Аннотация: Сборник статей на разные темы, от искусства и культуры, до социальной политики и религии!
Критические статьи о театре, кино, литературе, живописи, социальной истории и религии.
Перепечатываю здесь давнюю большую книгу очерков, с небольшими исправлениями и добавлениями.
ПРОМC - фестиваль классической музыки в Лондоне
Эпиграф: "Ликует буйный Рим. Рукоплесканьями полна широкая арена......."
М. Лермонтов
ПРОМС - это ежегодный фестиваль классической музыки, в Альберт-холле, одном из самых больших концертных залов Европы
...Первое впечатление от Альберт Холла - громадная арена. Следующее впечатление - внизу, в овале партера стоячие места- тусовка фанатов ПРОМСа. И на самом верху, на галерее тоже. Посередине - места для благополучных граждан.
Во время концертов, обычно неистовствует партер - там и народ побойчее и очередь перед концертом, чтобы туда попасть подлиннее. Цена билета и вниз и на галерею одна и та же -3 фунта.
Внизу еще фонтан и те, кто приходит раньше, садятся вокруг фонтана, остальные размещяются на полу.
Да, чуть не забыл: фонтан конечно работает до начала концерта.
Очередь на улице. Все терпеливо ждут, когда начнут "пускать" - сидят далеко от входа, на тротуаре чтобы не мешать. Ходит человек в красном пиджаке - служитель. Считает. Наблюдает.
Потом очередь идет через кассу, никто без очереди не лезет. Платят за билеты монетками, чтобы быстрее - народ сознательный.
Альберт Холл был построен принцем Альбертом, мужем королевы Виктории и покровителем наук и искусств, около ста пятидесяти лет назад и был тогда, да и сейчас, самым большим концертным залом в Англии. Он вмещает более пяти тысяч человек - не Колизей конечно, но для классической музыки аудитория громадная.
Поэтому здесь любят выступать "звёзды" и в их числе знаменитые русские: Рождественский, Гергиев, Плетнев, Ашкенази, Темирканов, Венгеров, Кисин - всех не перечислить!
Если говорить о композиторах, то я думаю, русская школа самая популярная в Англии: Чайковский, Мусоргский, Глазунов, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, и послереволюционные: Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Щедрин...
Два года назад поклонники Альфреда Шнитке, в их числе французский дирижер и пианист Баренбойм, устроили посмертный концерт композитора.
Для английской публики метод Шнитке - музыкальный коллаж - непривычен, но энтузиазм был неподдельный: слушатели неистово хлопали в ладоши, кричали, свистели выражая восторг!
Альберт Холл, это не только зал - это пожалуй еще образ жизни и своеобразный социум. Есть фанаты, есть частые гости и есть "чайники", то есть новички, случайные люди - иногда не понять кто есть кто.
Я видел, как на галерее, где собираются фанаты, пожилой полный мужчина в сопровождении жены, расположился на полу и во время перерыва стал закусывать.
Он достал из рюкзака бутылку вина, открыл её, выпил со смаком этак стаканчика два, заел выпитое и прилёг.
Вскоре зазвучала музыка, которая вовсе не мешала ему спать - он даже захрапел, но жена толкнула под бок и он перестал.
Но конечно такие слушатели курьёз и исключение - английские фаны классической музыки - настоящие знатоки и ценители её и собираются здесь как на праздник, изо дня в день. Бывают и гости из других стран: Франции, Голландии, Италии, Германии... Из России редко.
А что делать? Российский бизнес, представители которого приезжают на острова, народ жёсткий, на гладиаторов они бы сходили, а вот на классику...
В Англии за последние пятьдесят лет музыкальная классика становится всё популярнее. Я знаю, что почти в каждой хорошей школе есть симфонические оркестры, а то и по два -три, согласно с возрастом и музыка стала частью образовательной системы.
Созданы детский, юношеский и молодёжный оркестры Лондона - вспоминаю блистательный концерт ЛССО, - Лондонского школьного симфонического оркестра в Барбикан-центре, с известнейшим в мире скрипачём - виртуозом Иври Гитлисом.
Мастерство виртуоза поразило всех в зале: и слушателей и оркестр. Поэтому, юные музыканты, играя с ним в одном концерте, могли глубже понять и прочувствовать музыку Чайковского, которую он исполнял.
В конце выступления оркестра и знаменитого скрипача, зрители и юные оркестранты устроили маэстро бурную овацию!
Кроме концертов в Англии, ЛССО ездит каждое лето на гастроли: в Японию, Аргентину, в города Англии.
Играют в нём дети с 13-14 лет и вырастая, они уходят учиться экономике, бизнесу, литературе и редко музыке.
Но любовь и понимание классики остаётся на всю жизнь. Кстати, читая английских классиков, я узнал, что музыка была одним из основных предметов образования детей в аристократических кругах!
Вот такие юноши и девушки, мужчины и женщины ходят на концерты в Альберт Холл, на ПРОМС, и я думаю, что очень скоро в Англии появятся выдающиеся композиторы и исполнители, которыми будет гордиться весь мир.
Такова логика развития музыки - там, где много хороших, знающих слушателей, там появляются творцы музыки.
Во многих домах страны слушают радиотрансляции с ПРОМСов и полагаю, что количество слушателей достигает здесь сотен тысяч. Пропагандистом и организатором этих концертов стал 3-ий канал ФМ. Здесь, мы можем не только послушать прямую трансляцию, но и интервью с композиторами, дирижёрами и исполнителями-солистами. Кроме ПРОМСа, на этом канале бывают передачи из Метрополитэн - опера в Нью-Йорке, концертов в Фестивал холле и Барбикан - центре.
На этом же канале дважды в неделю, мы слышим трансляции церковных служб в больших храмах, в том числе из Темпла - англиканской церкви на Флит стрит.
Оттуда же ведутся репортажи о выступлениях органистов и хоров. Большие и малые хоры есть во многих церквях, университетах и школах.
На Рождество и на Пасху энтузиасты устраивают сборные постановки "Страстей" и церковного пения. Приглашают знакомых музыкантов и певцов-любителей. Кто же откажется - святое дело!
Замечательно, что главной составной частью церковных хоров становятся детские хоры, участники которых приобщаясь к хоровой музыке учатся понимать церковные службы и уставы, и становятся активными членами общин. Часто участники этих хоров получают большие стипендии, дети в том числе.
В ПРОМСе, иногда исполняются композиции с почти тысячным составом хоров профессионалов и любителей, например, исполнение 8 симфонии Малера.
Впечатляющая картина: могучий орган, тысячный хор, пять тысяч слушателей ...и оркестр. Орган и хор конечно взяли верх над оркестром, настолько это масштабно звучало и выглядело - апофеоз музыки и пения!
ПРОМС - это центр классической музыки в Англии - он объединяет, рассказывает, показывает.
На завершающем концерте сезона многочисленные слушатели собираются в парке, напротив Альберт - Холла, и слушают радиотрансляцию из зала!
Недавно к музыкальному ПРОМСу присоединился ПРОМС поэтический, и это закономерно - большое культурное событие, как магнит притягивает другие жанры искусства.
Английский ПРОМС показывает, что можно успешно противостоять и конкурировать с эстрадой и даже футболом, потому что увлечение классикой становиться приметой культурного человека.
Иначе говоря, классическая музыка стала одной из характерных черт просвященного класса Англии.
Под обаяние классики попадают люди всех национальностей - богатые и бедные, однако не количество денег и не социальный статус тут главное - скорее это вопрос уровня родительских притязаний и темперамента - достаточно захотеть, а учить ребёнка можно начать с четырёхлетнего возраста по системе Сузуки.
При этом родители могут сами учиться азам нотной грамоты и начать осваивать инструмент. Это трудно но интересно.
Затем можно отдать ребенка в музыкальную школу, которая работает по субботам. Ещё существуют каникулярные недельные курсы. Дети постепенно овладевают инструментом, а музыка их воспитывает!
Но я отвлекся...
ПРОМСу уже более ста лет, но он не стареет, а становится все солиднее, всё известнее. Побывать на ПРОМСе, увидеть и услышать его стремятся любители классики со всего мира.
Остаётся пожелать нашим соотечественникам, появлению в России своего "принца Альберта" и своего "ПРОМСа".
Даст Бог, такие энтузиасты найдутся!
2007 год. Лондон. Владимир Кабаков
Представление в Шекспировском "Глобусе", в Лондоне.
...Я много лет собирался сходить на представление в Шекспировсий театр "Глобус", открытом лет двадцать назад, на том же месте, где располагался собственно театр, в котором играл и ставил свои пьесы, Уильям Шекспир.
Это круглое здание стоит на другом берегу Темзы, неподалеку от величественного собора Святого Павла.
Когда идёшь туда через подвесной пешеходный мост "Миллениум", открытый к двухтысячелетию современной цивилизации, начавшей отсчитывать годы своего существования от дня рождения Иисуса Христа, то с него, открывается прекрасный вид во все стороны. Позади высится громадный купол и видны стены собора Святого Павла.
А на южной стороне реки, метрах в ста от моста, белое, с соломенной крышей здание "Глобуса".
Вниз по Темзе - виден мост, ведущий к крепости Тауэр; вверх по реке, тоже на южном берегу, высится громадное колесо обозрения, которое называют "Глаз Лондона".
И действительно, в верхней точке, из стеклянной капсулы, посетители могут видеть всю панораму Лондона!
Билеты на "Макбета", мы заказали ещё весной и тогда же, сходили на представление Шекспировской "Бури".
Театр расположен на открытом воздухе и потому, по весне там бывает холодно.
Но в тот раз, ещё и дул холодный ветер и несмотря на то, что мы взяли с собой одеяла, я замерз "как бобик" и едва досидел до конца представления.
Может быть поэтому, я плохо запомнил то, что происходило тогда на открытой сцене - я жалел актёров, которым приходилось выходить на сцену, иногда полуголыми.
В этот раз было тепло и мы, пройдя по мосту и полюбовавшись на виды Лондона, вошли в театр и разместились в партере, справа, в окончании полукруга "трибун", выстроенных из дерева и поднимающиеся на три яруса над уровнем пола, на котором тоже было много зрителей.
Но они, как и в настоящем шекспировском театре стояли весь спектакль на ногах, вплотную к выступающей вперёд, сцене.
Сцена была прикрыта портиком, и актёры, в случае дождя, были в сухом месте. Не то со зрителями - в дождь, те кто стоял перед сценой, вынуждены были открывать зонтики, или мокнуть под дождём!
Наконец, спектакль начался и на сцену вышли актёры с большими барабанами, одетые в костюмы того давнего времени.
Держались они непринуждённо, и через какое-то время, я уже не обращал внимания на кожаные ботфорты, длинные юбки, чепчики, камзолы и шляпы с пером.
Барабаны били громко и тревожно, предвосхищая события, которые мало назвать жестокими. Ещё, представление сопровождала старинная музыка, а музыканты располагались над сценой и нам были видны их головы.
Макбет - высокий красивый мужчина с мечом и в кирасе, возбуждённый выигранным сражением вышел на сцену быстрым шагом и узнав, что король наградил его титулом правителя герцогства Кодор, возрадовался и победе, и награде!
Потом к нему выскочила радостная леди Макбет, маленькая, чёрненькая и очень "громкая", как говорят англичане. Она радовалась награде мужа ещё больше чем он сам, но ей этого было мало и она стала уговаривать героя Макбета, стать королём.
Для этого надо было только убить старого короля Дункана, который, кстати, собирался ночевать в замке этой супружеской пары следующей ночью.
Сам Макбет, вспомнил, что три ведьмы, которых он встретил после сражения, пообещали ему что он получит в награду герцогство Кодор и вскоре станет королём...
Наконец король приехал, была пирушка и после Дункан лёг спать, а леди Макбет, уговорила своего мужа убить его.
Тот, в конце концов согласился, сходил за сцену, и убив старого короля, возвратился назад с окровавленными руками.
Леди Макбет увидев, что он забыл кинжал в спальне где убивал старика, побежала туда, схватила кинжал и принесла его мужу...
Актёры ходили по сцене рядом с зрителями, чуть не задевая кончиками ножен голов зрителей и один раз, когда Макбет пил вместе с другим полководцем Банко, то плеснул выпивку на пол, попал и на головы зрителей, правда только слегка обрызгав их!
На этом, первое отделение закончилось и мы пошли в фойе размяться и съесть мороженное - сидеть на деревянных лавках было жёстко, хотя мы прихватили из дому подушки, да и в театре, служащие выдавали мягкие подставки и даже тёплые пледы.
Из тех, кто стоял внизу перед сценой, кто-то упал в обморок во время представления и его, усадив в коляску тихо и почти незаметно увезли. Зрителей, и тех кто сидел в деревянных "ложах" расположенных по периметру, и тех кто стоял, набралось человек семьсот и естественно, в таком многолюдье, "никто не заметил потерю бойца"!
Началось второе отделение.
Насколько Макбет, после выигранной битвы был силён и непобедим, настолько он, после коварного убийства стал подозрителен, жесток и психически надломлен, постоянно помня о совершенном преступлении, о грехе кровопролития и убийстве законного короля. Всё это подчёркивало нелигитимность его правления и томимый угрызениями совести, пытаясь заглушить их, он пустился во все тяжкие, приказав убить, в том числе, и своего соратника - полководца Банко.
Сын Банко случайно избежал гибели, бежал в Англию и стал собирать там войска, чтобы отомстить за отца.
А Макбет кажется сошёл с ума и подталкиваемый коварной и кровожадной леди Макбет, ставшей королевой, продолжал бесчинствовать, убивая руками своих слуг всех, кого подозревал в измене. В этом, он был похож на жестокого, реально существовавшего короля Генриха-VIII.
Во время спектакля, зрители стоящие вокруг сцены, были как бы участниками представления - к ним апеллировали герои, а они отзывались весёлым смехом на некоторые, совсем неподходящие к драме борьбы за власть, репликами. Но это и был знаменитый английский юмор, мастером которого был Шекспир.
Макбет почти лишился рассудка и перед ним стал появляться призрак Банко, которого не видел никто, кроме самого злодея!
Наконец, на сцене вновь появились три ведьмы и стали колдовать - изнутри сцены пошёл дым и они предсказали, что Макбета никто не победит до той поры, пока лес не придёт к стенам его замка, и что его, никто из рождённых женщиной не сможет убить.
Узнав об этом предсказании Макбет, но на время успокоился поверив в эти предсказания и по-прежнему, оставался жестоким и почти безумным - так он мучился содеянным убийством и боялся возмездия и потери трона!
Леди Макбет, тоже пресытилась своим королевством и умерла за сценой, в раскаянии крича и стеная.
Наконец полководец Макдаф - сын Банко и сын короля, собрали войска напали на замок Макбета и замаскировавшись под деревья, прикрываясь срубленными вершинами приблизились к крепости.
Ясно, что Макбет, согласно предсказаниям ведьм проиграл эту битву.
А в финале, его самого убивает полководец Макдаф, открывший в словесной перепалке с незаконным королём, что он родился от кесарева сечения, то есть не был рождён от женщины обычным образом!
В конце драмы, все актёры вышли под музыку на сцену и потанцевали, показывая тем самым, что драма была всего лишь пьесой, и в итоге все вместе радуются, что сегодня, таких историй уже не случается.
Зрители встретили эти танцы бурными аплодисментами, криками и свистом, так, как это научились делать молодые люди в Англии и в Америке совсем недавно.
Этими бурными овациями, они, уставшие от страстей на сцене и уставшие два часа стоять неподвижно, приветствовали своё избавление от этой пытки - никто всерьёз не воспринял трагедию убийцы Макбета и коварство его жены, леди Макбет.
Такого сегодня не бывает и потому, по настоящему в это уже давно никто не верит, но сам театр, который является одной из главных достопримечательностей Лондона, все они посетили и смогут рассказывать, разъехавшись во все концы Англии и мира, что они были на представлении, видели театр и пьесу Шекспира.
А я подумал, что четыреста лет назад, во времена Шекспира, такие убийства не были редкостью и потому, тогдашние зрители, наверное реагировали иначе и придя домой с круглыми от страха глазами, пересказывали содержание этой пьесы, во многом служащей иллюстрацией жизни в те свирепые и беспощадные времена.
А мне, как человеку пожившему на белом свете, было не до смеха - я сидел и краем глаза, с сожалением смотрел, что молодые люди, стоявшие перед сценой устали, перешёптываются и даже хихикают, совсем не затронутые этой жизненной драмой.
Они уже отвыкли читать длинные книги и смотреть длинные спектакли - эти дети компьютерного века, любят короткие сценки и рекламные ролики, в которых рекламируют автомобили, мобильники, которые воспитывают в них невосприимчивость к страданиям других, тем паче, если они описаны в длинных романах и пьесах.
"Что делать, что делать?" - вздыхал я, вглядываясь в оживлённые молодые лица вокруг, когда после спектакля все устремились на выход.
Я думал:
- "Жизнь сегодня другая, и если кто-то кого-то убивает, то это чаще происходит как бы за сценой, вне пределов нашей жизни. Поэтому сопереживать страданиям соблазнённого женой злодея Макбета и ненавидеть коварную и завистливую леди Макбет, уже никто из нас не способен"!
"Может быть это и к лучшему?!" - рассуждал я, пробираясь к выходу.
Наконец мы вышли на красивую, освещённую неоновыми фонарями и прожекторами набережную Темзы и я залюбовался тихим тёплым вечером, в котором тысячи и десятки тысяч туристов, прогуливаясь по набережным и пешеходному мосту, радовались жизни и хорошей погоде...
Идя по мосту в сторону нашего дома, я видел силуэт громадного собора, дома в английском стиле вокруг, и в очередной раз подумал, что Лондон, чертовски красивый и удобный, для жизни людей, город!
Август 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Концерт в Барбикане.
...То, что я увидел и услышал в прекрасном концертном зале Барбикана, потрясло меня.
Хор из ста двадцати мужчин и женщин, пять солистов и симфонический оркестр, исполняли ораторию Пророк Илия с пафосом и очень профессионально.
И я, задумался о том, что такое представление вряд ли возможно в России, потому что культура хорового пения в Англии, сегодня очень высока, и поддерживается, в том числе традиционно со стороны религиозных конфессий.
В англиканских церквях, почти в каждой есть хор состоящий из мужчин и мальчиков, и кроме того в процессе литургии, прихожане подпевают хористам.
Иначе говоря, умение петь хором, было и осталось одним из популярных направлений музыкальной культуры и наверное поэтому зал был полон, несмотря на сравнительно дорогие билеты.
Вот и здесь, пел хор, "Крауч энд фестивал корус", начавший свою карьеру в качестве любительского ещё в конце восьмидесятых годов, а сегодня, превратившийся в профессиональный коллектив с высокой репутацией.
Солисты были под стать хору - главную партию исполнял бас-баритон Уиллард Вайт и пел свою партию просто блестяще. У него такой голос, что люди, стоит ему заговорить, начинают испуганно оглядываться.
Невольно вспомнились рассказы о дореволюционных московских дьяконах из церковных хоров, от пения который начинали тревожно звенеть висюльки на хрустальных люстрах в храмах.
Сопрано, Эрика Илофф, тоже удивила меня своими артистическими наклонностями и глубоким, сильным голосом и я заметил, что в отличии от обычных концертов, её голос внушал уверенность, что она просто не способна сорваться и выдать "петуха".
Она пела во весь голос и было видно, что запасы его прочности далеко не исчерпаны.
Остальные солисты тоже соответствовали уровню хора и оркестра, которым спокойно и с большим воодушевлением, возраставшим ближе к концу оратории, руководил Дэвид Темпл.
Лондонский камерный оркестр тоже состоит из талантливых и известных в Англии профессионалов который специализируется на сопровождении выступления больших хоров.
Но главное, меня поразила музыка и гармония человеческих голосов, рассказывающих историю Ветхозаветного пророка Илии, который по значению считается у христиан, в том числе и у русских православных, равным Иоанну Предтече.
И в Ветхом Завете, он был одним из тех праведников, которые своим существованием вдохновляли верующих на подвиг веры.
Согласно Библии, в конце жизни пророк Илия был вознесён на небо, сопровождаемый пламенем громом и вихрем и недаром, в Православии Пророк Илия был владыкой грома, молнии и природных стихий.
В Ветхом завете описано его противостояние с царём Ахавом, а главное с его женой Иезавелью, которая покровительствовала жрецам-язычникам, поклоняющиеся идолу Ваалу.
В наказание народу израильскому, Бог посла на их земли трёхлетнюю засуху, от которой израильтян, своими молитвами спас Илия.
В итоге, по молитве четырёхсот жрецов Ваала, огонь под жертвенником не загорелся, а после молитвы Илии, запылал ярко. После, Илия умертвил этих жрецов, в наказание за идолопоклонство - в "Ветхом Завете", пророки не церемонились с инаковерующими...
Во время исполнения, меня поразила полная тишина в зале, а это, в первую очередь указывало на то что в этом большом зале, собрались слушатели высокой музыкальной культуры, которых вполне можно назвать слушателями - профессионалами.
На протяжении двухчасового концерта, не зазвенел ни один мобильный телефон, и не было слышно никаких хождений во время исполнения.
И тут я подумал, что современная российская публика, значительно уступает по внутренней культуре тем, кто собрался сегодня в этом зале.
В России, на мой взгляд, сегодня существует своеобразный парадокс - при высочайшем профессионализме и мастерстве солистов-исполнителей и дирижёров, общая музыкальная культура народа, значительно снизилась, даже в сравнении с советскими временами.
Впрочем, это можно объяснить тем, что солисты и студенты консерваторий, готовят себя к карьере и зарабатыванию приличных денег, в то время, как члены этого хора, сегодня, в основном были любители и работали в разных областях, а в хор собирались как на праздник - это было их хобби.
А в России, сегодня трудно уговорить кого-нибудь петь в своё удовольствие - жизнь так перевернулась, что все хотят иметь хотя бы небольшие, но деньги, даже за своё хобби!
А я ещё помню времена, когда мои родители и их друзья, как впрочем многие миллионы простых советских людей, собирались на праздники, выпивали и потом буквально часами пели, и все знали не менее десяти - двадцати народных песен, которые и исполнялись с улыбками восторга на лицах.
Сейчас же, молодые почти совсем не поют, а если и слушают что-то во время гулянок, то это непонятные для большинства, английские рок или джаз и культура пения, в народе, если не сошла то сходит на нет, и сохранилась только в больших деревнях или в пригородах.
А ведь что интересно - я сегодня слушал по ББС-3, - это радиостанции которая транслирует круглосуточно мировую классическую музыку - интервью с шотландцем, который выступает в одном из многочисленных английских хоров.
Так вот он и ведущая программы, восхищённо говорили о хоровом творчестве русских композиторов, от Бортнянского, Кастальского и Гречанинова, до Чайковсеого и Рахманинова, и я невольно загордился этим восхищением.
Постоянно слушая эту очень популярную в среде английской интеллигенции, радиостанцию, я начинаю приходить к выводу, что хорошо бы русский язык сделать языком международной культуры, как это было во времена Римской империи, когда греческий язык был языком, который знали все культурные люди.
Русская классика, как впрочем и русско-советские исполнители, занимают ведущие места в программе симфонической музыки этой радиостанции и не только.
Англичане ценят русскую классику, но и русский балет не обходят вниманием, однако в самой России в последнее время хоровое пением переживает не лучшие времена, да и отношение к хорам меняется. Конечно церковные хоры привлекают внимание и в России, однако их не так много, а любительских хоров становится всё меньше и я буду рад, если ошибся в своих оценках происходящего.
Розница в подходе к пению, в России и Англии поразила меня, как впрочем разница и в подходе к спорту.
В Англии, всё больше и больше молодых людей, ходят в спортивные залы чтобы накопить здоровья и энергии, в то время как в России, многие, я имею в виду молодых спортсменов, хотят стать профессионалами любыми путями, включая употребление запрещённых стероидов\. и на этом постараться заработать не только славу, но и деньги.
Может быть поэтому, в Англии, среди любителей, физическая культура намного выше чем в России, как прочем и общий уровень здоровья нации, здесь намного выше.
А если сравнивать с уровнем алкоголизации и наркотизации населения, то Россия сегодня, на несколько голов впереди той же Англия...
Но возвратимся в Барбикан-центр.
По окончанию оратории, зрители проводили и хор и солистов и оркестр аплодисментами, а после концерта, долго не хотели расходится, обсуждая увиденное и услышанное, или встречая своих родственников и друзей, которые пели в хоре.
Сами хористы выходили в просторное фойе, взволнованными после выступления, а потом собравшись, прошли в ближайший паб, где под бокал пива продолжили обсуждение пережитых, волнений на этом замечательном концерте.
Октябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Оркестр "Синфония" в новом концертном зале Барбикан.
...Струнный оркестр "Синфония", давал третье выступление за неделю в концертных залах Англии и Лондона, а сегодня, в открытом около месяца назад, небольшом, уютном зале рядом с жилым и театрально-концертном массиве Барбикан.
Я уже рассказывал, что впервые встретил это название в архитектурном альбоме, лет тридцать назад - тогда, Барбикан и его концертно-театральные залы, были новинкой и знаковым проектом в современном градостроительстве.
А до строительства этого комплекса, здесь был пустырь, образовавшийся во время бомбёжек Лондона, во времена Второй мировой войны.
Сегодня Барбикан, это символ перемен и следствие научно-технической революции, который стал уже привычным местом, где проходят концерты знаменитых оркестров и исполнителей, и куда толпами приходят туристы, чтобы посмотреть, немного тяжеловесный ансамбль зданий из напряжённого железобетона, в котором, согласно мечтаниям архитекторов - шестидесятников, создан прообраз города будущего, сочетающий в себе жилые многоэтажки, концертные, театральные и кино залы!
Так как в этой застройке, для создания новых культурных объектов уже нет свободного места, то новый зал выстроили неподалеку и сделали его уютным и камерным - на этой сцене и будут выступать камерные оркестры и певцы со всего мира.
Придя в этот зал пораньше, мы в буфете, попили кофе и посмотрели подробную программу концерта, в которой сообщалось, что оркестр "Синфония" во главе с молодым финским скрипачём Пекко Куусисто, будет исполнять произведения современных композиторов, и в том числе "Серенаду" Бриттена. Партию тенора исполнял известный английский певец Марк Падмор, а сопровождал пение волторнист Стивен Белл.
Концерт был приурочен к столетию со дна рождения английского композитора Бенджимина Бриттена...
В начале концерта мы послушали пьесы для струнных, волторны и тенора, молодого американского композитора Нико Мюйли.
И оранжировка произведений современных композиторов, вызвала настоящий восторг зала и непрекрашающиеся аплодисменты в адрес тех, кто так выразительно и оригинально играет струнную музыку.
В одной из пьес для струнных, мне временами казалось, что слышу орган и я качал головой удивляясь, - как это удаётся копировать скрипкам, альтам, и виолончелям!
Ну а потом была "Серенада" и все мы притихну вслушивались в слова и трубные звуки оркестра!
Новизна восприятия объяснялась ещё и тем, что мы сидели позади и над сценой и смотрели и слушали оркестрантов сверху и очень близко от исполнителей. А основные слушатели сидели как обычно, и мы могли наблюдать эмоции на их лицах!
Мне подумалось, что в России ничего подобного нет, потому что там нет развития постмодерна в классике и дожёвывают темы советского композиционного и исполнительского искусства.
Последнее время, всё в России как-то так устроилось, что своих новаций и оригинальных решений уже нет, или почти нет, - ведь Запад стал страной "обетованной" не только для новых русских богачей, но и для российских культуртрегеров, которые презирают всё созданное и создаваемое в России и преклоняются, с энтузиазмом неофитов, перед западными "авторитетами".
А раз нет "заказа", то нет и творцов нового и оригинального!
Недавно, Гергиев, самый известный и самый талантливый организатор и дирижёр на постсоветских пространствах, говорил, что на конкурсах, в том числе на конкурсе имени Чайковского, наши музыканты проигрывают, уже и азиатской исполнительской школе, особенно китайской.
Надо думать, что он имел ввиду постепенную деградацию российской школы, которая ещё совсем недавно была первой в мире.
Ещё Гергиев призывал к созданию культурных центров с обновлёнными планами подготовки музыкантов, певцов и танцоров. Но около культурная и около музыкальная "общественность", эту идею встретила в штыки и кажется, в этой дискуссии массовое нежелание что-то менять в российском провинциализме, переборет все здравые предложения Маэстро.
И конечно, реформы российской образовательной школы, проводимой недалёкими администраторами, отразилась и на музыкальной её составляющей.
В стране, сложилась такая ситуация, когда бюрократическая образованщина, постепенно захватывает все руководящие посты в просвещении и образованиии, и именно она, выступает от имени российского "культурного" общества, в разного рода дискуссиях и обсуждениях.
Вопреки опыту и признанию былых успехов советской музыкальной школы, они - эти сторонники западной системы, выступают, с одной стороны за слом всего накопленного материального и административного советского опыта, а с другой, пытаются слепо копировать западные методики забывая, что часто, это чуть подправленные методики советских времён.
Бывая в России, мне приходилось сталкиваться с бюрократами, сидящими в начальственных креслах многих образовательных и культурных учреждений.
И после встречи с ними я начал понимать, что сегодня, этих горе - руководителей, не интересует искусство и тем более массовое искусство - они прежде всего заботятся о своём статусе и своих заработках, а потом уже начинают думать о своих учениках и воспитанниках.
Часто речь даже не идёт о руководителях российской культуры - в таких условиях, развитие образования зависит от срединного уровня бюрократии, которые как "свита короля", определяют лицо руководителя и уровень учреждений культуры вообще.
Плоский прагматизм, сегодня в России определяет линию развития не только искусства, но и народной культуры - сама система хозяйствования и администрирования, под названием олигархический капитализм, предлагает этот "прагматический" подход к образованию и воспитанию.
Очень трудно убедить этих прислужников капитала, что человек, помимо того, что он рабочий и служащий, выражаясь высоким слогом, ещё и "создание божие"; что в каждом человеке заложена искра творчества, а если его с пелёнок готовят к роли рабочего, чиновника или "оператора котельной", то эта искра гаснет, в этой душной атмосфере просчитывания прибыли, не только от образования, но и от соответствующего воспитания!
Именно такой чудовищный провинциализм сегодня охватил многих деятелей не только производства или экономики, но и культуры и науки, и даже самого искусства...
Слушая этот замечательный концерт, составленный из произведений западных молодых композиторов, я уже не удивлялся, что среди этих имён нет русских фамилий, потому что, благодаря вот такой бескрылой позиции российских образованцев, отвечающих за развитие и становление культуры, русская музыкальная культура постепенно утрачивает свои лидирующие позиции в мире, и становится перепевами западных новаций и открытий.
Сегодня, на полном серьёзе, многие теоретики культуры,говорят, что в школе надо сократить преподавание гуманитарных дисциплин, так как это мешает усваивать чисто механические навыки управления, автомобилем, компьютером или мобильником.
И уж тем более, эти социальные "идиоты", думающие только о материальной выгоде и прибыли, ополчаются против уроков музыки в школе, заявляя, что большинство никогда музыкантами не станет, поэтому незачем тратить в школе на этот предмет время и деньги!
Сидя в этом замечательном зале, я думал вспоминая, что мне хватило уроков пения в школе, чтобы заразится любовью к классической музыке, которая на протяжении всей жизни радовала и помогала мне пережить трудные времена.
А сегодня, в России хотят отменить уроки пения в школьной программе и это значит, лишить страну той базы, откуда берутся не только исполнители и композиторы, но и миллионы слушателей серьёзной музыки!
В противовес такому недальновидному российскому прагматизму, в Англии, за последние годы, во многих школах созданы оркестры классической музыки, а ещё больше создано и с давних пор существует школьных хоров, а потому, полноценное образование здесь, уже не мыслится без освоения азов музыкальной грамоты и игры на музыкальных инструментах.
Почти в каждом городе, часто в маленьких городках, работают ежегодные фестивали: хоровые, классической музыки, любительских духовых оркестром, церковных хоров, органной музыки.
И всё вместе это создаёт тот культурный уровень, когда люди живущие далеко от столиц, не чувствуют себя культурной провинцией и являются не только слушателями серьёзной музыки, но и её исполнителями!
Особо надо отметить роль радио ББС-3, которое вещает круглосуточно и которое является организатором и вдохновителем многих фестивалей и конкурсов классической музыки. На этом радио, дважды в неделю, идут трансляции церковных служб из самых отдалённых уголков Англии, и в этих службах принимают деятельное участие органы и церковные хоры.