Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Культурный код современной России. Окончание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня россияксая культура находится под сильным влиянием западной масс культуры и не замечать этого нельзя!

   ... Надо с грустью согласиться ещё с одним фактом: сегодня Западная Европа и Америка, по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией.
   Неоднородность же, или разделение на классы, слои и прослойки делает и народ, и государство опасно нежизнеспособным.
   Поэтому, какими бы мы не были "прогрессистами", но если желаем добра своему народу, то всем придется делать усилия по устранению разделения не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
   Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран "развитых", нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.
   Я полагаю, что ближайшей целью для России, должно быть бесплатное всеобщее среднее образование, а потом и высшее, может быть даже объединив эти цели в одну большую...
   Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование, существовавшее уже в Советском Союзе. Мало того, студентам платили небольшую стипендию, которая помогала им жить и учиться
   Другой вопрос как это организовать, сегодня, в реальной жизни? Однако зная цели и задачи поставленные перед страной, мы, рано или поздно, работая над устранением проблем, добьёмся своего!
  
  Возвращаясь к проблемам языка, необходимо говорить ещё об одной проблеме - в русском православии, как сто и двести лет назад, идет яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы - на современном русском или на старославянском?
   Для меня, однозначным решением является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей.
  Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему, большинства верующих.
   Для многих "охранителей", вопрос языка служб - вопрос "эстетический", вопрос сохранения неких "элитных" старых форм служения в церкви, доступных только "избранным".
   Но сегодня речь, как мне кажется, должна идти даже не о сохранении старо-славянского как языка служб, но о сохранении русского православия как такового.
   А перевод служб на современный русский, поможет отойти от догматизма, поможет уяснению, без лицемерия и фарисейства, всей трагической глубины христианства, для большинства верующих.
   По недавним опросам общественного мнения, при признания православия большинством россиян своей верой, только около пяти процентов верующих можно считать воцерквлёнными, и только около двух процентом могут внятно рассказать и объяснить свою веру.
   Во многом, такой разрыв между мнением и знанием, обусловлен пережитками старого, происходит от той темноты а не света, который идёт не только от непонятных служб, но и от невнятных объяснений своей веры батюшками - священниками...
   Мало того, что мы теряем верующих из года в год, но главное, что мы теряем дух Христов, дух любви, который должен исходить от церкви, от клира и архиереев, но и от самих верующих.
   Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы ведь сами виноваты в том, что от веры и из церкви люди уходят. И он объяснял это тем, что мы сами то, становимся мало похожи на добрых и любящих последователей кроткого Христа, который жизнь свою отдал за наше спасение.
   Если мы, в большинстве своём, не способны и не хотим помочь даже ближнему, то как же мы будем уверять себя и других в том, что мы последователи Христа Спасителя - ведь он же, взволнованно говорил: "возлюби врага своего" и "если ударили по левой щеке - подставь правую..."
   А что делаем мы?!
  
   Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, - мы не можем усвоить такие непривычные для нас понятия, если в большинстве своём Библию не читаем и не понимаем, а на службах половина из нас не знает почему и зачем говорят те или иные слова, да ещё на неродном языке, да ещё часто скороговоркой...
   Часто, законсервированное, традиционное старое, мешает расти новому, близкому и понятному - прежде всего нашему пониманию и осознанной, самоотверженной любви к Идеалам Христовым!
   Интересно, что когда мы в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий, то мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий.
   Но почему же мы свою русскую службу произносим на старославянском? Зачем мы отталкиваем своих соотечественников, от подлинного окормления их душ, от сознательной веры в Заветы Христа?
   Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил и высокий пример веры, чтобы были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова, мы могли бы зажигаться пламенем их веры и следовать за ними, поколение за поколением...
  
   ... Недавно, я прочитал в "Санди таймс" очерк о колониях Меннонитов, те есть христиан - протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.
   Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет: они питаются продуктами выращенными только своими руками, отказываются от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества!
   Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами!
   Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений.
   Управляется каждая колония "Советом министров", в количестве пяти человек.
   Нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко - они в большинстве гостеприимны и добродушны.
   Описываемая колония, пятьдесят лет назад, ушла из Соединённых Штатов, где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему.
   Пятьдесят лет назад их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости.
   На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллиона человек.
   Вся эта история, напомнила мне историю русских духоборов, которым ещё Лев Толстой помог переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору, вполне достойно и даже по-русски!
  
   ... Эту историю, я пересказал, вспоминая возражения, сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру "отстанет" от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе.
   Пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой.
   К сожалению, сегодня, со многими странами затронутыми Западной культурно - атеистической экспансией, возможно как раз обратное, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты, да и в России тоже.
   Есть и другая опасность, другой соблазн.
   Мы, на словах, можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре.
   Читая, православные сайты, я и у батюшек, особенно у молодых, часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки.
  И в этом нет ничего необычного, если бы эти "деятели", на другой странице, не призывали бы к сохранению старого порядка или даже к "обратному ходу". Получается так, что "говорю одно, а делаю другое".
   А церковные службы на мало понятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать, к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
   В одной половинке жизни, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся, чаще потому что это считается правильным и хорошим.
  А в другой, большей половине нашей жизни, начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы, и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это "фарисейство" и проявления лжеверы.
   Именно таким "верующим" надо понять, что "вера без дел - мертва" и к несчастью, в России сегодня как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью.
  Часто бывает так, что человек, исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви тут же "переключается" на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными...
  
   Сегодня денежный вопрос вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь. Часто иерархи, берут "пожертвования", от людей очевидно неверующих и живущих не по вере, и такие подношения церкви от богачей, часто превращается в своеобразную "индульгенцию".
  Так ли важно, в этом случае, что эти "неправедные", а иногда откровенно бандитские деньги, используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей?
   Ведь церковь - это дом Христов, а община - это тело христово, и как же мы можем брать деньги от нарушителей христовых заветов?
   Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества, возникла как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций.
  А ведь деньги собранные таким неправедным образом, шли, в том числе, и на завершение строительства великого Собора Святого Петра, в Риме.
   Получается так, что по неведению или по слабости, мы берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое.
   Я уже говорил где - то, пытаясь угадать будущее - вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследи и слепо, по обезьяньи копируя, не только западную экономику, но и социальные системы управления, культуру и искусство, а потом и язык.
  В этом случае может получиться так, что мы можем двинуться, а мне кажется уже движемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны.
   Другой пример обезьянничанья русских "реформаторов" - лет двадцать назад в России, была введена смена часов каждые полгода, как это делают страны Запада. Но тут, это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает.
   И вместе с тем, английские города и особенно Лондон, всегда по ночам сверкают огнями и на улицах светло как днём. Меня, такая щедрость всегда приятно поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасней - то есть, экономя в одном случае, англичане не жалеют средств для нормальной жизни людей!
   С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе: - "Экономика должна быть экономной", и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы...
   Сегодня, несмотря на копирование Запада в одном, в другом все осталось на старом месте - то есть темнота в городах и посёлках была и есть, несмотря на "сэкономленные" киловатты электричества...
   Я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то интересами одного, не статистического, но живого человека.
   Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан, делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, но ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь по расписанию. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию, где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут в Лондон, туда, куда им надо или туда, куда они хотят!
   На такие бытовые удобства направлена и вся материальная английская культура. Никто в Лондоне, не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый, и исторический, если это неудобно для тех жителей или владельцев предприятий, которые "прописаны" в этом районе и живут здесь сегодня.
   Другое дело, что старое умело вписывается в новое, высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
   Очень много мест в Лондоне, где старое, сохраненное ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво, с новым, а иногда и с суперновым. В этом привлекательность английских городов для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников.
   Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры.
  И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора профессионала, решит построить офис - высотку или небоскрёб.
   Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут районообразующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты рынки, магазины и магазинчики.
   А вокруг разместятся множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов, но и кормить в обеденное время множество клерков, которые будут работать в этой высотке...
  
   Мне хотелось бы добавить по поводу русских "охранителей", что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск.
   На мой взгляд, эти убогие "экономные" многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников, отделённые этой нелепой многоэтажной "тюрьмой" от воздуха, от природы, от деревьев и зелёной травки.
  В эту тюрьму, люди вынуждены вселяться, потому что проектировщикам и хозяевам фирм-застройщиков кажется, что на Западе так живут.
   Но ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить - здесь нет! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а роскошных, с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев.
   Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на огромных зелёных пространствах и с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
   Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки - "рабочие общаги" строят для бедных, но ведь помимо бедности, человеческое-то достоинство люди имеют!
   Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью: копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек...
  
   ... Ещё один замечательный момент, на мой взгляд, который надо бы перенять русской культуре, у английской культуры. Множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество ещё разных "учреждений" культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты!
   В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения и это зарабатываниее денег на культуре, конечно, не только расшатывает культуру национальную, русскую, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми, и вносит в общество элемент кулацкого "жлобства", стяжательства и алчности..!
   И последняя иллюстрация. В русских новостях, я смотрел сюжет о приамурском посёлке, в котором года полтора назад, развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка привозя её в автоцистернах...
   Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но он находиться в Сибири, где чистой воды, в реках и озёрах сохранилось с избытком.
   Глядя на эту картинку, я с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и между людьми, просматривается воспитание, и культура общения в том числе.
  И вот такой бизнес на нуждах человеческих, порожден жлобством и стяжанием, которыми постепенно подменяются национальные качества характера русских людей, таких как щедрость и гостеприимство, сочувствие чужому горю, желание помочь тем, кто находится в нужде.
   Это толко кажется, что одно с другим слабо связано, но у меня, за эти годы накопилось множество примеров, когда русские, якобы, копируя Запад, впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт невзгодами, социальными и культурными катастрофами.
  
   И только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура в соревновании с "пришлой", будет выходить победителем; тогда и русским людям, будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена, считалось русской национальной особенностью.
  Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы, очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством, бескорыстием и открытостью русского человека.
   Тогда, иностранцев доставали "бдительные" советские чиновники - это так, но сегодня, если не все, то многие, хотят на них заработать и чем беззастенчивее, бессовестно больше, тем интереснее. Вот такие перемены в народно характере отвратительны и не только мне!
   Остается добавить, что если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то от этого будет лучше нам самим.
   И конечно, сегодняшние попытки чиновников делать культуру напоказ, культуру за деньги - это "ширпотреб" и не сохранение, а разрушение того культурного богатства, которое ещё осталось в России.
   Но главное, надо стараться делать так, чтобы культура стала делом народа и духом народа, чтобы наши дети и внуки гордились культурой родины, а не стремились заменить всё это русское богатство, однообразием и пошлостью западной масс-культуры, культуры напоказ, на продажу...
  
  
  
  
   Апрель. 2008 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"