Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Народ и чиновники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Народу необязательно любить чиновников, но важно осознавать, что они только служащие, а никакие не "ачальники", которых все боятся!

   ...Эта статья написана более десяти лет тому назад, но сегодня кажется наступает время, когда чиновники наконец начинают понимать, что они не "начальники", а служащие. Во всяком случае появляется надежда, что по окончанию СВО, многое может измениться в России, в том числе и отношения между народом и чиновниками!
  Хотя переломить эту черту социальной организации русского общества очень трудно, потому что это следствие давних традиций, заложенных в России ещё во времена крепостного права!
  
  
  Почему в России не любят чиновников?!
  
  
  ...Утром мыл посуду после завтрака - а это для меня как медитация, и вдруг подумал, что чиновников не любят на Руси потому что боятся, а бояться потому что чиновники, ещё со времён царя Гороха, как были важными начальниками так ими и остались!
  Конечно, бюрократия - везде бюрократия, но в Англии, в отличие от России, бюрократию не равняют с правительством и потому, относятся к ней равнодушно - у каждого свои проблемы, хотя эти проблемы ничуть не меньше, чем где бы то ни было, в том числе и в России.
  Однако здесь, мало кто винит правительство в своих неудачах, потому что у каждого своё дело и отвечают тут за свой бизнес, который мало в чём зависит от решений правительства!
  Иначе говоря, бюрократия есть и здесь, но по масштабам негативных последствий, по организованности работы этой "власти столоначальников", английские чиновники заметно отличаются от российских в лучшую сторону.
  Это объясняется и высоким уровнем общего законопослушания, и доверием административным органам, которые в большой мере зависят от населения.
  
  Приведу маленький пример - смену английского паспорта можно осуществить через почту, где выдают анкеты. Тут же, за небольшие деньги служащий проверяет правильность заполнения и уже проверенный документ, по почте, отправляете в паспортный отдел.
  Через небольшое время по почте, подчёркиваю - по почте(!), приходит ваш новый паспорт!
  Когда я узнал об этом, то сильно запереживал - боялся, что злоумышленники его могут умыкнуть, но оказывается этого здесь никто не боится и все привыкли к подобному, как к административной рутине - на почте не крадут ни посылок, ни денег, ни документов из конвертов.
  Со временем я начал понимать, что в Англии, к чиновному люду относятся иначе может потому, что законы стоят впереди интересов и настроений чиновников, а в России наоборот - какими бы хорошими не были законы, все зависит от того, как чиновник их исполняет. Невольно вспоминается народная поговорка: "Закон - что дышло - куда повернул, туда и вышло!"
  
  Недавно ездил в Россию, оформлял в Питере двойное гражданство - Дума такой закон придумала, чтобы оградить тех же чиновников от соблазна, работая в России мечтать о жизни в Германии, Англии или, на худой конец в Америке, но мы то - простые люди тут при чём?!
  - А так, за компанию! - лениво отвечают нам законодатели, давая понять, что нас тут никто не спрашивает!
  Пришёл в бывший ОВИР - а там толпа нервная и сердитая, пишут друг друга в списки на очередь к "окошечку", на оформление заграничных паспортов.
  Но кто -то из самых ушлых, старый список отодрал от стола, выбросил и начал новый, естественно со своей фамилией во главе - поднялся шум.
  ОТут же увидел грустную сцену - одна женщина, жена неловкого и стеснительного мужа, чуть не съела его за отсутствие нахрапистости и наглости, которая сегодня в России называется смелостью и оборотистостью. А он, муж, тихо оправдывался и думал - если здесь жена на него так ругается, то что будет дома !?
  Протиснулся и я к узкой щели, в которую, после долгого ожидания чиновница подали бланк анкеты.
  Кругом толчея, народ клубится и всего один стол стоит перед дверьми, а рядом со столом один стул, на котором уже сидит человек и тоже заполняет что-то, а стоя я как-то не привык писать да ещё документ, в котором ошибиться нельзя.
  Тот, кто сидит, пытается казённой ручкой что-то написать, а не выходит - чернила кончились. Дал я ему свою ручку и пожалел - он написал свой документ, а мне ручку не вернул - вот такая расплата за благодеяние!
  И вспомнилось мне, как в Лондоне, в одном присутственном месте, чиновница на колени предо мной встала, когда у меня спина болела и я не мог стоять прямо - так ей удобнее было дать мне на подпись бумагу и объяснить где и что?!
  Вспомнил и закручинился - в России, представить себе чиновника стоящего на коленях перед клиентом, ну очень трудно - они прячутся за стенками, изредка поглядывают в маленькое окошко или в щель, как там клиенты за сохранение "живой очереди" бьются!
  Тут становится понятной "местная" нелюбовь к чиновникам и тем более понятно, каким образом нелюбовь к чиновничеству переходит в нелюбовь к своему правительству и парламенту.
  
  На мой взгляд, такая нелюбовь зародилась давно, ещё в недрах русского православия, которое может служить образцом тоталитарного общества.
  Батюшка, в церкви которую он возглавляет - царь и бог одновременно, хотя по всем православным канонам, он служитель, через которого мы, верующие, общаемся с Богом.
  Но так должно быть, а в реальной жизни и в живой церкви, Иисус Христос остаётся где-то в стороне, и зависит от толкования чиновников в рясе, Его роли в нашей жизни.
  Бывая в русских приходах обратил внимание - прихожане кланяются священникам, преклоняются перед епископами и архиепископами, а митрополиты уже почти как живые святые и их боятся.
  Может быть поэтому в православии так много святых, которым и молятся, и которые в глазах простых прихожан встают не место Христа, или ему вровень.
  А ведь это - своеобразное идолопоклонство, о котором сам Спаситель предупреждал своих учеников!
  Так сложилось, что уже давно, ещё в крепостные времена, из всего христианского канона как-то особо выделились слова Апостола Павла: "Всякая власть от Бога!", и мне кажется, что это могло послужить базой для самодержавия и даже для крепостного права.
  Ведь русская государственность возникла в тогдашней киевской Руси вместе с принятием христианства князем Владимиром, и русская государственность развивалась вместе с русским православием.
  В нынешней традиционной российской боязни начальства, проглядывают именно "крепостнические" традиции, когда крестьян секли, и когда перед барином надо было, даже на морозе, снимать шапку и кланяться!
  
  И я задумался - как можно поменять эту ситуацию?!
  Прежде всего, надо с молодых ногтей внушать людям, что чиновники - это служащие на жалованье и потому, они никакие не начальники над нашей свободой слова и воли, а всего лишь слуги народа!
  А служащим надо внушать и воспитывать их в уважении к "клиенту", который всегда прав и потому, даже если тебя обижает его придирчивость, надо улыбаться и извиняться - ведь это должно составлять часть чиновных обязанностей и уровней ответственности!
  Когда к такому положению вещей мы все привыкнем, тогда и отношение к чиновному люду и к власти изменится.
  
  Уже давно надо понять, что мы, простые граждане, не зависим от чиновника, а зависим прежде всего от закона.
  Чиновники же, и правительство в том числе, тоже должны осознать, что они зависят от требований закона, а не вести себя так, как начальники над законом, тем самым начальствуя и над людьми!
  В русской церкви, тоже надо сделать так, чтобы Иисус Христос был всегда впереди и на первом месте в вере, а священники - это только слуги Христа, но так же и слуги верующего народа, который составляет метафизическое тело Христово!
  Когда это произойдёт, тогда и в церкви все будут равны перед Богом, Иисусом Христом и Духом святым, что митрополит, что простой верующий!
  И может быть, глядя на такие церковные отношения, переменятся и отношения к чиновникам в обществе!
  Но наряду с соблюдением прав и равенства перед Богом и законом, у российских граждан надо со школьной скамьи воспитывать чувство ответственности за свою работу, за труд, которым занимается тот или иной человек.
  И это воспитание должно быть, как акт религиозной веры, когда любой труд воспринимается обществом и его членами, как своеобразная молитва!
  Тогда и возникнет равенство духовное, а не по чину - в этом плане ответственная и прилежная работа уборщика улиц, вполне сравнима с ответственной работой важного чиновника или законодателя - ведь перед Богом, мы, верующие, все равны!
  
  
  
   Конец мая 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"