Аннотация: Живопись и Музыка. Ассоциативные игры. Публикуется с любезного разрешения ТО “Маски”
Сова: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Мы снова вместе и это прекрасно! Наша
Всемирная картинная галерея открывает перед вами свои новые сокровища. Сегодня я
расскажу о необычном художнике, который... рисовал... музыку! Это известный
американский живописец Джеймс Макнейл Уистлер.
Он родился в США, в городе Лоуэл в 1834
году. Его папа был инженером - строил
железные дороги. В те годы, в далекой России
как раз прокладывали дорогу между Санкт-
Петербургом и Москвой. На её строительство
пригласили самых выдающихся инженеров, в
их числе был и папа будущего художника.
Семья Уистлеров перебралась в Россию. Уже
тогда маленький Джеймс очень хорошо
рисовал, и родители направили его учиться в
Петербургскую Академию художеств. Джеймс
Уистлер был одним из лучших её учеников,
но, увы, закончить Академию он не успел -
железная дорога была построена, и надо было
возвращаться на Родину.
Однако юноша решает продолжить обучение.
Для этого он едет в Париж, где в то время
творили многие мастера живописи. Здесь
создаются его первые полотна, которые,
честно говоря, больше ругали, чем хвалили
Уистлер переезжает в Лондон, в Англию.
Местная публика отнеслась к художнику
более благосклонно - появились первые
восхищенные отзывы и понимающие его
друзья. А постепенно пришла и настоящая
слава.
Что же такого необычного в картинах
Уистлера? Чтобы приоткрыть эту тайну,
давайте посмотрим на их названия.
Перед нами "Белая симфония N 2". Да-да,
именно симфония. Так, ребята, называют
музыкальную историю-пьесу, исполняемую
оркестром. В оркестре, как вы знаете, много
инструментов-голосов - и скрипки есть, и
трубы, и барабаны. Каждый голос-инструмент
звучит в своё время и получается чудесная
музыка! Посмотрите, как красиво переданы
черты этой задумчивой девушки! Краски
словно голоса - звучат тихой, светлой, чуть
грустной мелодией - белой симфонией...
Большинство своих работ художник создавал
как музыкальные произведения. В этом и был
один из его секретов. Поэтому не
удивительно, что наша сегодняшняя сказка
будет о музыке...
В городе Лондоне, в одной богатой семье
жила-была девочка. Звали её Сессиль. Она
была взросленькой и уже училась, правда, не в
школе - учителя приходили к ней домой.
Занятия начинались рано утром - рисование,
чтение, французский язык...
Но больше всего Сессиль нравилось пение и...
ещё фортепиано! Наверное, оттого что эти
уроки вела добрая мисс Рэвери. Всё у неё
напоминало забавную игру. И самое
интересное всегда было в конце урока. Вот и
сейчас - учительница играла мелодию, а
Сессиль должна была угадать, кого она
изображает.
Это важная леди в черном платье, черных
перчатках, на плечах дорогие меха -
пушистые-пушистые. Должно быть, она
собирается куда-нибудь... в гости.
А это - лёгкая, как лучик - девушка-
танцовщица прыгает на скакалочке... Та-ля-
пам-пам-рам...
- Так под каждую мелодию можно кого-
нибудь подобрать! - улыбалась Сессиль.
- Конечно! Есть мелодии, которые будят в
людях настроение. И у каждой из них словно
бы своё платье - кому оно в пору, того и
мелодия! А ну-ка, угадай эту!
- М-м... Наверное, это какая-то красивая
восточная принцесса, - подумав, сказала
девочка.
- Замечательно! Но есть мелодии
волшебные... из тех, что будят в человеке
мечту...
- А Вы умеете такие играть?
- Попробую, - ответила учительница и...
заиграла такую красивую, такую плавную,
золотистую мелодию, что Сессиль прикрыла
глаза и... некоторое время буквально плыла на
волнах музыки.
- Это... похоже на море, в котором живет
солнышко, - улыбаясь, произнесла Сессиль.
- Ты мечтаешь о море?
- Ну... не совсем... - смутилась девочка.
- Я вообще-то мечтаю, чтобы дядя Томас,
мамин брат разрешил мне хотя бы раз
подняться на корабль. У него есть большой
красивый парусник, только... он смеется надо
мной и говорит, что девчонкам на корабле
делать нечего.
- Ничего. Может, когда-нибудь ты и правда
поплывешь на корабле, и увидишь своё
солнечное море. А дядя Томас будет махать
тебе рукой с берега.
Девочка серьезно посмотрела на учительницу:
"Вы и в самом деле так думаете?"
Мисс Рэвери пожала плечами: "Я просто
желаю тебе этого... искренне, от всего
сердца".
Урок закончился, учительница уже уходила, а
Сессиль всё не могла забыть той мелодии. Она
взяла альбом с нотами в надежде найти
знакомые звуки.
Но мисс Рэвери только улыбнулась: "Её там
нет, Сессиль. Не ищи. Это мелодия твоей
мечты. Её нет ни в одном альбоме".
- Как же Вы её тогда играли?
- Просто угадала. Всё будет хорошо - вот
увидишь!
Со времени того разговора прошло несколько
лет. Сессиль выросла, расцвела и стала
прекрасной девушкой. Но она помнила слова
доброй учительницы и ту золотистую
мелодию, ведь они коснулись самого главного
в жизни - её мечты, которая всё ещё казалась
далекой и несбыточной... Родители считали
это пустым капризом. "Надо быть серьёзней,
пора думать о семье, о будущем", - говорили
они.
Единственным утешением для бедной
девушки были короткие прогулки по
набережной реки Темзы под строгим
присмотром мамы или тёти. Конечно, Темза
была очень красивой, особенно вечерами,
когда загорались огни... но откуда-то
издалека... звало теплое солнечное море...
На Рождество Сессиль даже загадала желание
- успела шепнуть его, пока падала
праздничная ракета. Теперь-то всё должно
непременно сбыться!
И вот однажды, возвращаясь домой,
девушка заметила, что в их доме, в парадной
зале горит свет. Должно быть, опять приехала
какая-то важная особа с очередным ужасно
знатным и ужасно скучным женихом.
А на улице было чудо как хорошо! Домой
идти совершенно не хотелось. Девушка
задержалась на крыльце и тут ей снова
вспомнилась золотистая мелодия. На душе
сразу посветлело, и сердце радостно забилось
в добром предчувствии.
Когда Сессиль вошла, в гостиной её
дожидалась какая-то незнакомая дама.
- Я - Муза, - представилась она, и
девушка уловила знакомые нотки в её
голосе, - Я хотела бы заказать бальное
платье. У меня завтра бал и мне надо
удивить гостей.
- Но... мисс, я не шью платья, -
возразила Сессиль.
- Как?! Мне посоветовала обратиться к
Вам мисс Рэвери. Неужели у Вас не
найдется хорошего музыкального
платья?
- Музыкального?
- Конечно, музыкального! Я - муза и
другого не ношу! Слышите, как звучит
это? Очень-очень скромно! Хочу что-
то новое - яркое!
Сессиль улыбнулась, голос гостьи очень
напоминал голос учительницы. Она подошла
к фортепиано и заиграла одну восточную
мелодию, которую выучила совсем недавно.
И вдруг гостья преобразилась - вскружились
и замерли в воздушном жесте легкие
узорчатые шелка, над головой распустил
веселые оранжевые лучи бумажный зонтик.
- Прекрасно! Я забираю это для
солнечного бала! Он будет днём, -
сказала муза, - Но что я одену
вечером?
- Может... Вам подойдет ноктюрн.
Такую музыку обычно играют
вечерами, - и пальчики Сессиль снова
запорхали над клавишами...
Платье дамы засеребрилось, запенилось и
стало белоснежным, атласным, кружевным с
тонким розовым отливом.
- Спасибо! Спасибо тебе, Сессиль! -
воскликнула муза и чуть улыбнувшись,
добавила, - Ты не забыла мои уроки! И
насколько я знаю, мечта твоя осталась
прежней. Так пусть же она сбудется!
С этими словами гостья куда-то исчезла.
Словно бы её и не было. Только ноктюрн всё
еще звучал, хотя изумленная Сессиль
перестала играть...
А чудеса продолжались. В тот же вечер мама
сообщила ей, что пришло письмо от дяди
Томаса. Он приглашает Сессиль в
путешествие по настоящему морю! И уже
завтра в порту её будет ждать корабль!
Счастливая Сессиль уснула только под утро.
Всю ночь она думала о предстоящем
путешествии, о море, о корабле и, конечно, о
музыке...
А утром её действительно ждал корабль - тот
самый, на который она так хотела взойти в
детстве. Сам дядюшка Томас проводил её на
борт. Правда, река Темза почти вся была
покрыта льдом.
- Как же мы поплывём? - огорчилась
Сессиль.
- Здесь есть канал для судов, - успокоил
её дядя, - Дальше к югу льда и вовсе
нет. Там тепло и... солнышко чаще
выглядывает из-за туч.
Они поплыли. Лёд скоро кончился. Рядом по
изумрудной глади скользили величавые
парусники. Было очень красиво, только небо
немного хмурилось... И тогда Сессиль стала
напевать свою золотистую мелодию ...
И вдруг всё вокруг стало меняться. Небо
прояснилось, и Сессиль увидела залив, весь
наполненный солнечным светом... совсем как
в её мечте.
Наша история, ребята, появилась благодаря музыке красок замечательного художника
Джеймса Уистлера. У каждой его картины есть своя мелодия. А вы, ребята, любите музыку?
Прекрасно! У вас, наверное, тоже есть любимые мелодии? Попробуйте их нарисовать. Кто
знает, может быть, и вы увидите свою мечту. Непременно попробуйте! Всего вам доброго,
ребята! До новых встреч во Всемирной картинной галерее!
КОНЕЦ.
===========
Сценарий опубликован с разрешения ТО "Маски"