Мы привыкли к стереотипу, гласящему: войны бывают справедливые и несправедливые. Несправедливые - когда ты агрессор. Справедливые - когда ты защищаешь свою землю. Например, Афганистан - война для нас несправедливая. А вот обе Отечественных войны - против Наполеона и против Гитлера - самые что ни на есть справедливые. При этом как-то забывается, что, отвоевав обратно свою историческую землю, мы перешли свои границы и пошли покорять Европу, не брезгуя ни мародёрством, ни насилием: война есть война...К тому же, заставили всю Восточную Европу идти по нашему пути...
Рассказ Ольги Ильницкой "Убей своего мадьяра", опубликованный на Сакансайте, помогает читателю выйти из традиционных представлений о войнах. В сущности, "убить своего мадьяра", если мыслить метафорически, может означать "найти свою правду, обнажить скрытый смысл давно забытых вещей", а то и "расправиться со своим двойником".
Я очарован рассказом Ольги. Он романтичен, поучителен, он - о времени, которое, сжатое, как пластинка МР3, остаётся - и растворяется в вечности непреходящим мгновением. О памятнике Шандору Петефи она говорит, как о живом человеке: "Меня встречает на площади сумасшедшее красивый бронзовый поэт". Мне никогда не хотелось стать памятником. А тут - вдруг захотелось. После рассказа Ильницкой о Петефи. Я тоже буду, когда уйду, "сумасшедше красивым бронзовым поэтом"!
...Что-то новое вползает в моё сознание, освежённое чтением рассказа Ольги. Какая-то глубинная суть происходящего на нашей земле. Ведь мой отец тоже прошёл фронтами той большой войны. Не вернись он оттуда - и не было б меня, не было б моих детей. А кто-то погиб там - и его веточка генеалогического древа засохла. Но главное не это. Главное - то, что враг - такой же человек, как и ты... Просто он оказался по ту сторону, а ты - по эту... Но начинаешь понимать это только через некоторое время. И это хорошо. А то задумаешься на войне, что враг тоже человек - так он тебя тут же и прихлопнет.
Но порой в головах бывших воинов, вернувшихся домой, происходит какое-то брожение умов. Они постепенно забывают, что на войне были другие законы, по которым они ничего не нарушили. И эти люди начинают судить самих себя в преступлениях, которых они не совершали, каяться перед народом, с которым они воевали... Меня поразило, что американские ветераны Вьетнама за свой счёт купили билеты на самолёт во Вьетнам, чтобы совершить там акт покаяния. Так что же это - невежество, дурной пацифизм - или, всё-таки, высшая совесть, Бог в нас самих? Имели ли мы право распоряжаться на войне жизнями других людей, если жизнь им дали не мы?
К сожалению, мы порой передёргиваем смыслы, не вникаем в суть вещей. Война - это действие, не склонное к размышлениям этического характера. Даже Великому Александру, бывшему, как известно, учеником Аристотеля, не всегда удавалось удержать своих разгорячённых сражением воинов от, скажем так, неблагородных поступков в отношении мирного населения захваченных городов. Пытался иногда быть благородным и Наполеон Бонапарт. Но чтобы пощадить целящегося в тебя противника - это уже попахивает дурной толстовщиной. Да и не бывает такого в действительности - срабатывает инстинкт самосохранения! Потому что жизнь твоя принадлежит ведь не только тебе!Жизнь твоя - ещё и достояние твоих неродившихся потомков. "Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться", - говорил Боккаччо. Но иногда ещё лучше делать - и не каяться. Потому что ты ни в чём не виноват. Ты просто попал на войну...
Но, спустя некоторое время, ненависть к бывшему врагу постепенно проходит. И начинаешь понимать, что с тобой воевали не изверги-людоеды, а призванные в армию злодеями-вождями поэты, художники, инженеры, просто мирные люди. Ведь не могла же вся Германия в одночасье до такой степени оскотиниться, чтобы уже не признавать русских, украинцев или евреев за своих братьев по разуму! Страна, давшая мировой культуре столько гениев!
Ольга Ильницкая в своём рассказе показывает, что часто это происходит уже через поколение, то есть задумываться начинают не воевавшие отцы, а их дети. И это, на мой взгляд, лучше, чем самобичевания и покаяния самих доблестных воинов. По большому счёту, им не в чем каяться, не в чем себя винить. Они выполняли приказ. Бывает и так: руки по локоть в крови - а совесть чиста...
Честно говоря, я долго недоумевал, почему Европарламент призывает бойкотировать празднование нашего юбилейного Дня Победы. "С ума они там все посходили, что ли?" - задавал я себе вопрос. Ведь мы освободили их от фашистского ига. И вдруг - такая благодарность! Причём "пошаливали" в этом смысле не только наши бывшие прибалтийские республики, известные своей дружбой с нацистами. Косо посматривали на Россию и наши бывшие друзья по соцлагерю - страны Восточной Европы. И рассказ Ольги Ильницкой проливает некоторый свет на эту затаившуюся нелюбовь братьев-славян к России. Они ведь считают нас оккупантами! Мы ведь не просто освободили их, и ушли - мы всюду насаждали, между прочим, "железом и кровью" коммунистические режимы! И, как результат, эти страны отстали от своих соседей лет на сорок по своему развитию!
Жизнь есть путешествие сознания. И как это здорово, что литература не является чисто мужским занятием! Потому что я знаю теперь страшную женскую правду Ольги Ильницкой: окажись она на месте той мадьярской женщины, она непременно застрелила бы своего отца! И рука бы не дрогнула: она ведь так любила отца своих детей!