Аннотация: Не знаю, как с дураками, а с дорогами в Непале полный порядок. Или, вернее, наоборот.
Не знаю, как с дураками, а с дорогами в Непале полный порядок. Или, вернее, наоборот.
Неожиданно сочетается идеальная ухоженность горной туристической тропы с часто полным отсутствием асфальта в городах. Радует, что по всей стране проходит грандиозный ремонт дорог. Правда, опять же, пыль.
С непальской дорогой мы вполне познакомились на второй же день, когда оказалось, что какие-то 200км между Катманду и Покхарой будем ехать целых 6 часов, и это - если очень-очень повезет, и не будет пробок!
Нам именно что очень-очень повезло. Простояв мину 5-10 в пробке на выезде из Катманду, мы, можно сказать, помчались. Я только успевала хвататься за поручень перед креслом, видя пропасть под "бортом" автобуса, когда он лихо несся по горному серпантину, обгоняя и круто вписываясь в повороты.
Дорожное движение в Непале - левостороннее. За шесть часов дороги к этому привыкаешь, но, наверное, не настолько, чтобы самому сесть за руль. А вот улицу переходить сложно: по привычке сперва смотришь налево, а в это время на тебя несется пол-улицы справа. Поэтому переходили, в основном, в наглую и интуитивно. Именно это, кстати, и прокатывает. В Непале так: кто смел, тот и перешел. Правила, возможно, есть, но местные пользуются какой-то своей иерархией: пропускают того, кто побольше, переговариваются клаксонами, пешеходных переходов не признают, поэтому "слабоумие и отвага" - девиз пешего туриста, попавшего на непальскую улицу.
Главная достопримечательность местных дорог: конечно же, автобусы и грузовики индийской фирмы "Тата". Это - "праздник, который всегда с тобой". Разрисованные во все цвета радуги, украшенные рисунками, надписями. Над окнами кабины - блестящие висюльки, под окнами - пучки искусственных цветов. А еще утром, перед рейсом, палочки благовонные поджигают - дезинфекция и ароматизация (помимо религиозного смысла, конечно). Сзади надписи разные: от забавных типа "see you" и "good lack" до таких как увиденное нами "my love is gone 2016".
В рейсовые автобусы люди набиваются как селедки в банку, пару раз нам встречались фургончики, из которых народ буквально вываливался: у кого-то нога не поместилась и висит, кто-то на облучке стоит и руками за крышу держится. И все это на серпантине, напоминаю, шесть часов минимум.
Зато проедет мимо такая вот "тата" - разноцветная, как карнавальная платформа, в цветочках, блестюшках, с музыкой - и веселее становится.
И понимаешь, что, несмотря на усталость, ты едешь с ого каким комфортом.
Очень хотелось, кстати, привезти домой игрушечный автобусик в качестве сувенира, но я таких нигде не увидела. Непорядок! Их бы просто сметали с прилавков, я уверена!
А еще дорога - это возможность наблюдать. Бесконечные магазинчики в каждом доме, худые мужчины, чумазые дети и усталые женщины в сари. Грязь. Бедность.
Даже горы вокруг какие-то безалаберные, с растрепанным, неопрятным лесом. Все тусклое, словно присыпано пылью.
И только разноцветные "таты" носятся, да еще с музыкой!
И вереницы предвыборных агитаторов - тоже с музыкой. Но об этом в другой раз.