Ну, как это, зачем, - ответит любой, - Праздник же! Как не выпить? Положено!
Кем, когда и, главное, зачем?
***
А зачем вообще праздники?
В чем их смысл?
Обычный ответ: отдохнуть, расслабиться - не проходит...
Хотя бы потому, что праздники у людей появились значительно раньше, чем произошел разрыв единого и непрерывного времени Жизни на Работу и Отдых...
***
Когда-то я считал, что этнография и антропология - это почти одно и то же. Потом узнал, что это не так.
Этнография - описывает существующие народы - их язык, обычаи, нравы.
А антропология занимается главным образом происхождением человека, пытаясь при этом понять, как появились в природе человеческое тело и психика. Историю тела еще можно восстановить по выкопанным костям, а как быть с психикой? Поэтому для антропологов обнаружение затерянного в джунглях или горах первобытного племени - редкая и очень ценная возможность заглянуть в наше прошлое.
И вот ученые добрались до племени.
Изучают.
И однажды узнают, что скоро у племени будет праздник.
Они, конечно хотят, чтобы им дали возможность посмотреть.
Допустим, вождь племени разрешает.
Тогда ученые быстро устанавливают видеокамеры и, когда начинается праздник, включают аппаратуру...
А туземцы пляшут и поют, поют и пляшут. Ученые все фиксируют - каждое движение и звук. Проходит час, другой, третий...
Вдруг все участники падают на землю и застывают в неподвижности.
Устали, наверное, - думают ученые, - и сейчас лежат, отдыхают...
То есть, по мнению науки, праздник закончился и можно все сворачивать.
И не понимают, что на самом деле сейчас кульминация праздника - с этой минуты люди племени начали разговор со своими богами.
О чем?
Ну, например, о том, как им жить дальше...
В этом и есть древний смысл праздника - периодически устанавливать контакт с богами с целью получения информации и энергии для жизни...
***
Современная наука говорит от этом так: человек входит в измененное состояния сознания для получения трансперсонального опыта.
***
Вход в измененное состояние сознания при помощи танцев и пения - на мой взгляд, самый естественный и здоровый вариант.
Алкоголь - другой способ.
Тоже древний и простой...
Но с ним за долгие века случилось что-то нехорошее ...
***
Древние греки считали, что те, кто пьет неразбавленное вино - варвары.
Интересно чтобы они сказали о тех, кто пьет 40 градусную водку и 96 градусный спирт?
И что значит - разбавленное?
Хотя я не очень большой специалист в винокурении, но думаю, что вино, приготовленное по классической технологии, вряд ли будет крепче десяти градусов.
И если его разбавить, допустим, вполовину - будет градусов пять. Грекам этого, как ни странно, вполне хватало.
А как сейчас с этим способом?
Если современный человек хватанет стакан спирту - то с кем он встретится?
С богами?
Какими?
Мы - цивилизация христианская.
Бог у нас был один - Бог-отец по имени Саваоф.
Но, как авторитетно заявил один знающий человек еще в 19 веке, он уже умер.
Про его сына Христа ничего доподлинно не известно - где он, что делает и какие у него планы...
Языческих богов еще раньше побросали в Днепр.
И с кем же тогда вступать в контакт?
***
Даже если кто-то и есть, с кем можно соединиться, то тут перед современным человеком встает еще одно препятствие.
О нем очень хорошо сказано в книге Альберто Виллолдо "Четыре направления - четыре ветра"
-- Вы хотите приобрести опыт или послужить опыту?
-- Простите?
-- С аяхуяской.
-- Я не понимаю.
-- Как вам объяснить... -- Он держал ложку с сахаром над маслянистой поверхностью кофе. -- Вы причащались когда-нибудь?
-- Профессор...
-- Да, я об евхаристии. Освященные хлеб и вино в католической религии. Тело и кровь Христа. Пробовали?
-- Да.
-- Вы католик?
-- Нет.
Я все смотрел на ложку, застывшую в его руке.
-- Но вы стояли на коленях перед алтарем?
-- Да.
-- Ну вот. Вы взяли облатку на язык, и она прилипла к нёбу и по вкусу напоминала картон, а вино было дешевое и сладенькое.
-- Да, -- рассмеялся я.
-- Вы делали это, но все же вы не католик. Вы имеете опыт Святого Причастия, но вы не причащены.