Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Церковь и политика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Слова Иисуса Христа: "Царствие моё не от мира сего!" должны служить и сегодняшней церкви, чтобы не утратить свободы духа!

  
  Эпиграф:
  "Древнее правило властителей гласит: "Что угодно государю, то имеет силу закона".
  
   ...Сегодня мы наблюдаем в России не только усиление светской власти, но и духовной власти тоже, когда от нашего мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство - это инструмент принуждения, то в случае с Русской Православной Церковью - это отступление от заветов Спасителя - именно он сказал: "Царствие моё не от мира сего!".
  А если Церковь уподобляется светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства.
  Во времёна апостольские, во многом, Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа - суть которых - любовь, сострадание и конечно же свобода духа.
  То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государством - "царствием мира сего", лечила Христова Церковь, сущность которой "не от мира сего".
  Но такое возможно, только в ситуации противопостояния материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...
  
  Сам Иисус Христос и своей жизнью и проповедью Нового Завета, сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства: "Дух дышит - где хочет" - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание Им духовной и религиозной несвободы и привели к столкновению с фарисеями, а потом и к осуждению Его на крестную муку.
  
  Чтобу понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода...
  Несвобода носит разные формы и одна из форм, это гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Такая цензура существовала и существует в государстве, но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии и Нового Завета, в том числе...
   Мне вспоминается случай из истории РПЦ упоминаемый Г. Флоровским в одном из своих трудов, о крайней точке подконтрольности Церкви государству, уже в девятнадцатом века после рождения Христова - в пажеских корпусах одно время запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия, боясь, что могут не то и не так прочитать.
  Сегодня, когда российская Церковь "свободна от гнёта государства", в России ужесточается церковная цензура в информационном поле, под лозунгом "борьбы с сектантством" - не только в печатной продукции, но и в интернете устанавливаются разного рода запреты и ограничения, под видом "разрешительности". Сегодня, без "благословения" патриарха или даже областного иерарха, представленного в приходах разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете, на православном сайте, материалы не соответствующие "линии партии" не только по истории церкви, но и свои впечатления от прочтения Священного Писания.
  
  Конечно, вам как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят в лучшем случае в "непрофессионализме" и печататься не позволят и церкви, в этом ужесточении негласной и гласной цензуры, помогает государство.
  Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую и были главными "богословами" и писали законы, которые на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию "симфонию" властей. И Церковь с этим примирилась и поддерживала светское "начальство".
  В результате такого вмешательства, богословие постепенно впало в "одичание", услужая не "Богу, но Кесарю" и для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни!
  Нечто подобное может произойти и уже происходит сегодня в России - Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: "Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона".
  
  Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной "тренд", как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский "одобрям -с".
  И тут встаёт резонный вопрос: "А цензоры кто?"
  Если бы это были фигуры уровня Златоуста , Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было бы согласиться. Но ведь, "новые цензоры", представляют из себя чаще всего церковных чиновников, которые свою богословскую "срединность", пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...
  
  Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны, по отношению к нынешенему положению в Русской Церкви и к нынешнему Священноначалию.
  Однако таких статей и авторов, становится на мой взгляд все меньше, а большинство пишущих о современном православии, не хотят или опасаются поднимать острые вопросы и ставить наболевшие проблемы - ссылки на самое высокое церковное начальство и патентованных богословов, становятся самой популярной темой российского богословия.
  Невольно вспоминаются годы застоя, и упоминание кстати и некстати имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности - чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась, мы все ещё хорошо помним!
  Настораживает, поголовное увлечение иерархами, не только бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и лично пастырей - "Лексусы", "Мерсы" и прочие дорогие "безделушки", становятся лицом "владельцев" прихода, престижными вещами, которые батюшки стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес "профессии" священника.
  
  Сребролюбие в сегодняшней серковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая "работа" с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов и такое отношение к Заветам Иисуса Христа, вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...
  
  Вообще, почитание богатых людей и властного светского "начальства" в сегодняшней церкви, обретает какие - то сверхестественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных во времена дореволюционные. Часто иерархи становятся настоящими диктаторами в епархиях, своим "авторитетом" заслоняя авторитет Иисуса Христа!
  Один мой знакомый рассказывал, что в беседе с таким епископом, стал цитировать слова "самого" Патриарха. И этот иерарх, возмутился этим цитированием, потому что для него, слова Главы русской православной церкви ведомы только церковному клиру, в основном высшему его слою, но никак не рядовым прихожанам!
  Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными "наместниками" церковной власти на земле! Служить кому то кроме церковного начальства, такие "пастыри" считают ниже своего достоинства, забывая о словах Иисуса Христа о служении людям, а не чинам!
  А то, что это противоречит подлинному христианству и Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует, потому что для русского церковного официоза, это давно уже стало традицией!
  Сегодняшняя позиция официозной русской Церкви жестко антисоветская и потому, не только иерархи, но и простые батюшки, клеймят те "богоборческие власти", и прославляют власти монархические, забывая победы и достижения Советского Союза, в том числе победу в Великой Отечественной войне. Тогда, Митрополит Анастасий - глава РПЦЗ, славил Гитлера и и заказывал молебны за победу германского оружия, над Советской Россией. Эти факты сегодня скрывают уже современные церковные власти, а Патриарх в одной из своих речей высказал циничную мысль, что та война была наказанием за грех богоборчества русского народа! Часто, русская церковь вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о "симфонии" властей светских и духовных - церковь всё чаще копирует позицию государства как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий.
  А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции начались гонения на церковь, которая для многих её современников, стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...
  
  Забывать об этом нельзя, потому что история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии, а превращение христовой веры в дицемерное фарисейство, может подтолкнуть, через равнодушие и ироничность, к разрушению церкви.
  Уже сегодня можно наблюдать ситуацию, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки, становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в "религиозном бизнесе".
  Естественно, это вызывает у людей отвращение и насмешку...
  Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может, под напором критических, во многом обоснованных замечаний и комментариев, привести к разрушению веры...
  
   Октябрь 2011года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"