Аннотация: Замечательное путешествие на мажине по горным Алпам и описание Моря, городов, парков и заповедников в трёх странах: Франции, Италии и Швейцарии!
Путешествие на машине на итальянскую Ривьеру
Путешествие из Лондона на итальянскую Ривьеру и возвращение назад через Швейцарию.
Гренобль, Альпы и начало поездки
...Начинаю своё повествование, сидя в нашей машине, высоко в горах, во Франции, неподалеку от Гренобля, который называют столицей Альп.
Машина, на время наших путешествий, становится и моим кабинетом.
Сядешь ранним утром на боковое от водителя сиденье, захлопнешь дверку и отгораживаешься от шума и суеты внешнего мира. Пишется легко и сосредоточенность полная да и сиденья удобны - недаром авто конструкторы ломали голову как сделать наш Фольксваген комфортабельным...
Вчера вечером, приехав в долину Изера со стороны Шамбери, под дождём, обалдевшие от усталости и новых впечатлений, торопясь мотались с берега на берег, путаясь в перекрестье дорог в поисках кемпинга - пристанища на ночь.
Селения, деревни, городки, промышленные постройки на протяжении сорока километров, стоят здесь так близко, что не разобрать - где заканчивается одна и начинается другая деревня обозначенная на карте совсем неточно.
Посередине долины реки, петляющей меж двух гористых "берегов", протянулась платная автострада которую мы всячески избегаем - ведь нет смысла платить за машину, за бензин, да ещё за дороги и при этом оставаться свободным в выборе решения - когда, как и куда ехать.
Во Франции, государство однажды совершило такую тоталитарную глупость - сделало главные дороги платными и это внесло сумбур и чересполосицу во всём автомобильном движении.
На мой взгляд - это антидемократическая бесчувственность, которая во многом портит впечатление от чудесной Франции - такая ошибка недальновидных людей, может испортить настроение многим поколениям путешественников.
Конечно во Франции есть ещё много причин для раздражения - например "стоячие" туалеты или полузакрытые писсуары прямо на улицах, запах мочи в городах - все это наследие национальной лёгкости нравов, но об этом чуть дальше!
...Наконец медленно накаляясь, от необоснованных ожиданий - время бежало неумолимо к сумеркам и шёл мелкий нудный дождик, увидели при дороге значок кемпинга и свернули туда.
Кемпинг стоял на берегу мутного Изера, зажатый на узкой отмели между рекой и озерцом, за которым урчала моторами платная автострада.
Вышли из машины, прошли вдоль ряда караванов, чтобы посмотреть на "удобства" и расположение - нам кемпинг не понравился - ни клочка травы, тесно и какие - то молодые люди собравшись кучкой сидели у входа в туалет, в непозволительной для нормальных людей от него близости.
Вздыхая вернулись к машине и решили, что если не найдём вообще ничего - вернёмся в этот и переночуем!
Поехали дальше.
Переехав в очередной раз реку, совершенно интуитивно свернули на дорогу поднимающуюся из долины в горы. Серпантин асфальтовой полосы круто поднимался вверх, среди лиственного леса и в один из прогалов я увидел внизу, с полукилометровой высоты на краю обрыва, черепичные красные крыши домиков внизу и мелькнувшую, серо-стальную ленту реки.
Я содрогнулся в душе, но промолчал не желая тревожить жену, которая с детства боялась высоты - Сюзи в это время, крепко сжимая руки на руле и привстав на сиденье, сосредоточилась на петляющей по краю обрыва дороге, а мне, может быть от усталости и разочаровния почему - то казалось, что асфальт, вот - вот закончится и дорога упрётся в обрыв или в скалу...
Однако через несколько минут, мы выехали на пологий склон, где расположилась большая деревня, посредине которой стояла трёхэтажная, мрачно - старинная мэрия и был даже информационный центр, к нашему сожалению уже закрытый из - за позднего времени.
По французскому времени было - восемь часов вечера и вокруг не было видно ни души - только горы, лес, и речная долина внизу.
Мы в растерянности поставили машину на меленькой площади перед мэрией и вышли наружу - стояла кромешная тишина, хотя то тут, то там, среди деревьев, видны были стены и крыши двух - трёхэтажных домов и домиков.
Далеко внизу, под нами лежала широкая долина Изера, и на противоположной стороне громоздились скальные отвесные утёсы, словно обрезанные с лицевой стороны невероятно громадным ножом.
Вдоль долины, из зелени леса торчали кучками крыши домов и горбились промышленные строения.
Вдали, за хребтом лежал горный массив Шартрез, тот самый, в недрах которого монахи за четыреста лет до наших дней начали приготавливать зелёный ликёр Шартрез, настоянный, как говорят, на ста тридцати разнообразных полезных и лечебных горных кореньях и травах.
Хорошо было бы попасть туда и устроиться где-нибудь подальше от поселений и дорог, но сегодня время поджимало и надо было устраиваться на ночлег...
...Между тем, время шло.
Переминаясь с ноги на ногу, мы стояли и оглядывая окрестности, слушали тишину наступившего вечера.
Рядом с некоторыми домами, стоящими друг от друга достаточно далеко, видны были легковые машины и я подумал, что люди в этих жилищах есть.
Сюзи хорошо говорила по-французски и я уговорил её постучаться в один из этих домов и спросить о ближайшем кемпинге.
Мы так и сделали.
Нам открыла двери молодая женщина и услышав вопрос стала объяснять Сюзи, что неподалёку, в соседнем местечке был кемпинг, но работает он сегодня или нет, она не знает...
Указав нам дорогу она выслушала от меня вопрос: - Бывает ли здесь снег зимой и много ли его выпадает?
Она вначале отрицательно покивала головой, а потом, поняв, что я спрашиваю о зиме ответила, что снега иногда бывает много - до сорока сантиметров.
Облегченно вздыхая и кланяясь, поблагодарили её за советы и пошли к машине.
Потом медленно тронулись в сторону деревни Сан - жён ле Вью и минут через десять езды, по незнакомой петляющей дороге, остановились у автобусной остановки, на крохотной автостоянке, над которой было укреплено название нужного нам местечка.
В селении, людей тоже не было видно и потому, мы чуть прошли вперёд и вместе с лаем дворовой собаки от домика справа, слева услышали женский голос.
Заспешив на звуки человеческой речи, мы увидели на высоком крыльце женщину и Сюзи спросила о кемпинге. Я ничего не понимал ни в вопросе ни в ответе, но по жесту женщины, указывающей на соседний дом понял, что там можно подробнее узнать об этом...
Оказалось, что в указанном доме жила владелица кемпинга, находящегося совсем недалеко, на краю селения...
Мы позвонили в дверь и нам открыла женщина лет пятидесяти пяти, с глазами навыкате и кудрявыми волосами. Она выслушав вопросы Сюзи односложно отвечала: - Уи - Уи.
В конце разговора она вышла на дворовую террасу и показала нам, видимую оттуда часть небольшого кемпинга.
Мы пошли к машине и Сюзи объяснила мне, что это хозяйка кемпинга, которая предложила нам выбрать себе место, поставить палатку, а потом прийти заплатить за ночлег...
Проехали метров сто, свернули за домами направо и въехав, по каменистой не асфальтированной дороге внутрь небольшого кемпинга, остановились осматриваясь.
Кемпинг состоял из десятка караванов с деревянными пристройками - прихожими. Тут были свободные места, на которых уже стояла одна палатка и рядом с ней автомобиль...
Обойдя кемпинг вокруг, мы выбрали плоскую заросшую зелёной травкой террасу и подогнав машину принялись ставить палатку...
Устроившись на ночлег, Сюзи довольно улыбаясь сварила ужин на газовой горелке и после еды попивая свежезаваренный кофе сказала мне:
- Я хочу остаться здесь на несколько дней!
Я закивал головой - после тесного и шумного кемпинга в долине, этот выглядел райским местом!
Решили остаться здесь на пять дней...
Во время ужина, в тишине подступающей ночи, с окружающих нас горных лугов раскинувшихся среди крупно-ствольного леса доносились мелодичные звуки колокольчиков подвешенных на шеях пасущихся лошадей, коров и даже, как позже выяснилось ослов, которые паслись за перелеском, неподалёку от кемпинга.
Меня особенно привлекало в этом месте то, что на подъезде к деревне, в прогал горной долины, виднелась громадная скалистая вершину и я подумал, что она - эта вершина, высотой не менее трёх километров, а значит мы будем жить уже в настоящих Альпах...
Когда стемнело, я взяв купальные принадлежности пошёл в душевую - "удобства" располагались от нас буквально в десяти метрах.
Душ был просторным, вода горячей и платить за это удовольствие было не нужно - цена душа входила в общую оплату, которая составляла смехотворно малую сумму - пять евро за двоих за ночь и два евро за машину - итого семь евро за сутки.
К тому времени наступила ночь и снизу из долины подмигивали нам электрические огоньки большого города на реке Изер - это был Гренобль.
Всё наше волнение и ожидание разрешилось таким удачным образом, что я посмеиваясь подумал: "Сама судьба вела нас к этому месту..."
Ну, а теперь вернёмся к началу путешествия и расскажем всё по порядку...
Билеты на паром через Ла - Манш, мы заказали заранее, приблизительно за месяц до поездки, выбрав по интернету самые недорогие и подходящие по времени места остановок. Путешественники мы опытные и за восемь лет которые я прожил в Англии, объехали во время летних отпусков - каникул не только всю Англию, включая Уэльс и Шотландию, но и половину Европы: несколько раз были во Франции, потом побывали несколько раз в Бельгии и Голландии и не только на машине, но и на поезде.
А прошлый год мы жили в кемпингах в Южной Германии - обо всех этих путешествиях я уже рассказал в своих предыдущих очерках.
Однако в этом путешествии была своя особенность - мы поменяли незадолго до поездки машину - наш старенький "Форд", на почти новый дизельный "Фольксваген - Пассат".
Поэтому, маршрут этой поездки планировался с заездом совсем не в близкую Италию, а выезд домой через Швейцарию.
Новая машина действительно была намного удобней надёжней и комфортабельней предыдущей - она была просторнее, оборудована по последнему слову техники и к тому же имела запас топлива после одной заправки на пятьсот миль - то есть на восемьсот километров. Максимальная скорость в двести с лишним километров в час, позволяла нам комфортно себя чувствовать в компании самых дорогих и престижных машин - "Мерседесов", "БМВ", "Ягуаров"!
Сюзанна хороший, опытный водитель, спокойный и сосредоточенный, а с её опытом вождения - почти сорок лет, мы никогда не имели больших неприятностей в дороге - первый раз она села за руль, в Ирландии, когда ей было четырнадцать лет!
Она инстинктивно чуяла состояние и намерения водителей других машин и потому, предугадывая их манёвры реагировала на всё своевременно...
...Из Лондона, выехали в сторону Дувра а первом часу дня, с большим запасом времени - до этого городка было чуть больше ста километров хорошей дороги, а паром во Францию уходил в четыре часа дня и потому, на полдороги остановились в "услугах" и перекусили...
Тем, кто не путешествовал по Европе на автомобилях поясню, что "Услуги", это места рядом с автострадами, на которые можно заехать, отдохнуть там, сходить в туалет, поесть, выпить кофе, купить продуктов и газету в местных магазинчиках, а потом, буквально в течении минуты выехать вновь на хайвэй и продолжить путешествие!
...Сборы в поездку, как всегда были долгими тщательными и хлопотливыми, особенно для Сюзи.
Только она знала где и что необходимое в поездке хранится с предыдущего года и собирала это методично, по заранее составленному списку.
Я и здесь выступал на "подхвате", хотя вовсе не роптал на свою второстепенную роль члена туристической команды - ведь нас было всего двое...
Сам я машины не вожу и никогда не собирался водить - моя всегдашняя рассеянность и погружённость в себя, мешали мне сосредотачиваться на дороге и потому, в молодости попробовав один раз вести мотороллер и чуть не разбился - вместо того чтобы убавить газ я его прибавлял.
Зато тогда я понял, что быть хорошим водителем мне не судьба, а подвергать риску свою, а главное чужие жизни на дорогах мне не хотелось.
У меня есть своя теория по которой получается, что одни становятся водителями легко и быстро и водят автомобиль уверенно и свободно, а другие, вроде меня, могут попасть в аварию очень просто.
Тут играет роль как генная структура человека так и воспитанный характер.
Например, оба моих брата имеют машины, но старший боится садиться за руль и как только купил свою первую, сразу её и разбил.
А вот младший, едет по дороге разговаривая со мной, правит одним пальцем и при этом норовит обогнать всех встречных и поперечных - он такой уверенный и самостоятельный по воспитанию - братец сменил уже несколько машин и чувствует себя "королём", как в "Мерседесе", так и на тяжёлом грузовике!
...В Дувр приехали во время, быстро пройдя паспортный контроль, который сегодня для граждан королевства представляет короткую формальность, мы заняли своё место в очереди авто на паром и пошли в зал ожидания.
Всё здесь было знакомо по предыдущим поездкам и потому, мы попили чайку в буфете, а когда по радио раздалось предложение занять свои места в машинах, не торопясь сделали это и некоторое время посидели в ожидании, вглядываясь в серебряное море впереди. Наконец все машины завели моторы и тронулись к парому.
Перед нами, в машине сидела молодая пара, которые в момент отказа мотора, посмеиваясь некоторое время толкали свою машину руками, а потом завели движок и поехали как все...
Люди в жёлтых курточках, стоя на поворотах показывали куда и как быстро ехать и когда мы поднялись на борт пяти палубного парома, уже внутри грузовой палубы, указывали куда и как близко друг к другу ставить машины.
Наконец заглушив мотор мы вышли и захватив сумку с документами прошли внутрь парома на пассажирские палубы, которые, когда их видишь в первый раз, напоминают большой многоуровневый ресторан - кафе, со множеством столиков и кресел, стоек баров, буфетов, магазинов.
Широкие иллюминаторы во все стороны открывали виды сине - зелёного волнистого моря, а позади высились мощные, белые скалы Дувра, наверху которых, то тут то там стояли почти игрушечные здания и видна была средневековая крепость некогда охранявшая морские подходы к порту...
Мы сидели за столиком и смотрели ТВ новости. Время от времени повторяли вид какого - то городка в Южном Ливане, на который израильская авиация сбрасывала бомбы и здания вдруг вздрагивали, начинали разваливаться на глазах, а окрестности заволакивало серым дымом.
Шла война. Израиль бомбил Ливан.
Через паузу показали колону израильских танков ползущих по раскалённой солнцем каменистой дороге. Потом показали крупнокалиберную пушку в которую солдаты вкладывали крупный тяжёлый снаряд...
А паром шёл по водам Ла Манша и на его пути, часто видны были легкомысленные яхты, яхточки, большие и малые корабли.
В середине пролива, навстречу нам появился и быстро приблизился встречный паром, уже из Франции, из Дюнкерка в Дувр.
А мы, выйдя на верхнюю палубу, щурясь подставляли свои лица ветру и солнцу и вглядываясь в изумрудно-синеватые просторы вод наблюдали, как бело - пенный след корабля постепенно исчезал с поверхности, казалось бездонного и безбрежного моря!
Вскоре показались берега Франции, застроенные непонятными, большими промышленными зданиями - не то фабриками, не то нефтехранилищами - вид, надо сказать, совсем не идиллический и вызывающий разочарование.
Через два часа после отплытия из Дувра, мы вошли в порт Дюнкерк и громадный корабль, медленно, словно на ощупь продвигаясь вдоль порта наконец причалил!
По радио вновь объявили - занять свои места в автомобилях - и мы спустившись на грузовую палубу, заняли свои места в машинах, вереницей въезжающих на территорию Франции - недолгое путешествие по воде закончилось...
Дорога в сторону Альп. Кемпинги и виноградники Бургундии
...Съехав по крутому трапу на берег, вслед впереди идущим машинам выехали за пределы порта и тут уже, почти в одиночестве помчались по знакомой дороге.
Все наши соседи по парому, разъехались, рассеялись в разные стороны: кто - то направлялся в Голландию, кто - то в Германию, а кто - то перескочил на платную автостраду и помчался вдоль побережья в сторону Парижа - у каждого свой путь и свои планы.
А я, наконец, приступил к исполнению своих обязанностей, как штурмана нашего экипажа - то есть прокладывать путь по карте.
Мы уже не один год, первую ночь во Франции ночуем в кемпинге, неподалеку от Кале, в местечке Турнем сюр Эм.
Хозяин нас там уже знает и любезно приветствует, когда мы появляемся в очередной раз.
Место удобное, от побережья езды около получаса и остаётся время чтобы и палатку раскинуть и ужин приготовить и погулять перед сном.
Поселение это старинное и представляет подлинную Францию с домами выстроенными несколько столетий назад, монументальной церковью, маленькой площадью перед мэрией и даже булочной - кафе, в котором пекут хлеб на "дровах".
Сохранились и развалины средневековых ворот ведущих на площадь, к мэрии.
По вечерам тут пустынно и тихо, и лишь в кафе, холостые фермеры и работники с большой фермы тянут за стойкой, из высоких узких бокалов, местную вкусную настойку.
Всё тут осталось таким, каким было добрую сотню лет назад - конечно дома стали повыше и побогаче, да в щели оконных занавесок промельком светятся голубоватые экраны телевизоров...
Мы были в кемпинге уже около семи часов вечера и хозяин поздоровавшись с нами предложил выбирать любой свободный участок. Мы остановились на обычном своём месте, с небольшой натугой поставили палатку - дул сильный ветер и к тому же навыки за год теряются.
Потом, поели французский козий сыр с оливками начинёнными чесноком с свежеиспечённым ароматно - хрустким французским батоном - багетом и довольные пошли гулять в городок.
По пути заглянули в детский парк, в котором карусели и качели соседствуют с красивым прудом с утками и гусями, плавающими по тихой воде. Рядом, целый "городок" из игрушечных зданий с населяющими их петухами, курами, овечками и даже павлинами...
Возвратились к палатке уже в темноте и залезли в спальники со вздохами облегчения - первый день путешествия всегда бывает беспокойным...
Проснулись непривычно поздно. На улице дул сильный ветер, но светило яркое солнце и позавтракав, не спеша стали собираться ехать дальше: сняли палатку, сдули резиновые надувные матрасы, сходили в душ, заплатили хозяину за ночлег.
Выехали на шоссе ведущее в сторону Арраса, только в двенадцать часов дня и ориентируясь по знакомой карте - мы через эти места уже проезжали не один раз - устремились на юг.
Долго ехали по равнинно - холмистой сельской Франции, среди полей золотистой пшеницы, окружённых зелёными перелесками - пшеница, где - то уже скошенная, а где - то ожидающая сбора урожая, радовала глаз.
Мимо проносились тихие городки и деревни с обязательной церковью, церковной башенкой и торговой улицей в центре, на которой днём не было видно ни души. А потом вновь начинались поля, где изредка, в клубах пыли видны были работающие комбайны и трактора - тихий, размеренный быт провинции.
Минуя Блон и Реймс, за день преодолели около четырёхсот километров, объезжая платные магистрали, что очень усложняло маршрут.
Я уже не один раз поминал недобрым словом французское правительство, решившее лучшие дороги сделать платными, и вспоминал английские трёх или даже четырёх полосные хайвэи, на которых свободно гонишь из конца в конец Англии, преодолевая порой за день до пятисот миль.
Наконец доехали до Труа и в районе больших озёр, расположенных в национальном парке "Восточные леса" - нашли на берегу, у воды, кемпинг вполне благоустроенный и многолюдный.
Раскинув палатку недалеко от ворот, ужиная и попивая французское вино, мы наблюдали за обитателями кемпинга с незаинтересованным любопытством - ведь завтра мы отправимся дальше и через полдня забудем об этом месте.
Наши соседи по палатке, многолюдная и громкая семья французов, с вечера, на гриле готовили жаренное мясо и ароматный дымок ветром относило в нашу сторону.
Все они искренне радовались неожиданной свободе и хотели за два дня выходных, "оттянутся" по полной программе, а таких, кто приехал на день-два, в кемпинге было большинство...
Стоил кемпинг - двенадцать евро за место с палаткой, машиной и двумя пассажирами (первый кемпинг, во Франции брал за одно место такую же цену).
Единственное неудобство, которое преследовало нас во всё время поездки по Франции - это были "стоячие" туалеты.
При пользовании ими, мне невольно вспомнились советские общественные туалеты на вокзалах и в аэропортах, лет эдак тридцать назад - теперь я знаю, откуда началась эта "мода" в Союзе.
Сидеть в таком туалете совсем неудобно и потому назвать его "удобствами" - язык не поворачивается. По окончании процедуры, сливаемая из высокого бачка вода (впрочем и не только вода) норовит обрызгать ваши ноги, башмаки и брюки, а боль в коленях ужасная и потому, выскочив из туалета со вздохами спешишь поскорее забыть об этой "пытке"!
Французы вообще очень равнодушно относятся к чужим реакциям на физиологические "жесты". Проезжая по Франции, часто можно увидеть человека на обочине преспокойно делающего своё "дело" чуть отвернувшись, не обращая внимания на проезжающие автомобили.
В городах и того хуже: сходить по малой нужде в любой подворотне самое простое дело и потому, как писал один целомудренный японский путешественник - "вся Франция пропахла человеческой мочой".
По поводу этого утверждения ничего не могу сказать, но то, что многие улицы в городах Франции, обложены собачьим дерьмом - это я увидел сам. Конечно если сравнивать с Россией, то Франция окажется в предпочтительном положении - там, то есть в России, вообще никто за собаками не убирает и потому, скверы и парки превратились в собачий нужник.
Но я отвлёкся...
Мы спокойно переночевали ночь и даже перед сном, уже в темноте погуляли по берегу озера, в котором купалась развесёлая молодая компания с криками и хохотом.
Утром, на сей раз проснувшись пораньше позавтракали, приняли душ и отправились дальше, помахав на прощанье через окно весёлой и дружной французской семейке, собравшейся для завтрака за одним большим столом. Вчера, они гуляли по окрестностям до полуночи, а потом ещё долго из палаток доносились взрывы оптимистического смеха...
...Путь наш лежал в сторону Гренобля - столицы Французских Альп.
К полудню, мы уже приблизились к Дижону, объехали его по объездной дороге и попали в знаменитую Бургундию, в край, где делают известное во всём мире бургундское вино.
Мы вспоминали "Три мушкетёра" - книгу Александра Дюма, в которой герои - друзья Де - Артаньяна, в промежутках между своими подвигами обязательно распивали несколько бутылочек бургундского.
А вокруг, вдоль дороги, виноградники выстраивались стройными зелёными рядами на склонах каменистых холмов освещённых солнцем и на фасаде каждой встреченной фермы красовалось объявление о дегустации местного незабвенного бургундского, с собственными особенностями и вкусом.
Невольно подумалось: "А сколько же тонн знаменитого винограда собирают здесь каждый год и во сколько же бутылок потом разливают сделанный из этого винограда напиток?"
А холмы, чем дольше мы ехали вперёд, тем выше становились.
Погода постепенно испортилась, пошёл нудный мелкий дождь, подул холодный ветер, и мы остановившись на обед, изрядно продрогли сидя на воздухе, на обочине дороги, за влажным деревянным столиком "пикника", отогреваясь чаем и кофе из большого китайского термоса.
"Пикник", это тоже принадлежность европейских дорог, но уже не автострад, а шоссе районного значения. Делается асфальтированный сворот на узкую площадку, на которой стоят деревянные столики для перекуса, а во Франции, иногда на "пикниках" ставят передвижные туалеты, но они так грязны и так плохо пахнут, что входить в эти тесные будочки иногда просто страшно.
Постепенно холмы превратились в настоящие горы и мы въехали в живописное ущелье по дну которого текла быстрая река.
Слева и справа от дороги высились скальные обрывы, изъеденные ветрами и непогодой и то тут, то там виднелись чёрные отверстия больших и маленьких пещер, и я невольно загорелся азартом первооткрывателя, вертя головой во все стороны.
Уже несколько лет я хочу найти такую пещеру, в которой можно откопать остатки жизнедеятельности древнего человека, а может быть, если сильно повезёт, то и его кости.
Моё воображение будоражат картины жизни древнего человека, сцены охоты на древних животных и хищников и подробности "домашнего" быта наших далёких предков.
Дело доходит до воображения немыслимых подробностей: видя каменистые тропинки я представляю, как больно было ходить по ним босоногим неандертальцам, и сам начинаю немного морщится от воображаемой боли в ушибленном пальце на ноге...
Ущелье продолжалось, как мне кажется километров тридцать и закончилось длинным тоннелем, проехав по которому, мы оказались на берегу большого, продолговатого озера, вдоль берега которого из зелени лиственных лесов, поднимающихся по склонах, торчали крыши домов многочисленных городков и деревень - окрестности этого озера густо заселили люди.
Проехав под дождём через большой город Шамбери, мы въехали в долину ведущую к Греноблю...
...В самом начале повествования я уже описал наш приезд в кемпинг подле деревеньке Сан жен ле Вью и потому, теперь, постараюсь описать некоторые детали нашего пребывания там...
Кемпинг наш расположен на высоте 600 - 700 метров, на восточном склоне долины Изера, километрах в семи - десяти по прямой от Гренобля, отдельные здания которого видны в хорошую погоду очень чётко. Ночью, долина внизу сверкает созвездием ярких электрических огней, которые тихо мерцают в темноте, хотя наверняка большой город гудит и шумит вплоть до полуночи...
А у нас тишина, кемпинг окружён лугами и садами и чуть поодаль, по склонам гор стоят хвойные, в основном, еловые леса.
На травянистых склонах окружённых лесами пасутся лошади, коровы и овцы и вечером, после заката солнца, когда всё затихает вокруг до следующего утра, по округе раздаётся мелодичный звон колокольчиков на шеях домашних копытных, а на лесные поляны выходят олени и горные козлы - их следы я замечал в округе вовремя моих походов по лесным дебрям. Но, к сожалению, увидеть этих осторожных зверей мне не удалось!
Ночь проходит в тишине, а на рассвете нас будит перекличка деревенских петухов - один прокукарекает с "французским" акцентом и слушает, когда другой ему ответит. Если ответа нет, то первый петух уже с ноткой раздражения вновь кукарекнет и вновь слушает...
Вскоре солнце восходит из - за крутого лесистого склона и всё озаряется ясным, золотистым светом, а где -то на лугах, на одной из коров постоянно звенит упрямый колокольчик и его немного грустная однообразная мелодия, будит нас порой даже глубокой ночью...
Как - то утром, мы с женой обсуждали проблему психического здоровья коровы, у которой под ухом, при малейшем движение начинает греметь колокольчик.
- Не мешает ли он ей есть траву или спать? - вопрошал я и жена со смехом отвечала, что может быть наоборот при звуке колокольчика у коровы возникает ощущение голода и она начинает интенсивно кормиться.
- Вспомни учение академика Павлова о рефлексах - убеждала она меня, но я недоверчиво качал головой...
Местные жители конечно к этим концертам давно привыкли и не замечают их, но для нас - это настоящая музыка, исполняемая порой сразу на нескольких медных инструментах, в разных концах ближайших полян!
Эти безыскусные, но искренние мелодии пробуждают в нас тягу к сельской жизни и мы, уже не раз обсуждали возможность будущей покупки небольшого домика, где-нибудь в окрестных горах.
Природа здесь замечательная, а воздух чист и прозрачен и я, с моими проблемами бронхов, ликовал вслушиваясь, как постепенно исчезали в груди противные хрипы, возникающие при малейшем напряжении дыхания.
В нашем кемпинге стоит с десяток караванов и на неделе многие из них пустуют. Владельцы их живут или в Гренобле, или в ближайших городах - они поставили здесь караваны, приделали к ним различные пристройки для удобства жизни и приезжают сюда на выходные, с детьми и с собаками - кошками, а иногда и на недельку - другую подышать свежим воздухом и послушать тишину.
На наших глазах, в воскресенье утром приехала в свой караван пожилая пара французов с замечательно красивой, лохматой собакой Фиби, и чуть отдохнув, весело переговариваясь, с вилами за плечами, отправились на свой огород, на соседней луговине, где у них, на крохотной полоске обработанной земли, росли крупные, красно -жёлтые помидоры, зелёный лук порей и прочие вегетарианские вкусности. Тут получается сочетание дачи (каравана) и советского огорода. В русском варианте, это как известно домик и огород рядом, или, как торжественно назвали эту русскую придумку чиновники - приусадебный участок.
Деревня, в которой мы имеем счастье жить, начала строиться во времена незапамятные - например дом нашей хозяйки, был построен во времена правления в России царицы Екатерины Второй.
Этот дом неоднократно перестраивался и сегодня выглядит замечательно - большой, просторный, удобный, с хорошим видом на горы. Как выяснилось, и хозяйка не так молода как нам показалась в первый раз.
Ей уже восемьдесят лет, но она сохранила и лёгкость и подвижность и ясность взгляда. Рядом с домом стоит большой, старинный амбар, а во дворе мы увидели большую печку гриль, колёсный трактор и даже небольшой фонтан, в котором росли водные орхидеи и плавали пугливые краснопёрые рыбки.
Наблюдая эту атмосферу покоя и довольства, я подумал, что люди делающие фонтан во дворе только для красоты и своего удовольствия, способны хорошо организовать свою земную жизнь, а после смерти их и на небе бог не забудет.
Хотя было видно, что наша радушная хозяйка умирать не собиралась и наверняка доживёт до ста лет, в полном здравии и сознании выполненного человеческого долга!
Всё здешнее благополучие и опрятность устраивалась не одно столетие и потому, была выработана преемственность, благодаря которой всё хорошее, удобное и красивое не только сохраняется, но и приумножается и поэтому, возникает привычка которая становится обычаем, традицией!
Путешествие на итальянскую Ривьеру. Гренобль, горы и леса
...Во второй день нашего пребывания в кемпинге, мы съездили в Гренобль, погуляли по городу и купили в супермаркете продуктов. Город несколько десятилетий назад был столицей зимней олимпиады - зимний спорт и туризм здесь в большом почёте.
История города начинается со времён владычества над местными племенами древнего Рима. Наверняка тут побывали и Цезарь и Помпей и ещё многие и многие римские полководцы и императоры.
Остались и римские руины, посетить которые мы не успели из-за нехватки времени. Зато мы погуляли по старому городу и поднялись на крутой холм над рекой Изером, на котором стоит местный университет.
Из города на вершину холма сделан подъёмник - фуникулёр, на нём можно из центра "старого" города подняться на лесистую вершину и с высоты нескольких сот метров обозреть Гренобль...
После прогулки под моросящим дождём, мы зашли во французскую блинную и съели замечательно вкусное блюдо - на блин накладывается начинка и потом края блина загибаются внутрь и дополнительно поджариваются, наподобие русских фаршированных блинов. Уверяю вас, что это было замечательно вкусно и совсем недорого.
Я запил блин вкусным белым вином, а когда мы вышли из ресторана, то и дождь закончился и мы в удовольствие погуляли по чистеньким улицам, разглядывая "колониальный" товар выставленный в витринах многочисленных магазинов и магазинчиков.
Вернувшись в кемпинг по красивой ухоженной лесной дороге мы стали готовить ужин...
Теперь наверное надо рассказать детальнее о некоторых особенностях нашей "походной" жизни...
Приехали мы в восьмом часу вечера...
Воспользовавшись переменой погоды в лучшую сторону, не торопясь установили специальную кухонную палатку, красную, с желтыми вставными клиньями и полуметровым козырьком впереди, от дождя.
Поставили туда двух конфорочную переносную, а точнее "перевозную" газовую печку с газовым баллоном, вмещающим несколько литров сжиженного газа, достаточного на всё наше трёхнедельное путешествие.
Такие баллоны продаются и на заправках и особенно в супермаркетах.
Там, мы сдали свой старый, пустой и заплатили за новый около десяти евро.
Кроме газовой печки, в палатке стоят наши разборные пластмассовые ящики, в одном из которых мы держим сухие и консервированные продукты, а в другом посуду и кухонное снаряжение.
Кроме того, там же стоят наши сумки холодильники, в которые на день, в отъезд, закладываются пластмассовые футляры с замороженной внутри водой - во всех кемпингах хозяева берут в свои холодильники, на "зарядку", такие пластмассовые футляры.
С такими "ледышками" внутри, из специальной сумки с пластиковым "изолятором" получается переносной холодильник в котором мы храним скоропортящиеся продукты...
Наконец, жена отпустила меня погулять в ближайший лесок, а сама принялась готовить ужин, удобно устроившись около газовой печки с книгой в руках - для неё это и работа и одновременно отдых от вождения нашего "Пассаата".
Глядя снаружи можно было подумать, что какая-то русская румяная буфетчица сидит в своём киосочке и что-то продает.
В этот вечер в меню ужина были жаренные грибы с картошкой - всё свежее и купленное сегодня в супермаркете в упакованном виде.
За полчаса были готовы грибы - шампиньоны в белом соусе и круглая варёная картошка...
Открыв бутылку белого французского вина, выпили по несколько глотков и приступили к горячей ароматной еде.
Мы сидели в переносных креслах рядом со столом, вполне напоминающий наш домашний, кухонный и любовались первозданной природой вокруг...
Закат догорал над широкой долиной под нами и последний солнечный луч, пробившись сквозь пушистые горные облака, уперся прямой золотой дорожкой в гущу елового леса, особенно ярко осветив свежую, густую зелень еловой хвои.
И нам показалось, что по этой дорожке, прямиком, можно подняться на небо и наверняка увидеть там райские сверкающие чертоги...
Наша спальная палатка была с прихожей, в которой, мы в случае дождя могли и есть и читать, сидя в тех же удобных складных креслах. В случае нужды или при короткой остановке мы могли здесь приготовить ужин на маленьком газовом баллончике.
Внутри спального помещения квадратной формы, размерами два на два, с высотой потолка в центральной части до полутора метров, по краям лежали наши надувные прорезиненные матрасы, а сверху спальники.
Посередине, на коврике в головах, стоял стульчик с большим фонарём на электрических батарейках и мы могли читать перед сном...
Утро в кемпинге начиналось с пения птиц и шуршания шагов по гравийным дорожкам - местные жители просыпались рано, потому что работали в Гренобле и позже, сквозь сон я слышал шум моторов отъезжающих машин и мотоциклов и на время наступала тишина...
Мы просыпались только в девятом часу - ведь у нас был отпуск во время которого надо было выспаться на весь следующий рабочий год.
Завтрак Сюзи готовила сидя в кухонной палатке. Она кипятила воду в чайнике, заваривала кофе для себя и чай Эрл Грей для меня, а потом, мы долго со вкусом завтракали, сидя в креслах за столом и любовались чистыми и свежими, после ночной горной прохлады, окрестными лугами и лесами, поглядывая на противоположный борт долины, с пятнами серых скал на зелёном фоне больших лесов...
Мне вспоминались дешёвенькие советские гобелены, послевоенных времён, подвешенные над кроватью и изображающие альпийские луга, ручей и оленей пришедших на водопой и тут же, сбоку, стоял островерхий домик покрытый черепицей. В детстве изображения на гобеленах, казались мне нереальной сказкой!