Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Тезисы к метафизике человеческой истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человеческая история стремиться в развитии к обожению человека, иначе говоря стремиться приблизить этот образ к образу Создателя!

  "Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории." Фридрих Гегель.
  
  ...Внешняя, материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
  Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
   Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том - а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще.
  Очевидно, что умереть нам так или иначе придётся и, скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о нашем месте как личностей и человечества как такового, в истории Земли и космоса...
  Невольно всплывает громадный вопрос: в чём сущность человеческой истории и каковы пути человечества в будущем?
  На мой взгляд определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций в мире живого вообще. И это противостояние порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожения не только себя, но и природы вообще.
  Я полагаю, что историю человека как биовида, как венца развития природы, определяют противостояния и противоречия составляющие сущность человека. С одной стороны это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно человеческие проявления человеческой жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и коллективистское сознание, которые взятые все вместе и составляют отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян - наших ближайших родственников, по генеалогическому древу жизни...
  Однако нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество живой энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
  Можно разными словами и образами представлять эту, сегодня ещё находящуюся под маской Мистера или Миссис Случайность, однако без такой фигуры очень трудно представить себе в человеческих понятиях и категориях момент, когда именно человек прямоходящий превратился в вид хомо сапиенс сапиенс...
  Однако, в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории или иначе - человеческого развития?..
  Сегодня существует несколько версий - гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида, человека разумного, но и дальнейшее расселение этих пралюдей и освоение ими земных пространств.
  Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, всё больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, тысяч двести лет назад, в тёплых лесах экваториальной Африки. Оттуда, после какой-то катастрофы известной нам по Библии под именем Грехопадения, они расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную.
  В определённом смысле, это передвижение и открытие Нового Света проделали уже во второй раз, сократив временные рамки, в Средние века европейские мореплаватели. Можно сказать, что мы в определённом смысле проделали тот же путь, но на протяжении всего нескольких поколений. Опираясь на историю открытий Нового света мы можем, по аналогии с сравнительно недавно происходящим, восстановить продвижение наших далёких предков не только по воде, но и по суше, которое длилось в течении многих и многих тысячелетий...
  Но давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей. Сегодня, объясняя тот прорыв, мы склонны побудительной причиной называть выгоды экономические забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала, не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации, но и сформировать государства и даже империи...
  И этой причиной в том числе, было религиозное чувство, которое в конце концов и стало тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни, хотя самой главной причиной было желание найти, осуществить, завоевать для рода человеческого бессмертие, или жизнь вечную, преодолев силу смерти, которая стояла на пути к свободе человека и его преображению в сущность божественную, независимую и вечную. Ведь многие из первооткрывателей надеялись найти за границами знакомого мира, некую страну счастья "с молочными реками и кисельными берегами".
  Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни - здесь на земле в трудах, опасностях и заботах и там, на том свете, в царстве мёртвых, куда мы и все рано или поздно переходим и где жизнь течёт, по совершенно другим законам и правилам...
   Можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку, служащей главной причиной, побудительным мотивом его развития, движения человечества всё дальше и дальше, уходя от животных инстинктов, и становясь всё ближе к миру Богов или Бога, которые или который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества, на пути обожения...
   Но наша животная сущность, наши инстинкты всячески противятся излишним перегрузкам-физическим, а главное интеллектуальным - и потому, тайна Бога приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания, понемногу, постепенно и медленнее, чем мы хотели бы. Чтобы только задуматься о причинах возникновения жизни на Земле и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией и научных подвигов. А для этого понадобилась речь, которая в конце концов и вызрела, в итоге долговременного общения человека с человеком. И парадоксальным образом, определяющим фактором объединения вида в коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, давление хищников и природных катаклизмов преследовавших человечество на всём пути его становления и развития.
  Фрейд говорил, развивая теорию становления человечества о том, что человеческая культура порождена "репрессиями", которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил в человеке и вовне его, в конце концов привела один из видов приматов к появлению в определённый момент особей нового вида - Человека мыслящего!
  Но ещё долго, человек и человечество боролись за своё выживание и существование и главным препятствием в очеловечивании, была связь с природой и рефлекторные импульсы, названные инстинктом...
  Однако, именно столкновение в нас животного и человеческого начал, порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению. В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
   Но история человека и человечеств а не представляет собой прямой и предопределённый путь. Чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели, тем медленнее и неувереннее мы движемся и наш путь, становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возвращаясь в уже освоенное и пройденное прошлое.
  В русском православии, в девятнадцатом веке был даже специальный термин - "обратный ход". Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия и так было во все времена великих революций. Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма в Советском Союзе, показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста, который вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще. И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его, несовершенного и мятущегося на божий пьедестал, потерпела в начале моральную, а потом и материально - экономическую катастрофу.
  Но всё что не делается под небом земным - все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов. И поэтому, мы можем сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих производящих энергию стремления к цели, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу принципов существования, образуется "чёрная дыра" утраты смысла и тотального неверия, грозящего возвратом человечества к животной жизни и тем самым к самоуничтожению человека как биовида, к прекращению человеческой истории...
  ...История религиозного чувства в человеке, учит нас тому, что вера может быть не только "локомотивом истории", но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там, где на место свободы в религии становится слепое послушание, а религиозный обряд подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт. Нечто подобное возможно и сегодня в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и превратились в тормоз на пути движения человека к обожению и соединению с Богом...
  ... Начиная новый цикл статей, под названием "Метафизика жизни современного человека", я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины. Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг вокруг нас. А уважаемому читателю решать, насколько глубоко и остроумно я смог увидеть эти факты и явления, соглашаясь или не соглашаясь с моими выводами. Пусть вас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем, ведь недаром кто- то очень точно подметил, что: "Дьявол сокрыт в деталях". В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы, не рассуждая шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся? К тому же всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения как интернет, меня быстро поправят наши читатели, если я ошибусь в выбранном направлении...
  
   2009 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"