Качалов Владимир Константинович : другие произведения.

К Всемирному Дню театра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   К Всемирному Дню театра (29.10. 2016)
  
   27 марта - Всемирный День театра. Он проходит под девизом: "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". Именно эту функцию выполняет дюссельдорфский театр "КУЛИСЫ", который 29 октября минувшего года вместе со своими многочисленными зрителями праздновал 20-летие со дня его основания. 20 лет - это много или мало? Смотря с чем сравнивать. Если с возрастом Малого театра, которому в 2016 году исполнилось 260 лет, то это - мало, если с актёром или режиссером театра, то это - больше четверти средней продолжительности человеческой жизни, т.е. для него это - целая эпоха. Если Малый театр был учреждён велением Елизаветы Петровны (весёлой царицы, как её назвал Алексей Толстой), то театр "КУЛИСЫ" был создан волей, трудом и талантом замечательного тандема Вячеслава Михайловича Лисина и Нелли Иосифовны Куниной.
   Фундаментально образованный в профессиональном отношении Вячеслав Михайлович и разносторонне одарённая Нелли Иосифовна создали на русском и немецком языках по меньшей мере полтора десятка спектаклей, многие из которых по качеству режиссуры и актёрскому исполнению не уступают работам лучших профессиональных коллективов. И это при том, что большинство членов труппы не имеют актёрского образования. Они были обучены и воспитаны своим режиссёром.
   Успех спектаклей обеспечивался необыкновенной способностью Вячеслава Михайловича точно подмечать и использовать характерологические особенности актёров. Поэтому каждый из нас получал роль, в которой он, в большинстве случаев, чувствовал себя на своём месте.
   Репетиция это - напряжённая работа над азами актёрского искусства (сценическая речь, сценическое движение и т.д.). Труд режиссёра становится особенно тяжёлым, если ему иногда приходится незадолго до спектакля заменять почему-либо сошедшего с дистанции актёра. Будучи требовательным к актёрам, он особенно придирчив к себе. Поэтому всегда оставался недовольным своей работой, хотя играл блестяще. Тут он проявлял себя приверженцем школы Станиславского.
   Известен случай когда Константин Сергеевич, заменяя заболевшего артиста, который по роли должен был быть на сцене с тростью, забыл обмотать её кончик тряпочкой чтобы избежать резкого стука, раздражавшего зрителей. На следующий день на доске объявлений дирекции театра был вывешен приказ: "За халатную подготовку к роли лишить артиста К.С. Станиславского месячного жалования". И подпись: К.С. Станиславский. Уверен, что Вячеслав Михайлович в подобном случае поступил бы так же.
   Как-то незадолго до премьеры спектакля "Давай поженимся" (по пьесе Н.В. Гоголя "Женитьба"), Вячеслав Михайлович вынужден был заменить выбывшего исполнителя роли Кочкарёва. Понятно, что за несколько дней безукоризненно овладеть текстом было невозможно, иногда приходилось импровизировать, но когда это делает большой мастер, то его импровизации нередко делают роль ещё ярче.
   Здесь уместно было бы отметить и актёрское дарование Вячеслава Михайловича. Известно, что талантливый исполнитель нередко "вытаскивает" даже очень слабые пьесы. Так случилось со спектаклем "Керим - Гирей", поставленным в 1825 году Шаховским по поэме Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Сам Александр Сергеевич считал это своё произведение весьма несовершенным и на премьеру не пошёл. Но позже друзья всё-таки уговорили его посмотреть спектакль поскольку Гирея играл Мочалов.
   И вот во время спектакля Пушкин несколько раз вскакивал и восторженно вскрикивал: "Какая прелесть. Неужели это я написал!".
   Полагаю, что если бы Вячеслав Михайлович мог видеть себя из зала, то непременно тоже вскакивал бы и восторженно вскрикивал: "Потрясающе! Неужели это я играю!?".
   В своём творчестве Вячеславу Михайловичу часто удаётся корректно решать извечную режиссёрскую задачу: как подать классический материал в увязке с проблемами текущего времени. Многие режиссёры прибегают к так называемому "новому прочтению" и нередко "прочитывают" этот материал так, что лучше бы они совсем не умели читать, шедевры были бы целее. Я уж не говорю о набирающей силу тенденции в режиссуре: "Больше тела, меньше слов". Вячеслав Михайлович, берясь за классику, и вставляя в неё современные элементы, всегда сохраняет аромат и шарм оригинала.
   Некоторые спектакли ("На всякого мудреца довольно простоты", "Давай поженимся") были "сервированы" ариями главных героев (музыка и слова написаны Н.И. Куниной). Текст и мелодии этих арий были настолько консонансны со смыслом и задачей пьес, что Нелли Иосифовну вполне можно считать соавтором драматургов.
   Не скрою, я хотел бы как можно более лестно отозваться о Нелли Иосифовне. Но на перечисление всех её талантов ушло бы очень много времени, поэтому я скажу коротко и просто: по сумме достоинств она - уникальный человек. С этим вряд ли кто-нибудь станет спорить. А для меня - это бесспорная истина, как впрочем и для многих других, в первую очередь, конечно, для Вячеслава Михайловича.
   Что касается него самого, то я склонен думать, что если бы недавно умерший генерал-лейтенант Леонид Шебаршин, образованнейший человек, выдающийся специалист в своём деле, талантливый литератор, большой остроумец, когда-либо встретил Вячеслава Михайловича , то именно о нём он сказал бы свою знаменитую фразу: "Такой умный, а не еврей!".
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"