Аннотация: Русское кино, сегодня часто подражает Голливуду. Но эти подражания плучаются плохо. Хотя есть несколько фильмов и режиссёров, которые превосходят голливудские блокбастеры.
Кино Балабанова.
"Удовольствие, с которым воспринимается учиняемое над экранным персонажем насилие, превращается в насилие над самим зрителем..."
Теодор Адорно
...Посмотрел несколько фильмов Балабанова. Впечатления тяжёлые. И если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех, потому что такого в реальности просто не может быть. Но, в России бывает!
Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, которой наполнена наше существование, но которую, большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что прямо нас это не касается. Тарантино и Балабанова в этом как братья - близнецы и их можно назвать самыми жестокими режиссёрами современности.
сегодня, к счастью Россия в этой "романтической" среде не живёт или ушла от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности. Но внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии, и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано кинохудожником из ничего.
Фильм "Про уродов и людей", это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни.
Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца "поручика Ржевского".
Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия на предреволюционную реальность, которую мы не знаем и которой, кажется не было. Однако "феномен Распутина", декаданс и неудовлетворённость сытой жизнью, - это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения. Люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по "правилам".
Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует "антиплатонов", то есть замысловатая фантазия, накладывается на искусно выстроенные реалии.
Заправляющийся водой паровоз - это реальность. А бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора - это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
Все их персонажи, кажется происходят из "параллельного" мира, как впрочем, из другого мира и одержимость российской публики того времени, наивной порнографией.
Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова? Ведь и сценарий писал он сам! Но посмотрев год выхода на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд послеперестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, иносказательно показать общество, сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
Живость поднятых проблем беспросветного идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей предположить, что эти люди спасаются через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных! Вам это ничего не напоминает?!
...Вообще фильмы Балабанова реалистичны, жестоки и безысходны даже тогда, когда имеют "хороший" конец. Его герои всегда со странностями: сексуальными и социальными. Они, с точки зрения нормального человека - извращенцы, но при этом, их трудно отличить от таких "нормальных" людей - в толпе, они ничем не отличаются от большинства.
Таких, в последнее время образовалось несравнимо много, и в России их зовут "отморозками", а наличие таких "персонажей" делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
Знаменитый "Брат" Балабанова - Данила Багров, типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и уголовной наследственности, наученный на войне убивать людей, тем не менее сохраняет детскую наивность и отсутствие страха смерти.
Такого в реальности не бывает, но миф о "безбашенном" защитнике униженных и оскорблённых, созданный Балабановым, живёт, завоёвывая всё новых поклонников и после смерти кинорежиссёра.
Образ Данилы Багрова, дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни и вдохновил на сопротивление провинциальной силе денег, человеческой злобе и неуважения себя. Поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколения "Брата" сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за эти идеалы.
Иначе во времена олигархического бандитизма, во что превратилась тогда наша жизнь, было не выжить. А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась "ролевая модель" как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого можно "себя чистить".
Жизнь в бандитской России, научила людей многому. И одним их самых влиятельных, авторитетных учителей последующих поколений, как в добре, так и во зле стал Балабанов и его знаменитые фильмы.
Мне не понравился фильм "Кочегар" и "Жмурки". Уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда. Хотя, как кинодокумент, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
Лозунг того времени: "Деньги не пахнут!" - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он завоевал сердца и души людей в те переломные времена, когда зверства первоначального капитализма проявились в России во всей красе.
Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения и понадобились зверские фильмы Балабанова, этого российского, русского Тарантино.
Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как сегодняшние американцы, с ужасом и отвращением смотрят кино созданное Тарантино.
В Америке, в период Великой депрессии, как и в России "девяностых", страна погрузилась в бандитский беспредел и, приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана, были обыденной реальностью, хотя сегодня, воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
Остаётся напомнить, что в России, в девяностые, только по официальной статистике убивали по тридцать тысяч человек в год, в основном молодых, гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.
Эти "герои" из рабочих кварталов, были "романтиками". Их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами "экшен" и отчасти воспринимали жестокости Тарантино, как некий кодекс поведения "избранных", то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых "пацанов", изувеченных идеологией первоначального капитализма.
Тогда, во времена экономического и нравственного развала, они, десятками если не сотнями тысяч умирали в злобе и отчаянии, не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений...
Напомню - в Веймарской Германии, такие молодые любители "земли и крови", стали ревностными сторонниками национал-социализма!
Жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен "балабановщины" в российском кино. А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
И интерес к его фильмам с годами не убывает, а это явление можно толковать по разному.
С одной стороны "Жмурки" и "Бригады", вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, Фильмы "Брат" и "Брат - 2" воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России...
Подводя итоги этого короткого киноисследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад, "сумбур вместо музыки" в постсоветском обществе, так же как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...
Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
"Скольжение" в ад. Рецензия
...Посмотрел фильм на Ютюб - "Скольжение".
Фильм захватывает внимание с самого начала, хотя многие драматические завязки-разгадки понимаешь в самом конце фильма: например, непонятный разговор снятый на любительскую камеру Пепла с эфэсбешником, о значении которого догадываешься только в конце картины. Что-то, приходится додумывать уже после, и это позволяет очень живо вспоминать перипетии фильма!
Вообще, в начале в нём ничего непонятно и только позже, начинаешь разбираться, что эти мужественные мужчины - герои фильма, "борцы с наркотиками" как их называют официально, но в жизни, это полицейские - оборотни, которые вместо борьбы с наркоторговцами, становятся "крышей" для них.
Лица полицейских мужественные и даже грубые, как и должно быть. И одеты они в куртки, что равняет русских бандитов с оперативниками, которые должны их ловить!
Минут через пятнадцать фильма, уясняешь вдруг, уже с горечью потому что захвачен происходящим, что перед нами, разворачивается история скольжения этих стражей порядка в ад беззакония и звериной жестокости! Эти оперативники для нас - зрителей, становятся похожи на диких, кровожадных волков!
И невольно представляешь, как мы все, обращаясь за помощью к таким "волкам", можем стать "овцами" которыми эти звери питаются! И попасть к ним - страшнее чем попасть в сообщество людоедов.
Актёры выбраны профессионально, что нечасто бывает в российском кино и сценарий написан Антоном Розенбергом с полным знанием дела.
...Четыре оперативника во главе с майором "Старым" - у них, как у бандитов клички вместо имен и фамилий - спасают провалившуюся линию поставки наркотиков! Но по ошибке, они участвуют в операции по захвату, в которой убивают наркоторговцев, работающих в этой линии вместе с "ментами".
Один из этих четырёх "крышевателей" - Пепл, оказывается под прицелом автоматов бандитов засевших в доме. Пепл случайно спасается, но "посылка" наркотиков на "четыреста тонн грина" захвачена ФСБ, а отвечать за потерю будут эти оперативники-оборотни!
И вот, Игорь Андреевич, шеф откуда то с верхов служебной лестницы, по которой передают денежку за наркоту, на встрече с Старым в темной машине, где едва лица различимы, говорит - вы ребята залетели и с вас причитается весь ущерб. Иначе с вами будут разговаривать по другому...
Попутно, этот "чин" с ненавистью говорит о женщинах, которые перед их машиной грузят деток в большой внедорожник. И становится понятно, что у него семейные проблемы и что он маньяк - злой и беспощадный...
Уже потом выясняется, что у всех оперативников проблемы в семье, потому что жизнь жестока и за деньги, которые эти оборотни зарабатывают на наркоте, семейное счастье не купишь.
Вот и Пепл, приходя домой, начинает чисто по-русски, грубо ругаться с женой. У них нет детей и жена старается родить, потому что любит Пепла. А тот, уже запутался в преступной паутине, и все чаще начинает думать о Боге и как с его помощью из этой паутины выпутаться.
А Бог, как известно в правде и в любви, которой в реальной жизни страшный дефицит. Это и становится сутью и смыслом драматического сюжета картины "Скольжение"!
А потом, эти бандиты в погонах, и Пепл в том числе, убивают свидетелей их провала с наркотой. Но Пепл, жалея женщину бортпроводницу, ставшую невольной участницей доставки наркотиков, с юга в столицу, оставляет её в живых. Хотя застреливает другого наркокурьера, выданного им из тюремной камеры, тоже "ментами" и тоже оборотнями.
Создается впечатление, что вся правоохранительная система стоит один за другого, стараясь избежать раскрытия их "дела"! В конце концов, Старый убивает бортпроводницу - свидетеля, а "Рыма" - второй оперативник, подозревая Пепла в "подставе", стреляет в него, но Пепл убегает в лес...
И начинается жестокая правда жизни, когда оборотни, эти волки в погонах, так называемые правоохранители, начинают погоню за очередной "овцой", теперь уже за бывшим своим "соратником" Пеплом.
Профессионально сделанные съёмки, показывают жестокую правду жизни представленную в этой погоне динамично и страшно!
А жены и Старого и Пепла - ничего не зная о страшной "работе" мужей, в промежутках между заботах о детях, изменяют своим мужьям. После ссоры с Пеплом, его жена идет в гости к соседке, матери красивых детей. И вдруг обнаруживает в ванной спрятавшегося там любовника... А до этого женщины пьют, уже привычно заливая водкой горе неудавшихся замужеств. Увы - типично русская сцена!
Потом показано, как "волки" собирают деньги за утраченный "снежок" - наркотик и конечно наскребают копейки. Но у них, есть ещё "общак", совсем как у настоящих бандитов!
Пепл, раненный Рымой - самым злым оперативником из этой четвёрки - идет к своей бывшей жене - доктору, в пункте скорой помощи, и падает там от потери крови. Его зашивают и кладут в стационар, но он боится своих подельников и сбегает из больницы. Однако "менты-волки" - его бывшие сослуживцы - окружают Пепла в больнице и совсем уже хватают его, но тут по тревоге, в больницу врывается спецназ, и мордой в пол, кладёт оперативников - оборотней, а потом отвозят их к следователю, в кутузку. У оборотней, тоже бывают проколы и нестыковки!
Напряжение в фильме нарастает. Пепл, раз за разом уходит от погони, несмотря на то, что вся милиция поставлена "под "ружьё" - тут действует "круговая порука" профессионалов, хотя большинство не знают почему и зачем преследуют Пепла, но логика тут проста - своим надо помогать...
По звонку "сверху", Старого и его подельников отпускают из кабинета следователя и вновь начинается погоня.
И тут, в сюжет входит "общак", который Старый, спасаясь, хочет увести вместе с семьёй заграницу. А деньги большие и за ними нужен глаз да глаз.
Пепл в момент сборов приходит к Старому, но не убивает его, жалеет, потому что рядом маленькая дочка. Наконец Пепл, после кражи своего сына из семьи первой жены снова убегает от погони, происходит перестрелка и он ранит одного из "волков" - преследователей.
А тут, жена Пепла увидев в ванной своей квартиры кровь, понимает, что её муж ранен и бросается ему на помощь - она его все-таки любит...
Однако Старый заманивает её в ловушку, снова стрельба, снова погоня, хотя Пепл и здесь спасает не только раненную истекающую кровью жену, но и сам уходит от погони, тоже раненный и чуть живой.
Жену спасают врачи, а Пепл просится на встречу с эфэсбешником, вербовавший его в первой сцене, в начале фильма.
Но и эфэсбешник оказывается оборотнем и на встрече в гараже, Пепла убивает Рыма, хотя в итоге Старый убивает всех, в том числе и эфэсбешника, а сам увозит семью заграницу и скрывается от правосудия...
В качестве капли мёда в этот жуткий кинорассказ, автор вставляет оптимистичную сцену - жена Пепла оказывается беременна!
...Я попробовал пересказать сюжет и передать напряжение и динамизм талантливо сделанного триллера. Хотя профессионализм исполнения и режиссуры "Скольжения" - это поверхность, а главное, после просмотра этого удивительного кино, в душе остаётся ощущение безнадёги и сплошного предательства в среде "ментов", и вообще в нашей жизни!
А ещё, в голове возникает вопрос - почему эти люди так очарованы деньгами и богатством! Неужели в России многие, если не все не понимают, что деньги и богатство, заработанные преступными методами, - это дорога в ад?!
Именно эти горькие выводы и приходят в голову после просмотра свирепого "Скольжения", сделанного супер профессионально, с прекрасным подбором актёров и сценарием достойным русского "букера"!
По драматизму и безвыходности ситуации, "Скольжение" напоминает фильм "Майор", который тоже рассказывает о неправедной жизни полиции и трагической борьбе прозревших одиночек, за честь и правду! (Но о нём в другой раз)
Есть конечно и в этом фильме нормальные менты и эфэсбешники, благодаря которым весь этот ад и прекращается, после множества убийств и крови...
Фильм, тоже заставляет глубоко задуматься о духовных ценностях в нашей, российской жизни!
Кажется, что эту замечательную киноленту надо показывать всем молодым правоохранителем, чтобы через этот акт подлинного искусства, они поняли пагубность погони за деньгами и чинами, которые почти всегда заканчиваются соскальзыванием в ад, из которого уже нет освобождения!
После просмотра, этого "шекспировского" по набору злодейств, фильма, подумалось - хорошо, что это уже в прошлом!
...Но потом, вспомнил недавнего полковника Захарченко, из отдела по борьбе с коррупцией, у которого нашли полторы тонны долларовых купюр, на квартире в элитном доме, и снова закручинился. Может быть это и был так называемый "общак", только масштабы по громадности, несопоставим с тем "общаком" который фигурирует в фильме!
В завершении, надо сказать, что режиссер и сценарист Антон Розенберг создал настоящий шедевр, который даёт несколько очков вперёд самым разрекламированным голливудским блокбастерам.
И особенно он выделяется на фоне десятков кино-поделок, детективов - стрелялок, которыми сегодня, успешно травят российского зрителя наши кинопрокатчики и множество непрофессиональных студий!
Настоятельно советую вам посмотреть этот фильм, сделанный аж в 2013 году, но который можно сравнивать разве что с "Братом" Балабанова, который стал фильмом - воспитателем патриотизма и врагом мифа о хороших бандитах!
Октябрь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
О фильме Звягинцева "Нелюбовь".
...Были с женой на просмотре фильма "Нелюбовь" в Национальном кинотеатре, что на Южном берегу Темзы.
Зал большой, кресла удобные, реклама фильму профессиональна и поэтому, зал полон англичанами и конечно русскими - теми, кто живет или учится в Лондоне.
Узнали о просмотре со слов нашей приятельницы - англичанки, которая жила в России, и хорошо говорит по-русски. С тех давних пор она любит Россию, пишет книгу о советских временах вспоминая свои романтические идеалы, связанные для англичан того, давнего поколения с Советским Союзом и социализмом.
Сейчас, к советскому прошлому отношение в Англии другое, и это обусловлено информационным промыванием мозгов за последние лет сорок. Молодые англичане, впрочем, как и их русские сверстники, совсем не знают подлинной жизни в СССР и потому, скептично относятся и к настоящему России.
Однако интерес к истории становления современной России, сказывается, например в культурных мероприятиях связанных со столетием русской революции. Множество выставок книг и дискуссий по этой теме значительно превосходит по объёмам те мероприятия, которые проводились в самой России.
Но тут причины известны - современные образованцы - провинциалы и "лакеи Запада", настроены против недавней, великой и трагической истории страны, и потому, призирают свой народ и его реальную историю.
В идеологическом смысле, эти образованцы являются "властителями дум", нынешних молодых, и под их диктовку переписывается, а где-то уже окончательно" переписана история Советской России...
Тем не менее, интерес к культуре России, а вместе и к истории Советского Союза в среде английской интеллигенции сохраняется и подпитывается успехами российской музыки, театра, да и кино. Звягинцев - один из российских кинорежиссёров находящийся на слуху английской образованной публики.
Но перейдем к разбору фильма.
...Фильм начинается кадрами, показывающих зимнюю природу Средней России со снегом, незамерзшей ещё речной водой, грустными ивами присыпанными чистым, невинно-белым снегом, молчанием природы, испуганной наступающими морозами и глубоко-снежной зимой, когда жизнь кругом замирает, а все живое прячется в убежища, норы и норки.
И на фоне этой грустной "брейгелевской" природы, происходят драматические события, которые вот уже долгое время связаны с атмосферой нелюбви царящей в России.
Такие отношения между людьми начались не сегодня, но продолжается уже долгие годы и главной причиной нелюбви, как я считаю, является потеря смысла жизни. А потребительство "для себя и для своих", очевидно не может служить общей целью народа и государства. Поэтому, "каждый выживает в одиночку".
Помню восьмидесятые годы прошлого столетия, когда страна жила в состоянии застоя. Парт номенклатура окончательно завралась, а потом на все махнула рукой и стала требовать привилегий для себя и своей родни.
На съездах славословили Леонида Ильича, а подхалимы изображали его героем Великой Отечественной. В Полит бюро засели старые "кадры", которым уже ничего не надо, а народ на фоне возродившейся нищеты, спивался и нравственно деградировал.
На фоне этого пьянства и утраты жизненных ценностей, происходили шекспировские семейные драмы и жестокие немотивированные убийства. Только в "околотке, где я жил в то время, сестра- школьница зарезала пьяного брата, дочь задушила подушкой отчима - инвалида и пьяницу, подростки за изнасилование сели на несколько лет...
Атмосфера нелюбви отравляла отношения между людьми и прежде всего сказалась на семейных отношениях.
Если разбираться в происходившем и происходящем, то во многом, такое состояние общества обусловлено драматической историей двадцатого века с революциями, войнами, контрреволюциями и наконец реставрацией, воцарившейся на громадных пространствах нынешней России.
Однако, за последние годы, материальный достаток заметно вырос и казалось, что и состояние нелюбви постепенно исчезнет.
Однако в Россию пришла другая беда и нынешняя нелюбовь, является следствием восстановлении в стране идеологии неверия, накопительства и прославления эгоизма!
Быть злым, стало модно в среде российской образованщины. Это называется - защитить себя и не дать в обиду. И эта злобность, даже в школе, даже у девочек, становится признаком неформальных лидеров.
Ну а потом, естественным образом, из них вырастают стервы, такие как героиня фильма Женя.
И эта атмосфера нелюбви, становится проблемой современного российского общества и заключена она в том, что такая стервозность передается из поколения в поколение. Женя, во многом становится копией своей матери - злобной старухи, обиженной на весь мир и сидящей в одиночестве на даче.
Социальной стигмой такой стервозности в среде "креативного класса" - российской образованщине, стала ненормативная лексика.
С этим связано появление мата не только в книгах - вспомните романы Пелевина - но и впервые появившейся в фильмах Звягинцева образцы "нового реализма".
И это картину не украшает. Ведь можно было найти другие, не менее жесткие, но не такие пошлые слова и выражения.
На первый взгляд, эта "не норма" кажется попыткой изобразить жесткую правду жизни - приемом, присущим черному реализму. Но оправдывает ли себя такой реализм - большой вопрос?
Конечно, матерщина в среде российской образованщины, стала социальной стигмой, такой же как вегетарианство и увлечение "джогингом". Но представить себе обычную российскую семью, общающуюся таким образом, даже сегодня трудно.
Именно этим и объясняется, что многие россияне говорят, - семья показанная в фильме, - редкое исключение, художественное преувеличение. И с этим можно согласиться.
Однако надо помнить, что море крови в драмах и хрониках Шекспира, тоже можно считать таким преувеличением роли зла в жизни!
В определенной, узко очерченной среде, из которой происходят Женя и Борис, такой "стиль" привычен и стал проявлением озлобленности на весь нелюбимый мир, и вообще на жизнь "совка", которого эти образованцы презирают, вообразив себя новой "аристократией".
Сплетни о близких и матерщина в их сторону, а иногда и в сторону "близких" во время ссор, как явление, возникло в отношениях между образованцами ещё в Союзе.
И употребление плохих слов в среде советских образованцев, воспринималась, как некая игра и провинциальное подражание героям из фильмов Тарантино. Но потом, привычка стала второй натурой и матерки стали орудием, которым злые люди хотели оскорбить и обидеть оппонента!
Нецензурная речь, как мне кажется, в фильме Звягинцева тоже одна из форм "нового" реализма. Она стала частью жизни "интеллигентов", насмотревшихся американских фильмов, где матерная ругань стала эстетической нормой, присущей и реальной американской, "простой" жизни. А "креаклы", чтобы выделиться и обратить на себя внимание, просто по детски хотят быть похожи на американских киногероев, в том числе и в этом!
И эта похожесть на злую киношную "взрослую" жизнь верхнего российского класса, иногда совершенно безнадежную в своей пустоте и бессмыслице, отличает реализм Звягинцева от наивных поделок под реализм, заполнивших экраны России!
Происходит это потому, что в реальной жизни новой России, высокие идеалы и вера в светлое будущее прокламируемые в Советском Союзе, сменились пропагандой откровенного индивидуализма, отражающего раскол на богатых и бедных в российском обществе, на образованных - передовых и на малограмотных - "отсталых", которых "креаклы" называют "ватниками".
И такое разделение общества - обычное явление в нынешнем сословном государстве...
Этот процесс, самым наглядным образом проявляется сегодня в членах социальной прослойки, которая сама себя называет "креативным классом".
Расслоение общества, с каждым днем увеличивается, пропасть между богатыми и бедными становится все глубже и, из этого "провала- подвала" вылезают разного рода мошенники, воры и кровавые убийцы - насильники!
Такое разделение, теперь уже коснулось и образования, и освоения культуры, и естественно, отношений между людьми. Богатые имеют все, что их тело пожелает, а бедные и даже нищие перебиваются с хлеба на воду и им, уже не до вершин искусства и культуры - главное выжить.
Я сознательно не говорю о том "что душа пожелает" - для богачей и их идеологической алчной обслуги, души как нравственной категории не существует...
...Такое состояние общества заставляет забыть о человеческой морали и над христианскими идеалами любви, равенства и братства начинают откровенно смеяться те, кто и стал героями этого грустного фильма.
Таким образом, идея отсутствия любви - "нелюбви" в современном обществе, является эмоциональным стержнем картины Звягинцева.
Но нелюбовь, это состояние присущее вообще сегодняшнему миру, будь то Англия, Франция или Германия. Конечно пропорции такого эгоизма по отношению к альтруизму в этих странах, намного меньше, чем в России. Но "нелюбовь" существует и здесь.
Однако, состояние нелюбви, особенно ощущается в США, в тех районах, где селятся бедняки, иммигранты, граждане небелого цвета кожи. Нелюбовь - это вообще свойство современного общества и не только в России, но и во всем мире.
Только в одних странах она проявляется в единичных случаях, а в России этой заразой больны многие семьи, как и отношения между людьми. Во многом, причиной этому является попытка России копировать Америку - в современной России, борьбой за сытую, довольную комфортную жизнь для себя, захвачены многие, и особенно тот слой населения, который можно назвать "образованцами".
Они достаточно образованы, имеют хорошую, непыльную работу, но озабочены личным преуспеяние и когда его добиваются, вдруг обнаруживают, что жизнь по-прежнему не имеет ни цели, ни смысла...
Женя и Борис, именно из этой среды и потому, их противостояние обусловлено причинами, для них непонятными. А их врожденный, усиленный воспитанием эгоизм и плоский атеизм, разрушает не только их отношения, но делает несчастным их сына, Алексея.
Нелюбовь, имеет в российском обществе давние корни, и как кажется является ещё и эхом страшной войны с фашизмом, которое отражается и в драматизме современной российской ситуации.
Именно это, является причиной не сложившихся отношений между "отцами и детьми" и нелюбовь, ставшая обыденным явлением современности, происходит из нелюбви присутствовавшей в жизни нескольких поколений россиян, прошедших через страшные испытания войной и горем, а потом, в период застоя, утратой цели и смысла жизни!
Ещё я заметил, что дети и особенно девочки вырастающие в неполных семьях, не имея примера доброго и любовного отношения между родителями, так и вырастают не научившись жить в семье, не научившись любить и уважать других!
И потому, разногласия между мужем и женой так или иначе отражаются на жизни их детей, вырастающих нравственными уродцами, не наученными любить не только "дальних", но и ближних!
Примером такого отношения к своим детям в "Нелюбви", стали отношения между матерью и Женей, вышедшей замуж за Бориса не по любви, а по стечению обстоятельств - она случайно "залетела", потом по настоянию Бориса родила, а потом, не обращая внимания на жизнь нелюбимого, нежеланного сына, занялась переживаниями своей неудавшейся судьбы.
А её мать, злорадствует и даже испытывает удовлетворение от осознания, что её злые, оскорбительные предупреждения- предсказания сбываются!
И Женя, постепенно превратилась в злобную истеричку, мало чем отличающей от своей не менее эгоистичной матери. И одной из жертв её истерик становится Борис, аморфный и занятый своим выживанием, в общем то неплохой человек, теряющийся в атмосфере ненависти, сгустившейся в их доме.
Лирические отношения Жени с её пожилым любовником Антоном, характер которого совсем не прорисован и его появление в фильме вызывает вопросы, ничего не могут изменить, потому что в реальности, очередные связи с другими мужчинами, ничего не меняют в характере "таких Жень".
Злое состояние войны между Женей и Борисом, обусловлены разницей в их характере. Кажется, что Жене надо было стать мужчиной, а Борис иногда похож на женщину. К сожалению в современном обществе, такое несоответствие встречается очень часто и становится главной причиной семейных скандалов, ссор и последующих за этим, разрывов.
Единственный сын Жени и Бориса - Алеша, ведет свою одинокую и несчастливую жизнь в этом доме, "спрятавшись" от невзгод в своей комнате, в компьютере. Сегодня, целые поколения воспитаны уже не родителями которым некогда, а компьютерными социальными сетями, где они могут найти собратьев по несчастью.
И возможно, такая жизнь длилась бы до взросления, но вдруг, относительное, зыбкое равновесие, нарушается окончательным разрывом между отцом и матерью, всерьёз обсуждающих возможность отдать Алешу в интернат, а самим попробовать заново устроить свои жизни!
Последней каплей, переполнившей чашу терпения подростка ставшей причиной его ухода из дома, а может быть из жизни, стал приход в дом людей желающих купить по объявлению квартиру, разводящихся Жени и Бориса.
Мнения Алеши никто не спрашивает и потому, в очередной раз убедившись в нелюбви родителей, он уходит и его будущее поставлено авторами фильма под многозначительный вопрос!
...Но, все-таки российская жизнь и общество не безнадежно и тому примером служат волонтеры-добровольцы, объединившиеся в желании помогать отверженным, забытым и потерянным.
Их организация и безвозмездная работа по поискам "бегунков", показывает нам, как объединившись, люди пытаются исправить мир и общество, живущее в атмосфере "нелюбви".
И кажется, что это удается, потому что они из тех граждан России, которые неравнодушны к происходящему и в своем единении, направленном на помощь пропавшим, находят и цель и смысл своей жизни!
Этот фильм Звягинцева, отражает состояние нелюбви не только в России. Может быть поэтому и английская публика, присутствующая на просмотре, восприняла его очень близко к сердцу и по окончанию фильма, приветствовала режиссера Звягинцева долгими аплодисментами.
А он, выйдя на сцену долго отвечал на вопросы зрителей. И что мне особенно понравилось - он не старался польстить англичанам и шельмовать россиян, как это часто делается, среди приглашенных в Англию "образованцев"!
Завершая ответы на вопросы, он сказал, что ему нравится отзывчивость и неравнодушие англичан, которые так похожи на русскую аудиторию, с которой он встречается в России!
Очередная провокация российских киношников.
Русский фильм "Ученик", режиссера Кирилла Серебрянникова, смотрели с женой во французском культурном центре в Южном Кенсингтоне, на кинофестивале в английской столице.
Центр уютен с хорошим кафе и просторным залом с высоким потолком, мягкими креслами свободно стоящими в зале и хорошим звуком - что немаловажно для "сценографии" фильма.
Фильм идёт на русском, с титрами на английском, - поэтому все понимал адекватно - чего часто нет, когда смотрю фильмы на английском. Стоит наверное сказать, что родной язык в чужой стране - это всегда эстетическое переживание и особенно больно, когда этот язык коверкают, применяя нецензурщину и прочие намеренно пошлые режиссёрские изыски.
Публика была в основном молодая и русская. Поэтому, в самых неподходящих местах, часто слышались взвизгивающие смешки.
Вообще, этим отличаются просмотры русских, особенно фестивальных фильмов в Европе.
Туда ходит много русских, но в основном того класса людей, которых я называю "образованцами", ну и конечно их дети, которых отправляют сюда заботливые папаши и мамаши из буржуазного сословия.
Они боготворят таких "революционеров" от кино как Серебрянников, и сами себя считают "креативной расой". Такой простодушный провинциальный романтизм, сформировался за последние сорок лет российской жизни. Такой "романтизм", иногда очень похожий на "либеральный" фашизм, обусловленный поверхностным крикливо-горделивым "полузнанием" такой наследственной "элиты". Ещё Пастернак характеризовал такое отношение к жизни и к искусству, как "трагедию горделивой пошлости"!
...Теперь о фильме. На мой взгляд эта лента сделана для заграницы если не прямо для кинофестивалей там. Главное в этом фильме - Россия отсталая, нецивилизованная страна! Отсюда все странные глупые и задиристые персонажи, начиная с директора школы и кончая юными, но уже физически сформировавшимися "героями и героинями" фильма.
Надо отметить, что в России, за эти последние сорок лет выросло несколько поколений кинодеятелей, паразитирующих на российских и общечеловеческих проблемах, издеваясь над всем трагическим и искренним в российской истории!
Они создают свои "шедевры" для заграницы и пользуются там особым успехом именно за свой цинизм и откровенную русофобию!
Можно сказать, что это родовая черта прослойки, самоназвавшей себя "креативным классом". Эти простодушные провинциалы уверены, что на Западе все ждут, с придыханием читают и смотрят их русофобскую продукцию, которую очень метко окрестили в России словом "чернуха".
Но думать, так, можно только совсем не зная и даже презирая западную интеллигенцию, надеясь, что политизированная ложь о Советском Союзе и о современной России, будет принята овациями западной публикой, не знающей и не желающей знать правду!
Теперь о кино...
...Мать Вени - усталая истеричка, мало похожая на мать и на русскую мать вообще. А Веня - её сын, это тип подростка, цепляющегося за свою самостоятельность, неадекватен и с замашками тирана. Но такой герой и нужен Серебрянникову, чтобы "разоблачить" Россию!
Почему Серебрянников - сценарист и режиссёр выбрал эту тему, остаётся загадкой.
Тут можно предположить, что молодой режиссёр, как и принято у образованцев - всегда выступает за "все хорошее" и потому, издевается над правдой жизни, стараясь сделать это намеренно преувеличенно, как обычно делают самодовольные идиоты.
Его характер проявляется вот в такого рода пафосных высказываниях, которые и показывают его как демагога и циника:
"Мой идеал - это жизнь. Счастливая жизнь. Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены. Война мне противна не только как дело противоестественное, противное жизни, но и тем, что все люди, которые в ней участвуют, несчастны. Все. Поэтому да, мой идеал - счастье. Искусство. Красота"
Кирилл Серебренников.
...Сценарий, с самого начала неважный, потому что не показано логики жизни приводящей "героя" к эксгибиционизму и убийству. Не показано, как Евгений Южин стал таким упрямым и беспокойным человеконенавистником. Поэтому же, нет логики развития сюжета и фильм становится набором, несвязанных сюжетом, сцен.
Обобщая, можно сказать, что за этим профессиональным неряшеством, стоит целое поколение российской образованщины, занявшееся кино, но с условием, что это занятие будет приносить не только известность и конечно известность на Западе, но и деньги, которые тоже оттуда. Хотя все эти конъюнктурщики усвоили для себя афоризм: "Рубль славы на Западе, дороже самых больших денег... на родине".
Во времена перестройки, опекаемой культурными цензорами с Запада, сформировалось несколько поколений киноремесленников - людей без чести и совести. Прикрываясь красивыми объяснениями своей продажной эстетики, они наперегонки стали создавать русофобские поделки, которые на ура встречает русофобская критика в Европе. В Америке этого не происходит, потому что там уже все было и киношная русофобия не привлекает такого внимания - примелькалась.
А в Европе это в новинку! Поэтому, такие кинорежиссеры - чернушники "популярны". Но о такой популярности ещё Пастернак мягко писал: "Быть популярным некрасиво...".
А в случае с Серебрянниковым, популярность отзывает откровенной "работой на заказ", ничего общего не имеющей с искусством!
...Весь фильм напоминает злой фарс - пародию на жизнь российской школы, а заодно и пародию на русскую церковь и вообще на русскую жизнь.
У меня дочь примерно такого же возраста, как "дети" в этом кино и потому, я немного знаю эту среду.
А так как я был директором подросткового клуба в Питере и сталкивался с проблемами взросления в России, то берусь утверждать, что это специально смонтированный пасквиль, задача которого не только оскорбить русское православие и религии вообще, но и показать "плохих" мальчиков и девочек, в российской "хорошей" школе. Такие конечно тоже есть, но они исключения и жертвы воспитания в атмосфере нелюбви и жестокостей жизни! "Хорошей" школа считается потому, что здесь есть и спортивный бассейн и большой спортзал и прочие аксессуары "элитных" школ, где развлекаются бессердечные детки с замашками бандитов и проституток.
Тут же показана сцена издевательств старшеклассников над инвалидом Гришей, которого толпа подростков запихивает в мусорный бак. При этом, Серебрянниковым не показаны, не раскрыты причины такой жестокости и наверное подразумевается "жестокость", как генетическое свойство русских мальчиков!
Зачем надо было так упрощать жизнь российских подростков, мне например не понятно? А точнее понятно, потому что жизненная позиция таких режиссёров, всегда настояна на ненависти к своей стране, к простым людям и является желанием облить грязью и оскорбить всех, кто не согласен с такими образованческими штампами и тех - "кто в большинстве"! Для этого и подбирают такие "реалистические" сценарии, такие "талантливые" режиссёры-западники.
...Священник в этом опусе, тоже совершенно никакой, а истеричка "просветительница" Елена Львовна - заодно психолог и биолог - смешна и неестественна, в своём примитивном желании показать, что наука в России противостоит "русскому язычеству". Но так как школьное "начальство", и вообще российские власти на стороне язычества, то Елена Львовна терпит поражение в своей "цивилизаторской" миссии.
Сюжет с морковками и презервативами, которые она заготовила на урок полового просвещения, напоминает тему остроумного анекдота про учителя географии, надевающего презерватив на глобус. Ну, а оголившийся на уроке Женя Южин,- это конечно творческая фантазия режиссера Серебрянникова.
Кстати, таких нелепых сюжетов, мало связанных между собой, довольно много в этом фильме.
Например тема забивания гвоздей, вначале в крест, а потом и в башмаки "униженной и оскорблённой" учительницы биологии, напомнила мне прибивание гениталий "современным" акционистом - художником на Красной площади!
...Или вот Женя - "ученик", одев костюм гориллы скачет по партам перед возмущёнными учителями. Что хотел сказать этой сценой режиссёр, совершенно непонятно? К тому же, это так неестественно для российской школы, что хочется спросить режиссёра - где он такое видел?!
В силу того, что Серебряников не учитель и плохо знает школьную жизнь, он совершает естественные ошибки в своем сценарии. Например, директриса, увольняет Елену Львовну слишком по-армейски, указывая ей на дверь. Такого в школе просто не может быть.
В фильме, к месту и не к месту звучит мат и это показывает ещё раз актуальность запрета матерков в российских театрах и в кино. Употребляемые не к месту, эти матерки только раздражают и сбивают внимание зрителя. Получается, что в картине ругаются матом, чтобы оскорбить и обидеть зрителя!
Слушая реакцию русскоговорящего зала, я ещё раз подумал, что пошлость и глупость очень легко транслируется в среде молодых после таких фильмов ещё, потому что для её понимания, много думать и переживать не надо.
...В этом фильме, постоянно педалируется тема молодёжного секса и гомосексуализма. Есть постоянное ожидание, что создатели фильма вот-вот, до детальных подробностей углубятся в тему однополого секса. Эти ожидания обусловленные развитием сюжета, как назойливая муха мешают сосредоточиться на попытке понять - а что же хочет сказать зрителям режиссёр и сценарист Серебрянников?
В конце фильма, Евгений Южин - "герой" фильма - убивает камнем по голове непослушного инвалида Гришу - поверившего в нового "мессию", каковым неумело, но с издевкой, изображает своего "героя", Серебрянников.
И совсем уж не к месту видения только что убиённого в школьном коридоре Гриши, героиней и критикессой религиозный нестроений современности, Еленой Львовной, любовницей физрука Олега Ивановича и учительницей биологии...
В связи с её отчеством, в голове Серебрянникова а может и его "талантливых" подручных, возникла тема антисемитизма, которую развивает новоявленный пророк христианства, великовозрастный мальчик Евгений Южин - он же "ученик".
Тут же, мельком возникает тема Гулага в песне, которую поёт в женском "грустном" застолье, безымянная учительница - подружка директрисы. Это тоже штамп, часто используемый деятелями исповедующими антисоветизм, как идеологическую догму...
И конечно же, в фильме, всплывает, вскользь проходит тема тирана-Сталина, возникающая, что называется ни к селу ни к городу!
...По окончанию фильма, я терялся в догадках - о чём сделан этот фильм?! И пришёл к выводу, что его создатели, сами плохо представляли свою задачу...
Но тенденция шельмования на опыте России, оснований европейской культуры, её религиозных оснований в российском кино, настораживает.
Совсем недавно был сделан фильм о том, как клерикалы, с помощью бандитов и взяточников, овладевает госсобственностью - вспомните заключительную сцену фильма фильма "Левиафан".
Но в фильме "Ученик", издевательски показано "вообще" русское православие, по задумке авторов фильма - необходимость показать нелепое несоответствие Писания и нашей, российской жизни.
Однако, автор и режиссёр наверное не знает, что такого соответствия никогда и не было. Были призывы Иисуса Христа жить по чести и совести и попытки большинства европейцев следовать его наставлениям, выраженным пафосно и часто притчами и символами веры, уже в Евангелиях!
Похоже сам режиссер в этом не разобрался и потому, производит вивисекцию на безгласных древних авторах и переводчиках русской Библии, цитируя их!
Остаётся добавить, что сценарий написан на тему, озвученную немецким писателем пьесы, как впрочем случилось и в другом вышеупомянутом фильме - фарсе "Левиафане".
Хочется спросит авторов и исполнителей этого неудавшегося действа - зачем вы создаёте такие фильмы-пасквили на жизнь в России по западным, в данном случае немецким "прописям" ?!
...После фильма остаётся неприятный осадок от того, что издевательства над христианством и людьми его исповедующими происходят в России совершенно безнаказанно. А ведь верующих христиан не только в России, насчитывается на земле около двух миллиардов. Можно понять справедливую критику религ озного фарисейства, но пасквили на тему религиозной жизни, совершенно неприемлемы!
А вот именно религиозную жизнь, такие режиссёры как Серебрянников, избирают мишенью для своих издевательств. Цинизм, самонадеянность и провинциализм таких "креативщиков", не могут не вызывать брезгливости...
Именно так можно назвать то чувство, которое осталось после просмотра этого "шедевра", созданного самодовольными российскими "нравственными кастратами" от киноискусства!
Октябрь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
Правда жизни и российское кино.
Загадка фильма "Брат".
"...Фотография - это правда. А хорошее кино - это правда 24 кадра в секунду..."