Каменев Евгений Дмитриевич : другие произведения.

Религиозные Реформы Или "изобретение Народа"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Когда возник еврейский народ?
  Говоря о религиозных и политических реформах Эзры и Нехемии Макс Даймонт отмечает:
  "В 458 г. до н.э. Эзра с разрешения персидского царя возглавил второй массовый исход из Вавилонии, который насчитывал 1800 человек. В Иерусалиме Эзра совместно с Нехемией предпринял ряд действий, рассчитанных на объединение и возрождение народа. Их первым шагом было провозглашение запрета на смешанные браки между евреями и неевреями - первый запрет такого рода не только в еврейской, но и в мировой истории. Многим неевреям он пришелся не по душе. Их возмущала дерзость крохотного, только что освобожденного из рабства народца, осмеливающегося заявлять, что ни женщины, ни мужчины других народов недостаточно хороши для сыновей и дочерей Израиля! Запрет был не по душе и многим евреям. (Считается, что книга Руфь появилась именно в это время как протест против подобной дискриминации). Следует, однако, подчеркнуть, что запрет, наложенный Эзрой и Нехемией, был продиктован не чувством национального превосходства евреев или пренебрежением к другим народам, а лишь стремлением защитить евреев от возможного религиозного растворения в окружающей среде. "Избранный народ" должен был оставаться избранным. Значение эдикта Эзры и Нехемии для хода еврейской истории состоит в том, что он, с течением времени приобретая все более острый характер религиозного закона, помог евреям выстоять против волн ассимиляции, захлестывавших их в греко-римский, мусульманский и современные периоды истории.
  Вторым шагом Эзры и Нехемии в направлении формирования национально религиозной и духовной жизни евреев было решение не только заново отредактировать Второзаконие, но и добавить к нему остальные четыре книги Моисея. Под их руководством священнослужители и ученые проделали огромную работу по сведению воедино всех важнейших текстов первых пяти книг Библии, в том числе и книги Второзакония, опубликованной в свое время царем Иошияху, в так называемое Пятикнижие. Все эти пять книг были провозглашены боговдохновенными, и всякое добавление, изменение или сокращение текста было отныне запрещено. Запрет этот соблюдается и по сей день."
  https://www.e-reading.club/chapter.php/18001/6/Daiimont_-_Evrei%2C_Bog_i_istoriya.html
  В своей работе "Национальный счет" Боаз Аврон оценивает роль Эзры и Нехемии куда более радикально.
  "Становление еврейского народа -это в значительной степени одновременно рациональный и религиозный акт. Это касается прежде всего законов разделения, который Эзра и Нехемия принесли из Вавилона (и которые прежде не были известны в Израиле). Эти законы призваны были отделить "ам Гола"(эмигрантов-аристократов) от "амей арцот" простонародья, оставшегося в Израиле. Это больше не этно-органическое единство. Закрепляется не этническое отделение, а кастовая дифференциация внутри народа. Складывается своеобразная каста брахманов. Несомненно,это было в интересах правящих кругов персидской империи, разделение подданных укрепляло центральную власть. С этого времени принадлежность к еврейскому народу, означала прежде всего исповедание иудаизма. Невозможно быть евреем и язычником одновременно."
  (Боаз Аврон. Национальный счет. Тель-Авив. Давир.1988. Стр.46)
  https://simania.co.il/bookdetails.php?item_id=39468
  Через двадцать лет Шломо Занд скажет:
  "основные книги Ветхого Завета были составлены и оформлены теологически лишь после прибытия в Иерусалим евреев - выходцев из Вавилонии или даже еще позже - в эллинистическую эпоху...Литературные образы Авраама и Моисея, импортировавших в Ханаан веру в единого бога, были мифологическим воспроизведением реальной эмиграции носителей вавилонских вероучений, начавших прибывать в страну в V веке до н. э. Основоположники западного монотеизма V и IV веков до н. э. - быть может, самого фантастического периода в истории мировой культуры, когда в разных частях земного шара почти одновременно появились, среди прочего, греческие философия и драма, буддизм и конфуцианство[181], - собрались в крошечном Иерусалиме и занялись отращиванием крыльев для нового вероучения. Их культурная активность происходила под тщательным присмотром агентов имперской Персии, в частности таких полезных и уважаемых фигур, как Эзра и Нехемия. Задачей избранных ими повествовательных стратегий было, с одной стороны, создать и укрепить лояльную общину верующих, а с другой - не дать ей чрезмерно усилиться и стать угрозой имперским порядкам. Поэтому в крошечной "Яхуд мединта" (арам, "провинция Иудея") позволялось фантазировать на тему о древнем завоевании целой страны именем бога, рассказывать о могущественных царствах прошлого и мечтать о совершенно нереальных "обетованных" границах, доходящих до страны исхода наших недавних эмигрантов, но не об обретении в настоящем подлинной независимости даже на самой малой территории."
  https://www.e-reading.club/chapter.php/1017620/18/Zand_-_Kto_i_kak_izobrel_Stranu_Izrailya.html
  Наконец, в 2013 году Иехуда Бауэр отметит:
  "Народ, оставшийся в Иудее после краха израильского царства и эмиграции в Вавилон его элиты был затем заново организован Эзрой, а затем Нехемией при активной поддержке персидского царства.С этого момента народ укрепляется и растет численно, становится этносом. Воедино слились духовное наследие и дух современности. Образовался еврейский народ"
  (Иехуда Бауэр. Дерзкий народ. Стр. 58)
  Итак - религиозные реформы или фактическое создание народа, централизованное формирование его самосознания? Вопрос принципиально важный для самооценки. Но не менее важно, чтобы выводы не переносились в политику. Тогда согласие с противоположной стороной станет принципиально невозможным.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"