Обзор лучшей, мною прочитанной, литературы по естествознанию. Оценка от 1 до 10, отражает мое субъективное мнение о произведении. На мой взгляд, любая, представленная здесь вещь, заслуживает того, чтобы быть прочитанной. Иными словами, в подборку не попали непонравившиеся мне книги, и оценка даже в 1 положительно характеризует данное произведение.
Бейтсон Грегори. Экология разума (8). Книга известного антрополога представляет собой избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. По сути, это сборник основных работ ученого за продолжительный промежуток времени вплоть до 1972 года. Вследствие этого книга получилась не совсем ровной, местами перегруженной частыми повторами. Центральной идеей служит, разработанная автором, концепция double bind - тупиковая противоречивая ситуация, в которой человек, что бы он не делал, не может победить. Это концепция, известная у нас как двойное послание, представляет из себя недобросовестно или злонамеренно вмененную обязанность, которая содержит внутреннее противоречие и никоим образом не может быть исполнена. При этом неисполнение этой обязанности не освобождает жертву двойного послания от наказания. Свою концепцию "двойного послания" Грегори Бейтсон воздвиг на серьезном фундаменте современной математической логики - на так называемой теории логических типов, разработанной Б.Расселом и А.Уайтхедом. Бейтсон так же сотрудничал с основателем кибернетики Норбертом Винером, что нашло отражение в главе "Эпистемология и экология".
Винер Норберт. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине (9). Работа полувековой давности, которая уже стала классикой. Математик Винер всегда сетовал на чрезмерную специализацию ученых XX века, приведшую к застою в различных областях современной науки. Он выступал за создание общества независимых ученых, работающих в межсистемных областях. Его непосредственное участие в работе подобного коллектива специалистов привело к появлению кибернетики - новой теории управления и cвязи, как в машинах, так и в живых организмах. Неиссякаемая энергия Винера, его ораторские способности, огромное желание развивать и популяризировать новое научное направление, позволили кибернетике быстро получить известность по всему миру. (Здесь, как мне представляется, уместно провести аналогию с Зигмундом Фрейдом. Залогом успеха распространения психоанализа, как и кибернетики, послужило умение их отцов-создателей дать достойную рекламу своему детищу. Показательно и то, что Винер, как и Фрейд не получил столь желаемой ими Нобелевской премии.) "Кибернетика..." увидела свет какие-то пятьдесят лет назад, однако на тот момент сложно было предугадать будущее вычислительных машин. Применение дискретной цифровой базы в построении компьютеров будущего не представлялось столь уж однозначным, как кажется. (Так, вполне приемлемым для решений математических уравнений в то время считался, так называемый, дифференциальный анализатор Буша, а это - полностью аналоговое устройство.) Как показало время, сформулированные Винером в 40-е годы XX века требования к проектированию вычислительных машин, оказались единственно правильными (цифровой принцип вместо аналогового, электроника вместо механики, двоичная система кодирования вместо десятичной и др.). Показательно, что Винер предугадал период, когда вычислительные машины смогут обыграть человека в шахматы (хотя даже двадцать лет назад подобная перспектива вызывала скептицизм у некоторых авторитетных специалистов). В чем Винер переоценил машины (а точнее недооценил людей), так это в том, что роботы способны вытеснить рабочих со всех сфер производства и привести к перенасыщению рынка дешевой продукцией. Доктор Винер, краеугольным положением теории которого служило понятие обратной связи, не заметил, что подобная связь присуща и человеческому обществу, благодаря чему оно просто не допустит подобного дисбаланса на рынке труда и услуг. Впрочем, подобным страхом перед "шоком будущего" грешат, практически, все футурологи.
Гейзенберг Вернер. Физика и философия (10). Книга основана на цикле лекций, прочитанных в Университете св. Андрея (Шотландия) одним из самых молодых Нобелевских лауреатов в области физики, основателем квантовой теории, немецким ученым Вернером Гейзенбергом. Человеком, именем которого назван, пожалуй, один из самых парадоксальных принципов микромира - принцип неопределенности Гейзенберга. Книга служит прекрасным вводным курсом в ставшую теперь уже классическую интерпретацию квантовой теории. Гейзенберг, не понаслышке знакомый практически со всеми лауреатами Нобелевской премии в области физики первой половины XX века, дает прекрасное описание переворота в мышлении ученых-физиков, произошедший на рубеже 19-20 веков. Автор достаточно полно описывает историю возникновения квантовой теории, теории относительности, атомной физики. Подробно и внятно изложена Копенгагенская интерпретация квантовой теории, созданной им же совместно со своим учителем Нильсом Бором. Особенно ценным мне представляется глава посвященная ответам на критику и контрпредложения в отношении данной интерпретации. Следует отметить, что за сто лет, прошедших с открытия Максом Планком квантовой природы излучения, в науке появилось множество новых конкурирующих и зачастую весьма замысловатых интерпретаций. До сих пор среди ученых нет единодушия в принятии той или иной системы взглядов. На фоне всего этого теория Гейзенберга окружена ореолом юношеской романтичности.
Глэшоу Шелдон. Очарование физики (9). Сборник блестящих эссе американского физика-теоретика, специалиста в области элементарных частиц, лауреат Нобелевской премии 1979 года Шелдон Ли Глэшоу. Семья Шелдона эмигрировала в США из царской России (исконная фамилия их рода - Глуховские). В 1976 году экспериментально была подтверждена гипотеза Глэшоу о существовании четвертого, так называемого, очарованного (charm) кварка (отсюда и название книги - The Charm of Physics). Понятие "кварк", введенное Гелл-Манном в 1961 году, обозначает составляющие, считавших ранее неделимыми нуклонов (протоны, электроны) и других псевдоэлементарных частиц. При всем этом, кварки до сих пор никто не видел, и, как считается, не сможет увидеть никогда, так как они существуют только группами по две-три штуки. На сегодняшний день совокупность шести кварков вместе с шестью лептонами является современной версией основных составляющих всей материи. Добавьте сюда еще, как минимум, пять основных переносчиков взаимодействий, и вы получите стандартную теорию физики элементарных частиц (и это не учитываю гравитацию!). Книга Глэшоу служит прекрасным введением в сложную физику элементарных частиц, а местами и в космологию, для непосвященных (хотя некоторые статьи, как например "Кварки с цветом и ароматом", требуют от читателя достаточной подготовки). Из определенных недостатков книги следует отметить достаточно широкий временной диапазон написания эссе: с 1975 по 1989 года. Вследствие чего в "Очарование физики" много повторений и даже противоречий (наука, к счастью, не стоит на месте). Написана книга с большой любовью к науке.
Дойч Дэвид. Структура реальности (10). Известный специалист в области квантовых вычислений пытается решить как минимум задачу поиска фундаментальной структуры, лежащей в основе реальности (The Fabric of Reality - в оригинале). Рост современного научного знания происходит в двух противоположных направлениях: расширение теорий и их углубление. Из-за процесса расширения понять теории становится все сложнее и сложнее, а из-за углубления - проще. Автор верит, что углубление медленно, но верно побеждает, и что мы приближаемся к возможности понимания всего, что понятно (Глава 1). В основу такого конкретного единого мировоззрения Дойч кладет четыре основные теории - нити (в оригинале - strand): квантовую физику, эпистемологию (теорию познания) Поппера, теорию эволюции Дарвина-Доукинса и усиленную версию универсального вычисления Тьюринга. Эти фундаментальные теории тесно связаны между собой, и Дойч настаивает, что понять их можно только в совокупности. При этом основную цель научной теории он видит не в предсказании, а в объяснении картины мира. Выводы автора достаточно революционны, а суждения весьма безапелляционны. В кратком предисловии русской редакции недвусмысленно отмечено, что "автор... предлагает свои любопытные философские рассуждения". Итак, к каким выводам приходит автор на основе четырех объясняющих "нитей"? Анализируя явление интерференции света, Дойч делает вывод, что параллельно нам существует множество других Вселенных (Глава 2). Дойч - реалист. Он не приемлет классическую "мистическую" Копенгагенскую интерпретацию квантовой теории. Он считает, что темные и светлые полосы интерференционной картины обусловлены простым механическим взаимодействием фотонов нашей Вселенной и "теневых" фотонов из параллельных миров. Для описания совокупности всех Вселенных Дойч вводит понятие Мультиверс (multiverse) - физическая реальность, включающая все параллельные миры (universe). Теория мультиверса, вообще говоря, не нова и обязана своему появлению работам таким ученых, как Хью Эверетт и Брайс деВитт и, в меньшей степени, Джон Уиллер.
Известно, что в основу алгоритма работы криптографических систем с открытым ключом, применяемых сегодня повсеместно, положено допущение (вера) о невозможности в приемлемые сроки факторизации (разложении Яна простые множители) большого натурального числа. Принято считать, что для разложения 250-значного числа современная вычислительная техника потребует миллионы лет. Однако в 1984 году Питер Шор предложил квантовый метод, известный теперь как алгоритм Шора, позволяющий производить подобные вычисления очень быстро. Правда, практической реализации подобного метода до сих пор нет. Дойч объясняет колоссальный прирост вычислительной мощности в этом случае использованием ресурсов параллельных вселенных (Глава 9). По его расчетам в подобном частном расчете может быть одновременно задействовано не менее 10^500 (!) вселенных!
Весьма интересны рассуждения автора о критериях реальности (Глава 4), о виртуальной реальности (Глава 5) и пределах вычислений (Глава 6).
В Главе 8 с позиции мультиверса выведено фундаментальное свойство жизни. (Фундаментальность здесь заключается в том, что не только звезды влияют на разумную жизнь, но и жизнь, в свою очередь, может существенно влиять на звезды. Так, скажем, через несколько миллиардов лет, дабы предотвратить затухание Солнца, наши дальние потомки могут постараться каким-то действенным образом повлиять на судьбу нашего светила.) Если бы нам представилась возможность сравнивать генетические последовательности схожих живых существ из параллельных вселенных, то согласно представлениям Дойча, мы обнаружим в них регулярные повторяющиеся структуры. Это - материя, несущая знания. Именно знания с кристаллической четкостью выделяются на фоне прочего хаоса и мусора при взгляде на Мультиверс.
Интересны рассуждения автора о времени (Глава 11). Цитата: "Время - это не последовательность моментов, и оно не течет... Мы существуем во множестве вариантов, во вселенных, называемых моментами. Каждый вариант нас не осознает другие напрямую, но обладает свидетельством их существования..." И далее: "Другие времена - это всего лишь особые представления других вселенных". (Показательно, что схожее представление о "вечном" времени я находил еще у русского математика и философа П.Д.Успенского в его книге "Tertium Organum. Ключ к загадкам мира".) В главе 12 Дойч размышляет о возможности (конечно же, пока только теоретической) путешествия во времени. Он приходит к выводу, что не существует принципиальных ограничений ни на перемещение в будущее, ни на перемещение в прошлое. Существенно, что отправка в прошлое в подавляющем большинстве случаев переместит нас во вселенную несколько отличную от той, в которую мы направлялись (точнее мы сами, своими дальнейшими поступками перепишем 'историю' и автоматически окажемся в другом мире). Поэтому будущее по-прежнему открыто и не предопределено. Единственно, что мы сможем беспрепятственно выполнять при путешествии во времени, так это копировать знания. Как пишет Дойч, в мультиверсе, по-видимому, отсутствует закон сохранения знания, в отличии, скажем, от закона сохранения заряда.
В целом книга написана ярко и оригинально. Автор особенно не спорит с положениями других научных теорий. Он высказывает собственные убеждения и уверенно движется к цели своего повествования. Его критике удостоился разве только Томас Кун с понятием "научная парадигма", да Роджер Пенроуз с убеждением о невозможности построения искусственного интеллекта. Тем не менее, в небольшой библиографии в конце книги Дойч рекомендует работы этих авторов к прочтению.
Капра Фритьоф. Дао физики (10). Крайне познавательный труд американского ученого-физика, который одним из первых попытался провести параллели между западной наукой и восточным мистицизмом. Книга писалась в 70-х годах прошлого века, когда подобное "взаимопроникновение" новейшей физики и древнейшей восточной философии казалось надуманным. Тем не менее, автор блестяще справился с поставленной задачей и показал непротиворечивую связь новейших понятий физики микромира (теория кварков, виртуальные частицы, квантовое поле) с такими религиозно-философскими учениями как буддизм, индуизм, даосизм. Отдельная глава посвящена дзэн-буддизму - уникальному смешение философских систем, принадлежащих трем различным культурам, с его парадоксальными интеллектуальными "головоломками" - коанами. Справедливости ради, следует отметить, что современные положения квантовой теории по своей "изощеренности", действительно, не уступают хитрым задачкам китайских мудрецов. Выпущенная 30 лет назад книга Фритьофа Капра явилась толчком ко многим междисциплинарным исследованиям в области экологии, медицины и экономики.
Менегетти Антонио. Проект "Человек" (9). Оригинальный взгляд на внутренний мир индивидуума и цель его развития. Итальянский психолог Антонио Менегетти - основоположник новой науки онтопсихология, с позиции которой он и исследует структуру человека - выделяет такие его глубинные составные части, как Ин-се, "Я", семантическое поле, комплексы, монитор отклонения, внешние факты. Автор ярко и нестандартно рассуждает о стереотипах, современных средствах массовой информации, этике, эстетическом здоровье, о сексуальном поведении мужчины и женщины. Наряду с традиционными терминами психоанализа, в книге проскальзывают и вовсе революционные замечания. Так ученый всерьез говорит о расе роботов, оккупировавших планету Земля и питающуюся нашей энергией (цитата: "В человеке можно обнаружить и результат чуждого влияния - того фальсификатора, который искажает отражение в соответствии с программой, разработанной внеземным разумом..."). Или, например, в книге можно прочитать о внедрении в детскую психику так называемого "монитора отклонения" через излучение левого глаза матери (цитата: "У того, кто воспринимает это излучение, внутри рождается чувство покорности и неясного согласия, своего рода сопричастности к обману, что приводит к умственному расстройству"). Перевод книги, выполненный коллективом Славянской ассоциации Онтопсихологии, очень хорош.
Менегетти Антонио. Женщина третьего тысячелетия (9). Основоположник науки онтопсихология, доктор философии, теологии и социологии, профессор Менегетти начинает свой труд следующим афоризмом: "Кто разгадает женщину - тот сможет постичь жизнь". Автор ярко и с восхищением описывает богатейший, но таинственный внутренний мир женщины. (Цитата: "Бог приберег в женщине что-то исключительное для самого себя, но женщине это неведомо".) Автор уверен, что женщина не способна правильно и в полном объеме распорядиться заложенной в нее энергией из-за ряда "исказителей" в структуре ее психики. К подобным вредным комплексам, закладываемых еще в раннем детстве, он относит комплекс "лилитизма", комплекс "старухи" и психологическую западню "женщина-приманка". В работе с необычных и, порой, парадоксальных ракурсов рассмотрен женский ум, женская логика, ее психология, сексуальность, отношение к семье и детям. Показана стратегия лидерства женщины. Отдельная часть книги отведена психологической (точнее онтопсихологической) трактовке известных кинофильмов. (Антонио Менегетти основал даже целое направление - синемалогия, методика которой, якобы, по нескольким сценам фильма способна понять и предсказать весь дальнейший ход картины и ее финал.) В конце книги приведен терминологический словарь.