Каминяр Дмитрий Генаддьевич
Про Гомера и Софокла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А также про Одиссея и Эдипа.

   Про Гомера и Софокла
  
   А вы помните, что в "Одиссее" упоминается Эдип? Нет? Не удивительно - Тиресий упоминает о нём только мельком - он (относительно) жив, здоров, и в Фивах, тогда как Йокаста повесилась. Пауза.
   ...Когда речь заходит о Эдипе и о его мифическом цикле - правильнее, конечно, говорить о фиванском мифическом цикле - то либо вспоминают только Эдипа, Сфинкс, и его матерь, либо вспоминают худо-бедно всех персонажей пьес Софокла... если вспоминающие имеют интерес/образование/вклад/чего-то там ещё в литературе; они могут пересказать худо-бедно историю Фив, тогда как историю "Илиады" - "Одиссеи" бегло может пересказать любой. Почему?
   Одна из причин - потому что Эдип и его родственники - это "литературные" герои, а не "народные". Его упоминание в "Одиссее" - это скорее указание того, что "Одиссея" (с "Илиадой") находятся на границе народного-устного творчества, личность и биография Гомера немногим более реальна, чем личность и биография Одиссея, тогда как личность и биография Софокла, автора "Эдипа" известна весьма хорошо.
   Т.е., был Эдип, персонаж народных древнегреческих мифов - но он вполне себе забыт, и его мифы тоже. И есть Эдип, персонаж трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне", и о нем помнят. Более того, Эдип и его мать Йокаста (Эпикаста) появляются в трагедиях и других древнегреческих авторов (правда, по-разному), но произведения древнегреческих авторов вообще - товар специфический, и затребован обычно только специалистами. Почему?
   Потому, что если "Одиссея" (и отчасти "Илиада") это фантастика, (речь идёт о литературных жанрах), то трагедии Софокла - это реализм, боги там есть, конечно, но в отличие от произведений Гомера они там не участвуют напрямую, только через оракулов. Да, там есть Сфинкс...в прошлом, а в "Царе Эдипе" она уже померла, и уже не участвует - в отличие от работ Гомера, где боги и прочие сверхъестественные сущности столь же реальны, (или почти столь же), как и смертные люди...
   Пара слов о греческой Сфинкс. Она - персонаж сугубо отрицательный; есть версия, что она - демон полдня и полуденной жары, как (в некоторых версиях) и сирены - олицетворения полдня, когда духота, не ветерка, и штиль... В любом случае Одиссей Сирен, а Эдип Сфинкс переиграли, и Сфинкс погибла, (возможно, что и сирены тоже) ... но тут в Фивы явилась зараза. (Может быть чума?)
   ...Вообще-то не "тут", а несколько лет спустя, у Эдипа и его жены 2 сына и 2 дочки, все вполне себе взрослые. В любом случае Эдип - несмотря на неудачный опыт своей юности - послал запрос оракулу, оракул прислал ответ, что в Фивах зараза, потому что там преступник, и все пошло так, как написал Софокл...
   И это другая причина, почему его пьесы, (и пьесы других древнегреческих авторов), проходят в наши дни так туго - они не только трагедии, но и...
   Смотрим на "Царя Эдипа". В ней заглавный герой имел все - царство, любимую жену, детей, друзей, и т.д., а потом, не больше чем за сутки, он все потерял, ещё и несколько извращенцем оказался...
   ...Изврат, правда, только по западным меркам - в том же древнем Египте ситуация была другая; там то братья женились на сестрах, то тетки на племянниках, то ещё что, чтобы власть в семье сохранить. Мартин своих Таргариенов и отсюда содрал тоже. Главное не это.
   Главное то, что Софокл показывает мир вполне реальный, вполне современный, без богов и чудовищ, но ещё и где-то бездуховный, и безжалостный: Эдип лишается всего по воле слепого шанса, слепой фортуны! Тогда как приобрел он все за счёт своей силы - победил старого царя - и смекалки - перехитрил Сфинкс, волшебное чудище. Против неумолимого рока все этого оказалось мало, и Эдип лишается всего. Материального, т.е. Как показывает "Эдип в Колоне", кое-что у него осталось. Духовное, или хотя бы не материальное; перед нами своеобразная версия библейского Иова на языческий, или даже атеистический лад - а это сейчас не в фаворе, особенно на Западе, где даже Санта-Клауса переделали из Святого Николая в вождя викингов или кого-то подобного.
   Если более отдалённо, то древние греки и римляне заложили начало современного западного мира, где каждый имеет меч (в теории), и может открыть этот мир, как устрицу; Эдип достиг всего. И тут приходит Нечто неконтролируемое, неожиданное, пускай и объяснимое, и Эдип теряет все несмотря на свои личные качества. Это у Софокла. У Гомера ситуация с Эдипом вроде бы немного другая.
   С Тиресием тоже, между прочим. У Гомера он - фигура сверхъестественная, пророк-покойник, не то призрак, не то упырь (пардон, но он овечью кровь пил? Пил, т.ч.). У Софокла же он - обычный человек, не так уж и отличающийся от Эдипа или Креона, (брата Йокасты - кто он Эдипу, решайте сами).
   ...А ведь есть у Тиресия и "свой собственный" миф, сиречь origin story. Был он обычным человеком, и горя не знал, пока не встретил двух совокупляющихся змей, и не убил одну из них палкой, после чего он стал девицей, и был такой аж 7 лет, пока не нашёл и не убил вторую змею, после чего он снова стал мужиком. Тут к нему явились Зевс и Гера и попросили рассудить их; Тиресий признал правоту Зевса, и Гера его ослепила, а Зевс дал ему дар предсказания и предвиденья; у Софокла про это не слова, да и у Гомера тоже; для нас интересно, что опять же, для древних европейцев-политеистов все эти половые меньшинства были обычной частью жизни (у Овидия есть истории и интересней), а вот на Востоке для монотеистов - нет.
   Подведём итоги. И поэмы Гомера, и пьесы Софокла показывают вполне современных, западных людей, но если у Гомера Одиссей доходит до счастливого конца, (с Ахиллом сложнее, ну так и про него в наши дни вспоминают реже), то у Софокла Эдип (и его семья) скорее нет, а если что и показывают, то это торжество духа над материальным миром в мире без Бога, а это в наши дни, в западном обществе, (впрочем, и в РФ тоже), как-то не идет.
   Вот поэтому-то поэмы Гомера и стали популярными пьес Софокла и ко. в наши дни.
   Конец

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"