Аннотация: Православная вера и её влияние на формирование русского национального характера.
Соответствие русской веры национальному характеру...
Э П И Г Р А Ф:
Ф. М. Достоевский, "Бесы". Пересказ Шатовым речей Николая Ставрогина:
"Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, то есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжении всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все - таки здоровее римского католичества. Если великий народ не верует, что в нём одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенной ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ..."
...Достоевский верил, что у каждого великого народа свой, особенный Бог, который соответствует характеру и сущности той или иной нации, того или иного государства...
И в этом, заключена глубокая истина!
Хотелось бы однако добавить, что и определённому историческому времени соответствует свой, особенный Бог, своя народная вера...
Попробуем показать истоки этой уверенности, на примере русского Бога...
Как и когда окрестился русский народ в новую, христианскую веру?
Об этом рассказывают нам простодушные летописи тех времён. Например "Повесть временных лет":
"Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный или нищий, или раб - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царициными и Корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там один до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил стеная: "Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками: не буду уже царствовать более в этих странах". Люди же крестившись разошлись по домам..."
... Сам князь Владимир, крестился в Корсуни, в год 988 и вместе с ним часть его дружины тоже покрестилась. Материальной же причиной крещения, помимо того, что вера христианская понравилась Владимиру, во время испытания всех других вер, была женитьба на сестре Кесаря, который не хотел отдавать её за нехристя...
Летопись сообщает также лирическую подробность:
"По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего".
Услышав это, Владимир сказал:
"Если вправду исполниться это, то поистине велик бог христианский.
И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царициными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога: "Теперь узнал я истинного бога"!
... А перед крещением народа в Киеве, князь Владимир, погубивший в молодости брата своего Ярополка и имевший несколько жён и по триста наложниц в нескольких городах, издал указ, расправиться с прежними богами. Об этом летопись "Повесть временных лет" рассказывает так:
"И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву извозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, господи и чудны дела твои!" Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они ещё святого крещения..."
...Если со вниманием читать летописи и исторические документы, то можно сделать интересные выводы о характере русского народа...
Из этих летописей можно сделать например заключение, что революционность, предание забвению и поруганию прежних Богов в крови у русского человека. Может быть этим объясняется революционность, а равно и контрреволюционность современных русских людей.
Вспомните хотя бы недавний эпизод в истории СССР, когда в газетах и журналах под статьями коммунистического содержания было модно подписываться: "Член КПСС с такого то года". Где сегодня эти авторы? Может быть в рядах правящей партии "Единая Россия" шельмующих коммунистов - большевиков и Советский Союз?
... Христианство, однако, смешавшись с язычеством стало почвой для множества предательств и жестокостей, мало чем отличавших "новых христиан" от дремучих язычников...
Вся история Древней Руси, показывает нам ряд отвратительных примеров предательства и нарушения крестоцелования. Однако и оправдание этому есть - "Ибо слаб человек!".
Но хорошо уже то, что был пример Христовой жизни и жизней святых подвижников.
И на крещённой Руси, во все времена, язычество продолжало бороться с христианством. Да и в самом князе Владимире эта борьба продолжалась до смерти: "Когда Ярослав (сын Владимира) был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты" ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся. Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море привёл варягов, так как боялся отца своего; но бог не дал дьяволу радости".
Так и умер Владимир не осуществив своего намерения.
"Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нём - бояре как по заступнике страны, бедные же как о своём заступнике и кормителе".
И говорили о нём:
"То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же... Если и обращался он прежде к скверной страсти, однако после усердствовал в покаянии, по слову апостола: "Где умножился грех, там преизобилует благодать". Удивлению достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её".
Дальше, летопись повествует об убиение одного сына Владимира, другим:
"Между тем Святополк, (другой, старший сын Владимира, севший в Киеве на престол) исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису (тот возвращался после войны с печенегами с отцовской дружиной в Киев): "Хочу с тобой любовь иметь и придам тебе ещё к полученному от отца владению".
А сам призвав верных людей: "... сказал им: " Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса""
А Борис: "... увидев, что пришли посланные убить его, начал петь псалмы: "Обступили меня тельцы тучные... Скопище злых обступили меня". А затем закончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ владыки: "Господи, Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдания за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, господи, это во грех! И, помолившись богу, возлёг на постель свою. И вот напали на него как звери дикие из-за шатра, и просунули в него копья, и пронзили Бориса..."
Но когда убийцы привезли тело к свирепому и коварному Святополку, выяснилось, что брат: "... ещё дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда же пришли и увидели, что он ещё жив, то один из них извлёк меч и пронзил его в сердце".
Вот такие грустные и трагические истории случались в древней, уже крещённой Руси не один раз и в конце концов, разделили алчные князья русскую землю на враждующие уделы и пришли монголы и завоевали Русь и собирали дань с русских людей почти триста лет...
... И всё - таки, именно христианство помогло выжить русской государственности и по прошествии трёхсот лет татарского ига, Россия вышла из него обновлённой и окрепшей. Ведь ничто так не толкает к христовой вере как пережитые страдания...
... Однако, языческие зверства сохранились как в народе, так и у его "руководителей" князей, а потом и царей Московских. Вспомним хотя бы Ивана Грозного, который огнём и мечом уничтожал инакомыслие и "демократию", и в конце концов в этом преуспел. Но и укрепил своё царство.
А ведь Иван Грозный искренне считал себя истинным православным христианином. Правда свои зверства он оправдывал перед самим собой цитатами из Евангелия о том, что "тело бренно, а дух вечен", и "не бойся тело убивающего, но бойся душу губящего..."
Невольно хочется процитировать реплику одного из католических главарей Альбигойской инквизиции, тоже в Средние века, на Юге Франции, сказанных по поводу, возможной невиновности некоторых:
"Мы сожжём всех подозреваемых, а на страшном суде бог разберётся и рассудит, кто был прав, а кто виноват".
Наверное по такому же принципу действовал и Иван Грозный...
Русские люди, в конце концов, смирились и с крепостническим рабством и тяжелейшими условиями жизни и надеялись, что уж после смерти можно будет пожить хорошо...
В этой вере непонятная покорность русского народа, своим тираническим властям, но в этом и корни, зверских, кровавых бунтов, которые в России принимали иногда жесточайшие формы разгула страстей и эгоизмов...
Ещё с тех давних пор самосознание русского человека раздваивалось на две половинки: Официальную, "дневную" веру, и неофициальную, "ночную", где зрели кровавые планы мщения, нарушителям Иисусовых заповедей.
И это тоже было христианство с языческой "подкладкой".
... Пётр Первый, побывав в Западной Европе, в странах протестантских, решил силой перевести русское православие из состояния народного, христиански - языческого в состояние христианско-государственного, индивидуального...
Это ему не удалось до конца. Христианство стало государственным, но индивидуальной верой не стало, как это сложилось в протестантских государствах Западной Европы...
К тому же, Пётр Первый только укрепил рабское крепостническое состояние русского крестьянства, чем естественно сделал невозможным отделение язычества от Христовой веры.
В этом, Россия повторила одну из отвратительных черт исторического движения в других христианских странах, в которых, так или иначе, в той или другой форме, рабство просуществовало до половины девятнадцатого века.
Однако было в Западной Европе и приближение к идеалам христианской жизни, проявившееся в осознании божественной природы человека и тем самым прав его личности...
Отставание России в положительном историческом процессе, особенно наглядно сказывается в отдельности её народной, по сути языческой культуры от христианской веры.
Достаточно сказать о народных верованиях в ведьм, домовых, леших, в заговоры и т. д. и т. д...
Сегодня, это трансформировалось в веру в сайентизм, в наукообразные формулы личной, эгоистической силы и преуспеяния, оформленной в наукообразные, с оттенками магии и мистики термины и мантры.
Мы все знаем такие слова как астрал, космические энергии, левитация, магнетизм, с помощью которых, восторженные профаны пытаются подменить христианство мистическим туманом, в основе которого лежит откровенный эгоизм...
На Западе, включая сюда и США, постепенно, благодаря Реформации и Просвещению, религиозные христианские принципы растворились в народной культуре и потому, способствовали экономическому и культурному процветанию и научному прогрессу.
В России же, культура давно разделилась на культуру господ и культуру народную, которые противостояли одна другой.
Об этом смело и парадоксально писал в своей книге, "Что такое искусство" Лев Николаевич Толстой, всегда стоявший на стороне народа, против спесивого русского барства.
Были времена, когда господа говорили на другом языке, чем народ, и это только усугубило разделение в Российской Империи на господ и холопов...
Великая Революция семнадцатого года состоящая, из двух последовательных этапов: буржуазной и социалистической, попыталась ускорить ход истории, процесс развития христианской идеи в России, и сделал это парадоксальным образом.
Она отделила церковь от государства, объявила своих последователей атеистами и попробовала выстроить христианский рай свободы, равенства и братства, уже на земле, уже при жизни пореволюционного поколения, но без Бога.
Возможно, революционеры постарались бы революционизировать русское православие тоже, но классовый радикализм помешал новому правительству договориться с церковью (а точнее церкви примириться с новой властью добровольно) миром и потому, начались гонения на официальное русское православие, закончившееся компромиссом: - Русская Православная церковь обязалась не выступать против новой власти, а правительство постепенно оставило её в покое.
Во время Великой Отечественной Войны, во времена страшной угрозы уничтожения не только СССР, но и русского народа вообще, церковь была на стороне народной власти Вспомните параноидальные антиславянские настроения Гитлера и его приспешников и угрозу уничтожить половину русских, а другую половину сделать рабами!
В эти страшные для страны времена, церковь окончательно примирилась с Советским государством и Сталин, начал заботиться о её возрождении.
Уже после войны количество приходов увеличилось во много раз и достигло двух третей дореволюционной цифры!
Я живой тому свидетель - меня крестили в церкви, я помню, как мы ходили в церковь, и помню страшную аллею из нищих и инвалидов, растянувшуюся от входа до самого церковного крыльца.
Христианская вера помогала людям преодолевать физические и душевные увечья, а Русская Православная Церковь и в Великой Победе над врагом сыграла значительную роль, и после войны поддерживала в людских сердцах надежду на лучшее будущее...
Потом пришёл Хрущёв, ставленник бюрократии - церкви вновь начали закрывать, а хождение в церковь запрещать.
Новый всплеск атеизма привёл к постепенной морально - нравственной деградации большинства неверующих людей, да и верующие пошатнулись в своих принципах...
Настала пора безвременья, которая окончилась крахом СССР и КПСС.
Контрреволюция свершилась и РПЦ вновь стала свободной.
Однако упадок совести и несоблюдение принципов Христовой жизни достигло к тому времени таких масштабов, что люди стали тащить и грабить всё что "плохо лежит". А в стране, в это время много чего "лежало плохо".
Потому, на обломках советского строя вдруг возник монстр бандитского капитализма. Многие жулики и даже бандиты, запятнанные разворовыванием государственного имущества и ограблением народа, стали ходить в церковь, проклинать большевиков и считать себя "шибко" православными, на манер некогда царствовавшего Ивана Грозного...
Теперь можете представить себе в какого Бога веруют сегодня многие люди в России и как они поклоняются Иисусу Христу.
Мне рассказывали, что во многих церквях в России и в самой Москве, бандиты и их подручные молились отдельно от простых прихожан, и они же, жертвовали церкви большие деньги из тех награбленных, которые они прямо или косвенно отняли у большинства обнищавших граждан.
Такие же бандиты, через нестойких людей в клире, воспользовались данными церкви преференциями и успешно стали ввозить и торговать водкой и алкоголем...
Но вот прошло время и руководство Московской патриархией, от имени подлинно верующих христиан, стало всё смелее выступать против нарушителей Христовых заповедей, против явных и тайных фарисеев; начали более активно выступать на стороне простых людей и это безусловно содействовало восстановлению чистого образа русской православной церкви, прошедшей, за время после революции, через драматические испытания несвободой и гонениями.
На днях, патриарх Алексий Второй, выступал от имени русского православия в Страсбурге, перед Парламентской Ассамблеей Европы, где говорил об ослаблении нравственных скреп в современных государствах, о необходимости сочувствия и заботы о бедных и униженных, о невозможности выдавать грехи человеческие за пример для подражания, чему невольно способствуют идеи, пропагандируемые некоторыми защитниками "прав" человека...
Вся история русского православия, показывает нам взаимозависимость Мира Божьего и Мира Кесарева. И внимательный анализ подтверждает нам слова Достоевского о том, что каждый народ имеет свою, особенную веру чем и живёт, чем и подпитываются его душевные, духовные и материальные силы...
И я хочу, в качестве эпилога, к этой статье о вере и социальных системах управления соответствующих каждому народному характеру и уровню развития общественного самосознания, привести ещё одну цитату из книги Достоевского - "Бесы", и тоже из сцены ночного разговора Шатова с Ставрогиным:
"... ни один народ ещё не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силою иною, повелевающей и господствующей, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутомимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицание смерти. Дух жизни, как говорит писание, "реки воды живой", иссякновением которых так угрожает апокалипсис...
Начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как утверждают они же. "Искание бога" - как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искания бога, бога своего. Непременно собственного, и вера в него как единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтобы у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей. Когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было ещё народа без религии, то есть без понятия о добре и зле. У всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и своё собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о добре и зле, тогда вымирают народы, и тогда самоё различие между злом и добром начинает стираться и исчезать".
... Резюмируя, хочу повторить, что вера того или иного народа зависела и зависит от его истории, которая формирует народный характер на протяжении веков и, тем самым, формирует его веру...
... В не меньшей зависимости от этого, находятся общественные организации, нравственный и культурный уровень, преобладание той или иной религиозной конфессии в тех или иных странах Запада и Востока. Иначе говоря, народный характер, зависит от социальной системы управления той или иной страной и религиозных форм, сложившихся в государстве.
А точнее выражаясь - социальная система власти, всегда производное от уровня развития культуры, экономики и религиозной веры конкретного народа или народных сообществ. Насильно установить, экспортировать новую систему правления никогда не удаётся...
Об этом мы и порассуждаем во второй части этой статьи...
Развитие мировой экономики и трансформация социальных систем...
...Сегодня, становится очевидным наличие причинно-следственных связей между уровнем веры, её качеством и количеством, развитием и единством культуры в том или ином народе и государстве, этапами экономического развития и формой социальных систем, руководящих этими странами.
Несправедливость и забвение христианских принципов жизни общества той или иной страны, рано или поздно приводят к Революции!
Если сравнивать эти социальные катастрофические ломки, происходящие время от времени в разных уголках земли, с процессами природными, то революция напоминает бурю, шторм, ураган!
А причины этих природных катаклизмов, лежат в разнице давлений в атмосфере. Природа, всегда требует уравнения неустойчивости в атмосфере, и воздушные массы, с бешенной силой устремляются из районов с высоким давлением, в районы с низким...
Только в человеческих обществах, толчком, причиной Революции было возрастание уровня несправедливости и страданий большинства, забвение или лицемерное отношение к религиозным чаяниям, к Христовым заповедям.
И главным нарушением этого, тоже природного, социального баланса, было отрицание, правящим меньшинством, принципов равенства, братства и свободы перед Богом- которые провозгласил Иисус Христос две тысячи лет назад в Нагорной Проповеди!
За что и был пытаем, а потом распят фарисеями на кресте...
В буре Революции, освобождаются силы и творческий порыв народов и в короткий срок, страны победившей Революции добиваются невиданных успехов и в культуре, и в экономике...
Нечто подобное мы видим во всех Революциях: будь то Английская - семнадцатого века, Французская - восемнадцатого, или Русская, произошедшая в начале двадцатого века...
И Русская революция, потянула за собой целый ряд Революций, в малоразвитых странах Азии и Латинской Америки...
Анализируя успехи социалистического хозяйствования в Китае и в период строительства первых пятилеток в СССР, можно сделать вывод, что социализм - власть рабочих и крестьян, то есть большинства, - приводят к переходу слабых, аграрных стран, на уровень стран индустриальных.
Благодаря концентрации власти в моно партии, которая представляет интересы бедного большинства, сегодня, это может быть единственная возможность для отсталых стран Африки и Латинской Америки достигнуть определённых высот в развитии экономики и культуры.
Капитализм, к сожалению, слишком занят проблемами собственного благосостояния - выживания, чтобы чем-нибудь помочь, безнадежно отсталым странам.
Следующий рубеж - индустриальный уровень, - требует смены социальных ориентиров, когда система управление приобретает черты государственного капитализма, и когда расслоение общества и успехи сферы обслуживания и науки, приводят на смену старым традиционным классам новые, и вместе, возникают новые общественные связи и отношения.
Но эта смена должна проходить постепенно!
Подменять государственную бюрократию на личное, индивидуальное предпринимательство, с сохранением государственного, социалистического контроля - вот, тот непростой путь реформирования непродуктивных государств, который обходится малыми потерями и не вызывает разрушения социальных связей революциями и контрреволюциями, чреватые разрушением государства и закона.
Здесь, необходимо, прежде всего перестраивание общественного сознания, которое может продолжатся несколько поколений.
В этом смысле показателен пример социалистического Китая, который учтя ошибки и перекосы происшедшие в Советском Союзе, сохраняя высокие темпы экономического развития, постепенно вводит в обиход энергию частного предпринимательства.
В послереволюционном СССР, после краха политики военного коммунизма, был такой период, когда переход на смешанное, Нэповское хозяйствование, помог оживить энтузиазм предпринимателей, заинтересовав каждого члена "социалистического" переходного общества лично, и вместе с тем сохраняя контроль над промышленностью и культурой в государственных руках.
Вспоминается и послевоенная, описанная в мемуарах дискуссия по поводу "нового НЭПа", между Сталиным и Молотовым.
Сталин тогда оправдывал ортодоксальные, большевистские приёмы распределения доходов от стремительно возрастающей экономики тем, что если деньги пойдут на зарплату конкретным людям, то "они всё равно их пропьют и проедят", а если эти доходы направить в государственные фонды развития, то это всё преобразуется в машины, новое оборудование, и в продолжающийся прирост темпов развития...
Однако, со временем выяснилось, что в распределении выработанного продукта и прибыли от него, надо соблюдать очень точный баланс, между интересами личности и государства.
Дальнейшее развитие экономических и социальных отношений в Советском Союзе, уже после смерти Сталина, показали, что после определённого уровня возрастания значения чиновничества, государственная машина превращается в чиновно - бюрократическую структуру, при которой, роль распределителей берут на себя бюрократы, якобы представляющие во власти интересы народа.
Но, на самом деле, чиновничество постепенно захватывая ключевые позиции в обществе, превращают государство рабочих и крестьян, в диктатуру парт номенклатуры и чиновников, работающих в основном для себя самих, полностью игнорируя объективные нужды и требования трудящихся.
В итоге мы получаем коррумпированную верхушку и насмешливо озлобленное безразличие большинства, названное в России, "пофигизмом".
...В современной России этот процесс, бюрократизации управления, с самого начала "перестройки" принял лавинообразный характер и в итоге - смена социальной модели вылилась в государственный, экономический, социальный кризис.
На переломе девяностых, буквально в течении года, налаживаемая десятилетиями стабильность, превратилась в хаос и даже на улицах воцарилась грязь...
Вспомните пригородные электрички с выбитыми оконными стёклами и срезанной кусками искусственной кожи, из обивки деревянных сидений!
Какие - то умельцы, из этого "продукта" пытались шить куртки...
Или вспомните, как с разрешением сдавать за деньги цветные металлы, стали километрами срезать со столбов электрический кабель...
Вокруг, всё стало быстро рушится и на руинах прошлого, установилась власть уголовного закона и мошеннической "элиты"!
При этом, только ленивый не воровал и все наперебой, прикрываясь идеологической дымовой завесой критики разрушенного строя, шельмовали "большевиков", говорили о восстановлении демократии и о экономических реформах.
Наворованные миллионы и миллиарды, спешно увозились, нелегально переправлялись за границу, а бывшие заказчики убийств, часто становились уважаемыми гражданами, или вип - персонами, "жертвующих" копейки на детские дома и даже восстановление церквей, не из раскаяния, а по причинам маскировочного характера...
В связи с этим, вспоминается средневековый католический институт индульгенций, когда, за деньги можно было выкупить себе прощение грехов.
Это стало одной из главных причин восстания Реформаторов и после кровавой борьбы - установилась новая форма христианства - протестантизм.
А в России, произошли события, восстановившие социальный строй, свергнутый пролетарской революцией семнадцатого года.
Неожиданно для молодых "реформаторов", в России, возник первоначальный олигархический капитализм, когда страну растащили на части и деньги зарабатывали мошенники и прямо бандиты.
При этом, миллионы стариков умирали раньше времени, миллионы детей не рождались, а из тех, что появились на свет в эти годы, тысячи и тысячи детей и даже взрослых, от нищеты и бесправия воцарившихся в обществе, уходили в подвалы и в подворотни, становясь бездомными беспризорниками, безжалостно выброшенными из общества, изгоями...
Нравственные установления совместной жизни людей, или по-русски называемые совестью - успешно и быстро разрушались и высмеивались как непрактичность. А под откровенное воровство, подводятся общепринятые идеологические мифы, типа "хорошо мне - хорошо всем", "общественное - значит ничьё" и так далее...
Понятия о совести и добротолюбии, в российском обществе, очень быстро подменяются, превращаются в маскировочные одежды, укрывающие изворотливость и алчность "новых" русских!
Моральный облик целого народа, уродуется ложью и предательством всех его интересов и чаяний.
Чиновники воруют и берут взятки безнаказанно. Бандиты заключают договоры с милицией и убивают среди бела дня не только друг друга, но мешающих им чиновников, журналистов и просто прохожих.
Рэкет становится таким привычным делом, что никто уже не вспоминает о законе - все живут по понятиям: и власти, и милиция, ну и конечно сами бандиты.
Обмануть государство считается доблестью. А украсть миллион - мерилом деловых качеств...
Всем этим хаосом, сразу воспользовались нечистые на руку политические дельцы из - за рубежа. Интересы геополитики, устранение с карты земли давнего соперника и недавнюю супердержаву, превращение её в сателлита и клиента, кажется для них таким простым действием, что не надо и заботиться о маскировке намерений.
За тридцать сребреников, очередные Иуды-образованцы, набранные из бывших советских, российских учёных, социологов, философов, писателей, журналистов и просто проходимцев, желающих отметится в истории, переписывают историю СССР.
Они ловко и нагло подтасовывают факты, и вдруг выясняется, что великая Октябрьская социалистическая революция, определившая историю мира на столетие вперёд, была всего лишь, заговором "монстров" большевиков, а "обманутая чернь", построив супер державу и победив в войне, непобедимого до того Гитлера, вдруг очнулась в восьмидесятые и поняла, что надо строить полуколониальную, разваливающуюся на составные части "державу", под присмотром западных, "демократических" покровителей...
Авторитет власти и государства в те дни, падал быстро и кажется неостановимо...
...Но известно, что мир спасётся праведниками. Нашлись и такие люди, которые были не согласны с планами бывших недругов России, а ныне "союзников", не только в среде консерваторов, но и среди бывших военных и комитетчиков.
Дума, очнувшись, "задумывает" импичмент для президента - бывшего комсомольца и тот, чтобы спасти себя от ответственности за государственный переворот и расстрел Верховного Совета, за развал большой страны и её экономики, по совету "друзей" - олигархов, передаёт власть преемнику...
Хочу подчеркнуть, что злого умысла и прямого подкупа "либеральных" правителей не было - всё делалось по глупости и по неумению что - либо позитивное создавать.
А главной причиной и развала, и воровства, стало отсутствие совести и ответственности, присущей атеистам в нескольких поколениях.
Честно говоря, тогда, я не очень надеялся на преемника Ельцина, к концу своего сидения в Кремле уже не отдававшего себе отчёта, во всём происходящем!
Многие, сначала пытались каламбурить по поводу сходства фамилий Путина с Рас-путиным. Однако присмотревшись к его первым шагам и действиям, я, как и многие, переменил точку зрения...
После дефолта, страна была в экономическом и политическом коллапсе, но с вступлением в должность нового, молодого президента, не успевшего развратиться в комсомольской тусовке, человека работавшего долгое время в система государственной безопасности, знающего, что такое личная опасность и ответственность за порученное дело, постепенно в стране начинаются перемены к лучшему и люди, после полутора десятков лет безнадежности и разочарований, вдруг начинают понимать, что быть может ещё не всё потеряно, что может быть нашёлся человек, умеющий обуздывать "боярство": чиновников и олигархов, их ненасытную жажду денег и власти...
И в его назначении не было ничего недемократического. Ведь и в США, считающихся оплотом мировой демократии, совсем недавние президенты, были до избрания главами "секретных ведомств".
Успехи президентства Путина, на мой взгляд, заключены в простом факте - нашёлся человек прошедший суровую школу жизни, умеющий работать и отвечать за сказанное и сделанное.
В этом нет ничего выдающегося, но русские люди настолько отвыкли от нормальных руководителей, что появление этого молодого, энергичного политика с характером, показалась чудом.
Надеюсь, что это понимают сегодня многие трезво мыслящие люди, которые не пойдут на поводу желания захваливать нормального человека, в знак благодарности за некоторое улучшение жизни.
Ведь проблем нерешенных очень много и первая, самая главная из них, это борьба с нищетой и бедностью, борьба с катастрофическим расслоением общества на богатых и бедных, укрепление подлинно - христовой веры среди православных России...
Конечно, жизнь, если сравнить её с развалом пятнадцати годичной давности, приобрела новое оптимистическое направление. Однако хочется постучать по дереву и не торопиться в очередной раз с выводами: поживём - увидим.
В России, самого твердохарактерного человека, - управителя, могут развратить его холуйское окружение, хор льстивых или глупых похвал и он, невольно вообразит себя Александром Македонским или Наполеоном.
Такое уже не один раз было в недавней и давней истории страны и мира...
... Одно ясно. Стране, в качестве главы государства, не нужен вздорный болтун или пьяница, а нужен волевой человек, способный обуздывать непомерно разрушительной силы алчное и бессовестное чиновничество, отстаивая интересы государства, совсем ещё недавно, второго в мире по силе оружия...
Но я говорил, говорю и буду говорить, что без религиозного ренессанса, без восстановления в стране подлинного христианства, построенного на заветах Христа, без его нравственной силы, у России ничего не получится.
Только тогда, когда Бог возвратится в нашу жизнь, только тогда, когда "здравый смысл", мошенников и грабителей, будет заменён, через воспитание нескольких поколений в духе подлинного христианства и самопожертвования, а сатанинские соблазны эгоизма будут преодолены в душах, можно будет говорить о победе добра над злом, нестяжателей над стяжателями. А это трудный и длинный путь, который надо будет пройти всем русским людям вместе...
...Один из недостатков модели российских реформ, я вижу в спонтанности перемен и желанием сделать и без того болезненный переход, как можно быстрее.
Но, насколько я понимаю происходящие сегодня процессы в странах Запада, здесь идут нескончаемые перемены, и экономическая и даже политическая реформа старается не отстать от времени и реагировать, как на экономические, так и на политические изменения ситуации в стране и в мире.
Это здесь является просто краеугольным принципом в политике: внутренней и внешней... Хотя главной причиной преуспеяния, я считаю автономность личности в этих государствах.
От власти здесь действительно не так много зависит как в России, потому, что частное предпринимательство, само по себе самостоятельно и может долгое время обходится здесь, без "умной" власти...
Главный недостаток российских реформ, это попытка слепого копирования, манипулирование экономическими и политическими рычагами без учёта конкретной русской ситуации, и постоянного движения в жизни на Западе...
Тут не только рынок, но и общество отзывается на перемены - для этого и служит свобода слова и печати...
В России же, сделают что-нибудь с большим трудом, вкривь и вкось, "как это на Западе" и сидят зевая - ждут результата.
Результаты конечно плачевны, потому, что сделано в спешке, как попало, и пока делали "Западную модель" - она уже устарела.
А русские чиновники, не отвечающие за результат, сели, сложили руки на животе и ждут, когда всё само собой пойдёт вперёд и даст результат. А чтобы занять время ожиданий, присматривают где, что плохо лежит, и прибирают это к рукам.
...Тут вспоминается старый анекдот о том, как простодушный зритель восхитился, увидев, что фокусник засунул палец в нос, а потом его облизал. Простак проделал тоже самое и скривился. А фокусник посмеялся над ним и заметил: "Главное в нашем деле не просто смотреть, но и видеть! Ведь я один палец в нос засунул, а обсасывал другой".
Ещё одна ошибка в российских реформах, это нежелание учитывать менталитет народа, его повсеместную атеизацию и возврат к личному эгоизму, как форме идеологии... Законопослушность, на Западе насаждалась веками и поддерживалась христианскими корнями, как культуры так и быта.
Более того, я уже не один раз упоминал, что религиозность стала здесь ещё и экономическим регулятором.
Подавляющее большинство деловых людей здесь, люди или воспитанные на христианской культуре, или прямо верующие...
Бандитского капитализма, такого как сегодня в России, вовсе не было в Западной Европе, или он был на заре индустриализации...
Подлинная демократия отстаивает принципы, по которым то, что плохо для большинства населения не приживается, как бы правительство не старалось.
На ближайших же выборах правительство не обеспечившее роста благосостояния или его сохранения, обязательно переизбирается и в дело вступает оппозиция.
Яркий тому пример, падение и надолго, казалось бы успешного правления консерваторов во главе с Тэтчер...
Мне рассказывали о многолюдных демонстрациях на улицах английских городов, когда активная часть избирателей улюлюкала и кричала: "Магги, Магги, Магги! Аут, Аут, Аут!!!" И бедная "железная леди", со слезами на глазах выехала из Уайт - холла, досрочно...
Недовольные Тэтчер, обвиняли её в бессердечии и излишнем перекладывании ответственности правительства, на плечи налогоплательщиков, то есть большинства из них...
Отчасти, такая же ситуация сложилась в России!
Именно при, в Англии появился лозунг консерваторов: "Это ваши проблемы!", - который с таким энтузиазмом подхватили простаки в России, тогда ещё в СССР.
А в Англии, такое отмежевание правительства от нужд простых людей никому не понравилось...
Кстати, эта неприязнь к консерваторам, как мне кажется, служит объяснением долгого пребывания у власти современных лейбористов. Тони Блэр, не очень популярная фигура в Англии сегодня, но так сложилось, что консерваторы переживают затяжной кризис, а либерал - демократы ещё не созрели, чтобы конкурировать с двумя попеременно правящими на Островах, партиями.
Следует отметить, что лейбористы сравнительно молодая партия, появившаяся в английском Парламенте, в начале двадцатого века.
Но, благодаря Великой русской революции и учитывая её уроки в развитии социализма в СССР, лейбористы, то есть рабочая партия, стали успешно конкурировать с консерваторами...
Остаётся добавит, что проблема отсутствия масштабных, харизматических лидеров - личностей, как никогда остро стоит и на Западе.
Ни Ширак, ни Блэр, ни Буш - младший, не удовлетворяют избирателей и потому, выбирать ходят немногие. Вспоминается лозунг сторонников Ширака на прошлых президентских выборах во Франции: "Лучше мошенник, чем фашист".
Под мошенником, подразумевался Ширак, а под фашистом - Ле Пенн.
Сегодня, на Западе, в отсутствии подлинных вождей и лидеров, выбирают больше списочного партийного человека, чем личность...
Владимир Путин, на этом фоне выглядит вполне достойно, что и отмечают даже его враги, здесь, на Западе...
Однако я категорически против "обожествления" любого лидера народом, и конечно против самообожествления. Здесь, я на стороне русской оппозиции, которая хотела бы узаконить сменяемость руководства, дающего возможность реагировать на изменения в стране и в мире.
Надеюсь, что Путин, найдёт в себе мужество уйти из политики после двух сроков и не согласиться на льстивые лицемерные призывы, "спасать Россию" и дальше...
К сожалению, опыт предыдущих управителей показывает нам, что глупое тщеславие заразительно, а попытка угодить народу, а не Богу, приводит к личным трагедиям и государственным катастрофам.
Я совершенно уверен, что настало время, переходить к партийному правительству...
Но делать это надо не декретом, а исходя из воли народа.
Если после ближайших выборов, Путин и партия проиграют, тогда он и партия "Единая Россия" должны мирно уйти из власти, уступив место конкурентам по политической работе.
Тут нас не должно пугать то, что якобы нет подходящих, масштабных лидеров. Вспомните, как мы относились к назначенцу Ельцина, Путину, десять лет назад!
Хотелось бы предостеречь россиян от радужных надежд на светлое будущее. В жизни человека и государства возможно всякое...
Сегодня, слушая молодых политиков, понимаешь, что многие из них воспитаны политиканствовать и выстраивать собственные планы карьерного роста и известности.
Их простодушный цинизм, который уже стал привычкой, а значит и вторым характером происходит от традиционного для переломного времени неверия в человеческие, христианские ценности...
Недавно, я слушал по радио "Свобода", одного из либеральных российских политологов, умненького и умеющего говорить складно, который к тому же преподаёт в МГУ и других вузах Москвы, надо понимать политологию.
Упомянув Первую Думу, которую он обозвал "Верховным Советом" этот бойкий политолог, которых расплодилось сегодня великое множество - многие самочинно называют себя президентами различных политологических Академий - вспомнил о расстреле этой Думы Ельцинскими танками, как о чём - то незначительном и само собой разумеющемся и даже необходимом.
Потом, как обычно бывает у нынешних русских образованцев, он прошёлся по поводу глупости народной и вспомнил в качестве примера, об уме и мудрости американского народа, который не очень ходит на выборы президента, но очень ходит на выборы муниципальных, местных властей...
На этом он закончил свою речь, и я подумал, что не дай бог, такой или похожий "вития", станет очередным президентом!
Надо учитывать, что в России, издавна вся власть принадлежит кому-то одному, "верховному", с которого и спрос большой.
В России, так получилось, что либеральные образованцы задурили головы народа демагогическими благоглупостями о "демократии" американского образца, а когда не удаётся добиться обещанных успехов, обвиняют народ в недальновидности и неумении работать.
Я представляю, скольких студентов, умненьких и жаждущих света и добра, такой преподаватель сделал циниками и приспособленцами. Таким политологам от русского либерализма не понять значение жертв того расстрела Верховного Совета Ельциным, осенью 1993 года, которые своими смертями, сделали невозможной пьяную диктатуру этого мрачного шута...
Ещё Достоевский говорил, что: "Русские либералы - это лакеи западной мысли". Таковыми они и остались!
Или другой пример, уже из зарубежной жизни русских.
В Лондоне выходят несколько газет на русском языке, в которых рядом с объявлениями о службах в русских православных церквях, помещают рекламы множества русских "эскортных" агентств, приглашающих красивых женщин от восемнадцати до тридцати пяти лет на "работу".
По сути - это реклама борделей, но издателей это мало беспокоит. Бизнес - есть бизнес. От такого подхода к "свободе слова и печати", во многом, обыватель в Англии относится к русским, как колонизаторы Америки относились к индейцам.
Но, согласитесь - трудно уважать людей которые делают деньги на проституции и трудно уважать тех издателей и редакторов, которые делают деньги сотрудничая с содержателями борделей...
Думаю, что и те и другие так воспитаны, что циничная поговорка деньги не пахнут, отражает их сущность.
Хотя, вполне возможно, что эти русские, в перерывах делания таких денег и в церковь захаживают и молятся за преуспеяние своих "предприятий".
Им, настоящие угрызения совести неведомы, потому как, не на христианских идеалах воспитаны...
Да и откуда им, угрызениям в совершении греха совести, появиться, если в опустошённых атеизмом душах, остался только один Бог в трёх лицах- деньги, известность и внешнее преуспеяние...