Хочу предварить эту беседу небольшим очерком истории демократии, которая сегодня многими напрямик связывается и с личной свободой и свободой политической, хотя это не одно и тоже...
Впервые, пожалуй, к пониманию подлинной демократии, как лучшей из возможных политических систем, пришли в Древней Греции, ещё более двух с половиной тысячелетий назад. Небольшие греческие города, благодаря демократии, превратились в сильные, процветающие города - государства, способные противостоять сильнейшим тираниям того времени...
В древнем мире, демократии удачно противостояли диктатурам, и даже потерпев единичные поражения, умели восстановиться, воскреснуть, как феникс из пепла, и вновь бороться, вновь побеждать тирании...
Именно греческие демократии, обуздывая непомерное людское тщеславие и тягу к власти, превратили выборных чиновников в служителей на жалованье. И отношение "подвластных" к "властям" было соответствующим, разительно отличавшимся от "простирания" себя перед царём, королём или ханом, перед Правителем, всегда с большой буквы. Раболепие, целование земли под стопами "лидера", было деталями политического и бытового протокола в древних тираниях, да мало чем отличаются и в сегодняшних, но, при "демократиях", простой кожевенник, мог выступая на суде, победить "управителя" города...
Но со временем демократии вырождались в демагогию и утрачивали своё значение. Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня...
Однако, именно греческая модель народоправства послужила прообразом для европейских народов, стремящихся поменять несправедливую, тоталитарную систему на более демократичную, в периоды религиозно - социальных революций: будь то Английская революция, Великая Французская или даже Октябрьская революция в России.
Причиной любой революции, явной или тщательно скрытой в отрицании источника, являлось нарушение социальной справедливости, королями, царями, их прислужниками и отступившей от заветов Христа, церковью...
Целью всегда было - восстановление попранной правды и свободы...
Интересная подробность - в деспотиях и схожих формах правления, слово господин - одно из самых значимых. И революции, прежде всего выбрасывали его из речевого обихода, заменяя словом из демократического лексикона: товарищ, брат, друг.
Как же христианство относится к проблеме свободы и несвободы? В чём отличие той же западноевропейской или народной, или социалистической демократии, от того, что мы называем христианской жизнью? Чем Кесарево отличается от Божьего? Как Иисус Христос решал проблему свободы, личной и политической?
На мой взгляд, Христос, не мыслил свободы политической без свободы личностной, но определял её не как свободу прав личности, человека, в обществе, в государстве, а отделяя жизнь социальную от жизни духовной.
Он говорил загадочные слова, что: "...всякая власть от Бога", которую Гегель перефразировал уже много позже, как: "всё действительное - разумно". Он, Христос сказал: "Кесарево кесарю, а Божье Богу"... Иначе говоря, государству государственное, то есть телесное, а душе - Бог...
Что же касается личностной свободы, то в Нагорной проповеди Христос призывает человеков быть свободными от забот о теле, ибо Бог об этом позаботится тоже, если вы веруете..
Прямо, тут слово свобода не упоминается, но говорится, процитирую, как бы резюме этого призыва: "Итак, не заботьтесь и не говорите... Что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться? Потому, что всего этого ищут язычники. Ищите же прежде царствие Божие и правды Его, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний будет сам заботится о своём: довольно, для каждого дня, своей заботы..."
В этих призывах - сущность человеческой свободы - телесной и душевной. Не цепляйтесь за показное благополучие вашего физического тела, как бы говорит Христос, - и вы его получите.
Не копите и не стяжайте, и тогда душой будете жить по Богу и в Боге - всё остальное от этого зависит...
О Нагорной проповеди Евангелие говорит: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи..." То есть, Иисус Христос был автор учения Нового Завета и сам свободен, а книжники и фарисеи - комментаторы, не имеющие свободы, вкривь и вкось, толкующие Законы...
Но Иисус, будучи свободным, понимал всю тяжесть свободы и потому предостерегал книжника, который хотел стать его учеником, говоря ему: "...лисицы имеют норы и птицы небесные, гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ..."
В этом же Евангелии от Матфея, Иисус говорит апостолам: "И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить; и бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в Геенне огненной. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все на голове сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых сих..."
Иисус здесь успокаивает людей свободных в Боге, не привязывающих себя в жизни ни к благам, не боящихся угроз свободной жизни. Иисус словно предлагает людям: "Будьте свободны и мир будет с вами!"
И дальше Он говорит: "Сделавши выбор свободы в Боге, держитесь Его крепко, ибо исповедующего Меня и Я исповедую пред Отцом Небесным..."
И далее, объясняя трудность и ответственность быть свободным, говорит смелые и жёсткие слова, которые уже многими сегодня забыты: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на Землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт её..."
Но дальше, Иисус утешает и объясняет, как надо быть свободным в Боге - в главе одиннадцатой, Евангелия от Матфея: " Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя. И научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко..."
И далее, Иисус, говоря по поводу обвинений фарисеев - законников, в нарушении учениками Иисуса закона субботы, поясняет: "Если бы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий господин и субботы..."
Иисус, говорит здесь о возможностях свободных в Боге, переступать формальные законы, которые написаны для рабов жизни и быта, держащихся за внешние "ограждения", как за костыли, для изуродованной такими законами души...
"Итак, можно в субботу делать добро! - говорит Иисус и исцеляет сухую руку больного...
Фарисеи обвиняют Иисуса в бесовстве, а Иисус, видя их лицемерные уловки, отвечает им: "...Если же Я, Духом Божием, изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие" - и далее поясняет фарисеям их подлинные намерения: "Кто не со мной, тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает..."
Следующий эпизод о действиях свободных в Боге, переступающих формальный Закон, когда книжники Иерусалимские и фарисеи, вопрошают Иисуса: "Зачем ученики твои преступают учение старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?"
Иисус гневно обвиняет фарисеев: "Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: "Приближаются люди сии устами и чтут меня языками; сердце же их далеко отстоит от меня. Но тщетно чтут меня, уча учениям заповедями человеческими...""
И далее Иисус толкуя притчу, обвиняющую фарисеев: "...Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления; это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека..."
Здесь Иисус призывает очищать сердце, то есть душу, внутренние, невидимые глазу помыслы, не заботясь о внешних формах проявления благочестия...
Далее Иисус предупреждает апостолов: "Берегитесь закваски фарисейской!.."
В учении фарисеев, видел Иисус истоки рабства человеческого, перед формальными законами, а по сути, рабства перед фарисеями, которые использовали законы, чтобы оправдать и возвысить себя и свои рабские занятия и привычки, освящённые, даже не самим Законом, а его толкованием, думая прежде, "не о том что Божие, но что человеческое..."
Чувствуя приближение страстных дней своего самопожертвования и подвига, Иисус призывает своих учеников последовать за ним к свободе в Боге: "...Если кто хочет идти за Мной, отвернись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной: ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретёт её..."
Свобода приходит через веру в нашего отца Небесного и даёт силу, говорит Иисус, объясняя, почему апостолы не могли излечить беснующегося в полнолуние.
Главную причину видит Он в недостаточном уровне веры - "по неверию вашему". Далее поясняя, Иисус спрашивает Петра, у которого просят деньги на храм: "Как тебе кажется Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати с сынов ли своих или с посторонних?"
Пётр отвечает: "С посторонних" - и Иисус говорит ему: "Итак, сыны свободны!" - Тем самым как бы указывая, что верующие в Бога - есть подлинно свободные...
И потом, всё таки предлагает заплатить деньги на храм, чтобы не раздражать фарисеев - законников.
Заповеди для свободных в Боге, которых многим так трудно держаться, объясняет Иисус. Это: "...не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего, как себя самого..."
И ещё говорит богатому юноше, который через богатство захотел обрести жизнь вечную: "...если хочешь быть совершенным, пойди продай имение своё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной..."
Но юноша опечалился и отошёл, потому что не мог пожертвовать своим большим имением, и не мог стать свободным в Боге. Иисус, видя это, сказал ученикам: "Трудно богатому войти в Царствие Небесное, как верблюду, пройти сквозь игольное ушко..."
"Но всякий - продолжал Иисус - кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые - последними, и последние - первыми!"
Суть свободы в Боге, Иисус далее поясняет так: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий, не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу, жизнь Свою для искупления многих..."
Поясняя образ отношений свободных в Боге с фарисеями - законниками, Иисус говорит: "Итак, всё, что они, фарисеи и книжники, вам велят соблюдать - соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывая бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, а сами не хотят и перстом двинуть их...так же любят предвозлежать на пиршествах и предвидения в синагогах... и чтобы люди звали их Учитель! Учитель! А вы не называйте учителями. Ибо один у вас учитель - Христос, все же вы братья; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится!.."
Иисус, указывает на то, что формально, многие Законы вполне правильны, но самими "законодателями" не исполняются и в этом их изъян, их фальшивость...
В Евангелии от Марка, в главе третьей, есть замечательная фраза, которая прямо нам показывает, как относились ближние к этому "странному" для них призыву Иисуса - стать свободными в Боге: " и услышавши, ближние его, пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя..."
А книжники, пришедши из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе Вельзевула, и что изгоняет бесов, силою бесовского князя...
На все возражения Иисуса, люди и близкие, погрязшие в духовном рабстве обыденной жизни, только качали головами, говоря: "Он сын Иосифа плотника, из Назарета, и сам плотник. Не может он учить как власть имеющий. Мы же его знаем..."
И говорил Иисус, в ответ на эти обвинения: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы не хулили. Но кто будет хулить Духа Святого (посланца Божия), тому не будет прощения во веки веков, но подлежит он вечному осуждению...Сие сказал Он, потому что говорили: "В нём нечистый дух..."
И дальше, Марк описывает замечательный момент, когда Иисус защищает свою свободу быть тем, кем Он был воистину: "И пришли матерь и братья его и стоя вне дома, послали к нему, звать его. Около Него сидел народ. И сказали ему: вот Матерь твоя и братья Твои, и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: "Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя: Вот Матерь моя и братья Мои; Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь..."
В этом диалоге - весь драматизм бытия, свободного в Боге Иисуса, все противостояние между обычностью, повседневной рутиной и избранничеством! И в этом, на мой взгляд ключи, к последующему, трагическому подвигу Христа; "ибо не ведают, что творят", "близкие", для которых "нет пророка в своём отечестве".
Для тех, кто увяз в раболепстве, нет свободы, и нет просветлённых, свободных в Боге. Для таких людей, вера в Бога и в посланца Его - суеверие или мёртвая догма, тысячекратно повторенная, без понимания и веры, и потому, утратившая реальное содержание.
Отсюда происходит и жестокий миф, о Христе появляющемся на боевом коне и с оружием в руках, сильном и божественно непобедимом. Отсюда постоянное приписывание Богу и Сыну и Святому Духу, зла царящего в мире, и прочих свойств, присущих самому неверующему человеку...
В главе пятой, у Марка, Иисус отличает из двенадцати, трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна и берёт их в дом начальника синагоги. И там в присутствии этих трёх и родных, оживляет двенадцатилетнюю дочь, начальника синагоги.
Отныне Иисус совершает чудеса, в присутствии тех, кто верует в него самозабвенно. То есть тех, кто верует самозабвенно, свободен от сомнений, свободен в Боге. Конечно со временем полностью уверуют и остальные ученики и станут апостолами. И сами по наущению Духа Святого смогут совершать чудеса.
Скептики же и фарисеи не только сами не верят, но мешают другим уверовать. Не такова ли и сегодня ситуация?!
Когда же Иисус проповедовал в Назарете, в синагоге, то скептики шептались и пожимали плечами. И сказал тогда Иисус: "Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём... И дивился неверию их".
Свободные в Боге, это ещё и люди способные взять на себя ответственность за поступок, за суждение или утверждение. Как часто мы в обыденной жизни отказываем людям в таланте, в дарованиях, потому, что судим о них по себе, думаем, что знаем их, отказывая таким людям в развитии внутренней свободы, проявлении свободы в Боге. Как часто мы стремимся мерить других мерою собственной несвободы и обвиняем их, если они поступают не как все...
Одной из характерных черт первохристиан, была их свобода в Боге. Вспомните, как Апостол Павел, стал наравне с Симоном - Петром, которого сам Иисус избрал для служения...
А сегодня Новый завет включает многие послания и поучения Апостола Павла. Ибо после знамения и гласа Иисуса Христа, услышанного ещё Савлом, будущий апостол, уверовал самозабвенно и жизнь своею отдал для этого служения. Так произошла метаморфоза. Когда яростный язычник превратился в смиренного, просветлённого апостола и из Савла превратился в Павла. А христиане во всех землях поверили и доверились ему.
И это прежде всего потому, что первохристиане и сами Апостолы были свободны в Боге и потому восприняли новообращённого Савла, наравне с собой. Хотя он и не был свидетелем земной жизни Сына Человеческого, но внял слову Иисусову явившемуся ему на дороге в Дамаск.
Если бы первохристиане были догматиками, то разве смогли бы они признать Павла равным тем, кто жил и шёл вослед Иисусу Христу во времена его земной жизни? Но они не стали подобно жителям Назарета и Иисусовым "сродственникам" говорить: "Мы знаем его..." - это Савл, гонитель христиан..."
Так и в жизни часто бывает, что именно близкие и знакомые, погружённые в рутину несвободной жизни, менее всего верят и не хотят быть свободными. И поэтому ещё, вокруг нас происходит так много личных трагедий из за предательства ближних. Ведь известно, что "предают только друзья..."
Хочется повторить слова пророка Исайи: "Ибо вы оставили заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И спросил их: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свои предания?"
...И потом говорил Иисус о лицемерии законников, которые даже неуважение к отцу и матери, оправдывают Законом.
И когда пришло время Иисусу умереть по Божьему плану, чтобы искупить грехи человеческие своею смертью и муками, тогда даже Пётр стал его уговаривать, не жертвовать собой, и тогда Иисус, который очень ценил свободу в Боге, сказал незадачливому Петру: "Отойди от меня Сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!"
Трагичность свободы выбора не пугали Иисуса, ибо это была свобода в Боге...
И Иисус поясняет ещё раз суть свободы в Боге, и хвалит книжника, который уразумел, что любить Бога: "всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя - есть больше всех всесожжений и жертв"
И Иисус похвалил разумного книжника и сказал: "Не далеко ты от Царства Божия"
В Нагорной проповеди, Иисус явил подлинную свободу Духа верующего в Бога, и объяснил суть своего учения, противостоящего, не только человеческим преданиям, но и Законам, превратно толкуемым, говоря в Евангелии от Луки, в главе шестой: "...любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя - дай, и от взявшего твоё, не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящего вас, какая вам за то благодарность, ибо и грешники, любящих их, любят. Но вы любите врагов ваших, и благодарите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете..."
Иисус говорил учение, в котором и которое содержит и состоит из Любви и Милосердия, противостоящим очень часто обыденному, "здравому" смыслу, вынесенному из рабского существования людей без Бога. Тем самым Иисус противостоял привычному рабству и тела и духа.
И показал он в этом учении, Сам свободный, дорогу к Храму, для свободных, в котором преображённые люди будут принижая себя, услужать другим. И жизнь станет похожа на Рай, где нет ни обид, ни злобы, ни мести. А есть взаимопонимание, взаимопрощение и любовь...
Иисус предстаёт свободным от ненависти и сильным в уважении к доброте, когда прощает людям и их алчность, и тщеславие и злые помыслы, относясь к ним, как к детям, которых надо научить отличать подлинное добро от зла, искренность от лицемерия...
И сравнивает Иисус своих последователей со строителями строящими дом на каменном основании, который будет стоять вечно, а тех кто противоречит ему, и удовлетворяет своему сластолюбивому, животному эгоизму - с людьми, строящему дом на песке. Подует ветер судьбы, нахлынут волны невзгод и дом этот рухнет.
Иисус учит, не быть любостяжательными, ибо жизнь человека не зависит от величины его имения. Ведь Бог говорит: "Безумный! В сию ночь, душу возьму твою у тебя! Кому же достанется то, что ты заготовил!.. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Наипаче, ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам..."
И ещё одно определение несвободы в Боге, описанное в Евангелии от Луки, в главе двенадцатой: "Раб же тот, который знал волю Господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много..."
И предсказал ещё Иисус борьбу за свободу в Боге: "Думаете ли вы, что я пришёл дать мир Земле? Нет, говорю вам, но разделение! Ибо отныне отец будет против сына, и сын против отца..."
И ещё, и ещё раз повторяет Иисус: "Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, и притом и самой жизни своей, тот не может быть учеником Моим...
Так всякий из вас, кто не стремится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником..."
Здесь, Иисус говорит, что христианину, надо начиная жить праведно, отвергнуть рабство обыденности и привычки жить по старому, преодолеть привычки себялюбия и совершить революцию в своей душе и чувствах, прежде чем требовать этого же от других...
"Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним..."
Не так ли сегодня богачи, насмехаются над бедными людьми!?
Так и всегда: "Бог знает сердца ваши, ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом" - так Иисус разъясняет смысл рабских привычек, мешающих идущим к Свободе в Боге...
В Евангелии от Иоанна, Иисус в главе третьей говорит Никодиму: "Рождённое от плоти - есть плоть, а рождённое от Духа - есть Дух. Не удивляйся, что я сказал тебе: "Должно вам родиться свыше..."
И далее поясняя, что такое Свобода в Боге, продолжает: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рождённым от Духа..."
Таким образом, верующий в Бога, ведомый Духом - свободен, и потому, является единым с Богом, отрицая связанность дурными человеческими традициями и клятвами. Только свободный в Боге не боится смерти телесной, ибо знает, что возродится в Духовном облике, в Царствии Небесном...
И говорил Иисус у колодца Иаковлева, в Самарии, женщине самаритянке, пришедшей за водой: "...поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме, будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся. Ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники, будут поклоняться Отцу в Духе и в Истине, ибо таких поклонников отец ищет Себе. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине..."
И уже в Иерусалиме, поясняет Своим ученикам: "Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики. И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными..."
Отвечали ему: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому, никогда; как же ты говоришь. Сделайтесь свободными?"
Иисус отвечал им: "Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно: Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете..."
И дальше Иисус обличает иудеев: "Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. Вам отец -Дьявол. И вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, то говорит своё, ибо он лжец и отец лжи!"
Известно, что поклонники лжи и Дьявола, Истине не верят и боятся Свободы в Боге, предаваясь следованию человеческих устроений...
После этих слов, иудеи хотели побить Иисуса камнями, но Иисус пройдя среди них, скрылся из храма и никто не посмел к нему прикоснуться...
Следуя учению Иисуса Христа, мы с любовью в сердце, готовы повторять за ним -подлинная свобода - это всегда Свобода в Боге. А свобода жить во грехе - это сатанинское наущение, которому следуют неверующие люди, возгордившиеся в своём эгоизме и следующие человеческим установлениям!..
Вина или обида...
... На экуменической конференции, вновь Владыка Серафим встретил англиканского священника Робина Гриффина и они поздоровались, уже как хорошие знакомые. Было видно, что Робин обрадовался новой возможности поговорить с Владыкой. А русскому епископу, тоже был интересен этот молодой, но глубокий и сосредоточенный на вере, священник.
Когда наступил большой перерыв, Владыка и Робин, после долгого неподвижного сидения, захотели размяться и вошли в большой парк, растянувшийся на несколько километров в самом центре города.
... Была весна... Деревья в парке издали напоминали серо-коричневую многоветвистую массу, уже готовую разродиться зелёной клейкой листвой.
Вишни, черешни и яблони покрылись розово-белыми цветами, но особенно выделялись на фоне безлистой растительности пышно цветущие магнолии, выпустившие свои нежные крупные цветы буйным фонтаном возродившейся нежно розовой плоти.
Любуясь на это праздник жизни, Владыка вздыхал и несколько раз повторил: - Как же прекрасна жизнь, когда она только начинает возрождаться и обещает вечный праздник и и нескончаемые радости даже уставшему человеку...
Обменявшись несколькими вежливыми фразами, собеседники, сели на лавочку под громадным платаном и Робин, спросил Владыку о том, что его интересовало в истории церкви в России: - Как случилось, что русская Православная Церковь подверглась таким гонениям после революции и чем объяснить непримиримость атеистов, возникших казалось бы из ниоткуда, в такой христианской стране, как России?
Владыка, внимательно глянул в глаза Робина, словно решая, поймёт ли он его объяснения правильно и не спеша, с остановками, подбирая нужные слова начал отвечать: - Меня часто спрашивают, чем объяснить обвинительный тон в речах молодых священников, особенно из "зарубежников", когда они говорят о "режиме большевиков", как о причине гонений на русскую церковь.
Я сознательно не говорю о старых священниках из карловацкого раскола, которые писали льстивые письма Гитлеру, призывая кару на головы россиян, "отпавших от веры".
Они ведь ненавидели не только Советский Союз, но и русскую православную церковь Московского патриархата. Во время войны, некоторые из них, откровенно сотрудничали с Гитлером и благословляли "немецкий меч возмездия". Я помню эту, ужаснувшую меня формулу из письма Митрополита Анастасия Гитлеру...
Владыка, ещё раз коротко глянул на Робина, словно проверяя, понимает ли он сложность поднятых вопросов. Потом, привычным движением поправил седеющие длинные волосы, какого-то серого света, от того, что совсем белые, седые пряди перемежевались с естественными, тёмными...
Более того, иногда, я думаю, что именно иерархи этих "раскольников", стали одной из причин нападения Гитлера на Советскую Россию. Как кажется, они его старались уверить в том, что стоит только немецким войскам перейти границу СССР, как бросив оружие, все жители России пойдут немцам навстречу с хлебом - солью.
Возможно, где-то так и было - воистину слаб человек. Более того, я знаю случай, когда, как рассказывал участник той войны, один из моих стареньких прихожан, жители деревни на Украине, вышли встречать гитлеровцев с хлебом - солью на цветастом рушнике...
-Этот прихожанин рассказывал дальше, что командир их отступавшей батареи, следивший за происходящим в бинокль, с ближайшего холма, приказал развернуть орудия и последние снаряды накрыли, как гитлеровских мотоциклистов, так и встречающих их поселян. За это, молодого командира судили и отправили в штрафбат...
Предательств и в той войне было много, как много было и сдававшихся в плен. Но значительно больше было людей, которые не сдавались и погибали. Самое страшное, для будущей жизни после войны, было то, что погибали молодые, самые смелые и наверное самые талантливые...
Другой прихожанин мне рассказывал, что ушёл на фронт добровольцем, окончил офицерские курсы и попал на фронт. Он рассказывал, что молодых лейтенантов убивали через несколько дней после попадания на передовую, потому что им надо было поднимать в атаку бойцов, часто только с пистолетом в руках, чтобы показать другим, что они смерти не боятся...
Война в России, была совсем другая война, чем во Франции. Французы, решив, что сопротивление бесполезно, сдались, тем самым сохранив несколько поколений своих людей. А в России шла битва за выживание и потому ожесточение было чудовищное. И русский человек, совсем другой чем француз или англичанин. Для него родина значит больше чем просто место проживания.
А Гитлер и коллаборационисты, когда напали на Советский Союз надеялись на блицкриг, думали, что всё будет как в "цивилизованной" Европе и при первых проигранных больших поражениях, Советский Союз рухнет.
Конечно это не было так и не могло быть так. Я сам, русский человек, которому в юности внушали, что рано или поздно, мы должны будем вернуться и освободить Россию от большевиков...
Но как только я услышал о нападении Гитлера на Советский Союз, у меня в душе поднялась целая буря чувств. Если бы была возможность, то я бы пробрался туда, на мою родину, чтобы защищать её от захватчиков в рядах Советской Армии.
Все большие и малые обиды на страну, на мой народ, сразу испарились. А ведь нам изгнанным из нашей России, было очень трудно простить эту обиду...
Владыка, вспомнив о тех переживаниях, невольно задышал часто и немного побледнел, но потом, оправившись от нахлынувших воспоминаний, продолжил: - Надо же настолько ненавидеть свой народ, своих единоверцев-христиан, чтобы на это пойти...
Но очевидно, что они, - те из эмиграции, кто прислуживал Гитлеру, так и не осознали своей вины перед русским народом и перед самим Иисусом Христом...
Владыка ещё раз глянул на молодого англичанина и заметил: - Я стараюсь об этом не говорить с русскими священниками, потому что они сами, вольно или чаще невольно, стали носителями таких взглядов. Видимо, в жизни чувствовать себя обиженным, всегда кажется более достойным, нежели сознавать свою вину и каяться, чтобы катастрофы не повторилось в будущем...
Но сегодня, эта идеологическая, не христианская линия, в моде на пространствах бывшей Советской России. Наверное поэтому и многие иерархи проклинают "режим большевиков", забывая, что революцию и в Гражданскую войну поддержало большинство русского народа. Иначе "красные", эту войну не выиграли бы.
Об этом и Патриарх Тихон говорил, уже через несколько лет после революции, когда встречался с простыми людьми на улице и говорил с ними. Большинство ведь на улицах - люди простые...
Вы как историки, понимаете значение закона больших чисел в истории каждой цивилизации. А в Советском Союзе, на мой взгляд, со временем сформировалась настоящая цивилизация: со своей идеологией, списанной с Нового Завета, со своими, по своему христианскими требования равенства, свободы и справедливости для того большинства, которое Иисус Христос называл "нищими духом"...
Я помню, одного русского эмигранта во Франции, который при царе служил в дипломатическом корпусе, а после Гражданской войны, попал в Париж, и несмотря на свои университеты - он был очень образованный человек, знал много языков, - пошёл работать на фабрику, простым рабочим. Он жил очень одиноко и стал очень религиозным человеком. Он говорил мне, когда я расспрашивал его о прежней жизни, что именно богатые, образованные и знатные привели к революции в России. И он, словно за всех таких, извиняясь, тихо молился у себя в каморке и так же тихо умер, в отчаянии и одиночестве...
Мне, тогда, его смирение было непонятно, и только став старше и даже старым, я начал понимать, что мы ответственны пред теми, кого мы заставляем работать на себя...
Владыка, помолчал, глядя в одну точку, словно увидел того человека и потом, прервав молчание продолжил: - Вот поэтому, с возрастом и я начинаю понимать эту загадочную истину, которая гласит, что без соизволения Бога, ничего не происходит в мире, - ни хорошего, ни плохого.
И в этом нет никакого фатализма. Мне кажется, что это просто проявление законов биологической, высокоорганизованной материи...
...Робин, услышав это из уст старого священника, не удивился - он знал, что Владыка, ещё перед войной, окончил медицинский факультет и успел, во время последней мировой войны послужить в армии и поработать врачом...
А Владыка Серафим ещё помолчал, вглядываясь в ярко освещённый весенним солнцем парк, близкий лесистый горизонт, за которым, кое-где проглядывали жилые кварталы большого красивого города...
- А сегодня, в России, особенно среди молодых политиков, возобладало чувство обиды, если не мести - а это грех неверия во всесилие Божие...
И такое отношение к народной российской истории, - Владыка при этих словах сокрушённо вздохнул - до сих пор сохраняется не только у политиков, но и у церковных деятелей.
А это ведь идеология, во многом схожая с идеологией французских коллаборационистов, сотрудничавших с нацистами.
Мне пришлось поучаствовать в движении сопротивления и я, иногда рисковал если не быть расстрелянным на месте, то попасть в концентрационный лагерь. А они, прислуживая Гитлеру жили неплохо...
Я, где-то читал, что в Германии, Гитлер выстроил церковь для "зарубежников". Так они благодарственные молебны по нему служили, чуть ли не святым его называли. Конечно, это делали те, кто руководил расколом, но так всегда и бывает. Есть такая поговорка: "Враг вашего врага - ваш друг". Поэтому наверное "главные" в карловацком расколе, так заискивали перед фюрером немецкой нации...
Владыка горестно вздохнул и закончил волнующую его и сегодня, тему: - Франция была оккупирована Гитлером в течении нескольких лет, и если бы не победы Советской Армии и её союзников, не те громадные жертвы, прежде всего человеческие, то наверное все бы примирилась с нацизмом, привыкли к неволе. Ведь человек, ко многому привыкает, и к несвободе, в том числе...
Владыка надолго умолк, погружённый в воспоминания, и в какой-то момент, прервав молчание продолжил разговор, правда сменив тему.
- Я помню, как после приезда в этот город, пошёл знакомится с местным священником из зарубежников, и как он, сверкнув глазами на меня почти завопил - Изиди, сатана! Он уже знал, что я твёрдо стою за Московскую патриархию. Это было ещё при Советском Союзе - пояснил он коротко...
... В них, - продолжил Владыка - то есть в тех, кто выступал тогда и выступает сегодня против русской православной церкви Московского патриархата, и против её верного служению русскому народу во время войны, срабатывает известный синдром малодушного человека...
Тогда, Советская Россия спасла не только свой народ, но и народы и государства Европы. А Красную Армию, если и не любили, то уважали. Ведь все понимали, что если бы не миллионы погибших со стороны России в войне с нацизмом, то столько же людей погибли бы заа свою свободу во всех странах-союзниках. Поэтому и уважали...
А сегодня, из России, снова делают пугало, потому что все, кто помнит эту кровопролитную победу - уже умерли, а молодым кажется, что так и должно было быть.
Есть уже люди, и часто это молодые, которые ничего не знают даже о недавнем прошлом, да и знать не хотят. А те, кто воевал на стороне Гитлера, часто изображают из себя патриотов, называя советских солдат, оккупантами...
Давно известно, что нераскаявшийся предатель, ненавидит свою жертву, и чем подлее было предательство, тем ожесточеннее эта ненависть. Об этом, ещё Достоевский с большой горечью писал...
Владыка, устало потёр пальцами усталые глаза, задумался и подводя черту под сказанным, подытожил: - Думаю, что и Иисус Христос, наверное не только бы осудил, таких служителей - человеконенавистников, но и изгнал бы их из церкви, как в свое время изгонял, фарисеев и книжников, говоря: "О фарисеи - лицемеры, змеиное отродье!"
Иисус был добр и кроток, но не терпел хитрых фарисеев и книжников, за их фальшивую веру напоказ. Такое предательство веры, в нестойких, против жизненных соблазнов, душах, часто хуже прямого перехода на сторону врагов Христа. Наверное, так и вели себя те, кто приговорил Спасителя к мучительной казни на кресте...
Робин, слушал этот монолог Владыки, затаив дыхание. После таких бескомпромиссных высказываний этого русского старца, он, кажется начинал понимать трагедию русской истории...
А Владыка, после небольшой паузы, продолжил: - Я, часто думаю, что сегодня, вместо покаяния за свою вину, люди уличённые в предательстве выращивают обиду на гонителей, чтобы оправдать себя и запутать молодых...
К несчастью, во многом им это удается. Однако я верю и знаю, что без произволения Божиего, ни один волос с головы истинно верующего не упадёт! Другое дело, что само по себе христианство, это вера человека страдающего от всего несовершенства мира. Поэтому эта вера и противостоит инстинктивному, животному существованию...
А обида, сама по себе, способна только разрушать и отношения человеческие и строительство жизни, как таковой.
В призывах Иисуса Христа к всепрощению, как мне кажется, отразилось это понимание разрушительности человеческой обиды и мести...
Тут, можно привести такой пример: когда простые люди дерутся, то они бывают жестоки и злы. Но вот драка кончилась и они избитые, могут и обняться. Их, словно объединяет эта взаимно пролитая кровь и синяки с порезами. Может быть поэтому, сегодня, в Европе, отношения у России с Германией, намного лучше, чем даже с теми, кто были союзниками в Великой войне...
... А после революции, конечно были гонения, против богатых и даже Церкви - Владыка помолчал и тяжело вздохнул: - Но на это, наверное была воля Божия. Причин мы никогда не узнаем, но видимо, что то было не так, в той Церкви, за что Бог и попустил эти гонения...
Другой причины, я не вижу, да и трудно гадать об этом. Ведь много хороших людей погибло, а среди них были и настоящие верующие. Но кажется, такова судьба верующего в Христа человека - платить своей жизнью, часто и за те грехи, которые он сам не совершал...
Владыка помолчал ещё и искоса глянув на Робина - понимает ли тот его?
- В мире существуют трагические закономерности жизни, о которых не говорят, но которые подразумеваются, особенно в среде политиков. Речь идёт об ответственности человеческих общностей, таких как религиозные конфессии или даже нации государства за действия отдельных групп или даже отдельных личностей...
Иерусалим был разрушен, евреев гнали многие столетия и последние страшные гонения, произошли уже на нашей памяти.
Гитлер ведь объединил немцев, найдя виноватого во всех германских бедах. Во многом, потому что "они распяли Христа". Но ведь Иисус из Назарета был рождён еврейкой. Об этом тоже нельзя забывать.
Я помню, как во время войны, Сталин был героем-спасителем мира. А сегодня его пытаются приравнять к Гитлеру. Говорят, раз Сталин был тиран, то и советский народ виноват в его тирании...
Владыка вздохнул и продолжил: - Сегодня, Америка воюет в Ираке и Афганистане. Говорят они ищут Усаму Бен-Ладена. Но причём тут народы этих стран?
Иисус Христос говорил: "Любите не только друзей ваших, но и врагов ваших" Он понимал, что только прощение грешников, может прервать замкнутый круг обид, ненависти и мести...
Иногда, мне кажется, что мир принял Спасителя, но не понял и не хочет до конца понять его божественную мудрость, которая стоит над всеми народами, над всей человеческой историей...
После этого высказывания, Владыка долго молчал и сидел понурившись. Плечи его опустились, спина сгорбилась и Робину стало заметно, что с ним разговаривает уже пожилой, и может быть больной человек...
Передохнув, Владыка Серафим продолжил свой монолог-размышление...
- Некоторые священники сегодня устремляются в политику, надеясь там найти поле для своей христианской работы.
Мне бы хотелось предостеречь таких служителей. Ведь мы знаем, что нет Евангелия общественно-политической правды. Иисус Христос ведь твёрдо заявлял: "Царствие Моё, не от мира сего..."
По отношению к политическим и даже общественным темам, в Евангелиях нет ясного и однозначного мнения. Основная задача Евангелия, - как мне кажется - это закладка религиозного человеческого характера и воспитание, развитие внутренней жизни...
Христос, нам ясно говорил, что "Царствие Божие, внутри нас...". Из этого мы и должны исходить...
Человек в одиночку, отдельно от всех близких и друзей, в жизни, предстоит перед судом совести, а после смерти и перед судом Божиим! И тут встаёт вопрос - может ли Церковь судить человека, и даже наказывать его, прежде чем его осудит Спаситель на Страшном Суде? Церковь ведь проповедует, что мы должны жизни за друга положить, то есть защищать друзей всемерно.
Но она и проповедует, тоже словами Христа: "Кто в руки меч возьмёт, тот от меча и погибнет". Поэтому естественно спросить, может ли она проповедовать и поддерживать насилие в той или иной форме?
Робин слушал молча и старался следовать логике размышлений Владыки, понимая, что это давно и долго обдумываемые мысли и положения, которые касаются не только самой веры, но и реальной жизни, которая проходит вокруг нас, внутри нас...
Не обратив внимания на долгую паузу, словно не заметив тягучего молчания, Владыка продолжил так, словно он разговаривал с самим собой: - Я думаю, нет! Как церковь, как сообщество верующих, телом которой является Сам Иисус Христос, не может! Но вместе с тем, отдельные её члены, по сугубому суду своей совести, могут быть вовлечены в борьбу, в том числе в революционную борьбу. Потому что сердце человеческое, и сердца верующих людей в том числе, часто не выдерживает неправды, несправедливости мира. А правда и справедливость - это тот же закон Божий, такая понятная форма человеческой любви...
Бороться за свои права иногда может быть и не очень благородно: такая борьба может выражать и жадность и желание власти. Но бороться за права других - долг человека. И вот здесь, наше представление о справедливости, постоянно двоится. Иногда мы видим борцов за права человека, которые даже очень неплохо живут, получая за эту "борьбу", и деньги приличные, и славу и даже определённую власть. И тут надо очень хорошо отличать подлинного борца от приспособленца и не давать себя обманывать разного рода нечестным людям...
Владыка поднял голову и тихо улыбнувшись, посмотрел на своего собеседника, а точнее слушателя: - Я вас наверное утомил уже своими сентенциями?
Робин чуть поклонился Владыке: - Спасибо вам, что вы мне об этом говорите. Я ведь тоже обо всём этом часто думаю. И потому, ваши размышления, как бы открывают в моей голове, всё новые и новые горизонты мысли...
Владыка постарался выпрямить плечи и улыбнувшись своей тихой улыбкой, спросил: - Ну я тогда продолжу? Мне ведь тоже, редко попадают такие серьёзные слушатели...
Он сосредоточенно, долго, молча смотрел перед собой, а потом продолжил с того места, на котором прервался: - И тут, мы видим внешнее воздействие Сатаны, выступающего в форме человеческого эгоизма, прикрывающегося красивыми словами. Часто, такие люди становятся жертвами хитрости дьявола. Человек не отвернулся бы вольной волей от любви к ближнему, не будь он обманут. Мы знаем из Библии, что Сатана есть враг, тот кто лжёт искусно и привычно. Он, лжец по существу!
Но он ведь не только обманщик, но и тот, кто убивает...
Трагедия лжи, не заключается только в том, что наше познание неточно, и тем самым неточно всё наше отношение к вещам. Трагедия лжи заключается, в том, что паутина лжи создаёт нереальный мир, мир, который не существует, куда попав, жертве лжи остается только умереть, потому что жить можно только лишь причастием к реальности и участием в реальной жизни.
Но чем больше мы уходим в нереальность созданную ложью, тем больше мы усугубляем ситуацию, в которой не может быть жизни, - только смерть...
И для того, чтобы быть действенной, ложь должна представляться видимостью реальности, видимостью правды...
В этом противостоянии реальной жизни и жизни выдуманной, в противостоянии правды и лжи, похожей на правду - вся сложность и неоднозначность драмы нашей жизни. Другой вопрос, что эта драма нами не осознаётся до поры - до времени - её заслоняет рутина обыденного существования...
... Тут Владыка спохватившись, глянул на часы и в притворном страхе всплеснул руками: - А ведь мы с вами опаздываем на очередную дискуссию. Нам надо быстро возвращаться. Да ещё и извиняться перед собравшимися...
И они заспешили к выходу из парка, уже не обращая внимания на весенние красоты. Владыка шёл впереди, чуть прихрамывая на правую ногу. Но и в быстрой походке и в прямой ровной осанке чувствовался человек старой школы воспитания...
Рутина жизни
Жизнь Владыки, надолго вошла в проторенную колею. Службы в соборе были только частью его церковного служения. Много времени занимали выступления на богословских конференциях и особенно беседы на местном радио, в которых Владыка старался объяснять и рассказывать не только о принципах и догматах христианской веры, о жизни и трагической смерти Спасителя на кресте. Говорил он и о том, как вера соотносится с реальной жизнью, с обыденностью, в которой, часто, трудно сохранить свою совесть незапятнанной и тем самым не предать самого имени - христианин...
Его выступлений по радио, ждали тысячи и тысячи слушателей во многих странах Европы и мира. Но конечно, главными вступлениями были проповеди - иначе это никто и не называл - на русском языке. На радио тоже дорожили таким ведущим, потому что по рейтингу, он привычно занимал первые места среди всех комментаторов.
Владыка, когда готовился к выступлениям, вначале писал план его, потом основные тезисы, а остальное, уже было в его голове, а точнее в его душе, переполненной раздумьями, а иногда и мучительными сомненьями, которыми он и хотел поделиться с невидимыми слушателями.
Каждый раз, садясь за стол с микрофоном, он очень явственно представлял себя стоящим в церкви, перед многочисленными верующими ждущими от него праведного слова и верящими ему как своему духовнику. И когда он это видел перед внутренним взором, то успокаивался и беседа-проповедь текла легко и свободно.
Многие его знакомые из высшего клира и священники во всех концах Московской Патриархии, говорили о нем, что Владыке Серафиму дана Божья благодать устного слова, благодать церковной проповеди.
А Владыка, помня притчу рассказанную Иисусом о использовании талантов, старался не скрывать эту своею чудесную способность говорить и рассказывать сложные вещи простым и сильным языком, и часто выступал перед разного рода аудиториями.
В интимных беседах, он говорил, что видит свою жизненную задачу в том, чтобы рассказывать людям о христианстве и о жизни нашего Спасителя.
И каждый раз, начиная проповедь, он чувствовал, как в душе поднимается волна вдохновения, а в уме, оживали картины того, о чём он рассказывает.
На слушателей и зрителей, это производило сильное, почти магическое впечатление и многие послушав Владыку Серафима хотя бы раз, тянулись к нему, хотели слушать и слышать его чудесные истории о подвижниках веры и через время, приходили в церковь с просьбой помочь им стать такими же христианами, каким им показался и на самом деле был Владыка...
Старость
А годы жизни Владыки всё шли и шли, складываясь в десятилетия. Вот стало ему шестьдесят. Потом семьдесят и незаметно, бытование подошло к восьмидесяти. И в его всегда собранной подтянутой фигуре проявились черты старения.
Плечи незаметно, год за годом клонились к низу. Доброе и улыбчивое лицо, со временем изрезали морщины. И борода, некогда густая и блестяще-чёрная, поредела и поседела. Голос стал хриплым и прерывистым, но когда он говорил с людьми, то преображался и казалось молодел на глазах.
Уже после семидесяти, несмотря на скромную диету, начались проблемы с желудком. Но главное, в стареющее тело пришла боль. Суставы ныли и болели, когда он уставал, после длинных прогулок. Сердце начинало биться и ворочаться в груди, после самой пустячной нагрузки. И все время хотелось полежать, чтобы не чувствовать этой изнуряющей боли во всем теле.
О происходящем с его стареющим телом он никому не рассказывал, но близкие люди и внимательные прихожане начинали понимать, что годы не щадят и любимого Владыку!
...Всё чаще, сидя у себя в квартирке на задах храма, Владыка задумывался о преемнике и начал подыскивать себе подходящего молодого священника, исподволь расспрашивая и узнавая характеры и глубину мыслей и поступков многих своих знакомых, как у себя в епархии, так и в России, где он бывал довольно часто, особенно последнее время.
На одной из встреч московской верующей интеллигенции, Владыка, как всегда сидя в центре кружка внимательно слушающих людей заметил молодого священника, в старенькой рясе. Который смотрен и слушал не замечая ничего вокруг себя. В конце беседы, как всегда были вопросы. И этот священник смущаясь спросил Владыку, как можно стать проповедником, которого люди будут не только слушать, но и понимать о чём он говорит?
Знаете - начал Владыка - я когда говорил первые проповеди, то очень смущался. И слова с языка слетали какие-то неловкие и начав, я часто не знал, как продолжить тему.
Но вот однажды, я так переживал, что в середине проповеди, вдруг перестал думать о том как меня видят и воспринимают окружавшие меня прихожане.
И получилось так, что слова полились из меня сами собой и мысли шли ровным и последовательным строем.
И тогда, я. понял, что надо во время проповеди отпускать на волю свои мысли, а голова, и наверное больше сердце, найдут нужные слова.
Ведь мы же годами, десятилетиями учимся, читаем книжки, обдумываем многие вещи в голове. И всё это в нас есть, то есть остаётся. И вот когда расслабляешься, то всё накопленное за эти годы, выходит само собой.
Владыка посмотрел на смущённого священника и закончил: "Вот и вы попробуйте так сделать. И я уверен что у вас получится...
После этой беседы, Владыка однажды встретил молодого священника в Даниловом монастыре, поговорил с ним и увидел, что это возрастающий талант, глубокая и молодая душа, нового поколения верующих, которые пришли в церковь уже после университетов и которые несут в себе глубину нового понимания и Библии, и современной жизни.
И вот тогда-то и решил Владыка Серафим пригласить отца Антония, под таким именем был пострижен этот священник.
И уже позже, на встрече с Патриархом, Владыка Серафим, попросил Его Святейшество отпустить Священника Антония, к нему в епархию, викарием. И Патриарх дал согласие. Он тоже знал молодого клирика и тоже заметил в нём и глубокий ум, и крепкую цельную веру...
Беседа о смерти.
В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ собирался, Владыка выходил из своей маленькой квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
И начиналась беседа...
- Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней каждого из нас. Я помню из учебника логики, силлогизм, доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано приблизительно так: "Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже умрёт...".
Тогда мне было лет двадцать и понимая умом, что я тоже как все люди смертен, не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся, ещё и потому, что не хотел жить долго. Вокруг, было так много смертей, а это было во время большой войны и потому в достижение хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть и не очень хотелось жить долго. Думаю, что это был обычный юношеский максимализм...
И вот сегодня, как то странно сознавать что мне уже далеко за семьдесят, а жизнь начинает нравиться всё больше и больше...
Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил юмор и часто подшучивал сам над собой. Его простота подкупала и заставляла многих пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными корнями...
- Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков. Но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы и в оставшихся появится седина, что лицо моё станет морщинистым, как печёное яблоко, я не мог...
Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
- И вот прошли годы и я вдруг начинаю осознавать, правда очень медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти, и уже начинаю верить в то, что я стал старым человеком...
И тут, мне вспоминается латинская поговорка: "Никто не стар настолько, чтобы не верить, что он проживёт ещё хотя бы один год"
Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому ещё остаётся много времени, чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми, вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.