Аннотация: Истина в споре не рождается. Рождается компромисс. Может быть. Хотя, скорее нет, чем да. Да, определённо не рождается!
- Кла-айв!
Клайв не обернулся, продолжая балансировать, залитый светом и поддерживаемый тенью. Две передние трубчатые ножки стула всё так же покачивались в воздухе, две задние по касательной упирались в скользкий паркет. За окном закатное солнце пафосно разрисовывало облака кровью и золотом. Тяжёлые плотные шторы, раздвинутые и обвисшие в безветренном летнем мареве, расстелили по полу уже медленно тускнеющую ровную дорожку света. Тень Клайва, длинная и непроницаемо тёмная, устало улеглась на бликующей поверхности и недовольно ворочалась, когда стул время от времени покачивался вперёд-назад.
- Клайв! - Ладиж встала у Клайва за спиной и рявкнула в самое ухо. - Я, кажется, просила не портить мне пол и стулья.
- Зазноба ты моя, ну признайся, что плевать тебе на этот пол с такой же высокой колокольни, как мне на то, что у тебя желание захватить мир не совпадает с возможностями.
Ладиж поджала губы. Клайв вопросительно выгнул бровь. Пауза провисела в воздухе пару секунд, потом мужская тень снова зашевелилась: хозяин легонько оттолкнулся носками ботинок от пола, передние ножки стула скользнули вверх... и рухнули вниз, издав скрипучее "бздынь!"
- Ну всё, хватит! - Ладиж вцепилась ему в плечо и сжала так, что Клайв поморщился.
- И откуда только эта тяга портить людям отдых... - он неторопливо встал и двинулся к двери. Длинная непропорциональная тень двигалась немного неуклюже, как и все людские тени.
В женский голос опять вползло раздражение и злость.
- Надеюсь, ты не думаешь, что выиграл спор, - она изогнула губы в саркастической усмешке, - Властелин Хаоса.
Клайв остановился, повернулся, демонстративно закатил глаза, снова повернулся и неторопливо зашагал дальше. Благо зал большой - шагай и шагай. За спиной отчётливо раздалось рычание.
- Вернись сейчас же, Клайв Шанграй!
- Да ну тебя, - донеслось практически с порога.
Ладиж Ривен в бешенстве сжала кулаки и устремилась в погоню. Она догнала Клайва уже на ступенях крыльца, где тот с комфортом расселся, оперевшись на вытянутые назад руки, закрыв глаза и подставив лицо последним лучам солнца, в которых уже почти не осталось золота - одна кровь.
- Клайв, - Ладиж опустилась рядом, расправив юбку, - мы уже столько раз с тобой спорили, но ты никак не поймёшь, что...
- Да-да, мы спорили, именно поэтому сама суть вопроса так безнадёжно затерялась в твоей хорошенькой головке, что её теперь днём с огнём не сыщешь. Тем более, что сверху нагромождена огромная куча ненужных соображений и дурацких выводов... Так что давай не будем опять устраивать шаманские пляски по давно утоптанному кругу. - Улыбка у него была зубодробительно очаровательная, как про себя окрестила это явление Ладиж. Но уж больно ехидная. Ехидство - оно и без громких эпитетов и с ними - всегда, суть, одно и то же. Поэтому Ладиж только фыркнула.
- Ты в который раз назвал меня дурой, но до последнего вздоха стал бы это отрицать, возьмись я даже пытать тебя раскалённым железом.
Клайв молча улыбнулся, снова закрыв глаза.
Солнце, наконец, заползло за горизонт. Крыльцо мгновенно утонуло в кромешной холодной темноте.
- День сменяется ночью, за ночью всегда наступает новый день... В нашем мире всё упорядочено. Как бы ни стремился кое-кто меня переубедить. - На последнюю фразу был сделан ощутимый нажим.
- А ты никогда не сдаёшься, как я погляжу. - Клайв рассмеялся. На плечи Ладиж лёг тяжёлый шерстяной свитер. Шорох ткани и блаженный вздох ясно давали понять, что спор о вечном и реакция на мягкое тепло никак между собой не связаны.
- Только дуракам нужен порядок, гении господствуют над хаосом, - скучным голосом продекламировал Клайв, за что был удостоен тычка локтем куда придётся. Пришлось под рёбра. Клайв, собственно говоря, не обрадовался. - Сила есть, ума не надо, а художника каждый обидеть может, - пробурчал он, отодвигаясь, уходя из зоны действия локтей Ладиж.
- Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт, - фыркнула в ответ из темноты та. - Услышал где-то глупость, и повторяет теперь, не переставая. Тоже мне, выискался Повелитель Хаоса и Великий Возмутитель Мироздания!
- Я такого не говорил.
- Ну-ну.
Повисла пауза. Повисела с минуту, провисла под собственной тяжестью и оборвалась, когда Ладиж пустилась в наступление.
- Если говорить о самом очевидном порядке - то это порядок, установленный природой. Смена времён года, естественный отбор, эволюция...
- Да ни Боже мой! А то, что вся эта упорядоченность произошла в результате хаотичного взрыва - это не считается?
- Это не доказано!
- Чего ж не доказано... Доказано. Стивен Хокинг - бодрый такой товарищ, дело своё знает... А причём, тут, собственно природная упорядоченность, как ты её зовёшь? Кажется, разговор начинался с человеческого фактора.
- Разговор начинался с того, что дай дураку хуй стеклянный, он и хуй разобьёт, и руки себе порежет... - хмуро пробурчала Ладиж. Клайв подавился на вдохе, но новой паузе повиснуть не позволил.
- Вот я и говорю: это всё тлетворные идеи упорядочивания. Каждому дураку по стеклянному хую, чтобы он его разбил, поранился и больше не трогал? Хорошенькая система. А без порчи имущества никак не обойтись? Ну там, показать целой аудитории дураков видеозапись того, как какой-то их собрат берёт стеклянный хуй, роняет, каким-то образом режет себе руки и с безумным воплем: "ААА! Он порезал меня, теперь я стану таким же, как он!" - падает на пол, корчится, пускает пену изо рта и в конце драматически затихает. Камера успевает запечатлеть последний вздох дурака, а потом на экране крупным планом показываются осколки и надпись "Хуй детям не игрушка!" Как тебе такой вариант?
- Ты всё-таки на голову-то ушибленный, радость моя... - после солидной паузы протянула Ладиж. - Если бы не знала, что шутишь... Ладно, забыли стеклянные изделия. Они вообще к слову просто пришлись.
- Допустим, - милостиво согласился Клайв. - Но что нового ты всё-таки имеешь мне поведать непосредственно про упорядоченность, её пользу человечеству и обоснование того, что это не удел дураков?
Ладиж вздохнула. Помолчала. Потом заговорила, подбирая каждое слово.
- Всё, что делают люди для собственного блага или во зло - упорядочено. Мы систематизировали знания, создали науки. Мы построили общество и открыли закономерности его развития. Мы систематизировали свою жизнь, тем самым обеспечив оптимальные условия для самосовершенствования. - Клайв слушал, не перебивая, но Ладиж уже чувствовала повисшее в воздухе напряжение: невысказанные аргументы Клайва всегда чувствовались, едва успевали возникнуть. То ли родство душ, то ли банальное подсознательное опасение того, что в чём-то она может быть не права даже при железной уверенности. - Все прорывы в науке совершаются благодаря осмысливанию и упорядоченности уже имеющейся фактической базы. Ты не ступишь на плавающие поблизости друг от друга брёвна. Сначала ты свяжешь их, соорудив плот.
Она замолчала, чтобы сглотнуть и сделать вдох, что Клайв истолковал как сигнал к наступлению.
- Систематизировали знания? А откуда, по-твоему, появились эти самые знания? Их привнесли люди, люди неординарные, способные абстрагироваться от всеобщей упорядоченности. Иными словами - шаблонности. Систематизация жизни подразумевает чёткое деление на элементы, но не всё можно разделить, и навесить ярлык принадлежности. Гении творят в хаосе. Да, науки созданы и упорядочены. Но упорядочены исключительно для простоты понимания толпы. Серой массы с усреднёнными способностями и посредственным видением мира. Менделеев придумал свою периодическую таблицу во сне!..
- Ты ещё начни меня убеждать, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему в темечко прилетело яблоко познания!
- Это просто легенда. - буркнул Клайв, явно недовольный вмешательством в собственный монолог. - Людям надо было как-то попроще объяснить, что, откуда и зачем. Людям это вообще свойственно.
Ладиж скорчила гримасу. В темноте этого, естественно, видно не было, но Клайв знал. Она просто не могла не сделать этого.
- Тема сна - крайне спорна, но даже при всём этом я бы на твоём месте не стала утверждать, будто система элементов - результат прикосновения хаоса к узору упорядоченной реальности. Менделеев был учёным. Он размышлял, он искал пути, складывал важное и отбрасывал ненужное. И когда информации накопилось достаточно для заключительного этапа, в действие вступило подсознание, которое и сделало хаос системой.
- Но хаос же!
- Но ведь системой!
Оба опять замолчали, переводя дыхание и обдумывая.
- Ладно... - Клайв медленно наклонил голову сначала в одну сторону, потом в другую, разминая затёкшую шею. - Пойдём другим путём. Возьмём, к примеру, музыку. Как справедливо заметила небезызвестная графиня Анжелика де Пейрак: "Все знают семь нот октавы, но только господин Люли умеет писать оперы". Ноты - всего лишь условность. Ты можешь до бесконечности перебирать клавиши фортепьяно, но только воистину одарённый человек сможет создать из них музыку. Бесчисленное количество мелодий звучит по всему миру - какие-то лучше, какие-то хуже, но все шаблонны, бездушны... Редко приходит то, что действительно хватает за душу. Только гениальное достойно не быть забытым. Создаваясь из хаоса, оно становится чем-то большим, нежели просто оригинально подобранное сочетание нот...
В наступившей тишине послышался шорох: Ладиж тёрла замёрзшие ладони.
- Клайв... А ты когда-нибудь видел вживую хотя бы одного гения? Эти люди могут создавать невообразимые вещи - как материальные, так и не материальные. Но девяносто процентов всех гениев в обычной жизни неполноценны или откровенно калеки во всём, что не касается области их творчества... Ты видел того же Стивена Хокинга?! Этот человек изуродован, парализован, без переводчика невозможно понять, что он говорит! Если бы не было упорядоченного общества дураков, - сухость голоса неприятно проскребла по мысленному щиту доводов Клайва, - он не выжил бы. Он может осуществлять свои гениальные решения только благодаря тому, что живёт среди людей, которые позаботятся о нём лично, предоставят технику, с помощью которой он реализует свои мысленные выкладки и, наконец, просто оценят его вклад в науку. - Ладиж перевела дух, - Но последнее можно опустить. Это уже лирическое отступление. - Потом снова выдержала секундную паузу и добавила, - Однако, медаль Копли, думаю, получить ему всё ж таки было приятно.
Клайв шумно выдохнул. Повёл плечами. В одной рубашке было холодно. Но отнимать свитер у Ладиж он бы не стал, даже пойди внезапно снег.
- Я не отрицаю, что нет людей, гениальных во всём... - начал он.
- Однако считаешь возможным называть дураками тех, кто не одарён Великим талантом! - Ладиж даже повысила голос. Значит, уже зла.
- Стоп! - Клайв в темноте нашарил её ладонь. Ледяная. Точно зла. - Прекратить истерику и слушать меня! Я говорил о том, что гениальные открытия не подвластны законам общей системы. Они могут сами стать основой того, на чём будут строиться другие теории, но сами по себе являются откровением, если уйти от сугубо религиозной трактовки этого понятия. А дурошлёпство - это всё то, что претендует называться гениальным, но основывается на банальном и шаблонном.
- Упорядоченность и шаблонность - не одно и то же, - Ладиж немного успокоилась и снова понизила голос до привычного. Тёплые пальцы Клайва массировали холодные кисти, принося облегчение.
- Шаблонность - это усугублённая упорядоченность, - не удержался Клайв, но сразу же заверил собеседницу, что пошутил. От греха подальше.
- Гениев во все времена было очень мало. Но степенью своей одарённости они уравновешивали себя с остальным миром. Когда нужен резкий прорыв, скачок, судьба рождает гения. А простые смертные потом пользуются его открытиями, систематизируют, расширяют по мере возможности и общими усилиями двигают собственное развитие... До следующего переломного момента... Гении - создания нежные, за ними глаз да глаз нужен. А упорядоченность повседневности есть гарантия того, что они смогут проявить всю свою гениальность. - Ладиж улыбнулась. Клайву показалось, что он почувствовал слабое тепло, разлившееся в застывшем воздухе. - Так что предлагаю в озвученном афоризме заменить дураков на обычных людей и отправиться по кроватям. Ночь всё-таки. Спать надо. Вынужденная упорядоченность бодрствования в силу физических особенностей организма и неумолимости рабочего графика. - Она устало рассмеялась. Клайв тоже улыбнулся.
- Только обычным людям нужен порядок, гении господствуют над хаосом? Как-то скучновато звучит. Я бы предпочёл что-то более цветистое, скажем, "невзрачная обыденность" или "массовая серость", или...
- Короче, друг мой бесценный, - послышался шорох ткани, Ладиж встала, всё ещё держа Клайва за руку, - ты можешь хоть до рассвета упражняться в изящно-изощрённой словесности, но никто не давал тебе морального права дать даме замёрзнуть в ночи!
- Дама, между прочим, оборудована тёплым свитером со щедрого мужского плеча, - с напускным недовольством проворчал Клайв, прекрасно понимая, что Ладиж истолкует его слова и интонацию не как ей вздумается, а как оно есть на самом деле.
Он поднялся вслед за ней, и два силуэта двинулись к дверям.
- Свет зажигать не будем, - зевнула Ладиж, - не хочу щуриться и прогонять сон.
- Как скажешь, моя королева, - Клайв церемонно поклонился на ходу, Ладиж демонстративно фыркнула.
- Кстати, мы не затронули гениальность известных истории маньяков... - ехидно донеслось от самой двери.
- Если ты сейчас же не заткнёшься, я тебя систематично расчленю прямо здесь!..
Две тени устало разлеглись рядышком на верхней ступени каменной лестницы. Они молча смотрели, как редкие облачка неторопливо плывут по звёздному небу. Раз хозяева решили уйти из темноты в темноту, можно позволить себе короткую передышку. До чего надоедает постоянно ходить, как на привязи, прячась от света за хозяйскую спину... Звёзды единственные, от кого прятаться не нужно. Они светят, но не вынуждают выставлять перед собой человека для защиты от собственного сияния. Холодно и ласково одновременно. Тени любят звёзды. Что им за дело до пустых споров о гениальности и глупости? Для теней есть только мерцающая чернота ночного неба. Остальное - сплошь бессмысленная людская суета.
Тени пошевелились последний раз и задремали, до рассвета укрытые мягким одеялом ночи, свитым из темноты и проседи звёздного мерцания.