Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

О свободе и счастье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Свободу можно охарактеризовать только отрицательными определениями. Может быть поэтому человеческая свобода всегда свзана с борьбой и страданиями.

  О счастье и свободе
  
  
  
  Эпиграф: "Отсутствие свободы - это когда тебя заставляют делать и говорить то, что ты не хочешь делать и говорить".
  
  Понятие свободы, включает в себя множество значений, начиная с свободы физической и заканчивая свободой духа. Об этом уже написано много и говорено тоже. Однако, свобода, это понятие абстрактное и каждый понимает его по своему. Для примера, известное определение - "Свобода, - это осознанная необходимость", повергает нас в пучину ещё большей абстракции, потому что придётся давать определение ещё и понятию необходимости.
  И тут мне в голову пришло решение, которым пользуются уже несколько тысяч лет, в попытках определить, что такое Бог в иудаизме и христианстве, или что такое Абсолют, в индуизме и буддизме. В христианстве, например, существует апофатическое богословие, которое определяет Владыку и Создателя вселенной, через отрицательные эпитеты, в силу того, что аналога Бога ни в физическом, ни в духовном смысле не существует, так как природа его не определима, невидима и не чувствуема...
  На мой взгляд, значительно нагляднее можно представить себе и Свободу, описывая её в отрицательных понятиях, то есть так, чтобы сразу было понятно о чём речь. Ведь очень трудно спутать свободу и несвободу, которая так наглядно и осязаемо присутствует в нашей жизни.
  Замечательно, определяет Свободу Иисус Христос, чьи слова записал Иоанн Богослов, в своём Евангелии. Иисус говорил свои ученикам и последователям: "Познаете Истину, и она сделает вам свободными" и чуть далее говорит: "Я есть Истина и Путь" Иначе говоря, Иисус Христос, призывает познать и следовать Его Новому Завету. Тогда, не надо будет искать или мучительно выбирать между добром и злом решая, что есть добро и чем оно отличается от зла. Ведь зло, часто рядится в одежды добра и без Учителя и Учения трудно отделить одно от другого. А Новый Завет Иисуса Христа даёт нам высокую цель и глубокий смысл нашей короткой жизни, открывая всю красоту взаимной любви и самопожертвования на благо людей. И ведь подлинный христианин после смерти, может попасть в Царствие небесное, где страждущий успокоится, а алчущий насытится. Царствие небесное - это символ, иначе говоря, добрая память о человеке, которая живёт намного дольше чем сам человек. Психологически понятно, почему мы добрых и любящих помним долго, а злых ненавистников стараемся поскорее забыть
  Но, что значит следовать Новому Завету - спрашивали своего Учителя апостолы и ученики? И он отвечал им: "Отвергнитесь мира сего и "несите свой крест", то есть мучаясь, сопереживая и страдая следуйте моим увещеваниям и наставлениям. И далее поясняет: "Ибо Царствие Моё, не от мира сего...".
  Надо сказать, что почти все нравственные и моральные принципы в Ветхом Завете, носят апофатический характер. "Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не смотри алчным и похотливым взором вокруг себя".
  И ещё много, много "не", определяют не только то, что есть праведная жизнь , но и что есть свобода. Свобода человеческая, называемая Иисусом свободой Духа, невидима, не определяема, но мысленно ощутима и понятна. Иисус Христос говорит, странные для любого Учителя слова: "Свободный дух дышит (живёт) где хочет!" Вот и пойди угадай, где он находится в данную минуту. Нам кажется, что мы свободны и вдруг обнаруживается, что свобода уже давно покинула нас и мы пребываем в рабстве своих привычных, обыденных представлений и норм.
  И тут вспоминается Его ответ на этот трудный вопрос. Сам Назарянин нам его подсказывает, говоря - "Наша свобода в Боге" Что это может значить?!
  Мне думается, что только тогда, когда мы любим Бога, то есть Добро и ближних, как самих себя, - мы свободны, потому что главным авторитетом, целью и смыслом нашей жизни становится Любовь - то есть Бог. Иначе говоря, Иисус Христос нам растолковывает, "что Бог - это любовь", что человек радуется, когда любит всех людей вокруг себя и потому, мы, любя других как самих себя, становимся свободными, даже если сидим в тюрьме, служим в армии, или работаем с утра до вечера на тяжёлой и грязной работе. Здесь получается, что наше физическое тело несвободно, но дух наш - свободен даже если нас содержат за бетонными стенами, за семью замками!
  Вспоминается рассказ Владыки Антония Сурожского, о своей юности и проявления молодой и сильной веры в Иисуса Христа, которую он ощутил после прочтения Евангелия от Марка. Будущий Владыка, вдруг почувствовал присутствие Иисуса Христа рядом с собой. Он рассказывает, что назавтра, когда жизнь "продолжилась" после этого события, идя по улице, ему хотелось сказать всем прохожим, что он любит их и готов претерпеть любые физические муки за них! Этот рассказ Евангелиста, о жизни и учении Христа, настолько поразил его душу, что остался в сердце неистребимым сокровищем, на все времена!
  ... Особо, хочется отметить в Евангелиях, Нагорную Проповедь, которая даёт нам набор правил, выраженных простыми словами и положительными образами: следуя им, мы станем не только свободными, но и счастливыми. Если представлять общий замысел Нагорной Проповеди, то мы вдруг осознаём, что в ней выражены общие для большинства религий установки и советы. Невольно, начинаешь понимать, что христианство и буддизм, очень близки в понимании свободы, а значит и человеческого предназначения. Христово "отвергнись", очень напоминает предложение Будды избавиться от Майи, как от не подлинной жизни!
  Конечно, следуя рекомендациям высказанным в Нагорной Проповеди, нельзя забывать, что человек "грешен", несовершенен по природе и что обожение человека, его самоусовершенствование и самоусложнение, - это не столько результат, сколько "путь", к этому. В силу происхождения, человек несёт в себе как божественные, так и животные начала и потому, вся жизнь человека верующего превращается в борьбу с инстинктами, имеющими общее название - грех или грехи.
  Нечто подобное происходит и в стремлении к свободе. Человек, опять же в силу своего происхождения и воспитания, никогда не бывает свободен совершенно, и только движется от несвободе к свободе. Путь к свободе - это долгий путь к обожению человека и человечества.
  В определённом смысле, быть совершенно свободным - значит стать Богом, то есть человеком вне земных обязанностей и существования. Этого, конечно невозможно достичь, даже живя на далёком острове, в одинокой келье.
  Может быть поэтому, Иисус Христос и говорил своим ученикам: "Царствие Моё, не от мира сего!"
  Но именно поэтому, христиане понимают смерть как некое избавление от земной суеты и фальши, и именно поэтому они возлагают свои надежды на осуществление мечты о "небесной жизни", которая последует вслед за кончиной.
  И все-таки, в нашей жизни бывают минуты, когда мы можем сказать себе - "Наконец то я свободен, пусть хоть на несколько мгновений!" И в этот момент, мы бываем счастливы, ярко и незабываемо и по этим "райским" моментам, мы можем судить о величии и красоте свободы, как переживания глубокого всеобъемлющего чувства счастья!
  В моей жизни, тоже были такие мгновения. Вспоминаю, как однажды, я шел глухим, заросшим лесом, жарким летним днём, и изнывая от жары и укусов комаров, вытирая то и дело солёные капли пота с лица, думал, что это какая - то каторга...
  Чуть позже, я вышел к сухим болотам, и выйдя на середину одного из них остановился. Над головой с синего чистого неба, светило ярко-золотое солнце и теплый ветерок, напоённый таёжно - луговыми ароматами, овевал моё лицо. Под ногами, был толстый, зелёный ковёр упругого мха, а вокруг росла морошка, ярко-желтая, спелая и очень вкусная. И так велик был контраст с тем, что я испытывал ещё полчаса назад, так красиво и дивно было вокруг, что я упал на спину, на этот природой созданный ковёр и со счастливой улыбкой, глядя в синее небо проговорил вслух: "Господи! Благодарю тебя за эти мгновения счастья и благоговейно преклоняюсь перед твоей творческой силой и величием!!!"
  Бывали и другие моменты в жизни, когда я готов был повторять эти слова. Это бывало и тёмной ночью, тоже в тайге и в одиночестве, когда всё живое вокруг спит и только серебряная луна освещала замеревшую вокруг природу. На тёмном небе от края до края небесной сферы рассыпаны мириады серебряных звёзд и созвездий, бесконечной и разнообразной Вселенной, в которую включён и я, такой маленький на фоне этого безмерного величия, но ощущающий полную сопричастность этому миру...
  И вдруг, в душе поднималась волна несказанной радости и благодарения создателю этой земной жизни и меня самого. И невольно, на ум приходили простые слова Иисусовой Молитвы: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, спаси и помилуй меня!" Но одновременно, появляется желание сказать слова благодарности Создателю за эти мгновения внутреннего покоя и удовлетворения.
  Хотелось сказать высокие слова благодарности тому, кто дал возможность каждому человеку, не только появиться на свет, но и пережить эпопею становления личности со всеми её горестями и радости.
  Часто, горестей и переживаний бывает намного больше, чем радостей, и потому, оправданы слова Господа, о страданиях, как неизбежной особенности христианина...
  Но Иисус Христос, так же говорит, что пройденные человеком испытания, приводят его к радости, к осознанию жизни как длящихся непрерывных испытаний - искушений, в преодолении которых и видится жизненная задача христианина...
  Эта постоянная борьба в душе человека между животными инстинктами и проявлениями божественной искры, заложенной в нас существом высшим и безгрешным, при малейших успехах приносит несказанное удовлетворение.
  Этим наверное объясняется состояния аскетов и отшельников, называемое видением "фаворского света". И как мне кажется, именно это состояние внутренней, развивающейся свободы, даёт ощущение радости и даже счастья.
  В чём же оно проявляется? Думается, что со временем, преодолевая давление множества инстинктивных желаний характеризующих простую животную жизнь, мы приходим в состояние "не хотения", и довольства тем, что имеем. Мы перестаём повиноваться давлению несвободы - инстинкта, и в каком-то смысле становимся "как боги", начинаем, пусть фрагментарно, определять принципы и идеалы жизни, которые рано или поздно помогут нам осознать значение обретённой свободы, при выборе целей и предназначения нашей жизни.
  Я уверен, что аскетизм и удаление от соблазнов "обыденной" жизни, - это проявления той искры божественности, которая заложена в нас, во времена одухотворения "физического" человека божественным духом. Поэтому то, человек не "земная пыль", в которую и возвратится после смерти. Есть нечто в этом создании, что произошло от "вечного" Бога, и потому, умирая, мы оставляем после себя не только материальные "артефакты", но и духовные деяния, остаютщиеся в человечестве как часть проявлений феномена "человеческой свободы"...
  
  Зима 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"