Аннотация: Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
Пасха Господня. Воскресение Господа и Бога Иисуса Христа.
Однажды Тоня спросила у папы:
- Пап, а ты ведь родился в неверующей семье? Ведь твои родители - наши бабушка и дедушка до сих пор не верят в Бога?
- Да, Тоня, - ответил папа.
- А как же ты стал верующим?
- Бог привел меня к вере, - сказал папа.
- А как это происходило? - спросила Тоня.
- Как в Писании, - ответил папа. - Ты, быть может, помнишь - в Первом послании апостола Павла к Коринфенам есть такие слова: "Павел насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог?" (1 Кор. 3, 6). Это - как растить дерево. Его нужно посадить, потом поливать. Но если Бог не захочет, чтобы это дерево росло, то любой человеческий труд будет напрасным!
Папа немного помолчал, вспоминая.
- Так вот, доченька, - продолжил он, - с моей верой было где-то так же, как с этим деревом. До 25 лет я был далек от Бога, как от луны. Но когда мне исполнилось 25, по воле Божьей, мне попалась в руки книга одного современного православного богослова. Она называлась "Если Бог есть любовь". В ней говорилось о многом, но особенно меня тронула глава, рассказывающая о крестных страданиях Господа и Бога Иисуса Христа. Я читал, и что-то происходило во мне. Как будто вся Вселенная стала маленькой и уместилась у меня в голове - мне вдруг на какое-то время все-все стало понятным! Мне кажется, что в тот миг я понимал даже то, чего не понимаю сейчас!
- Да? - удивилась Тоня.
- По крайней мере, мне так кажется, - сказал папа. - Но главное - я понял, и даже больше чем понял - я каждой своей клеточкой прочувствовал - то, о чем говорится в этой книге - правда! Правда то, что Бог, сотворивший все, стал Человеком и умер на кресте, и все это для того, чтобы я, лично я мог наследовать жизнь вечную! Это было так велико, так поразительно! Я ведь и мечтать не мог о том, что Бог, Всемогущий Вечный Бог может любить меня так сильно - даже до Своей крестной смерти!.. Это было так удивительно - Бог коснулся моей души... Такие переживания больше не повторялись, но главное изменение во мне они уже произвели - в тот момент я полюбил Бога, Бога, который ради меня умер... Так в моем сердце была насажена вера.
- А потом? - спросила Тоня.
- А потом я попал к хорошему духовнику - к священнику, который научил меня быть христианином. Он дал мне первые уроки молитвы, рассказал об исповеди, Причастии, в общем - помог мне войти в жизнь Церкви. Это - тот человек, который, по словам апостола Павла, поливал. Священника этого звали Тарасий Марченко, а человека, книга которого насадила в моем сердце семена православной веры - дьякон Андрей Кураев. А взрастил Бог, и никто иной! Это Он позвал меня к Себе, и это Он вел меня именно так, а не иначе. Бог ведь знает, как привести к Себе человека, и Он владеет ключами от всех сердец. Видимо, мое сердце могло быть открыто именно так. А сердца других людей открываются другими ключами, и потому их путь к Богу не похож на мой. Моя роль в моем воцерковлении скромна - я просто откликнулся на зов Бога, и позволил Ему войти в мое сердце.
- Как интересно! - протянула Тоня.
- Я всегда очень жду наступления Страстной Недели - ведь это память о том, что Господь претерпел ради меня, - сказал папа. - "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13) - сказал Господь. И Он сделал по Своему слову - Сам положил Свою жизнь за всех нас - и за тебя, и за меня... За всех. Это - самая большая любовь, большей любви Бога к людям просто и представить нельзя!
Папа помолчал.
Молчала и Тоня.
- А потом будет Пасха, - продолжил папа. - Святитель Григорий Богослов называл Пасху "праздником праздников и торжеством торжеств". И это - правильно, конечно! Пасха - это празднование самой большой победы в истории этого мира - победы Господа над смертью. Христос любит нас, и потому ради нас пошел на смерть. Но Христос сильнее смерти, и потому воскрес - победил ее. И теперь каждый желающий может воскреснуть вместе с Ним. Мы не способны воскреснуть сами по себе, доченька - ведь мы просто люди, но мы можем воскреснуть Его воскресением! Для этого мы в Его Церкви соединяемся с Ним! Меня это всегда поражало - мы так малы, а Бог так велик, но все-таки Он так нас любит! Ради такой любви Господней и ради такой участи нас, простых людей, сто?ит жить!
- Сто?ит! - сказала Тоня тоном взрослой и кивнула.
Папа улыбнулся.
- Мне приходилось читать слово на Пасху святителя Григория Богослова. Он там говорит много замечательных слов. Есть среди них и такие: "Принесем в жертву Богу самих себя, лучше же - будем ежедневно приносить и всякое свое движение. В страданиях будем подражать Страданию Христа, охотно взойдем на крест. Ибо страдать со Христом и за Христа вожделеннее, недели наслаждаться с другими". Мы живем в сравнительно спокойное время - сейчас гонений на христиан здесь нет. Но это не значит, что нас не ждет крест. Если мы хотим, чтобы Воскресение Господне принесло и нам воскресение, мы не должны отказываться от нашего личного креста! Этот крест - заповеди. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14, 15) - говорил Господь. А мы ведь любим Его, верно?
- Любим, - согласилась Тоня.
- Жить по заповедям не всегда легко, - сказал папа. - Иногда, к примеру, солгать просто, а сказать правду - трудно... Иногда ненавидеть ближнего просто, а любить его - трудно... Но все эти трудности - не больше крестной муки, которую перенес ради нас Господь. Сказать по правде - наши трудности почти ничто, в сравнении с теми муками Господа, о которых мы вспоминаем на Страстной неделе! И потому - в пасхальную ночь важно, очень важно пойти в Храм молиться. Очень важно кричать радостно со всеми "Христос воскрес! Воистину воскрес!" Но главное, чем мы можем почтить Пасху Господнюю - это тем, что станем настоящими христианами, изменимся, и станем лучше, чище, чем были. И этим мы доставим настоящую радость Господу, Который так много сделал для нас!
Второй разговор о празднике Воскресения Господнего.
Тем же вечером папа читал для всей семьи отрывок из Евангелия.
- "В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить тебе Пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками моими (Мтф. 26, 17-18)"...
- Подожди! - перебила папу Тоня. - Ведь Пасха - это праздник воскресения Иисуса Христа. Как же Он говорит о Пасхе, если Он еще не был распят и не воскресал?
- Имеется в виду ветхозаветная Пасха, которую отмечали в то время, - сказал Богдан.
- Наверное, да, - сказал папа. - В ветхозаветные времена евреи праздновали Пасху в память о том, как Бог провел их через море и избавил от египетского рабства. Это великое событие Ветхого Завета было прообразом еще более великого события - Воскресения Христова, когда Христос избавил людей из рабства смерти. И не случайно воскресение Христово совпало по времени с ветхозаветной Пасхой.
- Из рабства смерти... - пробормотала Таня задумчиво.
Видно было, что она не понимает. Для нее, маленькой, Пасха - это был, в основном, праздник крашеных яиц, освящения куличей и крестного хода в полночь с зажженными свечами...
Но папа считал, что Таня уже достаточно большая, для того, чтобы понимать суть праздника Пасхи.
- Видишь ли, - сказал папа, - когда Бог сотворил первого человека, Он вложил в него способность не умирать. Если бы Адам не ел запретного плода, то жил бы до сих пор! Надо понимать, что бессмертием обладает только Бог, и значит, Адам был каким-то неизвестным для нас образом связан с Богом и потому мог жить и жить... Но Адам совершил грех и этим грехом разорвал эту связь...
- И стал смертным, - сказал Богдан.
- Да, - кивнул папа. - И мы унаследовали от него эту смертность, как наследуют какое-нибудь уродство...
- Пап, а Адам не мог, - Таня замялась, - ну... сделать так, чтобы этого, ну... разрыва с Богом больше не было?
- Не мог, - ответил папа. - Уж слишком сильно изменил его грех! Но - то, что невозможно человеку возможно Богу! Бог мог восстановить эту связь! Кстати, само слово "религия" именно это и означает: "восстановление разорванной связи". Бог восстановил эту связь огромным, непостижимым для нас в полной мере чудом - Сам стал Человеком! Иисус Христос - во всем Бог и во всем Человек! Божественная и человеческая природа соединены в Нем - причем так, что эту связь уже нельзя разорвать!
- Да, - сказал Богдан. - Ты читал нам в понедельник одно из посланий апостола Павла. Там об этом говориться: "Великая благочестия тайна - Бог явился во плоти" (1 Тим. 3, 16).
- Да, - кивнул папа. - Но для спасения людей Богу мало было просто родиться от девы Марии - стать Человеком. Ему еще предстояло прожить человеческую жизнь - для того, чтобы объяснить и показать - как именно нам нужно жить, чтобы действительно быть Его друзьями (Ин. 15, 15). Но и это еще не все - Ему предстояло уничтожить то последнее, что разделяло человека и Бога - смерть.
- Как это грустно - умирать, - сказала Таня. - Неужели Христу нельзя было как-то обойтись без этого?
Папа пожал плечами.
- Бог не стал бы делать того, что не нужно или лишнее, - ответил он. - Видишь ли, доченька, в ветхозаветные времена все люди - и хорошие, и не очень - умирая, попадали в царство смерти - в ад, в преисподнюю. Ты помнишь историю Иосифа, сына Иакова? Помнишь, как братья продали его в рабство, а отцу сказали, что Иосифа растерзал хищный зверь? Не много найдется в истории человечества таких хороших людей, как Иосиф, но Иаков, узнав о смерти сына, даже не предполагает, что тот попал в рай или в какое-то другое хорошее место. "Иаков не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37, 35). Именно туда, в царство смерти, нужно было войти Христу, чтобы уничтожить его и чтобы спасти и тех людей, которые умерли до Воплощения Господа. Это царство смерти апостол Петр называет "темницей духов", и говорит о том, что Христос сошел в эту "темницу духов" и там проповедовал тем, кто находился в этой темнице (1 Петр. 3, 19-20)
Папа посмотрел на детей - те молчали, внимательно слушали.
- Что такое смерть? Это небытие, пустота. Трудно представить себе это небытие! Трудно представить, каким было существование тех душ, которые в этой темнице, в этом небытии находились. Мне представляется какое-то царство теней, в котором последняя искорка того духа, который Господь вдохнул в Адама (Быт. 2, 7), и который отличает нас от животных - все затухает, затухает, но никак не потухнет окончательно. Наверное, все-таки не может быть полностью уничтожено то, что роднит нас с Самим Вечным Богом! В итоге получается такое себе умирание, растянутое в вечности... Но такой образ этой "темницы духов" - это, конечно, только мое предположение. Главное, вы поймите вот что - пустоту, небытие нельзя просто так взять и прогнать! Пустоту нужно наполнить - вот тогда она перестанет быть пустотой! Небытие нужно наполнить и тогда оно станет бытием! И вот - Человек Иисус Христос умирает на кресте и входит в преисподнюю, как и все люди. Но Он не только Человек - Он еще и Бог, и Его Божественная полнота заполняет смерть. И все - пустоты больше нет! Христос воскресает! Величайшее событие, огромная радость - теперь мы можем больше не бояться смерти, поскольку Христос нашел путь выхода из смерти, точнее говоря - создал этот выход! Это означает, что если человек последует за ним, "вцепится в его одежды", то Христос протащит его через коридоры смерти, и смерть окажется просто дверью. Именно поэтому все настоящие христиане не перестают говорить о том, что смерть и воскресение Иисуса Христа есть важнейшее событие в их жизни.
- И именно поэтому Пасха - самый великий праздник на Земле? - спросила Таня.
- Да, - сказал папа. - Мы спасены Христовым воскресением, спасены для вечности, причем для прекрасной вечности - вечности с Богом. Мне наша жизнь представляется так - будто наш мир это огромный вокзал и Христос поставил на самый первый путь поезд в вечность. В этот поезд вместятся все желающие - нужно только купить билет и сесть в него.
- Билет?! - переспросила Таня.
Папа улыбнулся.
- Этот билет - наше сердце. Бог отдал нам Всего Себя, ничего ради нас не пожалел. Если мы любим Его, то и мы ради Него ничего не пожалеем - только такой и бывает любовь. Отдадим Ему себя, и так "прилепимся" к Нему. И если проживем жизнь, как подобает Его ученикам, то и вечность наследуем - воскреснем Его воскресением!
- А теперь - давайте помолимся! - сказала Таня. - Пап, а мы можем пропеть какие-нибудь пасхальные молитвы, хоть сейчас и не Пасха?
- Конечно, можем, - ответил папа. - Ведь Христос уже воскрес! По большому счету, с тех далеких пор Пасха - всегда!
Третий разговор о празднике Воскресения Христова.
- Пап, а почему случаются революции? - спросил как-то Богдан папу. - Чего хотят люди, которые бросают в других бомбы, жгут дома, свергают правительства?
- Они хотят светлого будущего, сынок, - ответил папа.
- Это - какого именно? - уточнил Богдан.
- Разного, - ответил папа. - Почитай в учебниках истории. В общем, нет плохого в том, что люди мечтают построить свою жизнь хорошо и справедливо. Плохо другое - ради своей мечты они совершают такие поступки, которые могут лишить их настоящего светлого будущего.
Богдан помолчал, обдумывая слова папы.
- Пап, ты не мог бы объяснить? - сказал он через минуту. - Какое это "настоящее светлое будущее"?
- Настоящее светлое будущее открыл нам Господь и Бог Иисус Христос, - ответил папа. - Иначе ведь и быть не могло - ведь именно Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). А раз Господь есть Истина, значит - на Него мы должны смотреть, когда хотим понять, что хорошо и что плохо, и к чему ведет нас Господь, сотворивший мир. Мы смотрим на Него и видим - Воскресение Христово и есть наше светлое будущее!
- Объясни, пап! - попросил Богдан.
- Хорошо, сынок, - сказал папа и присел на диван. - Самым главным вопросом мудрецов всего мира является вопрос - что такое человек? Кто мы, люди? Для чего мы предназначены? К чему мы должны стремиться в жизни? Этот вопрос мучил многих, и, надо сказать, разные люди давали очень разные ответы на этот вопрос. Атеисты, которые считают, что Бога нет, говорят, что до рождения человека - просто не существует, и после смерти - его тоже не существует. То есть жизнь человеческая - просто суетливый бег между двумя безднами, и человек - не больше чем "покойник в отпуске". Не очень веселое представление о мире и о человеке, правда?
- Правда, - кивнул Богдан.
- Царь и пророк Давид жил три тысячелетия назад, - сказал папа. - И уже тогда он назвал атеизм безумием. "Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела" (Пс. 13, 1-2). Кстати, это не удивительно, что такие люди совершают гнусные дела - ведь если нет вечности, нет воздаяния за прожитую жизнь, то можно творить всякие гнусности. Ведь и праведника и грешника ждет одна и та же участь - аннигиляция, превращение в ничто! Так думали атеисты. А вот буддисты считали и считают, что у человека нет даже этого короткого бега между двумя безднами, просто потому, что никакого человека просто нет!
- Как - нет? - не понял Богдан.
- А так - нет и все, - ответил папа. - С точки зрения буддиста, весь мир нам просто кажется. Я тебе кажусь, ты мне кажешься, и мы сами себе кажемся. Буддисты считают, что есть только дхармы - такие частицы бытия, вроде атомов. То, что кажется человеком, поживет, посуетится, да и распадется на дхармы. Вот и все светлое будущее!
- Б-р-р! - поежился Богдан. - Я так не хочу!
- Я и сам так не хочу, - ответил папа. - Я еще много мог бы рассказывать о том, что люди думали о себе и о мире, но ясно одно - мы не способны сами понять, кто мы и зачем живем. Только Бог, Сотворивший нас, мог бы объяснить нам правду о нас самих. И Он сделал это, сынок!
- Когда воплотился и жил в мире как обычный Человек? - уточнил Богдан.
- Да, - ответил папа. - Бог стал Человеком. Что это значит для нас? Во-первых то, что мы кое-что значим для Бога! Мы не просто какие-то слишком умные зверушки, переразвитые обезьяны - нет! С точки зрения Господа мы сто?им того, чтобы Он обратил на нас Свое внимание! Во-вторых - человек, оказывается, великое существо! Во Христе сочетались и природа Божественная и человеческая природа. И смотри, сынок - человеческая природа не была уничтожена таким Великим Сочетанием! Идем дальше. Бог стал Человеком для того, чтобы нас спасти. Это значит, что мы попали в беду. От чего спасает нас Христос? От греха и смерти! Заметь - Он не спасает нас от какой-то социальной несправедливости, не дает ни одного политического совета. Это значит, что политика - по большому счету чепуха и ничего важного не решает. Только грех и есть единственное настоящее зло, только с ним и сто?ит по-настоящему бороться! И как бы мы, люди, не обустраивали свою жизнь, если есть рабство греху и смерти, то все - тщетно! Идем дальше. Как именно Христос спасает нас?
- Крестной смертью, - ответил Богдан.
- Правильно, сынок! - кивнул папа. - Это значит, что мы не просто "кое-что значим" для Бога, но и любимы Им! Настолько любимы, что Он готов страдать, готов умереть, лишь бы мы были спасены! А что происходит потом?
- А потом Господь воскресает, - ответил Богдан.
- Правильно! - воскликнул папа. - Христос побеждает смерть и воскресает! А значит, должны воскреснуть и мы, если пойдем за Ним, ведь Он есть Путь (Ин. 14, 6)! Вот это и есть настоящее светлое будущее, сынок! Наше светлое будущее не в каких-то преобразованиях нашей земной жизни! Наше будущее - разделить победу Господа над смертью, воскреснуть преображенными, как и Он, и наследовать Небесный Иерусалим, в котором Бог будет жить вместе с людьми! Именно Пасха, Светлое Христово Воскресение и есть праздник нашегобудущего. Господь показывает это будущее нам. Другое дело, что это светлое будущее еще нужно заслужить, очищая себя, ведь в Царство Божье не войдет ничего нечистого (Откр. 21, 27). И мне горько видеть, как некоторые люди ради мелких улучшений нашей земной жизни, совершают тяжкие грехи. Земную жизнь они, может быть, чуток улучшат, но Небесный Град Иерусалим потеряют, а это - огромная, страшная потеря.
- Да, конечно, - согласился Богдан.
- "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26) - говорит Господь, - сказал папа. - Никогда не забывай этих слов, сынок! Мало ли, чем тебе предстоит в жизни заниматься, какие на твою долю выпадут трудности и искушения. Но, как бы не сложилась твоя жизнь, никогда не забывай о Воскресении Христовом! Если ты проживешь жизнь настоящим христианином, победа Господа над смертью станет и твоей победой, если ты наследуешь жизнь вечную - значит, ты прожил правильно. Наш Символ Веры заканчивается словами "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". В этом - наша главная цель и наша главная надежда! И когда мы говорим: "Христос воскресе!" мы радуемся не только о Нем! Мы радуемся и о себе! Христос воскресе, сынок!