Каминяр Дмитрий Генаддьевич: другие произведения.

"Не время для драконов" - попытка литературного анализа.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как-то меня спросили, что я думаю об "Не Время Для Драконов" Лукьяненко и Перумова. В этом эссе я попытался ответить.

   Однажды - и не так давно - у меня спросили: а что я думаю про книгу Николая Перумова и Сергея Лукьяненко, "Не Время Для Драконов"? Вопрос, скажу сразу, был с подвохом: он был задан после того, когда я выразил своё мнение про трилогию Перумова про Арду - как её спасали два гнома и хоббит по имени Фолко. Т.в., с точки зрения толкинизма, "Не Время" к Арде практически не относится, а то, что там есть...
   А что там, собственно, есть? Посмотрим не то, чтобы внимательно, но на самые очевидные литературные черты этого произведения.
   - Стимпанк: и поезда с вокзалами и привокзальными рынками; и заклинания, магия, колдовство; и мечи-сабли; и пистолеты - т.е. то, что присутствует в типичном стимпанке, но к канону Толкина никакого отношения не имеет.
   - Маги и магия, но весьма специфичные, в том числе и для русской фантастики/фэнтази: стихийные, которые могут управлять одной из четырёх стихий; тотемные, которые (похоже) могут превращаться в разных зверей - тигров, медведей, волков и др.; и Неведомые, которые даже не люди, а единороги, что ли? Кроме "Драконов", мне такая диспозиция попадалась один раз: в западном мультсериале "Аватар: Легенда об Аанге", и то не полностью - всякие тотемные маги-оборотни там отсутствовали, да и действие происходит на квази-восточном мире, а не европейском. К Толкину никакого отншения такая магия не имеет.
   - Попаденец, он же главный герой. В последнее время этот персонаж стал таким распространённым, что о нём и говорить нечего - все его знают... и к Арде не имеет никакого отношения: даже в разных фанфиках на эту тему попаденцы (и прочие Мэри-Сью) появляются гораздо реже, чем в фанфиках о Гарри Поттере, например.
   ...Три крупные черты и все мимо: да есть хоть что-то от Толкина в "Драконах"?
   Есть. Аллюзии, т.с., и довольно издевательские, особенно когда дело доходит до персонажей. Торн и Ритор, сильнейшие маги Срединного мира (у Толкина - Средиземье, Middle-Earth, т.с.) напоминают Гэндальфа и Сарумана, причём Гэндальф оброс семьёй (брат, покойный племянник, а попаденец и подавно его прямой внук), а Саруман...правда на его стороне.
   Лой Ивер и её Поющий Лес - это Галадриэль...из анекдотов, в которых она выглядит блудливой кошкой (потому что она глава клана Кошек).
   Ну, и Прирождённые (которые остаются "за кадром" в книге), родом с запада, плавающие на кораблях - это намёк на Перворождённых эльфов Арды Толкина. (В этой книге есть "свои" эльфы, а также и гномы, но за последние 50-60 лет эти расы так расплодились в мирах фэнтези, что к своим прототипам из мира Толкина у них уже нет никакой связи, разве что номинальная.)
   Разумеется, в книге есть и другие аллюзии, не только связанные с Толкином - авторы вступают сперва в полемику с Анджеем Сапковским (автором саги о ведьмаке), а один из наиболее неприятных персонажей книги - его тёзка; "Не Время" регулярно упоминает ролевиков, причём скорее негативно, а один из экс-ролевиков, а теперь - тоже попаденец, не только не очень приятный персонаж, но и зовут его Николай, вот так-то. В любом случае, это негативное отношение к практически всем и всему в книге - это тоже её черта.
   Понимаю, что утверждать, что любая книга - позитивная или негативная, рискованно, но ведь есть книги, которые хочешь читать раз за разом, есть книги, которые прочитаешь один-два раза и больше не станешь, а есть книги, которые можно читать, но - изредка. Книга "Не Время" - одна из них. Вроде бы и написана хорошо, и слова все правильные, но регулярно читать эту книгу не хочется...
   Есть и другой момент, хотя и не совсем по теме: со-авторство. Лукьяненко и Перумов написали эту книгу якобы вместе. "Якобы", потому что следы этого соавторства не прослеживаются. Когда книгу пишут два (или больше, но обычно два) человека, то можно различить, пускай и по стилю, кто где писал. Так обстоит дело и с Улановым и Громыко ("Плюс на Минус", "Космобиолухи"), и с Улановым и Серебряковым ("Из Америки с Любовью", "Серебро и Свинец"), но вот с Лукьяненко и Перумовым - нет. От начала до конца книга явно написана одним автором...непонятно только каким. Не то её всю написал Лукьяненко, а Перумов только подбрасывал ему идеи вроде Торна и Ритора, Лой Ивер и Прирождённых с разным результатом; не то Перумов эту книгу сам и написал, а вклад Лукьяненко не идёт дальше имени с фамилией на обложке. (Такое бывает, например, А. Бушков совершенно не приложил участия к книге А. Буровского "Россия, Которой Не Было - 2", тогда как Буровский обратное и не утверждал - но это уж совсем не про драконов.) Не знаю, но тандем этот литературный дальше не пошёл.
   (Есть, там, правда, один момент - и это конкретно Лукьяненко: когда Хранитель начинает обсуждать о том, что проблема людей из "нашего" мира в том, "что они выжгли Дракона из души", и не знают, как идти дальше - а Прирождённые всё ближе. Это открыто перекликается с другой книгой С. Лукьяненко, "Конкуренты", где главный герой - Валентин-Катран - под конец говорит, что люди, цивилизация гибнет от излишнего комфорта, а пока человечество будет идти вперёд, оно будет живо, тогда как на горизонте виднеются корабли каких-то там "жуков", которые не то хотят уничтожить человечество, не то просто ждут, когда оно погибнет само. Но про "Конкурентов" - как-нибудь в другой раз.)
   Серьёзно! Если посмотреть на библиографию любого из авторов, то оказывается, что эта книга - единственная, которую они написали вместе: дальше у них дело не пошло, хотя мир "Драконов" явно не завершён - не была раскрыта тема тотемных магов, не понятно, чем окончилась схватка Виктора и Сотворённого Дракона, началось ли вторжение или нет, и т.д. Более того, кроме "Драконов" Лукьяненко больше нигде темы Толкина не трогал, аллюзий об Арде не писал, а Перумов... хотя и пишет разные книги, вроде "Млавы Красной" или "Эльфиской Стражи", где эльфы изображены явно не по Толкину, но и он к "Драконам" не вернулся: видно сотрудничество двух авторов получилось просто неудачным...
   Напоследок вернёмся к "Драконам": что они из себя представляют? Если не считать все плюсы и минусы - то самостоятельное литературное произведение, имеющее только отдалённую связь с Ардой Толкина, и которую нужно оценивать отдельно от Толкина и его книг.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) В.Палагин "Земля Ксанфа"(Научная фантастика) Стипа "А потом прилетели эльфы..."(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Олав "Мгновения до бури 3. Грани верности"(Боевое фэнтези) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"