Аннотация: Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (воскресная школа)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда - довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
Беседа 24.
Однажды, после урока биологии в школе, Богдан пришел домой и спросил у папы:
- Пап, а ты веришь в теорию эволюции?
Папа пожал плечами.
- Нет, - сказал он сухо. - То, во что я верю, перечислено в Символе Веры. Мы его каждый день за утренними молитвами читаем, и ты знаешь его наизусть. Там о теории эволюции нет ни слова.
- Пап, я, наверное, не так спросил, - сказал Богдан. - Ты веришь в то, что Господь сотворил живые существа не сразу, а... М-м... Сейчас слова подберу... Ага, вот - сотворил их преобразуя из простых в сложные?
- Не мое дело знать, как именно Господь сотворил разные виды живых существ на Земле, - ответил папа. - Для Господа нет трудностей! Ему не трудно ни сотворить живые существа сразу, так сказать "в готовом виде", ни сделать так, чтобы более сложные виды происходили из более простых. Мне, если честно, это не очень интересно. К тому же, сдается мне, что если эволюция и была, то к нам, людям, она не относится!
- Почему? - спросил Богдан.
- Во-первых, в Писании упоминается о падении Адама, но нет ни слова о том, что Адам когда-то был обезьяной, или еще каким-то нечеловеческим существом - а это важно! Но есть и другое! Согласно теории эволюции, живые существа приспосабливаются к изменяющимся условиям обитания, и потому меняются, усложняются или упрощаются. Скажем, если становится холоднее, выживают те группы живых существ, которые первые сумели обрасти шерстью, а которые не сумели - исчезают. Но у нас, людей - не так! Разве жители холодного севера обросли шерстью, как мамонты? Или жители горного Тибета отрастили крылья и летают как орлы? Или во время голода, мы, люди, становимся зелеными и потребляем солнечный свет, как растения? Нет, нет и нет, сынок! Мне мои глаза говорят, что человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды! Как и подобает настоящему царю, он сам изменяет условия своей жизни, переделывает окружающую среду под себя! Если ему холодно, он не обрастает шерстью, а строит дома и шьет одежду. Если он не в состоянии есть сырое мясо, он сооружает печь, делает посуду и варит суп! Если почвы не плодородны, он удобряет их, и не чистой нефтью (так бы ничего не выросло!), а синтезированными на основе газа и нефти удобрениями! Если в каких-то местах нет питьевой воды, человек не превращается в верблюда, а строит водопровод! Да и потом - человек ведь молится, к Богу тянется - а как это объяснить с точки зрения биологии? Как писал Феофан Затворник: "Отчего производят человека от животных - обезьяны? Оттого, что не различают в человеке души от духа (а дух - это и есть в человеке орган богообщения, Бога ищущая и Богом живущая сила). Когда мы настоим на различии духа от души, тогда вся теория Дарвина падет сама собой. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь - но то паче, как происходит он как духовное лице в животном теле".
- То есть ты думаешь, что главное наше отличие от животных это то, что мы Бога знаем и Ему молимся? - уточнил Богдан.
- Да, - сказал папа. - А еще, лично меня всегда поражало то, что нам дана способность выбирать.
- Способность выбирать? - переспросил Богдан.
- Животные ведь не имеют душевных терзаний, - сказал папа. - Ими управляет нечто непонятное для нас. Биологи говорят "инстинкт", но никто до сих пор толком не объяснил, что это такое. Этот самый инстинкт подсказывает животным, когда нужно убегать, когда нападать, когда защищаться, когда впадать в спячку, и много-много других вещей. Быть может, в своей простоте они по-своему счастливы. Но нам Господь дал другое. "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19). Эти слова Господа слышали еще Моисей и его спутники. Но, конечно, они были справедливы и раньше. Когда Господь говорил Каину, что знает о его злодейских планах в отношении брата Авеля (Быт. 4, 7), то Он не бил Каина по рукам, нет. Господь давал ему свободу выбора. Каин сам выбрал грех, а значит - смерть. И такова судьба каждого человека. Мы каждый день делаем этот выбор, сынок. По сто раз на дню мы выбираем жизнь или смерть, благословение или проклятие. По сто раз на дню! Вот это меня всегда очень поражало в человеческой судьбе!
- Пап, я все равно ничего не понял! - сказал Богдан.
- Попробую объяснить, - сказал папа. - Все без исключения события в нашей жизни происходят не без воли Божьей. И на все без исключения события мы можем отреагировать правильно или не правильно. По этому поводу авва Дорофей говорил, что из каждого события мы извлекаем пользу или вред, в зависимости от своего душевного устроения. Он приводил такой пример. Вот в каком-то городе после захода солнца стоял человек. Мимо него прошли двое других. Никто не сказал ни слова, но один подумал о стоявшем: "Наверное, этот человек стоит здесь, чтобы где-то что-то украсть!" Другой подумал: "Наверное, этот человек ждет товарища, они оба пойдут в Храм на службу и будут всю ночь молиться". Как видишь, оба этих человека видели совершенно одно и то же, но первый прохожий осудил стоявшего, а второй - оправдал. Как ты думаешь, кто из них в этот момент выбрал смерть?
- Тот, кто осудил, - сказал Богдан. - Ведь он согрешил - осуждать нельзя!
- Правильно, - кивнул папа. - А кто выбрал жизнь?
- Второй прохожий! - сказал Богдан. - Ведь он оправдал стоявшего!
- Правильно, - сказал папа. - Как видишь, одни и те же обстоятельства одному человеку послужили к жизни, а другому - к смерти. И ведь они сами, сами сделали свой выбор! И так по многу раз на день, из маленьких, кажется, незначительных дел и складывается наш путь к спасению или к вечной погибели. Вот ты, к примеру, знаешь глупый анекдот или какую-то сплетню про товарища. И тебе очень хочется рассказать его приятелям, не смотря на то, что ты сам знаешь, что анекдот этот скверный или сплетня грязная. Ну, в каком случае ты выберешь жизнь, а в каком - смерть?
- Выберу жизнь, если не буду ничего такого рассказывать! - сказал Богдан. - Если промолчу!
- Правильно! - кивнул отец. - И ведь все твои страсти будут вопить в тебе - мол, это все такая мелочь, такая безделица! Подумаешь - маленькое празднословие! Подумаешь - маленькая клевета! Подумаешь - маленькая уступка тщеславию, удовольствию от того, что другие смотрят тебе в рот, а потом целых полминуты смеются! Ведь это - такая мелочь! Но на самом деле, сынок - не мелочь! На самом деле, это - один из кирпичиков, из которых ты сложишь свое спасение или свою погибель. Господь по тысяче раз в день предложит тебе выбор жизни или смерти, и твое дело - быть внимательным и собранным, чтобы выбирать жизнь чаще, чем смерть! Видишь, как важен выбор! Да - саму возможность Спасения, все пути к нему предоставил нам Господь милующий (Рим. 9, 16), но дорогу в рай или в ад ты вымащиваешь сам!
Богдан немного помолчал.
- А нельзя ли выбирать жизнь всегда? В каждую минуту поступать правильно?
Отец грустно покачал головой.
- История знала только одного совершенно безгрешного человека, который поступал правильно всегда, - сказал он. - Это был Воплотившийся Бог, Иисус Христос. Других безгрешных не было, нет, и не предвидится. Даже самые великие святые считали себя грешниками, потому, что были внимательны и понимали, насколько они далеки от совершенства! Это ведь кто-то из них сказал грустные слова: "Совершенство совершенных воистину несовершенно". Но они изо всех сил старались выбирать жизнь чаще, чем смерть, и поэтому сейчас предстоят у Престола Господа, Творца Вселенной, Царя Небесного. Мы, сынок, слабые существа, и Господь это знает. От нас требуется просто пытаться жить по заповедям старательно. Да, не все получится, но стараться всерьез - это главное. А уж если что-то не получится, Господь там, в Царствии Своем восполнит наши недостатки, исправит наши огрехи.
- Это хорошо, - сказал Богдан. - В смысле - хорошо, что Он восполнит!
- Но мы должны стараться всерьез! - строго сказал папа. - Мы должны не забывать, что "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Здесь очень интересен не русский, а церковно-славянский перевод. Там сказано, что Царство Небесное "нудится". Нудится - то есть достигается каждодневным, упорным, в чем-то даже нудным трудом. Видишь ли, сынок - на твоем пути могут и не случиться великие дела. Господь может не предоставить тебе возможности спасать утопающих на каком-то "Титанике", или кормить тех, кто действительно умрут, если ты сейчас же не отдашь им своего куска хлеба. И ты не должен расстраиваться, если твоя жизнь яркостью событий не будет напоминать голливудское кино. Я уверен, что Царство Божие наполнено не героями, сделавшими одно великое дело, а теми, кто в течение своей жизни сделал тысячи и тысячи маленьких дел. Тысячу раз в день уклониться от маленького греха, тысячу раз в день сделать маленький, но правильный выбор, выбрать жизнь, а не смерть - вот этого ждет от нас Господь.
- Трудно! - сказал Богдан.
- Да, не просто, - ответил папа. - Не заря ведь путь в жизнь вечную Господь называет "узким путем", а так же говорит о "тесных вратах", которые ведут в Царство (Мф. 7, 13-14). И не зря сказано, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22). Тысячу раз в день сказать своим страстям "нет!" - это действительно скорбь. Но это - скорбь, ведущая в вечность. Все это не просто, но так велико?, сынок! Господь дал нам тяжелую, но великую ношу - способность выбирать. И я бы не поменялся местами с животными, чья жизнь проста, и которых ведет по ней не понимание, не поиск истины, а какой-то "инстинкт". Я не поменял бы их простоту на нашу великую сложность. Нет, не поменял бы!