Константин К. : другие произведения.

Снова Одесса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё немного фотографий...

  Выставляю вторую порцию фотографий. Заказы выполнить ещё не успел, уж простите. Но все пожелания выполню обязательно, как только появится чуток свободного времени.
  
  
  Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась в Одессе. [Константин К]
  
  
  Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась в Одессе в 1889 году.
  Её отец, Андрей Антонович был одним из организаторов российского и черноморского торгового судоходства. Семья жила в дачной местности "Новая Швейцария" в районе 11-й станции Большого Фонтана. В курортном пригороде Люстдорф в 1909 году она приняла предложение Николая Гумилёва.
  
  Одесский археологический музей, один из старейших в стране, был основан в 1825 году. [Константин К]
  
  Одесский археологический музей.
  Рассказывать о нём можно часами и сутками. Знатоки не дадут соврать.
  Во-первых, это один из самых старых музеев страны. Создан в 1825 году. Нынешнее здание его построено в 1835.
  А хранятся в Одесском археологическом самые-самые...
  Ну, например, третья (в количественном измерении) коллекция египетских древностей в Союзе.
  Здесь наиболее полно представлена культура скифских племён. Сарматов. Трипольской культуры. Черняковской культуры.
  А золотая кладовая (это где золото хранится) вообще оставляет неизгладимое впечатление. Древнейшие экспонаты её представлены вторым тысячелетием до нашей эры.
  В нумизматическом разделе полно представлены все монеты, чеканившиеся на наших просторах начиная от златника Владимира и серебряных гривен, представлявших собой не монеты даже, а небольшие слитки серебра, похожие на современный карандаш, и до последних образцов царских монет из драгоценных металлов.
  Второй, по величине, в мире клад монет из сплава золота и серебра, найденный тут же, под Одессой, тоже представлен в экспозиции... В общем, это всё нужно видеть.
  Если есть интерес чуть подробнее узнать о музее, это можно сделать по этому адресу: http://www.archaeology.odessa.ua/index.html
  
  
  Лаокоон [Константин К]
  
  
  Лаокоон.
  Долгое время в городе бытовала легенда, будто до 50-х годов скульптура Лаокоона, стоявшая прежде на углу улиц Приображенской и Софиевской, была подлинной, а перекочевала туда после Октябрьской революции из часного собрания скульптур Григория Григорьевича Маразли. Конечно, это легенда. Но насколько она присуща самому духу одесситов! Типа: "У нас на улице, под открытым небом стоит подлинная античная скульптура, а вашем жалком Лувре за семью замками - утлая копия."
  
  В Одессе есть свои атланты. [Константин К]
  
  
  В Одессе есть свои атланты.
  
  
  Жилой дом на улице Гоголя. [Константин К]
  
  
  Жилой дом на улице Гоголя.
  Знаменитый в Одессе дом с атлантами. Дом Фальц-Фейнов. Спроектирован и построен Ландесманом и Влодеком в конце 19-го века.
  
  
  
  Сколько таких, как этот балкончик,
  
  
  Сколько таких, как этот балкончик, "мелочей" можно встретить на улицах Одессы. Но именно они, как мне кажется, довершают общее дело создания лица Города.
  
  
  Дом на Пастера 5 [Константин К]
  
  Дом на Пастера, 5.
  Гражданин Одессы Овсей Коган, землевладелец, домовладелец и богатейший человек завещал городу два довольно больших земельных участка с постройками на них, для предоставления беднякам Одессы (без различия в вероисповедании) дешёвых и даже бесплатных квартир. Один из них по улице Херсонской (ныне Пастера), 1 - 5. Сын его, Адольф Овсеевич подкрепил завещание отца своим, ещё более щедрым жертвованием. Он выделил 50 000 рублей на расширение учреждений и ещё 50 000, как неприкосновенный капитал, а также 800 десятин земли в Ананьевском уезде. В 1873 году был учреждён комитет Когановских учреждений.
  Как и предполагалось изначально в Когановских учреждениях присутствовали не только взрослые неимущие граждане, но и дети. Поэтому, уже в 1876 году при учреждении открылось начальное народное училище. А в 1892 году по проекту видного архитектора Ландесмана было построено и новое здание училища.
  Ныне здание принадлежит городской клинической инфекционной больнице и расположена в нём бактериологическая лаборатория больницы.
  
  Степану Джевецкому. Первопроходцу-подводнику. [Константин К]
  
  
  Степану Джевецкому (1843-1938). Первопроходцу-подводнику.
  Учился Степан Карловил в парижском техническом лицее.
  Первую модель подводной лодки он создал в годы русско-турецкой войны 1877-78 г.г. Называлась она подводным минным аппаратом, имела довольно большое для того времени водоизмещение в 2 тонны, приводилась в движение усилиями двух членов экипажа, крутивших обыкновенные велосипедные педали. Как не примитивно было это первое подводное судно, испытанное в акватории одесского порта в 1878 году, только Джевецким были изобретены все ныне использующиеся в подводном флоте атрибуты: перископ, аккумуляторные батареи, электропривод, продувка водяного балласта и др. Им же был сконструирован торпедный аппарат, принцип действия которого сделался универсальным.
  На испытаниях присутствовал император с семьёй, и когда аппарат поднялся после удачного погружения, Степан Карлович подойдя для доклада к государю, первым делом вручил императрице букет лилий, с поклоном и словами: "Ваше императорское величество, это вам от морского царя". Букет этот он предусмотрительно заготовил ещё до погружения.
  
  
  Старый фонтан на Соборной площади. [Константин К]
  
  
  Старый фонтан на Соборной площади. Впрочем, не такой уж и старый... Чаша фонтана была сделана на средства и по заказу всемирно прославленного офтальмолога Владимира Петровича Филатова. Когда был разрушен кафедральный собор... этот не менее гениальный доктор, чем духовный человек заказал мраморную чашу для фонтана и выхлопотал позволение установить фонтан на месте алтаря разрушенного собора. Мотив такого поступка многим и многим нашим нынешним современникам покажется непонятным, мягко говоря: "Дабы святое место ногами не попирали"... Вот она, эта чаша.
  
  
  Фонтанчик перед зданием бывшего Английского клуба, ныне (надеюсь и в будущем) уникального музея Морского Флота. [Константин К]
  
  
  Фонтанчик перед зданием бывшего Английского клуба, ныне (надеюсь и в будущем) уникального музея Морского Флота. Происхождение скульптурной композиции то же, что и Лаокоона - была экспроприирована из собрания скульптур Григория Маразли. И, естественно, является подлинной. Во врем реконструкции театра и Театральной площади была демонтирована, повреждена и её собирались выбросить за ненадобностью. Только публикации в прессе привлекли к ней внимание и не позволили состояться очередному акту коммунарского вандализма. Сейчас утерянная лягушка заменена на копию, равно, как и отбитые ручки и ножки детей.
  
  
  Городской сад. В беседке по вечерам играет оркестр. [Константин К]
  
  
  Городской сад. В беседке по вечерам играет оркестр.
  Сад был разбит примерно в 1796 году и позже подарен городу родным братом основателя и верным его сподвижником премьер-майором Феликсом де Рибасом. Причём, сохранились документальные свидетельства, что братья Иосиф и Феликс Дерибасы сажали деревья здесь собственноручно! Это были первые посаженные деревья на территории города. Прежде здесь была степь. Лет пять назад от старости погибло последнее дерево из числа посаженных братьями-основателями в этом саду. Я не помню, что это было за дерево, но пацанами, помню, мы меряли толщину ствола: три полных обхвата было.
  Феликс Михайлович (Михайлович - это на славянский манер сын Мигеля)) после выхода в отставку окончательно поселился в Одессе и до самой смерти в 1845 году принимал самое деятельное участие в делах города. Похоронен был Феликс де Рибас на Первом пантеоне Одессы. На могиле был установлен великолепный беломраморный памятник... Фотографий, к сожалению, приложить не смогу. Нечего фотографировать. В 20-е годы "доблестными" переписывателями истории 1-е Христианское кладбище было стёрто с лица земли, впрочем, вкупе и с Иудейским, Магометанским, Караимским. А на его месте был разбит парк под гордым именем Ильича, с танцплощадкой, барами, ресторанами и комнатой смеха. Часть территории и вовсе отвели под зоопарк. Это, видимо, чтоб не забывали души усопших горожан родного города - напоминают им звериный рёв и стук копыт по могилам, а согревает в вечной тьме тёпленький навоз... Н-да... лежит там более 200 000 горожан и наших предков, в числе которых, помимо де Рибаса, граф Остен-Сакен, руководитель обороны Одессы во время Крымской войны; поэт и русский офицер Лев Сергеевич Пушкин; декабристы Пущин и Вегелин; внук последнего гетьмана Украины граф Разумовский; звезда мирового экрана, неподражаемая Вера Холодная; герои Отечественной войны 1812 года генералы Строганов, Сабанеев, Лидерс; легендарный генерал Радецкий, защитник Шипкинского перевала, национальный герой России и Болгарии... многие, многие другие.
  
  
  
  
  Здание хим-  и физфака Одесского университета. [Константин К]
  
  
  Здание хим- и физфака Одесского университета.
  
  
  Причал. [Константин К]
  
  
  21-й причал Морского вокзала.
  С уничтожением Черноморского морского пароходства количество судов, швартовавшихся на морвокзале, не просто уменьшилось, а почти сошло на нет, зато количество фешенебельных частных яхт стремительно возросло настолько, что они перестали умещаться на территории яхт-клуба (может процессы эти взаимозависимы?), и под яхтенный причал была отведена одна из освободившихся по ненадобности стоянок морвокзала.
   На улице Ланжероновской. [Константин К]
  
  
  На улице Ланжероновской.
  В первом этаже здания до Октябрьской революции находилось легендарное кафе 'Фанкони', являвшееся некоторое время неофициальной штаб-кватирой Мишки Япончика.
  Вообще, кафе 'Фанкони' было весьма респектабельным заведением и активно посещалось местной элитой. В числе завсегдатаев в разное время числились Куприн и Бунин, Шаляпин и Бабель, Уточкин и Поддубный. Уже после революции здесь выступал Маяковский.
  Потом на месте кафе образовался клуб военных моряков. Какое-то время спустя здесь была обыкновенная столовая. А во времена т. н. 'застоя' - центральные кассы Аэрофлота. Когда рухнули, и 'застой', и Аэрофлот различные предприятия сменяли друг друга, как стеклышки в калейдоскопе.
  Теперь же в первом этаже снова располагается кафе, которое даже называется, как прежде - 'Фанкони', а всё остальное здание в распоряжении налоговой инспекции.
  
  
  Бульварная (Потёмкинская) лестница. Здесь Эйзенштейн снимал выдуманный расстрел мирной демонстрации. [Константин К]
  
  
  Бульварная (Потёмкинская) лестница. Здесь Сергей Эйзенштейн снимал выдуманный расстрел мирной демонстрации для своего шедевра "Броненосец Потёмкин". И именно с его подачи, сделанной этим фрагментом, Бульварная лестница на долгие десятилетия получила своё третье название. Изначально она называлась Гигантской.
  Строилась она пять лет (с 1837 по 1842 год) по проекту Франца Карловича Боффо. Этот застывший в камне водопад из 192-х ступеней обошёлся городу в 800 000 рублей.Это сегодня ступеней 192. Изначально их было 200. Но кто считался в советские времена с какими-то там ступеньками - засыпали.
  На первый взгляд может показаться, что это неоправданно большие средства. Казалось бы - просто лестница... Но вся сложность заключалась в особенности одесских грунтов. Кроме того, лестница должна была примыкать к естественному склону, грозившему оползнями. Боффо нашёл способ решения всех этих проблем, но весьма дорогостоящий, и такую сумму выделить из казны на постройку ЛЕСТНИЦЫ!..
  Проект казался безнадёжным. Кроме того, необходимости в лестнице не было. К порту и без неё вело довольно дорог. А прогуливаться к причалам... мягко говоря, в 19-м веке было не принято. Эту архитектурную жемчужину вполне можно считать появившейся на свет только благодаря прихоти Воронцова. Никто, кроме него в те времена не мог представить себе, какой смысл в её сооружении. Но именно из бессмысленности и амбициозности этого проекта родилось одно из чудес Одессы, одно, из её лиц, придающих ей черты женственности. Поскольку, как пишет Ростислав Александров: "...кому ещё, как не своенравной красавице, придёт в голову обзавестись тем, без чего можно обойтись, но чего нет и, скорее всего, никогда не будет у соперниц?" И соперниц у Бульварной лестницы в самом деле нет. И быть не может.
  Воронцов настоял на своём. Часть средств была выделена из казны. Часть он доплачивал из своих личных. И, как генерал-губернатор, он имел право требовать выделения по пять тысяч рублей ежемесячно на "экстренные нужды", что он и делал, подпитывая ими строительство.
  А объём работ был и вправду гигантским. Сотни тысяч кубометров грунта нужно было вывезти на телегах. Километры противооползневых подпорных стенок террасами располагавшимися вдоль всего бульвара (сегодня их не увидеть со стороны - укрыты густым зелёным парком). Десятки дренажных сооружений для отведения подземных вод и источников, выходивших из склона...
  Да, Франц Карлович знал своё дело. Лестница прекрасно вписалась в изумительный архитектурный ансамбль, начало которому было положено сооружением памятника Дюку, и органично завершила его.
  И вот ещё что... Я не написал об этом сразу. Знаете, когда вырастаешь на какой-нибудь своей лужайке, то весь присутствующий на ней гербарий кажется само собой разумеющимся. Так и у одесситов с лестницей. Мне представляется (хотя умом понимаю, что это совсем не так на самом деле), будто все должны знать главную особенность нашей лестницы. Франц Карлович не просто построил гигантскую лестницу. Он ещё внёс в её конструкцию обманную перспективу. В верхней своей части лестница почти вдвое уже, чем внизу. Таким образом, глядя на неё сверху, вы видите совершенно параллельные её края. Нет перспективного сужения. Вам кажется, что она очень короткая. Иллюзия усиливается ещё и тем, что кроме первого марша других ступеней вы не увидите - только широкие площадки, разделяющие марши. Если не задумываться об этом, глядя на лестницу, то подсознание выдаст результат: 30 ступеней (20 в первом, видимом марше, плюс 10 площадок).
  А при взгляде снизу - наоборот: она вам представится стремительно сужающейся, что приводит к переоценке истинной её продолжительности и крутизны. Что вы можете видеть на фотографии. Хоть снимок сделан и не снизу, а с эстакады морвокзала.
  Вот, как шутили в Одессе прежде.
  
  
  Гостиница
  
  
  Гостиница "Лондонская" на Приморском бульваре.
  Возведена в 1826-1828 г.г. по проекту Франца Карловича Боффо. Первоначально особняк принадлежал князю П. Лопухину. В 1847 году французским кондитером и гастрономом Ж.-Б. Карута здесь была открыта гостиница "Лондонская." Позже зданием владели Волоховы, Ралли и семья Анатра вплоть до Октябрьской революции. Именно на этом месте, ещё при строительстве гостиницы Ф. К. Боффо, были найдены остатки античной предшественницы Одессы. Некоторые склонны предполагать, что это были гавань Истриан и город Борисфен. Найденная тогда превосходная чернофигурная и краснофигурная керамика 5-6 веков до н. э. хранится сегодня в Одесском археологическом музее. Раскопки вокруг гостиницы продолжаются и поныне. Фотография раскопа, выставленная мной в первом фотоочерке, сделана на Приморском бульваре напротив Лондонской.
  
  Воронцовский маяк. На переднем плане катер лоцмана Одесского порта. [Константин К]
  
  
  Воронцовский маяк. На переднем плане катер лоцмана Одесского порта.
  Первый маяк в Одессе был заложен ещё 1815 году на мысе Большого Фонтана в период временного управления Одессой военным комендантом генерал-майором Кобле. Но закончен был лишь стараниями Воронцова к концу 1827 года. Следующий - деревянный, был построен на карантинном молу и носил имя Ришелье. А в 1845 появляется первый Воронцовский маяк, именно здесь, на оконечности рейдового мола, который был разрушен при бомбардировке города англофранцузской эскадрой в 1854 году. Потом был отрыт возрождённый маяк в один день с открытием памятника Воронцову в 1863 году, через четверть века заменённый на каменную коническую башню, простоявшую на Рейдовом молу до 1941 года, когда её взорвали во время обороны Одессы т. к. она сужила ориентиром при бомбёжках порта. Современный маяк был возведён по проекту Исаака Моисеевича Фридмана в 1954 году. Он по прежнему носит имя Воронцова и так же (Воронцовским) значится в лоциях. Его высота 27,2 м., а луч виден на расстояние до 12 миль (ок. 20 км.).
  
  
  Символическая скульптура Одессы-мамы в саду скульптур Литературного музея.  [Константин К]
  
  
  Символическая скульптура Одессы-мамы в саду скульптур Литературного музея.
  Открыта 1 апреля 2000 года. Идеолог - М. Жванецкий, скульптор - А. Князик.
  Стоит мама на трёх китах: медицина, искусство, торговля. Головной убор, представляющий из себя наполненные ветром паруса, сомволизирует не ветер, гуляющий в головах одесситок, а четвёртого кита Одессы - торговый флот. К груди прижимает она любимых своих детей и одновременно своих же создателей: Дерибаса, Деволана, Ланжерона, Ришелье и Воронцова.
  
  Каменные половецкие бабы нашли приют в саду скульптур. [Константин К]
  
  
  Каменные половецкие бабы перекочевали с курганов и нашли приют в саду скульптур.
  
  
  Въезд в Одесский морской торговый порт. [Константин К]
  
  
  Въезд в Одесский морской торговый порт. Ещё несколько лет назад через эти ворота всё, что транспортировалось автомобильным транспортом, в порт и из него проходило через эти ворота. Помните, как во времена СССР об Одессе и её порте говорили "Южные ворота страны"? Так, вот это и есть те самые ворота.
  
  
  Памятник во славу русского оружия. Трофейное орудие с британского фрегата
  
  
  Памятник во славу русского оружия. Трофейное орудие с британского фрегата "Тигр".
  Благодаря фортификационному гению военного инженера Франца Деволана, вход в Одесскую бухту возможен лишь со стороны мыса Ланжерон, где вражеские суда встречала расположенная на мысе крепость. Если же мимо неё удавалось пробиться, то к берегу можно было подойти только в районе другой крепости - Малого жете. Здесь находился единственный возможный вход в гавань, ещё и огороженный со стороны моря Платоновским молом. Именно эта особенность, именно такое размещение мола не позволило англо-французским кораблям подойти к берегу в период Крымской войны. 10 апреля 1854 года береговая батарея прапорщика Щёголева, состоявшая всего из 4-х орудий, установленных на Платоновском молу сумела отбить атаку целого флота! А фрегат "Тигр", предпринявший попытку подойти к берегу в районе Малого Фонтана, сел на мель и был затоплен. В самый разгар неравной артилерийской дуэли 22-летний прапорщик получил с нарочным записку от командующего обороной Одессы: "Храброму, спокойному и рассудительному Щёголеву - спасибо! Барон Остен-Сакен. 10 апреля 1854 года". За проявленное мужество прапорщик, минуя два звания, станет штабс-капитаном и получит Георгиевский крест. А пройдёт время, и о бывшем прапорщике-одессите, генерал-майоре Щёголеве, герое Плевны, узнает вся Европа.
  
  
  А.С. Пушкину граждане Одессы. [Константин К]
  
  
  А. С. Пушкину граждане Одессы.
  Памятник был возведён в 1888 году на собранные горожанами средства и стал вторым памятником великому поэту после московского, что на Тверской. Нужно сказать, что возведение памятников на средства собранные горожанами в Одессе давно стало традиционным. Дюк, Воронцов... Так, и в наши дни идёт сбор средств на возведение памятнику Исааку Эммануиловичу Бабелю.
  
  
  Шахский дворец. Его действительно какое-то время арендовал персидский шах. [Константин К]
  
  
  Шахский дворец.
  Его действительно какое-то время арендовал персидский шах.
  А построен он был в начале пятидесятых годов 19-го века молодым, деятельным архитектором польского происхождения Феликсом Викентьевичем Гонсиоровским по заказу польского аристократа Зенона Бржозовского. К этому времени Одесса, сложившаяся, как ведущий хлебный экспортёр, формировалась преимущественно итальянскими зодчими (Фраполли, Торичелли, Боффо, Скудиери, Камбиаджио...), придавших ей средиземноморские, патрирхальные, камерные черты, лишённые кичливости и навязчивой помпезности. Но к середине века, в городе появляется большое количество знати, желавшей обустроить свой быт достойно своего положения. У города начинает появляться гонор (с польского "честь", но на нашей почве слово приобретает иную семантику, характеризующую, скорей, самодурство, черты, присущие заносчивым щёголям, брезгливым мотам). Гонсиоровский первым и стал возводить палаццо, которых желала, сначала обосновавшаяся здесь польская аристократия, а затем, по их примеру, и вся одесская элита из прочих этнических колоний.
  
  
  
  Дворик у Шахского дворца. [Константин К]
  
  
  Дворик у Шахского дворца.
  
  
  Рыбачка Соня и Костя. [Константин К]
  
  
  Рыбачка Соня и Костя.
  
  
  На улице Щепкина. [Константин К]
  
  
  На улице Щепкина.
  Первая в городе водолечебница доктора Шорштейна. В доме располагались первые в городе морские лечебные ванны. Потом различные присутствия. Сейчас одно из зданий академии Холода.
  
  
  Тёщин мост. [Константин К]
  
  Тёщин мост.
  С недавних пор его облюбовали влюблённые. На всём протяжении моста парапет увешан замками самых различных калибров. С надписями и без... Некоторые даже покрыты гравированными надписями и символическими изображениями. Но название моста никак не связано с этой традицией, а равно и с перспективой половины влюблённых, из навесивших замки, этой самой тёщей обзавестись. Легенда, нужно сказать, всего лишь легенда, возникла сразу после возведения моста в ноябре 1967 года, связавшего между собой две стороны балки Военного спуска. И рассказывала она о том, что первый секретарь горкома компартии, трудившийся по одну сторону балки в здании нынешней мэрии, что на Приморском бульваре имел тёщу, проживавшую по другую сторону спуска. И, дабы иметь возможность совершать пешие прогулки с работы, да прямо к тёще над побережьем, а не вокруг, он придумал возвести на этом месте пешеходный мост. Сколь бы юморной не была эта легенда, но сейчас, вспоминая её, я задумываюсь о другом. Сегодня немыслимо встретить чиновника подобного ранга, прогуливающегося без свиты и бодигардов просто по улицам города.
  
  
  Главный одесский указатель. Направление и расстояния до всех городов-побратимов Одессы. [Константин К]
  
  
  Главный одесский указатель. Направление и расстояния до всех городов-побратимов Одессы.
  
  
  Памятник жёнам моряков. За верность, терпение, любовь... Памятник нерастраченной нежности... [Константин К]
  
  
  Памятник жёнам моряков. За верность, терпение, любовь... Памятник нерастраченной нежности...
  Многие его полюбили, как только он появился в 2002 году на причале морвокзала. Скульптор одессит Александр Токарев. А в ногах памятника установлен маленький динамик, и когда подходишь к нему поближе, слышишь, как звучит голос Утёсова. Случается, что и о жёнах моряков.
  
  
  
  В комментариях к фотографиям использована информация почерпнутая в книгах выдающегося одессита, историка, журналиста, писателя Олега Иосифовича Губаря и также из книги "Юная Одесса" замечательных граждан Города Анатолия Горбатюка и Владимира Глазырина.nbsp; nbsp;nbsp;

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"