Калашников Сергей Александрович : другие произведения.

Четвертая дочь императора. Глава 09

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И надо же было сюда угодить! И ввязаться в такую заваруху!


Глава 9

  
   В Цалте снова стали в ремонт. Вообще-то неисправностей у них не возникло, и сроки регламентных работ еще не подошли, но флагманский механик при виде покрытого рытвинами "Рябого" безапелляционно приказал загонять его в док. Все равно ведь торпеды надо в аппараты заряжать. Гошка набрал в гарнизонной библиотеке книг по истории военных действий на море, и настроился хорошенько их полистать, но вестовой принес записку с приглашением посетить известный кабинет в здании городской управы.
   - Добрый день, Игорь Николаевич! - Го выглядит озабоченным. - Рад, что Вы приняли близко к сердцу мою озабоченность действиями риканских рейдеров.
   - Право, Го, мне они тоже сразу как-то незанравились. - Гошка принимает ироничный тон собеседника. - Одна беда, уклоняются от встречи, что затрудняет выражение им моего искреннего неудовлетворения.
   Улыбнулись. Потом Гошка поделился своим открытием. Насчет того, что миноносцы семисотой серии оказались способными выдерживать попадания даже весьма крупных боеприпасов. А уж насчет способности противостоять воздействию осколков, шрапнели, бризантных и сегментных снарядов, которыми рикане обстреливают рысские миноносцы.... Собеседник порылся в столе и выложил на стол погоны капитана третьего ранга.
   - Носи. Весь дивизион семисотых теперь твой. Задач посыльных кораблей перед тобой ставить не будут. Разбирайся с рейдерами, причем, штаб флота будет одобрять любую твою инициативу, а сам ни о чем просить не станет. Свободная охота. Карт-бланш, кажется, так это звучит у франов.
   Тот "Чиган" с которым ты давеча повздорил, плохо отреагировал на попадания в район машинного отделения. Нашим пришлось его буксировать.
   Гошка кивнул, забрал погоны и попрощался. Забавно. Чиновник начал на "Вы", закончил на "Ты". Что-то здесь и с обращением к начальнику или подчиненному не так, как на Земле. Впечатление, что, чем "закадычней", тем большее уважение проявляется. На корабле его все зовут Куксой, и только в единственном числе. Но подчиняются беспрекословно. Причем, вместо приличествующего случаю "есть", все, что угодно. От кивка, до "угу". Ни устава, ни инструкции, регламентирующей ответ на восприятие команды, он не встречал.
   И Го, выслушав рассуждения о стойкости миноносца к артобстрелу, сменил официоз на простоту. Даже глаз резануло. Или ухо? Неважно. Налицо явная демонстрация доверия.
   Про Алексея Таврова и его канонерские бронеминоносцы поминать не стал. Наличие этого знания у чиновника ни на что не влияет, а Тавр, хоть, вроде, и обижен, но идея его реализовалась. И он об этом прекрасно знает. И знает, что Гошка теперь "в курсе". А братия бюрократическая с точки зрения нормального человека - непостижима. Не станет он "дерзить на дыбе".
  

***

  
   Вместо "кубарика" на погоне "брусок". Кажется, на Земле такой знак различия именовался "шпалой". В сухопутных войсках - майор. Уровень командира батальона. На флоте - капитан среднего корабля, или небольшого соединения малых. Слышал еще термин "корветен-капитан", кажется, у немцев использовалось. Кстати, русские здесь - рыссы, штатовские американцы - рикане, японцы - джаппы, а ведь и германской нации, где-то народ живет. Местную географию ему еще постигать и постигать.
   Гошка сидит на лавочке у входа в береговую казарму, где сейчас размещен личный состав его миноносца. Новые погоны держит в руке и просто греется на солнышке в защищенном от ветра месте. Хорошо. Безоблачно. Осенью такие минуты - редкость. Часа через два в это место придет тень, тогда он сменит погоны на тужурке и отправится сдавать дела на своем корабле и принимать дивизион. Позднее. Еще несколько мгновений мичманской беззаботности надо провести... как. Конечно же, в размышлениях о бренности бытия и планировании грядущего. Хех!
   Тавр выдал ему уникальную информацию, касающуюся общего подхода к кораблестроению вообще, а к военному - в особенности. Действительно, никто не занимался сравнительным анализом метеорологических данных Земли и Посейдонии. Первые - только в памяти небольшого количества пришельцев, а по вторым единую картину из фактического материала, похоже, не конструировали. Конечно, погода меняется быстрее, чем идет обмен данными о метеорологических процессах. В этих условиях все прогнозы локальны, преимущественно на основе местных примет.
   "Если чайка села в воду - жди хорошую погоду". - Важнейший инструмент тутошних предсказателей. Прав Тавр. И еще раз прав с концепцией крошечной бронированной канонерочки. Рубка - тот же шноркель. Попадать в крошечную подвижную цель с подвижной же палубы - дело непростое. Здешние системы наведения и стабилизации положения ствола требуют от комендоров филигранной техники и чудесной слаженности. Такой, как в его команде.
   Да, знай он, что не один, что вот-вот из-за горизонта появится однотипный с его миноносцем кораблик, совсем иначе строил бы "соприкосновение" с неприятельскими крейсерами. Если вчетвером, да с разных сторон, да одновременно! Размечтался. Связи нет, а точка, с которой неприятель осматривает горизонт выше, и сам горизонт для большого корабля шире. Конечно, можно приподнять повыше перископ, но если объектив раскачивается, фиг ты что разглядишь. Только дрейфуя в мертвый штиль, если весь экипаж замер без движения и не дышит.
   Так что затея Тавра с перископами - бред. И высокие мачты для семисотых миноносцев тоже бред. Слишком уж он тщательно сбалансирован и малотоннажен. Опять же торчать будут из дымового облака в бою. Сделать убирающимися? Это серьезная инженерная задача, решать которую без конструктора проекта - самоубийство.
   Запуск воздушного шара с палубы - такой "пузырь", что сможет поднять человека не для крошечного миноносца, да и на ходу рискованно. Придется идти так, чтобы уравнять скорость корабля и ветра, или дрейфовать в штиль. Лучше змея запустить. Кажется, такое даже практиковали на Земле, но не прижилось. Прижились разведывательные самолеты, так, где их взять? Про авиацию ни слуху, ни духу, а начнешь расспрашивать - примут за шпиона. Если что и делается, то держится в секрете.
   Однако, в чем прав "безумный изобретатель" Тавр, это в том, что корабль, пассивно пережидающий короткие периоды непогоды, можно очень даже неплохо забронировать. И вооружить. Рысаки, мчащиеся через бури, обломаются при встрече с таким "недоразумением". Доказано практикой. И сохранять это в секрете действительно стоит тщательно. Пока в курсе только двое. Капитаны, принимавшие миноносцы с завода, вряд ли отнеслись серьезно к словам опального конструктора, особенно, если обменялись мнениями.
   Хотя, их можно понять. Достаточно небольшой пробоины и... коммунальный стальной гроб. Оно, конечно, есть заполненные водой цистерны и сжатый воздух, но этого хватит только на затопление одного отсека, да и то не каждого. Есть мощные помпы, имеется возможность продувки каждого отсека. Да, молва про подводную лодку ходила не зря.
   И не зря Гошка обо всем этом промолчал с Го. Похоже, он на местном Олимпе - свой человек. Суда по рассказу, остальные члены приемочной комиссии ему в рот смотрели, хотя, если бы ему один на один втолковать, чтобы прикрыть информацию... что-то видать не сработало. Или Тавр неверно оценил раскладку сил... темное место. Наверное - убеждал не того, Или не убедил? Вон, Гошка, вроде все на собственной шкуре опробовал, а все ещё испытывает внутренний протест.
   Конечно, торпедные аппараты, заряжаемые в сухом доке, или водолазами - этого конструктору ни один моряк не простит. А поди ж ты, сработало. Ведь применялись же одноразовые гранатометы. Ну, ладно, в технических вопросах он волочет не особо, медленно въезжает, иначе говоря. Зато в Гелене - неплохое место для базирования его дивизиона. В порту есть и казарма, и баня. Заводик за мысом кораблестроительный, и там живет человек, которому он обязательно отвезет бутылку самой роскошной выпивки, какую найдет, пусть даже стоить это ему будет всего его жалования. Спиртное здесь недешево - виноградников нет, а гнать самогонку особо не из чего.
   И про карт-бланш Тавр его верно предупредил. С пришельцами с Земли здесь явно работают "на особицу". Аккуратно так, дают освоиться, определиться. Дожидаются собственной инициативы, а не ведут за ручку и не носятся как с писаной торбой, создавая особые условия или заповедники с повышенным комфортом. А потом... тут, похоже, с каждым по-своему. Конструктору - строить корабли по его замыслу. Моряку, пусть начинающему, - целое подразделение миноносцев.
   Ну вот, тучка набежала, прохладно, однако. Пора повышаться в звании и приниматься за работу. Погода то тут, и правда, изменчива.
  

***

  
   Убедить командование флота в необходимости придания дивизиону корабля обеспечения оказалось несложно. Трудно было получить именно то, что ему нужно. Вместительный вооруженный рудовоз с хорошим ходом и парой стотридцатимиллиметровых пушек в легких полубашнях с противоосколочным бронированием. Роту морских пехотинцев ему тоже предоставили не сразу. Неделю пришлось подождать, а потом два дня шла погрузка этого подразделения в транспорт. Строились нары, заносились бесчисленные ящики, тюки, кофры, свертки и скатки. Эти парни устраивались, словно навсегда.
   Все пять миноносцев дивизиона собрались в главной базе, прошли ревизию механизмов, доработку мачт, чтобы убирались, загрузили топливо и боезапас и вышли в крейсирование. В плане похода Гошка указал направление - северо-запад. Туда и пошел.
   Едва берег скрылся из виду - миноносцы прицепились на буксир за судном обеспечения и потянулись за ним в кильватер. Транспорт потерял на этом пару километров в час скорости, зато уголь экономится. Едва засвежело, с буксировкой начались проблемы. Килевая качка стала приводить к тому, что канаты меняли натяжение, возникали рывки. Малые корабли пошли своим ходом, и более к затее образования "поезда" никто не возвращался.
   Вообще "утюжки" миноносцев семисотой серии к продольной, килевой, качке оказались слишком восприимчивы. Коротковаты, и никакого V-образного профиля в носовой части. Не режут они волну. Или всплывают, или вонзаются так, что рубка на треть уходит под воду. Об артиллерийских башнях и говорить нечего - до полного погружения доходит, если при шести баллах да на среднем ходу. В общем - плыть можно, идти нельзя. В шторм в море миноносцам приходится пережидать непогоду, танцуя на волне на самом малом ходу. Лучше, конечно, в гавани отсидеться, или укрыться в бухте.
   При волнении в два-три балла, эти корабли никаких проблем не испытывают. Растянулись шеренгой, которую моряки именуют строем фронта и, подобно неводу пошли прочесывать пустынные просторы моря. Гошка имел целью, раскинуть этот гребешок по-возможности шире. Если считать, что с мостика миноносца обзор километров двенадцать, то при дистанции в двадцать-двадцать пять километров пять боевых корабликов и судно обеспечения могут прочесать полосу шириной около ста пятидесяти километров. Проблема заключалась в связи. Разобрать сигналы более чем с пятнадцати километров, вообще немыслимо. А ночью вообще стягивались до дистанции уверенного приема светового телеграфа.
   Нарочно ходили в бесперспективном районе, отрабатывая взаимодействие в простых условиях. Только раз семьсот третий, идущий крайним слева, выпустил снаряд в сторону своего единственного соседа. Сигнал сразу пошел по цепочке, которая за счет поворотов налево превратилась в разреженную кильватерную колонну, стягивающуюся к собственной голове.
   Последним к цели подошел транспорт, на котором Гошка и держал свой флаг. Посреди бескрайней глади океана дрейфовало крупное грузопассажирское судно. Миноносцы взяли его в кольцо радиусом километров восемь. С семьсот третьего передали, что попыток уйти или враждебных действий обнаруженный корабль не предпринимал, назвался угольщиком, везущим, кроме основного груза и некоторое количество боеприпасов в один из портов южного полушария. Остановился для ремонта машины.
   Если судить по карте - все логично. Но ведь они пришли сюда для проведения тренировки. И Гошка послал для досмотра всю роту морпехов на двух паровых катерах.
  
   ***
  
   Досмотровая партия вернулась нескоро. Долго работали. Однако явных признаков причастности судна к рейдерской деятельности обнаружить не удалось. Полуразобранная правая машина мотивирует длительную стоянку, оружие - пистолеты у офицеров и небольшой арсенал в капитанском сейфе - обычная практика. Груз - партия стопятидесятимиллиметровых снарядов, перевозимых, согласно документам, из франского порта Сель в одно из урмских княжеств. И уголь, следующий туда же из джаппы.
   Пароход приписан к порту Дикс, это на Талонском материке, что принадлежит испам. Экипаж - полный интернационал. Но кое-что настораживает. Цистерны с пресной водой - огромны. Запасы провизии -экипажу на год. И груз уж очень подходящий для случайно наткнувшихся на это судно риканских рейдеров.
   Опять же, посреди моря мест, пригодных для якорной стоянки встречается немного. Как-то уж очень удачно на этом пароходе машина сломалась. Нет, угольщик в дрейфе, якоря подняты, только произошло это недавно. Цепи еще имеют следы влаги. И еще морпехи отметили какую-то обжитость, благоустроенность, с которой размещен экипаж. И очень большой запас запчастей в хозяйстве духа, как моряки нередко зовут главного механика.
   В общем, все косвенные признаки указывали на то, что тут сильно пахнет базой снабжения для рейдеров. Гошка даже слегка прибалдел от такого явственного аромата удачи. Он то считал, что вольные охотники ни в каких базах не нуждаются, в порты не заходят и кормятся ограблением добычи, черпая на захваченных судах топливо и иные припасы. Интересно, чего он не учел?
   И надо решаться на какие-то действия. Если формально, по инструкции, то никаких претензий к пароходику предъявить нельзя. Отпускать его придется. Вернее, оставлять, поскольку в помощи он явно не нуждается. Просигналил миноносцам, чтобы подходили к транспорту грузиться углем, и распорядился делать это без спешки. Так что ночь встретили в видимости "подозреваемого", а на рассвете уже находились на позиции ожидания, нарезая круги за пределами видимости "ремонтирующегося" торговца. Оцепление, конечно, получилось редким. Пять миноносцев и транспорт крутили бесконечную карусель на экономичном ходу, стараясь придерживаться заранее составленного графика. Солнышко изредка показывалось в просветах между облаками, так что с ориентацией дела обстояли более-менее сносно. Другое дело, что ни миноносцы, ни транспорт друг друга не видели. Даже насчет ракет не было уверенности, что их удастся разглядеть. А проверять боязно. Выдавать себя не хочется. Ну, может быть, выстрелом за горизонт удастся подать сигнал в расчете на то, что звук обогнет выпуклую поверхность моря, как это удалось проделать накануне.
   Двое суток ничего не происходило, а потом в утреннем тумане справа по курсу транспорта появился силуэт, в котором, сблизившись, узнали легкий крейсер серии "Тарио". Тоже популярный у рикан тип корабля для дальних походов.
   Стотридцатимиллиметровки транспорта ударили раньше. Цель оказалась доступна для обоих стволов, и эти стволы с расстояния в полкилометра наводили сразу в корпус под трубы. Расстрельная дистанция на спокойной воде, и впечатляющая по размерам мишень. В промежутках между выстрелами были слышны колокола громкого боя, потом прозвучала пара взрывов и цель, повернувшись кормой к транспорту, стала скрываться в тумане. Ретирадная пушка "Тарио" успела выпалить дважды, и тоже не промахнулась. Зашипел пар, из машинного отделения транспорта повыскакивали люди, и бурун за кормой опал.
   Когда туман рассеялся, море вокруг оказалось чистым. Только с юго-запада угадывался дымок. По графику это семьсот первый экономичным ходом догоняет потерявший ход транспорт. Собственно, два из четырех котлов не повреждены, просто нужно еще некоторое время, чтобы машинная команда разобралась в своем хозяйстве. А пока стоит подождать. И на миноносец угольку отсыпать, и новости узнать.
   Гошка, кажется, сообразил, зачем эта плавучая база. От риканских портов не близко, а выходить на "охоту" с исчерпавшимися за время перехода топливом и водой легким крейсерам неуютно. И в порты невоюющих держав по дороге заходить не с руки - ясно же всем, куда и зачем такой корабль направляется. Какая уж тут скрытность?
   Судя по количеству угля, этот "торговец" еще никого не снабдил топливом. И припасено у него кораблей на пять или шесть. Исходя из разработанной модели, если полагать, что крейсера, выходящие на промысел огибают с юга гряду Рейсфе, то перехватывать их имеет смысл...точно, всего то полсотни километров надо перекрыть. И добить бы подранка. Ясно ведь, что он бункеруется с дождавшегося его транспорта. Часа через три подтянется семьсот второй, тогда и можно будет отправить пару боевых кораблей навестить старого знакомого. А пока передать капитану транспорта, чтобы не торопил ремонтников. Может, они за три часа вообще все повреждения устранят, если не держать пар в магистралях под рабочим давлением.
   Прошел в салон транспорта, где работает штаб дивизиона, взглянул на карту. И перевел взор на начальника оперативного отдела. Даже слова излишни. Располагая той же информацией, этот офицер сделал те же выводы. И готов предложить план, уже сложившийся в Гошкиной голове.
   Улыбнулся, кивнул. И чуть не захлебнулся от восхитительного аромата кофе, что внесла на подносе морская пехотиночка Ви. Ее внешнее сходство с Ри Гошку даже не смутило. Похоже в боевой обстановке его восприятие действует специфично. Игры подсознания, так сказать. Предчувствие большой драки.
  

***

  
   К месту стоянки "неисправного" торговца ушли семьсот первый и семьсот второй - "Рябой". По расчету времени подойти к цели они должны были уже в темноте. А Гошка остался на транспорте, ждать подхода остальных миноносцев дивизиона, следующих по окружности в его сторону. Особенно томительно стало, когда последний в череде, семьсот пятый, не появился в течение полутора часов после расчетного времени. Не мог же он промахнуться настолько, чтобы не попасть в поле зрения сигнальщиков транспорта! Штурман там молодой и старпом, и командир, но старшина рулевых - волчина грызенный.
   Пришел, наконец. Этот кораблик, прозванный "Конопатым" за изрытый остриями осколков сегментных снарядов левый борт вернулся с израсходованными торпедами. Утренний туман тоже свел его с легким крейсером рикан. Тип определить не удалось, толи новинка, толи экспериментальный образец. Разглядели они друг друга километров с пяти, и первым огонь открыл рейдер.
   Командир миноносца успел согнать народ с мостика, так что потерь в экипаже не было. Зато заклинило носовую башню и, кажется, мозги свежеиспеченного лейтенанта. Он полным ходом, словно раненый кабан, погнал свой корабль на крейсер, игнорируя действие неприятельской артиллерии и тупо всадил торпеды тому в борт, выпустив их с полутораста метров, работая на полную катушку задним ходом.
   Торпедированный корабль просто сломался и затонул неправдоподобно быстро. Из воды выловили троих. В результате - контуженный выбитым близким разрывом триплекса сигнальщик. Изуродованная носовая башня, и погнутый вал левого винта. Причина последнего повреждения неясна. Еще был израсходован весь скипидар, обильно впрыснутый в топки из сифонов розжига для экстренного форсирования котлов.
   Бой длился всего около четверти часа, но частичная потеря хода и ошибки, возникающие в связи с несколько не идеальной прямолинейностью длительного движения на одном винте при отсутствии ориентиров, сильно задержали миноносец.
   Потом возвратившиеся семьсот первый и семьсот второй сообщили, что "Тарио" им обнаружить не удалось, а транспорт продолжает "ремонтироваться" на старом месте. Допрос пленных ничего не прояснил. Рядовые матросы. Знают только, что шли в рейд, и что угля оставалось мало. В общем - косвенные данные, подтверждающие Гошкину гипотезу.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"