Отношение к показателям духовной деятельности в среде верующих неоднозначное. С одной стороны, количественная определенность наших действий, которую дает применение показателей, необходима во всех областях жизни, в т.ч. и жизни духовной. Сколько класть поклонов, как часто ходить в храм и причащаться, сколько дней поститься, какой процент от дохода пожертвовать на доброе дело - какие бы цифры вы не назвали, они будут значениями того или иного показателя.
С другой стороны, если измерениями подвергаются такие вещи, как духовный рост, это часто вызывает настороженность. Многие говорят о том, что наличие хороших показателей в этой области вызывает тщеславие. А оно обесценивает то положительное, что человек сделал.
1. Когда не надо и когда полезно использовать показатели личной деятельности
Поэтому прежде, чем применять показатели, надо разобраться, в каких случаях это оправданно, а в каких нет. Начнем с тех случаев, когда от использования показателей следует воздержаться. В работе прот. Валентина Свенцицкого "Монастырь в миру" в числе опасностей для подвизающихся молитвой Иисусовой названо применение показателя "срок достижения результата":
"Не надо связывать желаемых результатов с каким-нибудь сроком,
хотя бы и самым отдаленным.
Нельзя говорить себе: "Достигну того-то через месяц или через год".
И с беспокойством следить каждый день, есть ли движение вперед.
Молящийся должен приступать с твердым решением подвизаться
независимо от результатов. Хотя бы и никаких не было плодов от трудов
его - продолжать начатый труд. Ибо наше дело трудиться, а плоды от
Господа".
Стяжание молитвы Иисусовой не сводится к обретению навыка непрерывного произнесения данной молитвы. Самое главное - это обретение благодатного состояния души, подаваемое Господом на молитву. Разумеется, что назначать срок и меру в даровании благодати может только Сам Господь. Отсюда вытекает общее правило: во всех случаях, когда мы желаем получить что-то от Господа, нужно воздерживаться от применения показателей. Бог лучше нас знает, когда и что нам подать.
Иное дело, когда мы планируем меру нашего трудолюбия и определяем параметры нашего труда. Здесь показатели применяются часто, о чем можем судить из наставлений святых. Так, свт. Феофан Затворник в одном из писем дает следующее наставление:
"...было бы много плодотворно, если бы Вы каждое утро кратко записывали порождающиеся или размышлением добываемые мысли при чтении Евангелия и Апостола".
В этом наставлении указано действие "записывать мысли при чтении Евангелия и Апостола", и показатель частоты совершения этого действия с его планируемым значением - "каждое утро". Это простой и понятный показатель, которым устанавливается регулярность действия.
По желанию, применять можно и несколько показателей. Это бывает уместно в тех случаях, когда ставится более сложная, комплексная цель. Тогда эта цель разбивается на частные цели (называемые подцелями) и к ним подбираются показатели.
Например, вы поставили перед собой цель "Тщательно изучить книги Нового Завета, осмыслить прочитанное и выработать соответствующую линию поведения в конкретных областях своей жизни". Проводим разбиение названной цели на подцели (данный прием называется декомпозицией):
Первая подцель: "Тщательно изучить книги Нового Завета". Показатель - отводимый срок на изучение, месяцев.
Вторая подцель: "Осмыслить прочитанное". Показатель - количество вопросов, требующих пояснения.
Третья подцель: "Выработать соответствующую линию поведения". Показатель - срок готовности краткого описания поведенческой модели.
В любом случае подход к использованию показателей должен быть практичным. Если вы чувствуете, что планирование и контроль тех или иных показателей ваших личных действий способны повысить вашу организованность и личную эффективность, то показатели надо применять. Причем стараться обходиться только самыми необходимыми показателями, вплоть до того, чтобы использовать лишь один из них. Когда показатели применяются необдуманно и в большом количестве, это ничего не дает, а то и вовсе отвлекает от сути дела.
2. Проблема тщеславия в связи с использованием показателей
Довольно часто высказываются опасения, что применение показателей в таких областях как "духовный рост", "совершение добрых дел" и т.д. приводит к усилению тщеславия в человеке. Такое действительно происходит, если человек использует полученные данные для мысленных похвал себя, самолюбования, для лелеяния своего ощущения превосходства над другими. Но это лишь свидетельствует о проблеме неправильного использования показателей.
Для того, чтобы делать все правильно, необходимо сначала определить ту основу, на которой измерения духовного роста производятся. Эту основу образуют соответствующие заповеди и наставления:
"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:3-4).
"Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь" (2Кор 10:17,18).
"Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:10).
"Нет ничего лучше - как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже - как не знать этого" (сщмч. Петр Дамаскин).
Приведенные цитаты показывают, что наш духовный рост состоит не в наращивании неких "заслуг", которые мы ошибочно приписываем себе, а только во все большем понимании нашего несоответствия тому, чем мы должны быть, и постепенном исправлении ситуации. Причем оценку как нашего понимания, так и степени исправления дает Господь, а не мы. Наша же задача - стараться двигаться в правильном направлении. Показатели же должны содействовать решению этой задачи.
Приведу пример с показателем "Сравнительный уровень гордости и смирения". В нем выделено семь уровней, из которых уровень 1 наихудший, а уровень 7 - наилучший:
Уровень 1. Уверенность в превосходстве над любым человеком. Отношение к другим как к не стоящим ничего.
Уровень 2. Декларация своей принадлежности к узкому кругу "избранных", отношение к большинству как к "профанам".
Уровень 3. Завышенная самооценка, но уже с внутренним признанием, что определенная часть людей может быть лучше и успешнее, в том числе и в духовно-нравственной жизни.
Уровень 4. Понимание своей непредпочтительности перед другими, отношение к себе как среднему человеку.
Уровень 5. Концентрация на самопознании и осуждение себя как страстного и грешного, хуже других.
Уровень 6. Высокая степень смирения и очищения от страстей. Борьба идет с "тонкими" обольщениями (например, обольщением своей праведностью).
Уровень 7. Полнота смирения, бесстрастие, святость.
Работать с этим показателем можно по следующей примерной схеме. Сначала ознакомиться с самим показателем, уяснить, что именно с его помощью измеряется. Затем провести первый замер - задать себе вопрос "на каком уровне я сейчас нахожусь?". Если ответ будет "на шестом" или "на седьмом" уровне, то это будет признаком того, что вы не занимались серьезно самоанализом и не имеете необходимого духовного опыта. Люди, которые имеют такой опыт, знают, как трудно избавиться от проблем, связанных даже с начальными уровнями. Поэтому старцы советовали не обольщаться своей святостью, а считать себя способным или способной ко всякому, большому и малому, греху до самой кончины. Когда этот старческий совет усвоен, можно приступать к работе с показателем.
3. Работа с показателем
Сначала надо сосредоточиться на самом первом уровне и попытаться вспомнить, были ли у вас мысли, убеждения, чувства, высказывания, решения и поступки, соответствующие этому уровню. Поскольку враг пытается нас подтолкнуть к этому, то вероятность хотя бы мимолетных явлений первого уровня высока. Если ничего подобного в себе человек не замечал, ему полезно задаться вопросом, насколько глубоко они занимался исследованием своего внутреннего мира. Может быть, ему стоит развить внимание и наблюдательность в своем самоанализе.
Перейдя ко второму уровню, можно задуматься над тем, что именно побуждает считать себя одним или одной из немногих избранных. Какими знаниями, способностями и качествами вы наделены, которых бы не было у большинства людей? Здесь полезно посмотреть на себя со стороны и стать в некотором смысле оппонентом себе. Т.е. попытаться аргументировать, что собственное мнение о себе страдает явным преувеличением. Такая внутренняя дискуссия может вывести вас из привычных суждений о своей личности.
Третий уровень характеризует довольно распространенное завышение самооценки. Часто проявляется в том, что человек берется за дела, в которых он не разбирается достаточно хорошо. От таких людей можно услышать духовно-нравственные оценки, в которых больше ограниченности и односторонности, нежели умелой диагностики.
Четвертый уровень в некотором смысле переломный. Он акцентирует внимание уже на положительном качестве - умении относиться к людям как равным. Святые отцы не случайно говорили о том, что осознание собственной непредпочтительности важно для духовного развития. Именно в неумении относиться к другим как равным заключается объяснение многих наших неудач. Выпячивающие свою роль склонны рассматривать других как ресурс для своей деятельности. Они не особенно пытаются понять, что думают и чувствуют окружающие. Эти окружающие являются, по их мнению, отстающими, которых надо наставлять, организовывать и вести за собой. Между тем на практике "отстающие" часто понимают и видят больше их. И потому не спешат откликаться на их призывы. А "призывающие" винят во всем отсталость и инертность тех, кто, по их мнению, обязан поддерживать их.
Пятый уровень говорит о проблеме, на важность которой указывается во многих проповедях и источниках. Заключается проблема в том, что мы поверхностно относимся к духовно-нравственному самоанализу, недооцениваем свои грехи и страсти, степень их негативного влияния на нашу жизнь. "Не грешнее других" - обычный штамп нашей самооценки. Но если как следует разобраться в устроении собственной души, то выяснится, что наши грехи серьезнее, чем мы ожидали. И то, что мы их допустили и допускаем, этот факт порождает в душе ощущение и даже уверенность, что мы не лучше, а хуже других. Вот эта-то концентрация на собственной неправедности, каковую старцы называли "зрети свои грехи", и создает в нас осознание неприемлемости своего состояния, вызывает неотложное требование исправления.
На шестом уровне идет борьба с тонкими обольщениями и искушениями. Они бывают разными, одно из них известно как обольщение собственной праведностью. Здесь речь не идет о грубых обольщениях свойственных новоначальным - походил человек в храм, почитал духовную литературу и уже смотрит на других свысока. Это где-то в районе второго-третьего уровней. Тонкое же обольщение собственной праведностью пытается воздействовать на людей опытных, достигших определенного статуса, известности, влияния и т.д. Проявляется такое обольщение в виде абсолютизации их взглядов на жизнь, нежелании прислушиваться к мнению других, стремлении устанавливать поведенческие стандарты независимо от реальных условий и т.д.
Наконец, седьмой уровень. Это уровень действия большой благодати, уровень тех, кого мы называем святыми. Это уровень духовно сверхуспешных людей. Несмотря на это, святые до последнего своего дыхания отказывались считать себя святыми, и называли себя грешнейшими из людей. По этим их словам, и их житиям мы может составить некоторое представление о том, что есть святость и что есть полнота смирения.
Итак, общий смысл показателя "Сравнительный уровень гордости и смирения" заключается в том, что он прежде всего выступает средством самодиагностики. Полагаю, что большинство из нас стартует в жизни на начальных уровнях (обычно второй-третий) и постепенно выходит на четвертый-пятый уровни. Меньшая часть достигает шестого уровня, и единицы - седьмого.