Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Медуза, Баба-Яга и все-все-все

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    небольшой маршрут по мифам и сказкам...

   Когда читаешь "Метаморфозы", то время от времени всплывают разные мысли. Вот, например: Овидий сказал в начале, что он будет писать о телах, которые принимают в его повествовании другие формы-облики, и слово своё он сдержал. Другое дело, что он точно также не сказал, что другая мысль в "Метаморфозах" будет то, что как снаружи, так и внутри, как форма, так и содержание, одно отражает, или будет отражать другое, и т.д.
   Дальше что? Дальше то, что и сами превращения друг другу рознь - сейчас речь идёт о самых "основных" - когда несчастный смертный, (или низшее божество вроде нимфы), превращались в воду или в камень, (статую, скалу, остров), т.е. становились неживыми, погибали - и тут надо вспомнить по Медузу и прочих горгон.
   В чем хохма? В 20-ом-21-ом веках история Медузы и Персея - это история простого чудовища, которому герой срубил голову. Но в античном-то мире голова и глаза Медузы, которые превращали всё, и вся, в камень, были просто олицетворением смерти! Послав за ней Персея, злой король банально отправил его на тот свет, за костлявой! Естественно, что Персею пришлось просить о помощи богов, чтобы выполнить - и он выполнил. Так.
   Во-первых, возвращаемся к "Метаморфозам". Там Персей, Медуза и Андромеда появляются во второй половине 4-ой книги, причем собственно кончина Медузы происходит т.с. "за кадром": Персей рассказывает своим новым родственникам, родителям Андромеды, как он это всё сделал - сперва нашёл Грай, трёх старух, родственниц Горгон, которые стерегли единственный проход к Горгонам; этот проход шёл сквозь скалы и лес, а потом выходил на открытое пространство, полное людей и зверей, обращённых в камень Медузой - но сама Медуза и её сестры жили в доме в центре этого пространства... и Персей туда зашёл, и срубил Медузе голову... и т.д., т.ч. что нам тут не непонятно?
   Да то, что каламбур - с одной стороны, Медуза и её сёстры живут в страшном захолустье, где нет живой души, ни человечьей, ни звериной или какой-нибудь ещё, а с другой они там есть, (вернее, были, пока не увидели Медузу), и дом у сестёр Горгон тоже есть. Как это так?
   Очень просто, отвечают нам... русские сказки. Вот перед нами "Марья Моревна". Подобно тому, как Персей отправился за Медузой/к Медузе, заполучив поддержку Гермеса, (т.е. хитрости), и Афины, (т.е. мудрости), так и Иван-царевич отправился к Марье Моревне, заполучив поддержку... кого?
   Да Сокола - бесшабашной юности, Орла - могучей зрелости, и Ворона - мудрой старости. Эта часть сказки "Марья Моревна" - это аллегория человеческой жизни, и кончается она на поле боя, т.е. на кладбище.
   Нет, серьёзно, после того как Иван-царевич раздал всех своих сестёр, (их у него было три штуки), ему-де стало скучно, и он поехал...вообще. Ну, и наехал на поле боя, где лежит народу видано-не видано.
   - Да кто побил это полчище? - воскликнул наш Иван.
   Отвечает ему, (неизвестно кто, скромно оставшийся анонимом):
   - Да Марья Моревна, прекрасная королевна!
   Иван-царевич поехал дальше, и царевну-Моревну нашёл... но нас сейчас интересует поле боя - оно даёт некоторым иллюстраторам повод изображать Марью Моревну этакой воительницей-амазонкой. Но да простит меня всё прогрессивное человечество, но на протяжении всей остальной сказки Марья вполне пассивна, позволяет Ивану разбираться с Кощеем, (причём с переменным успехом), и особенно не воюя. Почему?
   А потому, что Марья Моревна у нас - Мара Моровна, Моровая Дева, Смерть. Причём смерть в её обобщённом, "физическом" виде, когда человек вчера жил и ходил, скажем, а сегодня уже нет, он мёртв - куда положили, там он и лежит. Потому и "поле боя", потому и бардак - все лежат в беспорядке, (кто там с Иваном разговаривал, неизвестно - может, какой-нибудь миньон Кощея?).
   Но и на "каменных полях" Медузы и прочих Горгон - такой же бардак: кто где помер, тот там и лежит. Кощея на них нет, бестолковых! Ведь если Марья Моревна у нас богиня смерти, вроде шумерской Эрешкигаль, то Кощей - это её божественный супруг, вроде Нергала. Кто там супруг у Медузы? Как-будто Посейдон, но у него есть законная жена, Амфитрита... и тут бардак!
   И кончается этот бардак плохо: Персей-царевич входит в дом Медузы и Горгон, (в гробницу?), забирает у Медузы её голову, и уходит по своим делам. А в "Марье Моревне" всё идёт по другому маршруту, и Иван-царевич приходит ко славянской Горгоне - старой (не)доброй Бабе-Яге, чтобы добыть у неё волшебного коня - без него ему с Кощеем не справиться никак.
   А у Бабы-Яги тын, а на тыне - 12 кольев, на 11 - головы-черепа, а последний пустой. Куда девался? А она его Василисе Прекрасной отдала.
   Расширяем масштаб. Пока Персей спасал свою мать от царя Полидекта, а царевну Андромеду - от морского чудовища, а Иван-царевич разбирался с Кощеем, у Василисы Прекрасной были свои проблемы: родная мать померла, а мачеха старалась сжить со свету. Но у Василисы был ушебти.
   Ну, или голем - матушка Василисы, умирая, наказывала дочери, что вот тебе куколка, заботься о ней, как о самой себе, и тогда не пропадёшь!.. И ведь действительно не пропала - Василиса куколку кормила, а та делала всё, что мачеха прикажет Василисе; Василиса от этого всего только хорошела. Уже и сватов стали к ней засылать - от этого мачеха разозлилась ещё больше, (где там черти носили родного отца - непонятно, но его можно из сказки свободно вычеркнуть, его там и нет), и послала Василису... ну, и так тоже, но официально - за огнём к Бабе-Яге.
   Дальше всё пошло по знакомому сценарию - ГГ пошла по захолустью, (на картинах Билибина это олицетворяется мухоморами и поганками), шла-шла, и вышла к избушке на курьих ножках, сиречь олицетворению гроба, где её и встретила со временем Баба-Яга. Роль Гермеса и Афины тут сыграли белый всадник - День/Утро, красный - Солнце/День, и черный - Ночь.
   На дворе у Бабы-Яги - всё тот же бардак: всё сделано из человеческих частей. Страшно, аж жуть! Но Василиса не испугалась, с помощью куколки со всем справилась, и вернулась домой. С черепом.
   ...Ну, и со своим тоже, но Баба-Яга дала ей ещё один - с горящими-огненными глазами: у вас дома, значит, огня нет? Ну так теперь будет!
   И действительно - не было: как Василиса ушла, у мачехи с её дочками огонь потух и больше не разгорался вообще. Никак. А тут Василиса принесла череп, сиречь мертвую голову, с горящими глазами... Так. Где-то мы это уже проходили.
   Совершенно верно, это мёртвая голова, снятая с плеч Медузы Горгоны. Только у древних греков и римлян смерть изображалась как окаменение, а тут мачеху и её дочек наоборот сожгло. Василису не тронуло, но и она не вмешивалась - видно сидела на стульчаке вместе с куклой, ела хлеб и сало, и смотрела, как три окаянные тётки сгорали живьём. Добрая девушка эта Василиса! Сразу видно - прекрасная!
   А если более серьёзно, то поутру, когда мачеха с дочками вконец погибли, Василиса закопала череп в землю - не то покойника успокоила, не то сделала заначку на будущее. Потом у неё ещё были приключения, и с помощью куколки стала она женой царя. Ура, но как вспомнится судьба мачехи и дочек, становится как-то страшновато - что там дальше это царство-государство ожидает?..
   Скорее всего, ничего такого, ибо после ухода Василисы, (см. выше), к Бабе-Яге пришёл Иван-Царевич за конём. Договорились, что служить он будет три дня - караулить лошадей Яги: справится с этим - получит коня, а если нет - его череп будет 12-ым - знала старая, что Василиса с её подарком сделает!.. Но Иван-царевич справился... с помощью птиц, зверей и насекомых; он выжил и коня себе добыл. Баба-Яга бросилась в погоню, но попала на неверный мост и упала в огненную реку, где ей и лютая смерть приключилась. (Правда, её изба и хозяйство долго не пустовали - там вскоре появилась новая хозяйка, возможно, что и та же Василиса Прекрасная. А что? Неживой-немертвый слуга у неё уже есть - куколка - т.ч. она теперь и с большими справится).
   Иван же царевич волшебного коня добыл, Марью-Мару от Кощея спас, (а его самого убил - причём окончательно, как намекается в сказке), и поехал с ней домой - в мир жизни живой, в мир людей и зверей, т.е. они переродились в новую жизнь, (реинкарнация, значит), и стала Моровая дева Мара просто девушкой Марьей, женою просто Ивана. Хэппи-Энд.
   ...У Медузы же, подведём итог и тут, все вроде бы кончилось гораздо хуже - её не стало вообще, и все эти Грайи, Горгоны, и прочие персонажи просто исчезли, больше про них историй-мифов-сказок нет. Ну, сексизм и патриархат - что бы не писали про последний современные консерваторы, а в своём "чистом" виде это тоже довольно неприятное зрелище. А кто с этим не согласен... может читать книги Г.Л. Олди, (современные авторы) про жизнь Амфитриона, отца-отчима Геракла и внука Персея - там история Персея и Медузы изображена гораздо больше в стиле "Марьи Моревны", т.е. и там - относительный хэппи-энд. Вот и всё.
   Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"