Аннотация: Добро и зло, в жизни перемешаны, часто трудноразличимы и имеют чисто человеческие измерения...
"Зло - это недостаток добра. Делай больше добра и в мире станет меньше зла".
Святой Августин
Вместо предисловия:
...Римский философ Плотин, говорил о гармонии добра и зла в мире. Я бы не назвал это извечное противостояние гармонией. Однако такая борьба существует не только в истории человечества, но и в каждом из нас. Только критерии определения добра и зла, в каждом конкретном человеке, не соотносимы с историческими критериями, которые действительно напоминают неустойчивый баланс двух противостоящих природных сил - добра и зла.
Моральные категории "добро - зло" - это составляющие человеческой морали, чем и отличаются люди от животных. В природе, вне человеческого сознания таких категорий не существует. Есть только законы природы, которые на взгляд человека жестоки, но именно ими определяется природная жизнь.
На мой взгляд, прачеловек и жил по таким законам, пока на каком-то этапе эволюции человека, не зародились религиозные основы жизни человеческих сообществ. Именно эти основы стали тем сводом моральных установок, в которых большую часть составляли разного рода табу - запреты, которые и старались отделить добро от зла, естественно в человеческом их пониманию
Могут спросить, почему в первую очередь это были запреты на зло реальное и потенциальное? Думаю, что прежде всего табу понадобились для определения и запрещения делать очевидное зло, которое в отличии от добра всегда активно и проистекает из животной половинки человеческой сущности. И активность зла, противостоящего добру, разрушительно и приводит к катастрофам, как природным так социальным!
Добро по своей природе, отражает духовную сущность человека и в основном представлено пожеланиями и указаниями как надо жить, чтобы избежать таких катастроф. Вспоминается высказывание Эпикура: "Счастье состоит не в том чтобы искать счастье, а в том чтобы избежать несчастий". А добро в человеческом понимании всегда так или иначе связано со счастьем.
Конечно, размышления о добре и зле, надо начинать с определений - что есть добро, а что есть зло. Мне нравится определение добра которое дал Лев Толстой:
"Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру..."
Интересное определение зла дал Марк Аврелий:
"Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому дано сознание добра и свобода выбора между добром и злом..."
Кроткое и точное определение добра и зла дал Альберт Швейцер:
"Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что препятствует жизни или уничтожает её..."
...Одна из самых больших проблем для начинающих христиан - это вопрос как Бог-Создатель допустил существование зла в нашем мире!
И действительно, как можно примирить существование зла в природе и даже в обыденной человеческой жизни, с утверждением что Всеблагой Бог олицетворяет собой только положительные и благочестивые качества.
Читая Фрейда, его позднюю работу "Неудовлетворённость культурой", я поразился глубокому утверждению этого замечательного психиатра и философа, что "Эта борьба (между инстинктами Эросом, олицетворяющим созидание, рождение и Танатосом - инстинктом разрушения, агрессии и смерти) составляет существенное содержание жизни вообще, и поэтому развитие культуры, можно было бы назвать борьбой человечества за существование"
Но вместе с тем, я связал это утверждение известного естествоиспытателя, с положением, высказанным Фридрихом Гегелем на сто лет ранее в развитии теории диалектики "борьбы противоположностей", в которой он обосновал естественность такой борьбы, которая и является стимулом развития, энергетическим базисом не только в природе, но и в человеческом обществе. Но об этом говорил и греческий философ Плотон, утверждая, что без такой борьбы зла и добра было бы невозможно развитие человечества!
Обвинять Творца в существовании Зла на земле значит не понимать закона единства и борьбы противоположностей и отрицать субъективность определений зла, которые существуют в сознании человеческом, как некая доказанная истина.
Можно поэтому сказать, что Бог - Всеблагой Творец, ещё и потому, что он, создавая этот мир, заложил в "борьбе с инстинктом" способности мира и человека к развитию!
Одной из существенных сторон христианской веры является терпимость, в том числе к проявлениям зла, часто называемого грехом, в обществе и в каждом из людей.
Кажется, что именно здесь Иисус из Назарета делится осознанием необходимости зла, как второй стороны процесса развития мира и человечества, как вершины эволюции.
Сама природа, даёт нам примеры сосуществования добра и зла в самом жестоком их проявлении. Ведь в природе существуют травоядные, но существуют и плотоядные - хищники, убивающие и пожирающие первых. А что может быть для человека, страшнее насильственной смерти?!
И эта извечная борьба за выживание двигала эволюцию всего живого и неживого в сторону усложнения, создавая улучшенные, более приспособленные к борьбе за жизнь, новые виды, часто за счёт гибели "старых". Таким образом, в результате этой эволюции, появился и человек разумный, ставший венцом и вершиной эволюционного процесса, главным итогом круговращения живой материи на Земле. Исходя из признания истинности такой теории, мы можем предположить, что целью эволюции человека, становится его обожение, приближение к Богу, в качестве последователя и сотрудника, в деле преображения Земли.
Процесс эволюции развития "плоти" продолжается и сегодня, человечество стоит на границе проникновения в Космос и создания электронной версии "вечной личности", в которой будет реализована мечта о бессмертии человеческой плоти, человеческого духа!
Конечно, о существовании в мире Добра и Зла знал и говорил об этом и Иисус из Назарета, который провозглашал Царствие Небесное как конечную, но недостижимую для тогдашнего человечества, цель. Он говорил: "Царствие моё - не от мира сего", - всматриваясь своим духовным оком в глубины Космоса, который рано или поздно станет Родиной человечества...
Вообще, внимательно читая Фрейда и его последователей, можно прийти к интереснейшим выводам. Например, Фрейд вполне по христиански приходит к заключению, что совесть возникла из сублимации агрессии и тяги к разрушению под воздействием человеческой культуры, которая своими "табу" направила присущую человеку природную агрессию не вовне, в вовнутрь себя! Русская интеллигенция (не путать с современными образованцами) явилась подтверждением наглядным, этого тезиса.
И эта перенаправленность агрессии, с необходимым её ограничением, и является тем, что мы называем сегодня человеческой совестью.
В определённом смысле, борьба Эроса и Танатоса предопределила возникновение этики, как некого свода правил человеческого поведения в коллективе и отражала извечный ход борьбы зла и добра, и в самом человеке и в человеческих сообществах. Из этого можно сделать вывод, что и сами религии стали следствием такой борьбы задолго до возникновения христианства.
В начале это было почитанием умерших и соответствующих культов, которые со временем превратились в наборы правил и установлений, регулирующих жизнь индивидуумов в коллективах, в отношениях не только к недавнему прошлому, но и будущему, которое становилось производным от энергии развития, возникшей, в результате этого эволюционного взрыва.
На мой взгляд это и стало тем, чем и сегодня человек отличается от животного. Помимо инстинктов, в человеке, со временем, появилась и некая духовная сущность, которую сформировали древние религии.
И в конце Древнего Мира на земле появился Иисус Христос, который конституировал духовную жизнь, как нечто главенствующее в жизни человека коллективного. Именно руководствуясь религиозными принципами, человек научился отделять себя от инстинктивной жизни и выработал духовные начала базирующиеся на интеллектуальной основе.
Октябрь 2013 - Февраль 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal