В молитвах, написанных на церковно-славянском языке, при обращении к Богу и святым используется "звательный падеж", которого нет в русском языке. Например: Господи, Боже, Иисусе Христе, а не: Господь, Бог, Иисус Христос. Православные молитвы пишутся также и на русском языке, но в них обычно сохраняется звательный падеж (подобно тому, как это сделано в синодальном переводе Библии - см. Псалтирь). Что касается моих молитв, то они написаны как с использованием звательного падежа, так и без него. Полагаю, это не имеет большого значения и лишь отражает грамматические особенности моих текстов. С другой стороны, это может стать поводом для разговора о расположениях в молитве.
Расположение - это наше настоящее отношение к словам молитвы, которое передает состояние души на момент молитвы. В моей практике обращение к Богу в звательном падеже, т.е. "Господи Боже" часто означает сориентированность души на любовь и милосердие Божие, ожидание его милости, а обращение "Господь Бог" прежде всего отражает сориентированность на страх Божий, осознание величия и бесконечности Бога. Впрочем, это именно личное, мое субъективное расположение, и другие молящиеся могут иметь иные предпочтения.
Расположения важны, поскольку свидетельствуют о том, каковы мы на самом деле. И то, каковы мы на самом деле, оценивается Господом. Так, молитва фарисея основывалась на горделивом расположении превосходства над мытарем, а молитва мытаря - на искреннем покаянии (притча о мытаре и фарисее - Лк. 18:9-14). В результате, мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей.
Говоря о расположениях, мы прежде всего должны учитывать проблему правдивости, искренности нашей молитвы. Насколько соответствует состояние души словам молитвы? Один старец говорил своей подопечной: "да не ври, когда читаешь молитву Господню и произносишь якоже и мы прощаем должником нашим". Естественно, если мы "врём" в нашей молитве, то предстаем пред Богом как лицемеры.
Отсюда возникает практическая задача, которая заключается в том, что на расположения надо не просто обращать внимание, но и работать над ними, определенным образом формировать их. Например, каким должно быть расположение, если в молитве к Богу испрашивается высокая добродетель, скажем, полный отказ от самоугодия? Означает ли такая просьба (т.е. просьба даровать способность отказаться от самоугодия и помочь в осуществлении такового отказа) в качестве одного их своих моментов необходимость в будущем принять значительные ограничения в питании и других потребностях?
Расположения как раз и дают ответы на подобные вопросы. Если я мирянин, и образ моей жизни отличается от монашеского, то и самоугодие для меня в некоторых случаях означает не совсем то же, что для монаха. Монашествующим уместно "утеснять плоть", мирянам вместо этого уместно придерживаться умеренности, избегания излишеств. Разумеется, это не касается периодов постов, которые имеют определенный порядок для всех воцерковленных.
Поэтому в расположениях могут учитываться различия в жизненных обстоятельствах, образе жизни. Это позволяет придерживаться в молитве высоких духовных ориентиров, но при этом иметь и необходимую, объективно присущую нашим обстоятельствам меру. Можно сказать, что расположения - это своего рода пояснение того, как именно мы понимаем, какой смысл вкладываем в слова своей молитвы. Осознанное отношение к своим расположениям дает возможность избежать некоторых ошибок или предвидеть определенные проблемы на нашем пути.
Старцы отмечают, что некоторые христиане молились о получении высокой молитвы, и Господь по неизреченному милосердию давал им такую молитву, но она не шла им впрок. Не шла впрок, поскольку душа не была готова к получению такого дара. Получилось как бы то, что просимый драгоценный камень был получен, но для него не нашлось достойной оправы. И это то, над чем стоит задуматься - о том, что получение просимого в молитве может открыть несовершенство души, ее немощь воспользоваться даром ко благу. Или же дело может закончиться просто неполучением просимого.
Так стоит ли просить высокие дары? Думаю, что стоит, если иметь правильные расположения в молитве. Примером таковых могут быть два следующих варианта:
1. Молитва творится от первого лица множественного числа (т.е. используется "мы", а не "я"). В этом случае душа молящегося располагается к смирению и подразумевает, что просимые дары Господь пошлет достойным, к которым сам молящийся может и не относится. "Мы" может охватывать широкий круг верующих, даже всех христиан.
2. Молитва совершается от первого лица единственного числа (говорится "я", а не "мы"). Здесь молящийся может подразумевать, что Господь пошлет ему просимый дар в той мере и тогда, в какой и когда Господу будет угодно. Или пошлет понимание того, что более полезно и уместно для молящегося, о чем и надо ему молиться.
Написал эти строки во избежание недоразумений, так как в текстах моих молитв встречаются просьбы о высоких дарах. Такие просьбы могут появиться в тексте молитвы, если она составлена по наставлениям святых. Например, в молитве Пресвятой Троице об обретении совершенной любви и пути внутреннего внимания (из сборника молитв Богу в духовной брани) содержится такая просьба к Богу: "Помоги стяжать совершенную любовь и существовать в этой жизни совершенно изменившись в любовь и забыв все другие привязанности". О том, что нам нужна такая любовь, наставлял прп. Серафим Саровский. Но одна мера у святого, и другая - у простого и грешного человека вроде меня. Без правильного расположения подобные молитвы в моих устах могут звучать нескромно и неуместно.