Аннотация: Небольшая заметка об возможности игры на двух дудуках - один басовый Фа а другой суперпиколло.Мысль об увлажнении трости персиковом вином настоянным на чабреце ուրց
В этой небольшой заметке я хотел бы описать что придумал как можно играть одновременно на двух дудуках - на басовом Фа и на суперпиколло сделанным моим учителем Ашотом Гарниковичем Тиграняном.Можно в рот помещать две трости либо рядом под равными углами к центру -но лучше когда басовый дудук расположен под центру а под его тростью находится трость суперпиколло дудука под острым углом.Была сыгранна сперва восходящая гамма а потом нисходящая напоминающая музыку фильма "Гладиатор" но звучащая в прекраснейшем стереозвуке.Хотел бы также заметить что материал дудука может быть подобран с таким расчетом что суперпиколло это бук как более твёрдая древесина для более высоких нот,а для более низких типа басового Фа дудука это береза а для дудка с тремя ля басового - это еловое дерево подходящее в виде обыкновенного черенка(извилистое абрикосовое дерево сложно подобрать под длинные басовые дудуки -российские березы и ели могут быть прекрасной находкой,также уверен для суперпикалло вместо бука может подойти и дуб ).Здесь я замечу что дудук подвергается разно примитивизации и профанации не достойной названия этого инструмента - например язычки из пластмассы -вместо это вспомним о возможности смягчения трости кагором.Соответственно для дудука можно было бы изготовить персиковое вино с ароматизацией горным чабрецом ուրց
-также как древние ароматизировали вино розой(как растением достатка) и укропом -как растением холмов забвения заброшенных городов "тель" "теппе".Замечу что игра на двух дудуках схода с игрой на двух варганах,как мое дополнение к идее джазового дудука без хомутика пипич сдерживаемая зубами,идей обертонового дудука где трубка диаметра 10 сантиметров и размеров от 1 метра до четырех усиливает обертона - является моим скромным вкладом в культуру дудука,балабана,тутека,мея и других сходных музыкальных инструментов типа того же хитирики.Где также можно подбирать вино для смазывания тростника,играть на двух одновременно инструментов с большой разницей в диапазонах звучания,делать подставку из трубы для усиления обертонов (например играя на двух флейтах так чтобы к басовой подсоединять обертоновую трубу(последнюю ноту вдувать в расположенную на штативе трубу)).Если существует путь профанации вроде пластиковых тростей и таких же флейт - я думаю что должен быть иной подход где многоклапанность дудков должна дополняться мозаикой хатам кари из треугольников перламутра и латунные втулки на концах музыкального инструмента из басмы по балабановому типу -хотя это сложно достижима по типу того что наручные часы в ювелирного типа бриллиантовой мозаике отдельны от часов с сложными механическими усложнениями механизма калибра,но пути того что раньше было костью и разошлось от хитирики Японии до курая Башкирии - должны через тысячи ли и через сотни мерхеле должны прийти назад - к временам мугамов а не к временам пластиковых тростей.