Аннотация: Политика, обучение и воспитание, религия - это темы этой книги очерков, написанной десять - пятнадцать лет назад. Сравнивая можно узнать как переменилась страна и мир.
Культура и литература- сборник статей.
"Кремлёвский диггер" Елены Трегубовой.
...Сразу постараюсь взять "быка за рога".
Кто такая Трегубова?.
Это постсоветская романтическая особа, в интерьерах нынешней власти, с налётом циничного интереса к собственной персоне. Окончила журфак в надежде после этого стать личностью в какой-нибудь московской многотиражной газете. Цель жизни- сделать так, чтобы от тебя кто-либо или что- либо зависело, но при этом остаться свободной от "скушных" обязанностей перед читателями, которых с издёвкой называют сегодня "электоратом".
Это типичный образованец, не отягощённый грузом совести, этакий Остап Бендер в юбке, которая "читала" Габриеля Маркеса, плакала в подушку над Хемингуэевским романом "За рекой, в тени деревьев" и верхом интеллектуализма, считающая рассказы Сэлинджера.
Это типичный набор современного образованца, который реализует феномен "срединного" обывателя в постсоветской России (Московской).
Представилась возможность посплетничать о нынешней "светской черни" - она это осуществила. Рассказы о правящих клоунах, подаются как развлекательные истории, в которых действуют "политические статисты", разные там "Дедушки" Ельцины, Кириенки, Степашины, "Володи" Путины, и она, - "неотразимая красавица", "умница", выпускница английской спецшколы...
Полный набор атрибутов от которого нормальный человек начинает про себя материться вздыхая и крепко, непроизвольно сжимать зубы...
Она пример того, как развитие социального слоя "экспертов", называющих себя журналистами, блокирует любые попытки сделать жизнь вокруг приемлемой и чистоплотной. Я уже не говорю о какой-либо религиозности или просто искренности.
Хотя церковь иногда и упоминается многозначительно.
Такими "экспертами" жизнь превращается в сплошную "ярмарку тщеславия": с кем из известных людей они знакомы и как коротко, кто кого бросил, и тому подобная мура. При этом слушателю-читателю даётся понять, что запросы автора сплетен "высокие", и "плевать" на тех, кто шуток не понимает.
Шутки же, как правило, известны, в ходу в кругу "избранных" или "посвящённых" и утомительно остроумны. Но за всем этим стоит какая-то "усталость от жизни", часто непонимание и неумение отличать жизнь от притворства, чувства от кривляния, истерики от искренности. Такое бывает, когда ты, незнакомый, попадаешь в команду не очень удачных актёров, которые на тебе "отрываются" учуяв, что ты "чужой", демонстрируя свою актёрскую сущность...
Автор постоянно повторяет заклинания о свободной журналистике надеясь, что их идеал - профессиональная свобода, существует где-то на Западе. Конечно это не так, ибо не может быть так, потому что на Западе есть неписанный кодекс журналиста, не допускающий милых "шалостей", которыми в России называется "свобода творчества".
Примером тому может служить скандал на БИ-БИ-СИ с уходом в отставку директора, и увольнением тележурналиста, "подставившего" корпорацию. Речь шла о журналисте спровоцировавшем самоубийство эксперта по иракской проблеме...
Но, сквозь эти стоны и проклятия просвечивает беззастенчивая попытка оправдать жажду больших денег и само реализоваться за счёт простодушной публики, принимающей за душевный порыв, дозированный скандал и попытку жить "красиво".
Думаю, что свобода слова не имеет ничего общего с саморекламой и граница между папарацци и фотохудожником заметна, хотя и тот и другой занимаются фотографией...
Читая книгу, выслушивая бесконечные жалобы на несвободу слова, недоумеваешь - неужели этот "избалованный ребёнок" не понимает, что именно "свободных журналистов" "пользовали" Березовский и Гусинский, и все эти "ельцинские мутанты", постепенно превращая страну в страшный кошмар, с танками на улицах, расстрелом Парламента, растаскиванием и разворовыванием страны.
Неужели глупость, алчность и безнаказанность Управителей, покупающих и пользующих "свободных" журналистов за деньги, ничему не научили людей, пусть не семи пядей во лбу, но читавших когда-то Сэлинджера.
Ведь сегодня продажность и развращённость прессы, порождает феномен лживости, как нормы поведения. А это ведёт за собой цинизм и неверие разлагающие всё общество.
И тут не спасает "кремлёвского диггера" ни её безалкогольная диета, ни ежеутренний стакан свежевыжатого апельсинового сока.
Такие повторяющиеся подробности только настораживают. Я знаю, как минимум двух людей которые совсем не пьют, но положительными личностями их совсем нельзя назвать. Скучными... это да!..
Лена подробно описывает своё стремление в церковь, в первом случае чтобы увидеть Путина и покритиковать ситуацию, во втором случае успевая попасть в Брюсов переулок...
Тут даже подтекст прочитывается. Вот мы дескать какие! Уж если ходим в церковь, то не просто в храм, а в любимую, особенную, не для всех...
Хотелось бы узнать, как она определяет себя с религиозной стороны, но об этом на Западе, а теперь уже и в России вслух не говорят, так же, как о любимом сорте кофе или марке "мобила".
Стиль журналисткой тусовки в которой ей так нравиться, напомнил мне "чудную" телепрограмму девяностых годов, в которой ведущей была немножко испуганная, но амбициозная девушка, а за кадром присутствовал голос её строгого мужа, который уже точно всё обо всём знал; где резвились, отводя душу, тогдашние светила образованщины. Я запомнил только Комисарова и грубого бородоча, агрессивно не скрывающего своей нетрадиционной сексуальной направленности.
Меня от этого "собрания" просто тошнило, потому что их самомнение и откровенный образованческий снобизм переплетался с политико-культурными амбициями...
Кстати... В сцене похорон Собчака этот бородач, один из отцов русской образованщины, очень колоритно описан... Не без сочувствия, впрочем...
Один мой знакомый прочитав эти "мемуары" высказал мнение, что это элементарная заказуха. Однако я думаю, что тут гармонично сошлись любознательность автора и чей-то настойчивый заказ. Всё остальное- это только модный антураж: кофе, анекдоты о "Дедушке", церковь в Брюсовом переулке...
Во всяком случае хочется предложить Лене Трегубовой попробовать себя в прозе. Именно детали у неё получились лучше всего...
20 . 12. 2004. Лондон.
"Виктор Ерофеев или воспоминания образованца"
Эпиграф: "Образованец- это человек получивший образование, но не получивший воспитания".
Цитата из древних буддистских свитков.
О романе Виктора Ерофеева "Хороший Сталин"
Как писатель, Виктор Ерофеев всегда отличался смелостью изображать и рассказывать о человеке то, о чём многие знают, но говорить боятся.
И у Дорофеева, этот разоблачительный задор сохранился до сего дня.
Читателям, которым нет дела до канонов бывшего союза писателей СССР, это нравиться и они ему за это благодарны. Благодарны не за переборы в саморазоблачении, а за смелость показать, что человек, часто просто цивилизованное животное, отличающийся от последних неимоверной скрытностью, которая в одних случаях зовётся нравственностью, а в других- лицемерием и ложью...
В своём романе, Ерофеев, в откровенно написанных сценах показывает всю лживость человеческих отношений в состоянии обезбоженности...
Совращение мальчика директрисой, подчёркивает суть взаимоотношений между людьми принявшими на себя обязанность лгать и лицемерить, в обмен на жизненный, внешний комфорт и доверие окружающих. Речь в этом эпизоде видимо идет о каком-то посольстве и его обитателях...
Чудовищность происходящего понимаешь, будучи самым закоснелым притворщиком. И от осознания внутренней честности писателя начинаешь его уважать и даже жалеть.
Жить среди тех , кто делает вид, что живёт, а сам существуют, исчерпав себя в молодости - очень трудно и можно стать циником...
И всё таки невозможно поверить, что все люди были такими тогда и потому, невольно сомневаешься в правоте Ерофеева, описывающего всё происходящее , как нечто всеобщее...
Стараясь сказать правду о поколении и о времени, Ерофеев описывает частный случай, происходящий в определённой, "элитной" обстановке. Конечно, ещё Маяковский в своё время сказал: "Наша планета , для счастья плохо оборудована,,,". Кстати -это один из кумиров молодого Ерофеева.
Понимая неправду внешней жизни, мне кажется, писатель "застревает" на животном начале в человеке. Он словно берётся утверждать, что кроме террора и гулага в жизни советских людей больше ничего не было. Это очевидная неправда, и потому, подозревать всех людей в извращениях - "демоническая" натяжка...
Извращенцы тоже есть, но они - очевидное меньшинство в реальной жизни...
Писатель выбирает тему, часто в соответствии со своим характером и психологией. Но хотелось бы надеяться, что Ерофеев когда-нибудь напишет, что-нибудь похожее на "Ромео и Джульетту". Я буду этому искренне рад...
Для меня очевидна точка зрения с которой Ерофеев "обозревает" прошлое.
В шестидесятые в Союзе проявилось поколение номенклатурных детей, так или иначе задетых вихрем революции или прямо репрессиями. Они стали в оппозицию к загнивающей, но тоже номенклатурной власти.
Бунт этих молодых в 60-70 годы часто подпитывался "личными" обидами на правящий режим, но иногда был следствием "усталости", от того что у этих детей всё "было", но счастья не было - часто все заканчивалось пьянством.
Отсюда и неприятие "местного", низкопробного мещанства, широко разлитого и культивируемого в среде советского образованческого слоя. Отсюда и тяготение к западным "свободам", западному стилю жизни, как к чему-то более широкому и возвышенному...
Отсюда и презрительное отношение к простому народу, позже получившего уничижительное название- "совок".
Этот "народ" в семьях советских "аристократов" был представлен домработницами, шоферами личных авто, охранниками, одним словом, невольными лакеями, которых система, несмотря на провозглашение равенства, сохранила в изобилии...
Тяга к "отличности", экстравагантности, культивируется в этих потомках советской буржуазии до сих пор, и на мой взгляд, является проявлением антидемократизма, замаскированного под индивидуализм, а тогда воспринималась, как героический эпатаж, нравящийся молодым при всех властях и режимах.
"Засветится" - было непреодолимым желанием этого слоя, а культура была идолом буржуазии во все времена и во всех странах, включая, а может быть в первую голову в СССР. Где и когда вы попадали бы в разряд "неприкасаемых" только потому, что вы Член Союза Писателей, Художников, Актёров?
Тяготение к культовым фигурам - показатель низкого уровня религиозного сознания. И нигде это не бросается в глаза так, как это было и есть в атеистических странах...
Думаю, что человеку и человечеству нужны кумиры, а там, где нет Бога, появляется "знаменитые" писатели, певцы, актёры в роли обожаемых героев...
Эти люди уходили в писательство, в живопись, в искусство и почти никогда в номенклатуру. Слава - "дороже денег"!
Самые талантливые из них сделали себе имя. Но подчёркиваю! Это были потомки буржуазии и сами буржуа по набору жизненных ценностей.
Трагические противоречия обусловленные местом и временем рождения, одних делают героями, а других буржуа.
Вот и из этой протестной "бури и натиска" выросло целое литературное направление. Но их тяготение к известности присущее аристократам в первом поколении, позволяло надеяться, что в случае смены власти, они займут соответствующее место в "новом" истеблишменте...
Поэтому, многие из них сегодня на "коне и при деньгах". Многие из них мечтают рано или поздно стать политиками, на манер некогда "асоциального" Лимонова...
Другие уезжают на Запад...
И разочаровавшись в буржуазных ценностях, возвращаются или собираются возвращаться в Россию, но и оставляют себе место для отступления, гражданство в одной из западных стран - живут между двух "стульев"...
Теперь - это мэтры и учителя, что закономерно- ведь они к этому и стремились протестуя против власти. Но они плоть от плоти -буржуа, и потому, имеют деньги, квартиры в "центре", высокие связи- что в России до сих пор очень ценится.
Вся русская культура сегодня по сути "модная тусовка" или иначе "тусовочная номенклатура"!
Их социальный статус и определяет часто жанр их произведений. У таких как Ерофеев - это смесь мемуаров Казановы и мачизма Хемингуэя. Читать их иногда интересно. Но перечитывать почему- то не хочется, как старые газеты... Запомнить перипетии их "страданий" в пору становления как буржуа, трудно, да и ненужно...
Они - уходящая натура "сладкого" поколения номенклатуры советских времён...
Буржуазность у Ерофеева становиться романтическим идеалом. Именно здесь он типичный русский образованец, "дитя" оттепели, интеллектуальный "новый русский", который уверен, что и все остальные хотели бы стать "новыми" , но у многих не получается...
Буржуазность в России сегодня не "опознана" и потому выдаётся за революционность. О феномене подмены понятий, я уже как -то писал в другой статье. Отличительная черта "новой" русской буржуазности - презрительное отношение к "не нашим". В России это ярко проявлялось ещё во времена Достоевского и Толстого, когда любой полуграмотный молодой "энтузиаст" демократии, смотрел на этих мудрецов, как на "отсталый" элемент...
В "Вехах", ещё в 1909-ом году, дана исчерпывающая критика, этой подстановки идеологии на место истины. Но это был может быть единственный "вопль" протеста, против стадности, которая иногда охватывает людей даже жертвующих своею жизнью, ради догмы, а уж тем более, решивших удовлетворять свой эгоизм без каких - либо ограничений...
Вообще, это типичная русская черта, делать своих, "светочами" прогресса, а тех кто против- тупыми обывателями.
Но сегодня, под прикрытием романтического отрицания самодисциплины и внутренней честности, эти "сливки" общества умеют прекрасно обделывать свои делишки, устраиваясь на тёплые, денежные местечки по протекции приятелей или родственников. "Зацепившись" на таком месте, они стараются "рубить капусту" под всеми предлогами и видами, с весёлым цинизмом бессовестных людей...
И при этом "выпимши", всерьёз любят повторять: "А жизнь, как посмотришь с пристальным вниманьем вокруг, такая тупая и глупая шутка".
Эти русские образованческие "стёбы" и всем "нашим" понятные шутки и словечки пошли от цитирования, в своё время "Золотого телёнка" и подобной литературы. Только сегодня это утратило уже весёлость и приобретает всё больше издевательский, злой характер...
Если кто-то не разделяет взглядов "номенклатурной" тусовки, их щенячьего восторга по поводу, что "мы - вместе" - тех они называют хамлом и "электоратом"...
А что делать, если от этой их похожести на "срединном" уровне начинает тошнить? Что делать если ум путают с хорошей памятью. Если цинизм выдаётся за шарм, а лакейство перед современными авторитетами, выдаётся за аристократизм духа?..
"А вы читали Пруста? О-о-о! Это так тонко!" Или: "...Я не могу представить своей жизни без Хулио Кортасара!"
Забавная подробность- "Хороший Сталин" издан в серии "Новый мировой бестселлер" - скромностью ни автор, ни издатели не страдают...
Беды российской образованщины в том, что они видели и Париж, и Лондон, и Нью- Йорк, но видели, как восторженные провинциалы, а буржуазность понимают, как нечто похожее на "плохо" одетого человека.
Но как раз "хорошая" одежда и является важным признаком буржуа. Иначе говоря- внимание к форме- это одна из отличительных особенностей буржуазии...
А там, где пережили уже увлечение, сытой и "красивой" жизнью, где поняли, "что не хлебом единым жив человек", там буржуазность- символ эгоизма и реакции. В Англии например, в определённых кругах, принято скрывать своё дорогое и хорошее образование. Ведь -это буржуазность.
В мире, в пятидесятые годы прошла дискуссия о вреде формального образования для творческих людей. Когда Фолкнера в Японии спросили об этом, он помялся и ответил: "Наверное это не так важно. Но я не могу знать этого. Я сам окончил только семь классов Невольно вспоминается афоризм: "Провинциалы - живут в столицах".
Безусловно, Ерофеев представляется как "томный" - как сказала с усмешкой одна моя знакомая - пожилой плейбой, в модной дублёнке и в шузах, и как у всех людей такого типа у него всё заёмное, на уровне мечтаний Дон - Жуана, с первого курса института.
Он и в своих книгах пытается изображать характер, тонкий интеллект- которых у него нет.
И это, не беда. Плохо, когда человек делает вид, что они у него есть и идет экспертом в политизированную прессу...
Как часто сегодня журналисты вот также, пытаются выдавать себя за политиков. Всё кажется в человеке есть для этого-внешность, амбиции, знание исторических сплетен- нет лишь главного-жизненного опыта и груза ответственности...
За последние тридцать-сорок лет в политику "пошли" журналисты и телеведущие, которые представляют из себя новый общественно - социальный тип-экспертов от политики. Они всё "знают" , но не умеют ничего делать, кроме как писать статейки и увлечённо "говорить" о политике. И таких сегодня подавляющее большинство. Отсутствие привычки осуществлять задуманное, отсутствие чувства и опыта в реально опасной ситуации, презрение к правилам личной чести, как к чему-то устаревшему, приводит к мальчишеским, часто чудовищным экспериментам над людьми и вместо ответственного жертвования собой , мы часто слышим нелепое: "Я не думал, что так получится!".
Все эти обещания "лечь на рельсы", заканчиваются позорным пьянством или клоунадой. И к таким бессовестно беспомощным политикам уже привыкли и в России, и на Западе и многие, особенно в либеральных кругах, сознательно выбирают этот путь в политике, надеясь на безнаказанность...
Ложь и лицемерие стали часто используемыми средствами в политической "игре", особенно на пространствах бывшего Союза...
Этим, "новые" политики разительно отличаються от старых, которые в трудные дни, не стеснялись резких действий чувствуя груз ответственности на своих плечах...
Может быть поэтому, Сталин для Ерофеева- сильный раздражитель. Неуёмное тщеславие, многих толкает на критику великих людей, часто напоминающую "пинание мёртвого льва"".
"Хороший Сталин" - семейная хроника, рассказанная сыном советского чиновника...
Отец- из простых, но сделавший карьеру- конечно не министр внутренних дел, но помощник самого Молотова. Именно из подобной среды выходят мемуары, сутью которых является фраза сказанная Карлейлем: "Для камердинера великого человека, великих людей не бывает".
И вот сын - вялый отблеск характерного отца- стенографируя воспоминания, берётся судить о том, в чём в силу своей буржуазности, ничего не способен понять...
И естественно у него главный герой истории- он сам, где-то поодаль отец и совсем в стороне- "чудовище" Сталин...
Современные образованцы подготовлены именно к такому сюжету, ибо их мозги промыты и припудрены, пропагандисткой пылью, за полстолетия холодной войны, за полвека возрождённого мещанства сытых, которые приближают мир к катастрофе, когда противостояния верующих в любовь и сострадание и неверующих, то есть фарисеев, становится всё ожесточеннее.
Полвека усталости и внутреннего гниения мира заражённого потребительством и анти христианством, привело к агрессивному цинизму образованцев во всём мире.
Уже сегодня, лозунг: "Образованцы всего мира объединяйтесь", - в разных формах существует и ведёт за собой многие и многие миллионы сбитых с толку рекламой сладкой жизни...
И все они делают вид, что не было ни Иисуса Христа, ни его крестных страданий...
В лучшем случае, это "стадо" говорит, что христианство осталось в прошлом...
...По поводу "мы меняемся на глазах"- целая глава о внешнем преуспеянии cемьи Ерофеева...
Далее, я буду цитировать короткие кусочки романа в отрывках...
... "Все начинается с переодевания. У мамы вдруг открываются руки и шея... Вместо высокой причёски, которая делала её удивлённой и озабоченной, она теперь носит короткую стрижку...
Мама надевает модные жёлтые, голубые юбки колоколом, узкие блузки. После её хмурых демисезонных пальто, однотонных платьев, пошитых живыми останками нэпа- портнихой Полиной Никаноровной. - они кажутся особенно разноцветными, пёстрыми, как поля под Парижем, по которым я бегаю, собирая с мамой и новой домработницей Клавой - Марусю Пушкину не пустили в Париж: во младенчестве она была под немцами возле Волоколамска - красные маки с чёрным нутром.
Мы особенно любим рвать маки. Требуем от папы остановить у кювета машину: его серую удивительную "Пежо-403" с жёлтыми фарами, с красными цифрами дипломатическим номером, вызывающим любопытство у тогда ещё полных любопытства французов, делающим нас избранными даже в Париже.
Номер таит в себе таинственные возможности. Машину ставь хоть поперёк дороги - полицейские с вами вежливы, как с королями...
Папа надевает модные струящиеся брюки. Рубашку с коротким рукавом и расстёгнутым воротом, он, в выходные дни, по-французски не заправляет в штаны. Он начинает тоже иначе стричься, назад и набок, оставляя больше волос по бокам, как французский артист. Он уже купил большие тёмные очки, и мама тоже купила...
Во Франции мама стала пахнуть иначе, чем в Москве...
В новых запахах появилось какое-то тонкое, нерусское отчуждение, Мама стала менее грузной, меньше похожей на свою маму..."
...А теперь, я возьму на себя смелость и расскажу о том времени, в моей жизни...
Мне десять лет. Я заканчиваю четырёхлетку. Один из лучших учеников в классе. Учительница музыки восхищается мною за мой музыкальный слух. Ещё два года до того, я "а капелло" пел на школьных утренниках, трогательную песню про маму. Теперь я понимаю, что слух сформировался от слушания "живого" пения родителей, во время их праздничных застолий.
Одевали и кормили нас, как всех детей одевали и кормили в нашем двухэтажном доме, в пригородном посёлке: супы, иногда с мясом, молоко с хлебом, часто с маслом и посыпанным сверху сахаром...
Ботинки приказывали беречь. А брюки, особенно в весеннюю грязь, мать заставляла заправлять в носки -большая и едкая причина для смущения и страданий. Ведь так никто тогда не носил.
Как видим, задатки посольских детей, почему-то проявлялись и во мне, сыне простого рабочего, приехавшего из деревни в шестнадцать лет.
Летом целыми днями на реке плавал как дельфин, с шести лет. И конечно футбол. Играл уже за детскую клубную команду нападающим. И конечно природа. Ведь мы жили тогда, почти как в деревне...
По весне, с сверстниками ходили за черемшой. Далеко в тайгу, на речку Каю. С ночёвкой...Воспоминания об этом сохранились...
Ночной костёр, страшные рассказы старших пацанов, утренняя, росистая прохлада и запах горьковато - сладкой черемши. Над цветочно-травянистым лугом у реки, полуразрушенный колхозный сарай и страшноватые летучие мыши, сбившиеся в чёрные клубочки под стрехами полуразрушенного сарая, в тёмной тени углов.
Вижу из детской памяти буйство весенней зелени, влажное, росистое утро, рявканье испуганного едким костровым дымом, самца косули...
...И конечно чтение, когда длинными зимними вечерами на кухне у печки, топившейся ароматными дровами, сидел не замечая хода времени, сопереживая отважным и мужественным героям Джека Лондона...
Работа по уходу за коровой жившей во дворе, в сарае под высоким сеновалом - это наше с старшим братом дело и обязанность. Как и пиление старых сухих досок на дрова, ручной пилой на козлах, ...
Именно в десять лет прочитал в первый раз всего Джека Лондона, все восемь томов собрания сочинений. После школы, ходил в читальный зал детской библиотеки, и ежедневно прочитывал по сто - сто пятьдесят страниц, сидя у тёплой печки, почти по домашнему.
Библиотекарь Марья Васильевна, привыкла к моим ежедневным посещениям и разрешала копаться в книгах на полках. После чтения, возвращался домой, но в голове оставались романтические идеалы сильного и потому честного человека, которые потом, всю мою молодость, боролись с мещанским приспособленчеством и трусливыми увёртками здравого смысла, доставляя мне множество неприятностей...
О любви к детям или о воспитании, в семье не говорили - времени у родителей на это не было - работали с утра до вечера, выживая.
Воспитывали книги... и свобода. Никто не проверял уроков. Никто не висел над душой, загоняя в постель вовремя. За день уставали так, что валились спать, иногда не раздеваясь раньше положенного времени...
Мать приходила с родительских собраний улыбаясь и на мой вопрос: "Ну как?"- отвечала довольно- "Нормально" - я несколько лет был круглым отличником...
Думаю, что если не считать трагедии вырастания, то я был счастлив...
И потому, неосознанно гордился своей Родиной-Советским Союзом...
Хотя оба моих дедушки умерли в тюрьмах в тридцатые годы. Один был обвинён в кулачестве, а другой, будучи председателем сельсовета, был обвинён в пособничестве кулакам - родственникам...
Вспоминаю, как в третьем классе прибежал радостный домой,- меня приняли в пионеры. Теперь я мог делать добро для стариков и нуждающихся, вместе со всеми...
Понимая , что родителей не выбирают, как и социальный слой в котором рождаются, мне хотелось бы предупредить возражения и сказать, что детские страхи и страдания- это био-физиологическая данность, независимо от социальной среды.
Тут вопрос в словесном оформлении этих страхов. Непонятно только почему русские образованцы всегда видели в этом какой -то национально-классовый подтекст. Если ты образованец, то тебе кажется, что твои переживания уникальны. Слышится ремарка: "Простые люди так не могут!"
Не этот ли подтекст во все времена был причиной нелюбви русских ко всему русскому и соответственно любви ко всему западному. Мол, там то люди умеют чувствовать.
Здесь в ход идут аргументы, даже из области гастрономии...
Короткая цитата из "Ерофеева: "Париж состоит из еды... Французы только и делают, что едят..."
И дальше о победе изысканного над простым...
А я, не могу не проявить русского патриотизм и хочется возразить Ерофееву и напомнить, что в средние века, именно "русский стол" сменил варварский обычай во Франции, всю "жратву" подавать на стол сразу, а потом уже разбираться, с чего начать...
И потом...
Мы, россияне, тоже не лыком шиты. Едали и багеты, и сыры, и вина французские пивали, однако в гурманских мечтах или даже в снах, живя за границей, едим селёдочку с лучком порезанным кружочками и политой сверху маслицем. Да с бородинским хлебушком, который так нравиться многим, понимающим толк в хлебах, иностранцам. А если ещё в "угон" рюмочку кристально чистой, холодненькой водочки под русскую, на сковородочке жаренную картошечку рассыпчатую, да ещё с солёной капусткой, да с хрустящими солёненькими груздочками...
Эх! Да что они понимают в еде?..
А главное, что эти груздочки собирал сам на горочке, заросшей ольшаником, за городом. И солил тоже сам с укропчиком, да со смородинным листочком для аромату...
Думаю, что самые изысканные французы - гурманы, будут отдавать большие деньги за такую русскую еду, если хоть разок попробуют, да ещё под горячие русские разговоры после водочки.
А ведь это был почти традиционный русский обед, для семьи с небольшим достатком из Сибири...
Вина тогда не пили. Что верно, то верно. Но может и к лучшему. Сохранили незамутнённым вкус до годов зрелых.
Я часто думаю! Это же надо быть таким несамостоятельным, что даже в очевидных вещах стоять на стороне моды на всё западное, а не здравого смысла...
Надеюсь, что в России рано или поздно будет создана партия здравого смысла, которая в конце концов победит всех на любых выборах, вопреки промыванию русских мозгов средствами массовой информации сделанными "заказными" писателями, в сериалах "мировых бестселлеров"....
Вообще , о презрении к Родине, можно, в определённом смысле говорить , как о самопредательстве. И ведь начинается всё с лёгкого трёпа о том как "там" хорошо и как у нас плохо.
Однако, давно известно, что хорошо там , где нас нет. Стоит нам уехать из России и мы попадаем в "промежуток", в котором нам в конце концов перестаёт нравиться. Но и назад уже не вернуться.
Вот и начинаются страдания Вечного Жида. Где бы мы ни были, нам нравиться только первые дни, а потом тоска заедает. Хочется уехать, да подальше. А лучше всего- возвратиться в Россию...
И конечно, легко быть русофобом, живя в грязном, бандитско - хулиганском Питере или в снобистски равнодушной Москве, где-нибудь в хулиганском пригороде, но подозрительно для посольских детей, которые "лучше всех одевались", учась в "лучших" университетах.
Тут, срабатывает другая причина - неизбывная претензия у русских образованцев на звание космополита, символом которого для русских, всегда был Чаадаев.
Но мало кто знает, каким русофилом в конце жизни стал Чаадаев. И это тоже понятно. Он ведь был человеком тонким, сострадательным...
Немного из Ерофеева: "Садясь за автобиографию, русский писатель, обладающий непобедимым затхлым запашком, имеет одну цель: представить себя рождественской звездой, которая висит на макушке ёлки...". Надо понимать, что это не о себе самом пишет Ерофеев...
"...В отличии от других стран, претендующих на самобытность, Россия считает себя не только носительницей уникальных ценностей, но и великой страной, озаряющей мир лучами вселенской истины... (Где это он такое вычитал?)
Но если и есть в русском мире, что-то самобытное, так это не сивушный пар, а преломление воли и абсурда, закона и благодати, намёков на подспудное течение жизни...".
Тут, как говорят - без комментариев...
И ещё отрывок: "Советские клоуны и балерины, писатели и художники, музыканты и актёры - парижские клиенты моего папы... Он важная и опасная персона. Перед ним заискивают, с ним дружат...". Тут, на мой взгляд, очевидная пьяная похвальба, но косвенная.
И в завершение, несколько штрихов: "Когда мы с Растроповичем в1992году готовили в Амстердаме постановку оперы Шнитке "Жизнь с идиотом", он говорил мне комплименты
моему отцу, восторгался им как человеком, который был не похож на советскую сволочь...
Я позвал родителей на премьеру оперы. Не знаю, что они в самом деле думали об этой опере, но, раз королева Голландии встала после финала и хлопала стоя, их реакцию можно было предугадать..."
Здесь хочется процитировать, может быть некстати, Георгия Свиридова. Отрывки из дневников "Музыка как судьба", глава: "Серьёзная тема!! Скоморохи и скоморошество".
"Стравинский начал служить "русскому" богатому искусству, главным образом за границей (сначала русской буржуазии, потом эмигрантству, потом американо-еврейским дельцам и меценатам). А под конец писал "Библейские" (якобы) сочинения по заказу государства Израиль. Все это не отнимает у него таланта, напротив- его большой талант дорого им и продавался.
Шостакович называл подобный тип художника "гениальные холуи" (сам от него слышал), и с этим определением трудно не согласиться. Современный тип скомороха почти начисто отрицает преданность Государству, как это было при "Железном занавесе". Но продажность буржуазного типа, напротив, называется "свободное творчество". Нет слов-регламентация во втором случае много меньше. Речь идёт уже не о проповеди идей, с которыми иногда художник может быть не согласен, мягче говоря не увлечен ими. Речь идёт о том, чтобы служить развлечению, забаве, прихоти богатой и, даже иной раз, изысканной публики. Это льстит самолюбию художника, который из лакейского состояния (когда его презирают и выносят на тарелке деньги в виде например, Премии) повышен в ранг гения, "законодателя вкусов", но по существу, остаётся "холуём". Ибо служит прихоти, удовольствию, забаве богатых, а не истине. Возникает вопрос: "А в чём истина?" Не в комфорте ли? Не в хорошей ли жизни? Ведь именно это написано на знамёнах. Но тут уже ответить не трудно".
...Думаю теперь читателям понятно, почему я так сердито пытаюсь не соглашаться с Ерофеевым...
Я же вспоминаю год эдак 1962. Мой друг, Володя Колесов, рассказывал, заливаясь смехом и блестя золотыми фиксами:
"Я жил там, в котедже на окраине посёлка- пригорода. Метрах в ста от нас, начинался травянистый луг на берегу ручья, с несколькими деревцами боярышника, растущими у чистой, бегучей водички.
Туда, купив водки и на закуску свиного окорока, - тогда это стоило копейки и потому считалось лучшей закуской. Позже при Хрущёве, начали закусывать сырками - приходили мужики после работы, чтобы выпить и поговорить на лоне природы. Мужики быстро пьянели, начинали громко, перебивая друг друга, разговаривать "за жизнь". Иногда дрались, возбуждённые к этому прошлыми обидами.
Самый сильный из мужиков, бил кого попало, а слабаки, пьяно качаясь на ногах, выли бабьими тонкими голосами: "Ни- ко- ла-й- й!.. За что ты меня?.."
Я слушая эти рассказы смеялся тоже. Всё это было так знакомо. Но главное, я как и Володя, добродушно смеялся над нашим яростно- непутёвым прошлым, но скренним в своей простоте. Люди жили тогда, как и сейчас. И было трудно. Работали тяжело. Но ждали перемен в лучшую сторону. И получали их, переезжая в новые квартиры или наоборот уезжали на новые стройки... И ещё, старались воспитать хороших детей и гордились их высшим образованием как заслуженным орденом...
Ну а кто-то умирал, часто на работе. Помню гибель двух братьев - шоферов на МАЗах.
Высокий МАЗ стршего брата порвал кузовом электрический кабель и он умер в кабине, сразу. А младший спасая его, умер тоже от удара током, когда пытался вытащить мёртвого брата из кабины. Оба были высокого роста, здоровенные блондины, с фронтовыми ранами и уже большими семьями.
Другой наш знакомый, отец моего приятеля - сварщик, умер, отравившись скопившимся в канализационном колодце газом, когда заваривал трещину в трубе...
Мы жили тогда на строительстве Иркутской ГЭС. И в этой жизни не было послов и резидентов-разведчиков. До Москвы, а тем более до Парижа было невообразимо далеко...
Была жизнь простых людей, народа, ради которого всё в конце концов делается. Было, подспудно существовало то "коллективное бессознательное", что оформляется в нацию, в государство, с собственным историческим именем- Россия, или иначе- СССР...
...Как ни печально, но Ерофеев, так и остался сыном посла, уже в свои 60 лет.
А потомки этих сварщиков и шоферов монтажников и штукатуров живут и работают , но уже без веры в мечту, просто работают за деньги и вместо Сталина, они имеют Путина.
А до него, в общем - то случайных людей- образованцев Горбачёва и Ельцина - а до них, выжившего из ума старца, а до него- хитрого крестьянского сына - Хрущёва, который перед Сталиным плясал гопака, а потом, мстил ему за с в о ё холуйство, за своего сына, который попал в плен и был судим
Ну а потом, когда Сталин умер, "открыл" глаза партии и народу на преступления Вождя, попутно убив мечту и помог восстать из "пепла" номенклатуре, которая довершила разгром СССР, воодушевлённая уже романтической буржуазностью с помощью которой, та же номенклатура реставрировала капитализм, в его первоначальной, бандитски- чиновничьей форме.
В этом процессе проявились азиатские корни России - разнообразные эгоизмы, после революции и красного террора, как гниды, на время спрятались, замерли, а чуть только "потеплело", они вышелушились из своих убежищ и превратились в богачей и бандитов- "новых русских", от которых обманутые и униженные бедные, с этими же затаившимися эгоизмами, отличаются иногда только своим социальным положением.
А дай им волю, они тоже станут бандитами. Ведь манифестация эгоизмов сегодня, была следствием обезбоженности народов России в течении долгого времени...
После смерти Сталина, после действий жестоких законов, при Хрущёве страна ещё какое-то время двигалась по восходящей кривой. Строились школы и больницы, детские сады и дома культуры и всё это не жалея денег, для народа...
Уже по прошествии сорока лет, оглядывая с пригородной горы дома посёлка, в котором я жил, увидел, что лучшие здания были построены ещё тогда, в далёкие пятидесятые...
Но тогда и совершена была главная экономическая ошибка. Деньги заработанные конкретными людьми, оставляли в распоряжении чиновников, которые распределяли их в "нужные" места. Парт номенклатурные чиновники постепенно стали "распорядителями" общих финансов. И тут они наконец взяли реванш за поражение "ползучей" контр-революции в конце тридцатых годов...
Вскоре, эта экономическая кривая, превратилась в горизонталь застоя при Брежневе. И при нём же выгнулась дугой книзу, обрушившись в яму властного и экономического кризиса уже при Горбачёве и Ельцине, "доблестных" воспитанниках комсомольского истэблишмента, полностью беспринципных и бесчестных...
Хочется сказать несколько слов о геополитической ситуации и месте России в мире геополитики...
Надо понять, что у России, всегда был и будет свой путь в мире. Периоды стабильности и процветания, сменяются здесь революциями, контрреволюциями и застоями...
Что касается сегодняшней ситуации, то я бы назвал это "новым еврейством", а границы России - "чертой оседлости".
Это не мои слова, а Леонида Андреева... Так что друзья - антисемитизм, можно и против русаков употребить, как делает сегодня "официальный" Запад. Многие русские сегодня уехали в "рассеяние", однако настанет время и все поймут, что жить вместе легче и веселее и возвратиться в родные "пенаты"...
У России был свой характер, когда она была Союзом, но он остался и сегодня - это передаётся из поколения в поколение...
Поэтому хочется утешить Ерофеева - родителей не выбирают, как и страну в которой родился, как и язык на котором начинаешь говорить с колыбели...
Доживая до 60 -ти в Англии, я думаю, что быть русским, таким как мои родители и предки, совсем не так уж и плохо. Нормально даже. Хотя, конечно, я не хотел бы походить на Ерофеева или на подобных ему.
В России сейчас, главная причина всех зверских безобразий творящихся в стране - в огромной пропасти между бедными и богатыми, которые в отличи например от Англии, живут рядом, бок о бок, часто в одном доме. И это возбуждает и поддерживает классовую и бытовую ненависть.
В Англии между страшно богатыми и страшно бедными множество промежуточных социальных типов, достаточно обеспеченных, но на разных уровнях преуспеяния. И потому, богатые просто не имеют мест общения с бедными. Они живут в отдельных местах, работают в разных этажах бизнеса, их дети не учатся вместе с бедными...
Да и само понятие бедности, здесь относительно. От богатств страны перепадает и бедным.
Поэтому на Западе, нет такой ярости в отношениях бедных и богатых. И потом, на Западе, "демократия", победила во многом благодаря революциям происшедшим в других странах, которая и обеспечивает приемлемый уровень жизни, даже для изгоев общества...
В России с некоторых пор всё не так...
Богатых и "продвинутых" ненавидят как завоевателей, обративших в рабов бедности, недостойной человека жизни, большинство жителей страны. Из этой ненависти и произрастают все зверства...
Но главная причина всё-таки- это обезбоженность жизни. В Бога, кроткого и любящего веруют единицы, а многие говоря что они православные, исповедуют фарисейского Бога, который- "На коне и с разящим мечом в руках".
Разница между Западом и Россией часто именно в христианизации быта. В Англии, даже упорные атеисты воспитаны в культуре, корни которой являются христианскими. И рождество и воскресение Христово, здесь, - народные праздники. Поэтому тут и благотворительность, и отношение к бедным и бездомным другое, да и к преступникам тоже. Говорят: "Это ведь тоже люди".
В России поражает сегодня жестокость как среди богачей, так и среди бедняков, а это первый признак обезбоженности. В России масс культура встала на место религиозности, стала не развлечением как на Западе, а образцом для подражания.
Отсюда её, масс культуры, губительная сила...
Сделали уже и фильм - сериал, где бандиты- это рыцари без страха и упрёка. Называется "Бригады".
А фильмов, которые бы показывали беспричинно зверскую жестокость настоящих бандитов, почему то нет. Может быть поэтому, многие подростки сегодня уже морально и нравственно изувечены и хотят стать бандитами. Но самое страшное, что многие девочки, обманутые "учителями по жизни" хотят стать проститутками...
Для них хорошая жизнь обязательно связана с деньгами и сексом...
Интересно, что в России есть целый ряд либеральных деятелей, которые хотят ввести "сексуальное образование", и не хотят вводить в школе уроки религии, Православия...
Кто-то из священников, правильно заметил- это по поговорке: "Что у кого болит, тот о том и говорит" Эти деятели пытаются подсознательно решить свои сексуальные проблемы "чужими руками"...
Однако всегда есть надежда, что кипящая клокочущая Россия, выживет и что-то дельное в конце концов "свариться"... Как говорят: "Перемелется- мука будет"
Более того, я надеюсь, что подлинная демократия придёт в Россию и через бандитизм в том числе, который во многом, есть реакция на тиранию бюрократии. Люди научатся сопротивляться плохим, безбожным законам. Поймут, что законы не Бог посылает на землю через своих пророков, а пишутся серыми чиновниками в тиши пыльных, тёмных кабинетов...
Но продолжим цитирование: "Папа молча допивал чай. Он практически никогда не критиковал женщин, тем более похожих на лошадей. В тот год победила кажется, "Летят журавли". У мамы начинало развиваться чувство французского эталона. Посольская уборщица сказала ей при мне: - Французы - очень грязные люди. Когда пылесосят комнату, они обувь кладут на кровать.
"Глупости!" - взорвалась мама...
Что мне делать с этой уборщицей? Чем она лучше советской власти. Какой исторический страх заставил её прийти к мысли, что французы- "очень грязные люди"?
Русская власть прозрачна. Она создана для того, чтобы совершать поступки, которые вызывают у Запада отвращение...Уборщица машет шваброй. Это электорат. Верховная русская власть в очередной раз догадывается о слабости либерального ресурса западного типа после хаоса 1990-х годов. Нынешняя Россия похожа на корову на верёвке, которую либералы тянут на западный рынок, а она упирается, считая, что её там обесчестят или даже съедят".
...Мне кажется, что Ерофеев, как всегда, сваливает в одну кучу атеизм и православие, историю и литературу. Кажется, вот он ухватил мысль, а выводы почему- то из "другой оперы". В противовес его сентенциям хочется напомнить мысли Бердяева о мистической и почти божественной природе государства:
... "Государство не может определяться никаким данным человеческим поколением. Государство поддерживает реальную связь времён в жизни народов и потому оно не может стоять в такой зависимости от времени, какой хотят те, которые отдают его временному потоку. Вы хотите растворить государство в обществе, отождествив его с обществом..."
И чуть далее:
..."В христианском мире царство Кесаря ограничено Церковью Христовой и бесконечной природой человеческого духа... Источник ограничения власти государственной - чисто религиозный, духовоный. В первооснове своей это не есть ограничение государства обществом и общественными группами, требующих тех или иных конституционных гарантий, это есть прежде всего ограничение государства Церковью и душой человеческой. В христианском откровении заключалась совсем особая "декларация прав" человеческой души, усыновлённой через Христа Богу...Глубина человека принадлежит Церкви, а не государству..."
А Ерофеев пытается объяснить нам , что в России власти плохи изначально, забывая, что люди - носители власти. Вспомните тот безбожный и анархический хаос, в который погрузили Россию "либералы".
Они тогда сказали: "Хватайте и тащите. Кто сколько утащит-, и это всё станет ваше!". И потащили, да так, что через десять лет в России около сорока миллиардеров с одной стороны, а с другой беспризорных детей около миллиона...
А у Ерофеева между строк прочитывается: "Посмотрите как хороши власти на Западе". Я хочу опровергнуть это утверждение. И привести примеры из действий власти в Англии.
За последние годы либерального правления лейбористов, введены в обиход множество запретительных законов и оплата в школах и институтах повысилась в разы...
Запретили охоту на лис, от веку бывшей развлечением и спортом для британцев живших в сельской местности. Хотя на дорогах Англии ежедневно, под колёсами машин на автострадах гибнут тысячи животных, из них сотни лис. В городах живут около тридцати тысяч лис, главной кормовой базой, для которых, являются помойки. А это уже опасно для человека из-за внезапных эпидемий...
Запретили курить на работе и в ресторанах - кафе и это правильно, но скоро запретят курить и в квартирах.
Я сам не курю. Но меня возмущает это безнаказанное вмешательство в личную жизнь. Вспомните "сухой закон" Горбачева и его последствия. Я вспоминаю этот мрачный абсурд, горбачевской эпохи, который в конце концов привёл к развалу всей жизни...
А ведь совсем недавно в ходу было утверждение, что западная демократия, даёт каждому делать то , что он захочет и где захочет.
На Западе, либерализм сегодня, совсем другого толка чем в России. Правительство при поддержке граждан закручивает гайки, намного плотнее чем кажется простодушным россиянам...
Надо помнить, что Россия и страны Запада, совершенно разные. И попытки копировать Запад, не зная настоящего Запада, приводит к такому же злому абсурду, как при Горбачёве..."
Реформаторы" в правительстве, даже близко не знают "реальностей", не понимают, что Запад находится в стадии постоянного становления. В России начинают нелепо вводить монетизацию льгот, не зная, что в той же Англии очень много льгот бедным людям. Подозреваю, что Зурабов и компания тоже не знают, что медицина в Англии бесплатная для бедных и платная для богатых. Эти господа не знают, что образование в Англии в основе своей бесплатное. И только богатые могут, если захотят платить за своих детей в элитных школах. И конечно, российские чиновники не знают, что частные, платные школы, начинались несколько столетий назад, как школы для бедных и сирот...
Надо так же понимать, чтобы русские жили и выжили, находясь посередине между непримиримым Западом и Востоком, Бог их создал такими и власть им дал соответствующую - зачем сравнивать несравнимое...
Глупость и тщеславие Горбачёва во власти, не видели в России только образованцы, и парадоксально, люди беззаветно верящие в советскую власть. Вот они, поддерживая "реформы" перестройщиков и ускорителей, привели страну к кризису...
Надо также помнить, что любая власть без Бога, рано или поздно, скатывается к диктатуре, к запретительству. Такова суть и назначение человеческого закона. Если Сталин, вздёрнул умирающую Россию на "дыбы", то только потому, что как бывший семинарист и талантливый политик понял: "На людей, не верящих в законы Бога в душе, можно воздействовать только жестокостью закона государственного"...
"А как ещё можно управлять такими как Ерофеев?- наверное подумал бы Сталин - материалистами и эгоистами".
Смесь реализма и мечтательности и разочарование в людях и привели его постепенно к террору.
Но, мне хочется заметить, что он исполнял "социальный заказ", как сегодня говорят. То есть исполнял волю народа, трудящихся масс, которые изначально, очень жёстко относятся к самому процессу жизни. Почитайте русские народные сказки и вы увидите, что жестокость, представляет для простых людей, одну из важных составляющих реальной и справедливой жизни. Тут действуют ещё ветхозаветные принципы справедливости: "Око за око, зуб за зуб". Ну а террор- это всегда ужесточение даже этого строгого принципа...
Вспомним, что и первый "революционер" - Иисус Христос говорил: "Не мир принёс я в мир, но меч!"
Хотя на эту цитату можно привести много противоположных, она всё-таки была сказана...
Ерофеев: "Меня спасла любовь. Моя преданная любовь к Европе нашла своё воплощение. На первом курсе университета я влюбился в свою будущую жену. Она была из Варшавы. Мы слушали вместе курс по древнерусской литературе в 66-й аудитории. Она не была похожа на советских студенток. Мы так красиво курили на Черной лестнице, накинув на плечи невероятные для той поры дублёнки, что нас считали самой красивой парой университета. Наверное так и было. Она угощала меня польскими сигаретами "Кармен", в которых была смесь американского табака. Она ездила с отцом и братом на волшебном сером "Мерседесе- 1902 с красными дипломатическими номерами: её отец работал в польском посольстве. Я стоял на углу улицы Алексея Толстого, у чёрной громады посольства, с красивым флагом, с огромными освещёнными окнами, за которыми шла роскошная жизнь..."
И так далее...
...А я, в это же время служил в Советской Армии, был несвободен, тяготился дисциплиной, но только сегодня начинаю понимать, значение армии в моей судьбе. Она была для меня, как монастырь для молодого послушника. Армия научила меня повиноваться, не теряя собственного я, не тиранить других, ибо я сам бывал жертвой такой тирании.
Помню избушку - казарму, рядом с бетонно-земляной громадой капонира, в которой с утра, старшина срочник Вася, подпрыгивая на кровати в лежачем положении, от избытка энергии и безнаказанности, кричал зычным голосом: "Подъём, салаги!".