В 1976 году я стал учителем в школе номер 11. М.С. Либеров хорошо знал меня, знал, где и как надо меня использовать. Понимал, что помогать мне найти дело не надо, мне не надо мешать. Мы с ним хорошо сработались. Кроме преподавания русского языка и литературы мне была доверена должность воспитателя спортивного класса. Класс этот занимался по особому распорядку, который назывался в просторечье "продленкой". То есть с моими спортсменами я был с утра до вечера. В школе класс был постоянно под моим присмотром, ну и самоподготовку они тоже проводили под моим руководством.
Ежедневно я водил своих ребят на тренировки в спортивный манеж. Даже сами эти перемещения по городу были полны эмоций и радости. Помню, как каждый старался оказаться ко мне поближе. Так и идем плотной компанией, а прохожие уступают место, но не ворчат, а улыбаются. Я хоть и к спорту отношения не имел никогда, но здесь старался разобраться со всеми тонкостями тренировочного процесса. Узнал все о режиме, о питании, о принципах тренировок. Подружился с тренерами "Спортивной школы олимпийского резерва". Работал в тесном контакте с Залуженными мастерами спорта супругами Самотесовыми (на Брянщине это люди известные, сами замечательные спортсмены в молодости, и как тренеры подготовили много прекрасных легкоатлетов). Общался и с другими тренерами Спортшколы. И вот благодаря нашим общим усилиям, в первую очередь, конечно, самих ребят, класс вскоре вышел победителем во Всесоюзном соревновании "Старты надежды", стал первым в областных соревнованиях по легкой атлетике.
И направили моих юных спортсменов от Брянской области на Всесоюзные соревнования в "Артек". По сути дела, это была награда - посоревноваться и отдохнуть в знаменитом пионерском лагере. Собрались на берегу Черного моря спортивные классы со всей страны. Мои не подкачали - соревновались на равных с сильнейшими юными спортсменами СССР. Результаты показали хорошие. Было это в сентябре-октябре. В "Артеке" была школа, и ребята мои ходили на занятия. Учителя а "Артеке" были очень опытные. Методика преподавания была выстроена так, что детей не перегружали, а домашних заданий не было вообще. Кроме меня на класс назначили артековского воспитателя и артековскую пионервожатую. Мне же начальство лагерное "приказало" отдыхать. Но ребята у меня подвижные, не в меру инициативные. Так что третья пара глаз была не лишней.
Девочки жили в корпусе на первом этаже, мальчики - на втором. (Корпус именовался кораблем, этажи - палубами, комнаты - каютами). Записки на ниточках шныряли сверху вниз и обратно. В общем, обычные для такого возраста отношения. В те дни шла подготовка к Артековскому спортивному празднику, к параду, смотру. Нужно было привести в порядок костюмы, спортивную форму, пришить эмблемы, номера нагрудные. Девочки в этих делах ловчее. И мальчики оказались в затруднении. А вокруг "Артека" раскинулись виноградные плантации. И девочки поставили пацанам условие-ультиматум: "Добудете винограда, все пришьем и подгоним". Мальчики принялись за выполнение условия. Я разобрался потом в подробностях их операции. Они (группа переодевалась из формы в обыкновенные шмотки - чтобы не "светить" лагерь, как они говорили), брали рюкзаки и уходили на добычу. Я их застал в момент расплаты за "пошив и подгон обмундирования". Стал разбираться, и обратил внимание, что очень уж быстро они расплатились за работу. Провел расследование. Оказалось, этот промысел они освоили еще накануне. В заброшенном хозяйственном домишке, расположенный на территории лагеря, устроили склад, куда помещали натасканный с плантации винограда. Ну что тут сделаешь? Не нести же его обратно? Набеги я пресек, но от винограда не отказывался. Ребята угощали не только меня, но и всех наших соседей.
Как я уже говорил, мои воспитатель и вожатая, да и начальство лагеря, очень хотели, чтобы я хорошенько отдохнул. Однажды прямо сказали: "Уходите дальше по пляжу и можете весь день загорать и купаться". С неохотой, но и с благодарностью, согласился. Ушел километров за несколько. Отдыхаю, загораю. Вдруг слышу за утесом очень уж знакомые голоса. Глянул! Четверо моих сорванцов тут-как-тут. Увидели меня, сделали от удивления ошалелые глаза... и галопом в лагерь. Скрыл я это дело, не стал разбираться. Пожалел их. А потом мне родители говорили, что дети их никак не могли понять: как это получается, что если они хотят куда-нибудь отправиться втихаря, Георгий Михайлович уже их там ждет.
Интересной была экскурсия в музей освобождения "Артека". Там рассказывалось и о нашей танковой армии. Дети уверяли потом, что видели мою фотографию и в музее. Не знаю. Я не видел. Накануне посещения музея я рассказал ребятам, как мы воевали в этих местах в 1944. Провел с ними экскурсию на Сапун-Гору, где меня контузило. Может быть, поэтому они и нашли портретное сходство с кем-то из бойцов, изображенных на снимке. Артековский праздник, к которому так своеобразно готовились мои ребята, нам очень запомнился. Подошли близко военные корабли и устроили с моря чудесный фейерверк. Какой-то осколок залетел на трибуну к моим ребятам. Но обошлось. "Наших ничего не берет!"- шутил вожатый нашего отряда.
В одиннадцатой школе удалось развернуть и юнкоровскую работу. Школьная газета выходила на трех ватманах два раза в месяц. Каждый класс, начиная с пятого, выпускал свою газету. Кружок уже нас не устраивал, и я предложил организовать в школе факультатив журналистики. Стал его вести. Наших юных корреспондентов очень быстро узнали в городе, а вскоре добрались мы и до Москвы. Ребят стали печатать в "Пионерской правде", журнале "Рабоче-крестьянский корреспондент". И вот итог - нас пригласили на Всесоюзный слет юных корреспондентов. Для нас был устроен прием в газете "Правда". Разрешили моим юнкорам посидеть в кресле Константина Симонова. Состоялся теплый прием и в "Пионерской правде". А потом нам предоставили возможность посмотреть военный парад на Красной площади.
Кажется, забот у меня было достаточно, но не сиделось мне спокойно. Познакомился как-то на встрече ветеранов с Дважды Героем Советского Союза Павлом Михайловичем Камозиным, летчиком-истребителем. Несколько встреч с ним, с членами его семьи, его друзьями навели на мысль организовать в школе отряд юных следопытов. Собрали материал, оформили уголок. И... уголок этот постепенно перерос в музей Камозина. По всей стране разыскивали мои активисты друзей и соратников отважного летчика, связывались с ними, заводили переписку. Установили контакты и с Германской Демократической республикой. Со временем признали наш наш музей одним из лучших школьных музеев города. А раз так, то мы с ребятами решили, что имеем право выйти с ходатайством о присвоении школе номер 11 имени П.М. Камозина. Это имя она носит и сейчас.
А в то время неподалеку от моего дома открылась новая школа. Школа номер 67. Часть учителей нашей одиннадцатой школы вошли в ее педагогический коллектив. Директор новой школы добился согласия ГОРОНО и на мой переход - "для налаживания и организации воспитательной работы, воспитательного процесса".
С энтузиазмом взялся за работу на новом месте. Многое из того, что было задумано, удалось внедрить в жизнь. Но вышел небольшой казус. В конце первого года работы, учителя оставленной мной школы номер 11 создала группу, которая поставила своей целью вернуть меня назад. Возглавила группу новый директор школы Комарова Светлана Павловна. Меня совестили, попрекали изменой и я вернулся. Проработал со Светланой Павловной до августа 1998 года. С большой торжественностью и теплотой отметили в этой школе пятидесятилетие моей педагогической деятельности и семидесятилетие со дня моего рождения. Ушел я на отдых в 72 года.
Но продолжал работать на общественном фронте. Еще во время работы в школе меня избрали членом районного совета ветеранов. И вот теперь, когда появилось свободное время, я решил организовать при школе первичную организацию ветеранов микрорайона школы. До этого уже делались попытки создать в Бежице ветеранские советы при домоуправлениях. Но не получилась. Не нашлось энтузиастов. А у нас при школе получилось. Собрали дедушек и бабушек школьников, те с собой привели друзей, соседей. Собрание вышло многолюдным. Избрали Совет ветеранов войны, труда, правоохранительных органов микрорайона школы номер 11 имени Дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина. (Звучит!) Развернули работу. Помогали педколлективу, помогали пенсионерам, устраивали вечера с самодеятельностью. А моим поручением стала работа с учащейся молодежью. Стал проводить встречи с детьми в школах, с учащимися колледжей, техникумов, ПТУ.
На этом записки моего отца обрываются. Он, пока годы не стали брать свое, был всегда в деле, среди людей. Много внимания уделял внукам и правнукам. Постоянно хлопотал за кого-то, что-то организовывал. И обязательно присутствовал на торжествах, посвященных Дню Победы и Дня Советской армии. Умер он 22 февраля 2015 года. Один день не дожив до Дня Защитника Отечества и чуть более двух месяцев до Семидесятилетия Великой Победы. Эти записи - моя особая гордость. Потому что это я настоял на том, чтобы он записал свои воспоминания о прожитом.