...слушал я его, слушал, да и говорю: - "Я и сам всегда готов приврать, хлебом не корми, но все-таки должна быть хоть какая-то, да мера... А ты, по-моему, ее уже давно перешел." А он нисколько не обиделся и говорит: "А хочешь, сам опробовать? Прямо в натуре? Мы недавно восстановили и собираемся провести древний славянский праздник - "Ночь накануне Ивана Купалы"..."
***
Первое лирическое отступление - о Праздниках.
Зачем человеку праздник? Странный вопрос. Во-первых, отдохнуть, во-вторых... Достаточно первого - но если наутро "в голове - Вава, в желудке - Бяка а в рту - Кака", то о каком отдыхе, если под отдыхом понимается восстановление телесных и прочих сил организма, может идти речь? Но оставим схоластические споры о "мере" и трудностях в соблюдения оной, и вспомним одну прочитанную историю...
Как-то то ли в Африке, то ли где еще, ученые в который раз обнаружили очередное первобытное племя. Познакомились. Подружились. И вот узнали, что скоро в этом племени будет Праздник! "А можно нам поприсутствовать?" - спросили ученые - "Мы постараемся вам не мешать - отойдем в сторонку на место, указанное вами и будет оттуда молча смотреть."
Вождь племени было задумался, но ученые быстро открыли еще одну коробку с бусами и вопрос был решен. Туземцы стали готовится к мероприятию, а ученые - устанавливать и налаживать кино, фото и прочие магнитофоны. Праздник начался! Аборигены стать петь и плясать, ученые - снимать... Час поют и пляшут, второй, третий... А те их все снимают, записывают, снимают, записывают... И вдруг все участники праздника, как по команде, попадали на землю и затихли. "Все, праздник окончен" - сразу поняли ученые - "Народ отдыхает. Еще бы - столько часов непрерывно петь и плясать". И стали сворачивать аппаратуру. И им в голову не пришло, что праздник не только не закончился, а перешел в свою основную фазу - туземцы установили контакт со своими богами и сейчас с ними общаются. А танцы и пение - всего лишь способ установления контакта.
Так вот первичный смысл и цель праздника - контакт человека с богами. А если человек не верит в ни каких богов? А не играет никакой роли, во что он верит - в Бога, в Мировой разум, Космос или в Тонкий Мир... или не верит вообще ни во что - это не имеет значения. Результат всегда один - его "укрепят и направят" да еще и сил для будущих свершений подкинут...
***
Но я тогда, конечно, ничего об этом не знал и подумал, что мне предлагают принять участие в каком-то подобии курортного-морского "праздника Нептуна". Это когда народ наряжается, раскрашивается, и кто-то с накладной бородой в мегафон что-то вещает, потом всех мажут, обливают, купают...
Каждый раз, когда мне приходилось сталкиваться с этим самым НептунОм, я старался куда-нибудь исчезнуть, как можно быстрее и подальше. Чем и вызывал недоумение окружающих - "Ты, мол, чего? Это ж праздник!". "Да никакой это не праздник, а с самая настоящая Мерзость Непотребная!" - говорила мне моя душа. - "Немедленно беги отседова!". А душу свою я привык слушать - она меня еще ни разу не обманула.
И вот, решив, что опять меня ташшат на НептунА, я стал прикидывать, как бы, повежливей, отказаться... Помню, произнес такую осторожную фразу - "Сходить, что ли, посмотреть..." и получил в ответ - "А у нас там зрителей не будет. Только участники! Так что "смотреть" у тебя никак не получится!". "Ну вот, этого еще не хватало!" - подумал я. "Поручат там еще какую-нибудь самую идиотскую роль". "И в качестве кого я там буду участвовать?" - спросил я. "Там все и узнаешь!" - был ответ. И только я приготовился твердо отказаться, как мне говорят:
- Кстати, там у нас будут и парни и девушки.
- И что? - спросил я.
- А то, что все будут без одежды.
- В каком смысле - без одежды?
- В самом прямом - без трусов. У тебя с этим не будет проблем?
Хм...
Это меняет дело, подумал я. С одной стороны, я никогда еще не был голым среди девушек, но с другой стороны - девушки тоже будут не в рабочих комбинезонах... Ладно, бог с ним, НептунОм. В крайнем случае, если совсем уж мерзко станет, никто не помешает просто повернутся и уйти...
***
Второе лирическое отступление - о Искусстве и Голых Девушках.
Много лет назад я из родного провинциального города N попал в Государственный Эрмитаж. И обнаружил, что картины с голыми женщинами вызывают у меня не эстетические чувства, а самые что ни на есть эротические.
И не только картины. Там, в зале "Французской скульптуры 18 века" есть она скульптура, автора не помню, помню, что только голые парень и девушка. На ладони девушки сидит бабочка, и они оба смотрят на нее. И больше ничего не делают, а просто стоят. Но как они стоят! Как сказал один посетитель: "Хоть святых выноси! Меня и вынесло...". Чтобы меня так же не унесло, я старался на них просто не смотреть, а смотреть по сторонам этого зала. А там, по углам, всё мраморные Артемиды. Хоть и небольшие, и из камня, но вызывают только одно желание - схватить и утащить в кусты. Поэтому я быстро покинул этот зал от греха подальше с его развратом.
Вернувшись домой, и, поразмышляв, я решил, что все дело в моем воспитании - голая женщина однозначно ассоциируется с сексом. Ведь где у нас взрослый мужчина может увидеть голую женщину? За исключением врачей и других редких профессий - только при сексе. То есть у всех них (у нас), хотят они этого или не хотят, неизбежно вырабатывается условный рефлекс, как у собачек академика Павлова. Порнография построена именно на этом. - Напомню, что дело было в глухие 60-ые, когда в СССР о "порнухе на западе" народ только слыхал. Кстати, я обратил внимание на странный факт - в том же Эрмитаже были и другие скульптуры, древнегреческие, которые, хоть и были такие же голые, почему-то никаких эротических мыслей не вызывали. Тогда я это объяснил тем, что изображения древнегреческих скульптур мне довольно часто попадались на глаза - то в книге по древней истории, то еще где-нибудь. И мой глаз просто привык к ним и условный рефлекс угас. И я решительно занялся своим перевоспитанием. В то время я много часов проводил в читальных залах. И каждый раз, заказав основные книги, в дополнение к ним обязательно брал пару альбомов с репродукциями картин, в первую очередь классики. И рассматривал, особенно картины с голыми женщинами. И постепенно уровень эротизма во взгляде замещался искомым эстетическим. С кучей открытий. Например, картину художника Энгра "Источник". Первая мысль при взгляде на нее - "Умеет же рисовать, мерзавец!". Будь я инквизитором, то я немедленно отправил бы эту картину на костер вместе с художником. Чтобы душу не травил...
***
... Прибыв на место, на берег лесной реки, мы приступили к подготовке праздника - заготовке дров, уборке мусора, расчистке берегов и дна...
***
Третье лирическое отступление - о подготовке Праздников. Одно из моих открытий на этом мероприятии было то, что в подготовке праздника должны участвовать все его участники. Участвовать непосредственно, "руками". Для эффективного проведения праздника необходимо чтобы все участники были знакомы друг с другом и соединены в единый коллектив. Только после этого можно начинать сам процесс. В обычной жизни на праздниках к проблеме знакомства относятся в лучшем случае формально ("Познакомьтесь. Это Петя, а это Маша! Очень приятно..."), а что касается второго условия - сплоченности - этим никто не занимается вообще. А если праздник готовят все его участники, то в процессе его подготовки все и знакомятся и сплачиваются.
Кроме этого возникает ощущение некоей энергетической пружины, вернее маятника, который оттягивается в сторону тем сильнее, чем труднее и дольше подготовка, и тем он дальше и сильнее полетит в обратную сторону. Так что никаких приглашенных, продажи билетов и почетных гостей не празднике быть не должно...
***
И вот все готово. И что делать дальше? У меня, конечно, были смутные и отрывочные полунамеки о каком-то расцветающем в полночь папоротнике и о некоей разрыв-траве, с помощью которой отыскивают клады. Ну и прыжки через костер, это уже как традиция... Поэтому я ожидал, что сейчас кто-то из организаторов прочитает лекцию о происхождении праздника, его цели и смысле, и всех расставит по местам с инструкцией, кому, что и в какой последовательности делать. Но вместо этого нам всем было предложено войти в "измененное состояние сознания". Это по научно-психологически. А мне, прожженному технарю, больше нравится кастанедовский термин "сдвиг точки сборки". Как потомя узнал, существует множество способов для этого. Нам тогда предложили самый простой и быстрый - через дыхание. Но для него нужна толпа, чтобы вместе синхронно раскачать... Толпа у нас была.
Ну а дальше произошло неожиданное. Откуда-то из моих глубин вдруг всплыла вся нужная информация - в чем смысл и цель праздника, и куда мне сейчас надо идти и что именно там мне делать.
То же самое произошло и со всеми остальными...
***
... когда я намного пришел в себя и стал соображать, "где я и кто я", то обнаружил себя голым в реке с рядом с такими же голыми девушками. Волнующий момент снятия трусов непонятным образом прошел мимо моего сознания. Взглянув на девушек, вернее на цвет их тела под светом луны, я просто обалдел, внезапно поняв...
***
Четвертое лирическое отступление - ...что такое живопись и чем занимаются художники. Они не изображают формы и цвета окружающего мира, хотя научились это делать очень хорошо. Особенно цвет - тут они зашли далеко. Например, есть такое направление в живописи - "гиперреализм". В моем дилетантском понимании происхождение этого направления следующее. Рассматривая цветные рекламные фотографии разных вещей - автомобилей, самолетов, мебели, посуды, можно легко увидеть, что они заметно ярче, чище, красивее и вообще лучше оригиналов. Достигается это, понятно, ретушью и прочими способами. И вот, увидав это, художники сказали - "а мы тоже можем так рисовать. Просто это до сих пор нам не приходило в голову". И они сначала стали рисовать так же, а потом двинулись в том же направлении дальше и еще дальше. Так и появился "гиперреализм".
Так вот, художники изображают не формы и цвета, а пытаются изобразить то, что стоит за этими цветами и формами.
Увидев и поняв это, я так же понял, что эта задача недоступна не только художникам, даже таким "мерзавцам", как Энгр, но и вообще человеку в принципе. Понятно, они очень этого хотят и пытаются изо всех сил...
Но, взглянув однажды на полотно "Русалки", тоже с голыми девушками под лунным светом, я грустно вздохнул и побрел по музею дальше...Безнадега... И вообще, зачем мне эта живопись, если я своими глазами вижу то, что художники только тщетно пытаются изобразить?
Наивно считая, что эта способность теперь у меня теперь навсегда...
***
Но вернемся на речку.
Накупавшись и озябнув, я решил вылезти на берег и погреться у костра. Еще открытия - оказывается, греться у костра голым, это совсем не то, что одетым. Какое-то новое качество появилось, при этом весьма приятное. И вообще - пламя, оказывается, живое, и с ним можно легко установить контакт. Погрузившись в новые ощущения и переживания, я забыл о времени.
В очередной раз очнувшись, я огляделся по сторонам и опять обалдел...
Одна из девушек, видимо, так же накупавшись и озябнув, решила последовать моему примеру. И вот я вижу, как девушка в костюме Евы выходит из вод и идет прямо на меня, освещенная костром...Было ощущение какой-то ирреальности... Хотя все было вполне материально-реальное - и костер и река и лес, и девушка... Еще помню, мелькнуло две мысли - первая о том, что Творец, кто бы он ни был, создал человеческое тело и свет костра одновременно, в одной связке и для одной, мне неведомой цели. Потому что по отдельности они ничто, а вот вместе...
А вторая мысль - что никакой режиссер/оператор никогда не сможет снять то, что я сейчас вижу своими глазами... Хотя бы потому, что у него будет актриса, которая будет не просто спокойно и естественно идти, погруженной во что-то свое, а что-то собой изображать.
***
Проснувшись от диких воплей, выглянул из палатки. Народ принимал водные процедуры. Впечатление было такое, что или звери выскочили из клетки, или люди просто взбесились. Хотя с виду ничего особенного - посреди речки плавала какая-то большая надувная штуковина, народ на нее лез, она опрокидывалась и всех накрывала. Народ издавал вопль восторга и лез на нее опять. То есть обычные пляжные забавы. Но сколько энергии и эмоций!
Присоединившись, я обнаружил, что ощущения от купания, воды, солнца по интенсивности намного превышают все пороги восприятия, и от наслаждения ими уже начинаешь не стонать, а кричать, и иногда даже нечеловеческим голосом... Потом все внезапно схлынуло, все успокоились и разбрелись по берегу... Один из наших, "хиппи", когда я ему сказал - "А хорошо покупались!", ответил: "Да-а-а... Оттянулись в полный рост!".
Вдруг, бездумно бредя по берегу, я обнаружил еще кое- что...
***
Давным-давно я ощутил, что когда я иду по берегу реки, моря, озера, то я чувствую себя очень хорошо. А вот причину этого я никак не мог понять - все рациональные объяснения, начиная со "свежего воздуха" и кончая "отрицательными ионами",как-то не убеждали. По тому, что явно ощущался некий максимум этого ощущения в том самом месте,не самой кромке берега, там, где "синие волны ласкают песок". А вот в метре-другом в ту или иную сторону - ощущение сразу спадало. Как-то спросил об этом у знакомого эзотерика, и он удивленно ответил:
- Так там же щель!
- Какая еще щель?
- Как это какая? Через которую сочится жизненная энергия! Ведь жизнь на Земле там и зародилась - на границе между водой и Землей! Ты, вернее клетки твоего организма, эту энергию ощущают, им становится хорошо и тебе тоже становится хорошо... Нежели ты ничего не видишь?
- А что я должен видеть?
- Ну, эти щели...
- Да нет, ничего не вижу... А откуда они?
- Как это откуда? Ты что, разве не знаешь, что наше пространство не цельно "трехмерное", а имеет колеблющуюся около числа "Пи" размерность? Эта дробная часть и создает щели!
- ...?!
Нда...
Правда, потом, внимательно приглядевшись, я обнаружил в своем обычном домашне-бытовом окружении множество предметом с явно "нецелой" размерностью...
И как это я раньше не обращал на это внимание?
Ну это уже совсем другая тема...
***
И вот бреду я по берегу, одна нога по воде, другая - по земле. А тело аккурат над той щелью. Абалденное ощущение... Иду я, значит, весь погруженный в себя, и краем глаза вижу, как навстречу мне так же, одной ногой в воде, другой по земле бредет девушка... Мы оба были "без ничего", но я уже насмотрелся и привык. Чисто автоматом взял немного в сторону, а она - в другую, чтобы разойтись. Так бы и разошлись, но вдруг откуда-то прилетела большая и красивая бабочка. И начала порхать рядом со мной. Я остановился, поднял руку. Она села мне на палец. Я покачал рукой - она в такт покачала крыльями. Посидев с минуту, улетела. Я оторвал глаза от своей руки, посмотрел по сторонам. То, что я увидел, меня потрясло окончательно. Мы с девушкой стояли рядом в ТЕХ же позах, как те, которые в Эрмитаже! Только и разница, что бабочка была не на ее руке, а на моей...
***
Через пару дней после моего возвращения, ко мне, в нашу комнату в общаге забежал знакомый. "Смотри! Гы-гы-гы..". И показывает порнофото. Я взглянул на фото... потом на него... и мне захотелось много чего сказать про тех, кто в этом деле снимается, снимает, распространяет и смотрит... но... "товарищ не поймет". Поэтому я ответил ему так же - "гы-гы-гы..." и он убежал, довольный, показывать другим. А я подумал - какую же мощную прививку от этой гадости я получил тогда и там, на лесной реке.
***
Прошло время...
Занавес закрылся.
"Когда я еще не познал Дзен, то горы для меня были горами, а реки реками. Когда я стал познавать Дзен, то увидел, что горы на самом деле - не горы, а реки - не реки. Но когда я познал Дзен - горы опять стали горами, а реки реками..."
До познания Дзена мне далеко, как до луны, но стало очевидно, что окружающий меня "реальный мир" всего лишь ширма, за которой вторая ширма, а за ней третья, четвертая. И, вглядываясь в знакомых девушек, каждый раз я все пытаюсь сквозь них увидеть то, что видел Там.
Девушки, по их словам, такой взгляд на них сразу чувствуют и он им очень даже нравится..."