Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

17 декабря. Преподобного Иоанна Дамаскина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
   Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
   17декабря. Преподобного Иоанна Дамаскина.
  
    
  
   Однажды Богдан обратился к папе:
   - Пап, ты когда-то говорил, что нет ничего страшного, если христианин живет в нехристианском государстве. Или я что-то перепутал?
   - Ты ничего не перепутал, и в этом нет ничего страшного, - сказал папа. - Главное, чтобы он не предавал Христа и Церковь, а во всем прочем он вполне может быть хорошим гражданином нехристианской страны! Сам Воплотившийся Бог Иисус Христос и Его апостолы были гражданами Римской Империи, которая в Евангельские времена была вполне языческим государством. А помнишь слова Господа: " Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22, 21)? Это и есть правильное разграничение между долгом государству и долгом Самому Господу. То есть - отдай Богу то, что важнее! Отдай ему свое сердце и исполняй заповеди! А государству - исполняй гражданские законы, плати налоги... Обычно хороший христианин является и хорошим гражданином какой-то страны, уже хотя бы потому, что не врет, исполняет свои обязанности всерьез и старается не лениться и не воровать! При этом, естественно - если законы страны противоречат заповедям, то христианин должен выполнять именно заповеди! Кстати, история показала, что христианин иной раз может даже занимать высокие должности в нехристианском государстве, при этом оставаясь хорошим христианином!
   - Как это? - не понял Богдан.
   - Есть такой святой - преподобный Иоанн Дамаскин, - сказал папа. - И ты, и я, постоянно пользуемся молитвами, составленными этим святым. Например, молитва из "Последования ко святому Причащению", которая начинается словами: "Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человекам оставлять грехи..." составлена именно этим человеком - Иоанном Дамаскиным. При этом святой Иаонн в один из периодов своей жизни занимал высокую должность при дворе мусульманского правителя.
   - Да?! - изумился Богдан.
   - Да, - ответил папа. - Святой Иоанн родился в Дамаске в седьмом веке, то есть уже в то время, когда Дамаск был одним из городов мусульманского государства Арабского Халифата. Но в этом государстве жили не только мусульмане, там была и большая община христиан. Для того, чтобы халиф и христиане могли как-то сосуществовать и не ссорится, при дворе халифа была должность великого логофета. Насколько я понимаю, этот человек старался уладить все так, чтобы не нарушались права халифа, как правителя, и не нарушались права христиан, как учеников Господа. Великим логофетом были и дед Иоанна, и отец Иоанна, и сам Иоанн. Да, он не служил при дворе халифа всю жизнь, но несколько лет - служил. И при этом оставался хорошим, пламенным христианином.
   - Трудно, наверное, ему было! - покачал головой Богдан.
   - Жить по заповедям Христовым всегда не просто, - ответил отец. - Ведь не зря Сам Господь называет такую жизнь "тесными вратами и узким путем" (Мф. 7, 14). С другой стороны, в этом случае Сам Господь помогает человеку, поэтому и говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мф. 11, 30). Иоанну Дамаскину много пришлось потрудиться ради Господа, да и пострадать тоже. В то время в Византии бушевала ересь иконоборцев. Преподобный Иоанн Дамаскин решительно выступил в защиту икон. Он - автор "Трех защитительных слов в поддержку иконопочетания", в которых иконоборчество понимается именно как ересь. Именно в этом труде была четко проведена грань между "поклонением", которое подобает только Богу, и "почитанием", которое можно оказывать иконам. Позже Седьмой Вселенский Собор подтвердил верность такого взгляда на иконопочетание. Кстати, эта работа была написана Иоанном еще в бытность его службы при дворе халифа Дамаска! Так что, сынок, как видишь - служба под началом мусульманского правителя не помешала Иоанну быть настоящим православным христианином!
   - Да! - с восхищением произнес Богдан.
   - Но именно с этой работой связана трагическая часть жизни Иаонна, - сказал папа. - Есть предание, что когда византийский император иконоборец Лев Исавр прочел труд Иоанна в защиту икон, он пришел в ярость. Он казнил бы святого, но не мог - Иоанн был подданным халифа. Тогда Иоанна оклеветали. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором он якобы предлагал свою помощь византийцам в завоевании Дамаска. Письмо было направлено халифу. Халиф поверил клевете и приказал отрубить Иоанну кисть правой руки. Когда кисть руки была отрублена, ее повесили на городской площади, но через некоторое время отдали Иоанну. Тогда Иоанн затворился у себя, приложил кисть к руке и стал молиться Пресвятой Богородице об исцелении. Молился он перед иконой. Чрез некоторое время он заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что кисть руки чудесным образом приросла обратно. В благодарность за исцеление, Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра кисть руки. Так появилось одно из изображений Пресвятой Богородицы, которое называется "Троеручица".
   - Да, у нас есть дома! - воскликнул Богдан. - Там изображена Дева Мария с маленьким Иисусом Христом на руках. Видны ее обе руки. А внизу - еще одна рука, третья.
   - Правильно, - кивнул папа. - Преподобный Иоанн, благодарный Деве Марии и Господу за исцеление, не только сделал изображение кисти руки из серебра, но и написал песнопение "О тебе радуется".
   - А он и дальше потом служил у халифа? - спросил Богдан.
   - Нет, сынок, - сказал папа. - Преподобный оставил Дамаск и принял монашеский постриг в монастыре святого Саввы, невдалеке от Иерусалима. Насколько я знаю, именно в этом монастыре спустя много лет преподобный и преставился. Он очень, очень много сделал для Церкви. Он известен, как крупнейший систематизатор христианского вероучения. Ему принадлежит огромный труд под названием "Источник знания", который включает в себя философский раздел ("Диалектика"), обличительный ("О ересях") и догматический ("Точное изложение православной веры"). Кроме того, Иоанну принадлежит несколько проповедей о Богородице, несколько канонов - церковных песнопений. Так же считается, что именно Иоанн составил "Октоих" - одну из книг, употребляемых Церковью при Богослужении. Так что, как видишь, сынок, труды Иоанна ради Христа были очень велики. Мы должны просить в молитвах у этого святого, чтобы Господь даровал нам хотя бы часть того трудолюбия, которая была у него, богослова и гимнографа Иоанна Дамаскина. Святая Церковь чтит память этого великого святого 17 декабря.
   Папа замолчал, немного подумал и добавил:
   - И вот еще, сынок - только Господь знает, каким будет мир через 10, 20, 30 лет. Быть может, и тебе придется жить в государстве, которое будет совсем не христианским. Конечно, в таких обстоятельствах тебе не избежать скорбей, ведь гораздо приятнее жить в окружении христиан, в окружении людей, которые тебя понимают, идут одной с тобою дорогой... Но знай - если случиться так, то и это будет дано тебе от Господа! Вспоминай тогда Иоанна Дамаскина или праведного Лота, племянника Авраама, который оставался праведником и в Содоме, и знай, что Господь Вездесущ и поддержит тебя и в среде язычников. Все от Бога, сынок, все от Бога! Покоряйся Его воле, помни, что Он лучше знает, как устроить твою жизнь для Спасения. Главное - живи по заповедям, где бы ты не находился. Быть может, тебе не будет нравиться то, что ты будешь видеть вокруг себя - как Лоту не нравился Содом, а Иоанн Дамаскин вряд ли был в восторге от мусульманского Дамаска. Тогда не смущайся, сынок, а чаще повторяй слова, которыми заканчивается целых два псалма - сорок первый и сорок второй. Вот эти слова на церковнославянском языке: "Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мене? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой" (Пс. 41, 6, 12; Пс. 42, 5).
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"