Кабаков Владимир Дмитриевич
Литературная критика с политическим подтекстом. Часть-7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нынешние поэты и прозаики, и поэиы и писатели советской поры по разному понимают и переживают жраму жизни - и у них разные жизненные ценности!

   Песенная лирика Альбины Шульгиной...
  
  
   ...Стихи Альбины Шульгиной из книги "Стихи, песни, театр, песни, стихи", изданной в Петербурге, в 2006 году, никого не оставляют равнодушным - так случилось и со мной.
   Я прочитал несколько стихотворений и через время, вдруг понял, что они меня тревожат, что думаю о них как о чём - то необычном, трагическом и горько безысходном.
   Захотелось написать об этой книге и первое что пришло в голову, когда обдумывал название статьи, было слово эпос.
  Это определение невольно всплыло в голове, и позже, я понял почему -
   вся песенная лирика Альбины Шульгиной рассказывает не только о переживаниях и страстях одной женщины, но говорит о внутреннем мире и жизни целого поколения русских, советских женщин, в детстве переживших войну, выраставших во времена восстановления и послевоенного оптимизма, а потом, словно застывших на одном месте в недоумении: а что же будет дальше!?
   А дальше было медленное съезжание в застой и постепенная деградация не только идей равенства и братства, но и отношений в советском обществе!
  А потом, был апофеоз "перестройки", когда надежды и ожидания на лучшую, осмысленную и умную жизнь, вдруг сменились катастрофой.
   Союз, который все ругали, незаметно, и как - то буднично развалился, и в ново-старую страну Россию пришёл бандитский капитализм: с олигархами, расстрелами бунтующего верховного Совета, материальной нищетой и катастрофическим духовным обнищанием, выразившимся в обезьяньем подражании Западу, воцарению идеологии злой, настойчивой пошлости, с идеей потребительства во главе угла!
  
   И отражением всего этого в жизни страны и в жизни самой Альбины Шульгиной, стали её стихи, которые использовали и известные композиторы, и театральные режиссёры, и даже художники...
   Вот короткие заметки о впечатлениях от песенной, стихотворной лирики этой замечательной поэтессы, нашей современницы...
  
   ...Стихи Альбины отличаются правдивой искренностью и глубиной переживаний обыденной рутинной нашей жизни и длящейся, нарастающей трагедии человеческой судьбы: детства, полной событий взрослой жизни, и наконец, неизбежной смерти, как завершающего аккорда человеческого бытия.
   ... Вот строки из стихотворения, использованного в опере В. Плешака, "Под первой звездой", которое переносит нас к началу христианского мира:
  
   Как холодно в мире этом!
   От снега белым - бело.
   Как далеко до рассвета.
   Держись за моё крыло.
   Как люди сегодня жестоки.
   Как победительно зло.
   Но всходит Звезда на Востоке.
   Держись за моё крыло...
  
   Читая её стихи, понимаешь, что Альбина пережила в этой жизни многое, отчасти потому, что её бытие пришлось на страшные и героические, трагические, но и мечтательные годы, от которых не спрятаться, от которых не убежать и которые нельзя забыть.
   В этом, корни подлинной трагедии жизни, о которой говорили со священным ужасом ещё древние греки, когда герой лирического рассказа, стоит один на один с безжалостной человеческой судьбой, которая пытается противостоять, жестокому страшному времени борьбы и тяжкого труда на грани жизни и умирания.
  И ничего нельзя изменить в своей судьбе - остаётся только достойно встречать эти неизбежные испытания!
   Двадцатый век для России начался с революции девятьсот пятого года, и затем чередой шли войны, снова революции и снова войны, а потом и контрреволюция.
   Люди тех поколений, которое включает и наше, военно-послевоенное, не могли, а может быть и не хотели менять что - то, потому что понимали неизбежность роковых испытаний, "записанных" в "книге Судеб"...
   Оставалось только терпеть, бороться и переживать неизмеримую тягость роковых времён.
   Эпические масштабы страшных войн, обречённость, и вместе энтузиазм жертвенного героизма и неизбежной конечной победы - вот черты русского эпоса двадцатого века!
  
   Альбине, выросшей в русской деревне и пережившей вместе со всем советским народом эти исторические времена, Бог дал способность и талант передавать свои переживания не только в стихах, но и в прозе.
   В её рассказах о том времени, я слышу и чувствую холод и голод Великой Отечественной войны, похоронки, вой молодых вдов и пьяные, горькие песни призванных в армию, о своей несчастной судьбе созвучной со временем.
   А потом были надежды и расцвет жизни в Советской России в блаженные шестидесятые, совпавшие с её молодостью и расцветом таланта.
   А потом незаметно и постепенно наступила благоустроенная неподвижность застоя, перешедшего в годы митинговые и избирательные, закончившиеся бессмысленным и бесчеловечным развалом не только великой страны и супердержавы, но и человеческой трагедией обольщений и зверских реформ.
   Целые поколения русских, российских людей переживших войну и восстановление жизни после неё, были безжалостно вышвырнуты на свалку социальной истории, превратились в маргиналов, потерявших не только средства к существованию, но главное, смысл и цель своего существования - всё, чем они жили долгие годы!
  
   Альбина Шульгина из тех поэтов, которые видят и слышат в жизни то, что кажется для большинства не существующим:
  
   А ближний звук - комар.
   Ах, где бы
   Добыть мне крови и тепла?
   По звуковым дорожкам неба
   Кружится ласточка - игла.
   А дальше, - Боже, помоги нам, -
   И крик, и плач со всех сторон.
   Скрипит заржавленной пружиной
   Земли старинный патефон.
  
   Пережив расцвет и развал великой страны, перетерпев очередную катастрофу, теперь уже почти без сил сопротивляться наступающему хаосу отношений и чувств, бороться за уходящую жизнь, она отстранённо подводит черту под прошлым:
  
   Ну, вот и всё.
   И гвоздь последний вбит.
   Умолкли ливни,
   Ветры, водопады.
   И мой последний день,
   Ссутулившись, стоит
   У чёрно - крашеной ограды.
   Но он уйдет
   И уведёт с собой
   Моих синиц, и поползней и соек
   Как чёрный цвет печален,
   Но не стоек.
   А я любила тёмно- голубой.
  
   Неизбывный трагизм бытия в стихах Альбины Шульгиной предстаёт в простых образах, советской, российской действительности, когда апокалипсические страсти громадной войны, сменяются оптимизмом восстановления нормальной, просто мирной жизни, которая в свою очередь переходит, по законам мировой трагедии, незаметно переходит в сонный, ленивый застой.
   Хоть разбейся, но не преодолеть этого бюрократического самодовольства официозного искусства, названного, словно в насмешку, "социалистическим реализмом".
   И вот в коварном привыкании к установкам и "нормам", неслышно протекают долгие десятилетия благополучного застоя, и вдруг, понимаешь, в какой-то момент жизни, что она прожита и конец уже близок.
   Трагический пос в поэзии, это тоже, как в истории, когда ничего нельзя противопоставить трагедии медленного самопредательства, отступления, согласия со злом и пошлостью мира!
   Альбина, реагирует на все перемены, окружающей нас реальности, как чувствительный камертон - этот камертон настроен на "высоту" или "низость" жизни, в которой мы все пребываем, часто не сознавая или не желая сознавать своего места в нём...
   Но, Боже, что сделал человек с тем миром, который Он создал и вручил нам, как великий подарок:
  
   Задумка гениальная твоя -
   Весь твой шедевр
   Во славу бытия!
   Ты научил нас добывать огонь.
   Стрелять друг в друга,
   И ходить колонной. И поклоняться
   Женщине земной,
   Искусно на холсте изображённой.
   Ты научил
   Смотреть в глаза цветов.
   И не стыдиться
   Чистоты их взора. И различать
   Обличия скотов,
   И пить вино,
   И двигать горы...
   О, Господи!
   Какой ты создал мир!
   Сказал
   Чтоб размножались и плодились.
   Но, Господи,
   Что сделалось с людьми!
   Мы до сих пор
   Любить не научились...
  
   ...Трагедия русской войны, трагедия русской деревни, безысходность судьбы русской женщины, написана Альбиной со страстью и сдержанным гневом.
  Читая эти стихотворения, я представлял себе неотвратимость рушащейся судьбы миллионов и миллионов, тех, чьи близкие и любимые ушли на фронт, воевать против далёкого и потому страшного врага. И многие из них уже никогда не возвратятся на родные бедные пашни и нивы.
   И эти сцены внезапного прощания, разрывают душу своей правдивой неприкрашенностью.
   Альбина, сама пережившая это в далёком детстве, всё запомнила, как и бывает у талантливых, остро и тонко чувствующих людей. Она показывает, простыми словами и образами, как неизбывная тоска возникает в сердцах тех, кто уходит, но и тех, кто остаётся...
   А те, кто выжил в этой безжалостной схватке, их сердца и души на все времена раздавлены колесом безжалостного Рока, изувечены на все оставшиеся времена, на всю оставшуюся жизнь!
   Сегодня, таких трагических героев уже почти не осталось вокруг нас...
  
   Вот раздел книги, под названием "военные письма" по которым композитор Валерий Гладилин, создал вокально-симфоническую поэму:
  
   - Уезжал он зимой или летом?
   - Не помню, ничего не помню.
   Помню только, что было воскресенье
   И с утра собирался дождик.
   - Сколько лет ему было, мама?
   - не помню, ничего не помню.
   Помню только полосатую рубашку,
   Зелёным по белому полю.
   - Что сказал он тебе на прощанье?
   - Не помню, ничего не помню.
   Помню только, как как губы шевелились.
   А потом закричали паровозы.
   - Как домой ты вернулась, мама?
   - Не помню, ничего не помню.
   Только помню, как грела руки...
   У какого огня не знаю.
  
   Но в творчестве Альбины Шульгиной, присутствует и сентиментальные нотки, и безжалостному холоду войны противостоит красота русского пейзажа, привычного русского деревенского быта:
  
   "Всё будет хорошо! Лишь бы ты вернулся!!!"
   Воротись, воротись живой!
   Вот придет сенокосная пора.
   Зазвенят. Запоют две косы.
   Лягут рядом два покосева.
   Когда солнце встанет за - полдень,
   Я раскину скатёрку на траве, положу ложки крашенные.
   Воротись, воротись живой!
   Когда ночь настанет тёмная,
   В чистой горнице постелю постелю,
   Две подушки в изголовье положу.
   Воротись, воротись живой!
  
   Одно желание, одна мольба - "Только пошли письмецо, и я буду знать, что ты жив".
   Только вернись - умоляли русские женщины, на бескрайних просторах России:
  
   Не приходила ли почтальонка?
   Не приносила ли мне письмо?:
  
   ... Приходила почтальонка
   И мне одной опять нет ничего.
   Я на подушечку упала
   Белокурой головой.
   Приходила почтальонка
   И только мне одной нет ничего.
   Не имела, не боялась я соперницы.
   Только холодны. Холодны были росы.
   И увела тебя соперница
   Война - разлука.
   Хоть под кустышком
   Явись ты серым заюшкой!
   Ах, как холодны нынче росы.
   Хоть с погоста прилети
   Чёрной галочкой...
  
   И наконец трагедия потери, горе сломленной, разрушенной жизни, и горечь вечной разлуки, оставшаяся на всю жизнь:
  
   Рубаха синяя осталась ненадёванной.
   Невеста милая не сделалась женой.
   И перед нашими воротами тесовыми
   Моя любовь проходит девочкой седой.
   Рубаха синяя осталась ненадёванной.
   Цветёт сирень у каждого двора.
   А перед нашими воротами тесовыми
   Проходит женщина, спокойна и добра.
   Рубаха синяя осталась ненадёванной.
   Всё с той же веточкой сиреневой в руке,
   Ах, перед нашими воротами тесовыми
   Проходит девочка в старушечьем платке.
  
   Но вот война и в мире и памяти закончилась, и наступил долгожданный мир. И появились люди, которые красоту этого мира, способны показывать и так рассказывать о ней другим. И часто это уже следующее поколение русских людей:
  
   На мирный день
   Обрушилась сирень.
   Художники,
   Что над пейзажем кисли,
   Схватились, обезумевши
   За кисти, чтоб отразить
   Сиреневый разбой.
   Бушующий за старою избой.
   Сирень смеялась
   Пела
   Голосила
   Она рыдала,
   Пить она просила.
   Глазастая,
   Как миллион птенцов.
   Тяжёлая.
   Как связка бубенцов.
   Клонилась долу,
   Кланялась. Божилась.
   Измаявши ловцов полутеней,
   Покорная,
   На белый холст ложилась,
   Сама безумная
   От прелести своей.
  
   И тут же, Альбина показывает неумение людей - зрителей, видеть и чувствовать эту красоту окружающего мира - жизни без войны, без страданий и потрясений:
  
   Не упустить черёмухи цветенье.
   Как зверя белого поймать за хвост!
   Того, кто встал
   Голубоватой тенью
   В зелёном воздухе берёз.
   Вкушай сей воздух, пригуби, пей даже.
   Бокал туманный
   Задержи у губ,
   В предчувствии
   Трагических пейзажей
   Больниц и моргов,
   Ржавых крыш и труб.
   Молиться в лифте.
   Господи помилуй.
   От злобы и уныния спаси.
   Но меркнет день,
   И небеса остылы,
   И жирный дым
   Над городом висит.
  
   Но, наконец приходит, появляется любовь, и все страсти и страдания жестокого мира забыты, жизнь продолжается вместе со способностью любить:
  
   Во дни твоей любви,
   Коснувшись сонных век,
   Был каждый новый день,
   Как первый день творенья.
   И тёмная вода
   Лесных неслышных рек
   Несла, как два листа,
   Два наших отраженья.
   Во дни твоей любви
   Значенья старых слов
   Вставало предо мной
   Заката обнажённей.
   И ярая вода
   Полуденных ручьёв,
   Как горький дикий мёд,
   Текла в мои ладони.
  
   И вновь, жизнь постепенно становится рутиной, и день проходит за днём, и год уходит за годом. Казалось, вот она нескончаемая, необъятная молодость...
   Однако незаметно и она заканчивается и наступает равнодушное тягучее безвременье, проживание заповеданных нам сроков в суете и неразберихе временных, деловых отношений...
  И разочарование после больших ожиданий:
  
   Затоплю очаг в своём дому,
   Чай поставлю, наломаю веник.
   Буду жить по солнцу самому
   Без тебя, без славы и без денег.
   Буду на рассвете я вставать,
   буду на закате спать ложиться.
   Будут сниться дочка или мать,
   а потом никто не будет сниться.
   Отпылают жёлтые дрова,
   Завершив обряд самосожженья.
   В чёрное оденусь, как вдова,
   Обрету неспешные движенья.
   Что там будет, что там впереди,
   Как судьба распорядится мною?
   Если хочешь, в гости приходи,
   Если не захочешь. Бог с тобою.
  
   Но, трагическое прошлое, всё равно не оставляет, не даёт покоя, не отпускают грустные, безрадостные воспоминания - кажется уже всё вокруг другое, новое... А Всё горестное забыто, осталось далеко позади.
   Ан, нет! Память затягивает, возвращает вновь и вновь в трагические детали былого, оставившее в душе рубец незаживающий, горестных воспоминаний, на всю кажущуюся бесконечной, жизнь:
  
   Назад, назад
   Собакою по следу
   Ведомая одним лишь словом -
   Знать,
   Чтоб по золе, по пеплу и по слепку
   Мне прошлое, как урну открывать.
   О, Господи!
   Освободи от знанья!
   Ладонью, как кузнечика накрой.
   Гармонии возвышенное зданье
   Угрюмо рухнет за моей спиной
   Осядет пыль
   На голову, на плечи.
   В пустом дому
   Ни слова, ни огня.
   О, Господи,
   Мне защититься нечем.
   О, Господи, останови меня!
  
   Прошлое никак не хочет отпускать поэтессу из своих, крепко сплетённых сетей, и начинаются грустные гадания, о будущем, исходя из простых народных примет:
  
   Пришел сон из семи сёл,
   Из семи деревень,
   Под окном заревел,
   Задул свечи.
   А сон - то вещий.
   Блохи - к деньгам,
   И к смерти - жница.
   Ко свиданью кольцо.
   Но к добру ли, к добру ли снится
   Третью ночь мне твоё лицо!
   Бисер - плакать.
   Огонь - смеяться,
   Узел - клятвой себя связать.
   Но к добру ли, к добру ли снятся
   Третью ночь мне твои глаза?
   Снег - к обнове,
   К разлуке - птица.
   И к болезни смертной - швея.
   Но к добру ли, к добру ли снится
   Третью ночь улыбка твоя?..
  
   Наконец, приходит время подведения итогов, размышлений о значении русской полу деревенской жизни в наших судьбах. Приходят тяжёлые раздумья о судьбе родной страны и своего народа:
  
   Я отсюда родом - племенем
   Я под этим небом рос,
   Освещённый ярым пламенем
   Старых дедовских берёз
   А над русскими деревнями
   То пожары, то война,
   То под мирными деревьями
   Золотая тишина...
   Рядовой, но в славе - почести
   Не вернувшись в милый дом
   Мне отец оставил отчество
   Да рябину под окном...
   Белый цвет по ветру стелется,
   Беловишенье цветёт.
   На земле моя наследница,
   Моя Настенька живёт.
   А над русскими деревнями
   То пожары. То война.
   А под мирными деревьями
   Золотая тишина.
  
   Судьба каждого русского человека, созвучна судьбе всего народа. Столетиями ищет русский народ своего пути в этом большом мире, и вместе, каждый человек надеется найти свою судьбу и своё счастье, уходя в молодости за порог родного дома:
  
   Как высок ты отчий порог,
   Как зарею, окна окрашены
   Семь путей, семь дальних дорог
   Начинались от дома нашего.
   Но одна из них выпала мне,
   Увела, закружила, замаяла.
   Много вёсен тому назад
   Я ушёл по дороге этой.
   Много вёсен тому назад
   Чтоб вернуться к исходу лета.
   Вот и августа пышный конец.
   Тяжело закачалась рябина.
   Возложи свои руки, отец.
   На склонённую голову сына...
  
   И вдруг, тоже незаметно, обыденно наступили "новые" времена, и появились "новые" русские. Времена страшные своей бессмысленной разрушительной силой и непреодолимостью напора обстоятельств. Пришли новые идеалы, а точнее громогласный отказ от всяких идеалов.
   И новые люди, сидевшие, скрывавшиеся до поры до времени в людях старых, сделали мир беспросветно подчинённым богатству, его суетливой энергии, которая позволяет людям зарабатывать деньги любыми путями и способами!
   В искусстве, эти времена отмечены крикливыми вывертами "звёзд" шоу бизнеса, скучным однообразием пошлости, или перепевами "задов", англосаксонской масс культуры...
   Альбина Шульгина, откликнулась на эти перемены, печальными стихами:
  
   И плакала и молилась,
   Но было в мире темно.
   Долго сквозь снег светилось
   Узенькое окно.
   Утром, прекрасные липы
   Пожаловали в сад.
   Какие печальные лица,
   Из утренних кухонь глядят!
   Какая сегодня погода?
   Жарит картошку полгорода,
   Полгорода кашу ест.
   Шарфом замотаться получше,
   Нащупать жетон - и пошёл.
   А если сегодня получка, то и совсем хорошо.
   Мильон плащей - утеплёнок
   К метро устремятся, скользя.
   Смеётся в окошке ребёнок,
   Зиме погремушкой грозя...
  
   И вновь тень трагедии, тень наглой человеческой ненасытности, накрывает мрачным облаком заботы жизнь России и жизнь простого человека, забывшего про Бога, про его страдания на кресте во искупление грехов человеческих:
  
   Как дорожает жизнь
   Как подскочили цены.
   На облетевший лист,
   На прошлогодний снег
   И хоть шикарно зло,
   Зато добро бесценно.
   Под громкий смех монет
   Скудеет человек.
   Обличье алчности
   Изменчиво, как мода.
   В бессилье доброты
   Не наша ли вина?
   Как дорожает жизнь
   Как просчитаться можно,
   Коль истины такой
   Не оценить сполна!..
  
   Уходит, чья то жизнь, появляется редкая новая. Уходит привычное доброе старое время, начинается равнодушное и злое, новое...
   И колокола гудят, предупреждая об опасности потерять себя, в суете желаний и моды:
  
   В чистом поле трава
   Наливается тёмною кровью.
   И луны жернова
   Навалились на низкую кровлю.
   И по капле заря
   Истекает в лесные озёра.
   Леденеют не зря
   Терпеливые синие взоры.
   Ветер очи слезит.
   Луч охранный скользит
   По дорогам, по волокам.
   И, послушай, в ночи
   Задыхаясь, кричит
   Колокол.
   О, как тяжко, как важно
   Он в небе высоком качнётся...
   Чьё - то кончится время.
   И чьё-то начнётся...
  
   И заканчивается эта книжка стихов Альбины Шульгиной, трагическими предчувствиями, но и утешениями.
  Хотя эти стихи о войне и о море:
  
   Не плачь,
   Не гляди печально.
   Я рядом,
   Я близко,
   Я здесь.
   С утренней почтою чаек
   Получишь благую весть.
   О том, что в мире едином
   Вечной разлуки нет.
   В море уходят мужчины,
   Женщины смотрят вслед.
   Так знакомо и грозно
   В море идут корабли.
   Сегодня морские звёзды
   На наши плечи легли.
   Не плачь.
   Не гляди печально.
   Я близко.
   Я рядом.
   Я здесь.
   С вечернею почтою чаек
   Пришли мне хорошую весть...
  
   Трагедия - непременная деталь эпоса и так же трагична, а порой и безысходна поэзия и проза Альбины Шульгиной, чьё творчество вдохновляло и композиторов, и драматургов, и художников...
   Жизнь русских женщин, их надежды и страдания, всплески гнева и радости на фоне привычной грусти - всё это отражено в творчестве поэтессы, ещё и как этапы становления мастера и просто взрослеющей женщины.
   Вся эпоха отразилась в её разнообразном творчестве. Поэт, прозаик, драматург и сценарист, она, как в зеркале внутренних переживаний, чувств и размышлений, отражает человеческую жизнь, человеческую судьбу, ищущую скрытые цели и смыслы, в нашей обыденной жизни...
  
   Закрывая последние страницы поэтической книги Альбины Шульгиной, размышляю под впечатлением от прочитанного о быстротечности человеческого бытия. И грустно вздыхаю, глядя в окно, за которым медленно, но неостановимо, встаёт новый день...
   А это значит, что жизнь продолжается ...
  
   Ещё раз вспоминаю прочитанное и вдруг улыбаюсь: - Пока вокруг нас, в России и в мире живут такие люди как Альбина Шульгина, значит, стоит жить и надеяться на лучшее, в "этом прекрасном и яростном мире"!
  
  
   2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Михаил Веллер обличает.
  
  
  
   Вместо эпиграфа:
  
   И. Крылов:
  
   "...Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!
   Но как же критика Хавроньей не назвать,
   Который что ни станет разбирать,
   Имеет дар одно худое видеть?.."
  
   ...В последних своих работах, Михаил Веллер констатирует коллапс власти и российского народа.
   Поэтому, захотелось написать о Веллере, как о человеке не понимающем последствий своих писаний и слов.
  И вот появились его, совсем уж апокалиптические "подведения итогов" жизни в России за последние годы, на "Эхе Москвы", которые провоцируют в читателях возмущение, сравнимое с паникой. Но судите сами.
  Вот цитата из его последнего сообщения на сайт "Эхо Москвы":
  
   "Торговля Родиной в особо крупных размерах". Автор Михаил Веллер - писатель, философ. "Эхо Москвы"
  
  
   "...События концентрируются с пугающей быстротой и до критической плотности.
   1. Трех недель не прошло, как Кремлю сообщили нечто глубоко засекреченное, после чего в девятом часу вечера миру было срочно и вдруг объявлено о выводе российских войск из Сирии.
   2. В Сирии обнаружился российский спецназ и российские наемники, что сопровождается неизбежными боевыми потерями (кто б мог подумать). Хотя потери по закону засекречены.
   3.Друг и партнер Турции Азербайджан совершает вооруженную агрессию в Нагорном Карабахе - фактически нападая на Армению, члена ОДКБ и единственного ныне российского союзника в Закавказском регионе. Пахнет косвенной войной - за Арменией Россия, за Азербайджаном Турция.
   4. В мире обнародованы документально подтвержденные доказательства сокрытия и отмывки за рубежом миллиардных сумм ближайшим путинским окружением..."
  
   Читая всё это, я подумал, что естественное место для опубликования этой паранойи и запугивания российского обывателя - это "Эхо Москвы" - так и должно быть.
   Я уже писал, что в этом информационном псевдо либеральном информационном монстре, свили гнездо известные российские провокаторы, занимающиеся "промыванием мозгов" доверчивому "совку", уже много-много лет.
   "Эхо ..." стало, в современной России, той трибуной с которой вещают разного рода русофобы, злобно шельмующие, под видом критики, не только российское правительство и Путина, но и страну в которой они родились, и народ, малой часть которого они являются!
   Получается, что Михаил Веллер - писатель и философ, а для многих вообще "гуру", тоже в числе тех, кто предрекает и кто естественно ждёт, что его негатив по отношению к России, сработает!
  И как не покажется это оскорбительным для его поклонников, этого надо было ожидать!
  
   ...Не так давно прочитал несколько его "художественных" книжек о похождениях, в годы перестройки, разного рода удачливых и весёлых жуликов.
   И с горечью подумал, что вот на похожей кальке с "похождений Остапа Бендера", воспитывались несколько поколений современных российских мошенников, казнокрадов и бандитов!
   А сегодня, Веллер кричит "караул" ещё и потому, что ему не нравится когда его "герои", вылезают из книжек и начинают жить уже вне замысла автора, а в реальной жизни.
   Но тогда зачем было провоцировать нравственно нестойких русских людей, сбитых с толку восхвалением сытой и богатой жизни, ловких проходимцев и просто негодяев которым занимался сам Веллер!
  
   Вот ещё одна цитата из этого же материала на "Эхе...":
  
   "...20 лет я долбил в глухие головы: отдать Южные Курилы Японии - при условии японских вложений технологиями, оборудованием и капиталами в Дальний Восток - и туда же пустить Южную Корею. Корейцы ненавидят японцев, и вместе - не любят Китай: вот щит от китайской экспансии и развитие региона под нашим управлением. Хрена старому дураку, как писал Гоголь! Вот теперь целуйте свои острова через китайские головы - пока китайцы вам губы не оборвали и замариновали в уксусе - к пиву..."
  
   Удивительно, как легко Веллер решает, что отдавать, а что оставить, кому отдавать, а кому нельзя. А простые люди верят этому "гуру" и думают, читая о вложениях китайцев в развитие Дальнего Востока, что их в очередной раз предали!
   Но чем японские инвестиции лучше китайских и чем "цивилизованные", по мнению Веллера японцы, искренней и простодушней чем китайцы?!
   Может быть тем, что в отличии от Китая, они, уже более ста лет были соперниками России на Дальнем Востоке и врагами Советской России во Вторую мировую войну.
  Ведь не зря же Советская Армия воевала с ними в сорок пятом, помогая Америке - своему союзнику во Второй мировой Войне?!
   А может быть это не они сегодня, все настойчивей требуют, отдать им острова курильской гряды "за просто так"!
   Китай же, давний союзник, а на сегодня ещё и единственный стратегический союзник, который поможет защититься России от угроз и возможного нападения блока НАТО.
   А планы такой расправы с Россией наверняка существуют и подозреваю, что модернизация российской армии и подготовка к войне, начались после того, как Путин, по "особым каналам" узнал об этом достоверно!
   Неужели, этот просвещённый "философ" Веллер, о такой реальности не догадывается?
   Мне кажется, что даже, если бы он и такие как он критики российской власти, знали об этом точно, то отрицали бы агрессивность НАТО, во главе с "демократической" Америкой, и всю вину за эти их планы уничтожения самостоятельности России, переваливал бы на голову Путина и русских, которые не хотят подчиниться новому мировому гегемону и супер нации под названием США!
  
   В нагромождении ужасов от последствий работы российского правительства, этот "философ" всё валит в одну кучу!
   И Глазьева поминает, которого не любит и над которым издевается:
  
   "...7. И вот уже патриот и плановик академик Глазьев заявляет, что российский экономический курс есть движение к катастрофе. И Кремль мгновенно отрекается от своего сторонника..."
  
   И присоединение Крыма, и восстании русских в Донбассе, о которых он говорит с презрением достойным самого оголтелого украинского националиста:
  
   "...8. Крым сноровисто разворовывается, замороженный конфликт в Донбассе то и дело вспыхивает - этот старый пейзаж дополняет картину общего торжества кремлевской политики..."
  
   Ну а дальше, этот паникер и фальсификатор, руководствуясь разного рода сплетнями, гуляющими в прозападной российской тусовке на "Эхе Москвы", уже окончательно убивает Россию и шельмует её правительство, с позиций наблюдателя "над схваткой".
  Есть и такой слой "подозревателей" на "Эхе..." и не только там:
  
   "... 9. Ну, а в России процветает неофеодализм, когда государевы люди бесконтрольно и неограниченно распоряжаются всем имуществом вверенного им податного сословия - имея фактическое право взять себе что угодно и сколько угодно; а за жалобы на начальство строго наказывают.
   10. Поэтому русский бизнес играет на понижение курса страны, на опережение катастрофы: кругом всего меньше, денег меньше - значит, задирай цены до потолка, сдирай шкуру, пока кляча еще не сдохла; кто знает, какие законы будут завтра и куда придется бежать...
   Вам не кажется, что скоро грохнет?..
   Господи, хоть бы это подольше не кончалось, как сказал кровельщик, пролетая мимо седьмого этажа. Это не только о них там, в Красном Вигваме на холме. Это о нас обо всех...
   Абсолютно бездарное политически и экономически руководство, разворовавшее и развалившее богатейшую страну, превратившее во врагов всех соседей - это руководство имеет две характерные особенности. Во-первых, обладая ментальностью и мировоззрением спецслужб, Кремль склонен объяснять свои политические провалы исключительно конспирологическими версиями. Он страдает от нелюбви всего мира, такого злого и бездушного. Во-вторых, нынешний Кремль - это некий Идеальный Потребитель: он тратит все силы и ум, чтобы присвоить и использовать все, до чего может дотянуться. Он бы охотно приватизировал лед Антарктиды и леса Амазонки: пригодятся. А присваивать все, сохраняя необходимую для этого власть, очень трудно. И силы и ум на управление страной расходуются по остаточному принципу..."
  
   В злом остроумии, Веллеру трудно отказать - он, этим и очаровывает своих читателей!
  Ему бы ещё немного аналитических способностей и некоторой "трезвости" в оценке международной ситуации, и можно было бы, без голосования выдвинуть его на пост президента нелюбимой им страны.
  
   "...Принцип управления такой: дать людям денег и всего настолько мало, что если еще меньше - они взбунтуются. Тогда надо посчитать, что дешевле: добавить народу денег - или оплатить нацгвардию..."
  
   ...Это намёк на то, что в России создана национальная гвардия, для защиты вот от таких вот фальсификаторов-провокаторов и обманутого ими народа...
   Ну а дальше, он уже похоже с "катушек съехал" и все у него плохо, и всё делают не так, как он советовал:
  
   "...Итожим.
   Если раньше торговали родиной вразнос и навынос - выкачивали природные богатства и гнали деньги в забугорные закрома, то сейчас торговля родиной приняла характер капитальной торговли недвижимостью. По факту - за деньги отчуждается в пользу соседнего государства своя территория, вода, воздух, лес, почва... (Только что Веллер пенял, что Курилы не отдают, а тут оборотился, и на тебе, сделался завзятым патриотом!)
   Кто там что говорил насчет нацпредателей? Я не суд, приговор не выношу, называть что-то преступлением или изменой Родине права не имею. Как хотите, так сами и называйте..."
  
   Опять же, потрафляя вкуса "Эха...", работающего под идеологическим "зонтиком" Госдепа, он начинает толковать о выборах, не понимая, что нынешнее государство и его чиновники в России, защищают таких "писателей" как он, от народного гнева.
   Невольно вспоминается Гершензон и его статья в "Вехах", написанная больше ста лет назад, где он признается, что если бы не тогдашняя монархия, то народ бы давно таких "радетелей за демократию" перевешал! Он имел ввиду авторов этого знаменитого сборника и тех, кто за ними стоял:
  
   "...Приход Путина на третий-четвертый срок был политической катастрофой. "Выборы" оставили ощущение плевка в душу. Наша туземная пародия на демократию, этот африканский спектакль, унижает страну и вызывает только презрение.
   Все, за что бы ни брался дон Рэба, неизменно кончалось провалом. Как военно-политические демарши, так и внутренние реформы.
   Сейчас власть принимает меры по подавлению революции, которая еще не наступила. Анти-майдан на запасном пути. Правильно боятся. Вспоминают, как преторианская гвардия убила Калигулу, и вообще. В политике друзей нет: предадут в тот же миг, как убедятся в целесообразности предательства. Друзья-то и опасны. Им всегда дадут цену за твою голову..."
  
   ...Согласитесь, что тут Веллер уже явно перебарщивает и остроумно злобствует, показывая свою начитанность! Впечатление, что он чего-то накурился и его понесло, а Калигулу вспомнил, чтобы показать, какой он политический стратег и тактик!
   Ну а дальше, пользуясь безнаказанностью "либеральных авторитетов", одуревших от предоставленной им свободы клеветать на страну, правительство и народ, Веллер уже кликушествует, сладострастно потирая потные ладошки:
  
   "...Запах бессмысленного и беспощадного щекочет верховные ноздри.
   Срочный уход "лидера", приглашение к переговорам оппозиции, создание совместного переходного правительства, 30-суточная амнистия всем желающим свалить в Ниццы (гарантия неприкосновенности, только сгиньте с глаз), свобода прессы, партий и выборов. Или - Северная Гранд-Корея.
   ...И только необходимо помнить, что любые демократические выборы в России через короткое время заканчиваются приходом к власти бандитов и воров. Менталитет такой, или традиции не разорвать, или такова наша коллективная социальная сущность, или Кто-то Наверху нас не любит?.."
  
   Обратите внимание на это кокетливое "нас". Он ведь это "нас", для красного словца употребляет, а сам уверен, что он к коллективному бессознательному россиян, никакого отношения не имеет!
  
   ...Я уже не один раз признавался, что меня тошнит от русофобских материалов на "Эхе...", и непонимания этих провинциальных "севилл", что даже все государства Запада, в миф о которых, после коротких поездок за рубеж, они сегодня верят и этим живут, не так идеальны со стороны как кажется российским образованцам.
  
   ...Вспомнился жуткий случай убийства двухлетнего мальчика в 1993-ем году, в Ливерпуле, в Англии, которая сегодня у российских провинциальных либералов, вызывает бурю восторга и преклонения.
   Тогда, два подростка увели из супер-маркета двухлетнего мальчика, завели его на пустырь к железной дороге и издевались над ним, убивая камнями и ударами ног. А потом, чтобы скрыть своё преступление, положили его на рельсы и поезд переехал его, уже мёртвого, пополам!
  
   Случись такое в России, и вся свора русофобов с "Эха...", и им подобные прозападные издания кинулась бы обвинять в этом не подростков, живших и воспитанных в кварталах полных безработными живущих на пособия, а российское правительство и даже весь русский народ!
   (Об этом случае и о этой среде в странах Запада, я напишу особую статью).
  
   Но ведь таких "подростков" в благообразной Англии десятки и сотни, и узнаешь об этом только тогда, когда проживёшь в стране много лет.
   Я работал педагогом в Лондоне, в "афтескул клаб" и знаком с такими подростками не понаслышке!
  Иначе говоря, "драма жизни" существует везде где живут люди, даже в самых богатых и обеспеченных странах!
   Но в Англии нет, или пока нет такой озлобленной и "недооценённой" прослойки, которая, называя себя "креативным классом", лакействует перед своими западными кумирами и отстаивает их корыстные интересы в самой России, опасаясь, и небезосновательно, гнева народа и потому, заранее подыскивая себе теплое местечко в стане геополитических противников России!
  
  Поэтому, самые громкие скандалы, неудачи политические и экономические, воспринимаются здесь, то есть на Западе, более или менее адекватно и никто не станет обливать грязью свою страну, потому что в большинстве, граждане этих стран - реалисты и патриоты хотя и не бьют себя кулаками в грудь, доказывая это!..
   А в России, ещё со времён Достоевского, целый слой верхнего образованческого класса существует и вредит своей отчизне, как и чем только может, надеясь заслужить этим благосклонность своих западных кураторов.
  Этот слой русофобов-"либералов", остоевский называл "лакеями западной мысли"!
   К сожалению, в эту "либеральную" русофобскую "прокладку" входит и Михаил Веллер!
  
  
  
   Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Продолжение статьи "Веллер обличает"
  
  
  
   ...Как обещал, написал об английском убийстве статью:
  
   Убийство, всколыхнувшее Англию!
  
   ...В 1993-ем году, в Ливерпуле было совершено страшное преступление, всколыхнувшее всю страну и заставившее многих англичан взглянуть на себя и свою страну изменившимся взглядом!
   Описание убийства двухлетнего Джеймса Балджера из "Википедии:
  
   "...Джеймс Патрик Балджер (англ. James Patrick Bulger; 16 марта 1990, Ливерпуль - 12 февраля 1993, Уолтон, Ливерпуль (en:Walton, Liverpool)) - английский ребёнок, жертва убийства. Когда мать ненадолго оставила его без присмотра в супермаркете "Нью Стренд" в Бутле, его заметили два мальчика - Джон Венеблс (англ. Jon Venables) и Роберт Томпсон (англ. Robert Thompson). Они увели его с собой, зверски избили, залили лицо краской и оставили умирать на железнодорожных путях в Уолтоне, чтобы замаскировать его убийство под несчастный случай от поезда. Преступление было быстро раскрыто благодаря видеозаписи в торговом центре, зафиксировавшей, как ребёнка уводят..."
  
   "...В пятницу 12 февраля 1993 года 25-летняя Денис Балджер отправилась за покупками вместе с подругой своего брата и взяла с собой своего 2-летнего сына Джеймса. В половине третьего они пришли в торговый центр "Нью-Стренд", где, совершив ряд покупок, в 15:40 зашли в мясную лавку. Поскольку Джеймс здорово нашалил в магазине детской одежды, в котором они были перед этим, Денис оставила его за дверью лавки. Она не планировала долго задерживаться в лавке, но мясник перепутал её заказ. Когда же она вышла, то увидела, что её сын пропал.
   Просмотр записей видеонаблюдения выявил, как её сына увели два мальчика, которыми оказались 10-летние Роберт Томпсон и Джон Венеблс. Время на записи значилось 15:42..."
  
   ...Но, на мой взгляд, главным последствием этого жуткого преступления, которое трудно объяснить и забыть, заключалось в том, что в этой благообразной стране, (говорю без иронии) обнаружился слой людей которые живут "под ногами не чуя будущего и своей страны"!
   Вот длинные, страшноватые описания судеб подростков - убийц, которые многое объясняют в этом убийстве:
  
   "Роберт Томпсон родился 23 августа 1982 года у Роберта-старшего и Энн Томпсон. Он был их пятым ребёнком из шести детей и пятым сыном. Его родители поженились, когда им обоим было по 18, но личная жизнь совершенно не сложилась. Мать до замужества все 18 лет росла под гнётом собственного отца-тирана, муж же был алкоголиком и часто избивал мать на глазах у детей. Энн, от сильного расстройства и страха перед мужем, вымещала свою боль на сыновьях, применяя палки и ремни. В какой-то момент отец ушёл из семьи раз и навсегда, после чего Энн, предприняв неудачную попытку самоубийства от передозировки таблеток, стала находить своё спасение в алкоголе и окончательно распоясалась. Все её шесть сыновей росли предоставленными самим себе и вместо того, чтобы объединиться и попытаться защититься от нападок матери, им приходилось защищаться друг от друга. Чтобы хоть как-то выжить в таком положении Роберт старался не лезть на рожон и, вообще, вперёд никогда не рвался. Если же он был загнан в угол, то начинал лгать или плакать, а если к нему применялось физическое насилие, то пытаться дать отпор. Не удивительно, что все дети Энн Томпсон рано или поздно начали идти по наклонной. В 4 года самый старший брат Роберта был взят под опеку Службой защиты детей, после того, как на нём были выявлены признаки тяжкого насилия. Другой брат стал подворовывать, брав часто маленького Роберта с собой. Ещё один брат стал поджигателем и подозревался в сексуальном насилии над маленькими детьми (есть вероятность, что Роберт был одной из его жертв) и ещё один часто угрожал своим учителям насилием. Когда старшие должны были нянчить самого младшего, они часто запирали его в голубятне. В конечном итоге один из братьев ушёл из дома, чтобы остаться в добровольном центре социальной защиты. Другие пытались покончить жизнь самоубийством. У полиции и соцслужб семья Томпсон была на слуху. Всякий раз, когда совершалось какое-либо преступление, Томпсоны первыми попадали под подозрение. Все они были прогульщиками и имели проблемы с полицией.
   Роберт был единственным сыном Энн, кто пытался хотя бы как-то вызвать у неё любовь. Он помогал ей по хозяйству, оказывал эмоциональную поддержку и нянчился с её седьмым сыном Беном, которого Энн родила, сама не зная от кого. В школе Роберт был не столько агрессивным, сколько хитрым. Нарушителем спокойствия он не считался. Учителя считали его застенчивым и тихим и не ожидали от него чего-то большего. Одноклассники относились к нему равнодушно и почти не замечали. Джон Венеблс был фактически его единственным более-менее близким другом.
   Хотя он, пытаясь производить впечатление силы, использовал грубую речь, его никто не считал жестоким или агрессивным. В основном он был прогульщиком, который часто бродил по улицам Уолтона в час ночи. Энн иногда прятала его обувь, чтобы не дать ему уйти из дом..."
  
   "...Джон Венеблс родился 13 августа 1982 года у Нила и Сьюзан Венеблс. Он был их вторым из четверых детей и вторым сыном. Отец подрабатывал водителем грузоподъемника, но в основном был безработным. У Сьюзан и Нила были очень тяжёлые отношения, они то расходились, то вновь воссоединялись. Домашнее хозяйство было в состоянии постоянного переворота. После того, как Нил всё-таки съехал от них на долгое время, Сьюзан и дети жили с её матерью, но затем Нил снова вернулся в семью, но только чтобы они вместе перебрались в государственное жилье в Ливерпуле, после чего родители вновь расстались, однако Нил иногда возвращался в семью. Такая нестабильность отношений не могла не сказаться на их детях. Сьюзан Венеблс происходила из очень строгой и дисциплинированной среды, и очень часто Джон подвергался устным и физическим нападкам с её стороны. Бывали моменты, когда мать отправляла Джона к отцу, если была сама не в состоянии с ним справиться. В довершении ко всему Сьюзан и Нил оба страдали клинической депрессией, что тоже своеобразно сказывалось на детях.
   У братьев Джона были проблемы в развитии. Его старший брат родился с расщеплением нёба, что привело к проблемам в соц-адаптации и постоянным вспышкам гнева. Младший брат Джона учился в спецшколе, и его родители потратили много времени, чтобы его контролировать. Младшая сестра Джона также имела проблемы в развитии и в конечном счёте тоже очутилась в спец-школе. Джон, у которого не было таких серьёзных проблем с развитием, хотя он в нём тоже отставал, фактически оказался в середине родительского внимания, из-за чего был им обделён. Иногда он подражал вспышкам гнева его старшего брата только, чтобы привлечь к себе хоть немного внимания..."
  
   А вот что вскрыло следствие в результате расследования:
  
   "...По показаниям свидетелей, за полчаса до похищения Джеймса малолетние преступники попытались увести другого малыша, но это вовремя заметила его мать.
   Следствие также выяснило, что немало очевидцев видело, как двое ребят тащат с собой плачущего Джеймса. Несмотря на кровоподтёки на его лице, мало кто вмешался, а те, кто вмешивался, удовлетворились ответами "Это наш младший брат" или "А мы как раз идём в полицию, он, наверное, заблудился".
   Убийцы происходили из неблагополучных семей, в которых насилие было обычным делом. На процессе они не проявили ни малейшего раскаяния - только испуг. Поскольку британское право позволяет судить детей начиная с 10-летнего возраста, убийцы получили максимальный для их возраста срок - 10 лет. В 2000 г. судебные органы пересмотрели приговор в сторону смягчения, и в июне 2001 г. они были выпущены на свободу и получили документы на новые имена. Их нынешнее местонахождение власти держат в тайне. Несмотря на эти усилия, по сообщениям прессы, в 2004 г. мать убитого Джеймса обнаружила место проживания одного из убийц - Томпсона.
   2 марта 2010 года Министерство юстиции раскрыло сведения о том, что Джон Венеблс был возвращен в тюрьму из-за неупомянутого нарушения условий досрочного освобождения. Министр юстиции Джек Строу заявил, что Венеблс возвращен в тюрьму из-за "чрезвычайно серьезных обвинений" выдвинутых против него, однако, по его словам, он "не в состоянии дать более подробную информацию о причинах возвращения Джона Венеблса под стражу, потому что это противоречит интересам общества".
   21 июня 2010 года Венеблсу было предъявлено обвинение в хранении и распространении детской порнографии. Полиция нашла 57 изображений детской порнографии на его компьютере. 23 июля 2010 он был приговорен к двум годам тюрьмы за загрузку и распространение неприличных фотографий детей. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в Интернете Венеблс выдавал себя за 35-летнюю замужнюю женщину из Ливерпуля по имени Дон Смит, хваставшуюся насилием над своей 8-летней дочерью, в надежде на получение другой детской порнографии. Он имел право на ходатайство об условно-досрочном освобождении в июле 2011 года, однако 27 июня 2011 года Совет по условно-досрочному освобождению решил, что Венеблс останется под стражей, и что последующее ходатайство об условно-досрочном освобождении может быть рассмотрено снова не ранее, чем через год..."
  
   Я, намеренно даю такие длинные ссылки из "Википедии" на эту историю, чтобы рассказать русским людям, особенно российским "образованцам" верящим в миф о безбедной и счастливой жизни на Западе, что драма жизни человеческой, повсюду беспощадна и жестока.
   И через этот страшный пример, хочу показать, как жизнь без Бога и любви в душах человеческих приводит к таким страшным последствиям - Бог для меня - это символ добра и справедливости, а любовь - необходимое условие достойной человеческой жизни!
   И конечно вера в такого Бога, который воплотился в образе Иисуса Христа, ничего общего не имеет ни с суевериями, ни с привычным догматизмом и обрядоведением!
  
  Вышеприведёнными историями, ещё хочу показать, что именно неравенство, бедность и духовная нищета, при капитализме порождают такие сообщества, которые становятся сообществами "изгоев" и боюсь, что в сегодняшней России, такие сообщества или слои общества, тоже существуют!
  
   А в существовании такого слоя в Англии, я убедился на собственном опыте.
   Я тут не имею ввиду бездомных, которых в Англии, наверное не меньше десяти тысяч.
   Я говорю о тех в Англии, кто, как наверное и в России, входит в число сотен тысяч если не миллионов, отвергнутых капиталистическим обществом, людей!
   И я узнал это, когда работал педагогом в "Афтескул клаб" - так называют подростковые клубы в Англии для детей, малого возраста, которые после школы попадают в такой клуб, где их кормят, следят за их развитием и откуда вечером, уже после работы их забирают родители.
   Клубы разные, и как везде, многое в них зависит от района в котором они открыты, но многое и от педагогического персонала этих детских учреждений...
   Первый клуб, куда я пришёл после окончания курсов социальных работников, расположен был в районе Кингс - Кросс, неподалеку от известного лондонского вокзала.
   То, что я там увидел - меня поразило! Я и представить не мог, что в богатой и благообразной Англии, в Лондоне, может такое происходить!
   Бросилось в глаза, что дети здесь в большинстве не уважают взрослых, а могут и просто "послать подальше", даже пожилых женщин, педагогов клуба.
   Но позже, я испытал настоящий стресс, когда столкнулся с агрессивностью подростков с "улицы". Им, по возрастным ограничениям, запрещено входить на территорию клуба, но иногда, от скуки, они приходят в знакомое помещение и начинают делать, что захотят, не обращая внимания на взрослых.
   Когда я сделал одному из них замечание и попросил уйти с территории клуба, он стал пинать в меня мячом, а на моё возмущение этой грубостью, стал от бессилия плеваться в мою сторону.
   Этот подросток, всё таки ушёл за ворота клуба, громко матерясь, но через время появился с "подмогой" - в компании ещё несколько подростков, которые пришли в клуб и стали обстреливать меня, с крыши, водяными "бомбами", комментируя каждое попадание радостными криками.
  Один из них, перед этим бегал вокруг меня с молотком в руках, явно запугивая!
   Мой коллега, молодой педагог, как мог успокаивал меня и рассказал, что недавно его остановили на улице эти же подростки и стали угрожать ножами - тогда всё обошлось, потому что один из подростков, ходил раньше в этот клуб и защитил его.
   Меня, этот рассказ мало успокоил и после, я стал ходить на работу в этот клуб с большой осторожностью и неохотой...
  
   Вскоре после этого, я перешел в другой клуб, в Нюэм, пригород в котором живут в основном потомки эмигрантов. В этом клубе была другая проблема - заведующая - молодая женщина, при первом случае неповиновения начинала визгливо кричать на детей, впадая в истерику, до появления слёз в глазах.
  Поэтому дети её боялись, но и дисциплина была здесь получше.
   Позже, поближе познакомившись с детьми, я начал понимать, что многие дети из семей эмигрантов, не имеют хорошего будущего.
  Они плохо учатся, взрослея сбиваясь в стаи и уличные банды, и к двадцати годам начинают понимать, что они в этом обществе лишние.
   Как и белые дети в районе Кингс-кросса, они с раннего детства попадают в среду, где их родители или не имеют работы и живут на пособия, или имеют непостоянную работу.
   И эта среда, в которой уже несколько поколений живут на пособия, рождает потребительское отношение к жизни и личной судьбе.
   Надо отметить, что первопричиной такого мрачного отношения к жизни, является социальное неравенство - естественное последствие капиталистической системы, живущей ещё во многом по зоологическому принципу: "Сильному мясо - слабому кости!".
  Сегодня в Англии и вообще в капиталистических странах, можно говорить, чуть изменив саркастический смысл: "Богатому мясо, а бедному кости!"
   Или ещё по циничному остроумному российскому ироническому принципу: "Кто не успел - тот опоздал!"
   А агрессивность, пропагандируемая в кино и на ТВ, вскоре становится в таком обществе, одной из характерных черт личности. Совсем недавно, в неокторых лондонских школах, на входе, ставили металлоискатели, потому что в подростковом сообществе развилась "ножевая" культура и несколько юных англичан были зарезаны на улицах города, в драках и столкновениях уличных банд.
  И школьники старших классов, часто даже в школу приносили ножички в своих карманах!
  А сегодня таких зарезанных и убитых уже по несколько сотен в год!
  
   Постепенно, узнавая все это, я начал разбираться в происходящем и вдруг, обнаружил откровенную декларативность многих принципов западной демократии.
   Я также начал понимать, что дело тут не в равных правах или возможностях - на словах, все англичане имеют возможность учиться и поступать в университет, но только при одном условии - если у вас и вашей семьи есть деньги и есть культурная база, которая и определяет потребности и жизненную мотивацию.
   А в среде, в которой не привыкли работать и где люди не имеют коллективной закваски, а значит и не имеют возможности положительно себя идентифицировать, запросы к жизни, в основном формируются на уровне биологическом.
  Главное иметь жильё и не важно какое, еду и государственный орган, который платит тебе пособие.
   В такой среде происходит неостановимая личностная деградация и именно из этого слоя населения выходят и не только в Англии, но вообще в капиталистических странах, называющих себя передовыми, разного рода деклассированные личности, преступники, мошенники, "неадекваты" и психически больные люди...
  
   Семья наших соседей, тому яркий пример - мать и отчим долгое время сидели на пособии, а два сына плохо учились, часто прогуливая занятия, а потом стали воровать по мелочи и были поставлены на учёт в полиции.
   Ну а потом начались наркотики и выпивка...
  Сегодня, старший сын - сорокалетний инвалид ходит с костылями, а младший живёт с родителями и периодически закатывает дома скандалы, с криками, ругательствами и хватанием острых предметов.
   И эти "взрослые" дети, сами не понимают в чём их вина, а может быть беда и я уверен, что основной причиной их деградации, является среда в которой они воспитывались и выросли!
   Моя английская знакомая рассказывала, что такая среда складывается в районах, где большие фирмы, в результате банкротства или в целях экономии закрывают свои фабрики, заводы или шахты, тем самым разрушают рабочие, человеческие коллектив.
   Она рассказывала мне, что раньше, в Англии быть шахтёром было престижно и когда во времена премьера Тэтчер, из-за нерентабельности стала закрывать шахты, по стране прошла волна бунтов и забастовок.
   Работающие шахтеры, несмотря на тяжёлый, грязный труд, имели коллективные навыки и жили как нормальные люди.
  Например, многие из них участвовали в разного рода самодеятельности, иногда в духовых оркестрах, из которых со временем произошли профессиональные, известные в стране музыкальные коллективы.
   То есть, они работали неделю, а в выходные ходили в разные клубы и общества и чувствовали себя не просто рабочими, а привилегированными рабочими!
   А потом, когда шахты закрылись, они превратились в социальных люмпенов и скатились на дно жизни, став пожизненными "бенефициарами" системы пособий!
   Вот из этой "люмпенизированной" среды и происходят разного рода жестокие убийцы или "бесперспективные" личности.
  И дети в этих семьях, чувствуя свою заброшенность и социальную неполноценность, мстят взрослым и часто превращаются в человеконенавистников - они сбиваются в стаи, в банды и терроризируют обывателей.
  А уже к двадцати годам имеют множество приводов в полицию, или даже несколько тюремных сроков!
  
   Кстати, описанная мною английская среда или слой общества, сегодня появляется и в капиталистической России.
   Так что описанные мною случаи могут происходить и уже происходят в России!
   И поэтому, задача российского общества и правительства состоит в том, чтобы противостоять этой личностной деградации и спасти очередные поколения молодых от этой жалкой участи!
  
   ...В России, я работал в подростковом клубе и опыт показывает, что многое в будущем наших детей зависит от нашей способности помочь им развиваться, не только физически, но и как личностям. У меня есть идеи по созданию в России районных досуговых клубов для детей и взрослых, где смогут общаться и молодые и пожилые, "отцы и дети", занимаясь чем-то важным для развития души и тела!
  Я с этими идеями, правда это было более четверти века тому назад, обращался в письме в Думу, но так и не дождался ответа!
   Но об этом в следующей статье...
  
  
  
   Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"