Каров Николай Николаевич : другие произведения.

Экзорцизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный взгляд на практику изгнания злых духов


Экзорцизм

(изгнание злых духов)

  
  
  
  
  

Экзорцизм (изгнание злых духов)

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде - так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей. Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека - "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи - своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

(Проф. Осипов А. И.) [6]

Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей.

(Авва Питирион)

   Множество суеверий и ненужных страхов возникает по обычной неграмотности, как простого народа, так и лиц призванных к духовному учительству. Когда человек что-то не понимает, он зачастую отбрасывает это суждение, как несуществующее или наоборот начинает создавать собственные толкования и решения проблем, очень часто далекие от действительности. Если это касается вопросов "мира сего", то еще можно было бы молчать, но когда лжетолкования и лжемнения, т. н. суеверия восстают из-за церковной ограды, вот тогда молчание будет ошибочным. Очень часто из среды церковных людей, имеющий некий опыт христианской жизни и выходит этот, побочный продукт незнания и ложного мистицизма. Это относится ко всему, начиная с элементарного, как правильно поставить свечку и оканчивая самыми серьезным, которое может погубить или спасти душу. Человек, не имеющий должного духовного опыта, прикасаясь к высокой мистики Церкви, пытаясь дать ответы на очень сложные вопросы действительности, практически всегда попадает в водоворот непонимания и зачастую вводит себя в прелесть. Но чтобы этого не случилось необходимо иметь правильный подход и понимание той или иной проблемы. Необходимо в первую очередь полагаться на Евангелие и на опыт Церкви, нужно искать ответы на страничках Библии, а уже потом делать какие-то выводы.
   Поразительно, что в этом же мире душ человеческих зло (также, как и добро) является, как не только известное качество людей, или как известное естественное условие, влияющее на человека, - оно, это зло, оказывается во многих случаях силой, приходящей в душу человеческую извне, из совершенно особенной внефизической среды, и при том является силой конкретной, воздействующей при определенных условиях на души человеческие, и поэтому, влияющей реально на человеческую жизнь. "В сознании ежеминутно проносится множество помыслов, одни из них добрые, другие подсказаны демонами или тем греховным началом, которое проникает все существо человека. змей таится под самым умом в глубине помыслов, гнездится и умервщляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому, что сердце есть бездна". (Св. Макарий Великий) [1 ст. 9] Но, увы, это воздействие зачастую не заметно среди обычной бури ежедневных событий бытового шума, и что самое страшное, воспринимается не как пришедшее из вне, а как действия в порядке вещей. Через некоторое время такого обмана, все страсти, навеянные иными сущностями, начинают пленять волю человека. Личность, добровольно принявшая эти "энергии", и не просто принявшая, а считающая их за свои собственные проявления, становится одержимой ими.
   В зависимости от личных качеств, внутреннего мира и еще ряда для нас не известных факторов и происходит это пленение, начиная от обычной "невинной" греховной привычки и оканчивая явными беснованиями, где человек не просто теряет контроль над собственным телом, а становится рабом некой злой сущности, которая стремиться изуродовать образ Божий.
   В этой работе мы коснемся довольно актуального вопроса, как в церковной среде, так и за ее оградой. Вопроса, который волнует множество умов, и мучает тысячи больных душ. Вопрос о существовании злых сил в нашем мире, и о том, как они влияют на человека в самом страшном проявлении - в одержимости. Попробуем разобраться, что же есть на самом деле т. н. вычитка и как появилась эта практика. Попытаемся развеять дым суеверий и растолковать эти проявления в свете Евангельской истины.
   Для того, чтобы яснее понять суть проблемы, сейчас очень важно дать краткую характеристику тех сил, с которыми имеет дело человечество. Зачастую простое непонимание этих вещей приводит к серьезным ошибкам, которые в дальнейшем могут стать фатальными в деле спасения. Ведь прежде чем дать рецепт, доктор распознает болезнь и причину ее возникновения, а потом уже приписывает препараты. В данном случае болезнь, это одержимость, а рецепт - духовная борьба, в которой не допустимы ложные методы, приводящие в еще более плачевное состояние.
   "Зло - это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога".
   (В. Н. Лосский)
   Что такое зло и где его истоки? Зачем оно мучит и калечит судьбы человечества, заставляя его гнуться и падать, ударяясь лицом в грязь собственного непонимания? Если бы зло было хаотичным, не имеющее формы выражения, как утверждают материалисты, то человечество уже давно бы побороло его, подчинило своей власти, как очередную стихию вселенной. Но, увы, эта зараза поражает каждого без исключения, не смотря на возраст, пол и цвет кожи. И каким бы ни было противостояние, все равно, семена зла сеялись, сеются и будут сеяться, не взирая на законы и традиции. Человечество самонадеянно ищет оружие в борьбе с невидимым врагом, который поражает не извне, а калечит изнутри, поражая сначала внутренние органы, а потом заживо съедая остатки человечности. Все попытки что-то сделать, хотя и приносят иногда некую "победу", но как таблетка обезбалюющего, не уничтожают суть и первопричину, а снова и снова скрывают за ложным успокоением уродливое лицо князя тьмы. Человечество часто не знает своего врага в лицо и потому борется с его тенью, принося урон себе, от утраченного время и разбитых об асфальт кулаков.
   Христос - победа зла, оружие, бьющее в сердце и поражающее до полного уничтожения сущность зла. "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". (Быт.3:15)
   Сатана - самый страшный, злобнейший, наиболее порочный, самый ужасный наш враг. Он совершенно лишен чести. Он - лжец. В нем нет истины - "Ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44). Диавол является убийцей и разрушителем. Он есть воплощение ненависти и зла. Он насквозь лукав, у него совершенно нет пути ко спасению. Сатана является зачинщиком всякого зла. Нет ни преступления, ни зла, которое было бы слишком ужасным или слишком мерзким для него. Он - причина всего беззакония, всех убийств, всех оскорблений и обид, наносимых детям и женам, всякой наркотической привязанности, всякой аморальности, всех разрушенных семей, всех раздоров, всякого колдовства, всякого нечестия. Он наслаждается, побуждая к преступлениям, вызванным страстью и злобой, к преступлениям против невинных людей, попавших в руки негодных, испорченных личностей. [9]
   Бесы - злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство тьмы, главою коего есть диавол (Мф 12:24-29 и др.). Указания в Ветхом и Новом Завете на существование бесов многочисленны: в Ветхом Завете повествуется, что не раз, когда являлись пред лице Божие Ангелы Божий, являлся вместе с ними и диавол, и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими по попущению Божию искушал диавол праведного Иова (Иов6, 2:2). Повествуется также, что когда от Саула отступал Дух Божий, то его возмущал злой дух от Господа (1Цар 16:14). В книге Премудрости Соломона говорится, что завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. Солом. 2:24). В Новом Завете кроме названия бесов, для них существуют еще и другие названия, именно: злые духи (Лк 7:21), нечистые духи (Мф 10:1), духи злобы (Ефес. 6:12), ангелы диавола (Мф 25:41) и ангелы змия (Откр. 12:7-9). Это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру мир, однако зависимый в совеем бытии от Бога. [3 ст. 80]
   Первое зло явилось в мир еще до сотворения человека и даже вселенной в том виде, какой мы ее видим сейчас. Это произошло на Небесах, среди высших сил ангельских, в невыразимом молчании вопиющей славы Бога Живого. Произошло страшное. Самый могущественный ангел Денница (Свет утренней зари, его еще называют сатаной, Вельзевулом, Воландом и т. д.), видя свое могущество и власть, возомнил о себе, как о равном Богу, возгорелся пламенем гордости "Сначала диавол согрешил" (1 Ин. 3.8), "Начало греха - гордость" (Сир. 10. 15). Именно это и послужило началу всемирного зла, именно гордость падшего ангела. Далее, окрыленный этим гнусным чувством, он начал во всем противиться Создателю и преступать Его волю. Этот дух сумел совратить к себе большое количество других ангелов, которые вместе с ним, в конце концов, были сброшены с Неба. "И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня". (Иуд. 6) После этого единственной целью существования этих сущностей есть стремление совратить человечество ко злу и погибели. Сатана навязывает мысль, что необходимо почитать и бояться определенных духов, которые могут иметь власть над нами. Таким образом, сатана заманивает неосторожных в сети страха перед ним и его духами.
   Эти духи имеют иерархию, подобную миру ангельскому. Там есть свои владыки и подчиненные, но что-то подробнее мы узнать не можем, потому, как это находится за пределами нашего познания. Мы хотя и имеем некоторое учение об ангельской иерархии, но эти знания не есть остаточными, и имеют множество не разрешенных вопросов. То, что нам открыл Бог в откровении, есть малое знание об истине. "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". (1Кор.13:12) Из слов Христа мы можем увидеть, что мир духов нечистых, устроен и сложен. "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его". (Мар.3:24-27) В царстве дьявола должно существовать единство власти и действия, и поэтому сатана не может действовать сам против себя.
   Согласно учению Православной Церкви, духи имеют свое местопребывание, свои обители, со­ответственные естеству их и произвольно усво­енным качествам.
   Место пребывания падших ангелов - поднебесное пространство, которое иначе называется воздухом, земная поверхность и ад.
   По свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, "пространство между небом и зем­лею, вся видимая нами лазуревая бездна, воздух, поднебесная служит жилищем для падших анге­лов, низвергнутых с неба. В Книге Иова сатана, падший ангел, представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной; он ски­тался по ней, быстро пролетал ее, томимый не­насытною злобой к роду человеческому (см. Иов. 1:7). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы поднебесными (Еф. 6:12), а главу их - князем власти воздушной (Еф. 2:2). Итак, падшие ангелы рассеяны во множестве в воздушном пространстве". [4 ст. 18]
   Сейчас они обитают вокруг нас в реальном времени и пространстве, но только как бы в иной плоскости, не доступной для восприятия чувственным образом. Этот мир невидим для нас, но соединен с миром материи примерно так же как у человека душа целостна с телом. Грани в этих мирах четко прочертить не возможно, потому, что это как бы мир в мире. Суть два вида восприятия: телесные ощущения и духовные созерцания. Мы, как существа, принадлежащие двум этим мирам, имеем возможность соприкасаться с ними, и они каждодневно влияют на наше существование. Св. Кассиан пишет: "А злых духов такое множество наполняет этот воздух, который разливается между небом и землею и в котором они летают в беспокойстве и не праздно; так что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих; иначе от боязни нападения их, или страшилища лиц, в которые они по своей воле, когда захотят, превращаются или преобразуются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения..."
   Погубить нравственно и духовно, привести или к крайней жестокости, когда люди начинают истреблять друг-друга, или к крайней безысходности, когда стоишь на грани с самоубийством - вот главное и основное направление деятельности демонов. Все злое начиная от плохих мыслей и оканчивая убийством или самоубийством, есть результат влияния демонов на человека.
   Пребывание демонов на земле ясно свидетель­ствуется Евангельскими повествованиями, в ко­торых рассказывается об их различных действи­ях и злодеяниях. Демоны являются источниками различных болезней и недугов, могут входить в людей и животных и мучить их (см. Лк. 8:33; 13:16 и т.д.). Они могут жить и в воде, это видно из учения Православной Церкви, которая в день Бо­гоявления Господня в своих молитвах на освя­щение воды просит Бога об очищении воды от возможного присутствия падшего духа.
   В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад, или ина­че бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу святой пророк Исайя: "Во ад снидеши, - сказал он ему, в глубины преисподней" (Ис. 14:15). Си­лой и властью Иисуса Христа совершилось пред­сказанное князю воздушной власти. Связал Гос­подь сатану на все время между двумя прише­ствиями Своими, как сказано в Апокалипсисе, "низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать" (Апок. 20:3). Перед вторым при­шествием Господа "сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, нахо­дящиеся на четырех углах земли" (Апок. 20:7). [4 ст. 19]
   "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). И действительно, жизнь человека - это непристанная война с неписанными сражениями, где исход зависит только от желания и устремления человека к победе. Но чтобы вести полноценный бой необходимо знать против кого борешься, потому-как это неведение приводит к полному разгрому.
   Кажется, не может быть зрелища ужаснее тех, которые представляют демонические припадки. Все тело трепещет и сильно вздрагивает. Все мышцы сокращены и до того напрягаются, что, кажется, вот-вот порвутся. Громадные скачки, ужасные крики и рев, неясные восклицания, необычайные кривляния, на какие, казалось бы, не способно не одно человеческое существо, - такова отвратительная картина истерических припадков. На вопрос, как твое имя, больной от имени вселившегося в него беса вещал: "Легион", давая тем понять, что в нем находится не один, а бесчисленное множество бесов. На заклинание выйти из тела, бес глухим голосом отвечал: "Не выйду, не выйду".
   Это происходит, тогда, когда человеком частично, в зависимости от тяжести болезни, овладевает бес. С человеком начинает твориться необъяснимые, с точки зрения логики, вещи. Воля практически пленяется некоей сущностью, а тело в припадках не подчиняется. Человек осознает себя и что с ним происходит, но что самое страшное, ничего не может поделать. Мышцы сами сокращаются, а речь не поддается контролю. Овладевающий, пораженной страстями, душой бес не есть величина воображаемая или мнимая, но сила реальная и страшно могущественная, проникшая в душу человека из сферы совершенно не похожей на видимый нами физический мир.
   Нужно заметить, что в тяжелой степени одержимости всегда замечается три периода внешних проявлений. Первый период сходен с припадком простой падучей болезни - вдруг делается обморок. Второй период представляет сцены, описанные выше, при чем кривляния доходят до того, что тело выгибается в дугу. И наконец третий период - это период всевозможных галлюцинаций (бреда), когда нет уже акробатических движений. Силы зла, прикоснувшиеся к душе одержимого и ею овладевшие, суммируются в целостный образ, в известную личную силу, что, таким образом, является одержимому демон, представляющий собою существо, аналогичное с реальным существом физического мира. (1 ст. 70-71, 239)
   Одержимым присущи страсти, с которыми они не боролись и не борются. Душа их поражена этими страстями и представляет собой готовый материал для воздействий злых сущностей; эти воздействия и доводят истеричных до психоза в самых тяжелых формах.
   Следует различать две формы явной одержимости, которыми человек страдает по их духовно-душевной структуре:
      -- Бесноватость - как полная связанность души демоном, когда человек теряет всякое самосознание, но не полностью, все равно личность остается свободной, хотя внешне видно противоположность, но все поступки делает человек не как робот, а как раб.
      -- Одержимость - как частичная плененность злой силой души человеческой или тела: человек сохраняет полное самосознание, возможность нравственной оценки своих поступков, но не имеет силы самостоятельно справиться с "влекущей его силой".[8 ст. 107]
   В бесноватом постоянно находится нечистый дух, который, завладев его телом, а иногда и разумом, заставляет против воли и желания человека говорить и действовать. В одержимом бес как бы не активен постоянно, временами находит на него и заставляет совершать противоестественные поступки. [4 ст.59]
   Таким образом, демоны - это злобные существа, стремившиеся причинить людям вред. Человек, веривший в то, что он одержим бесом или демоном, "осознавал свое существование и одновременно существование другого существа, побуждающего и направляющего его изнутри".
   Во всех Евангелиях встречаем мы людей, одержимых нечистым духом и находившихся во власти демонов или бесов. Что за этим кроется?
   "Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи" (Рим. 8,9).
   Удивительные события начали иметь место в Иудейской земле. Везде, где не проходил Христос, совершались множества чудес: бесноватые исцелялись в мгновение ока, слепые прозревали, немые начинали говорить, хромые прыгать, глухие слышать от одного прикосновения Бога во плоти. Все болезни теряли свою силу, все зло падало, рушилось на глазах, все недостатки и убытки потеряли значение: "И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий". (Мар.3:11) "И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех". (Лук.6:19) Бесноватые исцелялись просто от одного слова, не требуя для этого ни продолжительных заклинаний и вычиток. Все совершалось благодатью Божьей в мгновение. Наверное, для этих людей наступало время, когда им следует исцелиться и прославить тем Сына Божия; для свидетельства, что Он истинный Владыка мира, и властен повелевать самой страшной для человечества силой - духам злобы поднебесной.
   Однажды Господь исцелил одного слепого, стоявшего при дороге и просящего милостыню. "Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". (Иоан.9:2-4) Возможно бесноватые были такими же, как и этот слепой, ожидающие милости Божьей, а может быть были одержимыми за какие-то тяжкие прегрешения. Господь ждал их покаяния, которое они и принесли, приступая с плачем и искренним желанием исцелиться, а иные по усердию близких получили возможность прикоснуться к Источнику жизни.
   Евангелисты неоднократно дают понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божьего, была победа над силами зла. И эта правда, которую человечество ожидало от начала своего бытия, наконец, стала реальностью и прикоснулась к сердцу каждого, кто узнал ее. Силы зла разрушены, сатана побежден.
   Почему были такие простые исцеления, не требующие для этого ни исповедания, ни подвигов? Эти люди сделали шаг к Истине и вмиг сделались свободными от недуга. Это свидетельствует о том, что главное - наше стремление и порыв к Богу, осознать, что сами мы ничего сделать не можем, что имеем нужду в Божественной помощи. Бесноватые искренне устремились ко Христу и Он исцелил их просто так, потому что любил их. Как проста была их вера, таким простым было и исцеление. Приступив с ревностью измениться, они и получали по своим намерениям. Господь видел их и с такой же простотой даровал освобождение от духов злобы. Кто-то скажет: какое могло быть желание исцелиться или размышление о истине у тех, кто по виду казались безумцами, а иные вообще потеряли человеческий облик. Как они могли устремиться ко Христу, не осознавая порой кто они сами? Эти замечания будут не корректными, потому что, одержимый даже в самом ужасном бесновании сохраняет самосознание. Он мыслит, переживает, понимает что с ним творится что-то не ладное, но зачастую ничего сам сделать с собой не может. Мы не известно о чем думали одержимые или как они переживал встречу со Христом. Мы знаем только одно, что Господь исцелял их и на этом наше рассуждение должно оканчиваться. Един Бог видит сердца, и Он един кто исцеляет, а вот почему и зачем, это не нашего разума дело.
   Встретив Иисуса, одержимые бесами часто кричали: они знали, что Иисус - Мессия, что царствование Мессии - конец всем бесам и демонам. Отличие Иисуса от различных заклинателей заключалось в том, что обычные иудейские и языческие заклинатели употребляли сложные магические формулы и обряды, Иисус же изгонял злых духов одним ясным, простым и властным словом. Прежде никто никогда ничего подобного не видел. Сила и власть были ни в чарах, ни в формуле, ни в заклинании, ни в сложном ритуале; сила и власть были в самом Иисусе, и это поражало людей. [10 Мк.1:23-28] Не удивительно, что народ с таким удивлением и даже ужасом смотрел на властные дела, свершаемые над одержимыми.
   Люди трепетали от страха перед нечистыми духами, их суеверие порой до ходило до ужасных крайностей. Весь античный мир, в том числе и Иудея, были очень суеверным и поэтому страх перед бесами был очень велик, даже среди людей, не имеющих веры в существование каких-то сверх-сил. Как выразился Гарнак: "Весь мир и окружающая атмосфера были полны бесов; они господствовали не только в идолопоклонстве, но и во всех формах и стадиях жизни. Они сидели на престолах, они роились около колыбелей. Земля была в буквальном смысле адом". Доктор А. Рендл Шорт приводит факт, показывающий насколько античный мир верил в демонов. На многих античных кладбищах были найдены черепа со следами трепанации, другими словами, в них было просверлено отверстие. На одном кладбище из ста двадцати черепов шесть оказалось со следами трепанации. Принимая во внимание, что хирургических инструментов было мало, видно, что это была сложная операция. Кроме того, состояние костей черепа показывает, что операции проводились еще при жизни человека. Размер отверстия показывает, что оно было слишком малым, чтобы иметь какое-нибудь физическое или хирургическое значение; известно также, что удаленный в ходе операции диск кости, носили на шее как амулет. Такую операцию делали для того, чтобы дать демону возможность покинуть тело человека. [10 Лк. 31-37]
   В представлении древних, воздух был так густо населен бесами и демонами, что нельзя было даже повернуть в воздухе кончику иголки, не потревожив одного из них. Некоторые считали, что число этих бесов достигает 7.5 миллионов, по 10 тысяч на правой и на левой руке каждого человека, и каждый из них будто бы только и ждет, как бы причинить человеку вред. Полагали, что они живут в нечистых местах, таких, как могилы, и других местах, где нет воды для очищения. Они обитали в пустынях, где можно было слышать их вой. Считалось, что они особенно опасны для одинокого путника, роженицы, молодоженов, для вышедших в темноте из дома детей, а также для ночных путников. Кроме того, считалось, что они особенно опасны в полуденный зной и в промежуток между заходом и восходом солнца. Бесы мужеского пола назывались шедим, женским - лилин, от имени Лилит. В представлениях иудеев у бесов женского пола были длинные волосы, и они были особенно опасны для детей; вот почему у детей были свои ангелы-хранители (Мат. 18,10). Египтяне считали, что у человека 36 органов и что в каждом из них может поселиться бес. Считалось, что один из любимых бесами способов пробраться вовнутрь человека - наблюдать за человеком во время еды и пробраться в него через пищу. Нам все это может показаться фантастическим, но древние безоговорочно верили в бесов и демонов. Если человеку приходила в голову мысль, что он одержим бесом, он начинал проявлять все симптомы одержимости бесами. Он мог искренно убедить себя в том, что внутри него сидит такой бес. [10 Мф. 28-34;]
   На востоке было много людей, обладавших способностью изгонять демонов, но они пользовались при этом таинственными и непонятными средствами. Чародеи подвешивали, например, к носу больного кольцо, читали длинные заклинания, а потом в поставленном рядом тазике с водой вдруг раздавался всплеск - и нет демона. [10 Лк. 31-37] Иудеи сами заговаривали бесов. Пользующийся очень хорошей репутацией историк Иосиф Флавий сообщает, что сила и власть изгонять бесов составляла часть мудрости царя Соломона, который изобрел магические формулы, позволявшие полностью изгонять бесов так, что они более не возвращались. Иудейский историк в своей книге описывает виденный им лично случай: "Господь Бог даровал Соломону также возможность изучить искусство входить в общение с демонами на пользу и на благо людям. Дело в том, что Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней и волшебные формулы, с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям. Это искусство до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас. Так, например, мне пришлось слышать о некоем Елеазаре, нашем единоплеменнике, как он однажды в присутствии Веспасиана, сыновей последнего, тысяцких и массы войска избавил всех, одержимых злыми духами, от последних. При этом он поступил следующим образом: он подносил к носу одержимого демоном палец, на котором находился перстень с включенным в нем корнем указанного Соломоном растения, и тем извлекал у бесноватых демона из ноздрей. Больной, конечно, тотчас падал замертво на землю, и всякий, присутствовавший при этом, готов был бы поклясться, что он уже больше не придет в себя, если бы не было Соломона и составленных им формул заклинаний. Желая, однако, вполне убедить присутствующих в том, что он действительно обладает указанной силою, Елеазар велел ставить вблизи бесноватого наполненный водою кубок и сосуд для омовения ног и приказывал демону при выходе из тела больного опрокидывать сосуд, чтобы все зрители на деле могли убедиться, что злой дух действительно покинул одержимого. Так как дело таким образом и происходило, то всем представлялась возможность убедиться в действительно глубокой мудрости Соломона". [7 гл.8.2:9] Вот таким способом изгоняли бесов иудеи.
   Практику изгнания злых духов мы можем встретить на страницах Ветхозаветной неканонической книге Товита: "И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится". (Тов.6:5-10) Ели воскурить этим человека, то от невыносимого запаха его начинает просто выворачивает. Все выходит из организма, т. е. на человека нападает страшный понос, рвота и еще ряд очень не приятных реакций. Это делалось с той мыслью, что если человеку будет очень плохо, то и демону также и он от невыносимого состояния "сосуда" выйдет из одержимого.
   Но Христос действовал иначе, не так как заклинатели, Он исцелял властно и действенно. Люди изумлялись этой силе, их поражало до сего времени невиданные события, которые рушили все мировоззрение, и упраздняли суеверные страхи, как простого народа, так и ученых, ищущих правды, книжников и фарисеев. Зло потеряло силу, бесы это прекрасно понимали.
   "И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему". (Мар.3:11-12) Запрещение относится к демоническому исповеданию Иисуса Мессиею. Достоинство Его как Мессии, не должно было преждевременно распространяемо в народе, и притом посредством демонов; царство Божие не нуждается в таких проповедниках о Нем. Господь в это время вообще запрещал объявлять о Себе, как Мессии, не только демонам, но и облагодетельствованным Им людям. [13 с. 23].
   "Злые духи называются нечистыми, потому что любят всякие гнусные дела. Выйти из человека бес почитает погибелью для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Посему Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поелику и из пророков многие были святы, но сказал: святый - с прибавлением члена, то есть, единственный, в существе своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтоб очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали". (Бл. Феофилакт Болгарский)
   Критики скажут, что все эти случаи всего лишь проявление эпилепсии и никаких духов в человеке нет. Но, читая Евангелие, мы видим, что евангелист различает эти заболевания. "И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их". (Матф.4:24) Здесь подчеркнуто отличие "бесноватости" от припадков эпилепсии. Навряд, эти критики имеют хотя бы малейшее представление об эпилепсии вообще, не говоря уже о самой одержимости. Сейчас очень мало квалифицированных специалистов в этой области, которые смогли бы дать полноценную характеристику этим заболеваниям.
   Очень жаль, что в нынешнее время одержимость зачастую воспринимается, как простое психическое заболевание. Причины ищут в каких-то внешних факторах, полностью исключая, даже более, считая безумием, вмешательство злых духов. Человечество сегодня полагает, что усиление душевных болезней, психических аффектов, отчаянных поступков, есть лишь естественный результат развивающейся нервозности. Рост нервных болезней обыкновенно объясняется любыми другими соображениями, но не действительной причиной. Самая большая сила диавола в том, что он заставил нас отрицать духовный характер болезней, ввиду чего, человек потерял след своего врага. Когда же психические аффекты переходят терпимые границы, то люди бросаются к психиатрам, думая у них найти помощь. Но психиатрия, как известно, помогает не всем - сами нервопатологи, психиатры признают, что наука их развивается и имеет много темных пятен.
   Если у специалистов и встречаются иногда как бы попытки к некоторому уяснению явлений из области истерии, то попытки эти сводятся к общим неопределенным положениям, которые, в сущности, ничего не объясняют. Зачастую сами специалисты становятся в тупик перед некоторыми нервными болезнями, отделываясь крайне туманной терминологией. При этом, никто из грамотных психиатров не пытается допустить даже малейшую мысль о возможности воздействия на больного человека какой-либо особой силы - силы иного порядка, чем те, которые входят в круг сил, уже признанных нынешней психиатрической наукой. Когда доходит дело до практического лечения, то дело меняется. Все терпит крушение перед этой необъяснимой болезнью, допускающей самые разнообразные толкования, но не одно из этих толкований не может быть признано истинным, ибо в настоящем вопросе замешана душа человека - нечто обособленное от его физического тела, с желаниями которого она приходит в столкновение. (1 ст. 60, 62, 77)
   В то же время было бы крайностью полагать, что все психические заболевания есть результантом вмешательства злых сил. Человек может иметь естественные нарушения в работе мозга, из-за чего и видны странности в поведении таких людей. Не следует всем под ряд приписывать беснование, потому как психическая болезнь имеет немного иные корни. Для правильного различия необходим совет с опытным в этой области лицом; это может быть верующий психиатр или опытный духовник.
   Но почему-то Христу для исцеления не нужны были какие-либо диагнозы и длительные лечения, Он просто исцелял. Евангелие повествует нам достаточное количество подробных случаев исцеления одержимых. Евангелисты подробно описывают эти знаменательные события, давая понять, что суть одержимости и исцеления, не в суеверных представлениях тогдашнего (и современного) человечества, а в чем-то ином.
   Первым подробным описанием чуда исцеления одержимого человека, мы встречаем на страницах двух синоптических Евангелиях от Марка и Луки. Это Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге (Марк 1. 21-27 Лука 4. 30-36)
   Живя в Капернауме, Господь по обычаю учил по субботам в синагогах. В одной такой синагоге был человек, одержимый нечистым духом, который вызвал беспорядок. Неожиданно для всех он закричал громким голосом: "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто ты, Святой Божий." Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный ласкою, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: "Замолчи и выйди из него." Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. Поднялся этот человек уже совершенно здоровым, так как бес, повинуясь, вышел из него. И все говорили друг к другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи? [11 ст. 96; 12] Нечистые духи чувствуют силу Христа, возле которой, они не могут находиться, и поэтому, в отчаянии бьются, не зная, что делать.
   Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось немотой и слепотой (Матф. 12:22-37; Марк 3:20-30; Луки 11:14-23). Демон заградил все пути, ведущие к вере, - и зрение, и слух, и язык, но Иисус исцеляет эти чувства. Приведенный ко Христу был в обоих отношениях нем: и на язык, и на ухо. Он есть образ человеческой природы, которая, будучи одержима от бесов, неспособна была ни к слышанию слов Божьих, ни тем более к пересказыванию. Но Господь, пришел и изгнав бесов, то есть страстные и бесовские дела, сделал то, чтобы мы не только говорили, но и проповедовали истину. Ибо слова Божии должно не только слушать, но и другим пересказывать. [12 Лк. 11:14-20]
   На востоке влиянию бесов и демонов приписывали не только психические и душевные болезни, а буквально все физические болезни. Изгнание бесов практиковалось, поэтому повсеместно, и оно на деле часто оказывалось эффективным. В данном случае, Иисус исцелил слепого и немого человека.
   Христос дает понять, что власть сатаны уже не имеет никакой силы, что зло побеждено. "Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье" (Матф. 12:28; ср. Луки 11:20). Провозглашена великая весть о том, что пришло Царствие Божье вместо царства сатаны, который и бежит от мира, гонимый Христом: изгоняя бесов, Господь доказывает тем самым, что Он "связал" самого "сильного" -- сатану.
   Иисус сказал: "Если Я изгоняю бесов - а это вы не отрицаете, да и не можете отрицать - то это значит, что Я вошел на территорию, занимаемую дьяволом. Совершенно очевидно, что никто не может войти в дом сильного, пока этот сильный не будет связан и лишен силы и мощи. И потому сам факт того, что Я вторгнусь на территорию дьявола доказывает, что он связан и бессилен и не может сопротивляться". Смысл о связанном сильном человеке взят из Ис. 49,24-26. Этот довод вызывает у нас один вопрос: когда был связан этот сильный? Когда князь бесовский был закован в кандалы настолько, что Иисус смог вторгнуться в его пределы? Может быть, на этот вопрос нет никакого ответа, но если ответ есть, то он сводится к тому, что дьявол был связан во время искушений Иисуса в пустыне. И с того момента дьявол никогда больше не мог полностью восстановить свою силу и власть. Он уже не та всепобеждающая сила тьмы; он - побежденная сила греха. Его бастионы взорваны; враг еще не побежден, но он никогда не может набрать прежнюю силу, а Иисус может помочь другим одержать победу, которую Он одержал Сам. [10 Мф. 12. 22-29]
   Наверное, самым ярким и громогласным свидетельством человечеству о бессилии и победе над сатаной есть повествование об исцеление бесноватых в Гадаринской стране (Мф. 8. 28-32; Мк. 5. 1-20; Лк. 8. 26-39) "В людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их с стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают". (Блаж. Феофилакт Болгарский)
   Когда Иисус переправился на другой берег озера, Его встретили два человека, одержимых бесами, которые жили в могильных склепах, потому что сами бесы, по их представлением, именно там и обитали. Эти двое были столь свирепы, что представляли опасность для прохожих, и благоразумной путник держался бы от них на почтительном расстоянии.
   Это очень яркая, но довольно жуткая история, одна из тех, где нам надо хорошо постараться и читать между строк, потому что в ней мыслят и говорят в выражениях, которые были очень хорошо знакомы жителям Палестины в эпоху Иисуса, но совершенно чужды нам. Эту историю Марк показывает, связывая ее с остальным повествованием. Действие разворачивается вечером или, возможно, ночью. История принимает все более таинственный и страшный характер по мере того, как на сцену выходят ночные тени. В ст. 35 прямо сказано, что был вечер, когда Иисус и Его ученики отправились на другой берег. В прибрежной части было много пещер в известняковых скалах, и многие из них служили в качестве могильных захоронений. Причину, почему бесноватые жили в гробах, объясняется тем, что это было иудейское суеверие, по которому демоны, имели преимущественно пребывание в гробницах и на кладбищах, а бесноватые только следовали этому суеверию. Но естественно объяснить жизнь бесноватых в гробах тем, что они были изгнаны из своих городов и селений. [16 ст. 175. Мф. 8. 28] Можно утверждать еще то, что одержимых вели в такие места демоны, для того, чтобы утвердить мысль, будто души умерших делаются демонами. Даже в лучшее время дня это, должно быть, было жуткое место, ночью же было вовсе мрачно.
   Из могил вышли двое одержимых. Возможно, очень свирепым был только один, потому Марк и Лука об одном и говорят. Матфею же важно, что было два свидетеля. Мы не поймем абсолютно ничего из этой истории, если не представим себе, какой сложный случай одержимости бесами представлял этот человек. У бесноватого была очень большая сила, позволявшая ему рвать свои цепи и узы. Земляки так боялись его, что никогда и не попытались бы сделать что-нибудь для облегчения его участи, а Иисус встретил его спокойно и без страха. Величие и всемогущество Сына Божья, сокрытое для человеческих глаз, очевидно для нечистых духов, владевших более совершенным зрением, и привел их в ужас и трепет. Конечно, не сам бесноватый, а владевшие им злые духи заставляют его бежать ко Христу и просить Его оставить их в покое. Они понимают, Кто теперь пред ними. [16 ст. 41 Мк. 5. 6] И вот бесноватые начинают кричать, называя Иисуса Сыном Божьим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. "Как тебе имя"? - спросил Христос у бесноватого. Узнать имя (как выражение сущности) значит обрести власть над его носителем. Задавая этот вопрос, Иисус являет Свою высшую силу и власть. Одержимый отвечает: "Легион, потому что нас много"."легион" (Римский легион состоял из 6 тысяч воинов). Бесы мучили несчастного как некая единая сила, которой управлял демон, выступавший от имени всех (отсюда чередование местоимений "я" и "мы").
   Бесы знают, что Иисус - Сын Божий. Казалось бы, жалоба их законна: все это случилось "прежде времени", т.е. до Судного дня. Но Иисус пришел, а значит - мира достигло Царство Божие и силы тьмы сломлены.
   Этому человеку нужно было освобождение. И вот здесь впервые упоминается стадо свиней, пасшихся на склоне холма. Бесы стали просить, чтобы Иисус их послал в свиней. Это Он и сделал. Выйти из человека демоны почитают мучением: почему и говорили: не мучь, то есть, не выгоняй нас из жилища нашего, то есть, из человека. С другой стороны, они думали, что Господь не будет более терпеть их за чрезмерную их дерзость, но тотчас предаст мучению: поэтому и молят, чтобы не мучил их. Нам не настолько известна природа нечистых духов, чтобы понять, почему им необходимо обитать в живых существах, но характерно то, что из всех живых существ они избрали самое нечистое, самое презренное, в глазах иудеев, лишь бы Господь не изгонял их из страны и не лишал их тем самым возможности действовать в ней. [11 ст. 137-138] И вот эта сила, явившаяся в данном случае целостной субстанцией, овладевшей бесноватым, когда Господь захотел, чтобы она открыла подлинную свою суть, распалась на неопределенное множество единиц. Нечисть заявила, что имя ей - легион. Затем эти единицы, эти бесы, явившиеся как бы атомами распавшегося демона, вошли в свиней, и "устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч, и потонули в море" [1 ст. 240].
   Лукавые демоны домогаются погублением свиней огорчить хозяев их, чтоб они не приняли Христа. А Христос, Попускает им войти в свиней, дабы мы знали, что они, как не пощадили свиней, так не пощадили бы и человека того, если бы не сохранила его сила Божья. Ибо бесы, будучи враждебны нам, тотчас истребили бы нас, если бы не охранял нас Бог. Демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Господь сохраняет бесноватых, дабы не умертвили сами себя. это показывает бессилие демонов творить что-либо без разрешение на то Господа. [10 Мк. 5. 19-13; Мф. 8. 1-4; Лк. 8. 26-39; 12 Мф. 8. 28, 30-31; 16 Мф. 8. 28]
   Теперь нам следует коснуться одного великого чуда совершенного Господом, которое открывает нам тайну, как бороться с силами зла во всех проявлениях. Это чудо, где Христос исцеляет лунатика, одержимого бесом и научает действенно, насколько важна сила веры не только в борьбе с явным проявлением зла (беснованием), но и в обыденной жизни христианина.
   Первое, что мы видим в этом отрывке, - живой символ ужасного влияния, которое сатана имеет над человеком вне зависимости от возраста. Об этом исцелении повествуют все три синоптика (Мф. 17. 14-21; Мк.9. 14-29; Лк. 9. 37-43), указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. По св. Марку, ученики имели свои споры с книжниками. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Этот вид одержимости, каким бы распространенным он ни был во дни нашего Господа, встречается сейчас редко, но мы без труда можем себе представить, каким горем был подобный страдалец для родственников. Состояние мальчика было столь серьезным, что он представлял опасность не только для себя, но и для других людей. Причиной болезни мальчика была ни луна, а диавол, который, заметив полнолуние, нападал на него для того, чтобы дать людям повод хулить творение Божие, как зловредное. Всякий безумный, как луна, изменяется, - по слову Писания, - являясь то великим в добродетелях, то малым и ничтожным.
   Отец добавил, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Они не могли исцелить по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его. Однако не веровал несомненно тому, что они не могут изгнать беса. [17 ст. 220] И в тоже время это был урок ученикам Господа, которые видя свои дары исцелять, могли бы впасть в гордость. Христос услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: "О род неверный! (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?" Здесь Христос порицает Своих учеников, за то, что они не смогли исцелить мальчика. Недостаток энергической веры ставит их в один ряд с прочими людьми современного Христу поколения. Суровым обличением ученики причисляются к толпе. [16 ст. 287 Мф. 17. 17]
   Христос повелевает привести бесноватого отрока, чтобы и Самому не показаться бессильным, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным.
   Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества, и прибавил: "Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам." На это Господь отвечал: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему." Отец несчастного отрока со слезами возопил: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" Господь повелел привести к себе отрока и "запретил духу нечистому," и "бес вышел из него." .
   На вопрос учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь ответил: "За неверие ваше." Может быть, узнав от отца бесноватого силу, продолжительность и упорство беснования, они усомнились на этот раз в своей силе изгнать беса и потому не могли изгнать его. При этом Господь добавил: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе этой: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас," то есть самая малая вера, если только она есть, уже способна творить великие чудеса, так как в ней сокрыта великая сила, подобная силе, сокрытой в ничтожном по виду горчичном зерне, разрастающемся потом в громадное дерево. Но не следует думать, будто вера имеет как бы собственную силу: она является лишь необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Вера -- как бы проводник Его всемогущей силы. Подлинная вера - когда встают с колен, чтобы помочь людям и разрешить человеческие проблемы. Подлинная вера - когда черпают силы у Бога, чтобы отдать ее другим. Подлинная вера - это когда встречаются с Богом в укромном месте и с людьми на людной площади. Подлинная вера - это когда обращаются со своими нуждами к Богу, но не для того, чтобы обрести покой и уют, а для того, чтобы быть в состоянии щедро, эффективно и действенно удовлетворить потребности и нужды других людей. [10 Мф. 17. 14] Естественно, Бог может совершать чудеса и при недостаточной вере, как исцелил Он бесноватого юношу, несмотря на маловерие отца. "Все возможно верующему" значит, что Господь все готов сделать для человека при условии его веры. Вера это как бы приемник или проводник благодати Божией, которая и творит чудеса.
   В заключение Господь сказал: "Этот же род," то есть род бесовский, "изгоняется только молитвою и постом." Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Только истинный верующий, который отрешится от всего мирского, делается способным, при помощи молитвы изгонять демонов. Но демоны изгоняются не иначе, как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильною и могущественною ее делает пост. И когда тело обладает силою, а ум действует не развлекаясь на не нужные вещи, тогда молитва восходит сильнее огня и страшнее всего для бесов. [17 ст. 221] "Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями" (Свт. Василий Великий).
   "Постника и молитвенника издали чуют бесы, и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже бес? -- Можно". (Свт. Феофан Затворник) [11 ст. 166-168]
   Пост - это удивительно лекарство, которое освобождает человека от заразы зависимости страстей, дает возможность человеку победить власть плоти. Постом личность освобождается от тирании нечистого духа, посредством очищения души от грязи привычек и страстных привязанностей, которые служат опорами бесам, в деле порабощении воли человека. "Никто не может победить зла, не изнуряя себя продолжительным трудом и не страдая" (Прп. Феодор Студит)
   Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждать злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований".
   Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
   Два ярких примера, которые показывают нам благодатную силу, которой могут обладать молитвы обычного человека. Дерзновение и неотступность в молении, подлинная вера и единая надежда на Спасителя, спасает недужных от погибели.
   "Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери". (Мар.7:24-26)
   Светлая и радостная вера этой женщины не могла удовлетвориться простым отказом; судьба этой женщины была трагичной, у нее была больная дочь, и все же в ее сердце было достаточно света, чтобы ответить улыбкой. Ее вера была подвергнута испытанию, она оказалась истинной, ее молитва была услышана и она получила ответ на нее. [10 Мк. 7. 24-30]
   Подобное рвение и усердие мы встречаем и в повествовании о чуде исцеления немого бесноватого (Мф. 9. 32-33), где друзья своим предстательством спасли дорого им человека, не могущего своим словом обратиться к Господу. Эта немота была не естественная, но от демона, он связал язык его и, прежде еще, душу: посему и приводят его другие: сам по себе не мог он просить. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона. [12 Мф. 9. 32]
   И кто бы это не был, вне зависимости от национальности или цвета кожи, Господь отвечает на искреннюю мольбу о помиловании. Необходимо только обратиться к Истине и с усердием просить помощи. Если это настоящее, то Господь вскоре подаст молимое человеку, только нужно набраться терпения и выстоять все испытания. Эти две истории есть свидетельством того, как действует молитва, не просто сказанная, а с дерзновенной верой и упорством, неотступно произнесенная. Стоит заметить, что не женщина молясь исцелила свою дочь и не друзья приведшие немого ко Спасителю, а Господь по милости сотворил чудо. Здесь мы видим, как ходатайство других людей спасает тех, кто не в силах сам сделать те или действия. Здесь показана ценность молитвы ближних, которые свидетельствовали о вере и желании быть исцеленным. Господь, видя их веру близких людей, исцеляет одержимых страшным недугом, дает свободу измученным душам.
   Таким образом, не следует падать в заблуждение, что будто бы экзорцист имеет власть, какой-то своей особенной силой изгонять духов. Мы видим, что все творит Господь, по нашим молитвам к Нему. И как было сказано выше, бес бежит от подлинного смирения, являющееся свидетельством подлинной святости. Сатана побежден и не имеет больше власти в мире, который принял Христа, как своего Спасителя и Бога.
   Разобрав чудеса Иисуса Христа, мы можем увидеть, что все они совершались просто так и мгновенно, не требуя никаких "сеансов лечения". Апостолы, исцеляли бесноватых, подобно Христу, также, не требуя ничего от болящего, исцеляли властным словом и твердой верой. Они не считали себя теми, кто могут творить что-то сами от себя, они возлагали все свои надежды на Учителя, и Он по их пламенной молитве, даровал освобождение одержимым от рабства духов.
   "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками". (Мар.16:17) "Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах". (Лук.10:20)
   Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период. Заклинатели поставлялись для изгнания нечистых духов молитвой, крестным знамением, или дуновением. "Многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа" (Св. Иустин Мученик). Эта должность существовала в то время, когда дар чудес принадлежал многим из верующих, отличавшихся святою жизнью, но со временем прекращен. В то время было много заклинателей демонов, утверждавших, что они способны изгонять бесов. Эта вера была настолько сильной и реальной, что около 340 г. в христианской церкви даже был особый Орден заклинателей духов. "Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Совершаются они благодаря молитвам подвижников, подобных Серафиму Саровскому, а то и просто силой молитвы обыкновенных верующих людей; совершаются они в народе, который сохранил еще огонь любви христианской и поэтому не лишен Света Незримого.
   Лаодикийский собор (364) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." [6]
   "Посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания". (Свт. Климент Римский "О девственности")
   В наше время практика отчитки распространена широко. Ею занимаются отдельные священники, не имеющие на то благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) [6] Практически в каждом большом монастыре имеются такие люди, которые "изгоняют" злых духов. Но здесь нужно быть осторожным, потому как зачастую эти "экзорцисты" не имеют на то не только благословение епископа, но и сами одержимы тяжелейшими страстями. Многие романтично настроенные молодые люди вожделеют этой способности, хотят сразиться в прямом единоборстве с нечистым духом. Многие новоявленные "старцы" очень часто посылают людей с нервными срывами на вычитки, тем самым, усугубляя состояние расстроенного человека. Иные без предварительного разъяснения сути дела благословляют на отчитку, а то и сами отчитывают людей, которые только что пришли из мира, превращая врачевание духовных болезней в обычное магическое действие. Даже те люди, которые все-таки решились действовать, как-то избавиться от недуга, без правильного духовного наставления, в большинстве случаев просто не борются, надеясь только на заклинательные молитвы экзорциста.
   Пример для современных заклинателей, каким пагубным может быть их занятие, показан в книге Деяний:
   "Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса". (Деян.19:13-16)
   Некто, вроде нынешних знахарей, гипнотизеров, пользовавшихся применением тех или других тайн и сил природы, не изведанных до ныне во всей полноте своего значения для человека. Заметив необычайные действия имени Господа в устах Пала при исцелении больных, некоторые из таких заклинателей начали употреблять это имя в своих шарлатанских формулах, и, сами не зная и не веря в Господа Иисуса, прибавляли: "Которого Павел проповедует Которого Павел проповедует". Заклинатели делали это для того, чтобы получить денежное вознаграждение от своего шарлатанства, но вышло иначе. Бес через одержимого говорит: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто"? Этими словами демон признает силу и власть над собою Господа Иисуса Христа и Его апостола, но не признает власти над ним заклинателей, выражает призрение и свою власть над этими злоупотребителями Имени Иисуса Христа. [16 Деян. 19. 13; 11 ст. 142]
   Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."
   Способность к экзорцизму - это дар Божий. Тяжелый и неблагодарный здесь на земле, дар. И велики те гиганты духа, которые этот дар от Бога получили и смогли понести.
   "Так, когда священники, при заклинании нечистых духов, возлагают руки на верующих, то они благодатью Христовою, подобно Апостолам, изгоняют бесов". (Св. Григорий Двоеслов).
   "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно". Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им - дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" (Прп. Варсануфий Великий).
   Господь позволяет бесам быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов. (Блаж. Феофилакт Болгарский)
   Демон вселяется в человека по воле Божьей. Ни один бес не может самовольно входить или выходить из человека. Все происходит по произволению и промыслу Бога Живого. Человек становится одержимым не просто так, а по ряду причин. Эти причины могут быть разные, и мы просто не в праве рассуждать об этом, тем более, если это касается вопроса о душе человека. Если утверждать, что тот или иной человек одержим, потому что грешил, то мы сами осуждаем себя на беснование, потому как каждый человек грешен. Лишь Господь видит души и знает их силы, смогут ли выдержать то или иное испытание для вразумления к исправлению жизни. Мы не видим состояния души бесноватого человека и не знаем его внутренних борений и переживаний и потому не можем о чем-то судить. Единственное, что можно сказать, это то, что каждый имеет свой крест и свой путь к Царствию Небесному. Для священника свой крест, для мирянина свой, для больного раком свой, а для бесноватого свой. Нет такого креста, возложенного Господом человеку, который привел бы в погибель. Одержимость, это призыв как к больному, так и к каждому из нас о том, чтобы мы опомнились, начали жить как заповедал Христос. Одержимость тяжелый крест и его не каждый человек в силах понести, понимая это можно только восхищаться терпением и силой духа одержимых, которые, переступая мучения рабства, пытаются что-то сделать. Но горе тем, кто принимает это состояние и не борется за освобождение, не хочет идти к познанию истинны.
   Практика же христианской жизни привела к сознанию, что силы человеческие не могут сами, своей энергией справится с этой задачей, что человеку для победы над этой "бездной" и для полного прояснения своего ума нужна особая помощь - помощь Божественного Света, изгоняющего из сердца зло со всеми его микробами и змеями, что как только человек это осознает и будет сам к этому свету стремиться, то свет этот действительно в него вселиться. (1 ст. 59) этим самым Господь дает понять всем нам, что мы всего лишь немощные сосуды, которые, возомнив о себе, могут легко разбиться. Только Бог есть истинный хранитель и попечитель о нас и не дает упасть и полностью разбиться.
   Если смотреть на жития святых, то там мы увидим, какая была практика изгнания не чистых духов из человека. Если все обобщить и привести к единому выводу, то увидим что бесы выходили из людей не от определенного количества молитв или частости сеансов экзорцизма, а от самого элементарного, и в тоже время очень трудного к достижению. Бес выходил из человека от соприкосновения с любовью и святостью. Нечистый дух просто не может выдержать той благодати, которая, как источник бьет из сердца любящего и по детски просто верующего человека. Нужно полюбить бесноватого человека всем сердцем и возгореться искренним желанием исцеления болящего.
   Нужно полюбить беса, т. е. сожалеть о нем, о его участи в этом мире, что он обречен на вечную тьму добровольным и сознательным выбором. Дух просто нее в силах выдержать такой энергии.
   Когда человек любит другого человека, то оба это чувствуют. Человек, который любит, посылает некий импульс той личности, которая есть объектом этой любви. Та личность принимает ее и получает радость от того, что его любят. Бес, по своей укорененности в зле и искажению сущности, потерял способность любить и принимать любовь. Он полностью исказился и превратился в абсолютное темное существо, где любовь уже не свойственна и не имеет места в нем. Когда, человек достигает высшего уровня совершенства в любви, т. е. святости, то эта любовь простирается на все творение Божие. Нет для таких личностей, которых он не любил. Когда человек начинает сожалеть бесу, соболезновать о его выборе, то происходит чудо: тьма изгоняется светом. Бес просто не в состоянии принять этот импульс любви и убегает побежденным. Он не выдерживает даже присутствия безмерно любящего человека и выходит из одержимого. Как сказал некто и когда-то: "Чтобы изгнать беса, нужно его полюбить".
   "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само соб$ой... Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" (Свт. Игнатий (Брянчанинов).
   Следует всегда помнить, что война против сатаны - дело нелегкое и ни одну победу над князем мира сего нельзя одержать без труда: без пламенной молитвы, без умерщвления своей плоти они часто будут терпеть поражение. Опасно недооценивать противника. Да, тот, кто за нас, больше того, кто против нас, но это не значит, что того, кто против нас, не нужно принимать в расчет. Он "князь мира сего", он "сильный", который с оружие охраняет дом свой, он не отдаст своего без борьбы. "Брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей" (Еф. 6:12). Мы должны облечься во всеоружие Божье, но не только взять его, но и пользоваться им. Те одерживают много побед над миром, плотью и дьяволом, кто молится в тиши, усмиряет и порабощает свою плоть (1 Кор. 9:27). [14 Мф. 17. 14-21] Простая вера в Бога освобождает человека от страха перед неизвестным и делает его способным полностью полагаться на силу Христа.
   Из житий святых мы видим, что бесноватых начинают бить припадки от одного лишь присутствия праведника. Человек есть носитель благодати Божьей, которая животворит все и вся. Праведный человек, это как бы зеленое дерево, которое очищает атмосферу от смертоносных веществ и дарует кислород. Именно поэтому бесы, как нечистые вещества, бегут от носителя благодати Божьей, которая оживляет даже, казалось бы, умершие судьбы. Но, что бы бес вышел и оставил в покое человека, необходимо, чтобы сам человек стал совершенно иным - новым существом, рабом Христовым, в котором демон не имел бы места, не имел бы возможности входа, через страсти и пороки падшего естества. Мы должны стать такими, какими нас хочет видеть Христос. Сосудом для Духа Святого, жилищем для благодати Божией. И в таком человеке нечистый дух жить не сможет, как от огня убежит.
   Современный же человек по своей расслабленности лености не хочет трудиться. Он желает для себя исцелиться, но без всякого для себя труда. Избавиться от досадной помехи и по-прежнему наслаждаться жизнью, купаясь в пороках и страстях. Но это не возможно. И напрасно будет все, если болящий сам не попытается изменить свою жизнь, если не захочет в первую очередь, собственной силой бороться против этого недуга. (4 ст. 59 - 60)
   "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом". (Матф.12:43-45)
   "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются". (Блаженный Феофилакт Болгарский)
   В этой сжатой и жуткой маленькой притче о покинутом и призрачном доме заключен целый мир практических истин. Нечистый дух изгнан из человека, но не уничтожен. Другими словами, в этом мире зло может быть побеждено, изгнано, но оно не может быть уничтожено. Оно всегда ищет возможности для контратаки и захвата потерянного. Зло - это сила, которая может быть загнана в угол, но которую в этом мире невозможно уничтожить. Из этого вытекает, что религия, которая только запрещает, не может быть достаточной. Надо не только очистить жизнь человека от порока, надо привить ей доброе. Дело в том, что когда из души мы изгоняем тот или иной порок, нам необходимо заполнить освободившееся место, наполнить его добродетелью и подвигом. Душа человека никогда не бывает пустой, она или полна святости и любви, или полна мерзости и запустения. Всю жизнь мы боримся за освобождение, оккупированной врагом, территорию, пытаемся отвоевать и вернуть то что было утрачено. Если мы оставляем душу нашу пустой, не наполняем ее добродетелью, то скоро же свободное место захватывает враг. Из этого следует, что единственным стабильным исцелением от порока является христианская активность. Безделье, праздность - вот роковая болезнь. Даже самая невинная праздность скоро будет заражена пороком. [10 Мф.12:43-45]
  
  
  

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

      -- М. В. Лодыженский "Мистическая трилогия. Темная сила" Издание: православное братство во имя воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 1998 г.
      -- Библейская Эциклопедия архимандрита Никифора. Программа "Цитата из Библии".
      -- Иерей Олег Давыденко. "Катихизис" Переиздание Полтавского Духовного училища УПЦ 2001 г.
      -- Священник Родион. "Люди и демоны" Санкт-Петербург 2007 г
      -- Иером. Серафим Роуз. Душа после смерти. Москва 1992 г.
      -- Осипов А.И., проф. - "Экзорцизм православная беседа"
      -- Иосиф Флавий "Иудейские древности". Программа "Цитата из Библии".
      -- Н. И. Пирогов "Что разделяет человека и Бога" Москва. Русский хронограф. 2005 г.
      -- Евангельские трактаты "Силы тьмы". Программа "Цитата из Библии".
      -- Коментарий Баркли к Новому Завету. Программа "Цитата из Библии".
      -- Архиепископ Аверкий "Четвеоевангелие" Москва Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 1999г
      -- Толкование бл. Феофилакта Болгарского. Программа "Цитата из Библии".
      -- Михаил (Лузин), еп. "Толковое Евангелие". Т.2.
      -- Комментарии Джона Райла. Программа "Цитата из Библии".
      -- Новая Женевская Библия. Программа "Цитата из Библии".
      -- Лопухин А. П. "Толковая Библия" комментарий на Новый Завет. Институт перевода Библии. Стокгольм 1987 г.
      -- Евфимий Зигабен "Толкование на Евангелие" Санкт-Петербург. 2000 г.
   1
  
  
   30
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"