Кай Кош : другие произведения.

Образ из огня или Прометей против Конфуция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Всем доброго времени! Размещаю обещанный обзор некоторых работ конкурса "Песня о Жанне Д`Арк". Заранее прошу простить за возможное наличие не совсем понятных высказываний и относительно жёсткое отношение к некоторым творческим ляпам авторов.


   Любое, мало-мальски серьёзное творчество штука не такая уж простая, и подчас немалых усилий требует. Особенно, когда автор относится к своему творению серьёзно и норовит если не шедевр создать, то по крайней мере, сделать что-нибудь яркое и запоминающееся. И вот совсем уж тернистым становится творческий путь, когда перед автором стоит задача - передать какие-либо сильные чувства, сложные мысли, эмоции персонажа, ещё и возникающие на фоне напряжённого и драматического культурного, религиозного или социального контекста. Как раз таким персонажем, на мой взгляд, и является Жанна Дарк, которой посвящён данный поэтический конкурс и, соответственно, представленные на нём авторские работы. Хотя, казалось бы, суть её истории достаточно тривиальна: в самом деле, казни людей, причём нередко выдающихся и обладающих высокими личностными и духовными качествами, были в средневековье не таким уж уникальным явлением. Такой уж была та эпоха - ничего не попишешь. Однако, какое-нибудь шаблонное отражение этой темы, что-нибудь вроде: подвиг, молитва, костёр, белый голубь - наверное, не совсем то, что могло бы считаться интересным для читателя (слушателя, если речь о песне) и достойным для самого героя произведения. Во всяком случае, мне думается именно так. Ведь куда интереснее было бы попытаться раскрыть весь спектр проблем и непростых испытаний, переживаемых как непосредственно самим героем драмы, так и окружением, в котором ему приходится жить и выполнять свою историческую миссию. А также и вызвать определённый резонанс со стороны публики, оценивающей и осмысливающей наше творчество. Вообще, это обширная тема со множеством важных моментов, но я, пожалуй, выберу один, самый, на мой взгляд, ключевой и драматичный.
   А заключается он в том, что события жизни таких неординарных личностей, как Жанна Дарк - это тот самый исторический срез человеческого бытия, на котором, говоря образно, многократно сталкиваются и меняются местами силы добра и зла, "небесного и земного", "человеческого и сверхчеловеческого". Но суть и смысл этого экзистенциального противостояния далеко не всегда могут быть раскрыты авторами в их художественных произведениях. Чаще, как раз наоборот: пишется этакий монументальный портрет героя (или героини), а все более сложные материи остаются "за кадром". Но даже когда и удаётся кому-либо заглянуть глубже явлений шаблонных и поверхностных, то в глубине этой сразу открывается ещё один ряд весьма острых противоречий. Вот о них-то я и собираюсь сегодня поговорить.
   Есть в культуре такое, достаточно известное явление, как "прометеев человек". Пожалуй, я бы даже назвал его праисторическим архетипом, восходящим к культурным героям из легенд первобытных племён и появившимся ещё на заре развития человечества. Коротко говоря, прометеев человек может быть описан, как некий герой, способный бросить вызов богам, космосу, природе и готовый бороться за право разговаривать на равных со всеми этими "могущественными сущностями". Однако есть у него и антогонист - изобретение несколько более позднее, но тоже достаточно древнее - это "конфуцианский человек". Он, в отличие от человека прометеевского, на рожон старается не лезть. Напротив, удел конфуцианского человека - неукоснительное соблюдение традиций и правил, почитание любых властителей, как земных, так и небесных, и вообще, достаточно явно прослеживаемое стремление к конформизму во всех его проявлениях. И вот именно здесь и образовался тот мощнейший тектонический разлом нашего современного пласта культуры, из-за которого и было затеяно написание данного критического очерка. Дело в том, что в большинстве авторских работ конкурса этот момент, так или иначе, нашёл своё отражение. Но, что особо примечательно, оно оказалось у всех разным, точнее, всех авторов конкурса вполне можно разбить на "два лагеря": у одних образ Жанны Дарк получился типичным образом прометеева человека, а у других - конфуцианского. У кого-то, конечно, два типа образов как бы совмещены: немного конфуцианского, немного прометеевского. Но в целом, на мой взгляд, если попытаться составить какую-то общую картину для всех работ, то общий процент конфуцианства в них существенно преобладает над прометеевым человеком. Проверим это, обратившись к самим авторским текстам. А заодно и прокомментируем некоторые художественные средства, использованные при создании поэтического образа Жанны. Ну и про технические моменты также следует сказать пару слов.
   Итак тексты:
  
   Винокур Роман
   Она смогла спасти страну
  
   Стихотворение, написанное достаточно изящно, без каких-либо стилистических ляпов. Хотя в целом, достаточно простое, в нём нет ни каких-то лихо закрученных образов, ни хитрых философских изысков. Хотя это обстоятельство, само по себе, не может считаться недостатком, ведь излишняя перегрузка текста всякими техническими наворотами зачастую приводит к невозможности понимания его сути. Впрочем, и образ героини тут не слишком сложен, а по своей культурно-лирической окраске - скорее конфуцианского типа:
   Чтоб знал и рыцарь, и стрелок,
   За ней идя в поход:
   'Коль с нами Жанна, с нами Бог,
   А значит - весь народ!'
  
   - тут практически прямая отсылка на многим хорошо известную, зыбкую идеологему "православие, самодержавие, народность". Это очень, я бы сказал, в конфуцианском духе.
   И далее:
  
   Но всё ж милее свой король
   Чужого короля.
  
   - строчка, тоже как бы подчёркивающая, что с "высшими силами", и королём в частности, у Жанны всё тип-топ, и какого-либо противоречия даже не намечается.
   Немного забегая вперёд, хочу отметить, что я не расцениваю тот или иной ракурс - прометеев или конфуцианский, как положительный или отрицательный. Любой из них имеет и плюсы, и минусы, но рассмотрение творчества сквозь эту призму видится мне весьма интересным и, быть может, даже способствующим открытию неких тайных факторов, служащих истоками исторических явлений и событий.
  
   Пишу Как Умею
   Девчонка из Шампани
  
   Текст, являющийся, в плане техники, полной противоположностью предыдущему. Отсутствует опыт у автора, из-за чего есть проблемы даже с правильным построением фраз, не говоря уже про образы. Однако:
  
   Жанна Дарк - не архивов страницы!
   Это сердце девчонки, что жарче костра!
   И девчонка Жаннетт снова смотрит нам в лица:
   Верь Жаннетт, мы сегодня не те, что вчера!
  
   - автор как бы интуитивно почувствовал, что есть во всей истории Жанны некая неправильность. Что-то, чего быть не должно, и что требует большего, чем просто быть наблюдателем - требует какого-то духовного резонанса. И хотя мысль о том, чтобы бросить вызов богам, у него так и не созрела, тем не менее, попытка сказать что-то такое была сделана, что мы и увидели в последней строфе.
  
   Крюкова Ольга Валентиновна
   Огнём любви зажжённый свет
  
   Очень краткий текст, с некими многозначительными метафорами в финале. Однако всё настолько туманно, что сложно разобрать, что же именно хотел сказать автор:
  
   В сиянье доблестных побед,
      В сиянье славы на века.
      А прах мой...рыбка на обед
      В сетях мальчишки-рыбака.
  
   Последння строчка, вероятно, аллюзия на апостолов - "ловцов душ человеческих".
   В другом тексте этого же автора ("Я с детства училась не плакать") читаем:
  
      О, Диво! Учился не плакать
      Взметнувшийся к звёздам костёр.
      И к свету из полного мрака
      Позвал меня ангелов хор.
  
   - собственно, здесь тоже образ Жанны - это явно не прометеев человек. Хотя бы потому, что хор ангелов зовёт её из костра на небо, нимало не смущаясь тем, что развели костёр служители того же самого бога, который руководит теми же ангелами.
  
   Лаевская Елена Георгиевна
   Боги и герои
  
   Здесь тоже автор интуитивно уловил, что есть какой-то нравственный надлом в истории Жанны Дарк, но убедительно воплотить это в тексте опять не удалось:
  
   Чудо-боги на Олимпе недотроги,
   Соревнуются, чей замысел острей.
   За героев уже выбраны дороги
   От победы и до смерти на костре.
  
   - вообще, сама идея этих "богов-недотрогов" очень занимательна, хотя в данном контексте её вряд ли удалось бы развить, даже и при более высоком техническом уровне. Однако героиня и здесь у нас выступает в роли "божьей марионетки". Итого уже три один в пользу Бога. Прометей явно проигрывает Конфуцию.
  
  
   Чваков Димыч
   Желанная небом Жанна
  
   В этом тексте наличествует буквально весь арсенал сюра и постмодерна - от нестандартных логических связок и перевёрнутых образных рядов, до всяких словестных голограмм-анаграмм. Между прочим:
  
   отцветают каштаны...
      гордость нации -
      Жанна -
      сверхчеловек
      на голгофу костра взлетает -
      у этой крылья, она святая! -
  
   - как и бывает почти всегда в постмодерне, тут сложно понять, к чему именно сремится образ - вроде и "сверхчеловек", но взлетает опять же, на Голгофу. Всё к тем же ангелам, служащим тому же господину, что и церковники, запалившие костёр.
  
  
   Мусье
   Когда-то
  
   Здесь мы видим довольно сложный, в литературном плане, текст с немалым количеством многозначительных отсылок и символов религиозной направленности. Это и грязь на лике, изображённом на знамени, и крест, и Отче наш и др. Однако... в итоге трудно разобраться, что же именно хотел изобразить автор и насколько вообще был серьёзен, создавая эти образы? Я позволил себе немного вырвать из контекста, но однако же:
  
   О Господи, мне силы дай освободить мой милый край,
   Чтоб превратился снова в рай
   И лес, и дом родной.
  
   Пришел священник к роще той
   И окропил водой святой
   Столетний бук и луг из трав,
   Всех духов-фей изгнав...
  
   - как говорится, выводы попробуйте сделать сами. Хотя, надо признать, что технический уровень текста высок. И, главное, автор действительно изобразил божий промысел очень реалистично - он, как правило, вот именно так вот и работает (как я процитировал выше). Но вот осознанно ли автор изобразил всё именно так, или же это случайно вышло - судить не берусь. Тем не менее, у нас счёт уже где-то шесть - один в пользу Бога. То есть образ главной героини нашей трагической истории, как трактуют его авторы, вполне вписывается в церковно-теологическую канву средневековья и в открытый конфликт с Богом или его служителями вступать не спешит.
  
  
   Кречет Саша
   Песня о Жанне
  
   Текст не выдающийся, не блещет он красотой слога, да и яркостью образов, наверное, тоже. Однако:
  
   О, инквизиции суды -
   Они всегда неправы:
   Короновала короля -
   Жди огненной расправы...
  
   - здесь автор хотя бы констатирует факт неправоты святых отцов-инквизиторов.
   Но всё же его героиня против "великих божественных сил" идти не рискует, предпочитая смириться со своей судьбой:
  
   Так было, так будет...
   Мы болью платим дань
   И что до наших судеб
   Тем чья над нами длань...
  
  
   Монвиж-Монтвид Александр Игоревич
   Баллада об огне
  
   Этот текст, вроде бы очень неплох технически, и всё же некоторые образы в нём таковы, что просто сами просятся, чтобы критика их разнесла в пух и прах. Впрочем, здесь я не буду этого делать. А между тем:
  
   Ты теперь в их руках, лишь осталось суметь
   Всё стерпеть и достойно принять свою смерть.
   Ты в бессмертье идёшь, растворяешься в нём,
   Твой костёр разгорается вечным огнём.
  
   У этого автора картина тоже не отличается от большинства предыдущих: Жанна, подобно мышонку в лапах льва, не смеет помыслить о каком-либо сопротивлении "высшим силам". Смиренно терпи, погибай, иди в бессмертье - таков путь истинного христианина. То есть всё по чётко прописанной программе, давно испытанной и утверждённой божьими служителями. Тут можно, конечно, возразить, что средневековые христиане как-то так вот и мыслили, и поэтому ничего особенного в такой трактовке образа Жанны нет. И это, с одной стороны, верно - могло быть и так, но могло и иначе. Потому что случай этот слишком уж неординарный. История Жанны Дарк не вписывается в рамки средневековых догм вообще ни в каком виде, даже если сгладить и свести к нулю зарождающееся противостояние между прометеевым человеком и "высшими силами".
  
  
   Белкин Александр
   Я из костра
  
   А вот это один из самых неформатных и самых любопытных (в плане поляризации конфликта) текстов конкурса. Впрочем, выдающимся в чисто художественном плане его не назовёшь: особо ярких, запоминающихся моментов в нём нет, а рифмы не всегда идеальны. Однако примечательно в нём вовсе не это, а следующее:
  
     Всё так же сильный давит тех, кто слаб.
      И за похлёбку продаётся раб.
      Прошло, вы говорите, шесть веков?
      Христос придёт - его распнёте вновь.
  
   - это один из немногих текстов, в котором героиня открыто выражает своё неприятие... но не по отношению к инквизиции или "высшим силам", её недовольство направлено на её далёких (а быть может, даже и несколько недалёких) потомков:
   Зачем меня вы вызвали сюда?
      Я буду драться - пусть совсем одна.
      За мной пойдут, и многие пойдут,
      Но только смерть они в бою найдут.
     
      Меня сожжёте тоже на костре.
  
   Тут можно сразу сказать, что позиция автора спорная, но интересная: а в самом деле, насколько хорошо могла бы Жанна отнестись к современной действительности, если бы попала к нам на самом деле? Мне думается, ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как могло бы показаться на первый взгляд.
  
  
   Богомолов Сергей Леонидович
   Жертва за Родину
  
   Это также довольно причудливый, я бы сказал, текст. Много в нём образов с претензией на острый, экстремально эмоциональный драматизм. Однако образ героини тут уже даже не конфуцианский, а скорее ацтекский какой-то:
  
   Но расплата тогда велика,
   Свою жизнь положи за страну.
   Коли жертва, ступай до конца!
   За тебя не пройти никому.
  
   - тут прямо констатируется наличие жертвы, но как-то обходится вниманием тот момент, что финал истории, скорее напоминает о том, как легко можно стать жертвой чьей-нибудь алчности, малодушия, суеверий, особенно, если живёшь в средние века.
  
  
   Беляева Светлана Михайловна
   Я жду короля
   Здесь автор практически зачитывает некий манифест:
  
   Нет синьорам дела до простых крестьян.
   Исчезла Вера. Кругом обман.
   Лишь у меня есть Вера!
   Ты веришь?-Иди за мной.
   Ты за Свободу,Любовь и Веру?
   Так, значит, и ты герой.
  
   - "веришь? - Иди за мной!", здесь также образ героини текста не обнаруживает никакого диссонанса с "небесными силами", напротив - её призыв даже чем-то напоминает девиз какой-нибудь религиозной секты. Ну, и в целом, созданный автором образ не вызывает особого доверия. Да и пламя - "пусть пламя жжёт!" - также помянуто всуе (чем, впрочем, согрешило, наверное, большинство авторов конкурса).
  
  
   Ещё следует отметить один текст, который автор снял с конкурса по какому-то странному недоразумению:
   Крич Женя
   Молитва Жанны Д`Арк
  
   С точки зрения реалистичности созданного автором образа, а также единства между его эмоциональной и логической гранями - уровень этой работы очень высок. И хотя её контекст получился как-то слишком далёк и от средневековья, и от самой героини тех давних событий, всё же само по себе, это стихотворение было одним из самых интересных. Прежде всего, благодаря тому, что оно замечательно передаёт чувства и эмоциональное состояние героини. В отличие от (к сожалению) многих других текстов, содержащих довольно непримечательные картины, не вызывающие никаких ответных эмоций.
   Однако же, что касается взаимоотношений с нашими "небесными друзьями", здесь автор также решила не отступать от традиционных рамок, сделав тему молитвы канвой своего произведения.
  
  
   Наверно, пора подвести итог. Обзор получился совсем небльшой, но всё же, думаю, главное не объём. Впрочем, вот ещё один стих есть...
  
   Артюшкина Елена
   Орлеанская дева
  
   В молчанье хрупком, словно лед,
   Кружится пепел - горклый снег.
   Пусть краток человека век,
   Но подвиг не умрет.
  
  
   - честно говоря, захотелось сделать что-то вроде напутствия для авторов. И гласит оно примерно так: никогда не пишите про "горклый снег". Ну, вот прямо совсем никогда! Этот "снег" поразил меня тем, что он попался мне не только в этом тексте, но и ещё у одного автора. Хотя там у него не снег был, а то ли ветер, то ли дым горклый, и он его после на "горький" исправил. Короче, не важно, дым или снег, но писать такое всё-таки нельзя.
   А так, тут снова молитва идёт, как и во многих других текстах:
  
   SАncta Maria! Ora pro nСbis
   in hСra mСrtis nСstrae.
  
  
   И в заключение, читающий сей труд, наверняка задаст мне закономерный вопрос: а чего это дескать, именно молитвам я столько времени уделил? Что, других тем что ли не нашлось? И отвечу я, что в том-то всё и дело - другие темы, конечно, есть, но в данном контексте они куда как менее интересны. Дело в том, что в истории Жанны Дарк важна не только, собственно история, но и современность тоже. Особенно в плане сценария, благодаря которому и был затеян данный конкурс, и в плане тех путешествий во времени, которые даже не намекают, а прямо таки открытым текстом говорят о необходимости провести определённые параллели между вчерашним и нынешним днём. Но и это ещё не всё: вот подумайте, а вам не приходила в голову мысль, что образ Жанны Дарк не выглядит типичным явлением средневековья, как например тот же Мерлин, Робин Гуд или король Ричард? В нём есть что-то, что существует как бы вне времени, или скажем, что-то такое, что умчалось вперёд намного дальше, чем могло бы позволить средневековье. И вот, в свете этого факта, становится закономерным вопрос: а что мы - идём ли хоть куда-то там вперёд? А может, крепко держимся за средние века? И, судя по всем тем моментам и фрагментам, что я приводил выше, последнее утверждение вполне может претендовать на истину. Молитва нам сейчас кажется почти столь же необходимой и закономерной, как и тогда - в Столетнюю войну. А если и возникает у нас какое-то нехорошее, исподволь грызущее печёнку чувство, что молиться, когда тебя сжигают и, в особенности, совместно с теми, кто сжигает - дело какое-то, совсем недоброе, то мы его успешно заглушаем воспоминаниями о благочестии и респектабельности - главным столпам всего, присущим лишь истинным детям цивилизации - полубогам, клонирующим клетки и запускающим роботы на Марс.
   Так встретило бы наше время Жанну с распростёртыми объятиями... а может, история бы повторилась? И в самом ли деле мы стали настолько уже разумны и гуманны, что у нас хватит сил не сжечь на костре кого-то, кто выйдет слишком далеко за рамки нашего мелкого кругленького мирка, с его шашлыками, пивом, гамбургерами и блестящими самоходными повозками на четырёх шипованных колёсах?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"