Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Размышления о жизни, старости и смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь и смерть - естественные состояния всего живого и даже неживого. кто то мрачно пошутил : "Жить - значит умирать. Но ведь жизнь такая длинная и интересная шьука! Поэтому, не всё так плохо в этом прекрасном и яростном мире!

  
  О прошлом, настоящем и будущем
  
  
  
  
  ЭПИГРАФ 1: "Зло - это недостаток добра..." Святой Августин
  
  ЭПИГРАФ 2: "В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей - например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
  Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и
  разнообразнее. Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
  обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций очень
  слабо зависит от внешних условий. Поэтому надежда на то, что социальные изменения
  способны сами по себе сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворенность решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации..."
  А. Назаретян: "Векторы социальной эволюции".
  
  
  ...Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: "Первобытное стадо - рабовладельческий строй - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм..."
  Думаю, что в общих чертах, и сегодня можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
  Оттого, что последнюю формацию такой схемы, так и не удалось построить в СССР, в общей схеме развития человечества ничего не изменило.
  
  Если учитывать, что в Западной Европе и в США, во многом уже построен "социализм с человеческим лицом", который по-прежнему называется капитализмом, то становится очевидным подмена частными научными взглядами критиков коммунизма, общей теории развития человечества.
  А попытка сделать высокую степень физиологического довольства, (к чему стремиться сегодняшнее общество потребления), счастьем и главной целью развития человечества, просто не выдерживает критики с позиций "человека разумного". Может быть с позиции "логики свиней" это и так, но в этом случае мы забываем неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное. Почему он и встал во главе эволюции и чем дальше, тем больше становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению, мифов и легенд. Чем действительно сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
  
  С другой стороны, сегодня, в чистом виде социальные формации, которые описаны в теории Маркса, уже нельзя найти. Капитализм в некоторых странах, стал больше похож на социализм, а феодализм, в форме клановости, в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
  
  О чём это может говорить?
  Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и что, тем не менее, вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, которые приводят ко "вторичному одичанию" и забвению некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессами только возрастания свободы, справедливости и братства.
  В качестве примера можно указать на "забывание" достигнутого и впадение в историческую "дикость" в средневековой Европе, после крушения Римской империи. Да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну где воссоздаётся "первоначальный капитализм", о многом говорит...
  И ещё, это показывает, что нет каких-то чистых моделей, теоретически предсказанных и осуществлённых на практике.
  
  Сегодня в мире, сосуществуют множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией. И поражение "советского социализма", вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё в Новом Завете, Иисусом Христом, а потом распропагандированным Карлом Марксом и Лениным .
  Просто подтверждается тезис, что развитие общества - процесс, в котором несколько векторов развития часто сочетаются, двигаясь по сути в одном направлении реализации идей прогресса человечества...
  Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ. Сегодня, наряду с капитализмом, на земле сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже "первобытное стадо". Уже не говоря о разного рода "помесях" тех или иных социальных систем.
  
  Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
  Видимо, его величество "Случай", верующие называют это Богом, а философы "необходимостью", управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить приноравливаясь к экстремальным, а может быть и катастрофальным обстоятельствам, возможным в будущей земной истории как социальной, так и физической.
  
  Удивительный случай проявления такого управления, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 20-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера - Адольфа Гитлера, а параллельно - Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе. В первом случае, история, словно пробуя, что получится, создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том, чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила...
  
  Само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки, направленной на выживание человечества, в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле. Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с "точкой Омега", олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден, в своей книге "Феномен человека".
  
  Развитие человечества в сторону своего обожения, чем дальше тем более очевидно. Людоедство и первобытное рабство, остались далеко позади в истории "человека мыслящего" и сегодня, вполне реален выход человека в глубокий космос. Такое стало возможным благодаря прогрессу, как техническому, материальному, так и духовному, интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи эволюции.
  Глобализация мира, особенно заметная в последние десятилетия, показывает и доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности. Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира...
  
  И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета позже названный Христом. Он говорил, что Бог - это любовь и призывал отказаться от права силы, предлагая простую формулу достижения единения с Богом - непротивлением злу,насилием. Он говорил:
  "Возлюби ближнего, как самого себя...". А в другом месте: "Если ударили по левой щеке - подставь правую..."
  И ещё Он говорил:
  "Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит..."
  Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать, а сотрудничать, не ненавидеть, а любить...
  
  Уже тогда, две тысячи лет назад, Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом (воссоединение с "точкой Омега), отказаться от любого насилия, в пользу любви и сострадания.
  По тем временам это была немыслимая идея и потому, его предали и казнили как революционера, представители той идеологии, в которой следовало жить по законам биологического мира: "Око за око и зуб за зуб..."
  Но именно Христова идеология любви и взаимопомощи нашла своих адептов в среде "униженных и оскорблённых" и казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви, в те времена господства голой силы, со времен стала мировой религией.
  
  Более того, и "Царствие небесное" мы можем воспринимать как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель, проповедуя своим ученикам "Новый Завет", отрицающий "закон силы", как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира.
  Тем самым, Иисус из Назарета посеял семена христианства, которые вызревали в человеческом сообществе и сегодня, становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества, уже не только в условиях Земли-матери, но и во всей Вселенной.
  
  ... Недавно посмотрел в интернете видеоматериал, в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства - это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета, наследует черты Бога Солнца - животворящего и вечного.
  Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах и откуда они пошли, и где впервые появились.
  Для меня важно само существование религий, которые и помогли духовной эволюции человечества достичь таких высот жизни.
  
  С древнейших времён, религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых прививала законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов.
  Эти законы и традиции, внедрялись в сознание многих и многих поколений, накапливая интеллектуальную базу человечества, которую сегодня называют ноосферой.
  Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
  "Религиозные предрассудки" - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты - по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества через веру, а не через насилие.
  Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, которая сегодня становится материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса и открывает грандиозные цели и перспективы для дальнейшего развития человечества на планете Земля...
  
  В то же время, недавняя история показала нам, что сообщества и государства исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане. Тому примером может служить развал Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда разрушили социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности - того, что русские люди называют совестью и честью.
  Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, в последние десятилетия существования СССР, превратилось в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
  А такая моральная и нравственная деградация, грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и впадением в первоначальную дикость, приводящее к победе инстинкта разрушения и смерти.
  
  Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании на пространствах человеческой жизни и постоянной борьбе инстинкта созидания и жизни с инстинктом разрушения и смерти.
  Сегодняшняя атеизация жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмена высоких целей, сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому вымрет "человек мыслящий".
  Инстинкт удовольствий постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни и это опасно, для выживания и развития рода человеческого!
  
  Фрейд говорил ещё, что человеческая культура - есть продукт репрессивных и стрессовых состояний и она, развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды и необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире.
  Во многом, религиозные табу, законы ограничивающие индивидуальный произвол, удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия.
  Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на "лаврах", и социальная структура, некогда великих и сильных империй разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
  
  Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной развитый, до уровня мыслящей материи биологический вид, делает неимоверные усилия, чтобы избавиться от физического или психологического стресса и в конце концов, находит в себе энергию преодоления полосы неудач, нестабильности или природных катастроф.
  Именно эта направленность на устранение дисбаланса и заставляет искать и находить цели и средства необходимые для развития вида. Это касается и человечества.
  Нечто подобное происходит и сегодня, то есть уже в новейшие времена...
  Древний Рим рухнул стоили римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала, утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман.
  Английская империя перешла в разряд "многих" стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими. СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики уверяющие всех и себя, что социализм - это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР.
  Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, Союз казавшийся вечным рухнул легко и трагически внезапно...
  
  Свободные дискуссии как в науке, так и политике, позволяют человеческому обществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа и тем самым не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, который позволит человечеству достичь не представимых высот в своём развитии!
  Сегодня, я думаю, именно свобода слова и свобода печати, спасает человеческое сообщество, от загнивания и падения в пошлую диктатуру силы денег...
  
  
  Вместо послесловия:
  
  "...Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья..."
  Томас Джефферсон.
  
  2006 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  
   Размышления о добре и зле. Короткие заметки.
  
  
  Формальные определения добра и зла:
  
  "... Основополагающие морально-этические понятия (категории), в которых выражается нравственная оценка поведения людей - отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций. Под ДОБРОМ понимается то, что на данном этапе считается нравственным, положительным, отвечающим сущности и назначению человека и общества; то, что способствует их благу. Понятие ЗЛА обобщает противоположное ДОБРУ значение: зло - безнравственное, недостойное человека, ведущее к деградации, разрушению. Для философской трактовки этих категорий характерны поиски оснований добра и зла, их историческое звучание, исследование их как моральных ценностей и пр..."
  
  
  "...В чем заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь. Наша истина и наше добро только отчасти истина и добро, и они запятнаны злом и ложью..."
   Блез Паскаль
  
  ...В качестве темы для размышлений о добре и зле, может стать афоризм римского философа Плотина (не путать с Платоном): "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро".
  В человеческой культуре, действуют эти же закономерности.
  Фрейд, в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры - это процесс обусловленный "репрессиями", как природного так и социального свойства!
  Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось, прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических понятий.
  Гегель, определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, говоря по сути то же, что Плотин сказал до него, около полутора тысяч лет.
  
  У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение этических сущностей, человеческих интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
  Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни при столкновении противоположностей, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла...
  А как же афоризм Святого Августина, можете вы спросить, который говорил. "Зло - это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла"?
  Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: "Душа человека - христианка", есть неоспоримая истина.
  Но тогда, возникает вопрос: - Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
  
  ...И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос прихожу к выводу, - в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом, доставшемся ему от наших далеких предков - животных...
  Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
  
  ...Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
  
  Примеры:
  
  В буддизме - цель жизни - освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
  В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
  Но и в христианстве, существует доктрина в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения - в рай, где царит вечное добро и порождённое им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета, подчёркивая надмирность рая, как символа вечного счастья, говорил: "Царствие моё не от мира сего!"
  С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад - сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире...
  Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
  
  ...В определённом смысле и такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
  Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
  В биологическом и даже геологическом смысле, ситуация, когда смерть побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия.
  Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, направленный к вневременному продлению общего в природе, именно через смерть частного!
  И потому, смерть понимаемая как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое, в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
  
  ...Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом "стаде" и впоследствии, зафиксированного на уровне "умственного", интеллектуального ДНК...
  И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества...
  
  ...Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю...
  
  
  
  
   Размышления о любви и браке.
  
  
  Вместо эпиграфа:
  
  "... "Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса, создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум..." Прокл - римский философ.
  
  Иисус Христос:
  
  "...Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале сотворил мужчину и женщину? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает..."
  
  ...Меня заинтересовало, когда и на какой стадии развития человеческого общества, возник брак как статус проживания семьёй.
  Естественно возникли вопросы: чем обусловлено было возникновение брака - человеческим фактором или биологическими основаниями?!
  
  Известно, что в животном мире, существует как полигамия, так и моногамия. Создавая семью, некоторые виды животных и птиц могут жить вместе несколько лет - иногда до самой смерти.
  Естественно возникает вопрос: что в человеческой натуре преобладает - полигамные или моногамные инстинкты?!
  
  Посмотрел в интернете. Вот что сообщается об этом в одной из статей, автором которой является Мария Кудрявцева:
  
  "...Брак возник как способ регуляции отношений между полами, и его современная форма является результатом эволюции.
  В формирующейся архаичной общине неконтролируемое проявление полового инстинкта расстраивало хозяйственную жизнь. Поэтому для создания сплоченности между членами общины возник запрет на половые отношения перед охотой и во время охоты.
  Далее появился запрет половых отношений между членами одного рода. И таким образом, сексуальная связь допускалась только с членами другого рода (общины).
  Кто становился сексуальным партнёром и как долго длилась эта связь, партнёры определяли самостоятельно и добровольно.
  Такие отношения могли быть прекращены по желанию любой из сторон. В начале половые связи между людьми были кратковременными и эпизодическими. Со временем образовывались условно постоянные пары. Причём, какими бы длительными или прочными эти отношения не представлялись, права и обязанности по отношению друг к другу не возникали. Не возникало и совместное проживание пары. Обеспечение детей происходило в той общине, где проживала женщина. И пока роль мужчины в зачатии ребёнка не признавалась, женщина, будучи производительницей, доминировала в обществе..."
  
  Вы наверное заметили, что речи о любви, как особом отношении между людьми, в этой статье не идёт. Всё рационально объясняется упорядочением сексуальных контактов:
  
  "...Подведем итог, брак возник как способ регулирования половых отношений между людьми не имеющих родственной связи. Он включает сексуальные отношения, но не ограничивается ими. Это добровольный союз между равноценными, свободными, половозрелыми людьми разного пола, возникающий на основе договоренности.
  Брак предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брачные права и обязанности не регулируют вопросы имущественного характера или деторождения. Так как совместное проживание, имущество и воспитание детей возможно в рамках семьи или рода..."
  
  Тут уместно привести высказывание Монтеня:
  
  "...Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это - не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей..."
  
  "...Таким образом, семья - это экономически самостоятельная форма передачи культурного наследия, традиций и наследственного имущества из поколения поколению. В семье есть родственные связи (по крови) между родителями, детьми и внуками и есть не родственные связи между супругами. Семья может быть, как однополой (мать, дочь, внучка) так и двуполой. При отсутствии одного из супругов, в воспитании детей могут принимать участие другие родственники (братья, сестры, дедушки, бабушки и т.д.)..."
  
  ...Забавно, что и семья, оказывается возникла для упорядочения экономических отношений, а сегодня, семью создают в основном по любви, а об экономике часто забывают или вовсе не думают!
  
  А вот некоторые определения семьи, взятые из Википедии:
  
  "...На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции "в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком", а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что "по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка". Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения..."
  
  
  ...Если же рассматривать брак и семью, очищая вопрос от налёта экономизма, то всё-таки придётся коснуться и определения понятия любви, как чего-то, присущего всему живому. Иначе получается по высказыванию Пьера Буаста:
  "Брак - это лотерея, в которой каждый надеется на большой выигрыш..."
  
  ...Возражая против экономизма и бытовых удобств, надо отметить, что в той или иной форме, в начале или в конце, любовь как побудительный момент, всегда присутствует в человеческом браке!
  И тут возникает и добавочное обстоятельство в виде красоты.
  Думаю, что у животных любовь - сильное половое влечение, связано с красотой физической непосредственно. Нечто называемое красивым, всегда привлекает внимание и становится главной причиной возникновения любви. Так происходит в животном мире и тут, совершенство форм, воспринимается инстинктом размножения, как причина победы в эволюционной гонке.
  
  Однако у человека, красота ассоциируется не только с красотой внешней, но и с красотой душевной. И тут уже выступают различия между животным и человеком.
  Человеческие чувства, и любовь в частности, отличаются от таких понятий в животном мире, прежде всего наличием духовности, когда рационализм в форме инстинкта, отступает на задний план и вперёд выходит некая надстройка над инстинктом, которая и служит определяющей чертой человека, как биовида:
  
  "Ошибочно думать, что любовь вырастает из длительной дружбы и настойчивого ухаживания. Любовь - это плод духовной близости, и, если близость не возникает через секунду, она не возникнет ни через года, ни через поколения... Джебран Халил
  
   ...Основополагающим фактором в возникновении и эволюции человеческого сообщества является религия. Именно она и делает человека, собственно человеком. Есть теории по которым религия, как свойство человеческой самоорганизации и как правила совместного общежития, возникла из культа предков.
  То есть возникла необходимость идентификации линии родителей и связи с этим человеческих детёнышей. Тут, возможно, и появляется экономическая составляющая семьи. Однако, что касается любви и брака, то тут экономическая база, как мне кажется, играет уже не такую большую роль.
  Именно любовь, толкает человека на закрепление юридически и фактически самых близких отношений между влюблёнными мужчиной и женщиной!
  
  А вот что пишет уважаемая Кудрявцева об основах человеческого брака:
  
  "...Господство мужчин определило характер брака и семьи и в классовом обществе. Возникновение частной собственности на средства производства привело к необходимости передачи прав путем наследования от отца к сыну. Основанием для социального отцовства (права наследования) стало отцовство биологическое. Это породило у мужчин стремление обеспечить достоверность своего биологического отцовства. Эта мужская потребность еще сильнее ухудшила положение женщины, обязав её иметь сексуальные отношения только с мужем и сохранять девственность до брака.
  Хотя создание семьи на основе моногамного брака могло бы стать формой взаимовыгодного сотрудничества. Благодаря которому, мужчина будет уверен, что дети жены его истинные наследники. А женщина получит гарантированные выгоды для себя и своих детей от их отца..."
  
  ...Невольно вспоминается известная работа Фридриха Энгельса о семье и браке. Мне кажется, что именно оттуда и растут такие отношения к браку и семье в российском обществе.
  Энгельс, насколько я помню из курса диалектического материализма, утверждал, что вся наша жизнь обусловлена материальной базой, "бытием", в котором мы пребываем от рождения до могилы!
  Но мне, всегда хотелось такому взгляду на жизнь человека и шире - человеческого общества, противопоставить некие романтические возражения о человеческих чувствах, безусловно имеющих место в любой истории человека и вообще человечества!
  
  Кудрявцева завершает свою статью таким пассажем, тем самым показывая, что статья эта о браке и семье, написана женщиной.
  И здесь я не могу с ней не согласиться:
  
  "...Сексуальная революция не явилась способом улучшения положения женщин с точки зрения отношения полов в современном обществе. Старая половая мораль рухнула, а новая до сих пор не возникла. В сфере отношений полов результатом уравнивания стало признания права женщины вести себя как мужчина.
  На мой взгляд, такое положение является абсурдным. Женщина не мужчина, она равноценна, а не равна в буквальном смысле. Важно признавать, что женщина биологически, психологически и физически принципиально отличается от мужчины. Необходимо уважать право женщины на проявление женской природы, которая не хуже мужской. Создать нормы сексуального, брачного и семейного поведения обязательные для обоих полов..."
  
  ...Мне тоже кажется, что женщина не мужчина и потому, пытаться заставить женщину стать мужчиной, хотя бы формально - это глупость и результат неадекватно воспринятой эмансипации женщин в современном человеческом обществе.
  Возвращаясь к понятию "любви человеческой", можно говорить о неоцененности этого феномена, который зародился на заре земной эволюции, и во многом определяет её результаты и сегодня.
  Именно любовь, а не казённый экономический интерес, толкает человека - мужчину и женщину - на безумства и на подвиги.
  Не учитывать это в разбирательстве нашего вопроса - значит сводить сложное в нашей жизни, к простому и даже примитивному!
  
  Нижеприведённая цитата может доказывать что человеческий брак разрушается, но так же и то, что любви в нашей жизни стало меньше, а равнодушия больше:
  
  "...В 1992 году в России впервые после Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное ситуации, когда государство находится в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число россиян старше 60 лет превысило количество несовершеннолетних до 15 лет в 1999 году. И до сих пор превышает..." Из Википедии
  
  Но и в этой цитате из Википедии, нет слова любовь:
  
  "...В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает Кон И. С. - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как "несходство характеров", что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов - изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивидуум..."
  
  Приходится констатировать, что Семья в двадцатом веке изменилась и биологически, и идеологически. Вот её особенности - цитата из Википедии:
  
  "...Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах - с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи был кратко сформулирован Дирк ван де Каа:
  • переход от "золотого века" брака к конкубинативному союзу; (Союз предполагает брак одной женщины с несколькими мужчинами)
  • переход от пары "ребёнок-король с родителями" к "паре королей с ребёнком";
  • переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению;
  • переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства..."
  
  Однако, ещё встречаются определения брака по любви и оказалось, что это совсем не древнее явление, а наоборот:
  
  "...Брак по любви - это союз двух лиц, основанный на взаимной любви, привязанности, влечении и обязательствах. Хотя данный термин несколько отличается в Западном понимании, где все брачные союзы рассматриваются как "браки по любви", он где-то имеет значение, характеризующее понятие брака, которое отличается от "браков по договоренности" и "браков по принуждению". Институт брака по любви появился относительно недавно, с XVI в. в Европе, когда странствующие трубадуры романтизировали запрещённые в то время браки по любви, которые самостоятельно и в тайне устраивались между отлученными сужеными вне церкви..."
  
  
  Ну а теперь, настало время поговорить и о любви!
  
  Вместо предисловия:
  
  "...Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:
  1. Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат.amor descendens) - к этому виду любви относят родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
  2. Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат.amor ascendens) - к этому виду любви относят любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
  3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат.amor aequalis) - к этому виду любви относят любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым..."
  
  Нельзя не упомянуть здесь, понимание любви древними:
  
  "...Для Эмпедокла любовь (греч.;;;;;) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте". Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате "Пир" вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эрос познания.
  Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: "любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага"..."
  
  "...В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения..."
  
  "...В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра ("Metaphysik der Liebe" в "Parerga u. Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем.Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство..."
  
  "...Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно "стремление к межличностному единению", но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово "любовь" для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, "идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах, прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока"..."
  
  Л. Н. Толстой полагал, что "Любовь есть единственная разумная деятельность человека" и предостерегал:
  "...Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: "вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!", и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его..."
  В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал в первую очередь на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, "любовь не есть какое-либо особое чувство, это - сознание единства", а "любить вообще значит желать делать доброе"
  
  ...Вспоминая свою юность, помню жажду любви не только к девушкам, но к людям вообще, которая сопровождала меня все годы взросления. Может быть, это было обусловлено неприятием скучной рутины тогдашней жизни окружавшей меня. Но вспоминая своё душевное состояние в те годы, я прихожу к выводу, что оно подтверждало некий афоризм провозглашённый Тертуллианом "Душа человеческая - христианка!"
  Думаю, что так оно и есть в юном возрасте, пока "человеческое, слишком человеческое" не затмевает в нас христианское. И сегодня я уверен, что жажда любви порождает в человеке всё самое творческое, нежное и лёгкое, которым человек обладает от рождения!
  
  Об этом же писал Лев Толстой, которого я считаю своим учителем, в романе "Воскресение", описывая молодого Нехлюдова, разочарованного цинизмом и прагматизмом взрослых, пытающихся его воспитывать по своим, эгоистическим правилам!
  
  ...Философ и социолог Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь.
  Первая "предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения".
  Вторая означает лишение объекта своей "любви" свободы и держание его под контролем. "Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её". Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.
  "Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь - это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм".
  Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью..."
  Нейропсихология определяет любовь так:
  
  "...В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюблённых, любовь была определена как "дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей" (англ.dopaminergicgoal-directedmotivationforpair-bonding)..."
  
  
  ... После цитирования и анализа множества точек зрения умных людей на Любовь, приходится согласиться, что именно она - любовь, стала той ступенькой развития человека, выделившей его из животного царства и поставившего на один уровень с Богом, который заповедовал людям, как своим созданиям, любить друг друга - "как самого себя"!
  
  Я уверен, что любовь, это чувство данное нам Создателем, для проявления стремления к обожению. А то, что какие-то химические вещества вызывают в душе, (в мозгу) прилив творческих сил и счастья, только доказывает божественное происхождение любви!
  
  
  Декабрь 2015 - январь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
  
  
  
  
  Рассуждения о старости.
  
  
  Вместо эпиграфа:
  
  "...Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи разъярённым зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца, видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелине колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обрушится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их..."
  Лев Толстой
  
  
  В качестве предисловия, цитата из письма пожилой американки, присланного Владимиру Познеру и им напечатанного:
  
  "...Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания - а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.
  
  Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы? Я могу сказать "нет" абсолютно искренне. Я могу сказать "да" абсолютно искренне. По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.
  
  Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня. Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.
  И я буду есть сладкое на третье каждый божий день"...
  
  
  Введение в тему:
  
  
  ...Давно собирался вести такие записи о наступающей старости, но всё откладывал. Видимо внутри не считал себя старым человеком, хотя в марте этого года исполнилось шестьдесят восемь лет.
  Ещё лет пятьдесят назад такой возраст считался преклонным, а после семидесяти, люди становились глубокими стариками.
  Вспомнилась латинская поговорка: "Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт хотя бы ещё год"
  Благодаря успехам медицины и здравоохранения эту поговорку можно переделать, особенно для семидесятилетних: "Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт ещё хотя бы десять лет!"
  
  ...Наступление старости - процесс длительный, постепенный и потому мало заметный.
  Сначала у вас начинает болеть что-то в теле, что раньше никогда не тревожило. Например: болят колени - то сильнее, то легче. Или вдруг, в плече возникнет острая боль, когда пытаешься поднять руку вверх. Или что-то начнет щёлкать в бедре и происходит это щёлканье при каждом сделанном шаге...
  Уже после шестидесяти начинаешь замечать, как слабеет память и не можешь вспомнить как звали греческого философа, который воспевал радости жизни.
  
  В определённый момент, начинаешь думать о прожитой жизни в прошедшем времени - может быть срабатывает пессимистическое начало, перебарывающее природный человеческий оптимизм. Иногда люди - пессимисты заканчивают жизнь самоубийством, боясь дряхлой старости.
  Яркий тому примере - римский философ Сенека, который покончил с собой в старости вскрыв вены - я его судьбу часто вспоминаю...
  Испытывая проблемы с запоминанием, начинаешь "озираться" кругом и интересоваться болезнями под названием Деменция и Альцгеймер. Прочитав о том, что учёные не знают, как от этих болезней можно излечиться, успокаиваешься, но на всякий случай, начинаешь меньше курить и меньше употреблять алкоголь.
  Лишний вес заставляет сокращать количество еды и постепенно переходишь на вегетарианскую диету, да и вкус к мясу постепенно пропадает. Мы неуклонно превращаемся из хищников в растениеядных, или как остроумно говорят в России, в "овощ".
  
  Силы в теле постепенно иссякают и то, что мог делать часами, начинает, после нескольких минут занятий, доставлять непомерные тяготы и заставляет задыхаться. Мы перестаём бегать и даже быстро ходить, движемся и дома, и по улицам размеренно, иногда прихрамывая, часто на обе ноги.
  Постепенно, начинаем передвигаться с помощью тросточек и в начале принимаем это за дань моде. Но привыкнув понимаем, что с тросточкой легче чем без неё и примиряемся с этим фактом.
  
  Самые разительные перемены, происходят с нашим лицом!
  Иногда, глядясь в зеркало, мы не узнаём себя: из "зазеркалья" на нас смотрит щетинистая рожа, - круглая, бесформенная, с морщинами у рта и глаз, а иногда, уже и на щеках.
  Но главное, внутри-то мы другие и потому, часто, особенно с раннего утра пугаемся своего изображения, но утешаем себя тем, что вечерами выглядим лучше!
  Физически, мы уже не можем работать более чем полчаса и назавтра, даже от такой кратковременной работы чувствуем вялость в теле и ноющую боль в костях и мышцах. Хорошо, что никто уже не заставляет нас работать, потому что мы давно на пенсии...
  
  Что касается интимных подробностей нашей жизни, то мы ведём себя осторожно или вовсе этим не занимаемся, по причине полнейшее неготовности к этому энергозатратному делу.
  В силу неспособности к нормальному и естественному половому акту, в нас происходит постепенно увядание влечения к женщинам нашего возраста, хотя на молоденьких и красивых, мы ещё поглядываем с пошлым любопытством.
  Во сне, пока ещё бывают соблазнительные сценки, но это так редко, что не стоит принимать во внимание, как статистическую погрешность...
  Анализируя происходящее, мы начинаем понимать, что какие-то естественные механизмы в нашей психике изнашиваются и начинают ломаться и потому, старичков тянет на "сладкое".
  Это становится опасным, потому что в сексуальных фантазиях, нас начинают привлекать разного рода сексуальные отклонения от нормы. В этом я вижу последствия прожитой жизни и лишние знания, которые мешают нам реалистично смотреть на мир взаимоотношений мужчины и женщины.
  Как говорил Соломон: "Лишние знания - многие печали".
  Такое состояние психофизиологии человеческого организма, очень точно объясняет русская поговорка: "Седина в бороду, а бес в ребро".
  Незаметно меняются отношения с окружающими и даже близкими. Как это всегда бывает, между нами и другими людьми, включая близких родственников, выстроилась невидимая стена отчуждения, невольно возникающая в отношения пожилых и молодых людей.
  Выражается эта отчуждённость у молодых, в лучшем случае в жалости и сочувствии, а в худшем - в раздражении и желании избавится от старого человека.
  Трагичность состояния старого человека заключена в том, что он не может окончить свою жизнь по собственному желанию и помимо инстинкта сохранения жизни, здесь работают уже социальные установления и религиозные табу, заставляющие ожидать собственную смерть, как некое избавление от утомительной суеты и однообразия старческой жизни.
  
  О времени нашей жизни и эпизодах её прохождения много писали мыслители и писатели, во все времена.
  Например, существует такая теория, что духовно человек переживает несколько этапов. Об этом проникновенно писал Кьеркегор, пытавшийся определить эти этапы исходя из своего, ещё молодого опыта. Он писал, что человек проживает три различных духовных возраста. Первый связанный с детством и молодостью, заканчивается где-то на границе тридцати лет. Этот этап, Кьеркегор назвал эстетическим, в котором красота внешняя и подчинение законам животной плоти обозначается им, как эстетический момент.
  Второй этап названный им этическим, обусловлен чувством долга, заставляет стареющего человека больше думать о своих обязанностях перед семьёй, отечеством и обществом.
  Третий этап религиозный, в котором человек отдаётся служению Богу, в надежде тем самым найти исчезающие жизненные смыслы!
  
  Лев Толстой, много размышлявший и писавший о трагизме человеческой жизни, рассказывал притчу о старом человеке. Этот рассказ я поместил в эпиграф и он в притчевой форме рассказывает о драме человеческой жизни вообще.
  Толстой говорил ещё, что вся человеческая жизнь, если определять её в цифрах, стремиться к единице, которая, со смертью, превращается в ноль.
  Он сравнивал первый год от рождения, прожитый человеком, с половиной жизни. Второй год - одной третью и так далее. Таким образом год прожитый человеком в шестьдесят лет равен одной шестидесятой, а год в девяносто - одной девяностой от всей жизни.
  Потом наступает смерть и всё обнуляется и вселенная перестаёт существовать для каждого из нас!
  
  С возрастом мы утрачиваем физические и интеллектуальные способности, а остаются автоматизм навыков и привычек, который и позволяет нам изображать из себя личность, с которой ничего плохого не происходит.
  Тот же Толстой, однажды, уже в преклонных годах, делая зарядку случайно повалили на себя платяной шкаф, над чем долго и горько смеялся.
  Но он изобрёл для себя спасительную истину, которую любил повторять: "Мы не должны бояться смерти! Пока мы живы - её ещё нет. А когда мы умрём, то просто перестаём чувствовать и вместе с чувствами умирает и наш страх конечного существования!"
  
  На опыте старших - часто это родители или дяди с тётями - я убедился, что никак нельзя прекращать двигаться, даже если этот процесс связан с болью и восстановлением после.
  Стоит пойти на поводу у своей слабости и очень быстро, пожилой человек становится неподвижным старичком, которого надо не только возить в коляске, но и поднимать из кресла или с кровати.
  Поэтому, до конца сопротивляйтесь своему малодушию и старайтесь ходить и даже бегать с улыбкой на устах, хотя внутри, иногда чувствуете адскую боль. В конце концов, организм привыкает к преодолению себя, а вы сохраняете самостоятельность, что в пожилом возрасте наверное самое важное качество!
  Повторяю, внутри мы молоды, но тело неумолимо дряхлеет и чем старше - тем больше.
  Однако, главное сохранить молодость духа. Тут мы опять вспомним афоризм: "Плоть немощна, а дух вечен!"
  
  Мы по-прежнему много читаем. Но с трудом одолеваем даже интересные художественные вещи. Начинаем больше смотреть телевизор - это проще и не надо всматриваться в мелкий шрифт. И потом, нас притягивает наглядность действий и даже рассуждений, хотя на экране их совсем немного - знай себе потребляй и даже сопереживай героям или ведущим разного рода политические ток шоу.
  Такие возрастные смены интересов можно наблюдать в творчестве знаменитых писателей, кто дожил до старости. Лев Толстой, вообще перешёл на философско-социальные трактаты и корил себя за молодое увлечение художественным сочинительством.
  Возможно, это связано с утратой в возрасте способности фантазировать, в то время, как логические способности от увеличения объёма знаний только улучшаются.
  
  Всем известно, что сегодня, многие ищут чудодейственные рецепты омоложения и диеты, которые позволят им жить почти вечно. В памяти всплывает фигура танцующего Майкла Джексона, который надеялся прожить долго, но умер не дожив до шестидесяти лет.
  Наверное, диета диетой, но нужно ещё и душевное спокойствие, которое и позволяет нам радоваться в хороших ситуациях и не плакать в ситуациях плохих!
  Я знаю английскую пару - ему сто семь, а ей сто три года. Он выкуривает по сигаретке в день и в пятницу выпивает несколько рюмок виски. Она, сидя у телевизора вяжет...
  Судя по всему, эта пара так и живёт до сих пор и потому, ни сигаретка, ни алкоголь, не мешает им оставаться доброжелательными оптимистами!
  
  
  С момента написания первой статьи, прошло почти два года и хочется продолжить размышления об этой поре человеческой жизни, которая малоизвестна в литературе, хотя через это проходят все представители биологического вида "хомо сапиенс сапиенс".
  Конечно мир так устроен, что через "старость" предшествующей физической смерти, проходит всё живое и неживое во Вселенной. Однако судьба человека, созданного как подобие божие, особенно драматична! И эта драма, разворачивается перед нашим внутренним взором, только после определённого возраста...
  
  Постепенно, человеческое тело дряхлеет, мы начинаем жаловаться на боли не только в ногах, но вообще во всем теле, стараемся меньше двигаться. Но это - самая большая ошибка всех пожилых людей. Надо вопреки боли двигаться и заставлять себя ходить и вообще жить полной жизнью.
  Это как у спортсменов-профессионалов. У них, так или иначе всегда присутствует ощущение боли, от старых или новых травм. Но они тренируются и потом, преодолевая боль ещё и рекорды устанавливают.
  Нечто подобное надо делать и старикам. Иначе, очень быстро приходит неподвижность и человек превращается в "объект" ухаживаний, полностью теряя самостоятельность.
  И всё-таки, силы постепенно уходят и желание жить пропадает. И вот люди обречённо, а иногда и с "энтузиазмом" ждут смерти.
  В этой ситуации, важно сохранять интеллектуальную, творческую активность помогающую преодолевать немощи плоти - такая активность заставляет человека жить полной эмоциональной жизнью.
  
  А часто бывает так, что мы, тоже пожилые люди, смотрим на откровенных старичков и старушек с жалостью, но ещё не совсем понимаем, что и нам осталось не так много времени активного участия в этой мировой драме, под названием "жизнь и смерть человека"!
  Замечательно, что эта драма человеческого бытия, открывается нам только в старости. А всё остальное время, мы и не подозреваем, что нам всем, и каждому лично, когда-то придётся уйти из этой "прекрасной и яростной" жизни.
  
  ...Было время, когда кокетничая, я сочинил теорию "биологического мусора", в которой главным принципом и смыслом жизни человека, выступало деторождение и воспитание детей. Когда этот процесс заканчивается, мы превращаемся, становимся биологическим мусором, но ещё долго путаемся под ногами новых поколений, вносим диссонанс в жизненное благообразие.
  В этом случае, жизнь становится похожа на запущенное жилище. Если мы уберём в нём мусор, то жильё обретёт приличный и эстетически приемлемый вид! Так и с нашей смертью.
   Конечно я шутил, сам будучи ещё нестарым человеком.
  
  Сейчас, я начинаю понимать значение смерти в процессе жизни. Если сравнивать, то смерть похожа на аккуратного уборщика, который с утра до вечера, равнодушно и автоматически наводит чистоту, устраняя "биологический мусор" с лица Земле, превращая в земной прах тех, стариков и старушек из семи миллиардов людей, которые стали этим биологическим мусором!
  
   Многие знают пример из логики: "Все люди смертны. Сципион человек. Поэтому он смертен", и афоризм Энгельса: "Жить - значит умирать!". Но мы, тем не менее до конца не соглашаемся с нашей трагической участью. И это нежелание знать драму жизни, вселяет оптимизм!
  Такое непонимание смысла жизни, возможно ещё и потому, что процесс старения растягивается на долгие годы. И мы не поражаемся внезапно и трагически умножением морщин, физическими немощами, некоторой потерей памяти или способностей свежо мыслить и анализировать...
  
  Многие старые люди заканчивают свои дни в доме престарелых. Интересно наблюдать встречи стареньких родителей и их детей. Дети ещё помнят своих родителей, мам и пап молодыми, красивыми и сильными. А тут, перед ними нечто живое, но оглушительно старое, пока похожее и узнаваемое родное лицо, но уже из прошлой жизни. И мы грустно улыбаемся, наблюдая со стороны, что наши старшие часто плохо видят и совсем не способны ходить или даже внятно говорить и рассуждать!
  
  Но ведь это по-прежнему, самые дорогие для нас люди, вырастившие нас, кормившие, учившие и воспитавшие. Потом, мы выросли и стали жить своей, отдельной жизнью, а родители продолжали жить своей...
  В какой-то момент уже родители стали нуждаться в нашей помощи, но и мы тоже постепенно достигаем преклонного возраста, а наши дети тоже выросли и у нас уже появились внуки и даже правнуки!
  А колесо жизни продолжает вертеться, по временам "меняя свои одежды", то есть поколения сменяют поколения...
  
  Вместо послесловия:
  
  "Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи..."
   Леонардо да Винчи.
  
  
   Январь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
  
  
  
  
   Рассуждения о смерти
  
  
  
  ...Недавно я задумался о том, как связана наша старость со смертью и решил перепечатать здесь старое эссе с добавлениями: "Логика смерти". Думаю, что после описания старости, вполне уместно подумать о смерти.
  
  Раньше, я замечал, как быстро и невозвратимо стареют люди: знакомые и соседи, родственники и друзья. Но сам для себя я казался вечно молодым. И вдруг, такое разочарование - и мне не удастся быть исключением в этом неудержимом, драматическом потоке развитии жизни.
  Оказывается, это происходит и тогда, когда живёшь не обращая внимания на возраст, ещё флиртуешь с молодыми женщинами, однако старость подстерегает тебя за каждым прожитым годом и вдруг, в голову приходит осознание неизбежности старости, а за ней и смерти!
  Постепенно к собственной смерти начинаешь относиться философски, хотя смерти близких людей нагоняют грусть и тоску. Нетрудно поверить в то, что мы все смертны, но трудно соглашаться и оставаться равнодушным, когда умирают, исчезают из нашей жизни наши близкие. На их месте остается невосполнимая пустота и чем больше близких умирает, тем больше пустеет наша эмоциональная жизнь!
  Религии не дают нам возможности завершить жизнь самоубийством и главным аргументом остается утверждение, что Бог дал нам жизнь и только он может ею распоряжаться.
  И в этом есть житейский, бытовой стоицизм, который толкает человека сознательно поучаствовать, в личной драме постепенной аннигиляции нашего тела и исчезновения из мира живых!
  И надо обладать немалым мужеством, чтобы сохранять оптимизм в безнадежной ситуации, когда логика смерти не оставляет нам ни одного положительного шанса. В этом проявляется трагедия человеческого существования, когда нашей судьбою, нашей жизнью распоряжаются посторонние силы, неодолимые и неподвластные человеку!
  
  
  
  Эпиграф:
  
  "...Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым..." Из заповедей японских самураев
  
  
  ...Я часто думаю: "А почему и зачем существует на белом свете смерть?!"
  В Библии, о которой Михаил Пришвин говорил, как о записной книжке человечества, рассказано, что согрешив, Адам и Ева отрезали себе путь к бессмертию. В грехопадении, зло победило добро и так мы стали смертны.
  Если смотреть шире, то логика смерти должна вписываться в эту логику борьбы добра и зла. То есть, размножение, понятое как проявление греха и есть то, что спровоцировала смерть.
  Не будь коварного змия и не соблазни он простодушную, наивную Еву, жила бы эта парочка вечно и общаясь с Богом соблюдала все запреты, используя их себе на благо. Но человечества, как чего то самостоятельного, не существовало бы и по сию пору!
  Именно грех рождения "новых" Адамов и Ев, а точнее их детей, привёл в мир то, что мы называем смерть.
  Интересно - в Библии, насколько я знаю, нет даже малейшего упоминания о том, как, когда и где умерли Адам и Ева и эта деталь о многом говорит - писавшие её, кажется избегали грустных тем.
  Но тема смерти, была и остаётся актуальной и обусловлена бесконечностью биологической жизни вида, в лице наших предков и потомков!
  
  Однако люди, не только существа плотские, но ещё и создания духовные и потому, есть надежда, что "биологическое", уступит в конечном итоге духовному и мы, утратив тело, станем духом!
  Об этом и говорится в Новом Завете - праведники спасутся и станут бессмертными. Но при этом, на основе духовности обретут свою божественную плоть!
  
  Не в этом ли состоит главная задумка Создателя, который вылепив человека из праха мирского, вдохнул в него сущность, сделал стержень для плоти в лице Духа, то есть сотворил некое подобия Бога, его частичку, любовно взращённую эволюцией в нашей душе?!
  Холодно рассуждая надо полагать, что смерть - как инструмент эволюции, существовала изначально. Именно смерть даёт возможность развития не только отдельных биологических видов, но и жизни вообще.
  Благодаря несметному числу поколений, сменяющихся одно другим, мы имеем возможность совершенствоваться и эта способность к совершенству называемая эволюцией, позволяющей двигаться в сторону подлинного, уже духовного бессмертия!
  И вот сегодня, человечество стоит на пороге обретения бессмертия в форме интегрированной электронной личности, в которой аккумулируются опыт жизни и смерти всего человечества.
  На основе компьютерной модели, уже сегодня создаются программы, способные к воспроизводству, что собственно и является главной чертой органической жизни...
  
  В последние годы, с успехами реаниматологии, появилась возможность, несмотря на разрушение мозга, поддерживать жизнь в теле. Известен случай и наверное уже не единственный, когда мёртвая мать, благодаря аппаратам искусственного дыхания и искусственной системе кровообращения, через четыре месяца после смерти мозга родила сына с помощью кесарева сечения. Её Дух покинул тело, однако плоть была жива и она стала носителем или инкубатором новой жизни...
  Рассматривая концепцию вечной жизни в Библии, мы можем задать вопрос: - Когда человек воскреснет, будет ли он иметь те же самые молекулы и атомы, из которых состояло его тело до момента распада, иначе говоря до физической смерти?
  
  Я склонен думать, что не только тех тел не вернуть, но и физических тел не будет, а будет царство духа, живущее параллельно с царством, в котором человечество останется пребывать "во плоти", вмещающей в себя душу живую.
  И если задуматься над единством духа и тела, то можно сделать вывод, что именно в процессе непрерывной эволюции физического мира, загорелась первая искорка духовности, что именно приключения физического, человеческого тела и приводят в конечном итоге к самоусовершенствования духа.
  И смерть в этом приключении живого в мире неподвижного и мёртвого, является основой не только возникновения души, но и сопутствующим фактором её эволюции.
  Трудно представить себе метаморфозы духа в отрыве от физического тела и приходится согласится с тем, что это единство было задумано изначально и стоит в основании мира...
  
  Недавно услышал афоризм "Смерть - это одежда жизни!" и постепенно стал понимать его значение...
  Все мы смертны, но "древо жизни вечно зеленеет"! И если бы не было в физическом мире смерти, то не было бы и жизни!
  Интересно, что даже в том случае, когда мы каждый день видим, на примере наших родственников и родителей, процесс старения и превращения в "биологический мусор", мы не можем представить себя на их месте.
  И этот природный оптимизм, порождённый инстинктом жизни, не покидает нас до самой кончины.
  
  Страшно подумать, но именно смерть и стала тем стимулом, который подталкивает человеческую природу к самоусовершенствованию, а мечты о физическом бессмертии и есть та "морковка", за которой устремляется в будущее "через тернии, к звёздам", все живое и прежде всего Человек.
  Или, если перефразировать, - "через смерть мы приближаемся к вечности", которая сможет примирить смертное тело и бессмертный дух!
  По сути, вопрос бессмертия стал главным смыслом всех религий. В одних, условием бессмертия становится нравственная жизнь святых и подвижников. В других, путь в вечность обусловлена чередой перерождений и в конечном итоге, прекращением страданий сопровождающих нашу жизнь. Но во всех религиях, смерть рассматривается как беспримесное зло, а жизнь - как деятельное добро!
  
  Удивительным образом, обстоятельства нашей смерти, определяются сущностью нашей жизни - добрые умирают с надеждой на вечную жизнь, а злые, со страхом ожидают после смерти муки ада!
  Но в любом случае, жизнь в человеческом понимании, всегда ассоциируется с добром, а смерть является олицетворением зла! Но об этом в другой статье...
  
  ...Я кратко записал свои "коротенькие" мысли о смерти, как факте человеческого бытия, но призываю всех кто прочтёт этот текст, подумать над проблемой бессмертия и поделиться с автором!
   Надеюсь, что может получиться интересная дискуссия...
  
  
   2015 - 2020 годы. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"