицом.
  В центре, вполоборота к зрителю, стоял человек в зелёном, скрестив руки на груди - так он удерживал книгу и свиток. Его взгляд был обращён вдаль и от этого слегка затуманен. Один рукав - слегка испачкан чернилами и песком. "Поэт", - догадалась Рин. "Где-то я уже видела похожую картину, это точно поэт! На другой он держит перо, а на столе лежит флейта..."
  Справа же сидела черноволосая женщина средних лет в мужской одежде, с пяльцами в руках. Рядом с ней была корзиночка шёлковых клубков.
   - Если вложить всю душу в своё творение, оно оживёт. И принесёт счастье создателю... - донёсся откуда-то справа мягкий спокойный голос. - Не хотите ли услышать историю со счастливым концом, юная кири?
  Девушка осторожно повернулась на голос. В пяти шагах, у окна, на стуле сидел Игнациус. Рядом стоял ещё один стул.
   - Историю? Не сказку? - удивлённо спросила она.
   - Именно историю. Присядьте, она достаточно длинна, хоть ещё не закончилась.
   - Как это? - Рин в недоумении подошла и села на свободный стул. - Я не совсем понимаю...
   - Вас ведь заинтересовали три картины: метафора поэта. Художника и музыканта. Это так? - маг улыбнулся.
   - Да, это правда. Это три части одной картины?
   - Вы угадали. Я хочу поведать вам историю той, что её написала.
   - И она ещё не закончилась?
   - Да. Все герои сейчас в добром здравии и счастливы, поверьте. Злодеи же получили справедливое возмездие. А это нечасто происходит, не так ли?
   - Расскажите. - Рин навострила уши и уставилась на мага в полутьме.
   - Извольте. Затем вы узнаете то, что касается уже лично вас.
   - Я готова слушать.
  Маг извлёк из сумки конверт и рукопись, перевязанную тесьмой. На первом листе было написано:
  История Глори из Мерока.
  Глава 5.
  Холодный осенний день. Небо затянуто тучами. Ни одного солнечного луча - городская улица серая, как никогда. Пройдя по ней, можно увидеть городской рынок. Люди кутаются в плащи, стараются до дождя найти необходимое. У одной из стен разместился небольшой стол с вышитыми картинами. Рядом с ним - несколько холстов в простых рамах, прислонённых к стене. А вот и художница - за мольбертом, на шатком табурете. На рукаве куртки виднеется нашивка одного из казначейств. Лицо печальное, как будто отражающее суть погоды - без надежды на солнце.
  По одному из переулков, нагруженные книгами, пробираются двое: поэт, примерно двадцати шести лет, и девочка-подросток. Идут медленно, часто останавливаясь, рассматривают всё вокруг. Поэт что-то говорит своей спутнице, та внимательно слушает и изредка что-то отвечает. Беседа напоминает урок. Давайте прислушаемся: может, узнаем что-то важное для нас.
   - Самая большая опасность для поэта, наряду с гордыней - это творить без сердца, без души, ради нескольких золотых приукрашивать пороки и чернить добродетель. Вам, должно быть, известны образцы подобного творчества.
   - Да, известны. Я поняла вас, дорогой брат, - тяжёлые книги оттягивали девочке руки. Их было всего три, но довольно внушительных. Утешало то, что поэт нёс пять. И в придачу - запас пергамента и чернил. - Вы уже сказали, что поэт должен замечать всё, потому что каждая деталь может стать решающим штрихом, способным передать суть образа. А что можно сказать о человеке, который не находит понимания в семье? Может такой человек творить?
   - Опираясь на знакомые образы - может... Если найдётся хотя бы один человек, которому будет небезразлично творение. Впрочем, вы натолкнули меня на интересную мысль. - Поэт остановился и строго взглянул на девочку. - Как вы думаете, чем отличается гениальность от таланта и талант - от посредственности? Опытом? Навыками? Или все три состояния - врождённы?
   - Признаться, в детстве я думала, что они врождённы, но сейчас понимаю, что ошибалась... - смутившись, сестра умолкла.
   - Вот к какому выводу я прихожу. Обыватель ограничен чужим мнением - родных, друзей, товарищей по цеху и тому подобных. Сотворить что-то новое ему не хватает смелости - а вдруг пострадает его репутация? Не таков талантливый человек. Если у него есть возможность - он проявит свой талант. Но и его могут ограничить законами жанра или стиля. Кроме того, талант может проявляться стихийно - сегодня есть, а завтра пары деталей не можешь связать без усилия... Ах, простите. Я имел в виду, что просто талантливый человек может зависеть от настроения. В одно время он может загореться идеей, а чуть погодя - опустить руки...
   - А что же отличает гениальность от таланта? - напомнила девочка. - Ринглан, вы ведь к этому вели.
   - Да, Синтия. Сейчас мы к этому подойдём. Как я уже сказал, талантливый человек подвержен влиянию настроения. Его может швырять от уверенности к унынию. А непризнание может даже сломить. Гений тем и отличается от таланта, что у него есть смелость в своих произведениях открыть душу. Всё равно, как примут его обыватели - он будет снова и снова стараться донести свою мысль до людей. Полезную критику он примет с благодарностью, а всяческое злословие пропустит мимо ушей. Гений прежде всего честен - перед собой и другими. И поэтому он всегда трудится - будь то музыкант, художник, учёный, маг или поэт. Трудится и вкладывает в работу душу. Только тогда песня воодушевляет, картина - оживает, а заклинание - становится настоящим заклинанием, а не мёртвым набором слов. Хотите увидеть талант? Сейчас увидите. Талант, усердно работая, может стать гением. Но без усилий есть опасность превратиться в посредственность и бездарность. Верьте в свои мечты, ищите путь их воплощения - только тогда вы проживёте жизнь по-настоящему. - Поэт перевёл дух и добавил: - И главное - гений не зависит от мнения ограниченного большинства. Это значит - то доброе, что он посылает миру, переживёт его...
  Пока длился этот монолог, герои вышли к рынку. Людской поток постепенно редел. На город наползала большая грозовая туча.
   - Значит, гений выше толпы... А талант мы сейчас увидим? - Синтия посмотрела на небо. - Погода портится...
   - Думаю, погода нам не помешает. - С высоты своего немалого роста Ринглан уже видео стол, картины и мольберт. - Не отставайте.
   - Стараюсь... - Девочка перехватила книги поудобнее и заспешила вслед.
  Подойдя к мольберту, поэт приветствовал художницу:
   - Доброго дня, сударыня. Надеюсь, мы вам не слишком помешали?
   - Нет, отчего же. - Она отложила кисть и встала, оказавшись на голову ниже Ринглана. - Я видела вас вчера. Вам показались интересными мои картины?
   - О да. Поэтому я пришёл не один. Нужно сказать, что не каждый день можно увидеть такие чудные образы, - он показал на картины, - запечатлёнными. Позвольте представиться - моё имя Ринглан. А это Синтия - она сочиняет песни, в том числе и на мои стихи.
  Девочка поклонилась.
   - Глори. Одна из казначеев, которых так много в этом городе. - Художница с грустью показала нашивку. - Сегодня у меня свободный день. А поскольку дома моих картин видеть не желают, пытаюсь их продать - хоть какую-то пользу принесут...
   - Как же так? - Ринглан ещё раз оглядел картины, замечая, с какой старательностью прорисованы детали. Быть может, не всегда удавались некоторые пропорции, перспектива или свет, зато одежда персонажей поражала красотой орнамента. Лица, в большинстве случаев, были мягкими и добрыми - как бы светились изнутри. Впечатление усиливали глубокие глаза. - Неужели вы не находите поддержки - с таким талантом?
  Глори горько усмехнулась:
   - С талантом? Меня долгие годы убеждали, что я бездарность. Всё это - плод исканий и подражаний. Я хотела поступить в ученицы к художнику, но родители заставили выучиться на казначея. - Она посмотрела на нашивку - теперь уже с отвращением. - Впрочем, как и сестру - и это едва ли не единственное наше сходство.
   - Это всё равно, что делать из музыканта - рыбака или кухарку! - возмущённо встряла Синтия. - Если бы мне удавались такие наряды - хотя бы нарисовать! А уж носить...
   - Уверен, многие знатные особы пожелают носить одежду, сшитую по вашим работам, - продолжил Ринглан, - Спасибо за сравнение, но сдержанность - весьма полезная добродетель. - Это уже относилось к сестре. Та смущённо потупилась. - Вы можете складывать песни - а это немало.
  По всему было видно, что Глори редко слышала искреннюю похвалу. Она несмело спросила:
   - Неужели это возможно?
   - Возможно всё. Главное - верить в свои силы, несмотря на возможные препятствия. И видеть свой счастливый случай, и вовремя... - Сверкнула молния.
   - И вовремя ухватить его за пушистый хвост! - закончила Синтия, вызвав у обоих смех. - Однако надо укрыть картины от дождя. Поможем, братец?
   - Сударыня, вы не откажетесь принять нашу помощь? - Ринглану стало немного неловко, что он не предложил этого раньше. Он протянул руку к мольберту, чтобы помочь снять картину, но другая рука дрогнула ( на ней всё ещё покоились увесистые фолианты), и книги полетели на камни. Глори метнулась вперёд и попыталась поймать их, но в результате один том выскользнул из стопки и взлетел вверх. Едва не столкнувшись с поэтом, она успела подхватить книгу. На кожаном переплёте было вытиснено название: "Мифы, легенды, сказания, судьбы". Улыбнувшись, Глори вернула её Ринглану
   - И кому же тут действительно нужна помощь? - спросила она, чуть склонив голову набок, но не пряча улыбки. Поэт немного покраснел и положил стопку на камни.
   - Простите мою неуклюжесть. С нами иногда такое происходит. - Он всё же снял картину с мольберта, пока не начался ливень. - Где вам будет удобно оставить свои творения, чтобы они были в безопасности?
   - Здесь неподалёку есть постоялый двор, - ответила Глори, собирая вышивки и складывая мольберт. - Я заплачу хозяину, чтобы он подержал их некоторое время у себя. Как я уже сказала, дома моих картин видеть не желают...
  Через четверть часа все трое сидели за столом уютной общей залы на постоялом дворе с несколько хвастливым названием "Перекрёсток судеб". Хозяин, вопреки тревожным ожиданиям, не затребовал много денег за хранение картин. Теперь можно было спокойно поговорить и переждать дождь.
   - И всё-таки: почему же вам не позволяют хранить картины дома? Неужели для них совсем нет места? - Ринглан вертел в пальцах перо, собираясь продолжить путевые заметки, которые достал из сумки.
   - Дело не столько в свободном месте, сколько... - Глори сцепила руки в замок, глядя по сторонам и собираясь с мыслями, - Сколько в том, что родные просто этого во мне не принимают. Их больше прельщало другое. В детстве меня немного обучали музыке, и родители надеялись, что я прославлюсь как придворный музыкант. А заодно и им достанется множество благ и почёта. Но из этой затеи ничего не вышло - то ли я оказалась не очень прилежной ученицей, то ли учителя так учили, что понималась лишь половина...Я хотела рисовать, но мои рисунки ругали и не хотели в них видеть ничего, кроме блажи. Блажью объясняли и мое желание учиться у настоящих художников - не только по картинам, а под их руководством. Поэтому мне велели учиться на казначея - единственно ради куска хлеба...
  Глори немного помолчала, переводя дух. Потом продолжила:
   - Нам с сестрой так и было сказано: сначала попробуйте прокормиться, а уж потом душу ублажайте. Дескать, одним искусством сыт не будешь, соловья баснями не кормят и прочее в таком же духе...
   - Один мыслитель некогда сказал: "Нужно жить или хотя бы стараться жить ради великой цели. Когда живёшь ради куска хлеба - предаёшь и цель, и кусок хлеба" . Вам ещё не было знакомо это изречение? - Поэт перечитал листок, на котором записывал отдельные фразы, чтобы потом восстановить в памяти весь разговор и не слишком его исказить. Затем изучающе посмотрел на руки Глори, которые как будто ослабили судорожную хватку.
   - Да, - задумчиво ответила она, - хотя оно и не было мне знакомо раньше, но вполне отвечает моим мыслям и желаниям. К сожалению, не все это понимают. А что привело сюда вас двоих? Наш город достаточно велик, но вы не слишком похожи на моих земляков.
   - В некотором роде это забавно... Но нас привела сюда легенда. Весьма интересная. Мы надеялись отыскать её следы. Нам не известно точно, в каком городе она возникла, поэтому мы не успели далеко продвинуться в изысканиях.
   - Что же это за легенда? - Глори оживилась и расцепила руки. - Быть может, мне о ней что-то известно?
   - Если это так, вы нам очень поможете. Но даже если нет - мы встретились не напрасно.
   - Однажды вечером, - начала Синтия, - мы искали в библиотеке сюжеты для новых песен...
   - Примерно пару месяцев назад, когда начали желтеть листья. За одним из столов сидел странный человек в серебристом плаще, склонившись над древним манускриптом. Внезапно он обратился ко мне с таким вопросом:
  "Как долго вы ищете то, что вам нужно?"
  Признаться, вопрос привёл меня в лёгкое замешательство. Я ответил:
  "Иногда долго, иногда идея для стиха выхватывается случайно, просто из раскрытой книги, забытой кем-то на столе. Но к чему был этот вопрос?"
  Человек улыбнулся и произнёс:
  "Вопрос мой не был праздным. И он относился не совсем к стихам, хотя поэзия - нужное и важное искусство. Я хочу знать - нашли ли вы то, о чём мечтали? Ответы на мучившие вопросы? Достигли ли поставленной цели?"
  Я был удивлён - иногда я сам задавал себе эти вопросы, и не находил ответа. Поэтому задал встречный вопрос:
  "Быть может, сударь, вы назовётесь? Не хочу показаться неучтивым, но вы задаёте очень странные вопросы для обычного посетителя библиотеки".
  Мой собеседник не выказал обиды, сказав:
  "Пусть они вас не смущают. Вы можете называть меня Игнациусом. А спросил я всё это для того, чтобы понять, нужен ли вам мой рассказ."
  И было в нём что-то такое, что вызывало доверие, поэтому я ответил:
  "Меня преследует ощущение какой-то незаконченности, словно я ещё не принял главного решения в жизни. Я ищу уже много лет, в чём оно заключается. В книгах находятся многие ответы, но этого пока я в них не нашёл".
  "Тогда вы разгадаете мою загадку. Я сам пробовал, но мало продвинулся, хоть искал во множестве городов. Где-то я услышал, что есть на свете совершенно особенная книжная лавка. Совсем крохотная. В дальнем углу, в небольшом шкафчике стоят самые разные, но в основном пыльные и потрёпанные на вид книги. Однажды практически каждый может найти там книгу, что ему нужна - порой даже не зная, что выбирает Ту самую книгу. Торговец, почтенный старичок, принимает плату и человек уходит, вот только порой жизнь покупателя изменяется идеями, пришедшими с испещрённых знаками страниц. Торговцы в этой лавке - своеобразная династия, место переходит от отца к сыну, причём живут они очень долго - сын успевает состариться. Но не в этом главная тайна. Дело в том, что основатель династии заключил неведомый договор с неизвестной стороной. Он и его потомки держат в чистое лавчонку, следят за порядком и получают деньги от покупателей, оставляя их по тому самому неведомому договору себе. Они никогда не интересуются, какую книгу взял покупатель, хотя и всегда знают её цену. А ещё они никогда и ни у кого не покупали книг для своей лавки - шкафчик и так непонятным образом никогда не бывает пуст".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"