Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Мысли о Данте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Законченные мысли о "Божественной Комедии"...

  О чём писал Данте?
  
  В первую очередь - о человеческой душе. В его "Божественной Комедии" душа человека (практически самого автора) сперва испытывает все ужасы Ада, потом - трудности Чистилища и непостижимую прелесть Рая. Это в буквальном смысле. А в метафорическом смысле Данте (с Вергилием и Беатричче) исследует/изучает состояния человеческой души во всех её позициях: грешника закоренелого (который испытал гнев Отца), грешника, раскаявшегося (вовремя) (который испытал помощь Сына) и праведника (который испытал святость, и благость, Духа).
  
  Во вторую очередь - о своей родине. Родина эта в первую очередь - Флоренция, а во вторую - Италия. Данте, хотя и изгнанник, по-прежнему патриот, и гораздо более честный и открытый, чем современные. Со многими встретившимся ему покойниками он обсуждает не только дела теологические-метафорические, но и политические-исторические - об истории его родины.
  
  В некотором роде эта "двойственность" изображена в персонаже Вергилия - с одной стороны он духовный "гид" Данте сквозь Ад и Чистилище, с другой - вполне реальный персонаж славного исторического прошлого Италии Данте, Римской Империи.
  
  Древнеримская империя занимает очень важное место в мировоззрении Данте. Её основатель, Гай Юлий Цезарь, находится в Лимбе, среди остальных праведных язычников, а его убийцы, Брут и Кассий, находятся в самом эпицентре адских мук, рядом с Иудой Искариотом. Правда, Курио, который уговорил Цезаря начать войну против Сената, тоже в Аду, а не в Лимбе, но это уж как повезёт.
  
  Но если древнеримская империя для Данте являлась очень почтенным заведением, то Италия его современников - отнюдь нет. Довольно чёткой нитью сквозь "Комедию" идёт идея, что современные потомки древних итальянцев-римлян явно уступают своим предкам в личных качествах - отражение того факта, что современная Данте Италия отнюдь не является новой Римской империей. (Что так и было, кстати.)
  
  Кроме религии и истории (политической и общественной) некоторую роль в "Комедии" играет и мифология, в основном греческая. Но она использована в основном в роли декораций/визуальных пособий "уроков" Данте в загробном мире, и часто дополняется-разбавляется-перемежается "иллюстрациями" из Библии с той же целью. Мифология попала в комедию через "Энеиду" язычника Вергилия, он же гид Данте, и поэтому она ютится на задворках явно христианской Комедии, в основном в виде языческих чудищ, а чем ближе к Б-гу, тем её меньше. Все эти античные монстры являются дополнительными, наглядными иллюстрациями природы грехов: в мире Данте чем дальше от Б-га, тем ближе к Зверю не только метафорически, но и буквально, все встретившиеся Данте и Вергилию нелюди (кроме чертей - эти-то просто черти) являются живыми олицетворениями грехов - Минотавр - гнева, Герион, скажем, обмана, а великаны - предательства (коварства) и богоборчества. В Чистилище роль декораций-иллюстраций активно переходит к изображениям искусства с библейскими - или мифологическими - сюжетами, а в Раю декораций нет вообще, ведь эти декорации материальны-телесны-плотны, а в Раю плоти нет совсем, там есть чистый дух и есть некоторые аллегории в виде всё тех же библейских сюжетов. По мнению Данте, Рай и его обитатели не нуждаются в дополнительных декорациях и иллюстрациях, подобно Аду и в меньшей мере Чистилищу. А может он просто считал мифологию не только языческой, но и греховной - недаром самые разные греческие герои оказались не в Лимбе, но в Аду: Данте всё же несколько пристрастен...
  
  Но вот именно все эти декорации и нравится некоторым издателям "Божественной Комедии"! Именно потому (пускай только отчасти) "Ад" Данте так популярен среди современных читателей: он наиболее экзотичен, хотя все его чудища - аллегоричны, и фокус Данте-автора - на людях.
  
  Ну или не совсем аллегоричны. У Вергилия в "Энеиде" тоже есть и Герион, и Цербер, и стаи гарпий, а поскольку роль Вергилия в "Комедии" не из самых последних, то понятно, что и из "Энеиды" в "Божественную комедию" тоже кое-что попало, в смысле для продвижения собственно сюжета "Ада". Но всё же главная роль языческих чудищ - иллюстрация-манифестация всяких там грехов.
  
  Тоже самое, разумеется, можно сказать и о чертях, только они менее конкретны или более очеловечены, пускай и в плохую сторону. У них есть индивидуальные имена (особенно у тех, которые встречаются в восьмом кругу Ада) и у них есть какие-никакие характеры. А вот у ангелов этого нет. Ангелы Рая имеют только функции: они вечно прославляют Б-га, кружась вокруг него в хороводе. Ангелы Чистилища имеют более разнообразные занятия, но с личностями и характерами у них тоже не очень-то: в мире Данте подобные качества, по-видимому, прерогатива земного и смертного; нету больше счастья чем прославлять Б-га, а зачем для этого нужны характеры и личные отличия? Что ж, возможно он и прав.
  
  (Катон, "пограничник" горы-Чистилища называет ангела "Господньей птицей" - не человеком. Это, конечно, весьма почётное звание, но оно же указывает, что у ангелов, как и у птиц, нет индивидуальности, нет личностей, которые есть у людей.)
  
  К сожалению, именно это мнение Данте (про которое он не говорит открыто, но на которое он намекает) делает Рай таким малопривлекательным для современного читателя, если не считать специалистов. Его Рай (и "Рай" тоже) слишком статичен, чтобы быть интересным для современных людей.
  
  Впрочем, тоже самое можно сказать и об Аде (т.е. об "Аде"?) Там, как и в Раю, практически нет движения, разве что только по кругу (эти круги символизируют, наверное, тщетность движения безбожной-грешной души в материальном мире), и то не везде. Чаще всего грешники не только страдают, но и неподвижны: куда их Минос сошлёт, там им и быть до конца времён и превыше того: Вергилий пояснил Данте, что грешникам из Ада не выйти даже после Армагеддона; наоборот, их муки будут ещё мучительней, точно также как наслаждение праведников будет ещё лучше.
  
  Наиболее красочно это показывает судьба покойников-самоубийц: после смерти они превращаются в деревья, которые растут в шестом кругу Ада. Т.в., после конца времён, когда всем покойникам возвратятся их тела, тела самоубийц только повиснут на их ветвях по воле Б-жьей. Логика в таких решениях конечно есть, но эта логика - не человеческая.
  
   А что там есть человеческого? А прогресс.
  
   Какой прогресс? Душевный. Судите сами: "Ад" - это не только книга об Аде, но и падении душ, об их разрушении, так сказать. Начинается ад "Ада" (Лимб тут не в счёт) с круга, где мучаются неверные любовники, люди, которые полюбили друг друга незаконно, и т.д. Бог есть любовь, и эти грешники извратили любовь, сделали из неё игрушку (даром, что они упоминали любовь в том круге по любому поводу и без оного), и в результате попали в ад.
  
   Да, но первый круг ада - это только первый круг. Чем глубже в ад путешествует Данте, тем меньше человеческого в человеках (ну, пускай только в их душах), которые попадаются ему и Вергилию на их пути. Все эти античные монстры - это только иллюстрации-декорации их грехов, наглядные образцы, так сказать.
  
   В "Чистилище" ситуация обратная: чем выше поднимаются Данте с Вергилием по горе чистилища, тем чище души, причём буквально - они очищаются от греха, потому и чистилище. Чистилище - это ад наоборот, так сказать, а рай (ну, или "Рай") тут совсем не причём.
  
  Вот поэтому, кстати, в Чистилище движение есть - причём не только и не сколько по кругу, но по спирали, и вверх к Б-гу, и вниз, ну как и в жизни. Поэтому Чистилище и является более привлекательным, потому что оно не то более оживлённое, не то более жизненно.
  
  Между прочим, хотя Данте весьма верующий человек, он не очень-то уважает церковную администрацию: он навещает христопродавцев и говорит...с Папой Римским; другой Папа Римский находится среди еретиков (правда, та ересь, за которую он туда попал - это восточная православная вера, т.ч. в нашем мире всё относительно), а третий страдает и зарабатывает очки на Рай в Чистилище.
  
  Вот к королям (т.е. к светским владыкам) Данте относится гораздо более лояльно и говорит о них больше в Чистилище (где им дано отдельное место для замолевания грехов), да и в Раю он о них упоминает больше, чем в Аду, т.ч. и тут всё более-менее относительно.
  
  А кроме христианских тем, о чём ещё говорит "Божественная комедия"? Как было сказано раньше, вторая по важности тема для Данте - это его родина, как собственно Флоренция, так и остальная Италия; когда в самом начале Вергилий описывает Данте их поход по загробному царству, то Данте сравнивает себя с одним из первых христианских святых, св. Павлом (ключником от Рая, кажется), но и основоположником Римской империи, язычником Энеем, и оба раза не в свою пользу. Иначе говоря, Данте говорит о двух главных для него тем, о которых уже было сказано выше - христианская душа и Италия; а что же остаётся в "сухом остатке"?
  
  Да практически всё остальное, что упоминается в "Божественной комедии", в том числе и остальная Европа - Англия, Франция (ох, и не любил Данте французских королей и династию Капетингов!), Святая Римская Империя, иберийский полуостров (где тогда было несколько королевств, и разборки с мусульманами-маврами ещё не совсем кончились)... т.е. конкретный евроцентризм. Это, впрочем, вполне "ожиданно" - для Данте мир были только Евразия с Африкой, и то несколько "урезанные". Ну, какие времена, такова и география...
  
  А кроме того, остаётся язык. Итальянский, если кто не понял. Да, читать Данте в подлиннике не легко, особенно если вы не такой гений поэзии, как, скажем, Осип Мендельштам (тот самый, что потом написал про "кремлёвского горца") или там Робин Киркпатрик, но иметь итальянский оригинал рядом с русским (или каким-нибудь другим) переводом стоит. Данте, как и полагается любому "мастеру слова" использовал свой родной язык мастерски; оригинал "Божественной комедии" полон разных нюансов итальянского, без которого познавание этого труда будет неполным. Ну, это кому как...
  
  Бравый "хронологический" тандем Фоменко и Носовского, например, углядел в "Божественной Комедии"...очередное подтверждение своей правоты - мол, всё врут летописи, всё лукавят, а то, что в других источниках написано - враки! Была одна "Ордусь" от Волги до Шанхая, да набежали злые западники-Романовы и всю империю порушили и всю правду скрыли. Но другие источники - "Божественная Комедия" например - на правду намекает; в данном случае - астрономически. Ну да, мало им истории, полезли и в астрономию. Вот это матёрые люди!
  
  Но вот читать их труд по Данте - "Божественная Комедия. Накануне конца света" - очень трудно. Основная мысль авторов в этой книге, что Данте написал свою книгу в 1477 году, т.к. сам жил в то время, и вообще он был не Данте, а неизвестно кто, вроде бы и понятна, но как-то трудноприемлима, что ли? Поэтому, будем и дальше считать, что Данте жил в 13-ом веке, и он был Данте, а не кем-то другим, ладно?
  
  Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"