Аннотация: Впечатления от рассказа Алексея Качалова "Жизненная сила" как повод для диалога.
Уважаемый Алексей!
Не знаю, захотите ли Вы вести со мной диалог, уж слишком мы с Вами не похожи. И по возрасту (я почти в два раза Вас старше), и по литературному опыту и таланту (тут, наверное, Вы надо мной возвышаетесь), и по взглядам на происходящее в России. Точнее, не столько на происходящее, сколько на его причины. Добавлю еще (возможно, это для Вас существенно), что хотя и считаю себя русским человеком, но все же полукровка и не имею уверенности, что это никак не влияет на мое мировоззрение.
Тем не менее, творчество Ваше мне понравилось, а думы об отечестве показались живыми и во многом верными. Но, повторю, верными до тех пор, пока не начинает из них вылезать указующий перст с ответом на извечный русский вопрос: "кто виноват?". Об этом, в основном, и хочется с Вами поговорить.
Вот Вы пишете, что русскому человеку (все же, один раз для приличия оговоримся, что национальные характеристики в лучшем случае выражают нечто среднее) для полноценной жизни нужна идея, как тому самому петуху голос. Очень убедительная у Вас получилась метафора, и я с ней согласен. Не уверен, правда, что это есть главная особенность именно русского человека. Вы хоть и утверждаете, что у "них" подобной идеи нет, разве что деньги, но, например, известно, что идея о своей мировой миссионерской роли не менее присуща народу Америки (где я, правда, никогда не бывал), чем такая же идея была присуща народу Советской России. Но дело не в этом. Более точен здесь, по-видимому, Достоевский. Однако у русских не просто есть "свое понимание о добре и зле", но в нем-то, мне кажется, и следовало бы искать ту самую кощееву иглу - причину не столько наших достоинств, сколько наших бед (сразу беру "быка за рога", догадываясь, что именно здесь у нас с Вами обнаружатся наиболее противоположные точки зрения).
Не думайте, что я не понимаю или не чувствую Ваших переживаний, во всяком случае надеюсь, что это не так. При всей скромности своей биографии, я все же родился и прожил в России длинную жизнь, достаточно поездил по ее городам и весям и никогда не мыслил себя вне своей Родины, смолоду пытаясь понять: "что с нами происходит?" (была такая статья у любимого мною В.М.Шукшина, кстати, писалась она задолго до "дерьмократов", и очень бы я рекомендовал Вам ее прочесть, если не читали). Не скажу, конечно, что удалось мне открыть великую истину, но кое-что понять все же, думается, удалось. Во всяком случае, теперь основные мои вопросы обращены все больше к самому себе: что мне с этим своим "пониманием" делать, и нужно ли оно кому-нибудь? На этой почве мы с Вами и пересеклись. А теперь о главном.
По Вашему получается, что наиболее сильную и опасную для жизни России порчу ей причинили "дерьмократы" с их "общечеловеческими ценностями", лишившие русский народ "государственной идеи", а вместо нее предложившие идею "мещанскую", основанную на корысти человеческой. Могу даже позавидовать числу единомышленников, которых Вы обретаете, высказываясь подобным образом. При такой поддержке можно и в Думу дорожку проторить. Но, даже оставаясь в одиночестве и тоске, не могу себе позволить присоединиться к Вашим соратникам по "причине Станиславского": не верю. То есть, в искренность Вашу и многих Ваших единомышленников верю, а вот в идеи проповедуемые, уж извините, никак. Рискнул бы их даже уподобить наркотику: вроде и "помогает" дух жизни поддерживать, но вся помощь известно, в какую сторону эту жизнь подвигает, а дух паром выходит... Что-то у меня как-то длинно получается.
Судя по Вашему возрасту, до"дерьмократическую" Россию Вы почти не застали, а я в ней воспитывался и прожил большую часть жизни. И помню, как в юности у меня мурашки по телу бегали от восторга, когда в 0 часов доводилось по радио услышать Гимн Советского Союза. И удивлялся я своему везению, что здесь, а не в какой-нибудь гниющей Америке или задрипанной Индии родился. Стало быть, подтверждаю Вашу мысль, что государственная идея, - за весь народ не скажу, - но во мне очень даже крепко сидела.
Но тут же и признаюсь: что, хотя и до сего времени ни разу не пожалел, что не там родился, восторг начал проходить задолго до осуждаемых Вами реформ. Тут у каждого своя мера понимания и свои отметины. Умные люди, может, и никогда не восторгались. А мне почему-то, как точка излома, вспоминается выступление, где-то в конце 60-х, тогдашнего Первого секретаря ЦК ВЛКСМ, в котором он вдруг, без всякой понятной на тот момент причины, начал до небес превозносить Генерального секретаря ЦК КПСС, "дорогого" Л.И.Брежнева. Наверняка это было инициировано стратегами "государственной идеи" как ее новая линия. И началось.... Столько показухи и пустой болтовни нас тогда окружало, что в сравнении с ней нынешняя обрыдлая реклама - почти соловьиная песня. А еще процветал "затратный механизм" - это когда, чем больше денег ведомство затратит, тем лучше у него "показатели", выше премии и т.д. Сколько никому ненужной "работы" тогда делалось, и сколько полезного (направленного на экономию затрат) красный свет получало, - об этом романы нужно писать.
Не хочу навязывать своего ощущения, но постепенно оно стало таким, будто тебя силком загнали на нескончаемый концерт постоянно фальшивящего оркестра. Если бы все дело было в ушах, можно, наверное, и потерпеть. Но ведь именно "народный задор", о котором Вы со своими мужиками так сожалеете, стал проходить, хотя "государственная идея" над народом воспарялась все выше.
Теперь еще один эпизод, если позволите. Когда хоронили демократа, Андрея Дмитриевича Сахарова (пытавшегося утверждать общечеловеческие ценности), проститься с ним пришло столько людей, что мы с женой, постоянно продвигаясь, отстояли в очереди (мороз был за двадцать) почти восемь часов. Причем люди пришли сами, без приглашений, а бабульки из близлежащих домов обносили очередь горячим чаем (к телу Брежнева очередь была соизмеримой, но фальшь "звучала" и в ней: людей направляли с предприятий по указу начальства, а вместо бабушек с чаем порядок обеспечивала милиция).
Впрочем, как бы мне не хотелось обозначить этим примером факт "народного пробуждения в поддержку демократии после многих лет брежневского застоя", но и здесь опасаюсь сфальшивить. Прошло не так много времени, и где она сегодня, эта поддержка. А что до огромных и добровольных похоронных очередей, то стояли они и к Ленину, и к Сталину, всей своей "пассионарностью" душивших демократию на корню ради "государственной" идеи. Но они во имя этой идеи загубили столько своих соотечественников, что мне, для уяснения взаимных позиций, хочется Вас спросить вот о чем. Если бы сегодня на российский трон было две только кандидатуры: Сталина и Ельцина, Вы бы кого предпочли?
Не из праздного любопытства спрашиваю, а потому что к главному пытаюсь подобраться: к тому самому "особому представлению о добре и зле", которое должно отличать наш народ от других народов. Где на этой ментальной нашей шкале упомянутые персоны? У меня нет ответа. Отвечать могу только за себя. И без колебаний, потому что жизни человеческие ценю выше человеческих же идей (других-то идей, даже и государственных, не бывает). Кому как не людям идеи-то предназначены? Если под "добром" понимать обратное, то есть, что не идеи людям, а люди идеям должны служить, то от такого "добра" до мракобесия, по моему, и расстояния нет.
Теперь о деньгах и экономике. То, что ни то, ни другое для нормального человека не самоцель, - тут и спорить не о чем. Но ведь и хлеб не самоцель, только всего остального без него, вряд ли достигнешь. Чем сегодня наш народ по большому счету удручен? Это перед сном, или за бутылкой, когда есть возможность, мужики философствуют об отсутствии в самих себе "задора". Но то, что "экомика тут не причем", - это Ваши герои погорячились. Низкая зарплата, высокие цены, все, что "бесплатное" - сплошная дырка от бублика, нет защиты от беспредела бандитов вкупе с государством - вот, что людей, в первую очередь, беспокоит. И если тут ничего не изменится, смею предположить, что никакие, даже самые превосходные идеи, ничего не исправят, а только нарыв еще глубже под народную кожу загонят, повысив риск всеобщего заболевания.
Можно, конечно, вектор "экономической" дискуссии изменить и перейти к известному представлению о равнодушии русского человека к "наживе". Что, мол, если бы государство обеспечило нормальную жизнь, то и зажили бы согласно своему менталитету лучше всех, без излишеств, и всему миру нос наконец-то бы утерли. Так ведь пробовали, и долго - отчего же не вышло? Что ж, снова укажем на "виноватых" и повторим заход? Не знаю, Алексей, может в Вашей голове такая логика и укладывается, а в моей, так никак. Впрочем, не в том ли дело, что для русской-то души логика - дело десятое, и именно за это она, многострадальная, и расплачивается? Легко на это ответить очередной тезой о не понимании всякими чужаками русской души, но не пора ли и дальше рассуждать, коли беремся?
Долго я над всем этим размышлял, пока не пришел к выводам весьма простым, но, единственно, для себя убедительным. Поначалу даже обрадовался в надежде, что сумею внести лепту в нашу всеобщую рефлексию. Но, увы, что-то пока не срабатывает. Может и в самом деле "открыл" я лишь то, что "Волга впадает в Каспийское море", о чем уже неоднократно слышал от тех, с кем пытался своими размышлениями делиться. Только не перестаю удивляться: почти все наши знатоки общественной "географии" то и дело себе позволяют предполагать, что одновременно с Каспийским Волга может впадать и в Черное, и в разные другие моря.
Вот я и думаю: не есть ли сей парадокс - еще одна (наряду с отношением к "добру-злу") наша особенность, обуславливающая причинность с нами происходящего?
В краткой форме мои соображения изложены в тексте "У себя в плену", представленном на этой моей страничке. Буду признателен за критику. Извините за длинноту изложения: "не было времени написать короче".