Каплунова Александра: другие произведения.

О "Задверье" Нила Геймана, или как меня пленил мир "Никогде"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    копаясь на просторах самиздата, нашла одну любопытную рецензию на одну из любимейших мною книг. Рецензия оказалась для меня весьма неожиданно отрицательной. Так что выкладываю сюда эту самую рецензию, да простит меня автор, и свой коммент на нее. Подчеркиваю, что все права на сию рецензию принадлежат Калашникову Игорю, надеюсь он меня простит. *Хотя его на СИ не видать уже с 06 месяца...*

   РЕЦЕНЗИЯ:
  Это самая настоящая черная сказка! Каждую минуту чтения я видел черный цвет, черноту мира, черноту персонажей и черноту сюжета. Каждую страницу я преодолевал с долей отвращения. Автор хотел сделать сказку для взрослых, ориентируясь на "Алису", "Хроники Нарнии" и "Волшебника страны Оз"? Что ж, у него это явно не получилась. Да, это сказка. И это сказка явно не для детей - такое количество грязи, поеданий котят и полусгнивших трупов на страницу еще нужно поискать! Но что может почерпнуть для себя взрослый из этого произведения? Поверьте, уж не больше, чем из "Хроник Нарнии"!
  
   У Геймана, по всей видимости, была благая цель показать людей на дне, опустившихся - а в итоге нам показали грязь лондонского общества, самые настоящие отбросы. Путешествие героев по стране показывает лишь убогость Нижнего Мира и его тихое умирание. Что касается взросления персонажей для Идеи, то главный герой к концу книги остается все тем же, едва ли проявив в себе волю к жизни и стремление стать лучше. В общем, идеи в этой книге просто нет, и едва ли стоит пытаться найти в этой книге интеллектуальный подтекст. После "Американских богов", в которых автор явно попытался внести философский подтекст (пусть и не совсем удачно), попытка в этой книге показать людей на дне провалилась - лучше перечитать Горького "На дне".
  
   Что касается персонажей. Каждую страницу мне хотелось стукнуть героев по голове (а иногда - и автора). Главный герой - жалкий неудачник, ничего не стоящий в реальности. Он труслив, глуп, не умеет общаться с людьми и не имеет цели в жизни. Единственный свой якобы стоящий поступок он совершает вынужденно и по приказу Охотницы. И что самое печальное - к концу книги он абсолютно не меняется. Все тот же неудачник просто не может жить в реальном мире, и бросает его ради сиюминутных желаний. Герой Геймана к концу расписывается в своей полной несостоятельности и слабости. Неужели именно это хотел показать автор? Разве Ричард силен тем, что вернулся в Нижний Лондон? Вспомните, почему в христианстве самоубийство является смертным грехом? Верно, потому что это проявление слабости худшей части человека, оканчивающееся убийством. Убийством того доброго и сильного, что всегда есть в человеке.
  
   С какой же стати человеку, который не сделал никакого зла, совершать злодеяние над самим собою и, убивая себя, убивать человека невинного единственно для того, чтобы не допустить другого стать виновным? Зачем совершать над собою грех самому только для того, чтобы над нами не был совершен грех чужой?
  
   И если совершившие это над самими собой могут порою вызывать удивление величием своего духа, то их никак нельзя при этом похвалить за благоразумие. Хотя, если всмотреться в дело внимательнее, окажется, что и величие духа не стоит усматривать в том, когда кто-либо убивает себя лишь потому, что не в состоянии перенести или какие-нибудь житейские трудности, или чужие грехи. В самом деле, если наиболее слабым считается тот ум, который бывает не в силах перенести или грубого рабства, которому подвергается его тело, или невежественного мнения толпы, то наиболее великим по справедливости должен быть назван тот дух, который в состоянии скорее вынести бедственную жизнь, чем бежать от нее, и который, пребывая в чистоте и безупречности совести, презирает людское мнение, в особенности же мнение толпы, как правило, превратное.
  
   Другие герои книги обладают одной интересной особенностью - они недоописаны. Нет, они не картонные и не являются типажами - в тех случаях герои как раз ясны. В "Никогде" же Дверь, Вандемар, Круп, Охотница, маркиз просто описаны поверхностно - непонятно, чем они живут и что хотят добиться. Дверь - слабохарактерная избалованная девчонка, не умеющая держать себя в руках. С детства привыкшая к тому, что она всеми любима - она ведет себя как человек из высшего общества, весьма высокомерно общаясь с другими персонажами. Дверь не умеет думать наперед - она может лишь принимать быстрые тактические решения. Только из-за беспросветной глупости врагов она выживает в этой книге. Охотница - могла бы претендовать на звание хорошего персонажа, но описана лишь несколькими штрихами. В итоге вы видим гордую бесчестную женщину, думающую лишь о своей надуманной цели. И она не в силах добиться своих целей честными способами - потому предает. Противно.
  
   Вандемар и Круп весьма и весьма просты - они классические злодеи, профессиональные убийцы, получающие извращенное удовольствие от мучения своих жертв. И как же велико их разочарование, когда ангел велик им не убить Дверь, а наоборот - лишь проводить ее в целости и сохранности. И эта парочка вечных приятелей (кстати, один неимоверно туп, другому не откажешь в сообразительности) погибает весьма глупо - фактически без сопротивления. Маркиз - человек, живущий лишь для себя, но по какой-то причине несущий в себе понятия чести и долга. Наверное, это делает его самым положительным персонажем книги. Особенно, если вспомнить его замечательную смекалку в выведывании заказчика у Вандемара и Крупа. Ангел Ислинтон мог бы оказаться интересным персонажем - заточенный в темнице за ошибку, стремящийся выбраться наружу и изменить мир. Но у Геймана он лишь функция, он служит лишь для создания конфликта в произведении. Обидно.
  
   Теперь коснемся выдуманного Гейманом мира. Он, казалось бы, неплох - это замечательное, хоть и малопонятное иностранцу, описание Лондона, игра с названиями станций метро и памятными местами. Достаточно четко прорисовываются два мира - верхний, наш с вами. И нижний, мир вечной тьмы и грязи, мир дна человеческого общества, где даже время кое-где застывает будто в ожидании, что кто-то сможет его запустить вновь. Но едва ли в этом мире есть такие персонажи - все самовлюбленные, озабоченные лишь выживанием. Нижний Лондон готичен, и даже несколько комичен в этой готичности - будто кто-то специально измазал его черной краской (но мы то с вами знаем, что этот кто-то - сам Гейман). Это постапокалиптический мир, где жители утратили всякую веру в будущее и живут лишь настоящим. Эта идея могла бы стать ключевой в книге - но автор будто испугался, и в итоге герои остались в настоящем - быть может, счастливые. Но уже не совсем люди - без страсти изменить себя и мир. Пожалуй, лишь ангел и отец Двери в этом мире пытались что-то делать - но один нам не показал, второй - показан злодеем. Грустно.
  
   МОЙ ОТЗЫВ:
  Прошу прощения,но не смогла даже дочитать вашу рецезию до конца. То,как вы восприняли эту историю меня, честно говоря, просто поразило. Вы,видимо, читали ее между строк,не вникая и не обращая внимания на детали. Я лично перечитываю эту книгу уже в третий раз и стоит она у меня на полке вместе с Сапковским,Толкиеном, Мартином и Желязны... если хотите,могу объяснить и рассказать,что именно меня в ней так прельстило (просто сейчас пишу в транспотре с телефона и вступать в длительные рассуждения не удобно)
  Тик, все же добравшись до дома и дочитав вашу рецензию до конца, я не сдержалась. Пересилив весьма кислую физиономию после прочтения написанного Вами, я хотела бы представить и свою точку зрения.
  Не хочу ничего навязывать, опять-таки подчеркиваю, что лишь выражаю свою точку зрения, а она у каждого разумного существа может быть своей весьма индивидуальной.
  
  В общем, начинала я читать "Никогде", как очередную фэнтези-книжку, из разряда "почитать в метро по дороге на работу". Потому как по описанию, она хоть и была интересной, ничем особым не выделялась (Уже позднее, я узнала, что один из любимых фильмов моего юношества "Звездная пыль", снят по одноименному произведению того-же автора, так же как и мульт "Коралина в стране кошмаров").
  Но, после прочтения нескольких глав, я поняла, что безвозвратно влюбилась в эту книгу. Отмечу, что до того такую реакцию во мне вызывал, наверное, только "Ведьмак" и малоизвестный "наследник Шимилора", ну в какой то мере может быть ПЛИО Мартина.
  С каждой новой страницей передо мной открывался невероятный мир Задверья. Я никогда не была в Лондоне, знаю о нем лишь из уроков английской истории и культуры из школы (училась я в специализированной англ школе), но с прочтением, его невероятная мощь и какая-то незаметная, ускользающая от взора красота, заворожила и меня. Эти бессчетные отличающиеся друг от друга улицы, станции метро, каждая из которых была абсолютно индивидуальна, мертвые бизнес-районы и живые, кипящие жизнью кварталы...
  Но что-то я увлеклась.
  Вернемся к вашей рецензии.
  Вы пишите, о том, читая, видели только черный цвет... В этом с вами не соглашусь. Пусть Гейман и не включает в свое повествования розовые стены с голубыми зайчиками, но, простите, а что же вы хотели? Мир задверья, это место, где живут люди, которые выпали из мира (а не как пишите вы - опустились на дно). Люди, которые всеми забыты, просто стерты из существования такими же людьми. И, прошу заметить, те, кто живут в этом мире, благополучно справились с попаданием в совершенно другую среду. Они не только выжили, а они смогли жить дальше, а я думаю, что далеко не каждый человек, который потерял свое благосостояние, оказался на улице всеми забытый и брошенный сможет нормально жить дальше. Так что каждый житель нижнего мира не опустившийся на дно человек, а человек, который смог несмотря на возникшие трудности и невозможность вернуть все, что у него было, не опустил руки, а пошел вперед и нашел себе новое место в жизни.
  И это первое, что лично я смогла почерпнуть из этой книги. Как бы тебя ни бросало по жизни, как бы плохо ни было - никогда нельзя опускать руки. Даже когда у тебя ничего нет, когда тебе не к кому идти, не откуда ждать помощи - все равно иди вперед и живи. Человек может ко всему приспособиться.
  А ведь если взглянуть на жителей этого мира, то Гейман описывает их вполне детально - здесь есть и те, кто всегда жил бедно, а есть и те, кто познали благо богатой жизни. Есть те, кто родился здесь, а, кто-то попал на старости лет. В общем, если приглядеться окружение весьма разношерстное. По поводу "котят и щенят", напишу чуть позже, при упоминание мистера Крупа и мистера Вандемара.
  Не соглашусь так же и про убогость и "вымирание". Если вы читали главы, где описывался рынок, то простите, как вообще можно написать про "вымирание"? В нашей жизни уже давно ничто так не кипит жизнью, как люди собравшиеся там. А дети, которых случайно встречают в тоннеле главные герои? Это тоже признак вымирания? Простите, но в вымирающих нациях дети не бегают друг за другом, отбирая кисточку для рисования. В вымирающих мирах вообще нет бегающих детей.
  Идем дальше.
  Один из первых персонажей, с которыми знакомится Ричард, девочка по имени Анестезия. Вспомним ее судьбу... Она жила в нашем с вами, верхнем мире, до того как попала в нижний. А как она попала туда? уйдя в 11 лет из дома... а почему? Помните? Вряд ли, думаю, просто не обратили внимания. Девочка, у которой сперва умер отец, потом сошла с ума мать, сестер-двойняшек отправили в детский дом, а ее отдали тетке на воспитание... А что делал с ней мужик этой самой тетки? Бил и ... еще многое, что не указывается напрямую, но о чем не сложно догадаться. И при том что девочке было всего 11. Так на убогость какого мира это указывает - верхнего или нижнего? А хочу еще заметить, что ведь у нас такие ситуации повсеместно происходят. И взрослым, самым что ни есть серьезным людям, периодически просто наплевать, что происходит у них под носом, они этого просто НЕ ВИДЯТ.
  Что еще мне понравилось в нижнем мире - отсутствие денег. Здесь люди ценят то, что действительно имеет цену. Поэтому они не продают, а меняются.
  А вы еще пишите, что в этой книге нет идей, сколько я вам уже их тут перечислила?
  Что там дальше? Персонажи.
  Начнем с тех, с кого начинается первый пролог. Мистер Круп и мистер Вандемар. Абсолютно непохожие друг на друга, но одинаково внушающие страх и ненависть. С первых же страниц автор уделяет большое внимание их репутации в глазах читателя. Отсюда и вся чернуха с котятами, щенятами, набиванием в рот лягушек, поеданием слизней, "словно лакричных палочек" и прочих мерзостей. Я сама, признаюсь, читала эти строки с омерзением и содроганием, но тут уж, простите, персонажи такие...кхм..колоритные. Что еще хочу отметить, автор уже с первых страниц указывает, что они не люди. Они те, кого все всегда боялись.
  Идем дальше. Охотница. Что вы говорите о ней? Цитирую:
  "Охотница - могла бы претендовать на звание хорошего персонажа, но описана лишь несколькими штрихами. В итоге вы видим гордую бесчестную женщину, думающую лишь о своей надуманной цели. И она не в силах добиться своих целей честными способами - потому предает. Противно."
  И опять же не соглашусь с вами.
  Я вижу перед собой чувственную, сильную женщину, которую неоднократно пытались сломать, и которая теперь живет лишь тем, чтобы доказать самой себе, что она не сломлена. Умалчивается, что такого произошло с ней в прошлом, но теперь она живет лишь для себя. Да, в конце книги, она вроде как становится отрицательным персонажем, но, здесь тоже маленькое "но"... Для примера возьмем государственного адвоката, который выгораживает на суде уголовника. Это его работа и никто его за это никогда не укорит. Вот вам и тут вариант. Охотнице дали работу,с ней заключили договор. То, что она выполняет его ни смотря ни на что от и до, показывает только ее профессионализм. Он не плохая и не хорошая. Она в этой истории просто выполняет свою работу.
  Дальше - Дверь. Эта девочка, хотя я бы сказала девушка, не из нашей эпохи. Она росла в семье людей, о которых все знают и которых заслуженно уважают, но выросла далеко не избалованной. Она выражает знаки почтения (тот же реверанс перед крысами или весьма вежливое обращение с почтовым голубем), она уважительно относится к старшим, признает, что кто-то храбрее нее, кто-то умнее. Принимает помощь и готова платить за нее. Нередко проявляет ум. Безумно любила свою семью... В чем вы нашли ее избалованность я, честно говоря, не пойму, так же как и в каком моменте она проявляет высокомерие. Она относится с опаской к тому, что ей плохо известно, это да, но чтобы высокомерно... нет, не согласна. Могла бы привести здесь еще ряд сравнений этой маленькой леди из нижнего мира и Джессики из верхнего, но это будет слишком долго. Просто скажу, что Джесс - омерзительная особа))
  Мммммм, дальше, Маркиз Карабас, хотя я для себя называю его всегда просто Маркизом. Ну вот с его описанием я с вами соглашусь. Однако, чуть поправлю. Он живет не просто для себя, он живет, чтобы торговать, меняться, как будет правильно, и как он сам это называет. Один из литературных персонажей, кто зачислен в список моих "книжных" влюбленностей. Высокий, в огромном черном плаще, под которым скрыт костюм века 18-19ого, с длинными волосами, связанными в хвост, с белоснежной улыбкой и сияющими глазами... Просто герой из любовного романа. (Это описание Геймана и ничего личного от меня между прочим)))
  
  Ну и сам Ричард... Я честно говоря, уже устала писать. Скажу лишь коротко... и вы и я, и многие из наших с вами знакомых в данной ситуации были бы точно такими же. Коли будет интересно - распишу и его со своей точки зрения....
  Ну а пока что... Мир Задверья уникальный и удивительный. Он куда более живой и волшебный чем наш. Что весьма печально. И люди там живут совсем другие.
   Но в общем-то все это, лишь мое личное мнение) Просто я решила высказать его и вам, раз уж мы оба читали эту книгу.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) М.Торвус "Путь долгой смерти"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"