Каменский Сергей Иванович : другие произведения.

Вариации на тему Элегии о Хомо Сапиенс, до-минор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Вариации на тему Элегии о Хомо Сапиенс, до-минор.
  
  Добавлять несколько аргументов и продуманных выводов в Элегию после нескольких попыток не стал - похоже, это испортило бы цельную пьесу. Отсюда и вариации...
  
  Ситуация отчасти похожа на типичные эпизоды из музыкальной жизни Европы - баховской и генделевской, доклассической эпохи. Передаю по Швейцеру, близко к тексту:
  "...Церковные органисты или канторы писали для собственного исполнения в ходе богослужения - мессы, пассионы, пассакалии, фуги; иногда, для особых событий - большие оратории. То же делал и скромный труженик, кантор Собора Святого Фомы. Единственное, что он мог себе позволить - включить в очередную мессу один-два форшлага (кратких фрагмента или вариации) и триллер (это не то, что вы думаете: тогда это было просто более живой интерпретацией темы). И тогда, расходясь после молитвы, прихожане говорили: О, сегодня наш Бах разгорячился..."
  
  Здесь все проще. Похоже, недостаточно убедительными оказались положения о морали - и ни слова о законах в человеческих обществах. Суд Истории - если и когда он состоится - может такие вещдоки не принять.
  В самом общем смысле, следствие ответило на вопрос: "Зачем человеку мораль? А человечеству она зачем?" http://samlib.ru/k/kamenskij_s_i/welcome.shtml
  И как стало ясно только сейчас, это стало органичным дополнением, еще одним измерением к упомянутой исходной работе Энгельса.
  
  Вот только почему мораль не была включена социальной эволюцией в число главных, определяющих свойств? После сказанного очевидно - она стала бы явным ограничителем, даже помехой. Потому что входила бы в явное противоречие с главной целью: обеспечением выживания. И это противоречие снималось не диалектическим скачком, а постепенным расширением сферы ее значимости и обязательности применения. По этапам, в естественном темпе этой эволюции: род - племя - народность - народ - национальное государство... А потом забуксовало - в битву вступил окрепший Капитал, и случилось много больших войн на планете, которую он далее неотвратимо кроил под себя. Сейчас "костюмчик готов" - только сидит на клиенте плохо, то тут давит, то там короток или висит.. Одна артель ушлых портных довольна. Ну да ладно, на чистую воду их уже вывели. И еще не вечер - теперь кто кого....
  Все детали: Мировая Диктатура против Человечества и Запад против России: досудебное следствие завершено. http://samlib.ru/editors/k/kamenskij_s_i/kamenskiy_24-6-2011.shtml
  
  И еще один неявный момент - об органической связи морали и законов. Смотрите сами: считается, что мораль - исходная категория или сущность: некоторый устный или письменный свод правил поведения и жизни человека в обществе, и общества как целого. До поры мораль была исключительно религиозной - а с Возрождения стала зарождаться и светская. По-простому, более близкая к человеку, учитывающая его природу.
  
  Но в жизни не все так просто. (из цикла "ДРЕВНИЕ ЗНАНИЯ - НА СЛУЖБУ СОВРЕМЕННОСТИ. Часть 7". Видов морали уйма. И совместить их почти невозможно. "Мораль бывает:
  - индивидуальной, общественной или даже общечеловеческой;
  - классовой, клановой, мещанской, революционной, религиозной (притом, у каждой религии своя) и т.д.
  Это наиболее общеизвестные ее подвиды. И все с сильно различающимися нормами и предписаниями - иногда как небо и земля, взаимоисключающими. Наши выводы подтверждает из 19-го века язвительный Марк Твен: "Этика состоит из политической этики, коммерческой этики, церковной этики и просто этики".
  Очевидно, наивысший, но крайне редко достижимый в реальной жизни эталон - мораль общечеловеческая - и ее столь же редкие носители. И скажем, для справки, что этика - это наука, объектом изучения которой как раз и является мораль. Но в обыденном языке оба слова стали практически синонимами, как и понятия этический, этичный, т.е. моральный, нравственный..."
  
   Мораль, вероятно, предшествует законам. Но эта туманная сфера все равно требует филигранного анализа - а может, кто-то уже его и выполнил, не знаю. Это надо искать в уж очень специальных трудах по человековедению. Наверное, пока лучше будет еще раз обратиться к творчеству еще одного великого поэта, Киплинга. Прочтите сказку "Маугли", фрагменты которой списаны немножно из жизни - Индию поэт знал. Там все наши теоретические выкладки смотрятся куда доходчивее. А еще лучше послушать звуковую версию, еще советских времен. Тогда на это времени и денег не жалели - тем более, что читает Джигарханян.
  
  Поступательного хода истории не остановить любым силам. Так что на повестке эпохи - человеческая мораль уже для для жителей земли, которым обьединяться дальше некуда, верно? И глобальный патриотизм, который может быть основан только на любви к своей неповторимой Родине. Диковато это звучит, но призову в союзники Байрона: "Не любящий свою Родину неспособен любить вообще ничего и никого". Нейропсихология, кстати, этот его интуитивный вывод подтверждает...
  
  Короткий заключительный аккорд: пожелание стойкости. Воевать за общее будущее придется еще долго.
  
  Сергей Каменский 3 авг. 2011.
  
  Исходная партитура: Философская элегия о великом и ужасном роде Хомо Сапиенс,
  в ре-миноре http://gidepark.ru/user/3471837089/article/390833
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"