Кантор Марина Михайловна : другие произведения.

Богохульство о счастьи, или Главный грех

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек, мир и бог. Любовный ли это треугольник?


   Богохульство о счастьи

   "Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч; ибо я пришел разделить человека с отцем его и дочь - с матерью ее, и невестку со свекровью ее (это точно удалось - прим. Авт.). И враги человека - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня, и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня." (от Матфея, гл. 10, 34-37).
   Оказывается, тот смысл, который обычно вкладывается в выражение "не мир, но меч" - совсем другой, даже более гадкий.
   Что есть простое человеческое счастье? Я не имею в виду определения - они всегда грешат либо узостью, либо, наоборот, афористичностью, то есть излишней широтой.
   Я - о проявлениях. Человек, счастливый в обычном, самом земном понимании, это человек, к кому-то приросший - к супругу, детям, друзьям. Он, как правило, обладает некоторым своим имуществом (размер коего здесь роли не играет), и вкладывает в него часть души - благоустраивает садик, квартиру, тщательно подбирает библиотеку, растит бонсай в конце концов и т.п. Ему, как правило, нравится его работа. Таким образом, счастливый человек оказывается связан с миром множеством нитей, которые, чем дольше человек чувствует счастье, тем больше превращаются в канаты. Канаты привязывают человека к тому, что составляет мир - к мирскому. И они же держат его, как мачту, прямо: каждый канат столь важен, что нельзя гарантировать стойкость, если лопнет хотя бы один.
   Человек счастливый - да, он живет под слоем ванильных плюшек, он получает максимум положительных эмоций и он страшно дорожит возможностью отдать максимум времени, душевных и физических сил тем объектам, которые составляют его счастье. Он отказывается поститься - без мяса ни поработать хорошо не получится, ни любовью заняться. Он отказывается носить рубище - в нем он непривлекателен. Он оказывается идти в церковь - у него засыхают краски, ему нужно успеть сотворить свое. Он отказывается от раскаяния - так как он знает, что в самом большом своем грехе он раскаяться не сможет.
   В каком? В счастье. Потому, что не воруя, не прелюбодействуя, не желая жены ближнего, он все равно совершает - постоянно, ежеминутно, ежемиллисекундно грех сотворения кумира, но не бога, а человека, людей, работы, удовольствия от жизни, и грех отвращения от бога к миру.
   Поэтому так быстро и жестоко карает бог счастливых - или мешает им, и тогда мы говорим "трудное счастье".
   Я знаю двух женщин, которые абсолютно счастливо прожили (одна - 37, а другая - более 50 лет) с безрукими инвалидами. Я знакома с семьей, которая боролась за счастье с бедностью, потом - с природой, и победила - а потом расплатилась за него нелепой гибелью одного из супругов на верхнем экстремуме счастья. Я знаю семью, где двое - гениально гармоничны, нет людей, более способных понять друг друга, но вот третий им не дается... Я знаю семью, которая за годы счастья заплатила внезапным и труднообъяснимым безумием одного из супругов, и семью, которая стала по-настоящему счастливой после того, как один побывал за гранью, я знаю... я знаю... Короче говоря, все те (речь только о моих знакомых, конечно - иной выборки нет), кого можно назвать счастливыми, расплатились за это сполна. И кто знает, чем еще расплатятся.
   Я считаю, что это неправильно. Я считаю, что бог жесток. Нельзя карать за счастье. Только счастливый человек творит - от богатства - радость и добро вокруг себя. Добро же, сотворенное не естественно, а из чувства долга, - слабее, жидче. Поэтому писания монахов протухают в церковных библиотеках, а стихи, картины, музыка - живут в душах.
   Я думаю, надо просто не верить в бога, который карает за счастье, тогда он растворится в просторах вселенной, лишится царства, и не будет более творить свой жестокий, завистливый, ревнивый, бессмысленный и несправедливый суд.
   Я думаю, надо верить в того бога, который целью - и своей, и человека - видит счастье этого человека, коее есть единственный истинный источник добра на земле, который дает человеку на время его жизни здесь полную свободу от себя (но не свободу от ответственности за свои поступки), и считает цыплят по осени, по результату, а не по его отсутствию.
   А тот бог, который из жадной ревности пытается оторвать свое же создание от созданного для этого же создания мира, в котором человеку место быть - не настоящий бог, а выдумка, страшилка, просто идол, пугалище поганое, ничем не ценнее заряженного пистолета - под его дулом тоже, как известно, можно отказаться от счастья.
   Поэтому я буду верить в того бога, который дает человеку жизнь для того, чтобы тварь была счастливой - как сможет, а не для того, чтобы она, стеная и постоянно озираясь, только и глядя в небеса, предпочитала пассивное покорство собственному - пусть ограниченному - но творению, творчеству счастья - в себе, с собой, вокруг себя. А потом, за конечным пределом - пусть отвечает, и на небесных счётах сойдутся ее, твари, банальные грехи и то, что она успела создать - будучи счастливой без страха наказания, без дамоклова меча требуемой покорности.
  
  
   Законы о счастье
   "Чем больше у человека счастья и чем оно полнее, тем быстрее и трагичнее оно заканчивается".
   Вывод первый (бухгалтерский): Если среди счастья случается горе, имейте в виду - кто-то заботится о поддержании равновесия вашего баланса.
   Вывод второй (химический): Можно попробовать использовать ингибиторы процесса выделения энергии счастья, но протекание реакций с их использованием изучено недостаточно, и имеющиеся данные говорят только о непредсказуемости хода реакции.
   Уточнение (химическое): катализаторы для данной реакции невозможно получить извне.
   Вариант квазифизический: "Энергия поля счастья тем больше, чем активнее поле индуцировавшего его несчастья".
   Вариант квазифизический N2 (самый грустный): "Чем больше активность поля счастья, тем сильнее оно притягивает несчастье".
  
   Совет практический оптимистический: радуйтесь решаемым проблемам. Радуйтесь, если вы сломали ногу. Радуйтесь, если едва выжили из-за тяжелейшего гриппа. Радуйтесь, даже если ваша дочка принесла в подоле в 15 лет. Она ведь могла бы решить вопрос и по-другому... Но радуйтесь тайно, в самом дальнем уголке души, куда не заглянуть даже богу. Знайте, все потраченные безвозвратно нервные клетки улучшают ваш баланс в глазах верховного бухгалтера.
   Совет практический реалистический: если вам кажется, что все плохо - вглядитесь в свою жизнь повнимательнее. Возможно, вы зарываетесь. Возможно, нужно поумерить жадность. Посмотрите во внутреннее зеркало, сравните с чужими жизнями - вашу.
  
   Вывод последний, завидущий. Если вы к сорока годам всего этого не поняли сами, значит, вам всю жизнь невероятно везло.
  
   ТаК
   P.S. Все-таки Ричард Бах прав - "ничто не случайно". Пошла поискать нового чтения - и первая же ссылка оказалась по теме: http://spintongues.vladivostok.com/XmoXXI/Winterson01.pdf
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"