Аннотация: Впечатления от посещения известных музеев в европе и Америке.
"Глаз обнимает красоту всего мира. Он является начальником астрологии; он создает космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки - достовернейшие; он измерил высоту и величину звезд, он нашёл элементы и их места. Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись. О превосходнейший, ты выше всех других вещей, созданных Богом!"
• Леонардо да Винчи
Галерея Уффици.
...Перейдя Арно по многолюдному мосту, свернули направо и в по ближайшей улице пришли к Галерее Уффици, где у входа уже стояла небольшая очередь посетителей.
Подождав минут пять вошли внутрь, прошли через металлоискатель с нашим рюкзаком, показали свои паспорта - европейским пенсионерам вход сюда бесплатный - и по широкой лестнице, поднялись на третий этаж, начиная осмотр с отдела искусства "древних времён".
Там, в коридорах-галереях, которые расположены симметрично вокруг длинного прямоугольного двора, выставлены скульптуры времён Древнего Рима.
Привлекают и зачаровывают бюсты римских императоров и политических деятелей. И у все, начиная с ранних правителей империи - Цезаря, Августа, Тиберия, Траяна - более аристократичных, и у поздних императоров - воинов, кряжистых, с толстыми шеями круглыми лицами и широкими плечами - характерные, выразительные лица. Эти бюсты, многое могут рассказать внимательному и тонко чувствующему зрителю об эпохе подвигов, побед, поражений и борьбы за власть в Римской Империи.
По человечески интересен император Марк Аврелий. У молодого Аврелия - выражение покоя на лице, а у старого - грусть и тоска по уходящей жизни, в которой так и не удалось до конца реализовать себя как философа и аскета. Всегда что-то мешало. Он страдал от несовершенства жизни, от необходимости отдавать приказы об убийстве людей, мучился от сознания невозможности в реальной жизни прекратить борьбу добра со злом!
В лицах Нерона и Калигулы, проявились страсти, владевшие ими с детских лет. Их сластолюбие и мелочное тщеславие привело этих страшных героев древности в состояние войны со всеми, кто противостоял или ограничивал их низменные пороки. Убийством несогласных, они пытались заглушить в себе укоры совести. Ведь воспитаны они были вполне нормальными людьми.
Но атмосфера почитания и пресмыкания перед неограниченной властью императоров, помогла им поверить в их правоту и безнаказанность.
Через эти лица, которые ваяли талантливые скульпторы, можно очень точно увидеть характер и наклонности модели. Глядя на эти древние изображения знаменитостей, начинаешь понимать, что страсти правили и продолжают править миром!
Трудно с уверенностью сказать, что больше определяет в формировании характера человека - врождённые свойства или атмосфера воспитания и личности учителей?
Вспоминая Нерона, его жизнь, наполненную развратом и насилием, можно сказать, что всё-таки определяющим в жизни и действиях человека являются врождённые свойства. Ведь его воспитателем был стоик Сенека, с большими страданиями умертвивший себя, не желая нести ответственность за преступления своего свирепого ученика...
Пройдя первый коридор и тщательно осматривая каждую скульптуру, мы возвратились к началу осмотра и стали изучать живописные портреты знатных флорентийцев, включая многочисленных представителей рода Медичи: нескольких пап и прочих известных людей этого города-государства. Но просмотр живописи известных художников расположенных в залах, вход в которые сделаны из "коридора", мы отложили на вторую часть дня...
...Начиналась история итальянской живописи с двенадцатого века, с разного рода икон и изображений святых и Святого семейства. А потом начинаются многофигурные композиции аллегорий и изредка встречаются светские портреты правителей и аристократии.
Несколько столетий спустя, уже по окончанию Ренессанса, живопись начинает эпоху любования, смакования обнажённого человеческого тела, в большинстве женского. Человеческий дух, как субъект художества сменяется любованием человеческой плотью.
Интересно, что у древних римлян, ноги у мужчин обнажены, а женские скрыты под складками одежды. Но со временем, женское тело и ноги обнажаются, а у мужчин они драпируются в штаны или позже, в брюки.
Вообще, в истории искусств и в живописи в частности, просматривается тенденция обнажения тела, впадения в эротизм и даже в порнографию. Богатые заказчики хотели больше эротики и стали во многом определять развитие живописи от иконы, к роскошным полотнам Боттичелли, Тициана, Рембрандта и наконец Энгра.
Последний, был квинтэссенцией живописного эротизма и его мастерство, помогло в полной мере показать привлекательность эротики уже для тогдашних буржуа, занявших место аристократии, как заказчиков и потребителей современного искусства.
Сегодняшняя эротика, увы, часто граничит с порнографией и её заказчиком является человек "массовидный" требующий не духовного возбуждения от увиденного, но возбуждения плотского. В этом проявляется демократизация искусства, с присущими массовому зрелищу простотой и наглядностью человеческих инстинктов.
...Сегодня, именно любовь к художеству в рядовом итальянце переросла в увлечение "граффити", которое уродует стены и чистые фасады домов, особенно почему-то вдоль железнодорожных путей в Италии и отчасти во Франции. Эта подробность современной "культурной" жизни, бросается в глаза, когда впервые попадаешь в эти страны...
С другой стороны, внешняя неухоженность среды обитания и проявления визуального хулиганства - это следствие неустоявшихся отношений в обществе. Этим Италия похожа на Россию. И тут и там граффити - проявления не только социального и материального неравенства, но и следствия неравного образования и неустоявшаяся, заимствованная англосаксонская культура.
История современной демократия в Англии и в родственных англоязычных странах, насчитывает уже несколько столетий, тогда как в Италии, России и даже во Франции всего полтора - два века. Отсюда и отставание в развитии инстинкта саморегулирования в этих обществах, которые в свою очередь, произошли от насильственного внедрения понятий равенства, через революции...
Флорентинская Академия и Давид Микельанджело.
Утром было холодно, но ясно и солнечно, и мы направились в Академию, уже по знакомым улицам, чтобы увидеть там произведения Микеланджело, и главное его знаменитого Давида, которого скульптор сделал для кафедрального собора, для навершия купола, однако что-то не получилось и Давид остался в музее.
И на сей раз, вход в академию, для нас оказался бесплатным, за что остаётся благодарить европейских и в частности итальянских законодателей. Когда же в России, такие европейские нравы и порядки восторжествуют?!
В начале мы покрутились в большом зале Академии, посмотрели различные живописные вариации на тему "Мадонны с младенцем" Я уже где-то писал, что в результате непонятной эволюции католического христианства, на первое место в почитании культа, выдвинулась Мадонна, а Иисус Христос, чаще предстаёт здесь, в большинстве случаев, как "лицо сопровождающее" Богоматерь.
И пожалуй - это самое большое нарушение и смещение акцентов в толковании Нового Завета.
В Евангелиях, Дева Мария предстаёт больше как лицо сопровождающее Иисуса, и даже не всегда его понимающая и разделяющая Его взгляды. Вспомните фразу Иисуса: "Кто матерь моя и братья мои?" - когда пришедшие родственники пытались убрать Иисуса из окружения его учеников и последователей...
Более того, по намёкам рассыпанным в Евангелиях можно понять, что и мать и братья Иисуса, первоначально не разделяли ни взглядов, ни стиля жизни Мессии.
Но почему тогда, Дева Мария выдвинулась на первое место?!
Тут есть много объяснений, однако я думаю, что этот процесс, обусловлен постепенным отходом католичества от революционных заветов Иисуса и попыткой, сохраняя его номинальное значение в учении, попытаться подменить Его влияние, влиянием нейтральной фигурой Девы, которая в Евангелиях не сказала ни слова, противоречащего всегдашней неправде рабской жизни и эксплуатации богатыми и знатными, бедных и простых сторонников Иисуса из Назарета!
Эта тема в богословии до сих пор закрыта, хотя бунт против официозного католичества во времена Реформации, во многом базируется на критике, этой подмены сутей и смыслов христианского учения...
Наконец мы вошли в залы, в которых установлены большие скульптуры, в том числе, не законченные Мастером. Несколько таких больших работ из белого мрамора, стояли в больших помещениях предваряющих основной зал, но большинство зрителей толпились вокруг Давида, а у незаконченных скульптур зрителей почти не было.
А мы остановились здесь, посидели посмотрели на эти работы и я сравнил их с душой, которая рвётся из плоти, но не может вырваться, потому что замысел осуществлён только наполовину.
Фигура раба, рвущегося из своих пут - говорит о многом, и в том числе о осознании Мастером невозможности, в полной мере осуществить задуманное. Невольно вспомнился Тютчев: "Мысль изречённая - есть ложь".
Конечно Мастер работал не один, и потому, образ запечатлённый фантазией автора удавалось воплотить в таком жёстком материале, как мрамор, не полностью.
Ещё, я думал, что студия Мастера была настоящим предприятием и рабочим на этом предприятии надо было платить зарплату, платить за мрамор, за его доставку, платить охране и ещё много кому.
Поэтому, наверное, так много незаконченных работ, ещё и потому что заказчики могли умереть или охладеть к своим заказам, или даже разориться...
Посидев так несколько времени, мы прошли дальше.
В середине большого зала, с ярким плафоном посередине потолка, стоял почти четырёхметровый Давид, спокойно обдумывающий свои замыслы - как убить врага-гиганта Голиафа и освободить, спасти свою родину от захватчиков.
Этот "пастушок", у Микеланджело, сложен как сильный атлет, с левой рукой держащей пращу на плече и опущенной книзу правой, сильной и крупной, сжимающей пальцами петлю пращи с камнем в ней.
Стоит герой спокойно и расслабленно. Вес тела покоится на правой ноге, а левая чуть выдвинута вперёд. От всей фигуры, остаётся ощущение внимательной силы и спокойствия...
Рассказывают, что когда заказчик герцог Медичи увидел Давида в первый раз, то заметил, что нос у героя чуть великоват.
Тогда, Микеланджело незаметно взял горсть мраморной крошки и пыли, поднялся с резцом в руке по лесенке к голове Давида и сделав вид, что отсекает лишнее, незаметно сыпал пыль из горсти на пол.
Потом слез с лестницы и спросил: - Ну а сейчас как? И получил ответ: - Вот сейчас, в самый раз!
А мне вспомнился анекдот о худсоветах, в Союзе художников, во времена Советского Союза. Один замечательный художник, "накрасил" пейзаж, а сбоку пририсовал маленькую собаку. На худсовете его спросили: - А зачем здесь эта собака? Убрать!
И художник тут же, быстро закрасил собаку...
- Ну вот теперь хорошо - заметили в Совете и художник ушёл довольный - картину приняли на выставку...
Мы долго сидели около и ходили вокруг Давида, рассматривая его со всех сторон, и наконец пошли осматривать Академию дальше. Но сильное впечатление от этой работы осталось с нами надолго!
В Академии, выставлена большая коллекция икон и иконо-картин, писанных на деревянных досках. Среди них, есть и коллекция русских икон.
И тут заметна разница между греческим влиянием на русскую иконопись и иконы созданные в двенадцатом-тринадцатом веках, включая работы Джотто в Италии, где чувствуется влияние раннего византизма.
И если итальянцы, уже в четырнадцатом веке начали освоение светской живописи, а художниками в семнадцатом веке перешли уже от Ренессанса к классике, то в России, ушли от греческой иконописи только в начале девятнадцатого века.
Итальянские города-республики, в лице богачей и знатных людей, были основными заказчиками художественных вещей, в то время, как уже значительно позже, российские монархи заказывали для себя свои портреты у иностранцев, часто у тех же итальянцев. Поэтому, движение живописи, скульптуры и архитектуры, затормозилось в России надолго...
В Академии есть и музей старинных музыкальных инструментов, где выставлены скрипки Страдивари датированные 1690-ми годами Уже тогда, в Италии делали музыкальные инструменты: барабаны, шарманки и клавикорды. Концерты с музыкой, танцами и пением, тоже поощряли аристократы из богатых и знатных родов...
В культурном смысле, Италия времён Возрождения намного обогнала в развитии Россию, словно заснувшую в шестнадцатом веке и пробудившуюся только в девятнадцатом. Зато с какой скоростью, прежде всего в литературе и музыке, русский гений догнал и перегнал Европу, уже только к началу двадцатого века!