Книга может быть использована при проведении практических занятий, самостоятельной работы, курсового и дипломного проектирования по дисциплинам "Экономика производства", "Организация производства и менеджмент" для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям 15.04.05 "Машины и оборудование лесного комплекса", 25.04.03 "Технология деревообработки" при изучении дисциплин "Экономика производства", "Менеджмент и маркетинг", "Технология изделий из древесины", "Технология лесопильно-деревообрабатывающих производств", "Технология клееных материалов и древесных плит" по дисциплине "Организация производства в лесном комплексе" для специальности 08.05.02 "Экономика и управление на предприятии (в лесном комплексе)". Книга полностью отвечает требованиям образовательного стандарта.
Илл. 3, табл. 54 , библиогр. 10 названий.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ТГАСУ
Рецензенты:
О.Б. Фофанов, к.т.н., доцент кафедры оптимизации систем управления ТПУ;
С.С. Дероберти, к.т.н., профессор кафедры экономики и организации промышленности ТГАСУ;
А.Н. Комягин, генеральный директор деревообрабатывающего предприятия ЗАО "СтарКом", г. Томск
ISBN 978-5-93057-235-3 љ Томский государственный
архитектурно-строительный
университет, 2007
љ В.К. Шилько,
В.Г. Легостаев, О.Ф. Токарева,
В.А. Камышников, 2007
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время бытует мнение, что основной причиной неконкурентоспособности российских товаров (а значит, и экономики в целом) является их низкое качество. Считается также, что основным лекарством против этого являются иностранные инвестиции. На самом деле качество и конкурентоспособность - это совершенно разные вещи. И производитель "роллс-ройсов" однажды обанкротился, а эту машину некачественной еще никто не называл.
То есть вполне возможна ситуация, когда мы не сможем добиться конкурентоспособности на мировом рынке, даже если каждое российское изделие будет лучше качеством, чем изделия других производителей. Критерий конкурентоспособности на самом деле один - превышение доходов над расходами.
Если за продукцию получаешь выручки больше, чем тратишь на ее производство и свое собственное существование, то ты конкурентоспособен.
Чем более эффективно (по критерию "выручка - издержки") предприятие, тем оно конкурентоспособнее.
И низкокачественный товар может быть конкурентоспособен, а может и не быть. То же касается и превосходного товара, с высокими потребительскими качествами - и его могут снять с производства из-за неокупаемости, иначе его производитель может погибнуть в конкурентной борьбе. И даже если товар уникален, если у него нет конкурентов, все равно его производитель конкурирует со всей промышленностью по критерию "выручка - издержки". Вся современная конкуренция построена на соотношении издержек и выручки. Чем выручка выше, тем производство эффективней.
Что же такое инвестиции? Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в отрасли промышленности. Ни долги, ни кредиты не являются инвестициями. Главное отличие инвестиций от дачи денег в долг состоит в том, что инвестор рассчитывает, ожидая возврата вложенных средств, только на прибыль от производства. Если прибыли не будет, то инвестор просто потеряет свои деньги.
Главное отличие займов от инвестиций - займы надо отдавать, т.е. вернуть займы с процентами заемщик обязан в любом случае, независимо от судьбы проекта, на реализацию которого потрачен заем.
Инвестор рискует всем, но и весь выигрыш его. Поэтому прежде чем осуществить инвестиции в производство, он скрупулезно совместно с "заинтересованными сторонами" оценивает ситуацию: удастся ли ему вернуть вложения с прибылью или нет - и на основании такой оценки принимает решение один, потому что и отвечать ему одному.
Чтобы заинтересовать инвестора выгодами проекта, показать свою квалификацию и осведомленность и на основание этот добиться осуществления проекта создания деревообрабатывающего предприятия вот для всего этого и служит бизнес-план.
1. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой управленцев (менеджеров). Письменное изложение бизнес-плана делает процесс его разработки более эффективным, а сам план - систематизированным и сжатым.
Овладение искусством разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин.
Во-первых, экономические условия дают возможность каждому стать предпринимателем и попытаться реализовать свои предпринимательские наклонности. Однако многие из этих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики.
Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной им борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же старый опыт хозяйствования требует корректировки и часто может быть оценен отрицательно, чем положительно.
В-третьих, бизнес-план является связующим звеном между организатором производства и инвестором. Если предприниматель рассчитывает не только на свои средства, а хочет привлечь средства со стороны, то есть заинтересовать потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, вложить деньги в предлагаемое дело, необходимо доказать им эффективность такого вложения, показать вашу способность мыслить реалистически и оценить все возможные аспекты, как положительные, так и отрицательные, использования инвестируемых средств.
Если вы обратитесь за необходимыми средствами в банк, вам также понадобится бизнес-план, который поможет убедить банкира в надежности вложения средств, в реальности возвращения выдаваемого вам кредита и получения собственной прибыли. В этом случае бизнес-план является документом "на продажу" для получения капитала.
В "продаваемом" бизнес-плане необходимо несколько изменить акценты, например, обязательно внести основные биографические данные предполагаемых менеджеров, сведения об их образовании и опыте работы. Такая информация является ключевой для потенциальных инвесторов. Собственно, многие западные авторы рассматривают это предназначение бизнес-плана как основное для любой компании, нуждающейся в привлечении капитала.
В современном высококонкурентном экономическом окружении высококачественный квалифицированный бизнес-план абсолютно необходим. Любой, кто просит деньги для своего бизнеса, должен иметь такой план. Как документ "на продажу" бизнес-план должен убедить инвесторов, что новый предприниматель реально определил свои возможности, обладает предпринимательским и управленческим талантом, чтобы использовать эти возможности, и имеет достаточно реалистичную, согласованную программу получения прибылей и достижения поставленных целей во времени.
А если вам не нужны заемные средства? Если вы имеете достаточный капитал, чтобы открыть собственное дело без привлечения инвесторов со стороны? Нужен ли бизнес-план в этом случае? Стартовой точкой в любом бизнесе является ситуация, когда некто письменно излагает план развития дела и некто дает деньги на осуществление этого плана. Эти двое "некто" могут быть одним и тем же лицом. Однако и в этом случае бизнес-план необходим.
Нужно разделить два процесса: планирование и инвестирование. Предприниматель, имеющий средства, должен написать бизнес-план не "на продажу", а для себя. В этом случае вы получите преимущества, описанные ниже.
В-четвертых, бизнес-план позволит, прежде всего, вам отчетливо увидеть перспективы вашего бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и ваши возможности, определить эффективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. В этой связи ценным является не только конечный результат этой плановой работы - законченный бизнес-план, но и сам процесс разработки бизнес-плана. Все вовлеченные в него получают прекрасный опыт будущей совместной деятельности и общения, а также обоснованный мотивированный взгляд на перспективы развития бизнеса.
В-пятых, бизнес-план будет служить для вас и ваших сотрудников стандартом, с которым вы будете сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей.
Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных рабочих заданий на первый год работы предприятия.
Рассматривайте разработанный бизнес-план как "карту полета", определяющую наиболее желательный, оптимальный по времени и наименее рискованный маршрут достижения намеченных целей.
Однако многочисленные факторы, в том числе и такие, как "неожиданное изменение погоды", могут значительно изменить намеченные планы. Для начинающих компаний практика отклонения от намеченного в бизнес-плане маршрута является обычной.
Постарайтесь предвидеть возможные отклонения, разработать "запасные варианты" и подготовить "запасные пути". Ведь, в конечном итоге, давно известно, что "плох тот план, который не терпит модификаций".
1.1. Кто должен разрабатывать бизнес-план?
Ответ на этот вопрос может быть очень коротким - главное действующее лицо (или лица). Планирование должно осуществляться настоящими или будущими лидерами компании, то есть теми, кто возьмет на себя ответственность реализации бизнес-плана.
Личное участие руководителя (действующего или потенциального) в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие инвесторы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала и до конца подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.
Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов - совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет совсем о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя - хватит ли у вас сил довести дело до успешного завершения и двинуться дальше?
С другой стороны, вы показываете инвестору уровень вашей квалификации, вашу готовность к предпринимательской деятельности.
Разработка бизнес-планов - это именно то, чем должен заниматься руководитель. Каждый раз, когда вы разрабатываете бизнес-план, Вы становитесь все более опытным предпринимателем. В процессе подготовки бизнес-плана на основе выполненного анализа и расчетов вы можете в корне изменить ваше первоначальное решение.
Например, начальная стратегия новой компании состояла в установлении цены на планируемый к выпуску товар ниже уровня цены конкурентов, несмотря на то, что данный товар должен был обладать определенной новизной по сравнению с существующими аналогами и быть вполне конкурентоспособным на растущем рынке.
Такое решение казалось вполне логичным и разумным с точки зрения завоевания новой компанией устойчивых рыночных позиций. В процессе написания бизнес-плана в результате детальной проработки будущей ценовой стратегии совместно с предполагаемыми инвесторами основатели компании поняли, что первоначальное решение об уровне цены было ошибочным.
Вновь установленная цена на 10% превышала средний уровень сложившихся на рынке цен и, тем не менее товар нашел своего потребителя. А фирма уже на второй год окупила затраты и получила хорошую прибыль.
Таким образом, детальный анализ производства и рыночной конъюнктуры, выполненный в процессе подготовки соответствующего раздела бизнес-плана, сделал очевидной необходимость применения новой ценовой
стратегии и позволил фирме не потерять значительный доход.
Кто еще, кроме руководителей компании, мог принять такое ответственное решение?
Каким должен быть бизнес-план по объему?
Многие предприниматели, не умея излагать главное, пишут слишком большие (до 200 страниц) бизнес-планы, изобилующие излишними деталями. В результате такие бизнес-планы менее эффективны, чем могли бы быть.
Во-первых, излишняя объемность бизнес-плана затрудняет понимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный бизнес-план вряд ли будут внимательно читать.
Вы хотите "продать" свой бизнес-план, поэтому вам надо иметь в виду, что даже среднее по доходам предприятие еженедельно получает несколько десятков бизнес-планов.
Как ведет себя в этом случае предполагаемый инвестор? Четыре из пяти бизнес-планов будут отложены не более чем через 10-15 минут после беглого просмотра. Из
остальных вновь четыре из пяти будут читаться несколько внимательнее и дольше (час и более) и вновь отложены в сторону. И только оставшиеся из общего числа представленных бизнес-планов (примерно, один из ста) будут подписаны и станут в дальнейшем предметом серьезных переговоров, в результате которых, в лучшем случае, один из подписанных бизнес-планов будет проинвестирован.
Это означает, что представленный вами бизнес-план должен быть очень хорошо подготовлен, чтобы он прошел вышеописанный отбор, победил в конкурентной борьбе с другими бизнес-планами и был "продан" или, другими словами, проинвестирован.
Оптимальный размер бизнес-плана - не более 35-40 страниц. Не загромождайте его схемами и рисунками с целью "онаучивания". Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание бизнес-плана.
Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное - доступность понимания его содержания.
Бизнес-план должен иметь титульный лист и оглавление. На титульном листе указывается название компании (или имя и фамилия потенциального предпринимателя, если компании еще нет), адрес, номер телефона (факса).
Оглавление желательно поместить на одной странице. Это очень важная часть бизнес-плана. У каждого из читающих имеются свои, наиболее интересующие его моменты, которые он хочет немедленно узнать, например объем требуемых инвестиций, сроки их возврата. Оглавление сразу же подскажет читающему, где можно найти эту информацию.
Страницы бизнес-плана должны быть обязательно пронумерованы и проставлены рядом с наименованием разделов в оглавлении.
Бизнес-план - это достаточно устоявшийся документ, и хотя он должен составляться "на продажу", т.е. нравиться "покупателю", тем не менее имеет довольно строгий состав документов.
Составные части бизнес-плана:
- краткие выводы;
- продукт или вид услуг;
- цели и стратегия;
- описание рынка;
- конкуренты;
- маркетинговая стратегия;
- план производства;
- организация и управление;
- правовой статус организации;
- финансовый план;
- программа инвестирования;
- охрана окружающей среды;
- оценка риска и страхование.
1.2. Краткие выводы
Бизнес-план начинается с конца, т.е. "краткие выводы" - это решающая часть бизнес-плана. Для многих бизнес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет отложен в сторону. Значит, "краткие выводы" оказались неубедительными и не заинтересовали инвестора (вспомните, что инвестор рискует своими деньгами и он вправе отвергнуть предложенный бизнес-план, даже если ему не понравился сорт бумаги, на котором он написан).
Краткие выводы дают возможность понять базовые идеи и перспективы бизнеса быстро и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение плана до конца.
Цель кратких выводов - заинтересовать и даже "соблазнить" потенциального читателя-инвестора.
Чтобы сделать это, вы должны суметь передать ваш оптимизм по отношению к вашему бизнесу читающему.
Для этого не нужно использовать лозунги, просто в доброжелательном, доверительном тоне продемонстрируйте, что вы готовы и сумеете использовать все возможности, предоставляемые рынком для достижения успеха.
Краткие выводы - это суть вашего предложения, это результат уже написанного бизнес-плана. Здесь на одной-двух (максимум трех) страницах предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность вашего бизнеса:
- что вы собираетесь делать;
- чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции конкурентов;
Здесь обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3-5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого вы сможете гарантированно вернуть все одолженные средства (или, другими словами, срок окупаемости капитальных вложений).
Конечно, "краткие выводы" пишутся после того, как бизнес-план полностью подготовлен.
Существует два типа кратких выводов: конспективные и описательные.
Конспективные краткие выводы более прямолинейны и "откровенны" по двум причинам: они просто повторяют в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана. Преимущество таких кратких выводов состоит в том, что они легко пишутся и в наименьшей степени зависят от способностей пишущего. Единственным недостатком конспективных кратких выводов является слишком "сухой", деловой тон.
Краткие описательные выводы похожи на краткий рассказ, который вы преподносите читателю. Здесь вы можете с большим драматизмом и волнением описать ваш бизнес. Однако необходимо обладать достаточными способностями, чтобы, представляя требуемую информацию, вызвать энтузиазм читающего и не впасть в преувеличение.
Краткие описательные выводы хороши для бизнеса, связанного с новизной. Это может быть новый товар, новый рынок, новая технология, требующие дополнительных пояснений. Такие краткие выводы хороши также в том случае, если ваш бизнес имеет какой-то доминирующий элемент, например обладание важным патентом или участие в нем выдающегося, знаменитого бизнесмена, которые должны быть обязательно освещены.
Краткие описательные выводы хороши для компаний с интересной историей. Такими краткими выводами вы можете вызвать эмоциональный отклик у читателя, приведя одну или две наиболее впечатляющие черты вашей компании и показав, как именно эти черты будут способствовать успеху будущего бизнеса.
1.3. Описание продукта или вида услуг
В этом разделе, открывающем основную часть бизнес-плана, дается подробное описание будущего продукта, товара или услуги, которые вы хотите предложить покупателям (потребителям).
Здесь вы излагаете свою главную идею. При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов:
- какие потребности призван удовлетворить ваш продукт (или услуга)?
- что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг), предоставляемых другими компаниями, и отдавать ему предпочтение?
- почему вы выбрали этот продукт (услугу) и этот рынок, чем они привлекательны для вас?
- каков жизненный цикл товара или, другими словами, как скоро он устареет?
Очень важный и часто забываемый момент - наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью новой технологии. Для успеха бизнес-плана желательно включить в него фотографию или же очень хороший рисунок товара, позволяющий составить о нем ясное представление.
Если в вашем бизнес-плане речь идет о высоко-техничном изделии, не забудьте охарактеризовать систему послепродажного сервиса.
В целом в этом разделе бизнес-плана постарайтесь описать комплекс дополнительных услуг, предоставляемых покупателю в случае совершения покупки, то есть то "подкрепление", которое получит выпускаемый фирмой товар в конкурентной борьбе с аналогичными изделиями других фирм.
Ведь конкуренция в наше время - это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а то, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещей".
И завершающим штрихом этого раздела бизнес-плана является свод данных о предполагаемой цене товара, затратах на его производство и величине прибыли, приносимой каждой единицей товара.
1.4. Цели и стратегия
Кратко изложите цели, к которым вы будете стремиться в своем бизнесе в ближайшие три года, и общую стратегию их достижения.
Три года - это, конечно, не конец дороги. Однако, по мнению многих западных специалистов, реалистический прогноз более чем на трехлетний период практически невозможен из-за быстро изменяющейся рыночной ситуации.
Три года - достаточно длинный период. Очень важно сконцентрироваться на важнейших целях и не впасть в излишнюю детализацию. Средством достижения этого является установление (определение) одной цели для каждой составляющей вашего бизнеса:
- рынок;
- деньги;
- производство;
- люди;
- охрана собственности;
- охрана окружающей среды.
Эти цели должны четко определять желаемый результат (например, увеличивать объем продаж на 20% ежегодно). Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.
Еще раз напоминаем: ограничьте себя одной главной целью по каждой составляющей бизнеса. Приведя большее количество целей, вы рискуете увязнуть в деталях и запутать изложение или произведете впечатление человека, собирающегося достичь слишком многого, что нереально.
"Главными целями" компании на ближайшие три года могут быть следующие.
Рынок. Увеличить объем продаж на 20% за счет проникновения на другие внутренние рынки и экспорта в страны СНГ (Россия, Белоруссия) и Западную Европу.
Деньги. Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгами с тем, чтобы около 35% необходимого капитала обеспечивалось акционерами.
Производство. Улучшить качество продукции путем внедрения автоматизированной системы контроля качества.
Люди. Повысить квалификацию работающих путем организации кружков качества, специальных курсов, стажировок.
Охрана собственности. Отказаться от услуг собственной охраны и обратиться к профессионалам.
Охрана окружающей среды. Уменьшить отрицательное влияние производства на окружающую среду путем модернизации системы очистки вредных выбросов в атмосферу.
Ценовая политика. Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен, ассоциирующийся у покупателей с высоким уровнем качества продукции, путем проведения специальной рекламной компании.
Распределение. Перейти от двухуровневого к одноуровневому каналу распределения продукции, открыв сеть региональных фирменных магазинов.
1.5. Описание рынка, конкуренты
Основой успеха в бизнесе является знание ваших потребителей или, другими словами, вашего рынка. В конце концов, если вы не знаете, кто ваши потребители, как вы можете понять их нужды?
Успех зависит от вашей способности предвидеть нужды и запросы потребителей, а значит, вы должны знать, кто ваши потребители, чего они хотят, где живут и что могут себе позволить.
Кроме того, если вы хотите максимально обезопасить ваши вложения, пренебрежение к характеру и размеру рынка непростительно. Многие инвесторы хорошо знают рынок, поэтому предпочитают компании уже известные рынку или хорошо ориентирующиеся на нем, по сравнению с компаниями, обладающими только знаниями технологии и производственного процесса. Поэтому ваше знание рынка должно быть максимально хорошо отражено в бизнес-плане.
Хороший анализ рынка может привести к изменениям в рекламе, упаковке товара, месторасположении магазинов, структуре продаж, даже повлиять на характер выпускаемой продукции или ее сервисного обслуживания. В конечном итоге, качественный анализ рынка спасет ваши деньги.
Решая, какой из маркетинговых механизмов привести в действие (рекламу, выставки и т.д.), вы должны избрать то направление, которое максимально точно подходит вашему целевому рынку.
1.6. Маркетинговая стратегия
Разрабатывая маркетинговую стратегию, вы можете прибегнуть к услугам специалистов в области маркетинговых исследований, рекламы, связей с общественностью. И хотя эти специалисты могут значительно повысить эффективность ваших усилий, ни в коем случае не возлагайте на них полностью разработку маркетинговой программы. Это слишком рискованно для успеха вашего бизнеса.
Маркетинговый анализ зависит от маркетингового плана. Анализ призван помочь вам определить и понять вашего потребителя, план расскажет, каким образом он получит вашу продукцию. Если вы не можете доставить продукцию потребителю, вы не можете оставаться в бизнесе - это одно из фундаментальных правил. Поэтому эффективный маркетинговый план, показывающий, как вы собираетесь это делать и как будете мотивировать потребителя, жизненно необходим для вашего бизнеса.
Маркетинг охватывает такие виды деятельности, как реклама (всех видов), рассылка рекламных брошюр, связь с общественностью, а продажа базируется на телемаркетинге, телефонных продажах, почтовых отправлениях товаров.
Анализ коммерческого рыночного провала новых товаров свидетельствует о том, что его причинами являются ошибочные определения объема спроса (45 %), дефекты товара (9 %), недостаточная реклама и усилия по продвижению товара на рынок (5%), завышенная цена (18%), ответные действия конкурентов (7%), неверно выбранное время выхода на рынок (4%) и нерешенные производственные проблемы (12%).
Как видите, из всех причин (100%) коммерческого рыночного провала товаров 79% связан с ошибками в анализе рынка (45 + 5 + 18 +7 + 4).
При подготовке этого раздела бизнес-плана вы должны широко использовать все виды доступной вам маркетинговой информации или провести дополнительный поиск, а значит, понести дополнительные затраты на ее получение. Источниками такой информации могут быть уже имеющиеся и доступные данные об объемах продаж аналогичных товаров конкурентами, качестве их продукции, применяемых ценах и условиях продаж.
Такая информация будет вам нужна и при подготовке последующего раздела бизнес-плана "Конкуренты".
Система маркетинговой информации состоит из
четырех подсистем:
- внутренней отчетности;
- внешней информации;
- маркетинговых исследований;
- анализа информации.
Все подсистемы взаимосвязаны, а в целом система маркетинговой информации взаимодействует с внешней средой в виде маркетинговой среды и работников маркетинговых служб, принимающих решения.
Сердцевиной системы маркетинговой информации являются маркетинговые исследования. Именно в этой подсистеме формируется цель, задачи исследования, определяются источники информации, методы сбора и анализа данных.
Ф. Котлер приводит перечень наиболее часто встречающихся задач, решаемых системой маркетинговых исследований:
- изучение характеристик рынка;
- определение потенциальных возможностей рынка;
- анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта;
- изучение тенденций деловой активности;
- изучение товаров конкурентов;
- краткосрочное прогнозирование;
- изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное прогнозирование;