Калинина Наталья Владимировна: другие произведения.

Путь Экзюпери

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


ПУТЬ ЭКЗЮПЕРИ.

  

"Ты ищешь смысл жизни, но единственный ее смысл в том, чтобы ты наконец сбылся,

а совсем не в ничтожном покое, позволившем забыть о противоречиях."

А. Сент-Экзюпери.

  
  
   Иероглиф Буси- Воин или Самурай.
   У средневековых японских воинов был свой неписаный кодекс чести - Бусидо или Путь война. Он, однако, проявился и в письменных свидетельствах, главное из которых - "Хагакурэ" или Сокрытое в листве. Экзюпери никогда не читал этой книги, но всей своей жизнью следовал Пути воина.
   Иероглифы кроме основного номинативного значения имеют и множество скрытых смыслов. В Хагакурэ дается символическое толкование этого иероглифа. "..буси - это человек, способный сохранять мир как с помощью искусства, так и военными средствами". Это определение полностью относится к Экзюпери.
  
   Граф Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери. Философ. Гуманист. Писатель, написавший романы "Южный почтовый", "Ночной полет", "Планета людей","Военный летчик", сказку "Маленький принц", книгу "Цитадель". Военный и гражданский летчик, летавший над Европой, Африкой, Северной и Южной Америкой, Индокитаем. Талантливый инженер-изобретатель. Журналист, один из немногих, побывавших в СССР 30-ых годов. Хитроумный фокусник. Друг.
  
   Жизнь графа Экзюпери должна была идти по накатанной. Блестящее образование. Аристократические связи в высших эшелонах французской власти и промышленности обеспечили бы ему стабильную жизнь. Богемное окружение: Экзюпери посещает самые лучшие литературные салоны Парижа и знаком с именитыми писателями. У него есть все для безбедного, респектабельного будущего.
   Но уже с детства Сент-Экс был "радостным и бесстрашным Маленьким принцем". В колледже его дразнят Звездочетом, за привычку часами смотреть в ночное небо. В Париже он не счастлив. Он мучительно ищет настоящее дело на всю жизнь
   В 21 год Экзюпери бросает учебу на архитектурном отделении Академии художеств и записывается добровольцем в летный полк. Стоит сказать, что профессия летчика в начале 20 века была чрезвычайно опасной. Парни, которые приходили в летные школы, знали, что навряд ли доживут до старости.
   Но настоящая жизнь летчика началась для Экзюпери в 1926 году, когда он пришел на Линию. Почтовая Линия компании Аэропосталь (которая потом перерастет в "Эр Франс") сначала перевозила почту над Европой. Потом было проложено воздушное сообщение с Северной Африкой и с Южной Америкой. Директор Линии - везучий Дидье Дора. В июне 1918 он со своими товарищами в течение четырех дней бомбил немецкие укрепления под Реймсом. Тогда из 65 человек живым и невредимым вернулся с задания только Дидье Дора. Позже именно ему Экзюпери посвятит свой роман "Ночной полет". Дора стал прототипом главного героя романа- директора сети воздушных сообщений Южной Америки Ривьера. Жесткий в работе Дора отвечал представлениям о средневековом японском генерале: ".. следует проявлять строгость до того, как возникают какие-то сложности, стремясь к тому, чтобы вовсе их предупредить.."- написано в Хагакурэ.
   На линию приходит Жан Мермоз, в будущем самый знаменитый человек Франции. На линию приходит сын крестьянина Анри Гийоме. Медленно, как у Лисенка с Маленьким принцем, складывается дружба этих троих летчиков.
  
   В 1927 году Экзюпери назначают начальником аэропорта форта Кап-Джуби в Ливийской пустыне. Представьте - на десятки километров не только ни одного поселения, ни одного дерева - вокруг мертвая пустыня. Из людей - кочующие арабы, подстреливающие почтовые самолеты, чтобы получить выкуп за захваченных в плен пилотов...В форте служат проштрафившиеся солдаты и уголовники. Для защиты от воров через дверные ручки в бараке персонала Линии пропущен ток. В таких условиях живет и работает Экзюпери. Благодаря своей смелости и терпеливости он завоевывает авторитет у местных жителей. Даже кровожадные кочевники нередко приглашают пилота к себе в гости и советуются с ним, за кого выдать сына или начинать ли войну с соседнем племенем. Аристократ-европеец знакомится с законами другой цивилизации.
   Каждый день Сент-Экс поднимется в воздух на одном из самолетов аэродрома и улетает на несколько часов в глубь Сахары. Поддержание моторов в рабочем состоянии было его обязанностью. Часы, проведенные над пустыней в одиночестве, были часами самой напряженной жизни Сент-Экзюпери. Между небом и пустыней он вспоминал все, что видел, слышал, чувствовал. Свое счастливое детство, дом, неразделенную любовь, беспокойную мучительную юность. Именно в этих полетах Экзюпери осознал себя и построил первую картину жизни, увиденную собственными глазами. " Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия... Так и самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути, - приобщает человека к вечным вопросам."
   В Кап-Джуби он стал другим человеком. Начался путь Экзюпери-Писателя.
   В форте у Сент-Экса отдельная комната, его кровать- это дверь, положенная на два ящика, его стол - пустая бочка. На ней он напишет свой первый роман "Южный почтовый". И там же напишет в письме к матери- " .. ваш сын очень счастлив, он нашел свое призвание".
  
   Чувство полноты жизни обострялось постоянной опасностью смерти. Экзюпери пишет знакомой в Париж: "...вчера я был очень далеко. Так далеко, что я до сих пор чувствую себя где-то вне мира, чуть-чуть над жизнью, и я испытываю ко всем снисхождение. Никогда ..я не был так уверен, что гибну. Я спускался с высоты трех тысяч метров, когда почувствовал встряску, и мой самолет постепенно вышел из повиновения... С каким-то удивлением смотрел я на поля, где должен был разбиться. Совершенно новое чувство. Я ощущал, что бледнею, становлюсь буквально отполированным страхом. Безграничный, но не грустный страх. Новая, невыразимая мудрость... Мне удалось дотянуть до земли. Но до последнего момента, я не верил в спасение. Когда я выпрыгнул, из кабины, я не сказал ничего. Я был полон пренебрежения ко всему, и я думал, что меня никогда не поймут. Во всяком случаев не поймут главного. В какой мир я контрабандой проник. В мир, из которого не часто возвращаются, чтобы его описать... Нельзя же сказать: "Я понял поля, солнце..." И все же это правда... Я вернулся, я был под защитой, я очень любил жизнь."
  
   Экзюпери был счастливым человеком. Он был в постоянном поиске и находил в реальной жизни то, о чем мечтал. Его мечты о настоящих людях воплотились в друзьях Мермозе и Гийоме. Сент-Экс учился у них ремеслу и простому пониманию жизни Лучшими друзьями рафинированного графа стали сын пахаря и постоянно борющийся с бедностью мещанин. Этих людей объединяла их сложная и опасная работа и одинаковое виденье мира.
  
   Друг Жан Мермоз.
   Сколько стоит жизнь человека? Сколько стоит жизнь полуголодного юноши Жана? А через 10 лет во сколько возрастет эта сумма, если юноша стал одним из самых знаменитых людей Франции? Только арабы-кочевники смогли точно назвать цену - 12 000 песет, за такие деньги выкупили его товарищи. Все обстоятельства жизни пытались подавить в Жане Мермозе чувство самоуважения. Чтобы обрести его, он должен был стать одним из лучших пилотов. И с первых же дней работы на Линии Мермоз выделился среди других летчиков мастерством и упорством. Упрямый Мермоз пятьдесят три раза подряд пытался поднять в воздух перегруженный гидросамолет, пока не поднял его. Мермозу поручали прокладывать новые воздушные трассы на самых опасных участках. В Андах ему приходилось на самолете с потолком в 5200 метров искать путь между семитысячными пиками...
  
   Друг Анри Гийоме.
   Гийоме был для Экзюпери воплощением идеала человека и обладал редким качеством, которое Экзюпери назвал "серьезность". Ему он посвятил роман "Планета людей". В этой книге Сент-Экс описал подвиг друга.
   Почтовый самолет Гийоме упал в Андах. Первые двое суток, пока бушевала метель, пилот сидел под самолетом в снежной яме, обложившись мешками с почтой. Потом он пошел - высота 4500 метров, сорокаградусный мороз, у Гийоме нет еды, из альпинистского снаряжения только перочинный ножик.
   Товарищи сразу отправились на поиски. За большие деньги пилоты пытались нанять местных головорезов-контрабандистов, те отказывались. "Нам своя шкура дороже - зимой Анды человека живым не выпустят". Рискуя жизнью, Экзюпери летал над горами на максимально низкой высоте и семь дней искал друга. Потом спасенный Гийоме скажет ему:
   "- Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не заметил.
   - Откуда ты мог знать, что я тебя ищу?
   - Кто, кроме тебя, решился бы в горах летать так низко?"
   Пять дней Гийоме пытался выбраться. Его психическое и физическое состояние очень подробно описано в "Планете людей". Он карабкался по скалам не имея ни веревки, ни ледоруба, раздирая в кровь руки и ноги. Гийоме ничего не ел, сердце его плохо работало. Отмороженные части тела начинали опухать, чернеть и гнить. Лицо покрылось язвами. Ему постоянно приходилось разрезать обувь - ноги все больше опухали. Реальной надежды выбраться не было, и все-таки Гийоме шел вперед. А умереть в горах было очень просто - ложишься на снег и засыпаешь, и боль уходит, мучения остаются позади. Рассудок Гийоме мутился. Он упал в снег и не стал подниматься, сознание начало покидать его.
   "-Я подумал о жене. Мой страховой полис убережет ее от нищеты. Да, но если..." Если застрахованный пропадет без вести его признают умершим только через четыре года. В это время обессиленный Гийоме лежал на снежном откосе, откуда весной, вероятнее всего, его тело унесет потоком в какую-нибудь расселину. А в пятидесяти метрах от него торчал утес. " Я подумал - если встану, может, и доберусь до него. Прижмусь покрепче к камню, тогда летом тело найдут." Он шел до этого утеса еще две ночи и три дня, пока его не заметил пролетавший самолет.
   Потом, при встрече с Сент-Эксом, Гийоме воскликнет:
   "Ей-богу, я такое сумел, что ни одной скотине не под силу!"
  
  
   В 1936 году в Южной Атлантике разбивается Мермоз.
   В 1939 году начинается Вторая мировая война. В конце 1940 Экзюпери узнает о гибели Гийоме и пишет такое письмо:
   "Гийоме умер. Сегодня вечером мне кажется, что у меня больше нет друзей. Я не жалею его: я никогда не был способен жалеть мертвых. Но его исчезновение... Мне придется долго приучаться к этой мысли, и я уже чувствую тяжесть от напряжения, которое вызовет этот ужасный труд... Я - единственный оставшийся в живых из тех, кто летал еще на "Бреге-XIV": Колле, Рейн, Лассаль, Борегар, Мермоз, Этьенн, Симон, Лекривен, Уилл, Верней, Ригель, Ошеде и Гийоме. ..Из товарищей по Южной Америке нет больше ни одного, ни одного... Нет у меня больше на свете ни одного товарища, которому можно сказать: "А помнишь?" Какое совершенное одиночество в пустыне! Я думал, это только участь стариков - терять на своем жизненном пути всех друзей. Всех".
  
   "Дело в том, что все живые создания дорожат своей жизнью, ...я же особенно ценю свою жизнь. Однако, я подумал, что услышать о том, что твои товарищи вовлечены в драку, и сделать вид, что ты этого не слышал, это значит не придерживаться Пути самурая...Если бы после того, как моих друзей убили, я позорно вернулся домой, то это наверняка продлило мою жизнь, но тогда бы я пренебрег Путем самурая". - эта цитата из Хагакурэ полностью отражает настроение Экзюпери того времени.
   С самого начала войны с Германией, он становится военным летчиком. Экзюпери был убежденным пацифистом, он считал, что на войне нет подвига, война-это суррогат подвига, война-это болезнь. Постоянно рискуя жизнью на работе, он имел право на такое заявление. Но он же пишет: "Когда в Провансе лесной пожар, все, кто не сволочь, вооружаются ведром воды и киркой". Экзюпери добивается назначения в эскадрилью разведчиков -- ту самую эскадрилью 2/33, которая летом сорокового года за три недели боев потеряла семнадцать экипажей из двадцати трех.
  
   В 1944 году Экзюпери - 44. Все его тело перекалечено в авариях. Трещины в позвоночнике. На высоте 10 000 метров неровно сросшиеся кости отдают адской болью. После аварии 38 года плохо действует рука - потому, в случае необходимости, он не сможет выпрыгнуть с парашютом, этот бесполезный мешок перед вылетом надевают на него товарищи. Ослаблена реакция и внимание. У Экзюпери рак желудка. Медицинские комиссии признают его непригодным для летной службы. И только благодаря связям, писатель добивается разрешения на 8 разведывательных вылетов районе родного Лиона.
  
   31 июля 1944 года. Ласковое южное солнце освещает лазурное Средиземное море. Он не возвращается из последнего восьмого полета. Позже установят, что самолет Экзюпери вертикально упал в море. При ударе о воду он взорвался и разлетелся на мелкие куски.
  
      "-- Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда... Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести. ...Но это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...".
   (А. Сент-Экзюпери "Маленький принц")
         Спустя много лет у берегов Марселя рыбак выловил металлический браслет, на котором были выгравированы имена Антуана и Консуэло (его жены). А в 2003 году со дна моря был поднят и сильно поврежденный самолет. Последующая экспертиза показала, что его серийный номер совпадает с номером самолета Р-38 Lightning ("Молния"), которым управлял Сент-Экзюпери... Тело писателя так и не нашли. Не такое уж оно было тяжелое..
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"